Православное Богослужение
Переводы Богослужебных книг

 

Главная \ Церковь \ Богослужения \ Переводы богослужебных книг \ Праздничная минея\ Предпразднство Просвещения

ВечерняПовечерие • Утреня


 

ПРЕДПРАЗДНСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ,
И СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ФЕОПЕМПТА И ФЕОНЫ,
И ПРЕПОДОБНОЙ СИНКЛИТИКИИ

 

НА УТРЕНИ

 

На Бог Господь:

 

НА УТРЕНИ

 

На Бог Господь:

Тропарь предпразднства, глас 4:

 

 Тропарь предпразднства, глас 4

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, / вознесшуся Илии, / и разделяхуся воды сюду и сюду, / и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну Крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды. трижды

 

 

Вспять обращалась некогда Иордан-река / от милоти Елисея по вознесении Илии, / и разделялись воды туда и сюда, / и стал для него сухим путь по влаге, / как прообраз истинный крещения, / которым мы переходим путь текучей жизни. / Христос явился во Иордане, освящая воды. (3)

 

По 1-м стихословии седален, глас 1.
Подобен: Лик Ангельский:

 

По 1 стихословии седален, глас 1

Веселися, реко Иордане, / в тебе бо всех Творец приходит волею / Крещение прияти от раба, яко Благоутробен. / Красуйся, ликуй, Адаме, и Ево прамати: / прииде избавление всех, Бог Преблагий.

 

Веселись, река Иордан, / ибо Творец всего является по Своей воле / принять в тебе Крещение от раба, как милосердный. / Радуйся, ликуй, Адам и Ева праматерь: / пришло Избавление всех – Бог Преблагой!

Слава, и ныне, глас и подобен тойже:

 

Слава, и ныне, глас тот же

Поток сладости Владыка сый, предгрядет во струях речных креститися, / напоити мя хотя очищения водами. / Егоже зря, Иоанн вопияше: / како руку мою на верх Твой простру, / Егоже трепещут всяческая?

 

 

Будучи потоком сладости, Владыка / выходит, чтобы в струях речных креститься, / меня желая напоить нетления водами. / Его созерцая, Иоанн взывает: / "Как руку мою простру к главе Твоей / – Того, пред Кем весь мiр трепещет?"

 

По 2-м стихословии седален, глас 3.
Подобен: Красоте девства:

 

По 2 стихословии седален, глас 3

Адамову наготу одевая, Благоутробне, во одежду славы, / хощеши обнажитися плотию во Иордане реце. / О, чудесе преславнаго! / Како Тя подымет вода, Владыко Господи, / водами покрывающаго превыспренняя? – якоже пишет. / Поем, Иисусе Благодетелю, вси Твое явление.

 

Наготу Адама облекая одеждой славы, / Ты, Милосердный, хочешь обнажиться плотию во Иордане реке. / О, чудо предивное! / Как вода примет Тебя, Владыка Господи, / водами покрывающего горние чертоги, как написано? / Воспеваем все, Иисусе Благодетель, Твое явление!

Слава, и ныне, глас тойже.
Подобен: Божественныя веры:

 

Слава, и ныне:

Велие Солнце во Иордане просияти грядет, / еже из Девы, из облака возсиявшее, Христос Бог наш, / греховный отгоня мрак и мира просвещая концы, / Егоже осияния получити благочестно помолимся, / просяще прияти велию милость.

 

 

 

Великое Солнце просиять во Иордане идет, / из Девы, как из облака взошедшее – Христос Бог наш, / отгоняя греховный мрак и просвещая мiра концы. / О получении Его сияния помолимся благоговейно, / прося, да примем великую милость.*

 

 

Каноны три: предпразднства со ирмосом на 6: ирмос по дважды: мучеников и преподобныя два канона на 8: писаны в Минеи. Канон предпразднства, глас 1.

 

Канонов три: Предпразднства, глас 1-й со ирмосом на 6, мучеников, глас 7-й на 4, и преподобной, глас 2 на 4.

Песнь 1.

Ирмос: Горькия работы избавлься, Израиль / непроходимое пройде, яко сушу, / врага зря потопляема, / песнь яко Благодетелю поет Богу, / чудодеющему мышцею высокою, / яко прославися.

 

Песнь 1

Канон предпразднству. Ирмос: От горького рабства избавленный Израиль / непроходимое море прошел как сушу; / врага видя потопляемым, / он песнь как Благодетелю поет Богу, / чудодействующему мышцею высокою, / ибо Он прославился.

Христос грядет ко Крещению, / Христос ко Иордану приходит, / Христос наша в воде погребает ныне грехи, яко Благ, / с веселием воспоим Ему, яко прославися.

 

Христос пришел ко Крещению, / Христос приближается к Иордану, / Христос ныне в воде погребает наши грехи, как Благой; / в восторге воспоем Его, / ибо Он прославился.

Да кропят,  веселящеся, облацы веселие вечное: / Христос Иисус предгрядет водами Иорданскими потоки греховныя потопити, / просвещение всем даруя.

 

Да кропят, радуясь, облака веселие вечное: / Христос Иисус выходит, чтобы водами Иордана / грехов реки затопить, / просвещение всем даруя.

Се Свет является, / се Очищение показуется, / се Спас предстоит просияти сущим во тьме Божественныя зари. / Сего помышленьми чистыми радостно подымем.

 

 

Вот, Свет является, / вот, Умилостивление показывается, / вот Спаситель предстоит, / чтобы осиять пребывающих во тьме / Божественными озарениями. / Его с мыслями чистыми радостно примем.

 

Ин канон мучеников, глас 7.
Песнь 1.

 

Канон мученикам

Ирмос: Поим Господеви, / погрузившему всю силу фараонову в мори, / победную песнь, / яко прославися.

 

[Ирмос: Пойм Господеви, / погрузившему всю силу фараонову в мори, / победную песнь, / яко прославися.]

Грядите, вернии, согласно празднуим препрославленную память страдальцев, / в песнех духовных славословяще Христа.

 

Давайте, верные, согласно / отпразднуем преславную память страстотерпцев, / в песнях духовных славословя Христа.

Страстотерпцы Христовы и веры твердии поборницы, / на нечестие ополчившеся крепко, враги победиша.

 

Страстотерпцы Христовы / и веры стойкие поборники, / против нечестия вооружившись крепко, / врагов победили.

Нечестивый гонитель и веры Христовы чуждь, / на страстотерпцы разгневався, злочестивый верою упражняется.

 

Гонитель нечестивый / и веры Христовой чуждый, / неистовствовавший против страстотерпцев, / их верою лишается силы, злочестивый.

Богородичен: Паству, юже стяжала еси, Богородительнице, / сию спасай от всякия нужды, молящи Спаса и Бога нашего.

 

 

Богородичен: Паству, которую Ты стяжала, Божия Родительница, / ее спасай от всякого несчастья, / моля Спасителя и Бога нашего.

 

Ин канон преподобныя, глас 2.

