Православное Богослужение
Переводы Богослужебных книг

 

Главная \ Церковь \ Богослужения \ Переводы богослужебных книг \ Праздничная минея\ Святых отцов седьмого Вселенского Собора

Великая вечерня • Утреня • Литургия


 

СВЯТЫХ ОТЦОВ
СЕДЬМОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

 

НА УТРЕНИ

 

 

НА УТРЕНИ

 

На Бог Господь: тропарь воскресен, дважды.

 

На "Бог Господь:" поем тропарь воскресный гласа дважды.

Слава, тропарь отцев, глас 8:

 

Слава, тропарь св. отцам, глас 8

Препрославлен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истинней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе. (Единожды).

 

Препрославлен Ты, Христе Боже наш, / как светила на земле отцов наших утвердивший, / и ими на путь истинной веры всех нас направивший, / Многомилостивый, слава Тебе! (1)

И ныне, Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы / и распятие претерпев, Благий, / испровергий смертию смерть и воскресение явлей яко Бог, / не презри, яже создал еси рукою Твоею. / Яви человеколюбие Твое, Милостиве. / Приими рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны. / И спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

 

 

 

И ныне, Богородичен: Ради нас рожденный от Девы / и распятие претерпевший, / ниспровергший смертию смерть / и явивший воскресение как Бог, / не презри, Благой, созданных рукою Твоею; / яви человеколюбие Твое, Милостивый, / прими родившую Тебя Богородицу, ходатайствующую за нас, / и спаси, Спаситель наш, людей отчаявшихся.

 

 

Канон воскресен со ирмосом на 4; Крестовоскресен на два; и Богородицы на два. И святых, глас 8, на 6, егоже краегранесие: Пою блаженных Собрание Седьмое. Германово.

 

Каноны: воскресный с ирмосом на 4, Крестовоскресный на 2, Богородице на 2 и св. отцам, глас 8 на 6, имеющий акростих: "Пою блаженных Собрание Седьмое". Творение св. патриарха Германа (греч.: Феофана).

Канон святых отец, глас 8.
Песнь 1.

 

Канон св. отцам, глас 8.
Песнь 1

Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи / чудотворяй иногда / Моисейский жезл, крестообразно поразив, / и разделив море, / Израиля же беглеца, пешеходца спасе, / песнь Богови воспевающа.

 

Ирмос: Возничего колесницы фараона погрузил / некогда чудодейственный Моисеев жезл, / крестообразным ударом разделивший море, / Израиля же беглеца, пешего путника спас, / песнь Богу воспевавшего.

Песнословити Седмое Собрание желающему ми ныне, / седмих дарований собор / даждь ми Параклита, Господи, / умудрившаго сей огненноязычне / и хульное все языковредие умолчати сотворшаго.

 

Мне, воспеть седьмое отцов Собрание стремящемуся ныне, / даруй, Господи, от семи дарований Утешителя, / умудрившего как бы огненными языками тот собор / и заставившего молчать все хульное пустословие.

Большее из начала числ седмое: / ибо создания Божественнаго / всего первообразно бысть, / всесовершенное престание в седмый день; / и ныне всех ересей конец / в Соборе равночисленном.

 

От начала величайшее из чисел – седьмое: / и, действительно, стало всего созидания Божественного первообразом / совершенное упокоение в день седьмой; / и ныне – всех ересей конец / на Соборе равночисленном.

Победив богоборнаго Ария в Никеи / древле пастырским жезлом, / православными шествовати Церковь учении лик отцев, / и ныне о сем посрамил есть образоборцы / яко поборник.

 

Победивший прежде богоборца-Ария в Никее / сонм отцов пастырским жезлом / православными учениями направил Церковь, / и ныне в ней иконоборцев посрамил, / как истины поборник.

Богородичен: Якоже отцы благочестно научиша, / исповедующе верно Девическую утробу, / безболезненно рождшую плотию Безплотнаго: / покланяемся же Сему, столпопишуще изображение, и честне облобызаем.

