Православное Богослужение
Переводы Богослужебных книг

 

Главная \ Церковь \ Богослужения \ Переводы богослужебных книг \ Праздничная минея\ Обрезание Господне и память Василия Великого

Малая вечерня • Великая вечерня • УтреняЛитургия


 

ОБРЕЗАНИЕ ПО ПЛОТИ
ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
И ПАМЯТЬ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО,
АРХИЕПИСКОПА КЕСАРИИ КАППАДОКИЙСКОЙ

 

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ

 

 

НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

 

Поем Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8. Праздника 4, глас 8. Самогласны:

 

Поем Блажен муж: 1-й антифон. На Господи воззвах: стихиры на 8. Праздника 4, глас 8, самогласные.

Сходяй Спас к роду человеческому / прият пеленами повитие, / не возгнушася плотскаго обрезания, / осмодневен по Матери, Безначальный по Отцу, / Тому, вернии, возопиим: / Ты еси Бог наш, помилуй нас.

 

Спаситель, сходя к роду человеческому, / благоволил пеленами быть повитым, / не возгнушался плотским обрезанием / – восьмидневный по Матери, безначальный по Отцу. / Ему, верные, возгласим: / "Ты – Бог наш, помилуй нас!" (2)

Не устыдеся Всеблагий Бог / плотским обрезанием обрезатися, / но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению, / ибо закона Творец законная исполняет / и пророков проречения, яже о Нем. / Иже вся содержай горстию и пеленами повивыйся, / Господи, слава Тебе.

 

 

Не устыдился всеблагой Бог / быть обрезанным плотским обрезанием, / но всем дал Самого Себя / образом и примером ко спасению: / ибо Закона Творец законное исполняет / и пророками возвещенное о Нем. / Все в руке Своей Держащий и повитый пеленами, / Господи, слава Тебе! (2)

 

Ины стихиры святаго Василия на 4, глас 4
Подобен: Званный свыше:

 

Иные стихиры святого Василия 4, глас 4
Подобен: Свыше призван:

Иже тезоименитне наречен быв царствия, / егда царское ты священие, Христов язык свят, / любомудрием и художеством, отче, упасл еси, / тогда венцем тя украси царствия, Василие, / царствующими Царствуяй и всех Господь, / Иже Рождшему соединеный, / Присносущный Сын и Собезначальный. / Егоже моли спасти и просветити души наша.

 

Когда ты, отче, царственный священник, / по имени Царствия нареченный, / с мудрой рассудительностью и искусством / Христов народ святой упас, / тогда украсил Царствия венцом тебя, Василий, / над царствующими Царствующий и всех Господь, / со Своим Родителем познаваемый, / Сын вечный и столь же безначальный. / Его моли спасти и просветить души наши. (2)

Святительства одеждами украшен, / радуяся, проповедал еси Евангелие Царствия, Василие, / православия Церкви источив учение. / Имиже ныне просвещаеми, / Едино Божество, еже во Отце Вседержители, / и во Единороднем Божии Слове, / и Божественнем Дусе, / богословим и славим, / в Триех Лицех нераздельно. / Егоже моли спасти и просветити души наша.

 

Святительства одеждами украшенный, / провозгласил ты, радуясь, Евангелие Царствия, Василий, / учения православия Церкви источив. / Ими ныне просвещаемые, / Единое Божество во Отце Вседержителе, / и в Единородном Божием Слове, / и в Божественном Духе мы исповедуем и славим, / в Трех Лицах нераздельное. / Его моли спасти и просветить души наши.

Небесным спребывая ликостоянием / и соводворяяся, отче Василие, / ихже и житию поревновал еси / светлостию чистою жития твоего, / еще с плотию живый с сущими на земли, яко безплотен. / Наслаждающияся Богодохновенным учением твоим / от бед и тьмы неведения / Христа, Бога нашего, моли / спасти и просветити души наша.

 

С хорами небесными пребывая / и водворяясь, отче Василий, / с теми, чьей жизни ты и поревновал / жития твоего светлейшей чистотою, / еще во плоти пребывая как бесплотный с теми, кто на земле, / Христа, Бога нашего умоляй / от бед и тьмы неведения спасти / Боговдохновенным твоим учением наслаждающихся / и просветить души наши.

Слава, глас 8. Анатолия: Премудрости рачитель быв, преподобне, / и всех сущих, еже к Богу, предсудив сожительницу поучение смертное, / лепотно житие препроводил еси, / ибо, плотския страсти / воздержания крепостьми себе обложив / и Божественнаго поучения законом, / неработен душевный соблюл еси сан, / добродетели богатством / все плотское мудрование повинул еси духу. / Темже плоть и мир возненавидев и миродержца, / предстоя Христу, / проси душам нашим велия милости.

 

Слава, глас 8, Анатолия: Став ревнителем Премудрости, преподобный, / и всему существующему сообитание с Богом предпочтя, / ради попечения о часе смертном / справедливо оставил ты мирскую жизнь; / ибо, воздержания трудами / страсти плоти от себя удалив, / и поучением в божественном законе, / души достоинство непорабощенным сохранив, / ты добродетели обилием / все плотское помышление духу подчинил. / Потому плоть, и мир, и князя мира сего возненавидев / и ныне предстоя Христу, / испроси душам нашим великую милость.

И ныне, глас тойже: Сходяй Спас к роду человеческому / прият пеленами повитие, / не возгнушася плотскаго обрезания, / осмодневен по Матери, Безначальный по Отцу, / Тому, вернии, возопиим: / Ты еси Бог наш, помилуй нас.

 

И ныне, глас тот же: Спаситель, сходя к роду человеческому, / благоволил пеленами быть повитым, / не возгнушался плотским обрезанием / – восьмидневный по Матери, безначальный по Отцу. / Ему, верные, возгласим: / "Ты – Бог наш, помилуй нас!"

Вход. Прокимен дне.

 

 

Вход. Прокимен дня. И чтения праздника:

 

Бытия чтение (глава 17):

Явися Господь Авраму и рече ему: Аз есмь Бог твой, благоугоди предо Мною и буди непорочен. И положу завет Мой между Мною и между тобою, и умножу тя зело. И будеши отец многих языков. И не наречется ктому имя твое Аврам, но будет имя твое Авраам, яко отца многих языков положих тя. И возращу тя зело зело, и положу тя в языки, и царие из тебе изыдут. И положу завет Мой между Мною и тобою и между семенем твоим по тебе в роды их, в завет вечный, и буду им Бог. И паде Авраам на лице своем и поклонися Господеви. И рече Бог ко Аврааму: ты же завет Мой да соблюдеши, ты и семя твое по тебе в роды их. И сей завет, иже соблюдеши между Мною и вами и между семенем твоим по тебе в роды их: обрежите плоть вашу крайнюю, и будет в знамение завета между Мною и вами и между семенем твоим по тебе в роды их. И отроча осмодневно обрежется вам, всяк мужеск пол в родех ваших. И мужеский пол, иже не обрежет плоть крайнюю свою во осмый день, потребится душа она от рода своего, яко завет Мой разорила есть.

 

1. Бытия чтение

Явился Господь Авраму и сказал ему: "Я – Бог твой; твори угодное предо Мною и будь непорочен; и положу завет Мой между Мною и между тобою, и умножу тебя весьма. И будешь ты отцом множества народов, и не будешь (больше) называться именем своим Аврам, но будет имя тебе: Авраам, ибо отцом многих народов Я назначил тебя. И весьма, весьма возращу тебя, и произведу от тебя народы, и цари от тебя произойдут. И поставлю завет Мой между Мною и [между] тобою и между семенем твоим после тебя в роды их заветом вечным, и буду им Богом". И пал Авраам на лицо своё и поклонился Господу. И сказал Бог Аврааму: "Ты же будешь соблюдать завет Мой, ты и семя твое после тебя в роды их. И это завет [Мой], который ты будешь соблюдать, между Мною (и вами,) и между семенем твоим после тебя в роды их: [будет обрезан у вас весь мужской пол.] Обрезывайте плоть вашу крайнюю: и это будет знамением завета между Мною и вами (и между семенем твоим после тебя в роды их). И восьми дней да будет обрезан у вас всякий младенец мужского пола в роды ваши. [А необрезанный] мужского пола, который не обрежет крайней плоти своей в день восьмой, истребится душа та из рода своего, ибо завет Мой он нарушил".   Быт 17:1–2, 4–7, 3, 9–12, 14

 

Притчей чтение (глава 8):

Господь созда мя начало путей Своих в дела Своя. Прежде век основа мя в начале, прежде неже землю сотворити, и прежде неже бездны соделати, прежде неже произыти источником вод, прежде, неже горам водрузитися, прежде же всех холмов раждает мя. Господь сотвори страны, и пустыни, и концы, населены под Небесем. Егда готовяше небо, с Ним бех, и егда отлучаше Себе престол на ветрех, егда крепки творяше вышния облаки и яко тверды полагаше источники поднебесныя. Внегда полагати морю предел его, и воды не мимо идут уст Его, и крепки творяше основания земли, бех при Нем устрояя подобна. Аз бех, о нейже радовашеся: по вся же дни веселяхся пред лицем Его на всяко время.

 

 

2. Притчей чтение

Господь сделал меня началом путей Своих для дел Своих. Прежде века основал меня, в начале, прежде чем землю сотворил, и прежде чем бездны сотворил, прежде чем произошли источники вод, прежде, чем утверждены были горы, и прежде всех холмов Он рождает меня. Господь сотворил страны, и места безлюдные, и концы населенной земли под небом. Когда Он уготовлял небеса, я была с Ним; и когда устанавливал Свой престол на ветрах, когда прочными делал высокие облака, когда надежность давал источникам поднебесной, когда назначал морю предел его, и воды не перейдут устья его, и крепкими делал основания земли, я была при Нём, все устраивая, и была той, о ком Он радовался, и всякий день веселилась пред лицом Его на всякое время.   Притч 8:22–30

 

Притчей чтение (главы 10 и 11):

Уста праведнаго каплют премудрость, язык же неправеднаго погибнет. Устне мужей праведных каплют благодати, уста же нечестивых развращаются. Мерила льстивая мерзость пред Господем, вес же праведный приятен Ему. Идеже аще внидет досаждение, тамо и безчестие, уста же смиренных поучаются премудрости. Совершение правых наставит их и поползновение отрицающихся упасет их. Не пользуют имения в день ярости, правда же избавит от смерти. Умер праведный, остави раскаяние, наручна же бывает и посмеятельна нечестивых пагуба. Правда непорочнаго исправляет пути, в нечестие же падает неправда. Правда мужей правых избавит их, безсоветием же пленяются беззаконнии. Скончавшуся мужу праведну, не погибнет надежда, похвала же нечестивых погибнет. Праведник от лова убегнет, вместо же его предается нечестивый. Во устех нечестивых сеть гражданом, чувство же праведных благоспешное. Во благих праведных исправится град, и в погибели нечестивых радование. Во благословении правых возвысится град, усты же нечестивых раскопается. Ругается гражданом лишенный разума, муж же мудрый безмолвие водит.

 

 

 

3. Притчей чтение

Уста праведника источают мудрость, язык же неправедного погибнет. Губы мужей праведных источают благодать, а уста нечестивых развращаются. Весы неверные – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. Куда войдет дерзость, там и бесчестие; уста же смиренных обучаются премудрости. Совершенство прямодушных наставит их, а коварство нарушающих слово поглотит их. Не принесут пользы имения в день гнева, праведность же избавит от смерти. Умерший праведник оставил сожаление, но близка бывает и радует погибель нечестивых. Праведность непорочного верно определяет пути, нечестие же впадает в неправду. Праведность мужей прямых избавляет их, безрассудством же уловляются беззаконные. По кончине мужа праведного не гибнет надежда, похвальба же нечестивых погибает. Праведник выходит из западни, а вместо него предается нечестивый. В устах нечестивых ловушка гражданам, чувство же праведных благоуспешно. Достоинствами праведных ободрился город, и в погибели нечестивых – ликование. Благословением праведных возвысится город, устами же нечестивых он разрушен. Глумится над согражданами скудный разумом, но муж разумный спокойствие вносит.   Притч 10:31–32; 11:1–2, 4, 3, 5–12

 

 

На литии стихира храма,
таже святаго Василия, глас 3

 

Стихиры на литии храма,
также святого Василия, глас 3

Германово: Христа вселив в душу твою чистым твоим житием, / Источника жизни, священноявленне Василие, / реки источил еси учений благочестивых вселенней, / от нихже напаяеми, вернии церковнии людие / плоды устен, исповедающих благодать, приносят / Прославльшему память твою во век века.

 

Германа: Христа, источник жизни, вселив в душу твою / чистою твоею жизнью, священноявленный Василий, / ты источил вселенной учений благочестивых реки, / из которых орошаясь, верный церковный народ / плод уст, исповедующих благодать, приносит / Прославляющему память твою во век века.

Миро, излиянное на тебе благодати, / помаза тя священнодействовати Евангелие Царствия Небеснаго, / Василие Богоявленне. / Христово благоухание быв, / вонею разума Его вселенную исполнил еси. / Темже, гласы раб твоих благоприятне приемляй, / испроси нам, чтущим тя, велия милости.

 

Излившееся на тебя Мvро благодати, / помазало тебя священнодействовать Евангелие Царства Небесного, / Василий богоявленный. / Ибо, сделавшись Христовым благоуханием, / ты ароматом познания Его вселенную исполнил. / Потому, голоса служителей твоих принимая благосклонно, / испроси нам, чтущим тебя, великую милость.

Византиево: Святительскою одеждею одеян, / Троицы поборниче Василие, / престолу предстал еси судищному, / беду приемляй о вере, / и, страдальческое противостояние показа, / ярость епархову посрамил еси, / ярящася державою нечестия / и немилостивным разсечением претяща, / усердно, отче, проразсудив, / и, мученик быв произволением, / венец приял еси победы от Христа, / имущаго велию милость.

 

Византийца: Святительским одеянием облачен, / поборник Троицы Василий, / предстал ты судейскому седалищу, / опасности за веру подвергаясь. / И, подвижническое сопротивление показав, / гнев посрамил епарха, дерзкого силою нечестия / и угрожавшего истязанием немилосердным. / Ты же с готовностью это избрал, / и, мучеником став произволением, / венцом победы был увенчан от Христа, / имеющего великую милость.

Слава, глас 6: Излияся благодать во устнах твоих, преподобне отче, / и был еси пастырь Христовы Церкве, / уча словесныя овцы / веровати в Троицу Единосущную / во Едином Божестве.

 

Слава, глас 6: Излилась благодать из уст твоих, преподобный отче, / и стал ты пастырем Христовой Церкви, / уча разумных овец / веровать в Троицу Единосущную / во едином Божестве.

И ныне, глас 8: Сходяй Спас к роду человеческому / прият пеленами повитие, / не возгнушася плотскаго обрезания, / осмодневен по Матери, Безначальный по Отцу, / Тому, вернии, возопиим: / Ты еси Бог наш, помилуй нас.

 

 

 

И ныне, глас 8: Спаситель, сходя к роду человеческому, / благоволил пеленами быть повитым, / не возгнушался плотским обрезанием / – восьмидневный по Матери, безначальный по Отцу. / Ему, верные, возгласим: / "Ты – Бог наш, помилуй нас!"

 

 

На стиховне стихиры святаго, самогласны, глас 1.

 

Стихиры на стиховне святого, самогласные, глас 1

Византиево: О, Божественная и священная Христовы Церкве пчело, / Василие всеблаженне! / Ты бо Божественнаго желания жалом тебе вооружив, / богомерзких ересей хулы уязвил еси / и душам верных благочестия сладость сокровиществовал еси. / И ныне Божественнаго рая нетленныя проходя пажити, / поминай и нас, предстоя Троице Единосущней.

 

Византийца: О, Божественная и священная Христовой Церкви пчела, / Василий всеблаженный! / Ведь ты, любви божественной жалом себя вооружив, / богомерзких ересей хуления уязвил, / а душам верных сладость благочестия собрал. / И ныне божественного луга / нетленные пастбища проходя, / поминай и нас, предстоя Троице единосущной.

Стих: Уста моя возглаголют премудрость, / и поучение сердца моего разум.

 

Стих: Уста мои изрекут премудрость, / и размышление сердца моего – разум.   Пс 48:4

Василия монаха: Всех святых собрал еси добродетели, / отче наш Василие: / Моисееву кротость и Илиину ревность, / Петрово исповедание, Иоанново Богословие. / Яко Павел, вопия, не престал еси: / кто изнемогает, и аз не изнемогаю? / Кто соблажняется, и аз не разжизаюся? / Темже, с ними водворяяся, / моли спастися душам нашим.