Ирмос: Грядите, людие, / поим песнь Христу Богу, / раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, / яко прославися.

 

Канон преподобной

[Ирмос: Придите, люди, / воспоем песнь Христу Богу, / разделившему море и проведшему народ, / который Он вывел из рабства египетского, / ибо прославился.]

Венчати твою песньми память прихожду, / тебе  надеявся, несмысленный и весь нечистый, / но даждь ми слово мудрости и разума твоими мольбами.

 

Увенчать песнями намерен я память твою, / на тебя полагаясь, невежественный и весь нечистый; / но подавай мне слово мудрости и чистоты / твоими мольбами.

Весь ум к Божественней высоте вземши / и благих бездну и наслаждений познавши благость, / вся претерпела еси, приключшаяся тебе.

 

Весь ум к Божественной высоте возвысив, / и бездну благ познав, / и наслаждений множество, / ты претерпела все, приключившееся тебе.

Ум к Богу вперивши Вышнему, / тело твое, влекущее к дольним, воздержанием и болезньми облегчила еси, / желающи великия славы.

 

Умом воспарив к Богу Всевышнему, / тело твое, влекущее к земному, / воздержанием и трудами ты облегчила, / желая полновесной славы.

Богородичен: Пребыв, еже бе, и воплотився из утробы Твоея, / еже бехом дарова нам первое, от персти бывшим, / избавив прегрешений, Богородительнице.

 

 

 

Богородичен: Пребывший, Тем, Кем был, / и воплотившийся из чрева Твоего, / нам, первоначально из праха происшедшим, / то, чем мы были даровал, / избавив от согрешений, Божия Родительница.

 

 

Песнь 3.

Ирмос: Не мудростию и богатством да хвалится смертный своим, / но верою Господнею, / православно взывая Христу Богу / и поя присно: / на камени Твоих заповедей утверди мя, Владыко.

 

Песнь 3

Канон предпразднству. Ирмос: Не мудростию да хвалится смертный / и не богатством своим, / но верою в Господа, / православно взывая Христу Богу / и воспевая непрестанно: / "На камне Твоих заповедей / утверди меня, Владыка!"

Прежде веков седяй со Отцем и Духом, / ныне в последняя из Девы воплощся, якоже весть, / Христос грядет ко Крещению, / безсмертие Божественною банею всем подая.

 

Прежде веков восседающий со Отцом и Духом, / ныне в последние времена / от Девы воплотившись, как знает Сам, / Христос пришел ко Крещению, / бессмертие Божественною купелью всем подавая.

Водою погребсти наша грехи хотя во Иорданских струях / за милосердие милости, Христос Бог предгрядет / и назидает истлевшия ны Крещением.

 

Водою желая погребению предать / грехи наши в струях Иордана / по сострадательной милости / Христос Бог выходит / и нас, погибших, / воссоздает Крещением.

Обнажение студное покрывая Адама праотца, / обнажаешися вольно и струями Иорданскими Тебе Самаго покрываеши, / водами превыспренняя покрывая, Христе, Едине Многомилостиве.

 

 

Покрывая постыднейшее обнажение Адама праотца, / Ты добровольно обнажаешься / и Себя Самого струями Иордана покрываешь, / покрывающий водами горние чертоги Свои, Христе, / Единый Многомилостивый.

 

Ин. Ирмос: Утвердися сердце мое в Господе, / вознесеся рог мой в Бозе моем, / разширишася на враги моя уста моя, / возвеселихся о спасении Твоем.

 

Канон мученикам. [Ирмос: Утвердилось сердце мое в Господе, / вознесся рог мой в Боге моем, / широко раскрылись на врагов моих уста мои, / возвеселился я о спасении Твоем.]

Благочестия и веры предстатели, Божественныя страдальцы восхвалим, / Феопемпта и Феону преславнаго.

 

Благочестия и веры поборников, / божественных страстотерпцев восхвалим / – Феопемпта и Феону славного.

Правило, и образ, и начертание явльшеся, Христовы великомученицы, / святых быша путевожди ко страданию.

 

Явившись правилом и образом, и примером, / Христовы великомученики, / вы сделались путеводителями святых к страданию.

Ревнующе сих добродетельному жительству, мученицы, / купно на судищи предстояще, взываху: / христиане есмы вси.

 

Ревнуя их добродетельному житию, / мученики, предстоя на судилище толпою, / восклицали: "Мы все – христиане!"

Богородичен: Родился еси из Девы несказанно, / явился еси, якоже благоволил еси, Человеколюбче, / и мир обновил еси, Господи.

 

 

Богородичен: Родился Ты от Девы неизъяснимо, / явился, как благоволил, Человеколюбец, / и мiр обновил, Господи!

 

Ин. Ирмос: Утверди нас в Тебе:

 

Канон преподобной. [Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи:]

Не пощадела еси плоти многими язвами, / ниже весьма неодержно дручаемыя, к болезнем воздержания, / искуситель в нихже отревашеся.

 

Не пощадила ты нисколько плоти, / многими ранами неудержимо удручаемой, / ради подвижнических трудов, / которыми отражала искусителя.

Шествие тесное жизни ходатайственно нетленныя и Божественныя ты изволила еси, / широкое оплевавши, / егоже ничтоже горше воистинну ум имущему.

 

Путь узкий ты избрала, / приносящий жизнь нетленную и божественную, / презрев широкий, / хуже которого поистине нет ничего / для ум имеющего.

Горящу юностному цвету отбеже теснотою и болезньми воздержания / и паление очес твоих слезными течении угасил еси.

 

Ты избавилась от цвета жаркого ланит / изнурением и трудами воздержания / и огонь очей твоих / слез источниками угасила.

Богородичен: Слово, воплощшеся из Тебе, Всечистая, / плоти скверну хотя омыти образом очищения, / течение водное дивится.

 

Богородичен: Слово, воплотившееся из Тебя, Всенепорочная, / нашу оскверненную плоть омыть желая, / как образ очищения, Сам не имея скверны / в водах принимает крещение.

Катавасия: Утверди нас в Тебе, Господи, / Древом умерщвлей грех, / и страх Твой всади / в сердца нас, поющих Тя.

 

 

Катавасия: Утверди нас в Тебе, Господи, / Древом умертвивший грех, / и страх Твой вложи / в сердца нас, воспевающих Тебя.

 

Кондак предпразднства, глас 2.
Подобен: Вышних ища:

 

Кондак, глас 2

Всех, Христе, Благоутробне, отъемляй прегрешений множество / милости ради безмерныя, / Иорданскими водами креститися грядеши, яко Человек, / одеждею мя одевая, / славы древния обнаженна люте.

 

Всех от множества согрешений освобождая, / Христе, Благосердный, по безмерной милости, / в Иорданских водах Ты идешь принять крещение, как Человек, / чтобы облечь в одежду древней славы / меня, обнаженного бедственно.*

Таже седален мученика, глас 1.
Подобен: Гроб Твой:

 

Седален мученику, глас 1

Феопемпт, явився святитель сущих доле, / с Феоною купно твердым и сострадальцем, / мучителем противления не терпящим, ураняется: / Тя, – радуяся, вопия, – чту Единаго, / погребшаго во Иорданских струях земных прегрешения.

 

Феопемпт, ведомый как иерарх земной, / иерархом небесным муками явился. / Ослушавшись приказания тиранов, / он истязания переносит, взывая радостно: / "Чту Единого, погребению предавшего в струях Иордана / смертных согрешения!"

Ин седален преподобныя, глас 5.
Подобен: Собезначальное:

 

Иной седален преподобной,
глас 5

Постных превзошла еси ты терпения болезнь, / на Небесех наслаждаешися большия обители / и лучшия зари исполнилася еси, / зане мужески жестокий шествовала еси путь, победивши настоящая, / и Ангелом уподобилася еси, / и ныне славы причащаешися тех.

 

Ты, подвижников превзойдя в перенесении страданий, / на небесах наслаждаешься превосходнейшим жилищем / и лучшим сиянием исполнена: / ибо по-мужски суровым путем пройдя, / ты преодолела настоящее и Ангелам уподобилась, / и ныне приобщаешься к славе их.

Слава, и ныне, предпразднства, глас 1.
Подобен: Гроб Твой:

 

Слава, и ныне,
предпразднства, глас 1:

Великий Дождь к речным струям предгрядет, / плотию креститися восхотев. / К Немуже Божественный Предтеча, ужасаяся, глаголаше: / како крещу Тя, скверны не имуща весьма? / Како простру мою десницу на главу, еяже трепещут всяческая?

 

 

Великий Дождь к струям речным приходит, / плотию принять крещение восхотев. / К Нему божественный Предтеча в изумлении возглашал: / "Как крещу Тебя, скверны не имеющего совсем? / Как простру мою десницу на главу, / Того, пред Кем трепещет все?"

 

Песнь 4.

Ирмос: Слыша древле Аввакум, Христе, чудный Твой слух / и страхом взываше: / от юга Бог приидет и Святый от горы приосененныя чащи / спасти помазанныя. / Слава силе Твоей, Господи.

 

Песнь 4

Канон предпразднству. Ирмос: Услышал в древности Аввакум / чудную весть о Тебе, Христе, / и со страхом взывал: / "От юга Бог придет, / и Святой – от горы осеняющей чащи, / чтобы спасти помазанных. / Слава силе Твоей, Господи!"

Воду почерпите Жизни, / се ныне прииде мира Река истинно / изсушити мутныя неверия воды и просвещение источити поющим Ему: / слава силе Твоей, Господи.

 

Воду Жизни почерпните: / вот, ныне появилась Мира Река воистину, / чтобы иссушить мутные воды неверия / и просвещение источить поющим Ему: / "Слава силе Твоей, Господи!"

Веселися, пустыня, яже прежде жаждущая, / естество все человеческое: / ныне явися Поток сладости, Иорданскими водами решая зной греха. / Емуже поем верно: / слава силе Твоей, Господи.

 

Возвеселись, пустыня, прежде жаждавшая / – все человеческое естество: / ныне явился Поток Услады, / Иорданскими водами прекращающий зной греха. / Ему мы воспеваем с верою: / "Слава силе Твоей, Господи!"

Вопиющаго глас пророчески пустым возшуме помышлением: / уготовайте пути правыя Христу грядущему, глаголющ, / яко да Крещением очистит обветшавшия ны, / разрешая первое осуждение.

 

 

Голос взывающего пророчески прозвучал, / говоря пустым помышлениям: / "Приготовьте пути прямые Христу грядущему, / чтобы Он Крещением переплавил нас, обветшавших, / отменяя древний приговор.

 

Ин. Ирмос: Услышах слух Твой и убояхся, / разумех дела Твоя / и ужасохся, Господи.

 

Канон мученикам. [Ирмос: Услышал я весть Твою и убоялся, / уразумел дела Твои / и ужаснулся, Господи!]

Всю напоиша вселенную словесы Божественными / Христовы великомученицы / и лесть упраздниша.

 

Всю вселенную оросили / словами боговдохновенными / Христовы великомученики / и заблуждение упразднили.

Богатство некрадомо обретоша воистинну страстотерпцы, / богатство, славу и светлость земных оплеваша.

 

Богатство воистину нерасхищаемое / страстотерпцы обрели, / а богатство и славы блеск / того, что на земле, презрели.

Вооружившеся страстотерпцы Христовым оружием, / мучителево суровство все в сем низложиша.

 

Защитившись Христовым оружием, страстотерпцы / всю жестокость тирана / им низвергли.

Богородичен: Мати Чистая, / Благословенная Святая Дево, / поющия Тя спасай от всякаго обстояния.

 

 

Богородичен: Матерь непорочная, благословенная, / чистая Дева! Воспевающих Тебя / спасай от всякой напасти.

 

Ин. Ирмос: Пришел еси от Девы, / не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощся, / и спасл еси всего мя, человека. / Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.

 

Канон преподобной. [Ирмос: Ты пришел от Девы не посланник, / ни Ангел, но Сам Господь во плоти, / и спас всего меня, человека. / Потому я к Тебе взываю: / "Слава силе Твоей, Господи!"]

Ты, телесе преизрядствующи добротами, / была еси многим отречена, не получшим рачения. / Темже, изнуривши себе, причастилася еси Божественный красоты.

 

Ты, отмеченная телесной красотой, / причастна стала многим, не доступно взору. / Потому, сокрыв саму себя, / приобщилась к божественному совершенству.

Претерпела еси, яко Иов, телесное озлобление, / не изрекла еси слова, кончину привлачащаго, / летом и естеством же прешедши, Божественное прияла еси жилище.

 

Претерпела ты, как Иов, телесное страдание, / не произнесла кончину привлекающего слова, / но подчинившись времени и естеству, / отошла к божественному жилищу.

Уединися от сродников, и родителей, и стяжания, / Христа единаго ишущи некрадомо богатство и неиждиваемое, / с Нимже Вышния славы явилася еси причастница.

 

Покинула ты родственников, и родителей, / и имения, ища единаго Христа / – нерасхищаемое и неистощимое богатство; / с Ним и явилась ты вышней славы общницей.

Богородичен: Рождество Твое Адама от тли избави, кроме тления человекодельнаго, / ибо паче человека бысть зачатие. / Темже тления и зол мя, Отроковице, избави.

 

 

 

Богородичен: Рожденный от Тебя / Адама от тления избавил: / ведь без растления, смертных порождающего / и выше человеческого зачатие Твое произошло. / Потому от тления и зол / избавь меня, Отроковица.

 

 

Песнь 5.

Ирмос: Свет Твой незаходимый возсияй, Христе, / в сердца верно поющих Тя, / мир подаваяй нам паче ума. / Тем от нощи неведения ко дню светом Твоим текуще, / славословим Тя, Человеколюбче.

 

Песнь 5

Канон предпразднству. Ирмос: Свет Твой незаходящий зажги, Христе, / в сердцах с верою воспевающих Тебя, / подавая нам мир, высший ума. / Потому от ночи неведения ко дню / во свете Твоем стремясь, / мы славословим Тебя, Человеколюбец.

Мира, Христе, сый Царь, / вражды средостение разорил еси, / плоти подобием явився сущим на земли. / Темже пришествие Твое видев, Иоанн дивляшеся со страхом, / рукоположити Тя повелеваемь.

 

Будучи Царем Мира, Ты, Христе, / средостение вражды разрушил, / в подобии плоти явившись на земле. / Потому Твое пришествие увидев, Иоанн / поражался в страхе, / принимая повеление возложить руку на Тебя.

Змиев главы сокрушити Христос спеша, / ныне грядет водами и трепещущему вопиет Крестителю: / простри твою руку, и прикоснися верху Моему, / и ужас отряси, совершая повеленное.

 

Головы драконов сокрушить спеша, / Христос ныне приходит к водам / и взывает к трепещущему Крестителю: / "Простри твою руку, и коснись главы Моей, / и подави в себе боязнь, / совершая приказание.

Сказаше пророк благодать иногда Крещения Божественным Духом, / поразив Иорданския струи милотию, яже разделишася, / нам путетворящия возрождение Божественное в них явльшагося Христа.

 

 

Показал некогда пророк / благодать Крещения в Божественном Духе, / ударив милотью Иорданские струи, / которые разделились, открывая нам / путь к возрождению Божественному / – в них явившегося Христа.

 

Ин. Ирмос: Утренююще, Слове, в славу Твою и хвалу, / восхваляем непрестанно образ Креста Твоего, / Егоже дал еси нам оружие в помощь.

 

Канон мученикам. [Ирмос: Стремясь с рассвета, Слово, / к славе Твоей и хвале, / восхваляем непрестанно образ Креста Твоего, / который Ты дал нам как оружие в помощь.]

Мудрии страдальцы, веры оружницы, / муки доблественне врагов пребеззаконных победивше, купно венцы прияша.

 

Мудрые страстотерпцы, веры воины, / доблестно муки врагов беззаконных победив, / вы вместе и венцы получили.

Ни ласкание, ни лесть, / ни слава земных возможе отсещи веры вашея течение, страдальцы, / темже и радуетеся.

 

Ни лесть, ни обман, ни земная слава / не смогли пресечь стремление веры вашей, страдальцы; / потому вы и радуетесь.

Предстояще престолу славы Господни, / со Ангелы непрестанно молитеся / дати прегрешений очищение верою поющим вас.

 

Предстоя престолу славы Господней, / с Ангелами непрестанно ходатайствуйте / о даровании милости прощения согрешений / с верою воспевающим вас.

Богородичен: Всесвятая Дево Обрадованная, / рождшая в лете Слово паче слова, / моли Его спасти души наша.

 

 

Богородичен: Всесвятая Дева, Благодатная, / Слово во времени родившая превыше слова! / Умоли Его спасти души наши.

 

Ин. Ирмос: Света Подателю / и веков Творче, Господи, / во свете Твоих повелений настави нас: / разве бо Тебе, иного бога не знаем.

 

Канон преподобной. [Ирмос: Света Податель и веков Творец, Господи, / во свете Твоих повелений наставь нас, / ибо мы иного бога, кроме Тебя, не знаем.]

Храм была еси обитающаго в чистых дусех Слова, мудрая, / осияла бо еси ты воздержания многими болезньми души твоея доброту, преславная.

 

Храмом сделалась ты, мудрая, / обитающаго в чистых духах Слова, / ибо прояснила ты подвижничества многими трудами / души твоей красоту, всеславная.

Плоть умертвила еси, обагренную естественною благодатию болезньми многими, / уясняющи паче светом добродетелей душевный образ, / светло сияющий.

 

Плоть, рдеющую прелестью естественной, / умертвила ты многими трудами, / проясняя все больше светом добродетелей / душевный образ, сияющий светло.

Вещь телесе души твоея ко Христу желанием распаливши, / ты ныне с невещественными невещественно воистинну Ангелы срадуешися, / Бога смотряющи.

 

Вещество тела попалив / ко Христу души твоей любовью, / ты ныне вместе с невещественными Ангелами / поистине невещественно радуешься, / Бога созерцая.

Богородичен: Главы сокруши Глава благочестивых, Всечистая, / струями ныне гнездящихся змиев, / Рождейся из Твоея утробы без семене воистинну.

 

 

 

Богородичен: Головы ныне сокрушил / в струях гнездящихся драконов, / Глава благочестивых, Всечистая, / – из Твоего чрева воистину без семени Рожденный!

 

 

Песнь 6.

Ирмос: Весь от страстей безмерных содержуся / и китом зол снизпадох, / но возведи из истления мя, Боже, / якоже прежде Иону, / и верою безстрастие ми даруй, / яко да во гласе хваления и спасения духом пожру Ти.

 

Песнь 6

Канон предпразднству. Ирмос: Весь я страстями безмерными охвачен, / и китом зол в глубину увлечен: / но возведи меня из погибели, Боже, как прежде Иону, / и по вере бесстрастие мне даруй, / чтобы я со гласом хвалы и духом спасения / принес жертву Тебе.

Милосердие щедрот Христос показуя, / в рабии зраце Непременный приходит к рабу, прося Крещения, / от работы восхищая человечество, / Егоже удивлься пришествию, ужасается и страхом одержим бывает.

 

Показывая сердца сострадательность, Христос / в образе раба к рабу приходит, / Неизменный, Крещения прося, / чтобы от рабства избавить человечество; / тот же, пораженный Его пришествием, боится / и в страхе смущается.

Како Тя речныя струи приимут, нестерпимаго Огня, ныне идуща? / Како обнажение Небеснии видят Ангели? / Како руку Иоанн прострет на Тя, / Слове Божий Пребезначальне, / того от земли создавшаго?

 

Как Тебя речные струи примут, / Огонь нестерпимый, ныне пришедший? / Как обнажение Твое / увидят Ангелы небесные? / Как руку Иоанн прострет / к Тебе, Слово Божие Предвечное, / его самого из земли создавшаему?

Море разделяется, бежаще, показа новым людем Божественное прехождение, / еже содела в реце, плотию пришед, / Иже из камене преславно источив воду. / Сего яко Бога прославим, наше сокрушение наздавшаго.

 

 

Море, надвое разбежавшись, / показало новому народу переход Божественный, / который совершил в реке, во плоти придя, / из скалы предивно Источивший воды. / Его прославим, как Бога / нас, сокрушенных, воссоздавшего.

 

Ин. Ирмос: Иона из чрева адова вопияше: / возведи от тли живот мой. / Мы же Тебе вопием: / Всесильне Спасе, помилуй нас.

 

Канон мученикам. [Ирмос: Иона из чрева ада взывал: / "Возведи из гибели жизнь мою!" / Мы же к Тебе взываем: / "Всесильный Спаситель, помилуй нас!"]

Упраздниша идольскую лесть мученицы, на судищи страждуще, / и нечестие все потребиша от земли страданием своим.

 

Упразднили вы обольщение идолами, мученики, / на ристалище подвизаясь, / и истребили все нечестие с земли / подвигом своим.

Предпостави враг и гонитель веры своя служители / мечми, якоже агнцы, убивати вас горько, мученицы славнии.

 

Выслал враг и гонитель веры / служителей своих с мечами, / чтобы как агнцев убить жестоко / вас, мученики славные.

Якоже виде лик святых мучители, вооруженныя мечми, мужески вопияше: / воини Христовы есмы, о мучителю!

 

Когда увидели вы, сонм святых, / тиранов, мечами вооруженных, / с бесстрашным мужеством взывали: / "Мы – воины Христовы, о мучители!"

Богородичен: Егоже родила еси, Богородице, несказанно, Бога нашего, / молящи не престай избавити от бед поющия Тя, Чистая Приснодево.

 

 

Богородичен: Рожденного Тобою, Богородица, неизъяснимо – Бога нашего, / не прекращай молить об избавлении от бед / воспевающих Тебя, Чистая Приснодева.

 

Ин. Ирмос: В бездне греховней валяяся:

 

Канон преподобной. [Ирмос: В бездне греховной носимый:]

Просветившися зарею духовною, / всякое наслаждение отринула еси плотское, яко нощно, / добрых бо уязвилася еси желанием.

 

Озаренная сиянием Духа, / всякое наслаждение плотскими вожделениями ты отринула, / ибо уязвилась любовью к вещам прекрасным.

Облиста твоя светоносная днесь память, / издалеча просвещающи душ омрачение, / монахов подвизающихся удобрение.

 

Заблистала в сей день светоносная твоя память, / лучезарно озаряя душ омрачение, / монахинь подвизающихся украшение!

Чистоту девства соблюла еси, почитающи чертог нетленный: / Христа бо желанием разжеглася еси, / страннаго Жениха твоего.

 

Святыню чистоты ты соблюла, / любя брачный чертог нетленный: / ибо разгорелась стремлением ко Христу, / дивному Жениху твоему.

Богородичен: Да славы исполнимся, / прииде в безславное человечество славы Господь. / Якоже человек, мыемь, / Твой Сын человеки прослави.

 

Богородичен: Чтобы нам славою исполниться, / пришел к бесславному человечеству славы Господь: / ибо, как смертный омываясь, / Твой Сын нас, людей прославил.

Катавасия: В бездне греховней валяяся, / неизследную милосердия Твоего призываю бездну: / от тли, Боже, мя возведи.

 

 

Катавасия: В бездне греховной носимый, / непостижимую милосердия Твоего призываю бездну: / от гибели Боже меня изведи!

 

Кондак предпразднства, глас 4:

 

Кондак предпразднства, глас 4

Во струях днесь Иорданских быв, Господь / Иоанну вопиет: / не убойся крестити Мя, / спасти бо приидох / Адама первозданнаго.

 

Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь / Иоанну возглашает: / "Не бойся крестить Меня, / ибо Я пришел спасти Адама первозданного!"

Икос: Не истязую тя, Крестителю, пределы преходити, / не глаголю тебе: / рцы Ми, яже глаголеши беззаконным и учиши грешники. / Точию крести Мя молча и чая, яже от Крещения: / приимеши бо сего ради достоинство, еже не бысть Ангелом, / ибо всех пророков больша тя сотворю. / От оных убо ни един яве Мя виде, / но во образех, и сенех, и гаданиих, / ты же пред тобою стояща видел еси, / спасти бо приидох Адама первозданнаго.

 

 

Икос: "Не требую от тебя, Креститель, пределы преступать. / Не говорю тебе: Скажи Мне то, / что беззаконным говоришь и чему учишь грешников. / Только крести Меня безмолвно и ожидай того, что от Крещения; / ибо ты будешь иметь за это честь, / которую не получали и Ангелы, / ибо величайшим из всех пророков тебя соделаю. / Из них ни один не увидел Меня ясно, / но во образах, и тенях, и сновидениях; / ты же Меня, пред тобою стоящего, разумно узрел: / ибо Я пришел спасти Адама первозданного!"

 

Песнь 7.

Ирмос: Проидоша, яко чертог, пещный пламень нестерпимый / иже за благочестие иногда отроцы святии, показавшеся яве, / и, согласно воспевающе, песнь пояху: / отцев Боже, благословен еси.

 

Песнь 7

Канон предпразднству. Ирмос: Прошедшими некогда как чертог / печи пламя нестерпимое за благочестие / отроки святые оказались явственно, / и, согласно воспевая, пели песнь: / "Отцов Боже, благословен Ты!"

Христос спасение явися, просвещение даруя. / Да радуется Небо, облацы же да кропят истинно правду, взывающим: / отцев Боже, благословен еси.

 

Христос – Спасение – явился, просвещение даруя. / Да радуется небо, облака же воистину да кропят / правду восклицающим: / "Отцов Боже, благословен Ты!"

Руно, еже провиде Гедеон, полна чаша воды искапавшия / яве Твое Крещение сказоваше, Христе, еже подаеши, крестився, воспевающим: / отцев Боже, благословен еси.

 

Руно, которое прежде видел Гедеон, / полную лохань воды излившее, / ясно показывало, Христе, Твое Крещение, / которое Ты, крестившись, подаешь воспевающим: / "Отцов Боже, благословен Ты!"

Сланыя безчадствующия Елиссей исцеляя воды, / благочадие честныя купели прообрази, хотящее быти таинственно, воспевающим: / отцев Боже, благословен еси.

 

 

Солью делая здоровыми / воды, приносившие бездетность, / Елисей многодетность священной купели прообразовал, / которое таинственно совершится на воспевающих: / "Отцов Боже, благословен Ты!"

 

Ин. Ирмос: Пещь горящую оросил еси, Спасе, / отроки спасл еси, поющия и глаголющия: / благословен еси во веки, / Господи Боже отец наших.

 

Канон мученикам. [Ирмос: Печь горящую Ты оросил, Спаситель, / и отроков спас, воспевавших и возглашавших: / "Благословен Ты вовеки, Господи, / Боже отцов наших!"]

Конец мучения приясте купно, / мечем умерщвляеми с женами и детьми, Христу вопиюще: / благословен еси, Господи Боже отец наших.

 

Конец мученичества встретили вы вместе, / мечом умерщвляемые с женами и детьми / и Христу взывая: "Благословен Ты, Господи, / Боже отцов наших!"

Радовахуся святии, зряще себе, мечи скончаваемыя, / и верою взываху: / благословен еси, Господи Боже отец наших.

 

Радовались святые, / видя себя умирающими от меча, / и с верою восклицали: / "Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших!"

Нечестивых сверепетво потребися от земли, / и бози падоша на землю / и сокрушишася мученик исповеданием, и венцы прияша.

 

Надменность нечестивых исчезла с земли, / и боги их пали на землю и сокрушились / исповеданием и божественной твердостью мучеников.

Богородичен: Спасай паству Твою, Всесвятая Чистая, от всякаго обстояния, / яко едина Предстательница рода нашего, / Благословенная Богородице Всепетая.

 

 

Богородичен: Спасай паству Твою, всенепорочная, чистая, / от всякой напасти, / как единственная Заступница рода нашего, / Благословенная Богородица Всехвальная.

 

Ин. Ирмос: Богопротивное веление / беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть. / Христос же простре Богочестивым отроком росу духовную, / Сын благословен и препрославлен.

 

Канон преподобной. [Ирмос: Богопротивное веление беззаконного властителя / высокое пламя разожгло; / Христос же распростер над благочестивыми отроками росу Духа, / благословенный и препрославленный.]

Зле умышляя, сопротивный души твоея крепость умягчити недугами покушашеся, / и Иова приразивыйся терпению, мудре болезньми отражашеся, / твоим терпением, мудрая, уязвляяся.

 

Зло замышляя, противник намеревался / недугами расслабить упорство твоей души, / но столкнулся с Иовом, готовым к мученичеству и мудрым / и в труде своем неудачу потерпел, / твоим терпением, мудрая, сокрушаемый.

Твоя ныне уклонися от треволнений жития к благоутишному душа пристанищу, / богата сущи добротами в Божественных пребываниих, мудрая, / идеже проуготовися твоим терпеливостраданием многим покоище.

 

Твоя душа от треволнений жизни / ныне к тихой пристани причалила, / изобилуя прекраснейшими и Божественными стяжаниями; / там за терпение страданий многих / приготовлено тебе, мудрая, упокоение.

Мудре наставила еси во общем житии, место, глаголющи, изменити никогдаже, / великих бо ходатайственно воздаяний терпение, / словесы же и делесы пользовати монашествующия воистинну не обленилася еси.

 

Мудро наставляла ты, / во общем житии пребывавших посещая, / никогда места не менять: / ведь страдание приносит великую награду; / словами же и делами монахиням пользу приносить / поистине ты не медлила.

Богородичен: Водное естество от греха мя измывает / Рождества Твоего паче естества мудростию, / Бога бо очищение, Творца света, очищает, Богоневесто, / многими осквернившагося, Дево, согрешеньми.

 

 

 

Богородичен: Водное естество от греха меня омывает / превосходящим разум действием Рожденного Тобою, Божия Невеста: / ибо очищение Бога, Творца света, омывает / оскверненных многими согрешениями, Отроковица.

 

 

Песнь 8.

Ирмос: Чуда преестественнаго показа образ, огнеросная пещь древле: / огнь бо не опали юныя дети, / Христово являя безсеменное от Девы Божественное Рождество. / Тем, воспевающе, воспоим: / да благословит тварь вся Господа, и превозносит во вся веки.

 

Песнь 8

Канон предпразднству. Ирмос: Чуда сверхъестественнаго образ / показала в древности печь огнем и росой: / ибо огонь не опалил юных детей, / являя Христа от Девы / без семени божественное рождество. / Потому в песнях возгласим: / "Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!"

Хвалу велегласно Владыце возслем: / прииде, явися, / восходит на воды, и обнажается, Небо облаки одеваяй, / и крещается, очищая ны воспевающия: / да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

 

Хвалу громогласно Владыке вознесем: / Он пришел, явился, вступает в воды, / и обнажается, Небо облаками одевающий, / и крещение принимает, очищая нас, воспевающих: / "Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!"

Приидите мысленно, ко Иордану идем, / видение велие в нем узрим, / Иисус бо, просвещение, приходит и раба преклоняется длани, с трепетом вопиюща: / да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

 

Давайте мысленно направимся ко Иордану, / чтобы в нем великое видение созерцать: / ибо Иисус – Просвещение – приходит / и склоняется под длань раба, / с трепетом воспевавшего: / "Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!"

Угль, Егоже провиде Исаия, / в водах Иорданских разгоревся, / попали вещь всю грехов и подаде сокрушенным наздание. / Темже, воспевающе, воспоем: / да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

 

 

Уголь, Который прежде узрел Исаия, / в водах Иордана воспламенившись, / попалит все вещество грехов / и подаст сокрушенным воссоздание. / Потому в гимнах воспоем: / "Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!"

 

Ин. Ирмос: Единаго Безначальнаго Царя Славы, / Егоже благословят Небесныя силы / и трепещут чини Ангельстии, / пойте, священницы, / людие, превозносите Его во веки.

 

Канон мученикам. [Ирмос: Единого Безначальнаго – Царя Славы, / Которого благословляют Небесные Силы / и пред Кем трепещут Ангелов полки, / воспевайте, священники, / люди, превозносите Его вовеки. ]

Единаго Благоутробнаго Царя Славы исповедающе, / мудрии страдальцы прияша почести победы, вопиюще благодерзновенно: / людие, превозносите Его во веки.

 

Единого Благосердного – Царя Славы – исповедуя, / мудрые страстотерпцы получили / награды за победу, взывая отважно: / "Люди, превозносите Христа вовеки!"

Твердо противишася Христовы страдальцы к мучителем, / страждуще доблественне, победиша идольскую лесть, вопиюще благодерзновенно: / людие, превозносите во вся веки.

 

Твердо воспротивились тиранам / Христовы страстотерпцы, подвизаясь доблестно, / обольщение идолами победив и взывая отважно: / "Люди, превозносите Христа вовеки!"

Якоже адаманта, доблии оружницы, / мучителей прещения и муки победивше, радостно вопияху: / пойте, священницы, людие, превозносите Господа во веки.

 

Как алмазы доблестные воины, / угрозы тиранов и муки победив, в радости взывали: / "Воспевайте, священники, / люди, превозносите Христа вовеки!"

Богородичен: Единаго Благоутробнаго Превечнаго Слова, / из Девы в последняя рождшагося и спасшаго человеческий род, / пойте, священницы, людие, превозносите Его во веки.

 

 

Богородичен: Единого Благосердного – Предвечное Слово, / от Девы в последние времена рожденного и спасшего человеческий род, / воспевайте, священники, / люди, превозносите во все века!"

 

Ин. Ирмос: В пещь огненную:

 

Канон преподобной. [Ирмос: В печь огненную:]

На земли живущи, к земли блаженных воистинну достигнута вожделела еси, / идеже чини Ангельстии, преподобных и постников, дев, живуще, / вечно песнословят Христа во веки вся.

 

Ты, блаженная, земли кротких / воистину достигнуть вожделела, / где полки Ангелов, преподобных, подвижников и дев / обитая вечно, воспевают Христа вовеки.

Добротою естества лучши многих сущи, о души попеклася еси, / яко вид доброты душевныя мудре сохранивши, / темже доброту телесную угасивши, / распалилася еси воздержанием души твоея.

 

Красотою природной всех превосходя, / о душе ты позаботилась, / чтобы все страсти душевные разумно победить; / потому красоту телесную угасив, / воспламенила душу свою подвижничеством.

Бодр ум к Богу преусердием душевным ты стяжавши, / козни льстиваго мудреца злых до конца успила еси, славная, / и ныне, успши, живеши во веки.

 

Ум, бодрствующий в стремлении к Богу, / стяжав усердием души, / ты козни обольстителя, зол изобретателя / до конца укротила, славная; / и ныне, по успении, живешь вовеки.

Богородичен: Обновити земныя Сын Твой восхотев, / ко Иордану яко Человек тщится, Чистая, крайния ради любве: / тамо бо всех сокрушшаго сотре, обновляет молитвами Твоими мир.

 

Богородичен: Возродить смертных восхотев, / Сын Твой, Чистая, как человек спешит ко Иордану, / по величайшей Своей любви, / чтобы принять крещение, не будучи причастным скверне, / и потопить всю скверну человеческого зла .

Катавасия: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго / и пламень в росу преложшаго Бога, / пойте, дела, яко Господа, / и превозносите во вся веки.

 

 

 

Катавасия: В печь огненную / ко отрокам еврейским сошедшего, / и пламя в росу превратившего Бога, / воспевайте, все творения, как Господа / и превозносите во все века.

 

 

Песнь 9.

Ирмос: Неизглаголанное Девы таинство: / Небо бо Сия, и Престол Херувимский, / и светоносный Чертог показася / Христа Бога Вседержителя, / Сию благочестно яко Богородицу величаем.

 

Песнь 9

Канон предпразднству. Ирмос: Неизреченно Девы таинство: / ибо небом явилась Она / и престолом херувимским, / и светоносным чертогом / Христа – Бога Вседержителя. / Ее мы благочестиво / как Богородицу величаем.

Таинство странное зрю и преславное: / Иисус грядет волею к реце Иордану, вопия Иоанну: / твою десницу Ми, друже, взаимствуй, / страшная совершающему людем Моим в снабдение.

 

Таинство вижу необычайное и чудное: / Иисус приступает добровольно / к реке Иордану, взывая Иоанну: / "Твою десницу дай Мне, друг, взаймы, / совершающему страшное / Моему народу во спасение!"

Пустынная Иорданская да процветут, / иже во тьме лежащии, велик явися вам Свет. / Видевше, взыграйте: / Христос от Галилеи приходяй, плотию креститися от раба хощет.

 

Пустыни Иорданские да расцветут; / находящиеся во тьме, / Свет великий вам явился. / Увидев это, возликуйте: / Христос, от Галилеи приходя, / во плоти от раба Крещение принимает.

Возвеселися ныне, Иордане, и ликуй, / Иоанне, взыграй, вся вселенная радуйся: / се явися Христос, и обнажается и крещается, / во одежду облачая нетления человечество.

 

 

Возвеселись, Иордан, ныне и ликуй; / Иоанн, восторжествуй, вся вселенная, возрадуйся: / вот, явился Христос, и обнажается, и крестится, / в одежду нетления облекая человечество.

 

Ин. Ирмос: Паче естества Матерь и по естеству Деву, / Едину в женах Благословенную, / песньми, вернии, Богородицу величаем.

 

Канон мученикам. [Ирмос: Сверхъестественно – Матерь / и по естеству – Деву, / единственную, между женами благословенную, / песнопениями, верные, Богородицу величаем. ]

Поправше вся идолослужения верою страстотерпцы Христовы, / Божественное течение скончавше благочестно и верою утвердиша.

 

Поправ верою всех идолослужителей, / Христовы страстотерпцы / божественный путь окончили во благочестии / и веру утвердили.

Земная вся презревше верою страстотерпцы Христовы, вкупе усердно пострадавше, / от Бога прияша врачевания.

 

Все земное верою презрев, / Христовы страстотерпцы, / вместе ревностно подвизавшиеся, / исцелений дар от Бога получили.

Страстотерпцы мужески вооружившеся верою, / Господним крестом ополчения низложиша вражия и венцы прияша.

 

Страстотерпцы, мужественно вооружившись верою, / Крестом Господним низложили ополчения врага / и венцы получили.

Богородичен: Во чреве заченшая непостижимое Слово / и Сие без семене нам рождшая, / моли прилежно спастися душам нашим.

 

 

Богородичен: Во чреве Зачавшая непостижимое Слово / и Его без семени нам Родившая! / Моли усердно о спасении душ наших.

 

Ин. Ирмос: Безначальна Родителя Сын:

 

Канон преподобной. [Ирмос: Безначального Родителя Сын:]

Уяснившися добротами девства, славная, / тебе самую украсила еси венцем воздержательнаго жития, / темже сугубым венцем венча тя странный Жених твой, / Егоже уязвилася еси ты любовию.

 

Заблистав красотами девства, славная, / себя саму ты украсила диадемами подвижнического жития; / потому двойным венцом тебя венчает дивный твой Жених, / к Которому ты уязвилась любовию.

Надежда не посрами, Синклитикие, тя, всечестная, будущих, / юже имела еси в сердце твоем: / ныне бо прияла еси болезней воздаяния от Спаса, / за яже воздержания всяк вид прешла еси.

 

Надежда на будущее не обманула / тебя, Синклитикия всесвященная, / которую имела ты в сердце твоем: / ибо ныне наслаждаешься наградами от Спасителя / за труды, за то, что всякий вид / аскезы ты исполнила.

В крепость и утверждение, честная, Христа одеялася еси / и в землю ты кичение понизила еси глаголавшаго на Высоту неправду. / Темже тя венцем победы украси победы Податель Иисус.

 

В крепость и утверждение – Христа / облеклась ты, досточтимая, / и до земли унизила надменность / изрекшего на высокое неправду. / Потому венцом победы тебя украсил / Присуждающий победу – Иисус.

Богородичен: О Тебе праотца падение крепость прият, / поити дальше крепости не имущее: / Крещением бо Сына Твоего всяка злоба ныне погрузися. / Темже виновну Тя очищения проповедаем.

 

Богородичен: На Тебе остановилось падение праотца, / продвигаться дальше не имея силы: / ибо Крещением Сына Твоего / ныне все зло потоплено. / Потому мы Тебя, как Виновницу очищения, почитаем.

Катавасия: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, / воплощся от Девы, нам явися / омраченная просветити, собрати расточенная. / Тем Всепетую Богородицу величаем.

 

 

 

Катавасия: Безначального Родителя Сын, Бог и Господь, / воплотившись от Девы, нам явился / омраченных просветить, собрать рассеянных. / Потому мы всеми воспеваемую Богородицу величаем.

 

 

Светилен.
Подобен: Духом во святилищи:

 

Светилен

Яко виде Тя обнажена Иордан, / с трепетом к сущему от неплодове рече: / остави, о Иоанне, креститися Господа, / огнем и Духом очищающаго всю тварь, / на сие бо прииде, освятити земныя и водное естество.