 

Богородичен: Как отцы благочестиво научили, / мы исповедуем верно Девическое чрево, / безболезненно родившим во плоти Бесплотного; / и поклоняемся Ему, на столпе начертывая изображение, / и его с почтением лобызаем.

Катавасия: Отверзу уста моя, / и наполнятся Духа, / и слово отрыгну Царице Матери, / и явлюся, светло торжествуя, / и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

 

Катавасия: Отверзу уста мои, / и они исполнятся Духа; / и слово изреку Царице Матери, / и явлюсь светло торжествующим, / и воспою радостно Ее чудеса.

 

Песнь 3.

Ирмос: Утверждей в начале Небеса разумом, / и землю на водах основавый, / на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, / яко несть свят, паче Тебе / Едине Человеколюбче.

 

Песнь 3

Ирмос: Утвердивший в начале небеса премудро / и землю на водах основавший! / На скале заповедей Твоих, Христе, меня утверди, / ибо нет святого, кроме Тебя, / единый Человеколюбец.

Не поколебатися Христове нерушимей Церкви, / от Него тайнонаучаеми, Божественнии пастыреначальницы, / иже сию поколебати хотящия, / якоже антихристовы части, / от благочестивых отринуша.

 

Таинственно научаемые Христом, / что не поколеблется Церковь Его несокрушимая, / Божественные пастыреначальники желавших ее поколебать, / как к уделу антихриста принадлежавших, / от благочестивых отринули.

Очищает мутныя и тинный потоки, / от источник спасения почерп, / и жаждущия люди Христовы / насыщает учений струями отцев сословие.

 

Очищает мутные и грязные потоки, / из источников спасения почерпнув, / и насыщает жаждущий народ Христов / учений струями отцов собрание.

На ненавидящих истинно / и христианооглагольников Собрание христолюбных Седмое в светлем граде Никейстем бысть, / егоже царие Ирина и Константин защитницы.

 

Против истинных ненавистников, / обвинителей христиан / Седьмое Собрание христолюбивых / в славном граде Никейском состоялось, / цари же Ирина и Константин – его защитники.

Богородичен: Всяк да отступит нечестивый, / не почитаяй икону честную Богородицы / и Сию не проповедуяй, Христа Богомужно рождшую, / и во огнь да отшлется / сгарати несожженно.

 

Богородичен: Да удалится всякий нечестивец, / не чтущий священную икону Богородицы / и не провозглашающий, что Она / носила во чреве Христа Богочеловека, / и в огонь да будет послан, / чтобы гореть в нем бесконечно.

Катавасия: Твоя песнословцы, Богородице, / Живый и Независтный Источниче, / лик себе совокупльшия, духовно утверди, / в Божественней Твоей славе / венцев славы сподоби.

 

 

Катавасия: Твоих песнопевцев, Богородица, / – живой и обильный источник, / устроивших духовный праздник, утверди / и в божественной Твоей славе / удостой венцов славы.

 

Кондак и икос воскресен.
Таже седален отцев, глас 4. Подобен: Скоро предвари:

 

Кондак и икос воскресные.
Седален св. отцам, глас 4

Светильницы пресветлии истины Христовы мiру явистеся на земли, / воистинну блаженнейшии, отцы Боговещаннии, / изсушивше ереси хульных языкоболий / и угасивше пламеновидная злославных смущения. / Темже, яко иерарси Христовы, / молитеся спастися нам.

 

Светилами пресветлыми истины Христовой / вы явились миру на земле, / воистину блаженные отцы, / иссушив ереси бесславных пустословов / и угасив подобные пламени смуты хулителей. / Потому, как святители Христовы, / ходатайствуйте о спасении нашем.

Слава, ин седален отцев, глас 2:

 

Слава, иной седален св. отцам, глас 2

От начала борительный Арий / свирепо насилие навед, Спасе, на Церковь Твою, / но сие подвигше отеческая воинства того победи, / и Единосущное Слово Отцу верно Тя славят.

