Array ( )

Каноны на Рождество Христово

Тропарь, глас 4

Церковнославянский Русский
Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты востока. / Господи, слава Тебе. Рождество Твое, Христе Боже наш, / озарило мир светом знания, / ибо чрез него звездам служащие / звездою были научаемы / Тебе поклоняться, Солнцу правды, / и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. / Господи, слава Тебе!

КАНОНЫ
ПЕРВЫЙ – СВ. КОСМЫ МАИУМСКОГО, ГЛАС 1,
И ВТОРОЙ – СВ. ИОАННА ДАМАСКИНА, ГЛАС 1

Песнь 1

Ирмос: Христос раждается – славите, / Христос с Небес – срящите. / Христос на земли – возноситеся. / Пойте Господеви, вся земля, / и веселием воспойте, людие, / яко прославися. Канон 1. Ирмос: Христос рождается – славьте! / Христос с небес – встречайте! / Христос на земле – воспряньте! / Пой Господу, вся земля / и с веселием воспойте, люди, / ибо Он прославился!
Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Истлевша преступлением, по Божию образу бывшаго, всего тления суща, / лучшия отпадша Божественныя жизни, / паки обновляет мудрый Содетель, яко прославися. Того, кто создан был по образу Божию, / истлел от преступления, весь подвергся порче / и лишился лучшей, божественной жизни / вновь восстанавливает мудрый Создатель, / ибо Он прославился.
Видев Зиждитель гиблема человека, руками егоже созда, / приклонив Небеса, сходит; / Сего же от Девы Божественныя Чистыя / всего осуществует, воистинну воплощься, яко прославися. Творец, видя гибнущего человека, / которого Своими руками создал, / преклонив небеса, нисходит / и принимает все существо его, / истинно воплотившись от божественной и чистой Девы: / ибо Он прославился.
Мудрость, Слово и Сила, / Сын Сый Отчий и сияние, Христос Бог, сил утаився, / елико премирных и елико на земли, / и, вочеловечся, обновил есть нас, / яко прославися. Премудрость, Слово и Сила, / Сын по естеству и Сияние Отчее, Христос Бог, / втайне от сил, – всех тех, что выше мира / и тех, что на земле, / вочеловечившись, вновь нас приобрел: / ибо Он прославился.

Канон 2.

Слава: Изнесе чрево священное Слово, яве неопально живописанное купиною, / смешена зраком человечим Бога, / Евы окаянную утробу клятвы древния разрешающее горькия, / Егоже, земнии славим.

Канон 2.

Слава: Освященное чрево породило Слово, / ясно изображаемое несгораемым кустом терновым, / – Бога, с образом смертным соединенного, / разрешающего злосчастную утробу Евы / от древнего горького проклятия: / Его мы, смертные, прославляем.

И ныне: Показа звезда прежде солнца Слово, пришедшее уставити грехи, / волхвом яве во убозем вертепе, милостиваго Тебе, пеленами повита, / Егоже, радующеся, видяху Самого – и Человека, и Господа. И ныне: Звезда волхвам ясно указала / существующее прежде солнца Слово, / грех пришедшее подавить, – / Тебя из сострадания к нам в убогой пещере пеленами повитого, / в Ком с радостью увидели они / и смертного и вместе – Господа.

Песнь 3

Ирмос: Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну / и в последняя от Девы / воплощенному безсеменно, / Христу Богу возопиим: / вознесый рог наш, / свят еси, Господи. Канон 1. Ирмос: Прежде веков от Отца рожденному / не по земным законам Сыну / и в последние времена от Девы / воплощенному без семени, / Христу Богу воззовем: / «Возвысивший наше достоинство, / свят Ты, Господи!»
Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Иже дохновения причащся лучшаго Адам перстный / и к тлению поползся женскою лестию, / Христа от Жены видя, вопиет: / Иже мене ради по мне быв, Свят еси, Господи. Адам бренный, причастный высшему дыханию, / но к погибели увлеченный обольщением жены, / видя Христа, от жены рожденного, взывает: / «Ставший меня ради подобным мне, / свят Ты, Господи!»
Сообразен бренному умалению растворением, Христе, быв / и причастием плоти горшия, подав Божественнаго естества, / землен быв, и пребыв Бог, / и возвысивый рог наш, / Свят еси, Господи. Став низкому составу из глины сообразным / и причастностью к слабейшей плоти / уделив ей, Христе, от божественного естества, / смертным сделавшийся и пребывший Богом, / и возвысивший наше достоинство, / свят Ты, Господи.
Вифлееме, веселися, князей Иудовых Сый Царь: / Израиля бо пасый на рамех херувимских, из тебе пройде Христос яве / и вознесый рог наш над всеми воцарися. Веселись Вифлеем, / царственный град владык Иудиных: / ибо Пастырь Израиля, / Тот, Кто на плечах Херувимов, Христос, / явно из Тебя происшедший / и возвысивший наше достоинство, / над всеми воцарился.