 

Когда увидел Тебя обнаженным Иордан, / он с трепетом к происшедшему от неплодной возгласил: / "Позволь, о Иоанн, креститься Господу, / огнем и Духом очищающему все творение: / ибо Он для того пришел – / освятить земных и водное естество!"*

Слава, и ныне: Из Девы возсиявый в Вифлееме плотию / ко Иордану ныне тщится, скверну отмыти земнородных, / к свету приводя во тьме сущия Крещением Божественным.

 

 

Слава, и ныне: Ты, от Девы в Вифлееме во плоти воссиявший / спешишь ныне к Иордану смыть скверну на земле рожденных, / к свету приводя пребывающих во тьме / крещением божественным.

 

На хвалитех стихиры, на 4, глас 6.
Подобен: Ангельския предыдите силы:

 

На "Хвалите:"
стихиры на 4, глас 6

Что не домышляешися, Крестителю, смотрения, / еже совершаю за всех спасение? / Древняя остави ныне, и помышляй полезная. / Веруй Богу сошедшему / и, приступив, Мне послужи: / Бог бо приидох за благоутробие / Адама очистити от падения.

 

Что недоумеваешь ты, Креститель, об определении, / которое Я совершаю для спасения всех? / Древнее ныне оставь, и помышляй о новом. / Веруй Богу сошедшему / и, приступив, Мне послужи: / ибо Я, Бог, пришел по милосердию / Адама очистить от падения!

Вземляй наша грехи на рамена, / пришел еси, Иисусе, к струям Иорданским, / аз же ужасохся Твоего страшнаго пришествия. / Како убо ми велиши крестити Тя? / Сам мя очистити пришел еси. / И како Крещения от мене просиши, / всех Очищение?

 

Подъемля грехи наши на плечи, / пришел Ты, Иисусе, к струям Иорданя, / я же устрашился повергающего в трепет Твоего пришествия. / Как же Ты мне повелеваешь Тебя крестить? / Ты Сам пришел меня очистить, / и как ищешь крещения от меня, / всех Очищение?

Естества Моего непостижное Слово, / в рабий же зрак одеявся, / приидох на Иордан, / никакоже Мене отрецыся. / Гряди, не бойся, приближися ко Мне, / десницу на верх Мой положив, возопий: / благословен, явлейся Боже наш, слава Тебе.

 

Естеством Я – непостижимое Слово, / но во образ раба облекшись, пришел на Иордан, / никак во Мне не сомневайся! / Приди, не бойся, приблизься ко Мне, / десницу на главу Мою возложи и возгласи: / "Благословен явившийся, Боже наш, слава Тебе!"

О, паче ума, безмерныя Твоея нищеты, Слове Божий! / Мене ради, падшаго, / познах Тя, за милосердие во Адама облекшася / и сущия от Адама обновляюща, / и повинуяйся Твоему велению, верно зову Тебе: / благословен, явлейся Боже наш, слава Тебе.

 

О, превышающая ум / и безмерная Твоя нищета, Слово Божие! / Я познал Тебя, ради меня, падшего, / по милосердию облекшегося во Адама / и тех, кто от Адама, обновляющего; / и, повинуясь Твоему велению, с верою восклицаю Тебе: / "Благословен явившийся, Боже наш, слава Тебе!"

Слава, глас и подобен тойже: С трепетом служа Иоанн Владыце, / радуется душею и вопиет с веселием: / срадуйтеся мне, вси роди праотца, / прииде бо чаяние наше, / прииде на Иордан Христос, / вся от греха Адамова очистити, яко Благоутробен.

 

Слава, глас тот же: С трепетом служа Владыке, Иоанн / радуется душою и взывает с веселием: / "Радуйтесь со мною, все потомки праотца, / ибо пришло ожидание наше, / пршел на Иордан Христос, / чтобы всех от греха Адамова очистить, как Милосердный!"

И ныне, глас и подобен тойже: Воспоим, людие, Рожденному от Девы / и в реце крещшемуся Иордане, / и к Нему возопиим: / Царю всякия твари, / даруй нам неосужденно / чистою совестию верно достигнути / Твое святое из мертвых тридневное востание.

 

 

 

И ныне, глас тот же: Воспоем, люди, Рожденному от Девы / и Крестившемуся в реке Иордане, / и к Нему воззовем: / "Царь всего творения, / даруй нам не подвергшись осуждению / в чистой совести с верою достигнуть / и святого воскресения Твоего из мертвых в третий день!"

 

 

На стиховне стихиры, глас 2.
Подобен: Доме Евфрафов:

 

Стихиры на стиховне,
глас 2

Се Царь, / се чаяние Израилево прииде. / Людие, радуйтеся, / Свет бо является.

 

Вот Царь, / вот ожидание Израиля настало. / Люди, радуйтесь, / ибо Свет является!

Стих: Сего ради помянух Тя / от земли Иордански и Ермониимски.

 

Стих: Потому я вспомню о Тебе / с земли Иорданской и Ермонской.   Пс 41:7Б

Узреся сущим / на земли с плотию, / Божественный ныне Свет / сущим во тьме явися, / и всем благодать возсия.

 

Ныне тем, кто на земле с плотию, / видим Божественный Свет: / пребывающим во тьме Он явился, / и для всех благодать взошла!

Стих: Видеша Тя воды, Боже, / видеша Тя воды и убояшася.

 

Стих: Видели Тебя воды, Боже, / видели Тебя воды и убоялись.   Пс 76:17А

Светильниче Свету, / заре Солнцу, / предтече Слову, / друже Жениху, / пророче, послужи.

 

Светильник – Свету, / заря – Солнцу, / предтеча – Слову, / друг – Жениху, / пророк, послужи.

Слава, и ныне, глас 8. Анатолиево:

 

Слава, и ныне, глас 8, Анатолия

Иоанне Крестителю, / во утробе познавый Мя, Агнца, / на реце Ми послужи, / со Ангелы Ми службу принеси: / простер, коснися рукою твоею верху Моему пречистому / и, егда узриши горы трепещущия / и Иордан возвращающся, с сими возопий: / воплотивыйся от Девы в наше спасение, / Господи, слава Тебе.

 

 

Иоанн Креститель, / во чреве познавший Меня, Агнца, / на реке Мне послужи, / с Ангелами Мне служение соверши: / протянув руку твою, коснись главы Моей пречистой / и, когда узришь горы трепещущие / и Иордан вспять обращающийся, с ними возгласи: / "Воплотившийся от Девы для спасения нашего, / Господи, слава Тебе!"

 

По Благо есть: Трисвятое. По Отче наш, тропарь.

Таже ектении: И отпуст.

 

 

После Благо есть: Трисвятое; по Отче наш: Тропарь.

Затем ектения и отпуст.

 



(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

 

 
Рейтинг@Mail.ru Система Orphus