Array ( [_ga] => GA1.2.1632535276.1704716021 [_ym_uid] => 1704716021812623172 [_ym_d] => 1704716021 [_gcl_au] => 1.1.1218911248.1713888018 [_gid] => GA1.2.1875432747.1713888019 [_ym_isad] => 2 )

Канон Святому и Животворящему Кресту

Тропарь Кресту, глас 1

Церковнославянский Русский
Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твое, / победы православным христианам* над иноплеменными даруя / и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.

*греч.: царям

КАНОН.
ТВОРЕНИЕ ГРИГОРИЯ СИНАИТА, ГЛАС 4

Песнь 1

Ирмос: Отверзу уста моя, / и наполнятся Духа, / и слово отрыгну Царице Матери, / и явлюся, светло торжествуя, / и воспою, радуяся, Тоя чудеса. Ирмос: Отверзу уста мои, / и они исполнятся Духа; / и слово изреку Царице Матери, / и явлюсь светло торжествующим, / и воспою радостно Ее чудеса.
Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.
Кресте всесильне, апостолов похвала, / преподобных утверждение, и верных знамение, / и иерархов и мучеников слава, / победа и утверждение всех хвалящих тя. Крест всесильный, апостолов похвала, / преподобных утверждение, и верных знамение, / иерархов и мучеников слава, / победа и утверждение всех, восхваляющих тебя.
Кресте всечестный, четвероконечная сила, / апостолов благолепие, и мучеников крепость, / немощных здравие показался еси, / мертвым воскресение, падающим воздвижение. Крест всесвященный, четырехконечная Сила, / апостолов благолепие, и мучеников крепость; / здравием для немощных Ты явился, / мертвым – воскресением, падающим – возвышением.
Слава: Кресте, ты ми сила буди, крепость и держава, / избавитель и предратник на борющия мя, / щит и хранитель, победа и утверждение мое, / присно соблюдая мя и покрывая. Слава: Крест, ты будь мне силой, крепостью и мощью, / избавителем и защитником против борющихся со мной, / щитом и хранителем, победой и утверждением моим, / всегда сохраняя меня и укрывая.
И ныне: На Кресте, Всенепорочная, Твоего Сына яко узрела еси, / оружие скорбное утробу Твою растерза, / и восклицала еси рыдающи в болезни, / но абие прославила еси Креста силу. И ныне: Когда узрела Ты, Всенепорочная, / на Кресте Своего Сына, / оружие скорби сердце Твое истерзало, / и в мучении восклицала Ты с рыданиями, / но тотчас прославила Креста силу.

Песнь 3

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, / живый и независтный источниче, / лик Себе совокупльшия духовно, утверди, / в Божественней Твоей славе / венцев славы сподоби. Ирмос: Твоих песнопевцев, Богородица, / – живой и обильный источник, / устроивших духовный праздник, утверди / и в божественной Твоей славе / удостой венцов славы.
Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.
Кресте, преподобных оружие, обоюдный меч Христов, / верных удобрение, болящих исцеление и заступление, / и воздвижение умерших, Всечестне. Крест, преподобных оружие, / обоюдоострый меч Христов, / верным – украшение, болящим – исцеление и защита, / и воскресение умерших, Всесвященный.
Кресте, основание благочестия, / бесом показался еси губитель, Церквам благолепие, / нечестивым погибель, врагом посрамление на день судный. Крест, основание благочестия, / бесам ты явился губителем, / Церквам – благолепием, – нечестивым погибелью, / врагам – посрамлением в день суда.
Слава: Кресте живоносный, / ты ми буди крепость и победа, и щит, / и стена нератуема, бесом отгнание, / и помыслом погашение, и ума моего сохранение. Слава: Крест живоносный, / ты будь мне крепостью и победой, / и щитом, и стеной неприступной; / бесов изгнанием, и помыслов угашением, / и ума моего сохранением.
И ныне: Распятие поносное, Дево Владычице, Твой Сын претерпел есть, и смерть неподобную. / Но вознесся, низверже противныя вражия силы, яко безсмертен. И ныне: Распятие позорное, Дева Владычица, / Твой Сын претерпел, и смерть бесчестную. / Но вознесся и низверг противящиеся вражьи силы, / как бессмертный.
Господи, помилуй, трижды. Господи, помилуй, трижды.

Седален, глас 8. Подобен: Повеленное тайно:

Проображаше тайне древле Иисус Навин Креста образ, / егда руце простре крестовидне, Спасе мой, / и ста солнце, дондеже враги низложи, противостоящия Ти, Богу; / ныне же зайде, на Кресте Тя зря, / и, державу смертную разрушив, / весь мир совоздвигл еси. В древние времена Иисус Навин / таинственно прообразовал Креста образ, / когда простер он руки крестовидно, / и остановилось солнце, / доколе он не истребил врагов, / сопротивлявшихся Тебе, Богу. / Ныне же оно померкло, / видя на Кресте, Тебя Спаситель мой, / разрушающего власть смерти / и ад разоряющего.

Песнь 4

Ирмос: Седяй в славе на Престоле Божества, / во облаце легце, / прииде Иисус Пребожественный, / нетленною дланию, и спасе зовущия: / слава, Христе, силе Твоей. Ирмос: Сидящий в славе / на престоле Божества, / на облаке легком, / пришел Иисус божественнейший, / носимый непорочной рукою, / и спас взывающих: / “Слава, Христе, силе Твоей!”
Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.
Четвероконечный сый мир, / и яко триобоюдный меч, начала тьмы сечеши, / нами воображаемь, Кресте, оружие великое Христово, / и непобедимое победительство всесильное. Ты – четырехконечный мiр, / и словно с тремя лезвиями меч / посекаешь начальников тьмы, нами изображаемый, / – Крест, великое оружие Христа и неодолимое, / победы знамение всесильное.
Твоя высота, Живоносне Кресте, воздушнаго князя биет, / и глубина всея бездны закалает змия, / широту паки воображает, / низлагая мирскаго князя крепостию Твоею. Твоя высота, Живоносный Крест, / воздушного князя бичует, / а глубина – закалывает всей бездны владыку, змия; / и снова – широту изображает, / низлагая князя мiра сего крепостью Твоею.
Слава: Вознесся сопривлекл еси падшия, / воздвигл еси естество земное, / Престолу Божию спрославился еси, Кресте, / высото великая, мирский мосте, / душу мою от страстей глубины вознеси вскоре. Слава: Вознесшись, ты привлек с собою падших, / воздвиг естество земное, / наравне с Престолом Божиим прославился, / – Крест, высота великая, мост для всего мiра, / душу мою из глубины страстей вознеси вскоре.
И ныне: Крестообразно, Пречистая Отроковице Богородице, / длани Твои распростерши ко иже на Кресте Воздвиженному, / и молитвы, Дево, ныне принеси, / за всех верно молящихся Тебе. И ныне: Крестообразно, Пречистая Отроковица, / длани Твои распростерши к Воздвиженному на Кресте, / и молитвы, Богородица Дева, ныне принеси, / за всех с верою молящихся Тебе.

Песнь 5

Ирмос: Ужасошася всяческая / о Божественней славе Твоей: / Ты бо, Неискусобрачная Дево, / имела еси во утробе над всеми Бога / и родила еси Безлетнаго Сына, / всем воспевающим Тя / мир подавающая. Ирмос: Изумился весь мiр / о божественной славе Твоей: / ибо Ты, брака не познавшая Дева, / носила во чреве Твоём Всевышнего Бога / и родила вечного Сына, / всем воспевающим Тебя мир подающего.
Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.
Кресте, небесная лествице святыни, степенем наставниче, / Христова высота и слава еси, / Божий образ назнаменателен миру, / невидимому же и видимому, единочестне. Крест, ты – небесная лестница святыни, / восхождений наставник, Христова высота и слава, / Божий образ, начертанный мiру, / как невидимому, так и видимому, в равной мере.
Кресте, образе неисписанный силою, / освящение водам, очищение воздуху, / освящение и просвещение всякому, мужества знамение, / и Христов скиптр непреложный, противныя в землю попирая. Крест, образ неисчислимый силою, / освящение водам, очищение воздуху, / освящение и просвещение всякому, / мужества знамение и скипетр Христов неизменный, / противников на землю повергающий.
Слава: Кресте всесильне, / злочестивыя низложи враги, ненавидящия и хулящия тя безумно, / языки попали и угаси шатания их. / О Кресте всесвятый и Христоносный, / сохрани нас державою Твоею. Слава: Крест всесильный, низложи злочестивых врагов, / ненавидящих и хулящих тебя безумно, / язычников попали и усмири надменность их. / О Крест всесвятой и Христоносный, / сохрани нас мощью Твоею!
И ныне: Всех Царице Владычице, скиптром Рождества Твоего / разруши, Девице, востание хулящих крестную силу. / Даждь крепость и очищение, / победу и помощь верным людем Твоим. И ныне: Всех Царица Владычица! / Скипетром Рожденного Тобой / разрушь, Девица, восстание хулящих силу Креста. / Дай крепость и милость, победу и помощь / верным людям Твоим.