 

Василия монаха: Всех святых добродетели ты соединил, / отче наш Василий: / кротость Моисея, ревность Илии, / исповедание Петра, богословие Иоанна, / и, как Павел, взывать не переставал: / "Кто изнемогает, и я бы с ним не изнемогал? / Кто соблазняется, и я бы не воспламенялся?" / Потому, с ними водворяясь, / моли о спасении душ наших!

Стих, глас 2: Уста праведнаго поучатся премудрости, / и язык его возглаголет суд.

 

Стих, глас 2: Уста праведного изрекут премудрость, / и язык его возвестит суд.   Пс 36:30

Иоанна монаха: Сущих извык естество / и всех усмотрив настоятельное, / Единаго обрел непоколеблема, / Пресущнаго суща Содетеля всех, / Емуже и паче приложився, / не сущих желание отвергл еси, / моли и нам Божественнаго желания получити, / священноявленне Василие.

 

Иоанна монаха: Изучив всего существующего естество / и усмотрев во всем непостоянство, / Одного обрел ты непоколебимого: / Того, Кто по природе выше всякого естества, Создателя всего. / К Нему и еще более простершись, / и вожделение к не существующему отвергнув, / ходатайствуй, чтобы и нам достигнуть божественной любви, / преосвященный Василий.

Слава, глас 6: Благодать чудес с Небесе прием / и лесть идольскую обличив ученьми, / святителей еси слава и утверждение, / всеблаженне Василие, / и всех преподобных учения образ. / Дерзновение имея к Богу, / Того моли спастися душам нашим.

 

Слава, глас 6: Благодать чудес с небес принявший / и обман идолослужения учениями обличивший, / ты архиереев слава и утверждение, / всеблаженный Василий, / и образец учения всех отцов. / Дерзновение имея ко Христу, / моли Его о спасении душ наших.

И ныне, глас 8: Не устыдеся Всеблагий Бог / плотским обрезанием обрезатися, / но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению, / ибо закона Творец законная исполняет / и пророков проречения, яже о Нем. / Иже вся содержай горстию и пеленами повивыйся, / Господи, слава Тебе.

 

 

 

И ныне, глас 8: Не устыдился всеблагой Бог / быть обрезанным плотским обрезанием, / но всем дал Самого Себя / образом и примером ко спасению: / ибо Закона Творец законное исполняет / и пророками возвещенное о Нем. / Все в руке Своей Держащий и повитый пеленами, / Господи, слава Тебе!

 

 

Тропарь святаго, глас 1:

Во всю землю изыде вещание твое, / яко приемшую слово твое, / имже боголепно научил еси, / естество сущих уяснил еси, / человеческия обычаи украсил еси, / царское священие, отче преподобне, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

 

Тропарь святого, глас 1

По всей земле прошел голос твой, / ибо приняла она слово твоё: / им ты истины веры богодостойно изложил, / природу всего существующего изъяснил, / человеческие обычаи благоукрасил, – / царственный священник, отче преподобный, / моли Христа Бога о спасении душ наших.

Слава, и ныне, праздника, глас тойже: На Престоле огнезрачнем / в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом, / благоволил еси родитися на земли / от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, / сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. / Слава всеблагому Твоему совету, / слава смотрению Твоему, / слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

 

Слава, и ныне, праздника, глас тот же: На престоле огневидном / восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом / благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы, / не познавшей мужа Матери Твоей, Иисусе; / потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан. / Слава Твоему всеблагому изволению; / слава промыслу Твоему; / слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец!

И отпуст.

 

 

И отпуст.

 

На повечерии кондак святаго. Слава, и ныне, праздника. Полунощницу же поем, по обычаю, с кафизмою. По 1-м трисвятом тропарь праздника. По 2-м трисвятом кондак праздника же. Молитвы же Помяни, Господи, в надежди Воскресения: не глаголем, точию: Господи, помилуй, 12. И отпуст.

 

 

На повечерии кондак святого. Слава, и ныне: праздника. Полунощницу же поем, по обычаю, с кафизмой. После 1-го Трисвятого тропарь праздника. После 2-го – кондак праздника. Молитвы же Помяни, Господи: не читаем, только: Господи, помилуй: (12), и отпуст.

 



(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

 

 
Рейтинг@Mail.ru Система Orphus