Скрыть
И устроил себе Тир крепость, накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 3-4 И созда Тир твердыни себе, и собра сребро яко персть. Сего ради Господь погубит его, и поразит в море силу его, то есть Господь предаст Тир, сперва на истребление коням рыжим, которые вышли обойдти землю, а потом в рабство коням белым, то есть Македонянам, подвластным Александру; потому что Тир оставил Господа и возложил упование на твердыни свои. Но все богатство, какое собрал он на морях руками мореплавателей и торжников, погубит он в водах, в море, окружающем его.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 2–4 И также [ни] Емаф в пределах его и Тир, и Сидон, ибо они собрали себе премудрость в весьма великой степей. И устроил Тир укрепление свое и нагромоздил серебра, как земли, и золота, как уличной грязи. Вот Господь овладеет им и поразит силу его на море, и он будет пожран огнем

Емаф, что значит χόλος, т. е. негодование, – есть тот самый город, который от Антиоха Епифана (Επιφανεῖ) получил имя Епифании и есть ныне город Келесирии. Итак и этот город, и Тир, и Сидон будут в пределах Дамаска, или в пределах земли Адрах, чтобы веровать в Господа и Спасителя, Которому сказано от Отца: Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое и во власть Твою пределы земли (Пс. 2:8). Дочери этого Тира, т. е. души верующих во Христа, принесут царю дары, так что исполнится написанное: Почтут Его дочери Тира дарами (Пс. 44:13). И когда будет устроен град Божий, – Церковь, – о котором Псалмопевец предвозвещает: Преславное сказано о тебе город Божий (Пс.86:3), – тотчас последует и остальное: Вот инородные и Тир, и народ Эфиопский, они рождены там (Пс. 86:4). Об инородных говорится в двух псалмах: Мне инородные служат, или покорены. Об Эфиоплянах мы читаем у пророка Софонии: Чрез реки Ефиопии, оттуда будут приносить дары мне (Соф. 3:10), и в Псалме: Эфиопия протрет руки свои к Богу (Пс. 67:32). А о Тире говорится в Евангелии: Горе тебе, Хорозаим, горе тебе, Вифсаида, потому что если бы в Тире и Сидоне были добродетели [или: силы], которые были в вас, то они некогда в рубище и пепле покаялись бы (Мф. 11:21). Из числа дочерей Тира и Сидона выступила на встречу Господу Спасителю та сирофиникийская хананеянка, – дочь которой страдала от демона (Мк. 7:25–30), – и посвятила [Господу] начатки веры Тирян и Сидонян, чтобы те, которые не уверовали во время Иисуса Христа, потому что еще не видали знамений и сил, потом через апостолов увидели и уверовали, и были обладателями того блаженства, которое обещал Господь в словах: Блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20:29). А Тир и Сидон, – из которых имя одного значит συνοχή, т. е. теснина, а другого – θήρευμα, т. е. охота, – настолько усвоили мудрость, что своими мудрованиями и диалектическими хитросплетениями и тонкостями, – каковые укрепления, по словам Писания, Тир предложил в загадку Соломону, т. е. царю мира, – на подобие пыли и грязи, находящейся на дорогах и площадях собрал свое серебро, т. е. блеск красноречия, и золото, т. е. изворотливость умственных способностей, чтобы владеть царством идолослужения, которое он укрепил. Но против этих укреплений Апостол говорит: Оружия воинствования нашего не плотския, но сильные Богом к сокрушению твердынь, к ниспровержению замыслов и всякого превозношения, восстающего против познания Божия (2Кор. 10:4–5). И под образом Ниневии, – что значит украшенная или прекрасная (ибо нет ничего прекраснее мира), – слово Божие направляется против людей мира [сего]: И ты будешь опьянен и презираем, и будешь искать помощи у врага; все укрепления твои будут, как смоковница с плодами своими: если они сбиты, то упадут в рот того, кто ест. Итак Господь овладеет Тиром и Сидоном, когда сначала низвергнет силу их в соленом и горчайшем море века сего; а потом, чтобы в них не осталось ничего из [их] прежней мудрости, т. е. превозносящейся надменно глупости, вследствие которой они приготовили себе слабые укрепления и подобное грязи золото и серебро, Он очистит их до полной чистоты огнем, о котором Спаситель говорит в Евангелии: Я пришел низвести огонь на землю, и как хочу, чтобы он возгорелся (Лк. 12:49), согласно этому в Евангелии от Марка написано: Всякий огнем осолится (Мк. 9:49).

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 2-4 Тир и Сидон зане умудреша зело: и созда Тир твердыни себе, собра сребро яко персть и собра злато яко брение путей. Сего ради наследит Господь его, и поразит в море силу его, и той огнем поястся

Кратко говорит о том, что случилось с городами, против которых, удостоверяет, было пророчество Господне. Начинает с Тира и Сидона, которые по преимуществу пред другими выдавались своею славою, отличались могуществом, богатством и мужеством своих обитателей, имели в подчинении у себя другие города и возвышались над соседскими. Итак, поелику Тир и Сидон, говорит, высоко поднимают бровь свою, воображают, что они страшны и неодолимы и возлагают свое упование на укрепления, то есть на окружающие их стены или на другие сооружения, благодаря которым город благоденствует и находится в безопасности, а вместе с тем возмечтали о себе ради богатства многого; то они собственным опытом узнают, что Господь наследит я; то есть: по опустошении его Израильтянами или Веспасианом и Титом, он будет унаследован Богом. Ведь Он-то и предал и подчинил его владычеству его завоевателей; потому что Римляне, подчинившие своей власти всю вселенную, относились дружелюбно и благосклонно к подчиняющимся им без сопротивления; но в отношении к тем, которые решались противиться им, они являлись суровыми и неодолимыми. Итак, говорит, он подвергнется сожжению после того, как низринуты будут в море укрепления его и разграблено будет богатство его, хотя золото у него было как «персть», и серебро его, как «брение путей»; ибо жители Тира были искусными и весьма корыстолюбивыми морскими торговцами, о чем пространно сказано в Писаниях пророка Иезекииля. Итак, оскорбляющим Бога и издевающимся над святыми ничто не послужит в пользу, если им случится подвергнуться страданиям, и – дерзко насмехающимся, если Бог осудит их самоуверенность; ибо окажется бесполезным для них всякое укрепление, то есть всякие окопы и всякий способ ограждения, и никакое богатство не принесет никакой пользы, напротив только возбудит охоту привыкших к опустошению.

Но всякий может и ныне видеть, что и чада Еллинские высоко думают о мирской мудрости и свое заблуждение как бы стенами ограждают обольщениями хитросплетенных силлогизмов и силою красноречия, и они весьма богаты блеском слова как бы серебром, и прекрасными мыслями как бы золотом. Однако ж и при всем том их унаследовал Христос: разрушены были Им укрепления, то есть пали изобретения лжи и расхищено было золото и серебро; ибо те, которые в свое время сделались предстоятелями церквей, мужи знаменитые и мудрые, похитив силу красноречия их себе, принесли его в священный дар Богу, подвизаясь за учение веры и представляя сильное и истинное изобличение существующего у них заблуждения. Так поступили и Израильтяне. Заняв у Египтян золотые и серебряные сосуды и похитив их у своих притеснителей, они принесли их в пустыне всесвятому Богу, когда устроялась святая скиния и священные сосуды. Итак, созидающие церковь при помощи мирской мудрости и блеска слова расхищают (достояние) чад Еллинских и, как бы обогатившись их золотом и серебром, насколько это им нужно и подобает, делают его наследием Бога, говоря другим служащее к славе Его, ниспровергая укрепления тех (Еллинов) и духовно созидая святой град, то есть церковь.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

3-5. И устроил себе Тир крепость, накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи. Вот, Господь сделает его бедным и поразит силу его в море, и сам он будет истреблен огнем. Увидит это Аскалон и ужаснется, и Газа, и вострепещет сильно, и Екрон; ибо посрамится надежда его: не станет царя в Газе, и Аскалон будет необитаем.
3-5. И созда́ ти́ръ тверды́ни себѣ́ и собра́ сребро́ я́ко пе́рсть и зла́то я́ко бре́нiе путі́й. Сего́ ра́ди Госпо́дь наслѣ́дитъ я́ и порази́тъ въ мо́ре си́лу его́, и то́й огне́мъ поя́стся. Уви́дитъ Аскало́нъ и убои́тся, и Га́за и поболи́тъ зѣло́, и аккаро́нъ, я́ко постыдѣ́ся о упова́нiи свое́мъ: и поги́бнетъ ца́рь от Га́зы, и Аскало́нъ не и́мать насели́тися.

Тир и Сидон, говорит Пророк, величающиеся богатством и надеющиеся на твердые ограды, преданы будут бедствиям всякого рода; потому что иное в них потопит разлившееся море, а иное будет пожжено огнем, когда Бог всяческих произнесет на них этот приговор. А слова: «Господь наследит я», имеют такое истолкование: поскольку сами себя устранили они от Божия о них попечения; то опытом изведают Божью силу. Аскалон же и Газа, увидев это, придут в страх, и вместе с Аккароном будут сетовать о том, что «постыдеся», то есть Тир, о падении своем. Но положу конец и царству Газы, и Аскалон лишу жителей, сделаю, что его и Азот населят иноплеменники. Ибо сие: «Аскалон не имать населитися», говорит Пророк о тогдашних жителях, которых предал Бог на избиение и в рабство. 