 

От начала враждебный Арий / свирепо навлек насилие, Спаситель, на Церковь Твою, / но тем подвигнутые, отцов воинства / победили его, / и Тебя, как Слово, единосущное Отцу / с верою славят.

И ныне, Богородичен: Скоро нас предвари, Дево Мати Чистая; / от враг нас исхити, хулящих на Тя, / сокруши языкоболия ересей вся, / разреши крепостию Твоею стремления тех, / да разумеют, яко едина Богомати еси, / молитвами Твоими православных совокупление спасающая.

 

 

И ныне, Богородичен: Скоро нам предстань, Дева-Матерь чистая; / избавь нас от врагов, хулы произносящих на Тебя / и не поклоняющихся Тебе; / сокруши все ересей пустословия, / (разрушь силою Твоею устремления их), / да познают, что Ты – единственная Богоматерь, / православных сонм / ходатайствами Твоими спасающая.

 

Песнь 4.

Ирмос: Ты моя крепость, Господи, / Ты моя и сила, / Ты мой Бог, Ты мое радование, / не оставль недра Отча / и нашу нищету посетив. / Тем с пророком Аввакумом зову Ти: / силе Твоей слава, Человеколюбче.

 

Песнь 4

Ирмос: Ты – моя крепость, Господи, / Ты – и моя сила, / Ты – мой Бог, Ты – моя радость, / не оставивший недр Отеческих / и нашу нищету посетивший. / Потому с пророком Аввакумом возглашаю Тебе: / "Слава силе Твоей, Человеколюбец!"

Глагол Божий имуще, стрелу и меч, / вся купно тыя закалают злоумныя / образом Крестным, / не чтущия равно изображения Христова, Богородицы и всех святых, / отцы Боговиднейшии.

 

Слово Божие имея стрелою и мечом, / отцы Богоподобнейшие / полностью истребляют всех тех, враждебных, / не чтущих равно с образом Крестным изображения / Христа, Богородицы и всех святых.

Якоже седмию трубами / Иерихонския стены в седмом обхождении падоша; / тако сими седмию Соборы / весь сонм, на Бога возносящийся, низведен в бездну / в Собрании Седмом благогласных труб Духа.

 

Как стены Иерихонские от звука семи труб / при седьмом обхождении разрушились; / так семь Соборов в бездну низвели / весь полк, на Бога возносящийся, / при Седьмом Собрании / благозвучных труб Духа.

Юношеское настояние показуя / и Божественною ревностию распаляемо, / отеческое множество, / якоже Илия, студныя священники умертвило есть. / Тем со дерзновением Христове иконе / любезно покланятися научило есть.

 

Юношеское показывая противление / и Божественною ревностию распаляясь, / отеческий сонм, как Илия, / умертвил священников скверных. / Потому со дерзновением образу Христа / постановил он, как надлежит поклоняться.

Богородичен: Ты моя надежда, Всечистая, Ты мое и пение, / Ты мое пристанище, Ты мое исправление, яже Бога Слова Отча Воплощшагося несочтанно родила еси. / Темже Твоей несомненно покланяюся иконе, / крепостию Твоею укрепляемь.

 

Богородичен: Ты – моя надежда, Всечистая, / Ты – и пение мое, / Ты – моя пристань, Ты – мое водительство, / Ты – Бога, Слово Отчее воплотившееся, / без сочетания с мужем во чреве носившая! / Потому я без сомнений поклоняюсь Твоей иконе, / силою Твоею укрепляемый.

Катавасия: Седяй в Славе / на Престоле Божества / во облаце легце, / прииде Иисус Пребожественный, / Нетленною Дланию / и спасе зовущия: / слава, Христе, силе Твоей.

 

 

Катавасия: Сидящий в славе / на престоле Божества, / на облаке легком, / пришел Иисус божественнейший, / носимый непорочной рукою, / и спас взывающих: / "Слава, Христе, силе Твоей!"

 

Песнь 5.

Ирмос: Вскую мя отринул еси / от лица Твоего, Свете незаходимый? / И покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго. / Но обрати мя и к свету заповедей Твоих / пути моя направи, молюся.

 

Песнь 5

Ирмос: Для чего Ты отверг меня / от лица Твоего, Свет неугасимый, / и покрыла чуждая тьма меня, несчастного? / Но обрати меня и к свету заповедей Твоих / пути мои направь, молю.

Высокою мыслию сразсмотривше, / анафеме образоборцев предаша, / яко чуждая сих мудрствовавших, честнии отцы; / и честь Христове иконе, якоже лепо, / воздаяти повелеша.

 

Высокой мыслью совместно рассмотрев, / досточтимые отцы анафеме предали / тех иконоборцев, как странное измысливших; / и честь Христову образу, как подобает, / воздавать постановили.

Ныне время веселия, / ныне день спасения явися, / возвеселимся убо и Христу радостно возопиим: / мир даждь нам Твой / молитвами отцев Седмаго Собора, Человеколюбче.

 

Теперь время веселия, / ныне день спасения явился; / возвеселимся же и Христу радостно возгласим: / "Мир Твой подавай нам молитвами отцов / Седьмого Собора, Человеколюбец!"

Богородичен: Благоутробия ради милости, / от Девы родися Сын Божий невращно, / чуждее нося, яко Свое, / и зраком сим описанный, зрится волею, / по Существу Сый Неописан.

 

Богородичен: По благосердной милости / Сын Божий родился от Девы без изменения, / нося чуждое, как Свое; / и этим обликом ограниченный, созерцается по изволению Своему, / – Он, поистине естеством беспредельный.

Катавасия: Ужасошася всяческая / о Божественней славе Твоей: / Ты бо, Неискусобрачная Дево, / имела еси во утробе над всеми Бога / и родила еси Безлетнаго Сына, / всем воспевающим Тя / мир подавающая.

 

Катавасия: Изумился весь мiр / о божественной славе Твоей: / ибо Ты, брака не познавшая Дева, / носила во чреве Твоём Всевышнего Бога / и родила вечного Сына, / всем воспевающим Тебя мир подающего.

 

Песнь 6.

Ирмос: Очисти мя, Спасе, / многа бо беззакония моя, / и из глубины зол возведи, молюся: / к Тебе бо возопих, и услыши мя, / Боже спасения моего.

 

Песнь 6

Ирмос: Смилуйся надо мной, Спаситель, – / ибо многочисленны беззакония мои, – / и из глубины зол изведи, молю; / ибо к Тебе я воззвал, – и Ты услышь меня, / Боже спасения моего!

Да каплют сладость горы и радость: / еретическое бо множество изгнася, / горький изливающее яд, / святых икон отвержение.

 

Да кропят сладость и радость горы: / ибо изгнано еретическое множество, / изливающее горький яд / – святых икон отвержение.

Небо и земля согласно да празднуют / Дщере Божия величие: / ибо величается, отметающи Сию умаляющия.

 

Небо и земля согласно да празднуют / ради величия Дочери Божией: / и действительно возвеличивается Она / низложением Ее унижающих.

Богородичен: Матерний Сын, Иже Отчий первее безматерен, / безотчий же Боголепно родився / и возродив мя; / темже Рождшую с Рожденным образуя, облобызаю.

 

Богородичен: Сын Матери – Тот, Кто прежде был / Сыном Отца без матери. / Он же без отца рожден, как подобает Богу, / и возродил меня. / Потому я Родившую с Рожденным / изображая, лобызаю.

Катавасия: Божественное сие и всечестное / совершающе празднество, / Богомудрии, Богоматере, / приидите, руками восплещим, / от Нея рождшагося Бога славим.

 

 

Катавасия: Божественный сей и всеми чтимый / совершая праздник Богоматери, / придите, богомудрые, / начнем рукоплескать, / от Нее рожденного Бога славя.

 

Кондак, глас 6. Подобен: Рукописаннаго:

 

Кондак св. отцам, глас 6

Иже из Отца возсияв, Сын неизреченно / из Жены родися, сугуб естеством, / Егоже видяще, не отметаемся зрака изображения, / но, сие благочестно начертающе, / почитаем верно. / И сего ради истинную веру Церковь держащи, / лобызает икону вочеловечения Христова.

 

Сын, воссиявший от Отца неизреченно, / от жены родился в двух естествах. / Зная это, не отрицаем начертания Его облика, / но благочестиво его изображая, почитаем преданно. / И потому Церковь, держась веры истинной, / лобызает икону вочеловечения Христова.

Икос: Хотяй Всещедрый Бог нас воздвизати присно / к памяти совершенней Своего вочеловечения, / подлог сей предаде человеком, / шароделаньми икон честный возображати зрак; / яко да сия во зрениих видяще, / веруем, яже словом слышахом, / разумеюще яве деяние и имя, / начертание и страдания святых мужей, / и Христа Венцодавца, / венцы подающа святым, страдальцем же и мучеником. / Ихже ради яснейше истинную веру держащи, Церковь лобызает икону вочеловечения Христова.

 

 

Икос: Всемилосердный Бог, / всегда желающий нас побуждать / к совершенной памяти Своего вочеловечения, / передал людям этот способ: / через писание красками икон / воспроизводить досточтимый образ; / чтобы его перед очами видя, / мы веровали тому, что в слове слышали, / познавая ясно деяния, и имя, / облик и подвиги святых мужей, / и Христа, венцов Подателя, / венцы подающего святым, / подвижникам и мученикам. / Благодаря им ныне Церковь, / еще определеннее веры истинной держась, / лобызает икону вочеловечения Христова.

 

Песнь 7.

Ирмос: Божия снизхождения / огнь устыдеся в Вавилоне иногда: / сего ради отроцы в пещи радованною ногою, / яко во цветнице, ликующе, пояху: / благословен еси, Боже отец наших.

 

Песнь 7

Ирмос: Божьего нисхождения / огонь устыдился в Вавилоне некогда; / потому отроки в печи, радостными стопами / как на лугу танцуя, воспевали: / "Благословен Ты, Боже отцов наших!"

Побеждаются догматами / Богоглаголивых мужей ересеначальницы, / образов честь первообразным изобразующих право, / якоже рече Великий Василий: / благословен Бог отец наших.

 

Побеждаются ересиархи / догматами богословесных мужей, / сопрягающих честь образов с первообразами право, / как великий Василий изрек. / Благословен Бог отцов наших!

Храми удобряются, светлыми иконами украшаемии днесь; / сего ради мир в церквах, паче всех человек краснейшему добротою, / совоспевает поющему: / благословен Бог отец наших.

 

Храмы наряжаются, / сияющими иконами ныне украшаясь; / потому мiр в церквах / более всех людей Цветущему красою / воспевает вместе с поющими: / "Благословен Бог отцов наших!"

Свет облиста, далече тьма, нечестивии отгнаны. / Сего ради всяческая света исполнишася, / Светодателя Христа с веселием поют и глаголют: / благословен Бог отец наших.

 

Свет взошел, тьма далеко; нечестивые отогнаны. / Потому всё, светом исполнившись, / света Подателя Христа / с веселием воспевает и возглашает: / "Благословен Бог отцов наших!"

Богородичен: Пречистая Владычица, едина всех спасения надежда, / яже страшно рождшая Царя царей Христа, / на руках Своих Сего Младенца носящи, / спокланяема есть описание, якоже отцы глаголют.