Песнь 6

Ирмос: Божественное сие и всечестное / совершающе празднество, / Богомудрии, Богоматере, / приидите, руками восплещим, / от Нея рождшагося Бога славим. Ирмос: Божественный сей и всеми чтимый / совершая праздник Богоматери, / придите, богомудрые, / начнем рукоплескать, / от Нее рожденного Бога славя.
Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.
Кресте всех воскресение, / Крест падших исправление, / страстей умерщвление и плоти пригвождение, / Крест душам слава и свет вечный. Крест – всех воскресение, / Крест – падших исправление, / страстей умерщвление и плоти пригвождение, / Крест – душам слава и свет вечный.
Крест врагов губитель, / Крест злочестивых язва и пленение, и верных держава, / благочестивых хранитель и бесов отгонитель. Крест – врагов губитель, / Крест – злочестивым язва и пленение, / и верным могущество, / благочестивым хранитель и бесов гонитель.
Слава: Крест страстей пагуба, / Крест помыслов отгнание, / Крест сокрушение языческо искусительно / и духовом показася ловительство. Слава: Крест – страстей погибель, / Крест – помыслов отгнание; / Крест – язычникам испытание сокрушительное, / и злым духам он явился ловушкой.
И ныне: Крест воздвижется и падают духов воздушных чинове, / Крест снизходит, и нечестивии вси ужасаются, / яко молнию видяще крестную силу. И ныне: Крест воздвигается – / и падают полки воздушных духов, / Крест нисходит – и нечестивые все ужасаются, / словно молнию видя крестную силу.
Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:

Кондак, глас 4. Самоподобен:

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое oружие мира, / непобедимую победу. Вознесенный на Крест добровольно, / соименному Тебе новому народу / милости Твои даруй, Христе Боже; / возвесели силою Твоею верных людей Твоих*, / подавая им победы над врагами, / – да имеют они помощь от Тебя, / оружие мира, непобедимый знак победы.
Икос: Иже до третияго Небесе восхищен бысть в рай / и глаголы слышав неизреченныя и Божественныя, / ихже не леть языки [человеческими] глаголати, / что Галатом пишет, яко рачителие Писаний прочтосте и познасте: / мне, глаголет, хвалитися да не будет, токмо во едином Кресте Господни, / на немже, страдав, уби страсти. / Того убо и мы известно держим, Крест Господень, хвалу вси: / есть бо нам спасительное сие Древо / oружие мира, непобедимая победа. Икос: До третьего неба вознесенный в рай / и услышавший неизреченные и божественные слова, / которые невозможно пересказывать языками человеческими, – / что он Галатам пишет, / как прочли и узнали вы, любители Писаний? / “Чтобы я, говорит он, хвалился, – да не будет, / разве только одним Крестом Господним, / на котором пострадав, Он убил страсти”. / Так и мы все будем твердо держать его, / Крест Господень, как похвалу; / ибо для нас это спасительное Древо – / оружие мира, непобедимый знак победы.

Песнь 7

Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии, / паче Создавшаго, / но огненное прещение мужески поправше, / радовахуся, поюще: / препетый отцев Господь и Бог благословен еси. Ирмос: Не почтили богомудрые / творения больше Творца, / но угрожавший им огонь мужественно поправ, / радостно воспевали: / “Прехвальный Господь и Бог отцов, / благословен Ты!”
Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.
Нераздельную Троицу и неслиянну, / естество единством благословим, / Отца нерожденна, и рожденна Сына, / и Святаго исходительнаго Божественнаго Духа, песньми поюще: / благословен Бог отец наших. О Троице, нераздельной и неслиянной, / естеством единой, богословствуем: / об Отце нерожденном, и рожденном Сыне, / и Святом от Отца исходящем Божественном Духе, / в гимнах воспевая: / “Благословен Бог отцов наших!”
Незаходительными молниями Твоими, Триипостасне, / наша озари умныя очи, / доброту Твою, Трисветне, пресущественную зрети, / яже человеком недоведомая и неприступная Ангелом. Немеркнущими Твоими молниями, Триипостасный, / ума нашего очи озари, / чтобы созерцать сверх-существенную красоту Твою, Трисветлый, / – то, что людям неведомо и недоступно Ангелам.
Слава: Лучами света Твоего / падшую мою душу возведи от глубины, / благий Боже, препетый и всесильный, / поползшуюся от света благодатнаго и во тьму воглубльшуюся. Слава: Благой Боже, прехвальный и всесильный! / Лучами света Твоего возведи из глубины / падшую мою душу, поскользнувшуюся, / лишенную света благодатного / и во тьму погрузившуюся.
И ныне: Крестообразно простерши руце, Чистая, / к распростершему свои руце на Древе Крестнем, / и вознесшему естество наше, и умертвившему враждебныя полки, / молящи не престай. И ныне: Крестообразно простерши руки, Чистая, / к Распростершему Свои руки на Древе Крестном / и вознесшему естество наше, / и умертвившему враждебные полки / молиться не прекращай.

Песнь 8

Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи / Рождество Богородично спасло есть, / тогда убо образуемое, / ныне же действуемое, / вселенную всю воздвизает пети Тебе: / Господа пойте дела / и превозносите Его во вся веки. Ирмос: Отроков благочестивых в печи / Дитя Богородицы спасло: / тогда – прообразуемое, а ныне – действующее; / всю вселенную созывает Он петь Тебе. / Пойте Господа, творения, / и превозносите во все века!
Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.
Высота Христовых страстей и лук, и оружие, и меч, / оружие непостыдное, и сила непобедимая, / Христово подножие и победительство на враги, / знамения Царствия, скиптре верных, / показался еси, Кресте победоносне. Вершиной страданий Христа, / и луком, и доспехами, и мечом, / оружием безотказным и силою непобедимой, / Христовым подножием и залогом победы над врагами, / знамением Царствия, скипетром верных / явился ты, Крест победоносный!
Воздвигл еси наше падшее естество, Христом распеншимся, совозставив; / высото Божественная, глубино неизглаголанная, / Христово ты еси знамение, Кресте пребогате, и широта безмерная, / и знамение непостижимыя Троицы, жизноносче. Возвысил ты наше падшее естество, / с распятием Христовым его воздвигнув; / высота Божественная, глубина неизреченная! / Ты, Живоносный Крест, благодатью преизобильный / – Христово знамение, и широта безмерная, / и непостижимой Троицы образ.
Слава: Устнами, душею же и сердцем Крест Господень лобызающе, / приидите ныне вознесем вси и возвеличим, / покланяющеся рцем вкупе, песнь пречистую, вопиюще: / pадуйся, великое богатство, Кресте, церковное украшение. Слава: Устами, душою и сердцем / Крест Господень лобызая, / придите ныне, вознесем его все и возвеличим; / поклоняясь, воскликнем вместе / песнь чистейшую, возглашая: / “Радуйся, великое богатство, Крест, / Церкви украшение!”
И ныне: Древо жизни и спасения, / Древо безсмертия, Древо разума, / Древо трилюбезно, нетленно и неизнуряемо, / Крест трисоставный, честное Древо, / Троицы бо носит Триипостасныя образ. И ныне: Древо жизни и спасения, / Древо бессмертия, Древо разума, / Древо трижды любезное, / непорочное и неприкосновенное, / Крест трехсоставный, почитаемое Древо: / ибо носит оно Троицы Триипостасной образ.

Песнь 9

Ирмос: Всяк земнородный / да взыграется, Духом просвещаемь, / да торжествует же Безплотных умов естество, / почитающее священное торжество Богоматере, / и да вопиет: / радуйся, Всеблаженная, / Богородице Чистая Приснодево. Ирмос: Всякий на земле рожденный / да ликует, Духом просвещаясь; / да торжествует и бесплотных Умов естество, / почитая священное торжество Богоматери, / и да взывает: / “Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!”
Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.
Кто слышана сотворит, якоже пишется, действия твоя, миролюбезный Кресте, / силы и чудеса, умершим востание; / и мир весь совознесл еси, вознесыйся к Богу многожелаемый. Кто сделает слышными, как написано, / действия твои, любезный мiру Крест, / явления силы Божией и чудеса, / и умерших воскресение? / И весь мiр ты с собой вознес, / сам вознесенный к Богу, / многовожделенный.
Утверждение верным Крест треблаженный, / знамение и похвала, Древо всесильное, / Крест Христов великий и совершенный, / апостолом похвала, преподобным утверждение / и мучеником крепость и держава, / верным победа и похвала. Утверждение верным – Крест трижды блаженный, / знамение и похвала, Древо всесильное. / Крест Христов, великий и совершенный, / апостолам – похвала, преподобным – утверждение / и мученикам – крепость и сила, / верным – победа и хвала.
Слава: Радуйся, Кресте, образе неописанный и многоименитый, / Древо требогатное, страшно же и всеблаженно; / радуйся, Кресте всесвятый и всесильный; / радуйся, хранителю жизни нашея, / Господень Кресте многопетый. Слава: Радуйся, Крест, образ неописуемый и многоименный, / Древо преизобилующее дарами, / страшное и всеблаженное! / Радуйся, Крест всесвятой и всесильный! / Радуйся, хранитель жизни нашей, / Господень Крест много воспеваемый!
И ныне: Кресте Честный, хранитель души и тела буди ми, / образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраждняя, / и благословение даруя ми, и жизнь и силу, / содействием Святаго Духа, и честными Пречистыя мольбами. И ныне: Крест Драгоценный! / Будь мне хранителем души и тела, / образом своим бесов низлагая, / врагов отгоняя, страсти упраздняя, / и даруя мне благословение, и жизнь и силу / содействием Святого Духа / и Пречистой священными мольбами.

Светилен, глас 2. Подобен: Учеником:

Крест хранитель всея вселенныя, / Крест красота Церкве, / Крест царей держава, / Крест верных утверждение, / Крест Ангелов слава и демонов язва. Крест – хранитель всей вселенной, / Крест – красота Церкви, / Крест – царей могущество, / Крест – верных утверждение; / Крест – Ангелов слава / и демонов поражение.
Слава, и ныне, Крестобогородичен: У Креста предстоящи, Тя безсеменно Рождшая, / и рыдающи вопияше: / увы, сладчайшее Чадо, / како зашел еси от очию Моею; / како в мертвых вменился еси. Слава, и ныне, Крестобогородичен: Стоя у Креста, Родившая Тебя без семени, / и горько сетуя, взывала: / “Увы, сладчайшее Чадо, / как Ты скрылся от очей Моих? / Как Ты к мертвым был причислен?”

