Скрыть
Ибо прежде дней тех не было возмездия для человека, ни возмездия за труд животных; ни уходящему, ни приходящему не было покоя от врага; и попускал Я всякого человека враждовать против другого.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Так как до дней тех не было ни награды людям, ни награды животным, и не было покоя ни входящему, ни исходящему вследствие напастей; и Я допустил, чтобы все люди, каждый отдельно, [нападали] на ближнего своего

Семьдесят все отнесли к будущему времени, а лучше [относить] к прошедшему, как это имеется в Еврейском тексте, и правильность [последовательного] толкования подтвердит [это]. До основания дома Божия и создания храма Господня всякий труд ваш был напрасным. И как люди, так и рабочий скот в земледелии, в торговле и разных работах трудились безуспешно вследствие бесполезности усилий: совне враги, а дома измена возмущали мирную жизнь, и всюду прекратилось правильное судопроизводство по причине частых воин и домашних козней друг против друга, когда брат не доверял брату, и все родственники стали враждовать между собой. Разумея то же самое, пророк Аггей говорит иными словами: И ныне устремите сердца свои от дня сего назад, пока еще не был положен камень на камень в храме Господнем, когда вы приходили к копне в двадцать четвериков, а было только десять, вы входили в точило, чтобы выжмать пятьдесят сосудов, а было двадцать. Я поразил вас ветром жгучим и желтухою, и градом все дела рук ваших, но не было среди вас такого, который бы обратился ко Мне, говорит Господь (Агг. 2:16–17). Эти слова мы можем относить и к Церкви, и к каждому из верующих. До основания в нас дома Божия и создания храма Богу, и прежде того, как мы услышим от Апостола: Вы есте храм Божий и Дух Божий живет в вас (1Кор. 3:16), какое доброе дело мы ни казались [или: кажемся] имеющими, – разумные ли [из нас] называемые людьми, или простецы, называемые скотами, ибо говорится: Господи, Ты спасешь человеков и скотов (Пс. 35:7), – оно не имеет награды у Бога, и бывают между нами войны и несогласия и повсюду напасти без мира Христова, который Он оставил апостолам, отходя ко Отцу (Ин. 14:27), и исполняется на нас слово Господне: Враги человеку домашнии его (Мих. 7:6). Ибо всякий брат коварно ставит преткновение, и всякий друг выступает с кознями, и каждый человек издевается над братом своим, и не говорит истины: язык их научился говорить ложь (Иер. 9:4). Посему, если мы обратимся ко Христу и создадим храм Его, тотчас услышим голос взывающего Апостола: Каждый получит награду свою соответственно делу своему (1Кор. 3:8).

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Зане прежде дней сих мзда человека не будет во успех и мзда скотов не будет и исходящему и входящему не будет мира от печали, и послю вся человеки когождо на искренняго своего

В еврейском издании идет речь не о будущем времени, но говорится о происшедшем, прежде дней онех, говорит, мзда человеков не бе во успех, и мзда скотом не бяше и опять: исходящему и входящему не бе мира. Такой оборот речи вполне соответствует ходу мысли и истина его подтверждается повествованием об исторических событиях. Вот на что хочет указать (пророческая) речь. Израильтяне пришли из Вавилона во святой город: но у них не было святыни на месте, после того как у них разрушен был древний храм, – не было жертвы и возлияния, потому что не было жертвенника. Тогда Бог всяческих побуждал их приложить самое горячее попечение о необходимейшем, – построить храм и соорудить в нем божественный жертвенник, так чтобы они имели возможность благообразно совершать установленное законом и умилостивлять Бога всяческих. Но они под разными предлогами откладывали это дело; то воображали, что у них недостанет на это денег, то указывали на злобу людей, мешающих им заниматься постройкой. Оскорбляя этим Бога, они были поражаемы частыми, друг за другом следующими ударами, неурожаями, говорю, засухами, нападениями и набегами соседних народов. Бог всяческих обвинял их в лености, так говоря устами пророка Аггея: «людие сии глаголют: не прииде время создати храм Господень. Аще время убо вам есть жити в домех истесанных, храм же Господу не создася» (Агг.1:2, 4). За то, что они предались: как я сказал, лености, они постоянно поражаемы были скудостью в самом необходимом и войнами с соседями. Когда же они воздвигли храм, – прекратились действия гнева божественного; у них во всем было довольство и они наслаждались большим благополучием. Посему и говорит: прежде дней онех, то есть прежде восстановления храма, мзда человеком не бе во успех и мзда скотом не бяше; ибо земледельцы оставались без награды за труд и, совсем не собрав плодов, вместе с утомленными волами удалялись с полей. Но и у выходящих и приходящих не было мира. Под входящими и исходящими из города разумеет тех, которые приходят в город или ради торговых занятий, или ради других дел. Итак, говорит, у них не было мира, потому что соседние народы, как я сказал, огорчали Израиля и каждый смотрел на близкого родственника, или брата, или соседа, как на одного из жестоких врагов.

Подобает знать, что прежде вочеловечения Единородного и прежде возникновения церкви ни людям, ни скотам не было никакой пользы; ибо те, которые считались в этой жизни разумнейшими и славились мудростью, которые и действительно могли бы считаться людьми, совершали напрасный и бесполезный труд над науками, будучи не в состоянии ни написать, ни уразуметь и ни сказать другим что-нибудь необходимое. Подобным образом и те, которые проводят грубую и скотскую жизнь, проводили жизнь без мзды; ибо они не могли совершить ничего похвального в очах Божиих. Но совсем не было и мира на земле, потому что полчище демонов все приводило в замешательство и наполняло землю смятением, так что дела и мысли всех находились как бы в смятении и колебании и не имели в себе ничего прочного.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

10-12. Ибо прежде дней тех не было возмездия для человека, ни возмездия за труд животных; ни уходящему, ни приходящему не было покоя от врага; и попускал Я всякого человека враждовать против другого. А ныне для остатка этого народа Я не такой, как в прежние дни, говорит Господь Саваоф. Ибо посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою, и все это Я отдам во владение оставшемуся народу сему.

Когда не радели вы о строении храма, бесполезен был труд человеческий, не давала выгоды и плата за скот, но все, и отлучающиеся и дома остающееся, пребывали в непрестанном страхе. За нерадение ваше о божественном возбуждал Я у вас междоусобия и мятежи; теперь же, видя ваше тщание о храмоздании, предпочтительно пред всеми другими дам вам дар мира; насладитесь же и плодами земными при подаваемых обильно свыше дождях.

Толкование на пророка Захарию

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 9-12 Так говорит Господь Саваоф: укрепите руки ваши вы, слышащие ныне слова сии из уст пророков, бывших при основании дома Господа Саваофа, для создания храма. Ибо прежде дней тех не было возмездия для человека, ни возмездия за труд животных; ни уходящему, ни приходящему не было покоя от врага; и попускал Я всякого человека враждовать против другого. А ныне для остатка этого народа Я не такой, как в прежние дни, говорит Господь Саваоф. Ибо посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою, и все это Я отдам во владение оставшемуся народу сему. 

Ввиду таковых обетований, изрекаемых Богом и через Аггея – другого пророка, действовавшего одновременно с Захарией (Агг.2), народ, слушающий «ныне слова сии», эти обетования, исходящие от Бога через современных пророков, выступивших во время основания храма и пророчествующих о благоуспешном окончании строения храма и прославлении его, не должен унывать среди встречающихся ему неудач и препятствий в исполнении дела Божия. Он должен радостно идти навстречу  будущности, должен бодро исполнять то, чего требует от него его призвание. «Так говорит Господь Саваоф: укрепите руки ваши вы, слышащие ныне слова сии из уст пророков, бывших при основании дома Господа Саваофа, для создания храма», слушающие слова о том, что он будет построен. «Ибо прежде дней тех», когда народ начал снова продолжать прекращенное было им созидание храма, «не было возмездия для человека, ни возмездия за труд животных». Земледельческий труд человека и животных не оплачивался или, если и оплачивался, то очень скудно (ср. Агг.1:6,9-11,2:16-19), потому что земля или вовсе не приносила плодов, или, если приносила, то приносила плоды самые скудные. К этому нужно присоединить еще то, что при исполнении того или другого занятия всегда являлся в то время противник, враг, препятствовавший исполнению, так что выходящему и входящему не было покоя от врага. «И попускал Я, – говорит Иегова воинств, – всякого человека враждовать против другого», вследствие чего даже и между самими членами народа Божия, в его общественной жизни и домашней, не было взаимного мира и спокойствия.Теперь же, с этих дней, Иегова иначе будет проявлять Себя остатку народа Своего,теперь Он снова благословит его плодоносием полей и садов его. «Ибо посев будет в миревиноградная лоза» – дерево, успешно растущее и плодоносящее только в мирное время, когда земля свободна от опустошения неприятельского, «даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою, и все это Я отдам во владение,  говорил Бог, – оставшемуся народу сему» (см.Агг.1:10,2:19).

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible