Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И было ко мне слово Господа Саваофа:
Святые отцы
Прочие
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 1–7 И было в четвертый год Дария царя. Было слово Господне к Захарии в четвертый день девятого месяца, который есть Каслев. И послали к дому Божию Сарасар и Рогоммелех, и мужи, которые были с ним, для молитвы пред лицем Господа, чтобы сказать священникам дома Господа воинств и пророкам говоря: Неужели должно плакать мне в месяц пятый, или я должен освящать [его] как делал уже многие годы? И было ко мне слово Господа воинств, говорящее: Скажи всему народу земли и священникам, говоря: Когда вы постились и плакали в пятый и седьмой [месяцы] в последние семьдесят лет, то разве для Меня вы постились? а когда вы ели и когда пили, то разве не для себя вы ели и пили? Разве нет слов, которыя говорил Господь в уши [manu] прежних пророков, когда Иерусалим был еще обитаемым и богатым, как он, так и города его [Вульг. без: его] вокруг него и был обитаем к югу и в низменных местах
В четвертый год царя Дария, в девятый месяц, называющийся Каслев (כםלו), и в четвертый день того же месяца, послали к дому Божию, т. е. к храму, который был восстановлен Зоровавелем и Иисусом, Сарасар и Рогоммелех и прочие, бывшие с ними, – это, как думают Евреи, были Персы, вожди царя Дария, боящиеся Бога, – чтобы, услышав о построении храма, спросить у священников Господа и пророков: должны ли они согласно прежнему обычаю плакать и поститься, или же [могут] заменить горе радостью? Значение слов вопрошающих таково: В пятый месяц, называющийся у Римлян Июль, Иерусалим был сокрушен Навуходоносором; посему вследствие разорения Иерусалима мы постились и плакали, и постом и рыданиями утешали горе свое. Теперь же, когда, как говорят, храм уже отстроен, и когда мы уже не видим причины для продолжения прежней печали, просим ответить: должно ли нам и теперь это делать, или же мы можем заменить горе радостью. Вместе с этим необходимо обратить внимание на то, что плач и пост называются освящением. Поэтому и в книге Иоиля пророка священникам заповедано, чтобы они освящали пост и проповедали исцеление (Иоил. 2:15), ибо пост и воздержание исцеляют раны преступника и освящают каждого исцеленного. После того, как вожди Персов через посланных изложили свое прошение, и посольство к священникам и пророкам сделало свое дело, было слово Господне к пророку, повелевающее говорить к народу и священникам то, что они должны отвечать посланным. Когда вы постились и рыдали в пятый и седьмой месяц, – т. е. в месяц взятия Иерусалима и в месяц убиения Годолии Измаилом, – в течение семидесяти лет от опустошения храма и разрушения Иерусалима, то разве для Меня была польза от того, что вы постились (4Цар. 25:25; Иер. 41:7)? И наоборот, когда вы едите и пьете, то разве не для себя вы это делаете? Ибо Господь умилостивляется не этими, а добрыми делами и исполнением с нашей стороны заповедей Его, а пища не делает нас угодными Богу. И если мы не едим, то не будем иметь ущерба, и если будем есть, то не будем иметь изобилия. И разве не таковы были мои слова, которые Я говорил, – когда стоял еще Иерусалим и [были] города Иуды, – вам устами [in manibus] пророков Моих, – когда Иерусалим был цел, и города Иуды изобиловали всем, и как нагорная страна, так и низменная были преисполнены плодами и наслаждались ненарушимым миром. А слова Господа, о которых далее свидетельствует Писание состояли в том, что Ему угодно, чтобы был истинный суд, милосердие к ближним, и чтобы не презирали вдовы, сироты и пришельца и не помышляли зла в сердце своем. Этого, говорит Он, не хотели они делать и с закрытыми ушами презирали Мои повеления; посему и пришел великий гнев на Иерусалим. И как они не хотели слушать Меня, так и Я не услышал их; а теперь они с такою точностью спрашивают: когда они должны поститься и плакать, хотя Я прежде сказал через Исаию: Не такой пост Я избрал, говорит Господь, не для того, чтобы человек унизил душу свою; но разорви все узы неправды, разреши обязательства насильственных поручительств, голодному от души дай хлеб твой. Если увидишь нагого, покрой его, и бедного и неимущего крова введи в хижину свою. Тогда благовременно заблистает свет твой, и быстро произойдет исцеление твое (Ис. 58:5–8). Находящиеся у Семидесяти слова: Послал из Вефиля Сарасар и Арабессер [или: Arbatfh sager] никто из наших не мог истолковать, ибо никаким основанием никто не мог объяснить, почему с Еврейского неправильно [male] переведено. В самом деле, кто этот Сарасар или Арабессер царь? или: какой области царь? или: в какую область и из какой области послал Вефиль? или: царем какого Вефиля мог быть Арабессер, – [Вефиля], который некогда вместе с Иудеею был низложен и в то время уже не назывался Вефилем, т. е. домом Божиим, а Вефавеном, т. е. домом идола? Также и то, что следует далее: Здесь в пятый месяц наступило освящение подобно тому, что они делали уже в течение многих лет, усиливаются объяснять так: Наступившее освящение это значит восстановление в то время сосудов, которые были унесены Навуходоносором. Посты в пятый и седьмой пытались отнести к пятому и седьмому дню недели; но так как далее есть пост в десятый, который вынуждены отнести к месяцу, то совершенно обошли молчанием то, что есть посты в пятый, седьмой и десятый месяцы. Посему мы довольствуемся первоначальным толкованием и не будем склоняться к ложным попыткам толкователей [или: будем пренебрегать ложными попытками], которые произошли от ошибки в переводе.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 4-7 И бысть слово Господа сил ко мне, глаголя: рцы ко всем людям земли, и к священником, глаголя: аще поститеся, и плачевопльствисте в пятинах или в седминах и се седмьдесят лет, постом ли поститеся ми? И аще ясте или пиете, не вы ли ясте и вы пиете? Не сия ли словеса, яже глагола Господь руками пророков прежних, егда бе Иерусалим населен, и гобзующ, и грады окрест его и нагорная и подольная населена бяху
Некоторые, как я уже прежде сказал, спрашивали о так называемом освящении у священников и пророков, и когда они, по всей вероятности, совершили молитвы и тщательно рассудили о том, что они должны отвечать тем, кои так сильно желали узнать об этом, тогда было некоторое слово от Бога, краткое, не длинное и не заключающее в себе ничего прикровенного, но, так сказать, нагое и легко доставляющее познание пользы. Что за важность, говорит, хотя бы вы и постились, может быть, в пятинах и в седминах? или какой подвиг добродетели бесцельно плакать над обгорелыми деревьями и камнями? Каким образом Бог стал бы с благоволением взирать на ваши поступки, когда вы, ничего полезного не делая, думаете в себе самих, что вы совершаете все наилучшее? Если бы я требовал такого поста и если бы было достойно похвалы такое женоприличное установление, то по какой же, говорит, причине вы не постились в продолжение семидесяти лет? Пока вы жили среди Вавилонян, вы не только не совершали всенародного поста; но и не отличались стремлением к исполнению чего-либо иного по закону Моисея. Потом Я помиловал, говорит, вас, и избавил вас от руки владычествующих над вами: и вы едите и пьете, но тем не столько Мне, сколько себе доставляете удовольствие. Посему-то такой пост напрасен и не приносит никакой пользы, и плач бесполезен, и труды остаются без награды. «Не сия ли суть словеса пророков прежних, егда Иерусалим бе населен и гобзующ» (благоденствовал), окружен был благами и величался своими цветущими городами, расположенными как на возвышенностях, так и на равнинах? Пророк Иоиль сказал, что нужно плакать старейшинам и священникам и народу и кроме того освятить пост. Цель этого увещания заключалась в призвании к покаянию; ибо Он не хотел, чтоб они подверглись перенесению случившихся с ними бедствий, так чтобы оплакивать им уже сожженный храм, но (желал того) чтобы еще до испытания бедствий, как я сказал, умилостивляя Бога воплем и слезами, они избавились от них. Итак, не таковы ли слова пророков прежних? Не зная их, вы напрасно плачете и по неразумию проливаете слезы над камнями разбросанными. Хотя и должно исправлять путь жизни своей и идти славною и непорочною стезею: но это надобно делать, хорошо узнав угодное Законодателю.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Не думайте, говорит Бог, что какая либо выгода Мне от вашего поста. Если, и в тысячу раз более сетуя и плача, будете совершать пост в « в пятом и седьмом месяце», то никакой пользы не приобрету от того. А что сие действительно так, свидетельствует время плена; потому что в продолжение семидесяти лет не служили вы Мне в посте. Посему, как едя и пия себе доставляете тем удовольствие, так и от поста сами вы получаете пользу. И не думайте, что это новое учение, потому что издревле, с самого давнего времени, не преставал Я чрез Пророков говорить это вашим предкам и отцам:
7. Не те же ли слова провозглашал Господь через прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен и покоен, и города вокруг него, южная страна и низменность, были населены?
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
4-6. И бысть слово Господа Вседержителя ко мне глаголя: рцы ко всем людем земли и ко священником глаголя: аще постистеся или плачевопльствисте в пятинах или седминах (месяца), и се, седмьдесят лет, постом ли постистеся Ми? И аще ясте или пиете, не вы ли ясте и пиете?
Теперь только, в собственном смысле, начинаются слова Божии, а в предыдущих словах показан повод, по которому было это откровение. На вопрос: должно поститься по-прежнему? Сам Господь Бог отвечает через пророка не прямо, а косвенно, показывая значение постов, и опровергая тот предрассудок Иудеев, будто пост сам по себе угоден Богу, есть, как бы, жертва Ему, от которой Он получает удовлетворение и пользу. При сем, Бог дает разуметь, что таких постов, какие соблюдались во время плена, Он не устанавливал, повеления соблюдать их не давал и не нуждается в них. Наконец, Иудеи соблюдали пост, а не воздерживались от грехов; постясь, преступали заповеди, нарушали закон, в нечестии упорствовали. Против всего этого и говорит Бог здесь и далее.
«Рцы ко всем людем земли», т. е. земли Иудейской, скажи всем Иудеям, возвратившимся из плена Вавилонского и поселившимся в земле Иудейской; Рцы и к священником, разумеется, не исключая Первосвященника Иисуса, сына Иоседекова, который есть тоже священник, только первый по власти. Все должны были внимать глаголам Божиим.
«Аще поститеся и плачевопльствисте», если вы воздерживаетесь от пищи и пития, и, при этом, плачете и скорбите, воспоминая несчастные события, в пятинах и седминах – в пятой и седьмой месяц – в эти 70 лет плена, в Вавилоне; «то постом ли поститеся Ми», т. е. – точно ли истинный пост вы соблюдали? И для Меня ли вы постились? Какую пользу Мне принесли вы своим постом? Само собой следует ответ, что своими постами, Иудеи Богу никакой пользы не приносили. Так поясняет здесь слова Божии блаженный Феодорит: «Не думайте, говорит Бог, что какая-либо выгода Мне от вашего поста. Если и в тысячу раз более сетуя и плача, будете совершать пост в пятинах и седминах: то никакой пользы не приобрету от того. Как, ядя и пия, себе доставляете тем
удовольствие, так и от поста сами вы получаете пользу». «Не этими вещами благоугождается Бог (поясняет блаженный Иероним), но добрыми делами, и, если заповеди Его соблюдаем; ибо пища не приближает нас к Богу, не делает нас Ему приятными. Если не едим мы, то ничего не теряем. Едим ли? Ничего не приобретаем».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И было ко мне слово Господа Саваофа
Посты, установленные помимо повеления Божия, не имеют никакого отношения к Богу
Так как священники, к которым депутация обратилась за разрешением вопроса о постах, затруднялись, очевидно, дать ответ от себя, то пророк Захария отвечает от имени Божия. - Не в утешении только и не в одобрении нуждается народ: он склонен и теперь предаться беспечности в отношении своего нравственного состояния: ему следует настоятельно напоминать и о его греховности и о необходимости духовной бдительности над собою. Поставленный в VII:3 вопрос дает пророку удобный повод обратиться к народу сначала с укоризнами и предостережениями, а потом с обетованиями и словом одобрения. - Ответ пророка на вопрос о соблюдении постов можно разделить на четыре части; внешним признаком, для отделения одной части от другой служит вступительная формула, почти одинаковая во всех случаях: было слово Господа (VII:4, 8; VIII:1, 18).
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Вследствие этого посольства в четвертый год царя Дария, в четвертый день девятого месяца, т.е. месяца Хислева, когда совершилось это посольство, было «слово Господа Саваофа» к Захарии. В этом слове, обращенном ко всему народу, так как дело касалось всего народа, на молитву и на вопрос о посте дает ответ Сам Бог, говорит, что пост важен для самого народа, а для Бога все равно: постится ли народ или не постится. «Когда вы постились, – говорит Бог через пророка ко всему народу и священникам,– плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?». Высказав это, Бог затем объясняет, какой пост есть пост истинный, богоугодный, действительно приносящий пользу человеку.