Скрыть
Так говорит Господь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 7-8 Се Аз спасу люди Моя от земли восточныя, и от земли западныя, и будут Ми в люди в Иерусалиме те самые, которые были рабами всех народов.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 7–8 Сие говорит Господь воинств: Вот Я спасу народ Мой от земли Востока и от земли Запада и приведу их, и будут они обитать среди Иерусалима. И будут Мне народом, и Я буду Богом

Одни из Иудеев говорят, что это исполнилось после Зоровавеля и Неемии после построения храма, устроения стен города и восстановления Иудейского царства Маккавеями и другими вождями, которые управляли Иудеей до времени Ирода. Другие говорят, что это должно исполниться под владычеством Христа, Которого они напрасно ожидают. Мы же говорим, что это исполнилось отчасти в то время, т. е. после Зоровавеля и Неемии и – как бы в образах и картинах, – предупредило [то время] когда народ был возвращен из плена и обитал в Иерусалиме, и снова назван был народом Божиим, и Бог – Богом их, и уже не во лжи и беззаконии, но в истине и правде; но полнейшим образом обетование сбылось на деле под властью Господа Спасителя в Церкви, т. е. в истинном Иерусалиме, особенно слова: Вот Я спасу народ Мой от земли Востока и от земли Запада, о которых и Господь говорит в Евангелии: Многие от Востока и Запада приидут и возлягут во Царствии небесном со Авраамом, Исааком и Иаковом (Мф. 8:11), а еще гораздо раньше провозвещал Псалмопевец, говоря: Бог богов, Господь возглаголал и призвал землю. От Востока солнца до Запада, от Сиона слава Его (Пс. 49:1–2). Ибо от Сиона придет Имеющий уничтожить и отвратить неправды от Иакова, когда от Востока и Запада на всяком месте приносится имени Господа каждение и жертвоприношение чистое не в жертвах Ветхого Завета, но в святости Евангельской чистоты; об этом каждении мы читаем и в другом месте: Да исправится [направится] молитва моя, как каждение пред лицем Твоим (Пс. 140:2); а какое это каждение, это показывают следующие слова: Воздеяние рук моих, жертва вечерняя. Действительно, после того как от корня Иесеева возрос Тот, Который имел владычествовать над народами, и в Нем чаяние народов (Рим. 15:12), и от Востока, и от Запада уверовали в Господа, как народ древний, так и новый, и было одно стадо: тогда все народы были призваны к радости и подвигнуты к веселью, как говорит пророк: Возвеселитесь, язычники, с народом Его (Втор. 32:43; Рим. 15:10), соответственно тому, что написано в другом месте: Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред лицем Его все племена (familiae) язычников (Пс. 21:28). Следующие слова: В истине и правде значат то, что отойдет тень древнего закона, и придет истина Евангелия не в праведности Иудеев, но в праведности христианской, ибо Сам Господь есть истина и правда, о чем мы читаем: Истина от земли произошла, и правда приникла с неба (Пс. 84:12); поэтому и в четырнадцатом псалме правда и истина называются вместе: Ходящий непорочно и делающий правду говорит истину в сердце своем (Пс. 14:2).

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 7-8 Сице глаголет Господь Вседержитель: се аз спасу люди моя от земли восточныя, и от земли западныя, и введу их, и вселюся посреде Иерусалима, и будут ми в люди, и аз буду им в Бога во истине и в правде

Древле Бог спас потомков Израиля, рассеянных войною, собирая их во Иерусалим и обитая среди них, когда они воздвигли божественный храм, и получили опять возможность умилостивлять Его установленными законом жертвами, совершать молитвы и торжествовать праздники. Но сказать, что спасет свой народ с востока и с запада по справедливости прилично только Еммануилу, Который призвал всю вселенную, уловив верою живущих на концах земли и собрав все сонмище народов во святой по истине и славный град. который есть церковь Бога жива, небесный Иерусалим. А что Он и вселился среди нее, как можно сомневаться в этом? ибо Он сделался подобным нам – «с человеки поживе» во плоти (Вар.3:38); и об этом предвозвестил нам Бог чрез другого пророка, говоря: «дерзай Сионе, да не ослабеют руце твои. Господь Бог твой в тебе, силный спасет тя: наведет на тя веселие, и обновит тя в любви своей» (Соф.3:16–17). Но Он и с нами пребывает, ибо Он не оставил нас сирыми, но послал вместо Себя Утешителя и чрез Него пребывает с любящими Его (Ин.14:16–18), о чем свидетельствует, говоря: «се аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф.28:20). Итак, народом Его сделались бывшие некогда не народом и покланявшиеся камням, но возгнушавшиеся древнего и нечистого заблуждения, – мы признали Его Богом и притом в истине и правде, ибо мы не привязаны к образам и теням, подобно приверженцам буквы, но приняв в ум и сердце свет евангельской проповеди, совершаем истинное служение и, крепко преданные приятной Ему правде, мы совершаем поклонение духом; ибо «дух есть Бог, как говорит Сам Сын, и иже кланяется ему, духом и истиною достоит кланятися» (Ин.4:24).

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

6-8. Так говорит Господь Саваоф: если это в глазах оставшегося народа покажется дивным во дни сии, то неужели оно дивно и в Моих очах? говорит Господь Саваоф. Так говорит Господь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца; и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде.
6-8. Си́це глаго́летъ Госпо́дь Вседержи́тель: а́ще изнемо́жетъ предъ оста́нкомъ люді́й си́хъ во о́нѣхъ дне́хъ, еда́ и предо мно́ю изнемо́жетъ? глаго́летъ Госпо́дь Вседержи́тель. Си́це глаго́летъ Госпо́дь Вседержи́тель: се́, а́зъ спасу́ лю́ди моя́ от земли́ восто́чныя и от земли́ за́падныя и введу́ и́хъ [въ зе́млю и́хъ], и вселю́ся посредѣ́ Иерусали́ма, и бу́дутъ ми́ въ лю́ди, и а́зъ бу́ду и́мъ въ Бо́га во и́стинѣ и въ пра́вдѣ.

Потом уверяет в словах сих, ручаясь в том Своим могуществом. Хотя вы, взирая на собственную свою малочисленность и нищету, не восприемлете надежды иметь сии блага: однако же, познав могущество Дающего обетование, надлежит вам не сомневаясь приять сказуемое и веровать, что народ Мой вполне сподоблю спасения, собрав его отовсюду, возвращу в отечественную землю и соделаю, что явление Мое в Иерусалиме будет делом обычным. Ибо сие сказует Бог у Пророка: "Вселюся посреде Иерусалима." Народ назовется Моим народом, а Я наименуюсь его Богом, и не во лжу, как древле, но поистине и правде.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-8 Так говорит Господь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца; и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде

Милосердие Божие прострется не на тех только, которые уже находятся в Иерусалиме, но и на рассеянных по всем странам земли. Они получат возможность возвратиться в Иерусалим из всех стран от востока до запада и будут опять народом Божиим. Ст. 7-8 служат пояснением предыдущего: собрание отовсюду рассеянных сынов Израиля увеличит население опустевшего со времени плена Иерусалима, и он будет полон обитателями всех возрастов.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 6-8 Так говорит Господь Саваоф: если это в глазах оставшегося народа покажется дивным во дни сии, то неужели оно дивно и в Моих очах? говорит Господь Саваоф. Так говорит Господь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца; и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде. 

Положим, возвещаемое спасение (осуществление которого не может быть относимо к послепленной жизни евреев, жизни, полной войн с иноземными народами и сопряженных с этими войнами бед и несчастий, жизни подчинения  и зависимости власти языческой, но которое, только в слабом начале исполняясь в восстановлении руками Зоровавеля храма Иерусалимского и руками Неемии города Иерусалима, приняло свое настоящее исполнение только с новозаветными временами, с явлением Мессии и основанием Им нового Иерусалима духовного, царства Божия и получит окончательное исполнение в будущих веках, в веках вечной, блаженной жизни праведных в царстве славы) по своему содержанию, по своей широте так велико, так необыкновенно, что в очах уцелевшего от погибели народа оно явится невероятным даже и в те дни, когда придет, когда осуществится перед их глазами, но таково оно только для людей, для ограниченного взора человеческого, между тем как в очах Божиих оно не имеет ничего необыкновенного. Как бы оно ни было велико, Бог несомненно все таки исполнит его. Бог через Мессию спасет народ Свой из всех стран, куда они только будут рассеяны, «из страны востока и из страны захождения солнца». Он всех их оттуда соберет и приведет в Иерусалим, в мессианское царство, – этот расширенный и открытый со всех сторон новый Иерусалим (ср. Зах.2:4). Собранные со всей земли, они будут обитать там. Бог утвердит с ними новый завет, по которому они сделаются истинным народом Божиим, а Бог будет их Богом «в истине и правде». (ср.  Ос.2:19-20).

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible