Православное Богослужение
Переводы Богослужебных книг

 

Главная \ Церковь \ Богослужения \ Переводы богослужебных книг \ Праздничная минея\ Изнесение древа священного Креста

• Вечерня • УтреняЛитургия


 

ИЗНЕСЕНИЕ ДОСТОЧТИМОГО ДРЕВА
СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА
И ПАМЯТЬ СВЯТЫХ СЕМИ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ,
МАТЕРИ ИХ СОЛОМОНИИ, И УЧИТЕЛЯ ИХ ЕЛЕАЗАРА

 

ВЕЧЕР

 

 

НА ВЕЧЕРНЕ

 

Обычная кафизма. На Господи, воззвах: стихиры на 6. Креста 3, глас 4.

 

Обычная кафизма. На Господи воззвах: стихиры на 6: Кресту 3 и святым 3.

Подобен: Званный свыше:

 

Стихиры Креста, глас 4*. Подобен: Свыше призванный:

Днесь радуется верных множество Божественное: / является бо Небесный Крест концем, / осиявает твердь Светом неприступным, / воздух озаряет / и земли лице украшает. / Поет Божественными песньми Церковь Христова, / служит, почитающи / свыше ю соблюдающий Крест Божественный и пречудный. / Егоже силою укрепляеми, / Владыце приступим, зовуще: / умири мир и просвети души наша.

 

В сей день радуется верных множество Божественное: / ибо является Небесный Крест концам земли, / освещает твердь светом неприступным, / воздух озаряет, / и лицо земли украшает. / Поет божественные песни Церковь Христова, / служение совершает, почитая / свыше ее охраняющий Крест, / Божественный и пречудный. / Его силою укрепляемые, / к Владыке приступим, взывая: / "Умиротвори мiр и просвети души наши!"

Да радуется тварь и играет: / днесь бо облиста Крест в концех с Небесе, / земная просвещая, / и совокуплены показа расточеныя. / Днесь ликуют с лики ангельскими человецы, / ибо бранящее средоградие, Крестом разорено, / во едино вся яве совокупи. / Тем, предсияя паче солнца, / всю тварь просвещает благодатию, / и уясняет, и спасает / верно того чтущия.

 

Да радуется все творение и торжествует: / ибо заблистал сегодня Крест в концах вселенной с небес, / земных просвещая, / и явил соединенными рассеянных. / В сей день ликуют люди с хорами Ангелов: / ведь разделявшее их средостение Крестом разрушено / – он все явно воедино сочетал. / Потому, сияя пред нами ярче солнца, / он все творение просвещает благодатию, / и украшает и спасает / с верою его почитающих.

Паче солнечныя зари / хотяй мирови, якоже скиптр честный, / Царя Христа и кончину показати, / Крест Божественный се предсияет ясно в концех. / Сей возведе из ада род человеч, / ада вельми пленив, врага низложив, / демонов гордыню до конца погуби. / Ныне же проявляет воскресение Спасово / и спасает зовущия: / умири мир и просвети души наша.
 

 

 

Ярче солнечного сияния / должен будет и конец мiра показать Крест Божественный, / как священный скипетр Царя Христа: / вот, он пред нами сияет ясно во всех концах. / Он возвел из ада род человеческий, / ад решительно пленив, врага низложив, / демонов гордыню до конца погубил. / Ныне же воскресение Спасителя являет / и спасает взывающих: / "Умиротвори мiр и просвети души наши!"

 

И святых 3, глас 1.
Подобен: Всехвальнии мученицы:

 

Стихиры святых, глас 1
Подобен: Всехвальные мученики:

Закона верх, седмию столпы возвышен, / мучительство не поколеба, / ибо скотский гонителя гнев мужески претерпеша, / тело предавше секущим, / благороднии юноши и братия, / Моисейским преданием хранителие.

 

Закона кровлю, семью столпами возвышаемую, / власть тирана не поколебала, / ибо безрассуднейшую ярость гонителя / мужески претерпели, предав тело рассекающим, / благороднейшие юноши и братья, / хранители Моисеевых установлений.

