Скрыть
И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И Господь на них явится, и изыдет, яко молния, стрела Его против народов враждебных народу Божию.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 14–16 И Господь Бог явится над ними и, как молния, понесется стрела Его, и Господь Бог возгремит трубою и выступит в вихре полудня. Господь воинств будет покровительствовать им, и они будут пожирать и забрасывать пращными камнями, и, напиваясь, будут опьянены как бы вином [Вульгата: вином] и наполнятся, как большие чаши, и как рог жертвенника, и спасет их Господь Бог их в день тот, как стадо народа Своего, ибо камни святые возвысятся на земле Его

И это место [Иудеи] относят ко временам Маккавеев, потому что, когда они боролись против Антиоха и одерживали над ним верх, то поражение и победа были делом Божиим: Он, Сильный, выступал в битве и могущество Его являлось для побежденных и врагов подобным молнии: и по рассеянии врагов смертоносным вихрем Он покровительствовал народу Иудейскому. А мы все это относим к Господу Спасителю, о Котором выше скапано: Я напряг Себе Иуду, как лук. После напряжения его и после избиения еретиков и язычников сынами Сиона, явится слава Господня и понесется стрела Его, как молния; об этой молнии мы читаем и у Аввакума. В блеске стрел Твоих пойдут и в сиянии молниеносного копья Твоего (Авв. 3:11). Эта молния и сияние еще иначе называются трубой и звуком, так что, когда зазвучит священный крик [или: звук], то тот, кто прежде был глух, скажет: Наставление Господне открыло мне уши, и дало мне ухо для слышания. А следующие слова: И выступит в вихре полудня [или: Юга], или: изыдет в движении угрозы своей [нужно понимать так:] Он угрожает и говорит, что имеет послать наказания для того, чтобы умилосердиться над кающимися. Наконец прибавляет еще слова: Господь всемогущий будет покровительствовать им, т. е. тем, которых прежде устрашал Своими угрозами. Будем читать историю Ниневитян.

и они будут пожирать и забрасывать пращными камнями, и, напиваясь, будут опьянены как бы вином [Вульгата: вином] и наполнятся, как большие чаши, и как рог жертвенника, и спасет их Господь Бог их в день тот, как стадо народа Своего, ибо камни святые возвысятся на земле Его

Вместо того, что мы выразили словом: возвысятся, а в Еврейском написано methnosasoth (מהנוססוה), может быть переведено: блуждающие, или бегущие. Когда Господь будет покровительствовать сынам Сиона и вострубит, и выступит в вихре против их врагов, поражение Греков будет таково, что, – не говоря уже о мечах, – они будут забрасываемые грудой камней, пускаемых пращами, так что станут добычей и предметом питания для врагов своих. Тогда напиваясь, они опьянятся, как вином. Не те, которые побиты, будут пьяны от крови своей, но те, которые победят, будут сражаться с отчаянием, как бы в опьянении, и будут угодны Богу как роги алтаря и его возлияние. Ведь это и разумеется под большими сосудами, которыми на алтарь совершаются возлияния. И спасет их Господь, как овец или стадо народа Своего: ибо он выступит против Македонян, не как вооруженное и наученное военному искусству войско, но выступит, как стадо, готовое к смерти, и [только] с помощью Божиею одержит верх. И камни святые, которые будут схвачены (а камнями называет их за тяжесть [перенесенных] страданий и крепость души) возвысятся из унижения своего и будут славными на земле Его. Иначе: камни святые из рода священников, расходясь по разным странам, победят, так как Господь подаст им [это]. Обратим внимание и на таинственный смысл, т. е. изъясним пророчество, заключающее в себе много неясного. Защищаемые Господом Своим сыны Сиона, победят своих врагов, под которыми мы понимаем сынов Греции, и забросают их пращными камнями, делая из врагов своих людей покорных, подчиненных действию угроз Писания, ибо ничто так не поражает, как пример из Святых Писаний и свидетельство, исходящее через движение уст [подобно камню, выброшенному чрез поворот метательного снаряда]. А читаемое у LXX: И будут пить кровь их, как вино, в еврейском мы читаем не так, но: Напиваясь они опьянятся как бы от вина, чтобы услышать то, что говорится в книге Песнь Песней: Пейте, друзья, и упивайтесь (Песн. 5:1). И их опьянение будет благоугодно как жертвоприношение на алтаре; и роги, т. е. углы алтаря. Бог также спасет их, как стадо народа Своего, потому что будут катиться святые камни, которые будут настолько легки и так будут стремиться в высоту, что рукам строителей не нужно будет ожидать их: они сами поспешат быть положенными на основании Христовом и держаться на краеугольном камне, о чем говорит и апостол Петр: Как живые камни вы устрояетесь в дом духовный, в священство святое, принося духовные жертвы, благоугодные Богу (1Пет. 2:5). Это те камни, которые будут вопиять, когда замолчит народ иудейский (Лк. 19:40), и будут обращаться на земле, пока будут пребывать в теле, ибо земное жилище отягощает имеющее заботу о многом чувство (Прем. 9:15), посему живущий в теле святый восклицает: Кто даст мне крылья подобно [крыльям] голубя (Пс. 54:7); он, – насколько владеет собой, – стремится и катится, и поднимается в высоту, но его удерживает тленность плоти. А та земля, на которой вращаются камни есть та, о которой мы читаем: Пойте Господу, вся земля (Пс.95:1) и: Вся земля да поклонится Тебе и да поет Тебе (Пс.65:4).

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И Господь на них явится, и изыдет яко молния стрела Его: и Господь Бог Вседержитель в трубу вострубит и пойдет в шуме прещения Своего

И будет, Господь на них явится, и изыдет яко молния стрела его. Этими словами указывает на то, что Господь Бог будет с ними, и вместе с ними будет сражаться и поражать противников их. «Будет, говорит, Господь на них», очевидно, на тех, которые усиливались противиться служителям Евангелия Его; ибо каждая стрела есть наставник, или апостол. Опять их уподобляет стреле или копью посылающего их Бога. Как молния, говорит, побежит, очевидно, освещая и легко обращая на себя взоры всех. А столь славными были и божественные ученики и проповедники Евангелия Спасителя и следующие за ними правители народа и предстоятели церквей, так что блеск присущей им добродетели не укрылся ни от кого. Указывая на это, и Спаситель говорит: «никтоже вжигает светильника и поставляет его под спудом, или под одром полагает, но на свещнице, да исходящии видят свет» (Мф.5 ср. Лк.8:16), и опять в другом месте: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф.5:16).

Ст. 14-16 Господь Вседержитель в трубу вострубит, и пойдет в шуме прещения своего. Господь Вседержитель защитит их, и поядят я, и посыплют камением пращным, и испиют кровь их яко вино и исполнят яко чаши жертвенник. И спасет я Господь в день он яко овцы люди своя

Речь эта ясно представляет Бога всяческих, как я сказал, сподвижником их и соратником, готовым и решившимся сражаться так, что кажется как бы готовым к войне и как бы уже выступающим и употребляющим все могущество против врагов и против присущей им силы. Весьма справедливо говорит, что Он выступает войною не против тех, которые чрез веру уловлены в оправдание, но против тех, которые жалким образом воспротивились божественной проповеди, на которых и Павел указал, говоря: «дверь бо ми отверзеся велика и поспешна, и сопротивнии мнози» (1Кор.16:9). Итак, «вострубит, говорит, Господь в трубу». Очевидно, Господь сказал здесь о евангельской проповеди, распространившейся по всей вселенной, и таинство (Христово) стало слышимо живущим повсюду. Моисей был гугнив и медленно-язычен; посему он едва был слышим в одной Иудее. Но слово о Христе никак не ограничивается такими пределами; ибо оно прозвучало как бы некая сильная и весьма благозвучная труба и донесла звук до ушей всех. «Пойдет же как бы в шуме прещения своего» и таким образом защитит Своих воинов, так что противники Его истребляются как бы огнем, а храбро избивающие их как бы засыплют пращными камнями. «Испиют же и кровь их», то есть как бы какие дикие звери легко победят их и умертвят их, и принесут чаши, наполненные кровью падших, как бы некое возлияние на жертвенник, ибо смерть тех, которые препятствуют спасению заблудившихся, есть благоуханная и приятная Богу жертва. Если убийцы тела не заслуживают помилования, напротив подвергаются соответственным наказаниям; то что же сказать о тех, которые сделались губителями и растлителями душ?

А таковыми опять могли быть даже лучшие из Еллинов, приобретшие славу мирской мудрости, говорящие о высших и низших богах и богинях и убеждающие покланяться твари вместо Творца и воздающие каждой стихии славу подобающую Богу. И они вводили в заблуждение людей не только во время своей земной жизни, но и в последующие времена; ибо впоследствии многие тысячи погибли, будучи увлечены ложью их и внимая пустым и бабьим басням их. Таковые наконец истреблены. Преходит скверна их писаний, басни их теряют значение, и как бы испита кровь их; побиваемые догматами истины, как бы камнями из пращи, они засыпаются ими, и погибель их дерзких речей, как я сказал, сделалась благоуханием Богу. «И спасе Господь яко овцы люди своя». Поелику же Он есть Творец всяческих, то людьми Его по справедливости могут быть названы и издавна находящиеся в заблуждении, которых Господь спас как стадо, угнанное разбойниками, изгнав ложных пастырей и приняв под свою защиту род человеческий; ибо «Он есть пастырь добрый, душу свою полагающий за овцы» (Ин.10:11).

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

14. И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных.

Восхотев отмстить им, оглушит их громами, устрашит молниями, и облака употребив как бы некие пращи, поразит камнями града, и засыплет ими.

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-15 И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных. Господь Саваоф будет защищать их, и они будут истреблять и попирать пращные камни, и будут пить и шуметь как бы от вина, и наполнятся как жертвенные чаши, как углы жертвенника

Господь содействует Своим избранникам, поражая врагов их молниеносными стрелами, - при воинственных звуках трубных, шествуя в страшных своею силою бурях, идущих с юга. Господь защищает их, потому и победа их над врагами несомненна. Они будут истреблять врагов, но смертоносные орудия врагов будут безвредны для тех, кому помогает Сам Бог: сыны Сиона будут ходить безопасно по усеиваемому пращными камнями полю сражения (В соответствии с употребленным далее уподоблением сынов Сиона драгоценным камням, можно здесь под пращными камнями разуметь язычников, имеющих в очах Божиих сравнительно ничтожную ценность). Кровь врагов льется в таком изобилии (ср. Пс LVII:11; LXVII:24), что победоносные воины приходят в состояние опьянения и исступления от созерцания крайнего бедствия врагов, от великой радости и торжества. - При описании торжества победы народа Божия над язычниками, священный автор стремится выразить как можно яснее основную мысль - несомненность победы и полноту радости победителей и заимствует при этом частные черты из всем известной действительности, оставляя в стороне вопрос о том, насколько одобрительна, напр., с нравственной точки зрения, исступленная радость после кровавой расправы с врагами.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 14-15 И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных. Господь Саваоф будет защищать их, и они будут истреблять и попирать пращные камни, и будут пить и шуметь как бы от вина, и наполнятся как жертвенные чаши, как углы жертвенника

Господь через Иуду и Ефрема покорит врагов, через сынов Сиона Он так же жестоко поразит сынов языческой силы, как жестоко поражает меч героя, что действительно, но только в слабом начале и осуществилось в войнах Маккавеев с Селевкидами, к каковым событиям и сами Иудеи, по свидетельству Иеронима, относили это пророчество. Мы говорим "в слабом начале осуществилось", потому что, по слову пророка, поколение, на сынах Иавана имевшее только появиться, должно в своем окончании дойти до полнейшей победы над всей языческой силой. Для этого Иегова с неба «явится над ними», т.е. сынами Сиона, явится затем, чтобы защитить их, и стрела Его полетит, как молния (ср.  Авв.3:11-14). Шествуя, как герой, как предводитель во главе своего народа, «возгремит Господь Бог трубою», подавая этим знак к началу сражения, и с страшною, опустошающею силою будет сам попирать врагов. Он «пойдет в вихрях юга», будет все на своем пути ниспровергать и разрушать так, как все на своем пути ниспровергает и разрушает сильнейший вихрь, приносящийся из аравийских пустынь, с юга ограничивающих землю Ханаанскую. Но Бог не только будет сражаться, ратовать за свой народ, но и заботиться во время сражения о целости этого народа, «Господь Саваоф будет защищать» свой народ, будет для него щитом, закрывающим его от стрел неприятельских. Вследствие такой всесильной помощи со стороны Бога сыны Сиона уничтожат врагов своих. Подобно свирепым львам они будут «истреблять» плоть своих врагов (ср. Числ.23:24) «и попирать пращные камни», т.е. будут попирать ногами врагов своих, как пращные камни, «и будут пить» кровь их и напьются, и зашумят, «как бы от вина», опьяненные, «и наполнятся» этой кровию, «как жертвенные чаши», в которые вливалась кровь животных, приносимых в жертву, – будут полны, «как углы жертвенника» при жертвоприношениях, в изобилии окропляемые жертвенною кровью (Лев.1:5-11,3:2 и др).

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible