Скрыть
Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И потребит колесницы от Ефрема, и кони от Иерусалима. Виною сему были сами они; потому что не восхотели радоваться пришествию Христову, к чему были призываемы. Под образом коней и колесниц Пророк разумеет власть и крепость царства, именно военные силы и сокровища. Известно же, что, во время пришествия Христова, у Иудеев отнята была царская власть, царствовали над ними язычники, которые наложили на них дань; а таким образом оправдалось пророчество, потому что в то же время отнят у них и гордый лук крепости бранной. Здесь Пророк присоединяет к Иерусалиму и Ефрема. Хотя прежде составляли они из себя два отдельные царства, но в последствии, пред Христовым пришествием, соединились во едино. Ибо когда, во дни Ровоама, сына Соломонова, сыны Израилевы разделились, и десять колен свергли с себя иго царства Иудина и праведного дома Давидова; тогда поставили они над собою царем Иеровоама, который утвердил царский престол свой в Самарии, Ровоам же остался царем в Иерусалиме и принужден был заключиться в пределах колен, не отложившихся от него. Но в последнее время колено Ефремово и прочие соединились с коленом Иудиным, и все они составили из себя один народ. И изречет мир народам. О сем свидетельствует крест, на который за грехи людские вознесен был Христос. Изречен также мир чрез учеников Христовых, которые посланы проповедовать народам спасительное Евангелие и крестить их. Так, Христос Своим распятием примирил Иудеев и язычников, горних и дольних.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9–10 Премного радуйся, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: Вот Царь твои идет к тебе праведный и Спаситель, Он бедный и сидящий на ослице и на молодом осленке. И погублю колесницы от Ефрема, и коня от Иерусалима, и рассеется лук военный, и провозвестит Он мир народам, и будет могущество Его от моря и до моря, и от рек до пределов земли

Евангелисты пишут, что это пророчество исполнилось тогда, когда Господь вошел в Иерусалим, сидя на осле и молодом осленке, и когда на встречу Ему вышла толпа детей с пальмовыми ветвями, восклицающих: Благословен грядущий во имя Господне: осанна в вышних (Мф. 21:9); а когда фарисеи начали делать упреки, почему Он не удержал восклицающих детей, то Он отвечал: Разве вы не читали: Из уст младенцев и грудных детей Ты совершил хвалу (Мф. 21:16; Пс.8:3). Итак, пусть возрадуется Сион и пусть торжествует Иерусалим, – это один я тот же город, ибо Сион есть крепость Иерусалима, – ибо придет к нему Царь его, Который обещан предсказаниями всех пророков, Праведный, Он же и Спаситель т. е. Иисус, как это Ангел изъяснил, благовествуя Марии: И назовется Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов их (Мф. 1:21). Также Он и бедный, или, – как перевели LXX, – кроткий, так как хотя Он и богат, но ради нас обнищал и говорит в Евангелии: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29); [наконец] Он сидит на осле подъяремном, или молодом осленке, т. е. во главе того и другого народа, – обрезания и необрезания, – из которых первый носил на себе тягчайшее бремя Закона, как это написано в Деяниях Апостолов: Ни мы, ни отцы наши не могли понести тяжкого бремени Закона (Деян. 15:10,28). Посему и Павел пишет к Галатам, желавшим обрезываться: Стойте и не удерживайте снова бремени рабства (Гал. 5:1). А молодой осленок есть множество язычников, не имеющее на себе узды Закона и не управляемое никем, но всегда скользившее и низвергавшееся в глубокие пропасти идолослужения, которое с восседанием над ним Господа [подобно всаднику] научилось ходить, ступая по правому пути. И рассею, говорит, колесницу от Ефрема. До этого места от Лица Бога Отца говорится, что погибнет всадник или колесница от Ефрема и конь от Иерусалима. И в то же время в буквальном смысле говорится следующее. Не будет войн, так как все примирено с пришествием и рождеством Христовым. А потом, – соответственно высшему пониманию, – Ефрем должно относить ко множеству ересей. Это слово переводится словом καρποφορία т. е. плодородие, или изобилие плодов, о чем написано в LXXVII Псалме: Сыны Ефрема, напрягающие лук и стреляющие в день брани обратились назад (Пс. 77:9). О колесницах этого рода или всадниках [или: возницах] мы читаем: Эти на колесницах, а эти на конях, мы же воззовем во имя Господа Бога нашего: они связаны и пали, мы же встали и стали прямо (Пс.19:8–9). А конь, который погубляется от Иерусалима, есть тот, о котором мы читаем: Ненадежен конь для спасения (Пс. 32:17). И у пророка Иеремии предававшиеся роскоши и плотским удовольствиям люди слышат: Они сделались предо Мною как кони, неистово устремляясь на женщин, каждый ржет на жену другого (Иер. 5:8). Посему и призываются они к покаянию словами Псалмописца: Не будьте как конь и лошак, у которых нет разума (Пс. 31:9). А когда погубит Господь колесницу от Ефрема и коня из Иерусалима, которые будут освобождены от коней и колесниц этого рода, тогда они сами будут обращены на служение Господу и сделаются Херувимами и относительно их будет сказано: Колесниц Божиих многочисленные тысячи, тысячи ликующих (Пс. 67:18), и: Я уподобил тебя, ближняя Моя, коннице Моей в колесницах Фараоновых (Песн. 1:8), и: Взойди на коней и восхождение Твое – спасение (Авв. 3:8). Рассеян будет военный лук, так что не будут выбрасываться огненные стрелы, которые могли бы поражать сердца похотливых людей. И будет провозглашен мир народам, о которых написано: Он будет ожиданием народов (Быт. 49:10), и опять: На него будут надеяться народы (Ис. 11:10), и: Власть Его от моря и до моря и от рек до пределов земли (Пс. 31:8). Значение этого места не должно быть ослабляемо иносказательными толкованиями: наоборот, должно веровать, что все это исполнилось согласно с тем, что мы читаем: Проси от Меня, и Я дам Тебе народы в наследие Твое и во власть Твою концы земли (Пс. 2:8). В семьдесят первом псалме также говорится от лица Соломона и истинного примирителя: И будет господствовать от моря и до моря, и от реки до концов земли (Пс. 71:8).

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И потребит колесницы от Ефрема, и коня от Иерусалима, и потребится лук бранный, и множество, и мир от языков: и возобладает водами от моря до моря, и от рек до исходищ земли

Что Единородный, ставши человеком, имел покорить под ноги любящих Его «начала и власти и миродержителей века сего» (Еф.6:12), то есть отвратительные полчища демонов, подчинить им всякого врага видимого и невидимого и уничтожить всякую войну и возвеселить благами мира, на это прикровенно указывает нам пророческое слово. Некогда Вавилоняне и некоторые другие из соседних народов сделали нападение на Иерусалим «на конех и на колесницах, и стреляюще луки», по написанному (Пс.19:8, 77:9), – и таким образом покоряли их и подвергали тяжким страданиям. Таким образом при помощи обычного явления объясняет славу дел Христовых. Придет, говорит, и не в продолжительном времени спасающий и праведный и кротчайший царь, но не среди множества оруженосцев, и не в сопровождении копьеносцев и многих тысяч воинов опытных в военном деле. Хотя Он проявил в Себе скромность, так что едва воссел и на молодого осла; однако ж Он будет так велик в доблести и принесет столь великую пользу уповающим на Него, что уничтожит колесницы Ефрема и удалит коней из Иерусалима и «потребит лук бранный» и распространит глубокий мир на все народы. Ефремом называет живущие в Самарии десять колен, Иерусалимом же жителей его, то есть колено Иудово и Вениаминово. Итак, пророческое слово приводит нам и основание безопасности и мира; ибо, говорит, святой город уже не будет удобопроходим для желающих причинить ему бедствие, а спасающий его так расширит свое царство, что Он будет обладать целою Иудеей от моря даже до рек; а они-то суть «исходища земли» то есть пределы. Негде и божественный Давид воспевает и о синагоге иудейской, говорит как бы о виноградной лозе: «простре розги своя до моря и даже до рек отрасли своя» (Пс.79:12); ибо земля иудейская граничит с морем и страною к югу и индийскою и так называемым средоречием. Но царство Христово отнюдь не заключается в этих пределах, – далеко нет. Но от частного примера речь переходит ко всемирному и всеобщему, ибо Он воцарился не над одною Иудеей; но над всею вселенною и власть его простирается от края до края земли.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

10. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.
10. И потреби́тъ колесни́цы от Ефре́ма и ко́ни от Иерусали́ма, и потреби́тъ лу́къ бра́нный, и мно́жество, и ми́ръ от язы́ковъ: и облада́етъ вода́ми от мо́ря до мо́ря и от рѣ́къ до исхо́дищъ земли́.

Сею-то мерностью водясь, Царь всяческих, сказано у Пророка, «потребит колесницы от Ефрема, и кони от Иерусалима», сокрушив их дерзость и безумное царство. Потребил же и «лук бранный» посредством Римлян, и множество мира даровав народам, и доставив удобство проповедникам истины. Ибо как скоро стало одно царство, прекратились междоусобные восстания, в целой вселенной водворился мир, небоязненно потекли Апостолы, которым вверена была проповедь благочестия, и обходя вселенную, уловляли людей в жизнь. И что всего необычайнее, вседший на жеребца, не имея, где главу подклонить, как скоро восхотел, возобладал всею землею и морем. Сие предвозвестило и пророческое слово: " и облада́етъ вода́ми от­ мо́ря до мо́ря и от­ рѣ́къ до исхо́дищъ земли́". А я дивлюсь тупоумию Иудеев, с крайним бесстыдством осмеливающихся прилагать сие пророчество к Зоровавелю. Они сами сознаются, что Зоровавель овладел даже не всею Палестиною, а одною только Иудеею; Пророк же предсказал, что Вседший на жеребца будет обладать целою вселенною. Притом знаем, что Господь воссел на жеребца, а чтобы сделал это Зоровавель, доныне не сказал того ни один из писавших о делах божественных. Посему, если Владыка Христос, по пророчеству, воссел на жеребца, а также возобладал вселенною, если о Нем веруют и проповедуют, что Он Бог истинный, если Он сокрушил царство Ефремово и Израилево; то о Нем предвозвещал сие Пророк, и пророчество сие ясным образом исполнилось.

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли

С воцарением Царя мира, для народа Божия не нужны будут военные колесницы и боевые кони; всякое бранное оружие должно быть уничтожено, так как мир возвещен будет всем народам во все концы земли.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 9-10 Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли. 

Этот Царь принесет с собою великое спасение народу Божию, поэтому дочь Сиона, население Иерусалима, верное Богу и представляющее собою всех верующих членов народа Божия, должно торжествовать: «Ликуй от радости, дщерь Сиона», возглашает радостно пророк, созерцающий идущее к народу великое Божие спасение, «торжествуй, дщерь Иерусалима», к твоему самому высшему благополучию и счастью, обетованный тебе издревле «се Царь твой грядет к тебе праведный», воодушевлять справедливостью и в своем управлении соблюдать строго это первое, лучшее качество правителя (ср.  Ис.11:1-4,Иер.23:5-6,33:15-16); вместе с тем Он «спасающий», от Бога снабжен помощью, содействием, необходимым для успешного ведения дела управления своего. Характер владычества этого Царя выражается, между прочим, в Его внешнем положении и обстановке. По своему внешнему положению Он – Царь «кроткий», приниженный, полный поношения и страдания. Его внешнее, земное уничижение проявляется в том, что Он есть Царь «сидящий на молодом осле», животном презренном на востоке, и правда на жребяте, сыне ослицы, т.е. на животном, которое не носило еще ярма, которое ходило только еще за ослицею. Как явление Царя не носит в себе никаких признаков земной власти, земного величия, так и царство Его будет основано не мирскою силою. То, в чем мирские царства находят свою силу, а именно военные колесницы и кони и военное оружие, Господь уничтожит из Ефрема и Иерусалима (ср. Мих.5:9). «Тогда истреблю», говорит Бог, «колесницы у Ефрема (Ефрем обозначает собою все десятиколенное царство) и коней в Иерусалиме» (Иерусалим, как столица царства, обозначает собою все царство), «и сокрушен будет бранный лук» (синекдохическое название, обозначающее собою все вообще военное оружие). Под властью Мессии снова соединятся в одно царство находившиеся прежде в разделении царство Ефремово и царство Иудово, и через уничтожение военной силы этих царств изменен будет самый характер их. У народа Божия отнят будет его политически-мирской характер, из народа образуется духовный народ, устроится духовное царство. Владычество Царя этого царства распространится далеко за пределы земли Ханаанской. «Он (этот Царь) возвестит мир народам», будет примирять и прекращать распри между народами (ср.  Мих.4:3). Его деятельность будет успешна, народы будут слушаться Его, потому что Он духовною силою слова своего покорит себе народы, устроит среди них духовное свое царство, и царство Его распространится по всей земле: «и владычество Его будет от моря до моря», от одного конца земли, где море, до другого конца земли, где также море, «и от реки [Евфрат], которая здесь называется, как самая крайняя восточная граница земли обетованной, (см.Быт.15:18; Исх.23:31) до концов земли». Таким образом, главная мысль обетования следующая: среди катастрофы, наступающей на языческую силу, Израиль получит чудесную помощь от своего Бога, и к Сиону придет обетованный Царь, одаренный правдою и спасением, но придет в крайнем уничижении и через уничтожение из среды Израиля военных орудий, вообще мирского характера царства его, равно как и через мирное прекращение раздоров между народами воздвигнет царство мира, которое распространится по всей земле. Об исполнении этого пророчества мы узнаем из евангельской истории, где повествуется, что Иисус Христос, во время своего последнего путешествия в Иерусалим, свой вход в этот город совершил согласно со словами пророческого обетования. «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (см. Мф.21:2-10; Мр.11:2-10; Лук.19:30-38; Иоан.12:14-16). Более тесное соотношение между внешней формою входа Господа во Иерусалим и между словами пророческого обетования выступает особенно ясно из повествования об этом входе, какое мы находим у Матфея Евангелиста. По этому повествованию Спаситель для своего вшествия во Иерусалим не только употребил молодого осла, на котором и совершил свой вход, как о том согласно повествуют евангелисты Марк, Лука и особенно Иоанн, применивший в этом именно смысле к событию пророчественные слова Захарии с опущением слов пророка, указывающих на ослицу, но приказал взять и ослицу, чтобы через это яснее и полнее представить на себе образ, данный пророком, а именно перед своими страданиями и смертью засвидетельствовать о себе перед народом, как о предсказанном пророками Царе. Но сущность дела не в этом, пророчество исполнилось бы и в таком случае, если бы Спаситель совершил свой вход в Иерусалим и иным образом, и не на осле. Существенного исполнения пророчества нужно искать не в образе, а в том, что скрывается под этим образом, под этою формою, в той идее, которую выразил Спаситель своим входом в Иерусалим, и которую в то же время выражает пророчество, а именно, что обетованный Мессия не через силу военных орудий завладеет миром и приведет свой народ к политическому владычеству, как того ожидал народ этот, а через страдания и смерть устроит царство свое, – царство, которое будучи не от мира сего, все же победит мир. С этой точки зрения вход Спасителя в Иерусалим, обнаруживший торжественно Спасителя, как обетованного Мессию и как Царя Сиона, но Царя духовного, а не земного, составляет начало исполнения пророчества, потому что вход этот образует начало образования того царства, о котором говорит пророчество. Торжественный вход Спасителя в Иерусалим побудил начальников иудейских к окончательному и скорейшему решению предать Спасителя на смерть, а страдания и смерть Спасителя необходимы были для того, чтобы греховный мир примирить с Богом, восстановить основы мира, на которых должно было воздвигнуться царство Христово. С распространением этого царства на земле между народами продолжается исполнение пророчества и будет продолжаться, доколе не распространится по всей земле, доколе не сделается единым на всей земле царством мира. Но эта конечная цель  пророчества может быть достигнута только путем тяжкой борьбы и победы окончательной над противодействующим силам. В этом смысле пророк и продолжает свою речь.

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible