Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Не те же ли слова провозглашал Господь через прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен и покоен, и города вокруг него, южная страна и низменность, были населены?
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 1–7 И было в четвертый год Дария царя. Было слово Господне к Захарии в четвертый день девятого месяца, который есть Каслев. И послали к дому Божию Сарасар и Рогоммелех, и мужи, которые были с ним, для молитвы пред лицем Господа, чтобы сказать священникам дома Господа воинств и пророкам говоря: Неужели должно плакать мне в месяц пятый, или я должен освящать [его] как делал уже многие годы? И было ко мне слово Господа воинств, говорящее: Скажи всему народу земли и священникам, говоря: Когда вы постились и плакали в пятый и седьмой [месяцы] в последние семьдесят лет, то разве для Меня вы постились? а когда вы ели и когда пили, то разве не для себя вы ели и пили? Разве нет слов, которыя говорил Господь в уши [manu] прежних пророков, когда Иерусалим был еще обитаемым и богатым, как он, так и города его [Вульг. без: его] вокруг него и был обитаем к югу и в низменных местах
В четвертый год царя Дария, в девятый месяц, называющийся Каслев (כםלו), и в четвертый день того же месяца, послали к дому Божию, т. е. к храму, который был восстановлен Зоровавелем и Иисусом, Сарасар и Рогоммелех и прочие, бывшие с ними, – это, как думают Евреи, были Персы, вожди царя Дария, боящиеся Бога, – чтобы, услышав о построении храма, спросить у священников Господа и пророков: должны ли они согласно прежнему обычаю плакать и поститься, или же [могут] заменить горе радостью? Значение слов вопрошающих таково: В пятый месяц, называющийся у Римлян Июль, Иерусалим был сокрушен Навуходоносором; посему вследствие разорения Иерусалима мы постились и плакали, и постом и рыданиями утешали горе свое. Теперь же, когда, как говорят, храм уже отстроен, и когда мы уже не видим причины для продолжения прежней печали, просим ответить: должно ли нам и теперь это делать, или же мы можем заменить горе радостью. Вместе с этим необходимо обратить внимание на то, что плач и пост называются освящением. Поэтому и в книге Иоиля пророка священникам заповедано, чтобы они освящали пост и проповедали исцеление (Иоил. 2:15), ибо пост и воздержание исцеляют раны преступника и освящают каждого исцеленного. После того, как вожди Персов через посланных изложили свое прошение, и посольство к священникам и пророкам сделало свое дело, было слово Господне к пророку, повелевающее говорить к народу и священникам то, что они должны отвечать посланным. Когда вы постились и рыдали в пятый и седьмой месяц, – т. е. в месяц взятия Иерусалима и в месяц убиения Годолии Измаилом, – в течение семидесяти лет от опустошения храма и разрушения Иерусалима, то разве для Меня была польза от того, что вы постились (4Цар. 25:25; Иер. 41:7)? И наоборот, когда вы едите и пьете, то разве не для себя вы это делаете? Ибо Господь умилостивляется не этими, а добрыми делами и исполнением с нашей стороны заповедей Его, а пища не делает нас угодными Богу. И если мы не едим, то не будем иметь ущерба, и если будем есть, то не будем иметь изобилия. И разве не таковы были мои слова, которые Я говорил, – когда стоял еще Иерусалим и [были] города Иуды, – вам устами [in manibus] пророков Моих, – когда Иерусалим был цел, и города Иуды изобиловали всем, и как нагорная страна, так и низменная были преисполнены плодами и наслаждались ненарушимым миром. А слова Господа, о которых далее свидетельствует Писание состояли в том, что Ему угодно, чтобы был истинный суд, милосердие к ближним, и чтобы не презирали вдовы, сироты и пришельца и не помышляли зла в сердце своем. Этого, говорит Он, не хотели они делать и с закрытыми ушами презирали Мои повеления; посему и пришел великий гнев на Иерусалим. И как они не хотели слушать Меня, так и Я не услышал их; а теперь они с такою точностью спрашивают: когда они должны поститься и плакать, хотя Я прежде сказал через Исаию: Не такой пост Я избрал, говорит Господь, не для того, чтобы человек унизил душу свою; но разорви все узы неправды, разреши обязательства насильственных поручительств, голодному от души дай хлеб твой. Если увидишь нагого, покрой его, и бедного и неимущего крова введи в хижину свою. Тогда благовременно заблистает свет твой, и быстро произойдет исцеление твое (Ис. 58:5–8). Находящиеся у Семидесяти слова: Послал из Вефиля Сарасар и Арабессер [или: Arbatfh sager] никто из наших не мог истолковать, ибо никаким основанием никто не мог объяснить, почему с Еврейского неправильно [male] переведено. В самом деле, кто этот Сарасар или Арабессер царь? или: какой области царь? или: в какую область и из какой области послал Вефиль? или: царем какого Вефиля мог быть Арабессер, – [Вефиля], который некогда вместе с Иудеею был низложен и в то время уже не назывался Вефилем, т. е. домом Божиим, а Вефавеном, т. е. домом идола? Также и то, что следует далее: Здесь в пятый месяц наступило освящение подобно тому, что они делали уже в течение многих лет, усиливаются объяснять так: Наступившее освящение это значит восстановление в то время сосудов, которые были унесены Навуходоносором. Посты в пятый и седьмой пытались отнести к пятому и седьмому дню недели; но так как далее есть пост в десятый, который вынуждены отнести к месяцу, то совершенно обошли молчанием то, что есть посты в пятый, седьмой и десятый месяцы. Посему мы довольствуемся первоначальным толкованием и не будем склоняться к ложным попыткам толкователей [или: будем пренебрегать ложными попытками], которые произошли от ошибки в переводе.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 4-7 И бысть слово Господа сил ко мне, глаголя: рцы ко всем людям земли, и к священником, глаголя: аще поститеся, и плачевопльствисте в пятинах или в седминах и се седмьдесят лет, постом ли поститеся ми? И аще ясте или пиете, не вы ли ясте и вы пиете? Не сия ли словеса, яже глагола Господь руками пророков прежних, егда бе Иерусалим населен, и гобзующ, и грады окрест его и нагорная и подольная населена бяху
Некоторые, как я уже прежде сказал, спрашивали о так называемом освящении у священников и пророков, и когда они, по всей вероятности, совершили молитвы и тщательно рассудили о том, что они должны отвечать тем, кои так сильно желали узнать об этом, тогда было некоторое слово от Бога, краткое, не длинное и не заключающее в себе ничего прикровенного, но, так сказать, нагое и легко доставляющее познание пользы. Что за важность, говорит, хотя бы вы и постились, может быть, в пятинах и в седминах? или какой подвиг добродетели бесцельно плакать над обгорелыми деревьями и камнями? Каким образом Бог стал бы с благоволением взирать на ваши поступки, когда вы, ничего полезного не делая, думаете в себе самих, что вы совершаете все наилучшее? Если бы я требовал такого поста и если бы было достойно похвалы такое женоприличное установление, то по какой же, говорит, причине вы не постились в продолжение семидесяти лет? Пока вы жили среди Вавилонян, вы не только не совершали всенародного поста; но и не отличались стремлением к исполнению чего-либо иного по закону Моисея. Потом Я помиловал, говорит, вас, и избавил вас от руки владычествующих над вами: и вы едите и пьете, но тем не столько Мне, сколько себе доставляете удовольствие. Посему-то такой пост напрасен и не приносит никакой пользы, и плач бесполезен, и труды остаются без награды. «Не сия ли суть словеса пророков прежних, егда Иерусалим бе населен и гобзующ» (благоденствовал), окружен был благами и величался своими цветущими городами, расположенными как на возвышенностях, так и на равнинах? Пророк Иоиль сказал, что нужно плакать старейшинам и священникам и народу и кроме того освятить пост. Цель этого увещания заключалась в призвании к покаянию; ибо Он не хотел, чтоб они подверглись перенесению случившихся с ними бедствий, так чтобы оплакивать им уже сожженный храм, но (желал того) чтобы еще до испытания бедствий, как я сказал, умилостивляя Бога воплем и слезами, они избавились от них. Итак, не таковы ли слова пророков прежних? Не зная их, вы напрасно плачете и по неразумию проливаете слезы над камнями разбросанными. Хотя и должно исправлять путь жизни своей и идти славною и непорочною стезею: но это надобно делать, хорошо узнав угодное Законодателю.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Так, показав древность сей проповеди, подробно открывает, чем можно служить Ему. Отцам вашим сказал Я, говорит Бог, чтобы судящие произносили приговор беспристрастный и справедливый, с ближними проступали милостиво, влекущих тяжкое иго вдовства, и оплакивающих свое сиротство не угнетали своею властью, и бессилия убогих не обращали в повод к любостяжательности, а сверх того отвращались злопамятства, и не мстили начавшим обиды. Вот, что сказал Я им; они же не захотели послушаться.
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Истинный, богоугодный пост состоит собственно не в воздержании от пищи и пития, но в том, чтобы внимать слову Божию и жить по нему, как об этом «провозглашал Господь через прежних пророков» еще до плена вавилонского, «когда Иерусалим был неселен», когда окружали его города его, города области иудейской, находившиеся в большей или меньшей зависимости от Иерусалима, когда принадлежащие к царству Иудейскому области: южная часть и низменность (при Средиземном море, на юго-западе от Иерусалима) были населены. Этому народу, этим отцам современников пророка «так говорил тогда Господь Саваоф: производи́те суд справедливый», нелицеприятный, вполне верный, строго соответствующий делу (ср. Исх.23:21-22; Исх.23:6-9; Лев.19:15-18; Втор.10:18-19; Втор.24:14; Ис.1:17; Иер.7:5; Иез.18:8 и др.) «и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы́ и сироты́, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга (ср. Быт.9:5) не мыслите в сердце вашем». Но они не хотели внимать. Подобно волу, не склоняющему шеи своей под ярмо, они не хотели подчиниться велению Божию, «отворотились от Меня и уши свои отяготили», как бы заткнули, чтобы не слышать приказаний Господа. И сердце свое «окаменили», сделали так же твердым, так же не чувствительным к Божиим внушениям, и это сделали для того, чтобы не покоряться закону и словам, которые посылал (проповедовал) Иегова воинств Духом Своим посредством прежних пророков, так что вследствие великого и упорного ожесточения народа «постиг их великий гнев Господа Саваофа».