Православное Богослужение
Переводы Богослужебных книг

 

Главная \ Церковь \ Богослужения \ Переводы богослужебных книг \ Праздничная минея\ Неделя после Рождества Христова

Великая вечерня • Утреня • Литургия


 

НЕДЕЛЯ ПОСЛЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
ПАМЯТЬ СВВ. ПРАВЕДНЫХ ИОСИФА ОБРУЧНИКА,
ДАВИДА ЦАРЯ И ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ

 

НА УТРЕНИ

 

На Бог Господь: тропарь воскресен, дважды.

 

 

НА УТРЕНИ

 

На Бог Господь: тропарь воскресный дважды.

 

Слава,
тропарь святых, глас 2

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, Богоотцу: / Деву видел еси рождшую, / с пастыри славословил еси, / с волхвы поклонился еси, / Ангелом весть прием. / Моли Христа Бога спасти души наша.

 

Слава:
тропарь святых, глас 2

Благовествуй, Иосиф, / о чудесах Давиду Богоотцу: / ты видел Деву, носящую во чреве, / с пастухами славословил, с волхвами поклонился, / через Ангела извещение получив. / Моли Христа Бога о спасении душ наших!

И ныне,
тропарь праздника, глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты востока. / Господи, слава Тебе.

 

 

И ныне:
тропарь праздника, глас 4

Рождество Твое, Христе Боже наш, / озарило мир светом знания, / ибо чрез него звездам служащие / звездою были научаемы / Тебе поклоняться, Солнцу правды, / и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. / Господи, слава Тебе!

 

По кафизмах, седальны воскресны, с Богородичны их. И чтение во Евангелии толковом от Матфея, Неделя по Рождестве Христове; или слово Григория Нисскаго о Святей Троице и о Аврааме, на две части. И поем непорочны, и тропари их. Ипакои гласа. Степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресное. Воскресение Христово видевше: По 50-м псалме стихира воскресна.

 

 

После кафизм седальны воскресные с богородичнами их и чтение в Евангелии толковом: от Матфея, неделя по Рождестве Христовом; или слово Григория Нисского о Святой Троице и об Аврааме - разделяем его на две части. И поем Непорочны и тропари их. Ипакои гласа. Степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресное. Воскресение Христа увидев: После псалма 50 стихира воскресная.

Каноны

Канон воскресен со ирмосом на 4, и Богородице на 2, и канон Св. Иосифу Обручнику, глас 1, егоже акростих: "Христова тя пою деснаго предстоятеля. Иосиф".

 

Канон воскресный со ирмосом на 4, и Богородице на 2, и св. Иосифу Обручнику, глас 1. Его акростих: "Воспеваю тебя, справа от Христа стоящего. Иосиф".

Песнь 1

Ирмос: Христос раждается – славите! / Христос с Небес – срящите! / Христос на земли – возноситеся! / Пойте Господеви, вся земля, / и веселием воспойте, людие, / яко прославися.

 

Песнь 1

Ирмос: Христос рождается – славьте! / Христос с небес – встречайте! / Христос на земле – воспряньте! / Пой Господу, вся земля / и с веселием воспойте, люди, / ибо Он прославился!

Христов угодниче, блаженне, / Христа воплощшагося служителю, / отцем Христовым почитаемый; / Емуже со дерзновением предстоя, / испроси мир и лютых избавление / хвалящим тя.

 

Христов ученик, блаженный, / Христа воплотившегося служитель, / отцом Христовым почитаемый! / Ему со дерзновением предстоя, / испроси мир и от бед тяжких избавление / восхваляющим тебя.

Глагол божественных послушателю, / дел преславных служителю, / обручниче Девы Богоотроковицы, / праведен во всем и истинен / явился еси, Иосифе, / и в селениих праведных упокоился еси.

 

Словам божественным послушным, / дел предивных служителем, / обручником Девы, Божией Отроковицы, / праведным во всем и истинным / явился ты, Иосиф, / и в обителях праведных упокоился.

Узрети Христа сподобился еси, / образом еже по нам младенствующа, / и Того отцем именовася. / Величайша слава твоя яко воистину! / Велико паче всех достоинство! / Сего ради хвалим тя.

 

Увидеть Христа ты сподобился, / ставшего обликом подобным нам младенцем, / и Его отцом был наречен. / Слава твоя - величайшая поистине! / Велико, выше всех достоинство! / Потому восхваляем тебя.

Богородичен: Плотию Христа породила еси / в Вифлееме, Чистая, неискусобрачная, / пеленами Его повивши; / Того пришествию изумився, / Иосиф со страхом величает / и покланяется Его силе.

 

 

Богородичен: Родила Ты, Чистая, брака не познавшая, / в Вифлееме Христа по плоти, / пеленами Его повив; / Его пришествием пораженный, / Иосиф со страхом величает / и поклоняется Его силе.

 

И настоящий канон на 4, глас 4. Творение Космы монаха.

 

И настоящий канон [св. Давиду и Иакову] на 4, глас 4, творение преподобного Космы Маиумского.

Песнь 1

Ирмос: Воспою Тебе, Господи Боже мой, / яко извел еси люди из работы египетския, / покрыл же еси колесницы фараоновы и силу.

 

Песнь 1

Ирмос: Воспою Тебе, Господи Боже мой, / ибо вывел Ты народ из рабства египетского / и водою покрыл / колесницы и войско фараона.

[Воспою Тебе, Господи Боже мой, / ибо Ты, от чрева чистой Девы / в человека облекшись неизреченно, / воссоздал его, как благосердный.]

[В сей день пастухи богословствуют, / песнь с Бесплотными ясно воспевая, / и волхвы дары приносят / Ставшему по плоти младенцем.]

Елицы рождественная сотворяем Воплощшагося нас ради, / радостию воспоим Иакова Богобрата и Давида Богоотца.