Молитва Священному и Животворящему Кресту

Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, Творче неба и земли, Спасителю мира, се аз, недостойный и паче всех грешнейший, смиренно колена сердца моего пред славою величества Твоего преклоняя, воспеваю и величаю безмерное страдание Твое, и благодарение Тебе, Царю всех и Богу приношу, яко благоизволил еси снити с небеснаго Престола Твоего и воплотитися от Пречистыя Девы Марии, ради спасения человеческаго; безплотен сый, плотское естество Божеству совокупляя; богат сый, волею обнищал еси, да человека во Царствии Твоем обогатиши; труды и всякия человеческия беды, яко человек, на Себе понесл еси, да всем во всяких печалех и нуждах пособствуеши; четыредесять дней постивыйся, всем к воздержанию путь показал еси; множицею от лукавых искушен был еси, всех от искушений всяких избавляя. Вем, всесильный Владыко, яко вся сия Тебе непотребна быша, но человеческаго ради спасения вся претерпел еси: предан был еси за тридесять сребреник, да человека искупиши от лютыя работы вражия; от немилостивых Иудей, яко незлобивый агнец, похищен был еси, род человеческий от поглощения волка мысленнаго исторгая; на судищи пред Анною и Каиафою предстал еси, всех от осуждения огня вечнаго отводя; связан, поруган, оплеван, от ложных свидетелей оклеветан и на поносную смерть осужден, человека от всякия напасти, мучения и от вечныя смерти свобождая; Пилату, никоего зла содеявый, предан был еси и ко Ироду послан, и паки поруган, человека от злаго обстояния и от поруганий вражиих избавляя. Что убо воздам Тебе, Владыко Человеколюбче, о всех, яже претерпел еси мене ради грешнаго? Не вем. Душа бо и тело, и вся благая от Тебе суть, и вся моя Твоя суть, и аз Твой есмь; точию на безчисленное Твое милосердие, благоутробне Господи, надеяся, пою Твое неизреченное долготерпение, величаю неисповедимое смотрение Твое, славлю Твою безмерную милость, имиже преклонился еси мене ради осужденнаго, да аз оправдан буду. К столпу, Спасе, привязан и без милости биен, милостив сый, разреши мя, молюся, от грехов моих; тернием венчан, души моея греховное терние искорени; тростию биен по главе, сокруши главу змия, уязвляющаго мя жалом греха; в багряну ризу оболчен и мучителем предан, просвети ми, Царю Пресвятый, одеяние душевное, да вниду в чертог Твой всекрасный; с разбойники вменен и Крест на раму Своею понесый, разбойника врага, ищущаго душу мою убити, Твоим Крестом прожени. Вем Тя, Иисусе долготерпеливе, люте уязвленнаго; от верху главы Твоея святыя, даже до стопы ножныя, не бе в Тебе места цела. Что же возглаголю о неизреченном человеколюбии Твоем, Христе Спасителю? Точию в сокрушении сердца моего, покланяяся Твоим Пречистым страстем и вселюбезно тыя лобызая, вопию: помилуй мя, грешнаго. На Кресте пригвоздитися изволивый, пригвозди заповедем Твоим сердце мое; воздвижен со Крестом на горе Голгофе, воздвигни мысли моя к небеси, да всегда горняя мудрствую; желчию со оцтом напоен, огорченное ми грехом сердце услади любовию Твоею, и жаждуща напой потоком сладости Твоея; руце Свои пречистеи распрострый на приятие всех, приими мя, грешнаго; нозе пригвождены имевый, хотя всегда со грешники быти, буди со мною, грешным, возбраняя ногам моим от всякаго пути лукаваго; сердце отверсто имевый, яви мне благодать Свою, грешному; главу пресвятую на Кресте преклонивый, услыши недостойныя молитвы моя. О, пречудная и неизмеримая глубино милосердия, Христе Боже, за враги распинатели Своя Богу Отцу моливыйся, даждь и мне, грешному, сию благодать, любити враги моя и молитися за них; разбойнику кающемуся рай отверзый, воззри, Свете мой, на мя, грешнаго, подаждь покаяние и отверзи ми двери милости Твоея, и помяни мя, недостойнаго, во Царствии Твоем. Наконец, духа Своего пресвятаго предавый в руце Богу Отцу, приими, Создателю, дух мой во время кончины моея; со Креста снят и во гробе яко мертв положен, Спасе, живый во свете неприступнем, возьми от мене тяжкое бремя греховное, и не возгнушайся, Человеколюбче, вселитися во гроб сердца моего недостойнаго, на умерщвление моего плотскаго мудрования; яко да не ктому себе, бренное создание Твое, но Тебе, Господеви и Богу моему живый, Твоим, о Всемилостиве, благоутробием, сподоблюся видети Тебе, Создателя и Спасителя моего, за приятие смерти крестныя, славою и честию венчаннаго, во свете неприкосновенныя Твоея славы; идеже со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим и Единосущным Твоим Духом царствуеши прежде век, ныне и присно и во веки веков, аминь. Господи Иисусе Христе, Сын Бога живого, Творец неба и земли, Спаситель мiра! Вот, я, недостойный и более всех грешнейший, смиренно преклоняя колена сердца моего пред славою величия Твоего, воспеваю и величаю безмерное страдание Твое, и благодарение Тебе, Царю всех и Богу приношу; ибо Ты благоволил сойти с небесного Престола Твоего и воплотиться от Пречистой Девы Марии, ради спасения человеческого, бесплотный – плотское естество с Божеством соединяя; богатый – добровольно обнищал, чтобы человека в Царстве Твоем обогатить; труды и всякие человеческие беды, как человек, понес на Себе, дабы всем помогать во всяких печалях и нуждах; сорок дней постившись, Ты путь к воздержанию всем показал; многократно от злых людей был искушаем, всех от всяких искушений избавляя. Знаю, всесильный Владыка, что все это Тебе не было нужно, но ради спасения людей Ты все претерпел: предан был за тридцать сребреников, чтобы человека искупить от тяжкого рабства врагу; немилостивыми Иудеями, как беззлобный агнец, был похищен, род человеческий от поглощения невещественным волком исторгая; на судилище пред Анною и Каиафою предстал, всех от осуждения на огонь вечный отводя; был связан, поруган, оплеван, ложными свидетелями оклеветан и на позорную смерть осужден, человека от всякой напасти, мучения и от вечной смерти освобождая; Пилату, никакого зла не сделав, предан был и ко Ироду послан, и вновь поруган, человека от бедственного состояния и от поруганий вражьих избавляя. Что же воздам Тебе, Владыка Человеколюбец, за все, что Ты претерпел ради меня грешного? Не ведаю. Ибо душа, и тело, и все блага – от Тебя, и все мое – Твое, и я – Твой; только на неисчислимое Твое милосердие надеясь, благосердный Господи, воспеваю Твое неизреченное долготерпение, величаю неисповедимый промысл Твой, славлю Твою безмерную милость: из-за того Ты и преклонился ради меня, осужденного, чтобы я был оправдан. К столпу привязанный, и немилостиво бичуемый, Спаситель, Сам милостивый, разреши меня, молюсь, от грехов моих; тернием увенчанный, терние греха в душе моей искорени; тростью ударяемый по голове, сокруши голову змия, уязвляющего меня жалом греха; в багряное одеяние облеченный и мучителям преданный, сделай светлым, Царь Пресвятой, одеяние моей души, чтобы мне войти в чертог Твой прекраснейший; к разбойникам причтенный и Крест на плечах Своих понесший, разбойника-врага, стремящегося душу мою умертвить, Твоим Крестом прогони. Знаю, как Тебя, Иисусе долготерпеливый, страшно изранили: от темени главы Твоей святой, даже до стопы ноги, не было у Тебя целого места. Что же скажу о неизреченном человеколюбии Твоем, Христе Спаситель? Только в сокрушении сердца моего, поклоняясь Твоим Пречистым страданиям и со всей любовью мысленно лобзая их, взываю: помилуй меня, грешного! На Кресте быть пригвожденным благоволивший, пригвозди к заповедям Твоим сердце мое; вознесенный со Крестом на горе Голгофе, вознеси мои мысли к небу, чтобы я всегда о горнем помышлял; желчью с уксусом напоенный, огорченное грехом сердце мое услади любовию Твоею, и напой жаждущего из потока сладости Твоей; руки Свои пречистые распростерший, чтобы принять всех, прими меня, грешного; имевший ноги пригвожденными, Ты, всегда желающий с грешниками быть, будь со мною, грешным, удерживая ноги мои от всякого пути лукавого; имевший сердце отверстым, яви благодать Свою мне, грешному; главу пресвятую на Кресте преклонивший, услышь недостойные молитвы мои. О, пречудная и неизмеримая глубина милосердия, Христе Боже! За врагов – распинателей Своих Богу Отцу молившийся, дай и мне, грешному, эту благодать: любить врагов моих и молиться за них; разбойнику кающемуся рай отверзший, воззри, Свет мой, на меня, грешного, подай мне покаяние и отверзи мне двери милости Твоей, и помяни меня, недостойного, во Царствии Твоем. Наконец дух Свой пресвятой предавший в руки Богу Отцу, прими, Создатель, дух мой во время кончины моей; со Креста снятый и во гробе как мертвый положенный, Спаситель, живущий во свете неприступном, сними с меня тяжкое бремя греха, и не возгнушайся, Человеколюбец, вселиться во гроб сердца моего недостойного для умерщвления моего плотского помышления; чтобы живя уже не для себя, но для Тебя, Господа и Бога моего, я, бренное создание Твое, Твоим, о Всемилостивый, благосердием, сподобился видеть Тебя, Создателя и Спасителя моего, за принятие смерти крестной славою и честию увенчанным во свете неприступной Твоей славы, где Ты со Безначальным Твоим Отцом, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим и Единосущным Твоим Духом царствуешь прежде всех веков, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.