Канон 2.

Слава: Невесты Пречистыя пребогатое Рождество видети паче ума сподобився, / лик свиряющих преклоняшеся странным образом, / чин же поющих Безплотных, Царя Христа, безсеменно воплощшагося.

Канон 2.

Слава: Хор свирельщиков поражался, / необыкновенным образом удостоившись / узреть то, что превыше ума: / от Невесты пречистой всеблаженное рождение / и полк бесплотных, воспевавших / без семени воплощающегося Царя-Христа.

И ныне: Высотою царствуяй Небес / милосердием совершает о нас из Безневестныя Отроковицы: / невеществен Сый прежде, / но послежде Слово, одебелевшо плотию, / да падшаго к Себе привлечет первозданнаго. И ныне: Слово, царствующее на высоте небесной, / по милосердию совершает все для нас, / – Он, прежде невещественный, а в дни последние / от не познавшей брака Отроковицы облеченный плотию, / чтобы привлечь к Себе падшего первозданного.
Господи, помилуй, трижды. Господи, помилуй, трижды.

Ипакои, глас 8

Начаток языков Небо Тебе принесе, лежащему Младенцу во яслех, / звездою волхвы призвавый, яже и ужасаше / не скиптры и престоли, но последняя нищета: / что бо хуждше вертепа? / Что же смиреншее пелен? / В нихже просия Божества Твоего богатство. / Господи, слава Тебе. Начаток язычников небо привело Тебе, / Младенцу, лежащему в яслях, / звездою призвав волхвов. / И изумили их не скипетры и престолы, / но последняя нищета. / Ибо что беднее пещеры? / И что смиреннее пелен? / Но в них просияло Божества Твоего богатство; / Господи, слава Тебе!

Песнь 4

Ирмос: Жезл из корене Иессеева / и цвет от него, Христе, / от Девы прозябл еси, / из горы, Хвальный, приосененныя чащи, / пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, / Невещественный и Боже: / слава силе Твоей, Господи. Канон 1. Ирмос: Отрасль от корня Иессеева / и Цвет от него, / от Девы Ты произошел, Христе; / Ты пришел, достойный хвалы, / от горы, осененной чащей, / воплотившись от не знавшей мужа, / Невещественный и Бог. / Слава силе Твоей, Господи!
Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Егоже древле прорече Иаков, / языков ожидание, Христе, от колена Иудова возсиял еси / и силу Дамаскову, Самарийскую же корысть пришел еси испроврещи, / лесть пременяя в веру боголепну: / слава силе Твоей, Господи. Ты, Кого в древности Иаков / ожиданием народов преднарек, / воссиял от племени Иудина, Христе, / и могущество Дамаска и добычи Самарии пришел отнять, / веру богоугодную на место заблуждения вводя. / Слава силе Твоей, Господи!
Волхва древле Валаама словесы ученики, / мудрыя звездоблюстители, / радости исполнил еси, / звезда от Иакова, возсияв, Владыко, / языков начаток вводимый приял же еси яве: / слава силе Твоей, Господи. Воссияв, как звезда от Иакова, Владыка, / Ты исполнил радости посвященных в тайны слов / Валаама, древнего прорицателя, / мудрых наблюдателей звезд, / к Тебе как начаток языческих народов приведенных, / и открыто принял их, / дары Тебе приятные приносящих.
Яко на руно, во чрево Девы сшел еси дождь, Христе, / и яко капли, на землю каплющия. / Ефиопия, и Фарсис, и Аравитстии острови же, / Сава, Мидов всю землю держащии, припадоша Тебе, Спасе: / слава силе Твоей, Господи. Ты нисшел в девическое чрево, / как дождь на руно, Христе, / и как капли росы, на землю падающие; / Эфиопы и Фарсийцы, как и Аравийские острова, / Сава и над всей землею Мидян властвующие / припали к Тебе, Спаситель: / слава силе Твоей, Господи!

Канон 2.

Равен произыде человеком Вышний, / волею плоть приим от Девы, / яд очистити змиевы главы, / приводя вся к Свету живоносному, / Бог Сый, от врат безсолнечных.

Канон 2.

Как равный смертным Ты пришел, Всевышний, / добровольно от Девы плоть приняв, / чтобы уничтожить яд змеиной головы, / всех ведя, Боже естеством, / к свету животворному от врат, лишенных солнца.

Слава: Языцы, иже древле тлею погружени, / пагубы зело вражия убежавше, / возносят руки с похвальными песньми, / единаго чтуще Христа, яко Благодетеля, / к нам милостивно пришедшаго. Слава: Народы, прежде в тление погруженные, / совершенно избегнув пагубы злого врага, / поднимите руки в хвалебных рукоплесканиях, / почитая единого Христа, как благодетеля, / из сострадания пришедшего / в свойственное нам состояние.
И ныне: Из корене израстши Иессеева, Дево, / уставы прешла еси человеческаго существа, / Отчее рождши Превечное Слово, / яко благоволи Сам запечатанную утробу проити / истощанием странным. И ныне: От корня Иесеева произросшая Дева! / Ты естества смертных пределы превзошла, / родив предвечное Слово Отчее, / как Само Оно благоволило / чрез запечатанное чрево Твое пройти / необычайным самоумалением.

Песнь 5

Ирмос: Бог сый мира, Отец щедрот, / Великаго Совета Твоего Ангела, / мир подавающа, послал еси нам: / тем, Богоразумия к свету наставльшеся, / от нощи утренююще, / славословим Тя, Человеколюбче. Канон 1. Ирмос: Ты, Бог мира и Отец милосердия, / послал нам Вестника великого Твоего замысла, / дарующего мир. / Потому, приведенные к свету Богопознания, / после ночи рассвет встречая, / славословим Тебя, Человеколюбец.
Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
В рабех кесаревым повелением написатися покорься, / и нас, рабы сущия, врага и греха свободил еси, Христе, / весь же по нам обнищав, / и перстнаго от самаго единения и общения богосоделал еси. Подчинившись указу Кесаря, / Ты был вписан в число рабов, / и нас рабов врага и греха освободил; / обнищав же во всем, Христе, подобно нам, / этим самым единением и общением / Ты и бренного Адама обоготворил.
Се Дева, якоже древле рече, / во чреве приемши, родила есть Бога вочеловечшася и пребывает Дева. / Еяже ради примирившеся Богу, грешнии, / Богородицу сущую воистинну, вернии, воспоим. Вот Дева, – как сказано в древности, – зачав во чреве, / родила Бога вочеловечившегося, и пребывает Девой: / чрез Нее примирившись с Богом, мы, грешные, / по справедливости истинную Богородицу / с верою воспоем.

Канон 2.

Слава: Лютую вражду, юже к нам Владыка отсекая паки плотским пришествием, / да держащаго разрушит душетлеющаго, / мир сочетая с невещественными существы, / положив приступна, Рождшаго, твари.

Канон 2.

Слава: Навсегда пресекши явлением во плоти / жестокую вражду нашу с Собой, Владыка, / дабы властителя душепагубного силу сокрушить, / мир соединил с невещественными существами, / Родителя доступным для творения соделав.

И ныне: Людие видеша, древле омраченнии, по днех свет вышния светлости, / языки же Богу наследие Сын приносит, / подая тамо неизреченную благодать, / идеже множайший процвете грех. И ныне: Народ, прежде омраченный, наконец узрел / знамение – свет вышнего сияния; / язычников же Сын приводит к Богу в наследие, / благодать неизреченную подавая там, / где более грех процветал.

Песнь 6

Ирмос: Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, / якова прият, / в Деву же всельшееся Слово / и плоть приемшее пройде сохраншее нетленну. / Егоже бо не пострада истления, / Рождшую сохрани неврежденну. Канон 1. Ирмос: Из утробы Иону, как младенца, изверг морской зверь / таким же, как и принял; / а Слово, вселившись в Деву и плоть приняв, / прошло через Нее, сохранив Её нетленной; / ведь как Сам Он не подвергся обычному зачатию, / так и Родившую соблюл невредимой.
Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Прииде, воплощься, Христос Бог наш из чрева, / Егоже Отец прежде денницы раждает; / правления же держа пречистых сил, / в яслех скотиях возлежит и пеленами повивается, / разрешает же многоплетенныя пленицы прегрешений. Пришел Христос, Бог наш, во плоти, / Которого Отец из чрева прежде утренней звезды рождает; / и Тот, Кто держит бразды правления Силами пречистыми, / ложится в ясли тварей бессловесных / и рубищем пеленается, но расторгает тем / запутанные узы согрешений.
Юно из Адама отроча смешения, родися Сын и верным дадеся, / будущаго века Сей есть Отец и Начальник / и нарицается Великаго Совета Ангел. / Сей крепок Бог есть / и держай областию всю тварь. Рожден от Адамова состава / и дан верным Сын, дитя младое, / но Он же – Отец и Властитель будущего века, / и зовется Ангелом Великого Совета; / Он – Бог крепкий / и все творение держащий в Своей власти.

Канон 2.

Слава: Иже бе исперва к Богу, Бог Слово / ныне утверждает немощное древле / видев сохранити, еже по нам существо, / имже Себе вторым общением абие проявляя страстей свободное.

Канон 2.

Слава: Бог-Слово, бывшее в начале с Богом, / усмотрев, как сохранить присущее нам естество, / ныне укрепляет его, издревле немощное, / Сам в новое с ним общение снизойдя / и вновь его являя от страстей свободным.

И ныне: Грядет нас ради из Авраамлих чресл / темнопадшия во мраце прегрешений / сыны воздвигнути, долу поникших, / иже во свете обитаяй и яслех чрез достояние, / ныне благоволив в человеческое спасение. И ныне: Для нас, бедственно впавших во мрак согрешений, / чтобы воздвигнуть сынов прародителей, глубоко низвергшихся / пришел из чресл Авраама Обитающий во свете / и вопреки достоинству Своему благоволивший ныне / в яслях для спасения смертных возлечь.
Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:

Кондак, глас 3, самоподобен

Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит. / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Oтроча Младо, Превечный Бог. Дева в сей день Сверхсущественного рождает, / и земля пещеру Неприступному приносит; / Ангелы с пастухами славословят, / волхвы же за звездою путешествуют, / ибо ради нас родилось / Дитя младое, предвечный Бог!
Икос: Едем Вифлеем отверзе, / приидите, видим, пищу в тайне обретохом; / приидите, приимем сущая райская внутрь вертепа: / тамо явися корень ненапоен, / прозябая отпущение, / тамо обретеся кладезь неископан, / из негоже Давид пити древле возжадася. / Тамо Дева рождши Младенца, / жажду устави абие Адамову и Давидову. / Сего ради к Нему идем, / где родися Отроча Младо, Превечный Бог. Икос: Вифлеем открыл Эдем, / придите, увидим это, – / втайне мы обрели усладу. / Придите, получим блаженства райские внутри пещеры: / там явился Корень, Который не поливали, производящий прощение; / там нашелся Колодец, Который не копали, из Которого испить Давид в древности возжелал. / Там Дева, родив Младенца, / тотчас утолила жажду Адама и Давида. / Потому поспешим туда, / где родилось Дитя младое, предвечный Бог.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы, благочестию совоспитани, / злочестиваго веления небрегше, / огненнаго прещения не убояшася, / но, посреде пламени стояще, пояху: / отцев Боже, благословен еси. Канон 1. Ирмос: Отроки, воспитанные в благочестии, / повелением нечестивым пренебрегши, / угрожавшего огня не устрашились, / но, стоя посреди пламени, пели: / «Боже Отцов, благословен Ты!»
Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Пастырие, свиряюще, ужасно светоявление получиша: / слава бо Господня облиста их, и Ангел, воспойте, – вопия, – яко родися Христос, отцев Бог благословенный. Пастухи, пребывая в поле, удостоились / поразительного светоносного явления; / ибо слава Господня озарила их, и Ангел взывал: / «Воспойте, ибо родился Христос, / Боже Отцов, благословен Ты!»
Внезапу с словом Ангеловым Небесная воинства, / слава, – вопияху, – Богу в Вышних, на земли мир, в человецех благоволение: / Христос возсия, отцев Бог благословенный. Внезапно, вместе со словом Ангела, / стали восклицать небесные воинства: / «Слава Богу в вышних, на земле мир, / среди людей благоволение: воссиял Христос; / Боже Отцов, благословен Ты!»
Глагол что сей? – рекоша пастырие, – / пришедше, увидим бывшее, Божественнаго Христа. / Вифлеема же дошедше, с Рождшею покланяхуся, воспевающе: / отцев Боже, благословен еси. «Что это за речи?» – сказали пастухи, – / «Пойдем, посмотрим на случившееся, на божественного Христа». / Достигнув же Вифлеема, они вместе с Родившей / Ему поклонялись, воспевая: / «Боже Отцов, благословен Ты!»