 

Все мы, совершая рождественские торжества / в честь нас ради Воплотившегося, / с радостью воспоем Иакова, брата Божия, / и Давида Богоотца.

Слава в Вышних, лицы ангельстии в Вифлееме Иосифу предсташа, глаголюще, / с нимиже Благоизволившаго воплотитися воспоим.

 

Хоры Ангелов предстали в Вифлееме пастухам, / возглашая: "Слава в вышних!" / С ними давайте воспоем / воплотиться Благоволившего.

Давиде Богоотче, с гусльми, / от корене Иессеова воплощшася Господа, / Иакова праведнаго привлек, воспой.

 

Давид Богоотец, с гуслями воспой / от корня Иессеева воплощающееся Слово, / привлекая и Иакова праведного.

Богородичен: Воспою Тебе, Господи Боже мой, / яко родился еси из Матере Девы Святыя / и Сию показал еси надежду душ наших.

 

Богородичен: Воспою Тебе, Господи Боже мой, / ибо Ты от матери родился - святой Девы / и Ее явил надеждой душ наших.*

Катавасия: Христос раждается:

 

 

 

Катавасия: Христос рождается:

 

 

Песнь 3

Ирмос: Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну / и в последняя от Девы / воплощенному безсеменно, / Христу Богу возопиим: / вознесый рог наш, / свят еси, Господи.

 

Песнь 3

Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Прежде веков от Отца рожденному / не по земным законам Сыну / и в последние времена от Девы / воплощенному без семени, / Христу Богу воззовем: / "Возвысивший наше достоинство, / свят Ты, Господи!"

Прежде век от Отца неизреченно Возсиявшаго / и от Девы в последняя воплощшагося несказанно / отец нареклся еси, преславне, / и страшнаго таинства зритель / был еси, блаженне.

 

Прежде веков от Отца неизреченно Воссиявшего / и в последние времена воплотившегося неизъяснимо / отцом наречен ты, славный, / и приводящего в трепет таинства свидетелем / провозглашен, блаженный.

Егоже вышния чины, / яко Бога неописаннаго трепещут, / Сего, от Девы рожденна, Иосифе, / рукама своима держиши, мудре, / освящаяся страшным осязанием; / сего ради тя почитаем.

 

Того, пред Кем трепещут вышние полки, / как пред Богом беспредельным, / Его, рожденного от Девы, / ты руками своими держишь, Иосиф мудрый, / освящаясь приводящим в трепет прикосновением; / потому мы тебя почитаем.

Высота таинства, / родом не познанна древним, / ти вверися, сердце чисто показавшу, / имже вси спасени есмы, / светоносную и божественную память твою / верно празднующе.

 

Высота таинства, / прежним поколениям неизвестного, / вверена была тебе, / сердца чистоту явившему; / им все мы были спасены, / светоносную и божественную твою память / с верою празднующие.

Богородичен: Плоть приемша от чистых кровей Твоих, Дево чистая, / и в вертепе рожденна, и в яслех возлегша / узрев Иосиф праведный, / Бога, видима подобно нам, / величаше песньми.

 

 

Богородичен: Увидев Бога, плоть принявшего / от чистой крови Твоей, Дева непорочная, / и в пещере рожденного, и положенного в ясли, / ставшего видимым подобно нам, / величал Его песнями Иосиф праведный.

 

Ин. Ирмос: Утверждение на Тя надеющихся, Христе Боже, / в вере Православней Твоей утверди нас, / яко Человеколюбец.

 

Св. Давиду и Иакову. Ирмос: Утверждение на Тебя надеющихся, Христе Боже! / В вере православной Твоей утверди нас, / как Человеколюбец.*

Рождшагося плотию от Девы без семене Христа Бога со Ангелы вси воспоем, / слава в Вышних Богу, взывающе.

 

 

Без семени по плоти рожденного / от Девы Марии - Христа Бога / со Ангелами все воспоем: / "Слава в вышних!" - возглашая.

[На свирелях игравшие верные пастухи / весть благую от Ангелов услышали / об истинном Пастыре - Христе / и "Слава в вышних!" - восклицали.]

[Да возрадуются небеса, / да ликует и вся земля, / воспевая: "Слава в вышних!" / в сей день рожденному - Христу Богу.]

Всепразднственный нас ради Истощившагося, вернии, праздник / с Давидом же и Иаковом песньми по достоянию почтим.

 

Всепраздничное торжество / нас ради Себя умалившего / с Давидом и Иаковом, верные, / достойно песнопениями почтим.

Яко жениху от чертога, из матерних ложесн / Давид рече Господу изыти, / егоже ныне со Иаковом воспоем.

 

Давид изрек, что как жених из брачного чертога, / из материнского чрева ныне придет Господь, / Которого мы с Иаковом воспоем.

Богородичен: Безневестную и Богородицу Марию почтим: / Тоя бо ради нам возсия Правды Солнце.

 

 

 

Богородичен: Брака не познавшую / и Богородицу Марию почтим: / ибо через Нее нам воссияло Правды Солнце.*

 

 

Кондак праздника, глас 3:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит. / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Oтроча Младо, Превечный Бог.

 

Кондак праздника, глас 3

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, / и земля пещеру Неприступному приносит; / Ангелы с пастухами славословят, / волхвы же за звездою путешествуют, / ибо ради нас родилось / Дитя младое, предвечный Бог!

Икос: Едем Вифлеем отверзе, / приидите, видим, пищу в тайне обретохом; / приидите, приимем сущая райская внутрь вертепа: / тамо явися корень ненапоен, / прозябая отпущение; / тамо обретеся кладезь неископан, / из Негоже Давид пити древле возжадася; / тамо Дева рождши Младенца, / жажду устави абие Адамову и Давидову. / Сего ради к Нему идем, / где родися Отроча Младо, Превечный Бог.

 

 

Икос: Вифлеем открыл Эдем, / придите, увидим это, - / втайне мы обрели усладу. / Придите, получим блаженства райские внутри пещеры: / там явился Корень, Который не поливали, производящий прощение; / там нашелся Колодец, Который не копали, из Которого испить Давид в древности возжелал. / Там Дева, родив Младенца, / тотчас утолила жажду Адама и Давида. / Потому поспешим туда, / где родилось Дитя младое, предвечный Бог.

 

Седален, глас 3.
Подобен: Дева днесь:

 

Седален, глас 3
Подобен: Дева в сей день:

Иосифа праведнаго, Девы обручника, / с Давидом Иакова достодолжно воспоем: / сии бо, праведною ходивше стезею, достигоша Небесныя обители, / достойно ликующе со Ангелы, / нам просят согрешений оставление.

 

Иосифа праведного, Девы обручника, / и с Давидом - Иакова как должно воспоем: / ибо они, праведным путем ходившие, / небесных обителей достигли, / и по достоинству своему ликуя с Ангелами, / просят нам согрешений отпущения.*

Слава, глас и подобен тойже:

 

Слава, глас и подобен тот же

Дева роди Творца всяческих, / и волсви грядут Сему плотию поклонитися; / человецы со Ангелы славословят; / вертеп яке и ясли дароносят, / воспевающе рождшагося Отроча Младо, Превечнаго Бога.

 

Дева родила Творца всего, / и волхвы идут Ему во плоти поклониться; / люди со Ангелами славословят; / пещера же и ясли в дар себя приносят, / воспевая Родившегося - / Дитя младое, предвечного Бога.*

И ныне, глас 1.
Подобен: Лик Ангельский:

 

И ныне, глас 1
Подобен: Лик Ангельский:

Лик пророческий празднует Божественне чудо, в Тебе бывшее, о Дево! / Бога бо, воплощшася на земли, породила еси. / Темже Ангели с пастырьми поют, / волсви же верою со Иосифом вопиют Давиду чудеса, Богоотцу.

 

 

 

Лик пророков празднует боговдохновенно / чудо, в Тебе совершившееся, о Дева! / Ибо Бога, воплощающегося на земле Ты родила. / Потому Ангелы с пастухами поют, / волхвы же с Иосифом с верою возглашают / о чудесах Давиду Богоотцу.

 

 

Песнь 4

Ирмос: Жезл из корене Иессеева / и цвет от него, Христе, / от Девы прозябл еси, / из горы, Хвальный, приосененныя чащи, / пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, / Невещественный и Боже: / слава силе Твоей, Господи.

 

Песнь 4

Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Отрасль от корня Иессеева / и Цвет от него, / от Девы Ты произошел, Христе; / Ты пришел, достойный хвалы, / от горы, осененной чащей, / воплотившись от не знавшей мужа, / Невещественный и Бог. / Слава силе Твоей, Господи!

Имущи помышление / послушно божественным повелением, / и чист весь быв, / Единей в женах Чистей и Непорочней / обручен был еси, Иосифе блаженне, / хранящи Деву чистую / к приятию Сотворшаго.

 

Имея разум, покорный божественным велениям, / и сделавшись чистым весь, / с единственной между женами чистой и непорочной / ты был, Иосиф блаженный, обручен, / чтобы Деву чистую охранять / к принятию Ею Создателя.

Единому Гавриилу на небеси / и тебе единому, приснопамятне, / с единей Неискусобрачней / единое по премногу страшное таинство, / Иосифе блаженне вверися, / единаго тлетворнаго – князя тьмы гонящее.

 

Одному Гавриилу на небесах / и одному тебе, прославленный, / с единой не познавшей брака / единственное приводящее в чрезвычайный трепет таинство, / Иосиф блаженный, было вверено, / единого губителя, тьмы начальника, / в бегство обращающее

Одушевлен храм световиден быв Сотворшаго / тщанием вещей божественных, / от святаго храма Храм святый / сподобился еси прияти, Иосифе блаженне, / – единую в женах Приснодеву.

 

 

Будучи одушевленным, световидным / храмом своего Создателя, / ты, по усердию к делам божественным, / Иосиф блаженный, удостоился принять / из святого храма Храм святой / - единственную между женами Приснодеву.

Богородичен: Разрешая яве / все ума твоего смущение, / предста невидимый, глаголюще ти: / "Не убойся, Иосифе, Мариам пречистую / ныне прияти, во чреве бо носит / божественною Своею силою Носящаго вся!"

 

Богородичен: Разрешая ясно / все ума твоего сомнение, / предстал невидимый, возглашая тебе: / "Не убойся, Иосиф, Мариам пречистую / ныне принять, ибо Она во чреве носит / все Носящего божественною Своею силою!"

 

Ин. Ирмос: Твоего на земли явления, Христе Боже, / проповедая пророк пришествие, / с веселием вопияше: / слава силе Твоей, Господи.

 

 

Св. Давиду и Иакову. Ирмос: Твоего на земле явления приход / провозглашая, Христе Боже, / пророк с веселием взывал: / "Слава силе Твоей, Господи!"*

[Неизреченное Бога Слова снисхождение / очами ума провидя, Аввакум / "От Фемана", - восклицал, - "придет / Бог, Спаситель наш!"]

[Ясли принявшие, Тебя, Бога, / обступили Бесплотных воинства, / превышающее разум рождество Твое, Сын Божий, / с трепетом и изумлением славя.]

С волхвы Рождшемуся поклонимся / и со Ангелы и Иосифом ликуим, боголепно взывающе: / слава в Вышних Христу Богу.

 

С волхвами Родившемуся поклонимся / и со Ангелами и пастухами возликуем, / богодостойно возглашая: / "Слава в вышних Христу Богу!"

Царствуяй всеми царьми Христос, / по плоти от семене Давидова рождейся, / избраннаго Иакова прият, брата, якоже изволи.

 

Над всеми царями царствующий - Христос, / по плоти от семени Давидова родившись, / принял избранного Иакова, как брата Своего, / как Сам благоволил.

От Девы Господь явивыйся во плоти, спрослави память вашу, снятии, / апостолов лучший, Иакове, и Давиде всеблаженне.

 

Господь, от Девы явившийся во плоти, / прославил тем и память вашу, святые: / Иаков, избранный среди Апостолов, / и Давид всеблаженный.

Богородичен: Херувимских чинов преимущи / и Бога, на руку носима, с плотию понесши, / радуйся, Богородице Безневестная.

 

 

 

Богородичен: Херувимские полки превосходящая / и Бога во плоти на руках носившая, / радуйся, Богородица, брака не познавшая.*

 

 

Песнь 5

Ирмос: Бог сый мира, Отец щедрот, / Великаго Совета Твоего Ангела, / мир подавающа, послал еси нам: / тем, Богоразумия к свету наставльшеся, / от нощи утренююще, / славословим Тя, Человеколюбче.

 

Песнь 5

Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Ты, Бог мира и Отец милосердия, / послал нам Вестника великого Твоего замысла, / дарующего мир. / Потому, приведенные к свету Богопознания, / после ночи рассвет встречая, / славословим Тебя, Человеколюбец.

Кротостию сияющи, мудре Иосифе, / в землю кротких вселился еси, / Христа, кроткаго словесы, отец именовася. / Егоже во объятиих твоих держа, освятился еси / и прославися, узрев / плотию человеческою Облолкшася.

 

Кротостью сияя, Иосиф мудрый, / ты на земле кротких поселился, / нареченный отцом в слове кроткого - Христа. / Его во объятиях своих держав, ты освятился / и прославился, Его увидев / плотью смертною облеченным.

Яко божественый Облак, / Солнце в недрех Своих сокрывый, / превел еси едину Чистую / из града Давидова во Египет, / разсеяти в нем тьму / идолонеистовства, Иосифе, / тайны, высшия постижения служителю.

 

Как божественное Облако, / Солнце в недрах Своих скрывающее, / ты перевел единственную Чистую / из города Давидова в Египет, / чтобы в нем рассеять мрак / безумного идолослужения, Иосиф, / тайны высшей постижения служитель.

Праведен быв, шествовал еси / правыми путями Владыки праведнаго, / праведно судившему ти, всеблаженне, / верно послужити толико страшному таинству / неизреченного рождества, / имже, человецы, оправдихомся.

 

Будучи праведным, ты ходил / праведными путями Владыки праведного, / праведно определившему тебе, всеблаженный, / верно послужить столь страшному таинству / неизреченного рождения, / которым мы, смертные, были оправданы.

Богородичен: Обрелася еси, яко рече Исаиа пророк, / Дева, во чреве вместившая / неописаннаго естеством Бога – Еммануила, / еже не ведый Иосиф божественный, / научен бысть от Ангела / нощию спящи, приснопамятный.

 

 

Богородичен: Оказалась, как сказал Исаия пророк, / Дева, во чреве вместившей / беспредельного естеством Бога - Эммануила; / Иосиф же божественный, не постигший того, / был научен Ангелом / во время сна ночного, славный.

 

Ин. Ирмос: Возсиявый Свет, / и просветивый утро, / и показавый день, / слава Тебе, слава Тебе, / Иисусе, Сыне Божий.

 

Св. Давиду и Иакову. Ирмос: Воссиявший нам, пребывающим во тьме, / светом Твоего Богоявления, / слава Тебе, слава Тебе, / Иисусе, Сын Божий.

От Девы Чистыя благоволивый родитися, Боже воплотивыйся, / слава Тебе, слава Тебе, Иосиф вопияше.

 

От Девы чистой родиться благоволивший, / Боже воплотившийся! / Слава Тебе, слава Тебе, / Иисусе, Сын Божий!

От Девы рождейся и память уяснивый Давида и Иакова, / слава Тебе, слава Тебе, Иисусе, Сыне Божий.

 

От Девы рожденный и украсивший / память Давида и Иакова! / Слава Тебе, слава Тебе, / Иисусе, Сын Божий!

Егоже пророк Давид Дождь на Руно нарицаше Богодохновенно, / Иаков проповеда Иисуса, Сына Божия.

 

 

Кого пророк Давид дождем, / сходящим на руно называл боговдохновенно, / Того Иаков провозгласил - / Иисуса, Сына Божия.

[Слово, во образ раба облекшееся / из чрева всесвятого! / Слава Тебе, слава Тебе, / Иисус, Сын Божий!]

Богородичен: Ангела глас немолчно тварь приносит Тебе, Дево: / радуйся, Мати Чистая Иисуса, Сына Божия.

 

 

 

Богородичен: Глас Ангела, не умолкая, / творение приносит Тебе, Дева: / "Радуйся, чистая Матерь / Иисуса, Сына Божия!"

 

 

Песнь 6

Ирмос: Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, / якова прият, / в Деву же всельшееся Слово / и плоть приемшее пройде сохраншее нетленну. / Егоже бо не пострада истления, / Рождшую сохрани неврежденну.

 

Песнь 6

Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Из утробы Иону, как младенца, изверг морской зверь, / таким, каким и принял, / а Слово, вселившись в Деву и плоть приняв, / прошло через Нее, сохранив Её неповрежденной; / ведь Само не подвергшись плотскому зачатию / и Родившую уберегло от страданий.

Странным рождеством / от Девы-Богоотроковицы, / к нам, странным, пришедшаго Бога, / – присносущное Слово Отчее, / приемши, Иосифе всеблаженне, / во Египет путешествие странное / с Ним, радуяся, совершил еси, / повинуяся божественным повелением.

 

Необычайным рождеством / от Девы, Божией Отроковицы, / к нам, чужим Ему, пришедшего / - Бога, вечное Слово Отчее, / взяв, Иосиф всеблаженный, / ты в Египет путешествие необычайное / с Ним радостно совершил, / повинуясь божественным повелениям.

Богу, плотию младенствующу, / яко Ангел служай был еси, Иосифе мудре, / и несредственно зрел еси к Нему яве, / лучи невещественныя приемлющи, блаженне, / и светообразен и душею и сердцем показуем.

 

Ты как Ангел служение совершал, Иосиф мудрый, / Богу, по плоти ставшему младенцем, / и без посредства взирал открыто на Него, / принимая невещественные лучи, блаженный, / и являясь световиднейшим / и душою, и сердцем.

Весь освящен божественным осязанием / душею и телом, всехвальне, / прешел еси к невещественным обителем, / освящаяй ныне совершающих твою память, / воистину праведный Иосифе всесвятый, / обручниче всесвятыя Богоматере.

 

Весь освятившись божественным прикосновением / душою и телом, ты, всехвальный, / перешел к невещественным обителям, / освящая ныне совершающих твою память, / поистине праведный Иосиф всесвятой, / обручник всесвятой Богоматери.

Богородичен: Младое Отроча на земли узрел еси, / от Девы чистыя раждаема Совершеннаго, / и прежде всех век рождшася от Отца, / и Ангелов, Его воспевавших, услышал еси, / внутрь вертепа в яслех лежащаго, / Иосифе всехвальне.

 

 

Богородичен: Юное Дитя ты увидел на земле, / от Девы чистой рождающееся, / прежде веков происшедшее совершенным от Отца, / и Ангелов услышал воспевавших Его, / внутри пещеры в яслях лежащего, / Иосиф всехвальный.

Ин. Ирмос: Возопи, прообразуя погребение тридневное, / пророк Иона, в ките моляся: / от тли избави мя, Иисусе, Царю сил.

 

 

Св. Давиду и Иакову. Ирмос: Прообразуя погребение тридневное / пророк Иона, молясь внутри кита, воскликнул: / "Избавь меня от гибели, / Иисусе, Царь сил!"

[Воскликнули дивно хоры Ангелов, созерцая / повергающее в трепет рождество Твое, Господи: / "Слава Богу в вышних, / ибо ныне Он на земле рождается!"]

[Благоволил Ты в последние времена / от Девы, как человек, родиться / от Отца прежде веков рожденный, как Бог, / чтобы погибшего Адама воссоздать, / как Человеколюбец.]

Предстояху, ужасающеся, чини Небеснии вертепу / и Рождество пречистое воспеша немолчно: / слава в Вышних Богу рождшуся.

 

Предстояли в изумлении в пещере небесные полки / и рождество пречистое воспевали, не умолкая: / "Слава в вышних Богу родившемуся!"

Сел еси на Престоле, якоже клялся еси, Владыко, пророку Давиду, / от Плода чрева Его прошед, / Иакову же Церкве предал еси престол, Христе.

 

Сел Ты на престоле, Господи, / как поклялся пророку Твоему Давиду, / от плода чрева его произойдя, Христе; / Церкви же престол Иакову вверил.

Царь убо Давид, и пророк чуден, / и праотец показася Божественнаго воплощения, / первоепископ же ученик Иаков Иисусов.

 

Давид, царь и пророк чудный, / явился и предком божественно Воплотившегося, / первым же епископом - Иаков, / ученик Иисусов.

Богородичен: Молимся, о рабех Твоих, Дево Богородице, / из Тебе Воплощеннаго моли, / яко Тя и Едину Предстательницу нашу вемы.

 

 

 

Богородичен: Мы просим Тебя, Дева Богородица: / о служителях Твоих из Тебя Воплотившегося умоли, / ибо Тебя и одну Тебя / мы знаем, как нашу Покровительницу.

 

 

Кондак, глас 3.
Подобен: Дева днесь:

Веселия днесь Давид исполняется Божественный, / Иосиф же хваление со Иаковом приносит: / венец бо сродством Христовым приемше, радуются, / и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: / Щедре, спасай Тебе чтущия.

 

Кондак, глас 3
Подобен: Дева в сей день:

Радости исполняется в сей день Давид божественный, / Иосиф же с Иаковом хвалу приносит. / Ибо, приняв венец родством со Христом, они радуются, / и неизреченно на земле Рожденного / воспевают и взывают: / "Милосердный, спасай Тебя почитающих!"

Икос: Неизреченным советом раждается плотию, / Безплотный описуется ныне телом, неописанный, / и спасает непреложно оба существа; / начало приемлет, Иже естеством Безначальный и Един Безлетен; / зрится Младенец, Сый всесовершенный; / носится руками, носяй всяческая. / Темже Того сродством почтенныя / яко Бог венчает Своим Рождеством, / яже прославляюще верою, немолчно вопием: / Щедре, спасай Тебе чтущия.

 

 

 

Икос: По неизреченному замыслу / во плоти рождается Бесплотный, / ограничивается ныне телом Беспредельный, / и сохраняет неизменно оба естества. / Начало принимает по природе Безначальный / и единый Сверхвременный; / созерцается как младенец Всесовершенный; / на руках носят Носящего все. / Потому с Ним родством почтенных / Он как Бог венчает Своим рождеством. / Славя их, мы с верою взываем, не умолкая: / "Милосердный, спасай Тебя почитающих!"

 

 

Песнь 7

Ирмос: Отроцы, благочестию совоспитани, / злочестиваго веления небрегше, / огненнаго прещения не убояшася, / но, посреде пламени стояще, пояху: / отцев Боже, благословен еси.

 

Песнь 7

Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Отроки, воспитанные в благочестии, / повелением нечестивым пренебрегши, / угрожавшего огня не устрашились, / но, стоя посреди пламени, пели: / "Боже Отцов, благословен Ты!"

Проречений конец божественных пророк узрел еси: / Егоже бо тии проповедаша / – Христа, грядуща от Отроковицы чистыя, осязал еси, / и Младенца Того уразумел еси, / яко чистый душею, Христов угодниче.

 

Исполнение предсказаний / пророков богодухновенных ты увидел: / Того, о Ком провозгласили они - Христа, / Который должен придти от Отроковицы чистой, / Ты осязал и в Младенце Его постиг, / как чистый душою Христов служитель.

Непорочным жительством украсився, Иосифе славне, / страж девства Непорочныя был еси воистину, / и отец раждаема Отрочате наречеся, / возвеличен быв честным именованием.

 

Непорочной жизнью украсившись, Иосиф славный, / стражем непорочной Девы ты стал поистине, / и отцом рождающегося Дитяти назван, / возвеличенный этим священным именованием.

Иже глаголом Устроивый небо, и землю, и море / Сын тектона наречеся – тя, всеблаженне, чудне, / Отцу безначальну тя воистину прославльшу, / яко слугу священна / превысших слова.

 

Словом Своим создавший небо, / и землю, и море назван Сыном плотника / - тебя, всеблаженный, удивления достойный; / безначальный же Отец тебя поистине прославил, / как священного служителя / того, что выше слова.

Свято житие твое скончав, / Иосифе предобльственне, / ныне во светлостех святых вселился еси, / освящаяй верно совершающия всегда / твою всесвятую и божественную память.

 

Свято жизнь свою завершив, / Иосиф превосходнейший, / ныне ты обрел покой в блистании святых, / освящая с верою совершающих всегда / твою всесвятую и божественную память.

Богородичен: Образы священными прообразуему / Тя ведый, Богоблагодатная, Чистая, / Иосиф праведный, жезлом унаследова / честное Твое обручение, / поминаяй процветший иногда / святый Ааронов жезл.

 

 

Богородичен: Зная, что образы священные Тебя прообразуют, / облагодатствованная Богом, Чистая, / Иосиф праведный по жребию при помощи жезла / право на священное обручение с Тобою получает / и вспоминает некогда проросший / святой Ааронов жезл.

 

Ин. Ирмос: Авраамстии иногда в Вавилоне отроцы / пещный пламень попраша, / песньми взывающе: / отец наших Боже, благословен еси.

 

 

Св. Давиду и Иакову. Ирмос: Чада Авраамовы в Вавилоне / некогда попрали пламя печи, / в песнопениях восклицая: / "Боже отцов, благословен Ты!"

[В Вифлееме славя Чадо Девы, / пастухи указывали в Нем Спасителя и Господа, / на земле явившегося / спасти человеческий род.]

Паче слова Рождеству Богородицы Марии лицы Ангельстии дивящеся, Иосифу вопияху: / в Вышних слава, и на земли мир.

 

Превышающему разум рождеству / от Богородицы Марии поражаясь, / хоры Ангелов восклицали: / "Слава в вышних Богу нашему, / и на земле мир!"

[Ты явилась высшей Херувимов, Дева, / во объятиях Своих ими Носимого носив. / Никогда не прекращай Его молить / о спасении нашем.]

Невестоводец убо Давид, / чертожник же Божественныя Церкве Иаков бывше, глаголаху: / воплощейся нас ради, Боже, благословен еси.

 

Давид, став невестоводителем, / Иаков же - божественным служителем / чертога Церкви, возглашали: / "Воплотившийся нас ради, / Христе, благословен Ты!"

Иже во пророцех царь и во царех пророк, / со Иаковом Богомудрым и нам воспой: / воплощейся нас ради, Христе, благословен еси.

 

Между пророками владыка / и среди царей - пророк, / со Иаковом богомудрым нам воспой: / "Воплотившийся нас ради, / Христе, благословен Ты!"

Богородичен: В неопальней купине и росодательней пещи Ты прописавшися, Мати Пречистая, / без семене родила еси воплощеннаго Бога, Присноблагословенная.

 

 

 

Богородичен: Прообразованная в несгоравшем кусте терновом / и росоносной печи, Матерь непорочная, / Ты без семени зачала Бога воплощенного, / чистая, благословенная.

 

 

Песнь 8

Ирмос: Чуда преестественнаго / росодательная изобрази пещь образ: / не бо, яже прият, палит юныя, / яко ниже огнь Божества Девы, / в Нюже вниде утробу. / Тем воспевающе, воспоем: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки.

 

Песнь 8

Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Окропляющая росою печь / представила образ сверхъестественного чуда: / ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, / как и огонь Божества утробы Девы, / в которую нисшел. / Поэтому воспоем песнь: / "Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!"

Честна яко воистину смерть твоя / явися пред Господем, Иосифе всеблаженне, / ты бо весь освятися от Младенца, / страж священный был еси Благословенней, / с Нейже поеши: / "Да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки!"

 

Драгоценной поистине смерть твоя / явилась пред Господом, Иосиф всеблаженный, / ибо ты всецело очищен был Младенцем, / стал священным хранителем Благословенной / и с Ней поешь: / "Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!"

Егоже трепещут вси лицы Ангельстии – Бога и Содетеля, / Иосиф праведный со дерзновением всеблагочестно / объемлет яко Младенца, и лобзает, / и свет умный приемлет, зовый: / "Да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки!"

 

Бога и Создателя, пред Кем трепещут все хоры Ангелов, / Иосиф праведный со дерзновением всеблагоговейно / как Младенца обнимает, и целует, / и принимает свет умопостигаемый, взывая: / "Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!"

Уязвлен сладчайшим желанием, блаженне, / и яко Ангел Воплощшемуся предстоя, / повелением божественным повинуешися, от Ангела извещаем / из Египта в землю Израилеву возвратитися / с Самым Младенцем и Материю Его; / с Нимиже и возвратился еси, славяще Господа.

 

Уязвленный сладчайшим желанием, блаженный, / и как Ангел Воплотившемуся предстоя, / повелениям божественным повинуешься, / получая указание через Ангела / из Египта в землю Израилеву возвратиться / с Самим Младенцем и Матерью Его; / с Ними ты и возвратился, славя Господа.

Богородичен: Закона сени узрел еси / разсеявшияся благодати светлостию, / облак же светлый – Деву видел еси, / возсиявающ плотию Солнце умное, / и якоже звезда вся просветил еси, мудре Иосифе, / взывающия выну: / "Тя превозносим, Христе, во веки!"

 

 

Богородичен: Закона тени увидел ты / рассеявшимися благодати озарением / и Деву - светлое облако, узрел - / являющее восход Солнца умопостигаемого во плоти, / и просветил как звезда, Иосиф мудрый, / всех, взывающих постоянно: / "Тебя превозносим, Христе, вовеки!"

 

Ин. Ирмос: Царя Христа, / Егоже исповедаша плененнии отроцы, / в пещи глаголюще велиим гласом: / вся дела, пойте Господа.

 

 

Св. Давиду и Иакову. Ирмос: Царя Христа, / Которого исповедали пленные отроки, / в печи возглашая громогласно, / все творения, воспевайте, как Господа!*

[Царя Христа, / в образе раба пришедшего, / о Котором возвестили в Вифлееме пастухи / и Кого звезда явила, / все творения, воспевайте / и превозносите во все века!]

[Родившегося Христа, / Которому поклонились волхвы с дарами, / и о Ком богословствовали Ангелов воинства, / все творения, воспевайте / и превозносите во все века!]

Воплощшагося Христа, Егоже славословиша Небесныя силы / и Иосиф обручник непрестанно воспевает: / вся дела, Господа пойте и превозносите Его во веки.

 

Воплотившегося Христа, / Которого Силы небесные прославили / и Многоокие непрестанно воспевают, / все творения, пойте / и превозносите во все века!

Воплощшагося Христа, Егоже прорече Давид Богоотец / и людем проповеда Иаков, вопия: / вся дела, Господа пойте и превозносите Его во веки.

 

Воплотившегося Христа, / о Ком Давид Богоотец пророчествовал / и Кого народам провозгласил Иаков, / все творения, воспевайте / и превозносите во все века!"

От Девы рождшагося Христа / и возвеличившаго Давидову и Иаковлю священную память, яко другов Его, / вся дела, Господа пойте и превозносите Его во веки.

 

Христа, от Девы родившегося / и память священную Давида и Иакова, / как друзей Его, возвеличившего, / вся творения, воспевайте / и превозносите во все века!*

Богородичен: Царя Христа, Егоже нам роди Богородица Мария, / и по Рождестве пребысть Дева Чистая, / вся дела, Господа пойте и превозносите Его во веки.

 

Богородичен: Царя Христа, / Которого нам родила Богородица Мария, / и после родов осталась Девой чистой, / все творения, воспевайте / и превозносите во все века.

На 9-й песни поем: Честнейшую:

 

 

 

На 9 песни поем Честью высшую Херувимов:

 

 

Песнь 9

Ирмос: Таинство странное вижу и преславное: / Небо – вертеп, Престол Херувимский – Деву, / ясли – вместилище, / в нихже возлеже Невместимый – Христос Бог, / Егоже, воспевающе, величаем.

 

Песнь 9

Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Таинство вижу / необычайное и чудное: / пещера – небо, престол Херувимский – Дева, / ясли – вместилище, / где возлег невместимый Христос Бог, / Которого мы в песнях величаем.

Равночестен Ангелом был еси, / пророком и мучеником, блаженне, / и мудрым Апостолом воистину собеседниче; / сего ради с ними тя блажаще, мудре Иосифе, / священную твою память почитаем.

 

Равным честью Ангелам Ты стал, / пророкам и мученикам, блаженный, / и мудрым Апостолам истинным собеседником; / потому с ними тебя, Иосиф мудрый, / блаженным именуя, / священную твою память почитаем.

Яко от рода царскаго происшедый, / Царице чистей, имущей Иисуса Царя родити неизреченно, / обручен был еси, премудре, / предизбранный на земли / паче всех земнородных, блаженне.

 

Как из рода царского происходящий, / ты обручен был, мудрый, с Царицей чистою, / Которой предстояло неизреченно Иисуса Царя родить, / и на земле был предпочтен / всем земнородным, блаженнейший.

Укрепляем силою Духа, / добродетельми украсился еси, блаженне, / и в старости глубоце ко отцем своим / преставися светло, Иосифе, / почитаем яко величайший отец / Иже от Бога Отца Возсиявшаго.

 

Укрепляемый могуществом Духа, / ты украсился добродетелями, блаженный, / и в глубочайшей старости к отцам своим / перешел блистательно, Иосиф, / почитаемый величайшим отцом / от Бога Отца Воссиявшего.

Память твоя созывает концы / к радости и хвалению, / Слову прославльшу, тя, блаженне. / Емуже со дерзновением присно предстоя, / непрестанно моли избавитися от искушений / нам, хвалящим тя.

 

Память твоя концы земли / к радости и хвале созывает, / ибо Слово, блаженный, тебя прославило. / Ему всегда со дерзновением предстоя, / непрестанно ходатайствуй об избавлении от искушений / нас, тебя восхваляющих.

Богородичен: Сохраншую девство непорочное, / Чистую, соблюл еси, / от Неяже Бог Слово воплотися, / соблюд Ю Деву по рождестве неизреченно. / С Неюже, Иосифе богоносе, / нас поминай.