Паче зримых ум воистинну возвысивше, / уды плотския отсецаху / благочестивии и доблии отроцы / с материю Богомудрою, / великими надеждами вжиляеми, / яже ныне получиша, / у Авраама почивше на лонех, праотца своего.

 

Выше видимого ум воистину возвысив, / терпели телесных членов отсечение / благочестивейшие и доблестные отроки / с матерью богомудрою, / величайшими надеждами укрепляясь, / которых достигли ныне, / упокоившись в недрах Авраама, / праотца своего.

Душевною доблестию твердо себе вооруживше / и ярость яко преобидевше, / противу борцу крепко прилежаху / благочестия ради / и закона отеческаго хранением / священнейший Елеазар и премудрии юноши / с материю Богомудрою.

 

С юностью душевной твердо себя вооружив / и как бы гневом возгоревшись, / против неприятеля твердо действовали / ради благочестия / и отеческого закона соблюдения / священнейший Елеазар и премудрые юноши / с матерью богомудрою.

Слава, глас 8. Иоанна монаха:

 

Слава, глас 8, преп. Иоанна Дамаскина

Святии Маккавеи мучителю глаголаху: / нам, о Антиоше, един Царь Бог, от Негоже быхом / и к Нему обращаемся. / Мир ждет ин нас, / видимаго высочайший и твердейший, / отечество же нам – Иерусалим крепкий и негибнущий, / торжество же – еже со Ангелы житие. / Господи, молитвами их помилуй и спаси нас.

 

Святые Маккавеи тирану возглашали: / "Для нас, о Антиох, единый Царь – Бог, / от Которого мы произошли / и к Кому обращаемся. / Мiр иной ожидает нас, / высочайший и прочнейший видимого; / отечество же нам – Иерусалим крепкий и не гибнущий; / а торжество – со Ангелами пребывание!" / Господи, по их ходатайствам / помилуй и спаси нас!

И ныне, глас тойже. Иоанна монаха:

 

И ныне, глас 8, преп. Иоанна Дамаскина

Егоже древле Моисей прообразив собою, / Амалика низложив, победи, / и Давид песнопевец / подножию Твоему, вопия, кланятися повелеваше, / Честному Кресту Твоему, Христе Боже, / днесь, грешнии, кланяемся, / устнами недостойными / Тя, изволившаго пригвоздитися на нем, воспевающе, молимся: / Господи, с разбойником Царствия Твоего сподоби нас.

 

 

 

Тому, что в древности Моисей прообразовал собою / и Амалика, ниспровергнув, в бегство обратил, / и чему Давид певец, зовя его подножием Твоим, повелел кланяться, / драгоценному Кресту Твоему, Христе Боже, / мы грешные сегодня поклоняясь, / и устами недостойными воспевая Тебя, / соизволившего пригвоздиться на нем, Тебе взываем: / "Господи, удостой нас с разбойником Царствия Твоего!"

 

 

На стиховне Октоиха:

 

На стиховне стихиры Октоиха.

Слава, глас 8. Космы монаха: Души праведных в руце Господни, / якоже Авраама, и Исаака, и Иакова, / иже прежде закона праотцы и Маккавеов прадеди, / ныне восхваляемых от нас: / сии бо крепкодушнии Авраамстии внуцы суще, / вере поревновавше своего праотца Авраама, / и даже до смерти подвизашася за благочестие. / Благочестно бо воспитавшеся / и законно пострадавше, / нечестие обличиша гордаго Антиоха / и, ничтоже предпочетше временныя жизни, / вечныя ради вся Богу возложиша: / душу, мужество, разум, / тело мягкое и воздаяния чистоты воспитанием. / О, корене благочестива, / из негоже вы прозябосте, Маккавеи! / О, матере  святыя, / рождшия равночисленное седмерицы число! / Но молим вас, Маккавеи, / с материю вашею Соломониею / и мудрым священником Елеазаром, / егда предстоите Христу Богу, / Егоже ради потрудистеся, / труды плодов ваших прияти от Него, / прилежну мольбу сотворите о человечестве: / творит бо, елико хощет, / и исполнит хотения ваша, боящихся Его.

 

Слава, глас 8. Космы монаха: В руке Господа души праведных, / таких как Авраам, и Исаак, и Иаков, / жившие прежде закона праотцы / и прародители Маккавеев, ныне нами восхваляемых; / ибо эти, душою крепкие, / бывшие Авраамовыми потомками, / поревновали вере Авраама, своего праотца, / и до смерти боролись за благочестие. / Ведь в благочестии воспитанные / и вместе законно подвизавшиеся, / обличили они Антиоха проклятого нечестие. / И, ничего не пожалев из благ жизни нынешней, / ради вечной все Богу посвятили: / душу, мужество, чувство, / тело юное и награды в чистоте воспитанным. / О, корень благочестивый, / из которого произрасли вы, Маккавеи! / О, мать святая, / родившая равное седмице число! / Но молим вас, Маккавеи / с матерью вашей Соломониею / и мудрым священником Елеазаром, / как предстоящих Христу Богу, / ради Которого вы потрудились! / Плодами страданий ваших наслаждаясь у Него, / усердную мольбу совершите о человечестве: / ибо Он творит, что хочет, и исполняет / желания вас, боящихся Его.

И ныне, глас тойже: Глас пророка Твоего Моисея, Боже, / исполнися, глаголяй: / узрите живот ваш, висящ пред очесы вашими. / Днесь Крест воздвизается, / и мир от лести свобождается; / днесь Христово воскресение обновляется, / и концы земли радуются, / в кимвалех давидски песнь Тебе приносяще и глаголюще: / соделал еси спасение посреде земли, Боже, / Крест и воскресение, / ихже ради нас спасл еси, Блаже и Человеколюбче, / Всесильне Господи, слава Тебе.

 

 

И ныне, глас 8: Исполнился глас пророка Твоего, Боже, Моисея, возвещающий: / "Увидите Жизнь вашу, висящую пред очами вашими". / В сей день Крест воздвигается – / и мир освобожден от заблуждения; / в сей день Христово Воскресение обновляется / и концы земли радуются, / принося Тебе песнопение на кимвалах, по Давиду, и возглашая: / "Ты соделал спасение среди земли, Боже – / Крест и Воскресение, / которыми спас нас, Благой и Человеколюбец. / Всесильный Господи, слава Тебе!"

 

Тропарь, глас 1:

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.

 

Тропарь, глас 1

Страданиями святых, / которые они за Тебя претерпели, / умилостивься, Господи, / и все наши болезни исцели, / Тебе, Человеколюбец, молимся.

Слава, и ныне, глас тойже: Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

 

 

Слава, и ныне, глас 1: Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твоё, / победы православным христианам над неприятелями даруя / и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.

 

Известно же да бывает: Яко прежде клепания входит иерей в сосудохранительницу и полагает Честный Крест на жертвеннице. И по отпущении вечерни иерей и диакон облекутся в ризы. И диакон покадит Честный Крест и речет: Благослови, владыко. Иерей: Благословен Бог наш: Таже, Трисвятое. По Отче наш: тропарь Креста. Слава, и ныне: кондак. И взимает иерей Крест с блюдом на главу и вносит в олтарь, предыдут пред ним со двема лампадами. И полагает Крест на трапезе, на Евангельском месте, а Евангелие на Горнее место. И возжгут пред ним свещу на всю нощь.

 

 

Да будет известно, что прежде звона к вечерне священник входит в сосудохранительницу и возлагает священный Крест на жертвенник. И после отпуста вечерни священник и диакон облачаются в священные одежды; и диакон, покадив св. Крест, возглашает: Благослови, Владыка. Священник: Благословен Бог наш: Затем Трисвятое. После Отче наш: тропарь Кресту. Слава, и ныне: кондак. И поднимает священник блюдо с Крестом на голову, и вносит его в алтарь; перед ним идут два свещеносца с лампадами. И возлагает Крест на престоле, на место Евангелия, а Евангелие ставит на горнее место. И зажигают перед св. Крестом свечу на всю ночь.

 


(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

 

 
[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]