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 И устроил себе Тир крепость, накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи. Вот, Господь сделает его бедным и поразит силу его в море, и сам он будет истреблен огнем

Упоминается о крепкой и высокой стене, окружавшей Новый Тир, расположенный на острове, и о несметных его богатствах, вследствие чего Тир считал себя в совершенной безопасности и не помышлял о карающей деснице Божией. Ст. 4 угрожает богатому Тиру отнятием богатства и уничтожением твердынь его от пожара.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 1-4 Пророческое слово Господа на землю Хадрах, и на Дамаске оно остановится, – ибо око Господа на всех людей, как и на все колена Израилевы, – и на Емаф, смежный с ним, на Тир и Сидон, ибо он очень умудрился. И устроил себе Тир крепость, накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи. Вот, Господь сделает его бедным и поразит силу его в море, и сам он будет истреблен огнем. 

Изрекая грозное определение Иеговы о погибели языческих народов,противоборствующих Израилю, народу Божию, пророк обращается со своею грозною речью к представительнице в его время боговраждебной языческой силы, а именно к Мидо-Персидской монархии, усвояя ей символическое название, указывающее и на ее силу и в то же время слабость, вследствиие внутренней взаимной раздвоенности главных народов, составлявших ее: мидян и персов. Он называет ее землею Хадрах (от Евр. слов: chad –  острый, крепкий, сильный, и  rach  –  мягкий, нежный), землею остро-мягкою, сильно-слабою. Но, озаглавливая свое слово, как «пророческое слово Господа на землю Хадрах», пророк не останавливается в своей речи над всею этою землею, а вообще, упомянув о суде Божием над нею через поименование Дамаска и смежного с ним Эмафа (царств в то время подчиненных Мидо-Персидской монархии), как место успокоения, продолжительного в них пребывания суда Божия, переходит к специальному, исключительному изображению низвержения языческой силы, враждебной народу Божию, в городах, подчиненных в то время той же земле Хадрах, – городах филистимских и финикийских, как местностях, ближайших к Израилевой земле и притом местностях, где жили народы, которые частью по мирскому, языческобоговраждебному характеру развития своей силы и своего могущества, а частью по своей сильной враждебности к народу Божию, наиболее, чем всякий другой народ, подчиненный земле Хадрах, могли служить для пророка, как представители языческих царств в их враждебном отношении к Иуде. В этом смысле пророк изображает пророчественным образом судьбу указанных народов, т.е. в судьбе отдельных народов, враждующих с народом Божиим, изображает судьбу всех вообще врагов царства Божия. «Пророческое слово Господа на землю Хадрах» надписывает свое пророчество Захария. Бог изрек слово суда над землею боговраждебною, монархией Мидо-Персидскою. Совершаясь над этою землею, грозный суд Божий обрушится на все подчиненные этой монархии области, в том числе и Дамаск. «На Дамаске оно остановится» -  суд продолжительно пребудет над Дамаском. Основание судного определения Божия заключается в том, что «око Господа на всех людей, как и на все колена Израилевы». Провидение Божие простирается как на весь народ богоизбранный, так равно и на остальной мир, мир языческих народов. Обрушиваясь на Дамаск, судное слово Иеговы так же продолжительно, как и в Дамаске, остановится, найдет свое успокоение и на Емафе, городе смежном, городе, границы области которого соприкасались с границами царства Дамаского. Таким образом, Сирийская земля, представителями которой являются Дамаск и Емаф, испытает на себе суд страшного гнева Божия. Этот же суд испытает и Финикия, Тир и подчиненный ему, а некогда и господствовавший над ним Сидон, – эти представители земли Финикийской подвергнутся той же участи, какой подверглись Дамаск и Емаф. Они также будут местом покоя гнева Божия, потому что Тир и вместе с ним как подчиненный ему Сидон «очень умудрился». Мудрость свою Тир, особенно Тир новый, построенный на острове, по занимаемому им пространству земли меньше старого, но зато более его сильный своим укреплением, проявил в том, что «устроил себе Тир крепость, накопил серебра, как пыли и золота, как уличной грязи». Но эта мудрость, при посредстве которой Тир так сильно укрепил себя и так много приобрел себе богатств (ср.Иез.28:4-5), в день посещения Божия нисколько не поможет ему, потому что мудрость эта есть мудрость мира сего (1Кор.1:20), которая приписывает себе честь, принадлежащую только Богу, и питает только гордость, из которой и сама выродилась.  «Господь сделает его (город) бедным», завладеет им. И так как Тир лежит на острове, то Господь «поразит силу его в море», ту силу, которую Тир создал мудростью своею и которая состояла в твердом местоположении города, в его искусном укреплении, а равно и в богатствах его. Разрушенный и опустошенный так Тир в заключение «будет истреблен огнем».

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible