Array ( )

Неделя святых Праотцев

Великая вечерня
Утреня
Литургия

НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ПРАОТЦЕВ

Церковнославянский Русский

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ

На Господи, воззвах: стихиры воскресны, и восточны 3, Анатолиевы, и праотцев на 4, глас 8.

НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

На Господи, воззвах: стихиры воскресные 3, и восточные 3, и праотцев на 4, глас 8.

Подобен: Иже во Едеме:

Подобен: Иже во Едеме:

Праотцев днесь, вернии, совершающе память, / воспоим Христа Избавителя, / возвеличившаго их во всех языцех / и чудес преславная верно совершившаго Господа, / яко державна и сильна, / и от них показавша жезл силы нам – / Едину Неискусомужную и Богоотроковицу Марию Чистую, / из Неяже цвет пройде – Христос, / израстивый всем жизнь, / и неиждиваемую пищу, и спасение вечное. Праотцев, верные, в сей день совершая память, / воспоем Христа Искупителя, / возвеличившего их во всех народах / и чудеса преславные верно совершившего Господа, / как могущественного и сильного, / и от них показавшего жезл силы нам – / единую не знавшую мужа и Божию Отроковицу, Марию чистую, / от Которой произошел Цвет – Христос, / израстивший всем жизнь, / и неистощимое блаженство, и спасение вечное.
Иже святыя отроки из огня избавивый, Владыко, / и от уст львовых Даниила, / благословивый Авраама, и Исаака, раба Твоего, / и сего сына Иакова, / благоволивый от семене их быти по нам, / да прежде поползнувшияся спасеши праотцы наша / Крестом Твоим и Воскресением / и, расторгнув смертныя узы, совозставиши вся, / яже от века сущия в мертвых, / покланяющияся Тебе, Христе, Царю веков. Святых отроков из огня избавивший, Владыка, / и Даниила – от пастей львов; / благословивший Авраама, и Исаака, раба Твоего, / и его сына Иакова; / благоволивший от семени их стать подобным нам, / чтобы прежде поскользнувшихся праотцев наших спасти / Крестом (Твоим) и Воскресением / и, расторгнув узы смерти, воздвигнуть с Собою всех, / от века пребывавших среди мертвых, / да поклоняются они Тебе, Христе, Царю веков.
Якоже в хладе, посреде пламене / росою Духа, радующеся, отроцы Божии хождаху, / таинственно в нем прообразивше Троицу / и воплощение Христово, / и, яко мудрии, верою угасиша силу огненную, / и Даниил же праведный львов явися обуздатель; / ихже молитвами умолен быв, Человеколюбче Спасе, / и нас негасимаго вечнаго избави огня / и сподоби ны Царствия Твоего, Господи. Как под дождем, окропляемые росою Духа, / посреди пламени радуясь, отроки Божии ходили, / таинственно прообразовав в нем Троицу / и воплощение Христово; / и, как мудрые, они верою угасили силу огня; / Даниил же праведный львов явился обуздателем. / Их мольбам внимая, Спаситель человеколюбивый, / и нас от неугасимого вечного огня избавь / и удостой достичь Небесного Царства Твоего.
Якоже в росе суще, / вернии и святии отроцы Твои / в пещи пламене огненнаго предживописаху таинственно / еже из Девы Твое пришествие, / неопально возсиявшее нам, / и Даниил же праведный и во пророцех чудный, / ясно Божественное второе Твое пришествие проявляя, / видех, дондеже престоли поставишася, – глаголет, / и Судия седе, и огненная потече река, / еяже да избавимся, Христе, молитвами их, Владыко. Как бы пребывая среди росы, / верные и святые Твои отроки / в пламени печи огненной предизображали таинственно / от Девы Твое пришествие, / неопалимо воссиявшее нам; / и Даниил праведный и среди пророков чудный, / ясно Божественное второе Твое пришествие являя, восклицает: / «Взирал я, – говорит, – доколе престолы не были поставлены, / и Судия воссел, и огненная потекла река!» / От нее да будем избавлены, Христе, / молитвами их, Владыка!
Слава, глас 6. Анатолиево: Иже прежде закона / отцы вся восхвалим днесь, вернии, / Авраама Боголюбиваго, / и Исаака, от обещания рожденнаго, / и Иакова, и дванадесять патриархи, / Давида кротчайшаго, / и Даниила, желаний пророка, / и три отроки с ними славяще, / пещь в росу преложившия, / просяще оставления от Христа Бога, / прославляемаго во святых Своих. Слава, глас 6, Анатолия: Всех прежде закона живших отцов / в сей день восхвалим, верные: / Авраама Боголюбивого, / и Исаака, по обетованию рожденного, / и Иакова, и двенадцать патриархов; / Давида кротчайшего, / и Даниила, желаний пророка; / с ними и трех отроков прославляя, / печь в росу претворивших, / прося прощения у Христа Бога, / прославляемого во святых Своих.
И ныне, Богородичен первый гласа.

И ныне, Богородичен первый гласа.

На литии стихира храма.

На литии стихира храма

Слава, глас 1: Лучами облиставшеся Богоглаголания, / великоименитии пророцы присно блажатся / и, речения Духа плодствующе, / несказанное рождество Христа Бога всем проповедаша; / законно же кончину совершиша, / поживше жизнь пречудную. Слава, глас 1: Лучами озарившись Божественного вещания, / славные именем пророки / всегда блаженными именуются; / и, умножая плод речений Духа, / они несказанное рождество Христа Бога всем провозгласили; / и жизнь прожили пречудную, / кончиною законной ее завершив.*
И ныне, Богородичен: Се исполнися Исаиино проречение: / Дева бо родила еси / и по рождестве, яко прежде рождества, пребыла еси, / Бог бо бе Рождейся, темже и естества новопресече. / Но, о Богомати, моления Твоих рабов, в Твоем храме приносимая Тебе, не презри, / но яко Благоутробнаго Твоима рукама носящи, / на Твоя рабы умилосердися / и моли спастися душам нашим.

И ныне, Богородичен: Вот, исполнилось пророчество Исаии, / ибо Ты, Дева, родила и после родов осталась, как и до родов: / ведь Богом был Рожденный, / потому Он и законы природы изменил. / Но, о Богоматерь, молений Твоих рабов, / Тебе в Твоем святилище приносимых, не презри, / но, как Милосердного во объятиях Твоих носившая, / над служителями Твоими смилуйся / и ходатайствуй о спасении душ наших.

Стиховна воскресна.

Стихиры на стиховне воскресные

Слава, глас 3. Германово: Праотцев собор, празднолюбцы, / приидите, псаломски да восхвалим: Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, / Авраама, Исаака и Иакова, / по законе Моисея, и Аарона, / Иисуса, Самуила и Давида, / с нимиже Исаию, Иеремию, Иезекииля, / и Даниила, и дванадесять, / купно Илию, Елиссея и вся, / Захарию, и Крестителя, и проповедавшия Христа, / жизнь и воскресение рода нашего. Слава, глас 3, Германа: Придите, любящие праздновать, / праотцев сонм псалмами да восхвалим: / Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, / Авраама, Исаака и Иакова; / по законе живших: Моисея и Аарона, / Иисуса, Самуила и Давида, / с ними – Исаию, Иеремию, Иезекииля, / и Даниила, и двенадцать пророков; / Илию, Елисея и вместе всех: / Захарию, и Крестителя, и иных, проповедавших Христа / – жизнь и воскресение рода нашего!
И ныне, Богородичен: Без семене от Божественнаго Духа / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матере прежде век суща, / нас же ради, из Тебе без отца бывша, плотию родила еси / и Младенца млеком питала еси. / Темже не престай молити / избавитися от бед душам нашим.

И ныне, Богородичен: Без семени от Божественного Духа / и по воле Отчей зачала Ты Сына Божия. / От Отца без матери прежде веков Имеющего начало, / но ради нас от Тебя без отца Происшедшего / Ты по плоти во чреве носила / и как младенца молоком питала. / Потому не переставай ходатайствовать / о избавлении от бед душ наших.

Тропарь, воскресен.
Слава, и ныне, праотцем, глас 2:

Тропарь, воскресный
Слава, и ныне, праотцам, глас 2

Верою праотцы оправдал еси, / от язык теми предобручивый Церковь: / хвалятся в славе святии, / яко от семене их есть Плод благославен, / без семене Рождшая Тя. / Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Верою праотцев Ты оправдал, / в их лице предобручив с Собою Церковь из всех народов. / Хвалятся во славе святые, / ибо от семени их плод славный, / – без семени Родившая Тебя. / Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши.

НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ПРАОТЦЕВ

НА УТРЕНИ

На Бог Господь:

НА УТРЕНИ

На Бог Господь:

Тропарь, воскресен.
Слава, и ныне, праотцем, глас 2:

Тропарь, воскресный
Слава, и ныне, праотцам, глас 2

Верою праотцы оправдал еси, / от язык теми предобручивый Церковь: / хвалятся в славе святии, / яко от семене их есть Плод благославен, / без семене Рождшая Тя. / Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас. дважды.

Верою праотцев Ты оправдал, / в их лице предобручив с Собою Церковь из всех народов. / Хвалятся во славе святые, / ибо от семени их плод славный, / – без семени Родившая Тебя. / Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши. (2)

По обоих кафизмах седальны воскресны, с Богородичны их. По полиелеи ипакои гласа. После кафизм седальны воскресные с Богородичнами их. После Полиелея ипакои гласа.

И седален праотцев, глас 8.
Подобен: Премудрости:

И седален праотцев, глас 8*
Подобен: Премудрости:

Авраама, Исаака же и Иакова восхвалим вси песненно, / Давида кроткаго, Иисуса и дванадесять патриархи / купно с треми юношами, угасившими огненный пламень силою духовною, / радуйтеся, – вопиюще к ним, – прелесть доблественне обличивше царя безумнаго, / и Христу молитеся / согрешений оставление даровати празднующим любовью святую память вашу. (2) Авраама и Исаака с Иаковом все восхвалим в песнях, / Давида кроткого, Иисуса и двенадцать патриархов / вместе с тремя юношами, угасившими огненное пламя силою духовною, / «Радуйтесь», – возглашая к ним, – / «доблестно обличившие заблуждение царя безумного, / и Христа молите согрешений прощение даровать / празднующим с любовью святую память вашу!» (2)
Слава, и ныне, Богородичен: Благодарственное похваление должно, / якоже вдовица оная два лепта, / приношу Тебе, Владычице, о всех дарованиих Твоих: / Ты бо явилася еси покров, купно и помощь, / напастей и скорбей присно мя изымающи. / Темже, яко от среды горящия пещи, избавлься оскорбляющих мя, / от сердца взываю Тебе: / Богородице, помози ми, / молящи Христа Бога согрешений оставление дати мне, / Тя бо имею надежду, раб Твой.

Слава, и ныне, Богородичен: Благодарственную похвалу должным образом, / как вдовица известная две лепты, / приношу Тебе, Владычица, за все дары Твои: / ибо Ты явилась покровом и вместе – помощью, / от напастей и скорбей всегда меня освобождая. / Потому, как из среды горящей печи, / от преследующих меня избавившись, / я от сердца взываю к Тебе: / «Богородица, помоги мне, моля Христа Бога / согрешений прощение мне даровать; / ибо Тебя имею я надеждой, раб Твой!»

Каноны три: воскресен на 4, и святых триех отроков на 4, и праотцев на 6. Канон святых триех отроков, глас 8, егоже краегранесие: Три отроки пою и Даниила великаго. Феофаново. Канонов три: воскресный на 4, и святых трех отроков на 4, и праотцев на 6. Канон святых трех отроков, глас 8, имеет акростих: Трех отроков воспеваю и Даниила великого. Творение преп. Феофана.

Песнь 1.

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, / и египетскаго зла избежав, / израильтянин вопияше: / Избавителю и Богу нашему поим.

Песнь 1

Канон 1. Ирмос: По воде пройдя, как по суше, / и египетского развращения избежав, / израильтянин взывал: / «Избавителю и Богу нашему воспоем!»

Безначальное Слово, / из Отца прежде всех веков рожденно боголепно, / в пещи юношам образно видено бывшее, прославим. Безначальное Слово, / от Отца прежде всех веков / рожденное, как подобает Богу, / в печи юношам образно явившееся, прославим.
Глаголы мучителя злочестиваго / благороднии отроцы оплевавше терпеливно, / снедьми беззаконных осквернитися халдейски не восхотеша. Приказ тирана нечестивого / благородные отроки мужественно презрев, / пищею беззаконных оскверниться / по халдейскому обычаю не захотели.
Питастеся убо словом душевне, / снедьми же саморасленными плотски, / паче питающихся дебелыми снедьми, / царю краснейшии лицы явистеся. Питали вы душу словом, / для плоти же довольствовались пищей дикорастущей, / но видом прекраснее живших в неге / явились перед царем.
Богородичен: Яд змиин, в слухи горько излиявшийся Евины, / яже из Давида возрастшая, Отроковице, исцеляеши, / Избавителя рождши.

Богородичен: Яд змия, горечью вошедший в уши Евы, / Отроковица, произросшая от Давида, исцеляет, / во чреве Искупителя нося.

Ин канон святых праотцев, глас 1, егоже краегранесие: Отцем хвалу в лепоту ныне приношаю. Иосиф. Другой канон, святых праотцев, глас 1, имеющий акростих: Отцам хвалу, как подобает, ныне приношу. Творение преп. Иосифа.

Песнь 1.

Ирмос: Христос раждается – славите:

Песнь 1

Ирмос: Христос рождается – славьте:

Отцем пение принесем, прежде закона и в законе возсиявшим, / и из Девы возсиявшему Господу и Владыце волею правою угодившим, / и незаходимаго просвещения ныне наслаждающимся. Отцам хвалу принесем, / прежде закона и под законом просиявшим, / и от Девы воссиявшему Господу и Владыке / мыслью правою послужившим, / и немеркнущим озарением / ныне наслаждающимся.
Адама перваго почтим, рукою почтеннаго Зиждителя, / и всех нас праотца уже бывшаго, / и в скиниях Небесных со всеми избранными почивающа. Адама первого почтим, / почтенного рукою Создателя, / и ныне всем нам ставшего прародителем, / и в скиниях Небесных / со всеми избранными почивающего.
Авеля, дары принесшаго душею благороднейшею, / прият всех Бог и Господь; / сего же паки, скверноубийственною рукою умерщвлена, / принесе к свету яко Божественна мученика. Авеля, дары принесшего душою благороднейшею, / принял Бог всех и Господь; / его же в древности злодейскою рукою умерщвленного, / Он к свету перенес, / как Божественного мученика.
Богородичен: Речений Божественных услышим, вопиющих Христово явление: / се бо в вертепе раждается из Отроковицы Неискусомужныя, / Егоже страшное Рождество провозвещает звездословцем звезда явльшаяся. Богородичен: Изречения Боговдохновенные услышим, / возглашающие о явлении Христа: / ибо вот, Он в пещере рождается / от Отроковицы, не знавшей мужа, / и Его повергающее в трепет Рождество / открывает звездочетам звезда явившаяся.
Катавасия: Христос раждается – славите! / Христос с Небес – срящите! / Христос на земли – возноситеся! / Пойте Господеви, вся земля, / и веселием воспойте, людие, / яко прославися.

Катавасия: Христос рождается – славьте! / Христос с небес – встречайте! / Христос на земле – воспряньте! / Пой Господу, вся земля / и с веселием воспойте, люди, / ибо Он прославился!

Песнь 3.

Ирмос: Ты еси утверждение / притекающих к Тебе, Господи, / Ты еси Свет омраченных, / и поет Тя дух мой.

Песнь 3

Канон 1. Ирмос: Ты – утверждение / прибегающих к Тебе, Господи, / Ты – Свет омраченным, / и Тебя воспевает дух мой.

Разум стяжавше Богонаученный, Владыко, отроцы Давидовы / законы отеческия богомудренно соблюдоша. Разум стяжав, / Богом обученный, Владыка, / отроки, чада Давидовы, / законы отеческие богомудро сохранили.
Огнь не опали чистейшая телеса благочестивых: / постом бо душепитательным напаяхуся. Огонь не опалил / чистейшие тела благочестивых: / ибо они постом душепитательным / были орошаемы.
Хвалу всемирную и многопетую поют отроцы трие, / посреде пещи чудно орошаеми. Хвалу всемирную и многократную / поют три отрока посреди печи, / чудесно росою окропляемые.
Богородичен: Да рождество, Владыко, из девствующаго телесе покажеши нам, / спасаеши в пещи девствующая телеса.

Богородичен: Чтобы нам показать рождение / из девственного тела, Ты, Владыка, / в печи спасаешь девственников тела.

Ин. Ирмос: Прежде век от Отца: Канон иной. Ирмос: Прежде веков от Отца:
Поется в мире Сифово к Зиждителю разжжение, / ибо в непорочнем жительстве и душевней любви Тому истинно угоди, / и ныне во стране живых вопиет: / Свят еси, Господи. Воспевается в мiре / Сифа пламенное к Создателю стремление, / ибо он непорочной жизнью и расположением души / Ему истинно послужил, / и ныне во стране живых взывает: / «Свят Ты, Господи! «
Усты, и языком, и сердцем Енос чудный / призвати богомудренно Владыку всех и Бога надеяшеся в Дусе / и, благоугодно пожив на земли, славу восприят. Устами, и языком, и сердцем / призывать с надеждою всего Владыку Бога / Енос чудный богомудро решился в Духе / и, благоугодно на земле пожив, / славу приобрел.
Священнословии священными Еноха ублажим, / благоугодив бо Господу, преставися в славе, / явився лучши смерти, якоже писася, / имже Божий быв раб искреннейший. Священнейшими славословиями / превознесем блаженного Еноха, / ведь он, Господу угодив, / был переселен во славе, / явившись сильнее смерти, как написано, / ибо стал рабом Божиим искреннейшим.
Богородичен: Ныне чаяние языков от Девы предгрядет, / и Вифлеем заключенный отверзает светло Едема, / Слово воплощаемое приемля, и в яслех плотию возлегшаго. Богородичен: Ныне Ожидаемый народами от Девы происходит, / и Вифлеем подобающим образом приоткрывает / затворенный некогда Эдем, / приняв Слово воплощающееся / и в яслях плотию желающее возлечь.
Катавасия: Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну / и в последняя от Девы / воплощенному безсеменно, / Христу Богу возопиим: / вознесый рог наш, / Свят еси, Господи.

Катавасия: Прежде веков от Отца рожденному / не по земным законам Сыну / и в последние времена от Девы / воплощенному без семени, / Христу Богу воззовем: / «Возвысивший наше достоинство, / свят Ты, Господи!»

И ипакои, глас 2:

Вросу детем огнь прелагашеся, / плач в радость женам пременяшеся: / Ангел бо во обоих служаше чудесех, / овым убо во упокоение претворивый пещь, / сим же Воскресение возвестивый тридневное. / Начальниче жизни нашея, Господи, слава Тебе.

Ипакои, глас 2

Вросу огонь для отроков претворялся, / плач для жен в радость изменялся. / И Ангел был служителем обоих чудес: / одним печь в место покоя превратив, / другим же о Воскресении на третий день возвестив. / Начальник жизни нашей, Господи, слава Тебе!

Песнь 4.

Ирмос: Услышах, Господи, / смотрения Твоего таинство, / разумех дела Твоя / и прославих Твое Божество.

Песнь 4

Канон 1. Ирмос: Услышал я, Господи, / о таинстве Твоего промысла, / уразумел дела Твои / и прославил Твое Божество.

Даниил мудрейший, Божественне умом просвещаемь, / сония разреши самодержцев Божественною благодатию. Даниил мудрейший, / умом божественно просвещаясь, / сновидения самодержцев истолковал / божественною благодатию.
Облистает чудесми, еже в пещи, отроков страдание: / мучителя бо уловиша к познанию Твоему, Всесильне. Блистает чудесами / подвиг отроков в печи: / ибо они тирана уловили, приведя его / к познанию Тебя, Всесильный.
Согласия органы и мусикии песни / всесличныя доблественных не привлекоша / и златому образу не подклониша. Созвучные орудия / и музыки стройные напевы / не очаровали доблестных / и пред златым образом не преклонили.
Богородичен: Песньми, Всепетая, / иже в Вавилоне дети почитают Сына Твоего Пребожественнаго, / Егоже в пещи познаша.

Богородичен: Песнопениями бывшие в Вавилоне отроки / чествуют, Всехвальная, / Сына Твоего Пребожественного, / Которого в печи познали.

Ин. Ирмос: Жезл из корене Иессеова: Канон иной. Ирмос: Отрасль от корня Иессеева:
Хвалу принесем Богу, / чтуще песньми Ноя, воистинну суща праведнаго: / во всех бо заповедех Божественных украшаемь явися, Христу благоугодив, / Емуже песнопоем, вернии: / слава силе Твоей, Господи. Хвалу принесем Богу, / почитая песнопениями / Ноя, бывшего поистине праведным: / ибо, исполнением всех заповедей Божественных красуясь, / благоугодным явился он Христу, / Которому мы с верою поем: / «Слава силе Твоей, Господи!»
Видев твое Бог благородное нрава, и простое, / и по всему, Ное, совершена, втораго мира яве началовождя тя показует, / спасшаго тому всякаго рода от потопа чувственнаго семя, / якоже Сам повеле. Бог, увидев твое благородство, / нрава непорочность и совершенство во всем, / родоначальником второго мiра ясно тебя, Ной, являет, / спасшим для него от чувственного потопа / семя всякого рода, / как Он Сам повелел.
Ноя, сохраньшаго Божий закон невредимь, / и обретшася тогда праведна в роде своем, / и древяным спасша древле ковчегом безсловесных роды повелением Вседетельным, / песньми благочестно ублажим. Ноя, закон Божий сохранившего неповрежденным, / и найденного некогда праведным в роде своем, / и спасшего в древности в ковчеге деревянном / бессловесных тварей роды всесильным повелением, / песнями благоговейно прославим.
Вино умиления нам точит, / чтущим тя, Ное блаженне, память твоя, веселящее и души, и сердца всегда / чисте блажащих нравы твоя честныя и жительство Божественное. Вино умиления источает / нам, чтущим тебя, Ной блаженный, память твоя, / веселящее и души, и сердца всегда / искренно превозносящих нравы твои благоговейные / и образ жизни богодухновенный.
Богородичен: Ныне Избавление наше в яслех возлегает / и пеленами повивается, якоже Младенец. / И волсви, восточнии царие, приходят / Сего яко Бога и Царя рождшагося от Чистыя, видети / и поклонитися с дары верно. Богородичен: Ныне Искупление наше в яслях возлегает / и пеленами как младенец повивается. / И волхвы, восточные цари, приходят / Его как Бога и Царя, на земле рожденного, увидеть / и послужить с дарами верно.
Катавасия: Жезл из корене Иессеова / и цвет от него, Христе, / от Девы прозябл еси, / из горы, Хвальный, приосененныя чащи / пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, / Невещественный и Боже. / Слава силе Твоей, Господи.

Катавасия: Отрасль от корня Иессеева / и цвет от него, / от Девы Ты произошел, Христе; / Ты пришел, достойный хвалы, / от горы, осененной чащей, / воплотившись от не знавшей мужа, / Невещественный и Бог. / Слава силе Твоей, Господи!

Песнь 5.

Ирмос: Вскую мя отринул еси / от лица Твоего, Свете незаходимый, / и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго; / но обрати мя и к свету заповедей Твоих / пути моя направи, молюся.

Песнь 5

Канон 1. Ирмос: Для чего Ты отверг меня / от лица Твоего, Свет неугасимый, / и покрыла чуждая тьма меня, несчастного? / Но обрати меня и к свету заповедей Твоих / пути мои направь, молю.

Научившеся закону, Спасе, / не отвергошася Твои угодницы, / Даниил великий с треми юношами Богомудрыми, / но, крепость приемше от Тебе, Благодетеля, / мучители мужески победиша. Наученные Закону Твои служители / не отреклись от него, Спаситель, / – Даниил великий с тремя юношами богомудрыми; / но, приняв силу от Тебя, Благодетеля, / нрав тиранов своим мужеством изменили.
Мысленно научашеся Даниил, Человеколюбче, Твоим тайнам: / на облаце бо яко Сына Тя Человеча грядуща, / языков всех яко Судию и Царя зряше ума чистотою. Мысленно научался Даниил / Твоим тайнам, Человеколюбец: / ибо Тебя, как Сына Человеческого, / всех народов Царя и Судию, / чистым умом он созерцал / на облаке грядущим.
Украсися, о дети! паче камене сапфира ваше совокупление, / яко заря златая, благочестия ревностию распальшеся, / ходяще радостно в пещи и собирающе ликование всемирное. Прекраснее камня сапфира / соделались, о дети, ваши тела: / как блеском золота, вы благочестия ревностию пылаете, / ходя радостно в печи / и собирая ликование всемирное.
Богородичен: Даниил Тя, Дево, гору прописа яве Божественный, / трие же отроцы, видевше пламень орошающь, / Твое Божественное Рождество песнопесненно восхваляют / яко Спаса, и Зиждителя, и Господа.

Богородичен: Даниил богодухновенный / Тебя, Дева, как Гору ясно предначертал; / три же отрока, видя пламя орошающее, / Твое Божественное Чадо песнопениями восхваляют / как Спасителя, и Творца, и Господа.

Ин. Ирмос: Бог Сый мира: Канон иной. Ирмос: Ты, Бог мира:
Хвалами Божественными да почтится Сим, / отеческое благословение приплодив, / и, пред Богом благоугоден явлься, / к праотеческим ликом причтеся, / и во стране живых радостно почивает. Хвалами богодухновенными да почтится Сим, / получивший плод – отеческое благословение, / и явившийся пред Богом благоугодным, / и к сонмам праотцев причтенным, / и в стране живых радостно почивающим.
Видети сподобися яко друг Божий Авраам день Зиждителя своего / и исполнь бывает радости духовныя; / сего убо, ума правостию чтуще, ублажим вси, / яко Христова Божественна праотца. Увидеть удостоился, как друг Божий, / Авраам день Создателя своего / и радости духовной был исполнен; / давайте же его, правой мыслью почитая, / прославим все, как верного Божия служителя.
Видел еси, якоже есть мощно человеку видети, Троицу / и Тую угостил еси, яко друг присный, преблаженне Аврааме; / темже мзду приял еси страннаго гощения, / еже быти тебе безчисленных языков отцу верою. Узрел ты, насколько можно человеку видеть, Троицу / и принял Ее гостеприимно, / как друг ближайший, преблаженный Авраам; / потому и награду получаешь / за гостеприимство необычайное / удостоясь стать отцом бесчисленных народов через веру.
Богородичен: Полный истощавается плотию нас ради, / и начало Безначальный приемлет; / обнищевает же Богатый, / и Слово – Сый Бог – в яслех безсловесных возлежит, яко Младенец, / воззвание всех сущих от века соделовая. Богородичен: Полнотою Обладающий / умаляется по плоти ради нас, / и начало Безначальный получает; / нищает же Богатый, / и Тот, кто Сам есть Слово Божие, / в яслях тварей бессловесных как младенец возлежит, / воссоздание всех от века живших совершая.
Катавасия: Бог Сый мира, Отец щедрот, / Великаго Совета Твоего Ангела, / мир подавающа, послал еси нам; / тем, Богоразумия к свету наставльшеся, / от нощи утренююще, / славословим Тя, Человеколюбче.

Катавасия: Ты, Бог мира и Отец милосердия, / послал нам Вестника великого Твоего замысла, / дарующего мир. / Потому, приведенные к свету Богопознания, / после ночи рассвет встречая, / славословим Тебя, Человеколюбец.

Песнь 6.

Ирмос: Бездна грехов и прегрешений буря мя смущает / и во глубину нужднаго реет мя отчаяния, / но Твою крепкую руку мне простри, яко Петрови, / о Управителю! и спаси.

Песнь 6

Канон 1. Ирмос: Бездна грехов и согрешений буря меня смущает / и с силой гонит меня во глубину отчаяния; / но Сам крепкую руку простри мне, как Петру, / и из глубины погибели возведи.

Обладавше душевными страстьми силою слова, / страны язык халдейских властели бысте, / весть бо добродетель честь даровати стяжавшим ю, / о Давидовы мудрии внуцы! Получив власть над душевными страстями силою Слова, / вы сделались правителями в странах племен халдейских; / ибо знает добродетель, как даровать честь ее стяжавшим, / о мудрые потомки Давидовы!
В мертвость Даниил живоносную одеявся древле, / яко Бога, халдеем злочестивно мнимаго, / убивает снедию змия злейшаго. / Священники же злочестивыя мудре убил есть. В мертвость живоносную облачившись, / в древности убивает пищей Даниил / нечестиво чтимого халдеями как Бога змея злейшего, / и жрецов враждебных он мудро истребил.
Богородичен: Милостива ми Судию, Сына Твоего, Богородице Дево, / Твоими молитвами быти в день Суда / Избавителя же лютых, Мати, умоли: / на Тя бо едину надежду мою возлагаю.

Богородичен: Склони мольбами Твоими, Матерь, / да милостив ко мне будет в день Суда / и избавит меня от мучений тяжких / Судия – Сын Твой, Дева Богородица; / ведь я на Тебя одну надежды возлагаю.

Ин. Ирмос: Из утробы Иону: Канон иной. Ирмос: Из утробы Иону:
Образ Христовы смерти был еси яве, Исааче преблаженне, / возводимь отчим благопокорением, еже закалатися. / Сего ради ублажился еси и раб Божий воистинну явился еси ближний, / со всеми праведными вселяяся. Образом Христовой смерти / стал ты явно, Исаак блаженнейший, / возводимый отчим послушанием на заклание. / Потому ты и стяжал блаженство, / и другом Божиим ближайшим явился воистину, / со всеми праведными обитая.
Явися Иаков угодник, вернейший всех Бога; / темже и брася со Ангелом, ум зря Бога наречеся / и, спя, Божественную лествицу виде, / на нейже Бог утверждашеся, плотию обложивыйся за благостыню. Явился Иаков всех Бога служителем вернейшим; / потому он боролся с Ангелом, / был наречен умом, зрящим Бога, / и видел во сне божественную лестницу, / на которой утверждался Бог, / с плотию соединившийся по Своей благости.
Любя Иосиф ко отцу благопокорение, / в ров ввержен, продадеся / во образ закланнаго и в рове положеннаго Христа; / пшеницодавец же Египта бысть, целомудр быв и праведен, / царь же страстей истиннейший. Иосиф, послушание отцу любивший, / в ров ввержен был и продан / во образ закланного и в ров вверженного Христа; / стал же раздающим хлеб всему Египту, / будучи целомудренным, и праведным, / и царем над страстями истиннейшим.
Богородичен: Младо на земли Отроча познавается, / Сый со Отцем присно и Духом, / пеленами же повивается, Иже землю повиваяй мглою яве, / и в яслех безсловесных возлежит. / Сего ныне предпразднуем, радующеся, безсеменное рождество. Богородичен: Юное Дитя на земле открывается / – Существующий вечно со Отцом и Духом; / пеленами же повивается / землю поистине Повивший мглою, / и в яслях бессловесных животных возлежит. / Будем ныне радостно предпраздновать / Его бессеменное рождество.
Катавасия: Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, / якова прият; / в Деву же всельшееся Слово / и плоть приемшее пройде, сохраншее нетленну: / Егоже бо не пострада истления, / Рождшую сохрани неврежденну.

Катавасия: Из утробы Иону, как младенца, изверг морской зверь, / таким, каким и принял, / а Слово, вселившись в Деву и плоть приняв, / прошло через Нее, сохранив Её неповрежденной; / ведь Само не подвергшись плотскому зачатию / и Родившую уберегло от страданий.

Кондак, глас 6:

Рукописаннаго образа не почетше, / но Неописанным Существом защитившеся, треблаженнии, / в подвизе огня прославистеся, / среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте: / ускори, о Щедрый, и потщися, яко Милостив, в помощь нашу, / яко можеши хотяй.

Кондак, глас 6

Рукотворному образу не поклонившись, / но Естеством Неописуемым защитившись, треблаженные, / подвигом в огне вы прославились / и, среди пламени нестерпимого стоя, Бога призывали: / «Поспеши, о Сострадательный, / и обратись к нам на помощь, как Милостивый, / ибо что захочешь, Ты можешь совершить!»

Икос: Простри Твою руку, / еюже древле прияша искушение египтяне борющии и еврее боримии. / Не остави нас, да не пожрет нас смерть, жаждущая нас, / и сатана, ненавидяй нас, / но приближися нам и пощади души наша, / якоже пощадил еси иногда отроки Твоя, / сущия в Вавилоне, непрестанно славящия Тя, / и вверженныя Тебе ради в пещь, / и от сея вопиющия Ти: / ускори, Щедрый, и потщися, яко Милостив, на помощь нашу, / яко можеши хотяй.

Икос: Простри Твою руку, / силу которой испытали в древности / Египтяне преследующие и Евреи преследуемые. / Не оставь нас, да не поглотит нас смерть, жаждущая нас, / и сатана, ненавидящий нас, / но приблизься к нам и пощади души наши, / как пощадил Ты некогда отроков Твоих, бывших в Вавилоне, / непрестанно воспевавших Тебя и брошенных за Тебя в печь, / и из нее взывавших Тебе: / «Поспеши, о Сострадательный, / и обратись к нам на помощь, как Милостивый, / ибо что захочешь, Ты можешь совершить!»

Песнь 7.

Ирмос: Отроцы Богочестивии в Вавилоне / образу златому не поклонишася, / но посреде пещи огненныя, орошаеми, / песнь воспеваху глаголюще: / превозносимый отцев и нас Боже, благословен еси.

Песнь 7

Канон 1. Ирмос: Отроки Богобоязненные в Вавилоне / образу златому не поклонились, / но посреди печи огненный орошаемые, / песнь воспевали, возглашая: / «Благословен Бог отцов наших!»

Глас Боголюбезен пояшеся из среды огня Вседержителю, / Азария бо, Божественный лик составив, / песнь воспевая, глаголаше: / благословен Бог отец наших. Глас благочестивый раздавался / из среды огня Вседержителю; / ибо Азария, божественный составив хор, / песнь воспевал, возглашая: / «Благословен Бог отцов наших!»
Цевница юношей богословствует всех Бога и Вседержителя, / тем в пещи ясно явльшагося, / и песнь воспеваху, глаголюще: / благословен Бог отец наших. Лира юношей богословствовала / о Боге всех и Вседержителе, / им в печи явившемся ясно, / и песнь они воспевали, возглашая: / «Благословен Бог отцов наших! «
Три, в пещь вверженныя, видев царь, / яко узре четвертаго вид, / Сына пронарече Божия и всем возопи: / благословен Бог отец наших. Знал властитель, что ввергли в печь троих, / и когда увидел облик Четвертого, / Сыном Божиим Его назвал и всем возгласил: / «Благословен Бог отцов наших!»
Богородичен: Имея просвещен Божественною зарею ум, Данииле Богоблаженне, / Девы рождество яве предвидел еси, таинственными образы образуемо, / благословен, – вопия, – Боже отец наших.

Богородичен: Имея ум, блистающий Божественным сиянием, / Даниил богоблаженный, / ты рождение от Девы предвидел ясно, / таинственными образами обозначаемое, и взывал / «Благословен Бог отцов наших!»

Ин. Ирмос: Отроцы, благочестию: Канон иной. Ирмос: Отроки, воспитанные:
Да воспоется Анания, Азария, Мисаил с Даниилом, / пещь угасивше огненную, и львов обуздавше стремления, / и Христу согласно поюще: / отцев Боже, благословен еси. Да воспеваются Анания, Азария и Мисаил / с Даниилом, печь огненную угасившие / и обуздавшие львов стремления, / и Христу согласно поющие: / «Боже Отцов, благословен Ты!»
Законно пострадав в напастех и неослабных скорбех, / угодник наречеся Иов Божий всеистиннейший, / кроток, незлобив, прав, совершен, непорочен, вопия: / отцев Боже, благословен еси. Иов, законно претерпевший беды / в испытаниях и неослабевающих скорбях, / кроткий, незлобивый, прямой, / совершенный, непорочный, / истиннейшим Божиим служителем / был наречен и восклицает: / «Отцов Боже, благословен Ты!»
Верою Моисея, Аарона же и Ора почтим, / восхваляюще Иисуса и Левию священнейшаго, / Гедеона же и Сампсона, и взываем: / отцев Боже, благословен еси. Верою Моисея и Аарона с Ором почтим, / восхваляя Иисуса и Левия священнейшего, / Гедеона же и Сампсона и взывая: / «Отцов Боже, благословен Ты!»
Богородичен: Се, якоже прорече пророк, / во чреве зача Неискусобрачная Бога / и родити яве идет в вертепе Вифлеемле. / Емуже вси поем: / отцев Боже, благословен еси. Богородичен: Вот, как предсказал пророк, / во чреве зачала Бога брака не познавшая / и спешит поистине родить в пещере Вифлеемской / Того, Кому мы все поем: / «Отцов Боже, благословен Ты!»
Катавасия: Отроцы, благочестию совоспитани, / злочестиваго веления небрегше, / огненнаго прещения не убояшася, / но, посреди пламене стояще, пояху: / отцев Боже, благословен еси.

Катавасия: Отроки, воспитанные в благочестии, / повелением нечестивым пренебрегши, / угрожавшего огня не устрашились, / но, стоя посреди пламени, пели: / «Боже Отцов, благословен Ты!»

Песнь 8.

Ирмос: Седмерицею пещь / халдейский мучитель / Богочестивым неистовно разжже, / силою же лучшею спасены, сия видев, / Творцу и Избавителю вопияше: / отроцы, благословите, / священницы, воспойте, / людие, превозносите во вся веки.

Песнь 8

Канон 1. Ирмос: Семикратно печь / Халдейский властитель / для чтущих Бога в неистовстве разжег; / но силой высшею спасенными их увидев, / к Творцу и Избавителю взывал: / «Отроки благословляйте, священники воспевайте, / люди, превозносите во все века!»

Авраамово благородие сохранити тщащеся, / свойственное к нему стяжасте основание веры и надежды, преподобнии, / терпение и напастем пождание, вопиюще: / благословите, священницы, Владыку, / людие, превозносите Его во веки. Авраамово благородство сохранить стремясь, / вы самое подходящее к нему стяжали основание / веры и надежды, преподобные, / и терпение, и стойкость в испытаниях, / взывая непреклонно: «Священники, благословляйте, / люди, превозносите Христа вовеки!»
Яко светила просиявше, и землю онебесивше, / и благочестия просвещением осиявшеся, / всемирное составльше ликостояние, поют от напастей спасшему Владыце: / отроцы, благословите, священницы воспойте, / людие, превозносите во вся веки. Как светила, просиявшие / и землю сделавшие подобной небесам, / и просвещением благочестия разгоревшиеся, / составив всемирный хоровод, поют / от искушений их спасшему Владыке: / «Отроки благословляйте, священники воспевайте, / люди, превозносите Христа вовеки!»
Юношески погасивше распалимую пещь / и львов челюсти заграждше, Давидовы внуцы, / ныне радующеся, поют Тя, Благодетеля, Царя всех: / отроцы, благословите, священницы, воспойте, / людие, превозносите во вся веки. Юношески угасившие вздымающуюся печь / и львов клыки связавшие Давидовы потомки, / ныне воспевают радостно / от искушений их спасшего Владыку: / «Отроки благословляйте, священники воспевайте, / люди, превозносите во все века!»
Богородичен: Тайнонаучает, Пречистая, Даниил мудрейший, / и предживописуют отроцы трие Рождество Твое, Богомудреннии, / образы зряще из утробы Твоея Прошедшаго несказанно; / Егоже дети благословят, священницы воспевают, / людие превозносят во вся веки.

Богородичен: В тайну посвящается Даниил мудрейший, / и предизображают три богомудрых отрока / Рождение от Тебя, Пречистая, / видя в образах из чрева Твоего Прошедшего неизъяснимо, / Которого отроки благословляют, священники воспевают, / люди превозносят во все века.

Ин. Ирмос: Чуда преестественнаго: Канон иной. Ирмос: Окропляющая росою печь:
Днесь сущих от века Божественную память совершаем честных отец, / Адама, Авеля же, Сифа, и Ноя, / и Еноса, и Еноха, и Авраама, / Мелхиседека и Иова, Исаака и вернаго Иакова, / да благословит тварь, вопиюще, Господа / и превозносит во вся веки. В сей день совершаем божественную память / от века живших досточтимых отцов: / Адама с Авелем, Сифа и Ноя, / и Еноса, и Еноха, и Авраама, / Мелхиседека и Иова, Исаака с верным Иаковом, взывая: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»
Полк Богокрасный Божественных отец да восхвалим, / Варака, и Нафана, и Елеазара, / Иосию и Давида, Иеффая, Самуила же, / предняя зряща честне и взывающа: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит Его во веки. Полк боголюбезный божественных отцов восхвалим: / Варака, и Нафана, и Елеазара, / Иосию и Давида, Иеффая с Самуилом, / созерцающий грядущее благоговейно и взывающий: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»
Похвалу песнопесненно да принесем Божиим пророком, / восхваляюще Иосию и Михея, Софония и Аввакума, / Захарию и Иону, Аггея же и Амоса / и со Авдием Малахию и Наума, / Исаию, и Иеремию, и Иезекииля, / купно Даниила, Илию и Елиссея. Похвалу песнопениями принесем / Божиим пророкам, восхваляя / Осию и Михея, Софонию и Аввакума, / Захарию и Иону, Агтея же и Амоса / и со Авдием Малахию и Наума, / Исаию, и Иеремию, и Иезекииля, / а вместе с ними – Даниила, Илию и Елисея.
Глаголы Троическими Всесвятую воспоем, вернии, Троицу, / Отца Безначальнаго, Сына же и Праваго Духа Святаго – Единицу Триипостасную, / Юже всякое дыхание славит, зовуще: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит Его во веки. Тройственными речениями, верные, / Всесвятую Троицу воспоем: / Отца Безначального и Сына, / и правого, Святого Духа – / Единицу в Трех Ипостасях, / Которую все дышащее славит, восклицая: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»
Богородичен: Явился еси от девственных, Христе, кровей, / воплощаемь неизреченным словом / и яко Младенец совершен в вертепе премножеством благоутробия, Иисусе, раждаяся; / звезда же Тя издалеча возвести звездословцем, / пойте, верою зовущим, и превозносите Христа во веки. Богородичен: Явился Ты, от крови девственной, Христе, / воплощаясь неизреченным словом, / и как младенец совершенный / в пещере по преизбытку милосердия рождаясь, Иисусе. / Звезда же указала Тебя издалека / звездочетам, с верою взывавшим: / «Пойте и превозносите Христа вовеки!»
Катавасия: Чуда преестественнаго / росодательная изобрази пещь образ: / не бо, яже прият, палит юныя, / яко ниже огнь Божества – Девы, / в Нюже вниде утробу. / Тем, воспевающе, воспоем: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки.

Катавасия: Окропляющая росою печь / представила образ сверхъестественного чуда: / ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, / как и огонь Божества утробы Девы, / в которую нисшел. / Поэтому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»

Песнь 9.

Ирмос: Воистинну Богородицу, / Тя исповедуем, / спасеннии Тобою, Дево Чистая, / с Безплотными лики Тя величающе.

Песнь 9

Канон 1. Ирмос: Истинно Богородицей Тебя исповедуем / мы, спасенные Тобою, Дева чистая, / с сонмами бесплотных Тебя величая.

Достигосте кончину желаемую / и желаний Крайнейшему предстоите в Небесных чертозех, / отроцы всеблаженнии. Достигли вы кончины вожделенной / и предстали Пределу всех стремлений / в Небесных чертогах, отроки всеблаженные.
Радующеся, рукоятие, еже от слез, добраго вашего земледелания приясте, / нетления клас плодоносивше. С радостью вы собираете снопы / – плод вашего земледелия прекрасного, / совершавшегося со слезами / и нетления колос принесшего.
Возсия светлость ныне вам достойно, / и веселие сердца процвете: / отонудуже бо отбеже печаль, вселистеся. Взошло сияние ныне для вас достойно / и веселье сердца расцвело: / ибо в месте, откуда отошла печаль, / вы поселились.
Богородичен: Пажить смертную уставила еси, Дево, / Жизнодавца рождши и Господа, / животворящаго верою величающия Тя.

Богородичен: Распространение смерти Ты остановила, Дева, / родив жизни Подателя и Господа, / животворящего с верою Тебя величающих.

Ин. Ирмос: Таинство странное вижу: Канон иной. Ирмос: Таинство вижу:
Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери, Господи, / Анна, и Иудифь, и Девора, Олда, Иаиль же, / Есфирь, Сарра, Мариам же Моисеева, / Рахиль, и Ревекка, и Руфь, велемудрыя. Крепостью Твоею в древности / сотворили могущественные дела / дочери Твои, Господи: / Анна, и Иудифь, и Девора, / Олда и Иаиль, Есфирь, Сарра, / Мариам, сестра Моисея и Рахиль, / и Ревекка, и Руфь, великие духом.
Яко угасившия отроки святыя пещь священно почтим / купно с Даниилом пророком и всеми праведными яве, / прежде закона облиставшими добре / и в законе Владыце угодившими. Отроков святых, как угасивших печь, / почтим открыто с благоговением / вместе с Даниилом пророком и всеми праведными, / прежде Закона прекрасно просиявшими / и в Законе Владыке послужившими.
Премудрии Божественнии пророцы бывше Авраамовы внуцы, / Еже от Авраама и Иуды рождшееся Слово Божие провозвестиша Духом, / тех мольбами, Иисусе, вся ущедри. Став мудрейшими богодухновенными пророками / Авраамовы потомки / от Авраама и Иуды рождающееся Слово Божие / с горячим усердием предвозвестили в Духе; / по их мольбам, Иисусе, над всеми сжалься.
Освятися вся тварь памятию вашею / и, торжествующи, зовет, рабски вопиющи: / мольбу Господу присно принесите, блаженнии, / улучити вечных благ благохвалящим вас. Освятилось памятью вашей все творение / и, торжествуя, взывает, с мольбою возглашая: / «Моление Господу приносите всегда, блаженные, / дабы вечных благ достигли / восхваляющие вас!»
Богородичен: Облекийся в мя, от Девы предгрядет, / и в вертепе раждается Слово Отчее неслитно: / ликуй, тварь, гласы благодарственными величающи / Того еже за милосердие всесвятое снизшествие. Богородичен: Облекшийся в меня от Девы происходит, / и в пещере рождается Слово Отчее неслиянно; / ликуй, творение, голосами благодарственными величая / по милосердию бывшее всесвятое Его сошествие.
Катавасия: Таинство странное вижу и преславное: / Небо – вертеп, престол Херувимский – Деву, / ясли – вместилище, / в нихже возлеже Невместимый – Христос Бог, / Егоже, воспевающе, величаем.

Катавасия: Таинство вижу / необычайное и чудное: / пещера – небо, престол Херувимский – Дева, / ясли – вместилище, / где возлег невместимый Христос Бог, / Которого мы в песнях величаем.

Светилен воскресен. Слава, праотцев.
Подобен: Жены, услышите:

Светилен воскресный. Слава, праотцев
Подобен: Жены, услышьте:

Адама восхвалим, / Авеля, Сифа и Еноса, Еноха и Ноя, / Авраама, Исаака и Иакова, / Моисея, Иова и Аарона, Елеазара и Иисуса, / Варака, Сампсона и Иеффая, / Давида и Соломона. Адама восхвалим, / Авеля, Сифа и Еноса, / Еноха и Ноя, Авраама, Исаака и Иакова, / Моисея, Иова и Аарона, / Елеазара и Иисуса, / Варака, Сампсона и Иеффая, / Давида и Соломона.*
И ныне: Солнце великое – Создатель – от Неискусомужныя Девы, / яже от Адама просветити в Вифлеем тщится. / Темже возвещает чудо праотец всесветлейшая память.

И ныне: Солнце великое – Создатель – / от не познавшей мужа Девы восходящее, / чтобы просветить от Адама происшедших, в Вифлеем спешит. / И ныне возвещает об этом чуде / праотцев всесветлейшая память.*

На хвалитех стихиры воскресны 4
и святых праотцев 4, глас 2.
Подобен: Доме Евфрафов:

На «Хвалите:» стихиры воскресные 4
и святых праотцев 4, глас 2
Подобен: Дом Евфрафов:

Вси честных ныне праотец память совершаем, / поюще Богоугодное сих житие, / егоже ради возвеличишася. (2) Все ныне досточтимых праотцев память совершим, / воспевая (богоугодное) их житие, / ради которого они возвеличились. (2)
Стих: Благословен еси, Господи Боже отец наших, / и хвально, и прославлено Имя Твое во веки. Стих: Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, / и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Дан 3:26
Угасиша силу отроцы огненную, / ликующе посреде пещи / и поюще Бога всесильнаго. Угасили отроки силу огня, / ликуя посреди печи / и воспевая Бога всесильного.
Стих: Яко праведен еси о всех, / яже сотворил еси нам. Стих: Ибо праведен Ты во всем, / что соделал с нами. Дан 3:27
В рове заключен, зверем сообитатель, / Даниил пророк / непричастен сих показася озлобления. Во рве заключенный / зверей сообитатель, Даниил пророк / оказался вреда от них не потерпевшим.
Слава, глас 7. Германово: Приидите вси, верно торжествуим / прежде закона отец, / Авраама и сущих с ним летнюю память. / Иудово племя достойно почтим, / иже в Вавилоне отроки, угасившия пещный пламень, / яко Троицы образ с Даниилом восхвалим, / пророческая проречения известно держаще, / со Исаием велегласно возопиим: / се Дева во чреве приимет / и родит Сына Еммануила, / Иже есть с нами Бог. Слава, глас 7, Германа: Придите все, с верою торжественно отпразднуем / прежде закона живших отцов – / Авраама и тех, кто с ним, – ежегодную память. / Племя Иуды достойно почтим – / отроков, в Вавилоне угасивших пламя печи, / как образ Троицы с Даниилом их восхвалим. / Пророческих предсказаний твердо держась, / с Исаией громогласно воскликнем: / «Вот, Дева во чреве приимет / и родит Сына – Эммануила, / что значит: с нами Бог!»
И ныне, Богородичен: Преблагословенна еси:

И ныне, Богородичен: Преблагословенна Ты, Богородица Дева:

Славословие великое. Ектении, и отпуст, и стихира Евангельская. Час 1-й и конечный отпуст.

Славословие великое. Ектении, отпуст и стихира Евангельская. Час 1-й и окончательный отпуст.

НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ПРАОТЦЕВ

НА ЛИТУРГИИ

Блаженны Октоиха, на 6; праотцев песнь 3-я, на 4.

НА ЛИТУРГИИ

Блаженны Октоиха, на 6, и праотцев песнь 3-я, на 4.

По входе тропарь, воскресен.
И праотцев, глас 2:

По входе тропарь воскресный
и праотцам, глас 2

Верою праотцы оправдал еси, / от язык теми предобручивый Церковь: / хвалятся в славе святии, / яко от семене их есть Плод благославен, / без семене Рождшая Тя. / Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас. Верою праотцев Ты оправдал, / в их лице предобручив с Собою Церковь из всех народов. / Хвалятся во славе святые, / ибо от семени их плод славный, / – без семени Родившая Тебя. / Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши.

Слава, и ныне, кондак праотцев, глас 6:

Слава, и ныне, кондак, глас 6

Рукописаннаго образа не почетше, / но Неописанным Существом защитившеся, треблаженнии, / в подвизе огня прославистеся, / среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте: / ускори, о Щедрый, и потщися, яко Милостив, в помощь нашу, / яко можеши хотяй.

Рукотворному образу не поклонившись, / но Естеством Неописуемым защитившись, треблаженные, / подвигом в огне вы прославились / и, среди пламени нестерпимого стоя, Бога призывали: / «Поспеши, о Сострадательный, / и обратись к нам на помощь, как Милостивый, / ибо что захочешь, Ты можешь совершить!»

Прокимен, песнь отцев, глас 4:

Благословен еси, Господи Боже отец наших, / и хвально и прославлено Имя Твое во веки: Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам.

Прокимен, глас 4, песнь отцов:

Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших / и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Стих: Ибо праведен Ты во всём, что соделал с нами. Дан 3:26, 27А

Апостол праотцев
к Колоссаем, зачало 257:

Апостол
Послание к Колоссянам, зачало 257

Братие, егда Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе. Умертвите убо уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую, и лихоимание, еже есть идолослужение. Ихже ради грядет гнев Божий на сыны противления. В нихже и вы иногда ходисте, егда живясте в них. Ныне же отложите и вы та вся: гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст ваших. Не лжите друг на друга, совлекшеся ветхаго человека с деяньми его. И облекшеся в новаго, обновляемаго в разум, по образу создавшаго его. Идеже несть еллин, ни иудей, обрезание, и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос.

Братья, когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, вожделение злое и стяжательство, которое есть идолопоклонство, за что приходит гнев Божий на сынов непослушания, в чем и вы некогда ходили, когда жили среди них. А теперь и вы отложите все: гнев, ярость, злобу, хулу, сквернословие уст ваших. Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, обновляемого в познании по образу Создавшего его, где нет Эллина и Иудея, обрезания и необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем – Христос. Кол 3:4–11

Аллилуия, глас 4:

Моисей и Аарон во иереех Его, / и Самуил в призывающих Имя Его. Стих: Призываху Господа, и Той послушаше их.

Аллилуия, глас 4:

Моисей и Аарон среди священников Его и Самуил – среди призывающих имя Его. Стих: Призывали они Господа, и Он выслушивал их. Пс 98:6

Евангелие Луки, зачало 76:

Рече Господь притчу сию: человек некий сотвори вечерю велию, и зва многи. И посла раба своего в год вечери рещи званным: грядите, яко уже готова суть вся. И начаша вкупе отрицатися вси. Первый рече ему: село купих, и имам нужду изыти и видети е. Молю ти ся, имей мя отречена. И другий рече: супруг воловных купих пять, и гряду искусити их. Молю тя, имей мя отречена. И другий рече: жену поях, и сего ради не могу приити. И пришед раб той, поведа господину своему сия. Тогда разгневався дому владыка, рече рабу своему: изыди скоро на распутия и стогны града, и нищия, и бедныя, и слепыя, и хромыя введи семо. И рече раб: господи, бысть якоже повеле, и еще место есть. И рече господин к рабу: изыди на пути и халуги, и убеди внити, да наполнится дом мой: Глаголю бо вам: яко ни един мужей тех званных вкусит моея вечери: мнози бо суть звани, мало же избранных.

Евангелие от Луки, зачало 76

Сказал Господь притчу сию: человек некий сделал большой ужин и позвал многих. И послал раба своего в час ужина сказать приглашенным: «Приходите, ибо уже все готово». И начали все как один извиняться. Первый сказал ему: «Я купил поле, и мне нужно пойти и посмотреть его. Прошу тебя, извини меня». И другой сказал: «Я купил пять пар волов и иду испытать их. Прошу тебя, извини меня». И третий сказал: «Я женился, и потому не могу придти». И придя, раб тот сообщил это господину своему. Тогда, разгневавшись, сказал хозяин дома рабу своему: «Выйди скорее на улицы и в переулки города и введи сюда нищих, и увечных, и слепых, и хромых». И сказал раб: «Господин! Сделано, как ты приказал, и еще есть место». И сказал господин рабу: «Выйди на дороги и к изгородям и заставь людей войти, чтобы наполнился дом мой. Ибо говорю вам, что никто из мужей тех приглашенных не вкусит моего ужина: ибо много званных, но мало избранных». Лк 14:16–24

Причастен:

Хвалите Господа с Небес, хвалите Его в Вышних. Другий: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.

Причастен:

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. И другой: Радуйтесь, праведные, о Господе, правым прилична хвала. Аллилуия. (3)