Канон 2.

Слуги убо неистовно попаляет, / спасает же всепалящая со страхом юныя, / седмочисленным разжжением возвышена; / ихже венча пламень, независтно Господу подающу благочестия ради росу.

Канон 2.

Служителей яростно пожигает, / а юношей спасает с ревом клокочущая печь / семикратным усиленная разжжением, – / тех, кого венчало пламя по воле Господа, / за благочестие им обильно подававшего росу.

Слава: Помощниче, Христе, человеком, / противное гадание, воплощение неизглаголанное имеяй, посрамил еси; / богатство обожения носяй, воображся ныне, / Егоже ради упованием свыше в преисподний приидохом мрак. Слава: Христе-Заступник! Ты противника смертным посрамил, / имея воплощение Своим покровом неизреченно, / приняв ныне наш образ, неся нам обожения богатство, / за пожелание которого мы некогда / с высоты в бездны мрачные сошли.
И ныне: Зле неудержанно возвышаемый, / нечестно бесящийся от развращения мира, / низложил еси всемощне грех, / яже привлече прежде, днесь же от сетей спасаеши, / воплощся волею, Благодетелю. И ныне: Дикий взором, в надмении неудержимый, / непристойно буйствовавший грех / как жалом уязвляемого мiра, / Ты всемогуществом Своим низверг; / а тех, кого увлек он прежде, / в сей день спасаешь от его сетей, / добровольно воплотившись, Благодетель.

Песнь 8

Ирмос: Чуда преестественнаго / росодательная изобрази пещь образ: / не бо, яже прият, палит юныя, / яко ниже огнь Божества Девы, / в Нюже вниде утробу. / Тем воспевающе, воспоем: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки. Канон 1. Ирмос: Окропляющая росою печь / представила образ сверхъестественного чуда: / ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, / как и огонь Божества утробы Девы, / в которую нисшел. / Поэтому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»
Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Влечет Вавилоня дщи отроки плененныя Давидовы от Сиона к себе, / дароносцы же слет волхвы дети, / Давидове Богоприятней дщери молящияся. / Тем, воспевающе, воспоим: / да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки. Влечет дочь Вавилона от Сиона / плененных отроков Давидовых к себе, / но сама волхвов, дары несущих, посылает / умолять принявшую в Себя Бога Дочь Давидову; / потому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»
Органы уклониша плачевныя песни, / не пояху бо в земли чуждей отроцы Сионовы, / вавилонскую же разрешает лесть всю и мусикийския составы, / в Вифлееме возсияв, Христос. / Тем, воспевающе, воспоим: / да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки. Скорбь побудила орудия пения отложить, / ибо дети Сиона не пели в чуждых странах, – / но разрушает всякое заблуждение / и Вавилонское музыкальное согласие / из Вифлеема воссиявший Христос; / потому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»
Корысти Вавилон царства Сионя и плененное богатство прият, / сокровища же Христос в Сион сего, / и цари звездою наставляя, звездоблюстители влечет. / Тем, воспевающе, воспоим: / да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки. Овладел Вавилон добычею / и захваченным царства Сионского богатством; / а Христос влечет в Сион его сокровища / и царей-звездочетов путеводною звездой; / потому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»

Канон 2.

Слава: Пагубы убежавши, / еже обожитися прелестию, непрестанно поет излиявшагося Слова / юношески вся с трепетом тварь, / неславну хвалу, боящися, приносит, тленна сущи, / аще и мудре терпяше.

Канон 2.

Слава: Избегнув пагубы – боготворимым быть по заблуждению, – / подобно юношам все творение с трепетом / непрестанно воспевает умалившееся Слово, / мольбу недостойную приносить Ему страшась, / как естеством непостоянное, хотя и мудрое усердием.

И ныне: Грядеши, заблуждшее на пажить обращая цветотворную / из пустынных холмов языков востание, человеческое естество, / силу нужную человекоубийцы угасити, / муж же явився и Бог промышлением. И ныне: Приходишь Ты, народов Пробуждение, / возвращая заблудшее человеческое естество / с холмов пустынных на пастбище цветоносное, / явившись человеком и вместе – Богом по Своему промыслу, / чтобы насильственную мощь человекоубийцы усмирить.

Песнь 9

Ирмос: Таинство странное вижу и преславное: / Небо – вертеп, Престол Херувимский – Деву, / ясли – вместилище, / в нихже возлеже Невместимый – Христос Бог, / Егоже, воспевающе, величаем. Канон 1. Ирмос: Таинство вижу / необычайное и чудное: / пещера – небо, престол Херувимский – Дева, / ясли – вместилище, / где возлег невместимый Христос Бог, / Которого мы в песнях величаем.
Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Изрядное течение зряще / волсви необычныя новыя звезды новосияющия, / Небеса просвещающия, Христа Царя знаменующия на земли, / рождшагося в Вифлееме на спасение наше. Волхвы, видя необычайное движение / неведомой новой звезды, недавно явившейся, / блиставшей ярче светил небесных, / уразумели, что на земле родился Царь Христос / в Вифлееме для спасения нашего.
Новорожденное, – волхвом, глаголющим, – / Отроча Царь, Егоже звезда яви, где есть? / Тому бо поклонитися приидохом. / Яряся, Ирод смущашеся, / Христа убити богоборец шатаяся. «Где новорожденное Дитя», – вопрошали волхвы – / «Царь, Чья звезда явилась? / Ведь мы пришли для поклонения Ему». / Тогда безумный Ирод-богоборец тревожился / и в ярости намеревался убить Христа.
Испыта Ирод время звезды, / еяже вождением волсви в Вифлееме покланяхуся Христу с дары; / еюже, ко отечеству наставляеми, / лютаго детоубийцу оставиша поругана. Точно выведал Ирод время явления звезды, / под водительством которой поклоняются / в Вифлееме Христу волхвы с дарами; / ею же направляемые в свое отечество, / они жестокого детоубийцу оставили осмеянным.

Канон 2.

Слава: Образы несветлы и сени приведены, / о Мати Чистая, видевше Слова, / нова явльшагося от врат заключенных, / мнящии же истинную светлость, достойно Твою благословим утробу.

Канон 2.

Слава: Видев тусклые образы и тени прошедшие / Слова, новым из заключенных дверей явившегося / и свет истины почитая, о Матерь чистая, / мы чрево Твое достойно благословляем.

И ныне: Желание получивше и Божия пришествия христокраснии людие сподобльшеся, / ныне утешаются паки бытием: / яко живоносну благодать даеши, Дево Чистая, / поклонитися славе. И ныне: Достигнув желаемого / и удостоившись пришествия Бога, / ныне Христолюбивый народ ожидает / возрождения, ибо оно животворно; / подай же нам благодать, Дева Пречистая, / поклониться славе небесной!

Светилен

Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков, / и сущии во тьме и сени обретохом истину, / ибо от Девы родися Господь. Посетил нас с высоты Спаситель наш, / прежде солнца восшедшее Светило; / и мы, пребывавшие во тьме и тени обрели истину, / ибо от Девы родился Господь.