 

 

Богородичен: Хранящую девство непорочное, / Чистую, ты сохранил, / от Которой Бог Слово воплотился, / после родов сохранив Ее / Девою неизреченно. / Вместе с Нею, Иосиф богоносный, / нас вспоминай.

 

Ин. Ирмос: Моисей на горе неопалимую купину виде, / Иосиф в вертепе неизреченное Рождество слыша, / Нескверная Дево, / Безмужная Мати, / песньми Тя, Богородице, величаем.

 

 

Св. Давиду и Иакову. Ирмос: Моисей на горе / не сгоравший терновый куст узрел, / Иосиф же в пещере / о неизреченном рождестве услышал. / Непорочная Дева, / не знавшая мужа Матерь, / мы Тебя, Богородица, / песнопениями величаем.*

[Слово и Сына, прежде веков неизреченно / происшедшего от Отца, / Его же в конце времен / в сей день по плоти родила Дева; / Его воспевают пастухи, / а Ангелы взывают: / "Слава в вышних Христу Богу!"]

[Волхвы, звезду увидев, / за движением ее необычайным / следовали, Родившегося ища; / найдя же, почтили Его дарами: / золотом, и ладаном, и смирною, взывая: / "Слава в вышних рожденному Богу!"]

Рождшемуся от Девы вся тварь трепетом послужи: / Небеса убо - звездою, земля же - ясльми, / гора - вертепом, волсви - дарми, / пастырие - чудесем, Ангели же - слава в Вышних Богу.

 

Родившемуся от Девы все творение / послужило с трепетом: / небеса - звезду, земля же - ясли, / гора - пещеру, волхвы - дары, / пастухи - свое изумление, / Ангелы же - песнь Ему принесли.

Царь от пастырей древле убо Давид бысть, / от колена же Иудова и царскаго ты, Иакове, пастырь паствы показался еси / Воплощшагося, Агнца Вышняго и Сына Божия.

 

Царем из пастухов / в древности сделался Давид, / из колена же царского Иудина / ты, Иаков, пастырем явился / паствы Воплотившегося - Агнца Всевышнего / и Сына Божия.

Вифлееме, ныне веселися, град быв Новаго Давида, / и Сионе, возвещай Церквей старейшинство, общее веселие, всех Царя, / и Того угодники ныне восприемши.

 

Вифлеем, ныне радуйся, / став городом Нового Давида, / и веселись Сион, Церквей твердыня, / ныне новое пиршество в себе собрав / всех Царя и Его служителей.

Богородичен: Ангельстии собори Тя, Богородительнице, славят, / и человеческий род Тя непрестанно песньми почитает, / Ты бо Божественным Рождеством земныя с Небесными совокупила еси. / Темже Тя почитаем.

 

 

 

Богородичен: Сонмы Ангелов славят Тебя, Божия Родительница, / и род человеческий Тебя непрестанно в песнях почитает, / ибо Ты божественным рождеством / смертных с небесными соединила. / Потому мы Тебя прославляем.

 

 

Светилен воскресен.
Слава, святых. Подобен: Со ученики:

 

Светилен воскресный.
Слава, святым. Подобен: С учениками:

Со Иаковом воспоим, славным Богобратом, Давида Богоотца, / Иосифа же Божественнаго, Богородицы обручника: / Христову Божественному Рождеству послужиша во граде Вифлееме боголепно, / со Ангелы, волхвы же и пастырьми Тому песнь поюще, / яко Богу и Владыце.

 

С Иаковом славным братом Божиим / воспоем Давида Богоотца / и Иосифа божественного, Богородицы обручника. / Христову божественному рождеству послужили они во граде Вифлееме богодостойно, / со Ангелами, волхвами и пастухами / воспевая Ему песнь, / как Богу и Владыке.

И ныне, светилен праздника:

 

И ныне, светилен праздника

Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков, / и сущии во тьме и сени обретохом истину, / ибо от Девы родися Господь.

 

 

Посетил нас с высоты Спаситель наш, / прежде солнца восшедшее Светило; / и мы, пребывавшие во тьме и тени обрели истину, / ибо от Девы родился Господь.

 

На хвалитех

Стихиры воскресны 4 и праздника 4, 4-го гласа, с припевы праздника.

 

На "хвалите"

Стихиры воскресные 4 и праздника 4, поющиеся на самый праздник, с припевами праздника.

Слава, глас 8: Кровь, и огнь, и курение дыма, / чудеса на земли, яже провиде Иоиль: / кровь - воплощение, огнь - Божество, / курение же дыма - Дух Святый, нашедый на Деву / и мир облагоухавший. / Велие таинство Твоего вочеловечения, / Господи, слава Тебе.

 

Слава, глас 8: Кровь, и огонь, и курение дыма / - чудеса на земле, которые провидел Иоиль: / кровь - воплощение, огонь - Божество, / курение же дыма - Дух Святой, / нашедший на Деву и мир облагоухавший. / Велико таинство Твоего вочеловечения, / Господи, слава Тебе!

И ныне: Преблагословенна еси, Богородице Дево:

 

 

И ныне: Преблагословенна Ты, Богородица Дева:

 

Славословие великое. Тропарь воскресен и отпуст. Стихира Евангельская, час 1-й, и конечный отпуст. На часех тропарь воскресен. Слава, праздника. И ныне, Богородичен. И святых тропарь, пременяюще, глаголем. По Отче наш: кондак праздника и святых, пременяюще, глаголем.

 

 

Славословие великое. Тропарь воскресный и отпуст. Стихира евангельская, час 1 и окончательный отпуст. На часах тропарь воскресный. Слава: праздника и святых, попеременно. И ныне, Богородичен; после Отче наш: кондаки праздника и святых, попеременно.

 



(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

 

 
Рейтинг@Mail.ru Система Orphus