Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Откровение Иоанна Богослова 3:14
И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
Святые отцы
- Викторин Петавийский, сщмч. (†304)
- Андрей Кесарийский, свт. (†637)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Примасий, еп. (†560)
- Экумений (†VIв.)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Викторин Петавийский, сщмч. (†304)
Ст. 14-21 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его
Также этот разряд, седьмой класс, являет людей состоятельных, верующих, обладающих положением, но верующих, как люди состоятельные, которые толкуют Писание в опочивальне, а вне дома никто не знает, являются ли они таковыми. А именно, они хвастаются, утверждая, что знают все; отличаются самоуверенностью, свойственной образованности, но пусты в делах. И потому Он говорит им, что они не холодны и не горячи, то есть они ни неверующие, ни верующие, ибо являются всем для всех. И поэтому тот, кто не холоден и не горяч, неизбежно тёпл, так что вызывает рвоту: и извергну тебя, - говорит, - из уст Моих. Поскольку рвота ненавистна и ни от кого не скрыта, так и подобного рода люди, когда отвергнуты [Богом]. Но так как [сейчас] время покаяния, Он говорит: Советую тебе купить у меня золото, огнем очищенное - то есть если сможешь каким-либо образом претерпеть что-то во имя Господне. Глазною мазью помажь глаза твои - то есть чтобы свободно постигнутое через Писание ты стремился исполнить на деле. А поэтому если такие люди от великого падения обернулись бы к великому покаянию, то они не только могут быть полезны себе, но в состоянии принести пользу многим. И Он обещал им не скромную награду, а восседание на троне судьи.
Андрей Кесарийский, свт. (†637)
И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия
Верностью означается истина Христова, а еще точнее, - Он Сам, как самосущая истина. - Начаток создания употреблено вместо «царство и всего начало», владычествующее над тварями. Ибо начальство или начало создания есть причина начальная и несозданная, т. е. причина предначинающая.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия
Лаодикия может означать либо любимый народ Господень, либо тех, что были извергнуты с блевотиной. Ведь о некоторых было сказано: Извергну тебя из уст моих, о других же: Кого люблю, того обличаю и наказываю. С греческого же это название переводится как праведный народ.
Изложение Откровения
Феофан Затворник, свт. (†1894)
И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия
Почему Спаситель назван началом создания? Назван так - и как Творец: ибо вся Тем быша; и особенно как воссоздатель падшего рода человеческого. Он по человечеству новый родоначальник наш. Он явил в Себе человека восстановленного. По образцу Его и силою Его восстановляются потом все люди. Он глава и начало.
Примасий, еп. (†560)
так говорит Аминь, свидетель верный и истинный
Я думаю, надо рассмотреть, почему здесь стоит Есть и Аминь. Аминь - потому что говорят, что это переводится как истинно или верно, что, бесспорно, в этом месте надо сводить к той сущности Божества, говоря о которой, Бог сказал Моисею: Так скажи сынам Израиля: Тот, Кто Есть послал меня к вам.
начало создания Божия
Истинно, так как было предсказано, что в лице единого Христа будет воспринята также и человеческая природа, [автор] далее говорит: Который есть начало создания Божьего. Под началом создания Божьего, естественно, должно понимать Христа Господа благодаря таинству воплощения, от лица Которого в Писании сказано: Господь создал Меня началом путей своих, и апостол говорит: имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и [имея] великого Священника (Евр 10:19-21), и так далее. Ибо Он Сам - и путь, и цель, и начинатель, и свершитель, и альфа, и омега, - Сам и начало, до Которого ничего не было, и предел, Которому никто не наследует в Царстве.
Комментарий на Откровение
Экумений (†VIв.)
И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия
Начало создания Божия. Точно так же набросилась бы христоборная шайка ариан на высказывание, будто через эти слова представлена тварность Сына. Но не станем мы придавать внимания их кощунственным речам. Следует посмотреть, нет ли в каком другом месте Писания чего-либо подобного, чтобы кто-нибудь мог сделать сходные выводы из рассмотрения сходных мест. Мудрый апостол говорил о Сыне, когда писал колоссянам: Он - начаток, рожденный прежде всякой твари (Кол 1:15, 18), а не - «сотворенный первым». Сказал и пророк: из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое (Пс 109:3), но, очевидно, - не «творение Твое». Ведь и Соломон утверждает: прежде всех холмов рождает Меня (Притч 8:25). Святой Григорий в своем [втором] слове о Сыне истолковал изречение Господь сотворил Меня началом путей Своих (Притч 8:22) как относящиеся к телу Господа, которое было одушевлено в соответствии с разумом; а выражение рождает он относил к Его Божественности. Итак, коль скоро все учили о единородном Слове и Сыне, что Он рожден, а не сотворен, что же Он хочет сказать в настоящем случае, когда говорит: начало создания Божия? Ничего, кроме того, что Тот, Кто возглавляет создание Божье, обладает и началом всего. Ибо, поскольку Отец сотворил все через Сына , по достоинству Творец и Создатель всего Тот, Кто произвел все из несущего в бытие, правит над тем, что Им произведено.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Аминь
Аминь (истинно, да будет). Это слово, хотя и при различном употреблении, имеет одно и то же значение (Втор.27:15). Оно служит подтверждением ответа и употребляется для означения согласия или совершенной уступки. Оно иногда переводится словом: истинно и часто употреблялось Господом, когда Он изрекал какую-либо важную и тождественную истину. Повторение этого слова: истинно, истинно, говорю вам, усиливает подтверждение. Между первенствующими христианами было обычным делом для всех присутствующих при богослужении произносить: аминь! в конце каждой молитвы или при принесении благодарения (1Кор.14:16).
Иудейские писатели говорят: нет ничего выше в очах Божиих, как слово аминь, которым Израильтянин подтверждает свою речь. Обетования Божии суть аминь, потому что они сделались верными и несомненными во Христе (2Кор.1:20). Слово аминь служит одним из наименований нашего Господа (Откр.3:14), так как Он есть верный и истинный Свидетель. Слова аминь и аминь служат красноречивым и возвышенным заключением одной из торжественных песней Давидовых (Пс.40:14).
Это был большой и богатый город, производивший обширную торговлю и имевший блестящие здания. Вскоре после указаний на означенный город ап. Павлом, в Послании к Кол. (Кол.2:1, 4:13) Лаодикия пострадала от сильного землетрясения, но вскоре затем и оправилась.
Христианство было насаждено здесь вскоре после дня Пятидесятницы, и Лаодикийская Церковь находится в числе семи Малоазийских Церквей, упоминаемых св. Иоанном Богословом в Откровении (Откр.3, 14), впрочем, с грозным обличением лаодикийцев за недостаток горячности веры, и земные пристрастия, и чувственные удовольствия. Ангелу Церкви Лаодикийской так провещал Господь чрез Тайновидца: я богат, разбогател, говоришь ты, и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и ниш, и слеп и наг (Откр. 3, 17).
Грозное предсказание Божие относительно Лаодикии давно уже исполнилось, и город в настоящее время весь в развалинах. По свидетельству английского путешественника, Д. Гартли, «ни один христианин не живет теперь в Лаодикии. Даже ни один турок не имеет постоянного жительства в этом запустелом месте. Самое неверие должно признать, что грозный суд Божий над оной, изреченный Господом в Откровении, уже совершился».
Лаодикию многократно посещали и описывали различные путешественники, как, напр., сэр Чарльз Феллау, который прямо называет его: город, оставленный Богом.
Настоящее наименование развалин оного – Ески-Гиссар, иначе Старая крепость. Он часто упоминается древними церковными писателями, и в течение нескольких столетий служил кафедрой лаодикийских епископов и местом поместного Лаодикийского собора, бывшего в 365 г. по Р. X.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия
Город Лаодикия, во Фригии, был богатым городом и славился плодородием почвы и прекрасною шерстью своих овец. Но гнев Божий обрушился на Лаодикию, и она была совершенно разрушена турками в 1009 году. Теперь от древнего города остались одни печальные развалины [Норов 92-93 Христ. Чт. 1843 г. 483.]. Вот к этой церкви, в членах которой Господь не находит ничего достойного похвалы и одобрения, Он обращается со словами: «так говорит Аминь». Употребление этого эпитета содержит в себе угрозу или, по крайней мере, предостережение, чтобы Лаодикийцы не заблуждались относительно справедливости того, что будет сказано далее: все это говорит Тот, Кто есть чистейшая истина, непреложная верность.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст. 14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия.
Речь к Лаодикийской церкви, противоположная по типу своему сказанному филадельфийцам, напоминает собой то, что говорилось церкви Сардийской (и даже без смягчения, как там, ссылкой на немногих совершенных). Здесь – одно порицание, без тени какой-либо похвалы, а потому и в воззвании – один призыв к покаянию, а отсюда и лаодикийский тип жизни христианской – только отрицательный, до конца печальный.
В то же время греховное состояние, доведшее до обмирания христиан г. Лаодикии, было свое, особенное. Лаодикия была богатым городом фригийским, славившимся плодородием своей почвы и прекрасной шерстью своих овец. Христианство там явилось рано, ибо о лаодикийцах упоминает уже в своих посланиях ап. Павел (см.: Кол.4:13, Кол.4:15-16).
И мы видим, что уже началом своего обращения к ангелу Лаодикийской церкви, где Господь оттеняет Свою верность и истинность, даже называет Себя в этом смысле Аминь, Он заставляет нас предполагать в лаодикийцах черты типа, Ему противоположного: неверность, неистинность, самообман и фальшивость. В то же время свидетельство это о Себе Самого явившегося Христа, несомненно, имеет, как исключительноавторитетный и крепкий призыв Небесного Царя, принципиальное и все определяющее значение, применимое не к одним древним лаодикийцам, но и ко всем людям, обществам их, временам и положениям. А ведь люди так часто то тонко, а то явно и грубо нарушают его – и именно в религиозной, собственно христианской, жизни своей. Как много и охотно привносят и современные христиане в дело веры и в жизнедеятельность своего нечистого, только человеческого: мелких рассудочных расчетов, хитроумных приемов, лукавства, криводушия, прямой лжи или притворства, лицемерия, заботы о том, чтобы лучше казаться, а не быть. Все это сплошь кажется людям не только допустимым, но и выгодным, а порой – и это нередко – даже для Церкви полезным...
И вот приведенная сейчас Христова правда о лаодикийцах и говорит нам, что все это – только духовная близорукость и страшный и гибельный самообман. Христос, Божественный Кормчий Церкви, конечно, в ничтожной и скрупулезной помощи любого из нас отнюдь не нуждается, а ведь ложью служить истине, обманом – Тому, Кто всегда и во всем Аминь, содействовать, безусловно, невозможно и нравственно, христиански, не допустимо, да и неумно, ибо всяк сад, который насадит не Отец Небесный, разорится (Мф.15:13), и если вообще на лжи строить жизни нельзя, то в миллион раз более нельзя, недопустимо и гибельно это делать в том абсолютно святом и чистом Теле Христовом, которое есть Святая Церковь Его – славна, не имуща скверны, или порока, или нечто от таковых (Ефес.5:27). И если о жизнедеятельности каждого из нас Он сказал: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15:5), то тем более невозможно творить так в Его Церкви, где все от Него и все чрез Него, где наипаче – всяческая Им и в Нем состоятся (Кол.1:16-17). И можно думать, что на это указал Господь и лаодикийцам, когда добавил им о Себе, что Он есть и Начаток создания Божия, как во всем и всегда «Причина предначинательная».
Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Ангелу Лаодикийской, последней, седьмой по счету Церкви повелевается написать много обличительного. Господь не изрекает о ней ни одного одобрительного слова. Он укоряет ее в том, что она ни холодна, ни горяча, а потому угрожает извергнуть ее из уст Своих, подобно теплой воде, возбуждающей тошноту, вопреки самомнительной уверенности лаодикийцев в своих нравственных совершенствах, Господь называет их несчастными, жалкими, нищими, слепыми и нагими, убеждая их позаботиться о прикрытии своей наготы и об исцелении своей слепоты. При этом Он призывает к покаянию, говоря, что с любовью стоит у дверей сердца каждого кающегося и готов прийти к нему со Своими милостями и всепрощением. Победителя над своей гордостью и вообще над нравственными недугами своими Господь обещает посадить с Собою на престоле Своем.
Лаодикия, ныне называемая турками «Эски–Гиссар», то есть Старая крепость, находится во Фригии, при реке Лике и близ г. Колосс. В древности она славилась своей торговлей, плодородием почвы и скотоводством; население ее было весьма многочисленно и богато, о чем свидетельствуют раскопки, при которых находят много драгоценных кусков ваятельного искусства, обломков роскошных мраморных украшений, карнизов, пьедесталов и тл. Можно полагать, что богатство и сделало лаодикийцев такими теплохладными в отношении к Христианской вере, за что город их подвергся каре Божией – полному разорению и опустошению турками.
«Так говорит (…) начало создания Божия» – Господь назван так, конечно, не в том смысле, что Он есть первое создание Божие, а в том, что «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3), а также и в том, что Он есть виновник воссоздания падшего человечества (Гал. 6:15 и Кол. 3:10,1:15,18).