 

Богородичен: Всечистая Владычица, / единая для всех спасения надежда, / повергающим в трепет образом / родившая Царя царей Христа! / На руках Своих Его, как Младенца носящая, / с Ним вместе принимает поклонение / в изображениях, как говорят отцы.

Катавасия: Не послужиша твари Богомудрии, / паче Создавшаго, / но огненное прещение мужески поправше, / радовахуся, поюще: / препетый отцев Господь и Бог благословен еси.

 

 

Катавасия: Не почтили богомудрые / творения больше Творца, / но угрожавший им огонь мужественно поправ, / радостно воспевали: / "Прехвальный Господь и Бог отцов, / благословен Ты!"

 

Песнь 8.

Ирмос: Седмерицею пещь / халдейский мучитель / богочестивым неистовно разжже, / силою же лучшею спасены сия видев, / Творцу и Избавителю вопияше: / отроцы, благословите, / священницы, воспойте, / людие, превозносите во вся веки.

 

Песнь 8

Ирмос: Семикратно печь / Халдейский властитель / для чтущих Бога в неистовстве разжег; / но силой высшею спасенными их увидев, / к Творцу и Избавителю взывал: / "Отроки благословляйте, священники воспевайте, / люди превозносите во все века!"

Законополагает убо изящнейше отцев сословие, / Богочестивым имствительное поклонение / и возставление священныя иконы Христовы; / любоблагочестивии же летнюю память яко чада совершаем благопослушливая оных, / и любовию образ Христов лобызаем.

 

Законополагает искуснейше отцов собрание / чтущим Бога надлежащее поклонение / и восстановление священной иконы Христа. / Мы же, любящие благочестие, / ежегодную их память / как послушные дети совершаем / и образ Христов лобызаем с любовию.

Седмократно преклоняху смиренных высокомудреннии / и любодобродетельных стремления пресецаху, / имиже оглаголоваху Божественная деяния их; / но иже Седмаго Собора сошедшиися отцы в Никеи / гордыню оных абие истерзаша седмократнейше.

 

Семикратно сгибали смиренных высокомудрые / и стремления любящих добродетель отражали, / тем, что клеветали / на божественные их деяния; / но Седьмого Собора отцы, сошедшиеся в Никее / тотчас бровь их опускают / в семь раз сильнее.

Стрелы младенец бывают псаломски старомудрствующим младомудренных язвы и раны; / Божественною же силою изнемогают языцы мнози, / хулы на высоту глаголющих; / и всяк, кто Отца, Сына и Духа, Бога Единаго, не весть, / Всевиновнаго и Единаго.

 

Стрелами младенцев по псалму становятся / для старчески умудренных / язвы и раны от незрелых умом; / и изнемогают Божественною силою языки многие, / хулы на высокое произносящие; / и всякий, кто не знает Отца, Сына и Духа, / Одного Бога, и единственного всего Виновника.

Богородичен: Зиждется Младенец самовольне милости ради, Зиждитель от чистых кровей Твоих, / соблюдаяй Тя по рождестве Преочищенну всю Чистую / и очищаяй оскверненный образ. / Темже на иконах соизображается Тебе, / естеством быв Человек, Бог Сый естеством.

 

Богородичен: Созидается Создатель, как Младенец, / добровольно по Своей милости от чистой крови Твоей, / сохраняя Тебя после родов очищенной, всецело непорочной / и очищая оскверненный образ наш. / Потому-то на иконах изображается с Тобою / Он, ставший человеком по естеству, / хотя Богом по природе является.

Катавасия: Отроки благочестивыя в пещи / Рождество Богородичо спасло есть, / тогда убо образуемое, / ныне же действуемое, / вселенную всю воздвизает пети Тебе: / Господа пойте дела / и превозносите Его во вся веки.

 

 

Катавасия: Отроков благочестивых в печи / Дитя Богородицы спасло: / тогда – прообразуемое, а ныне – действующее; / всю вселенную созывает Он петь Тебе. / Пойте Господа, творения, / и превозносите во все века!

 

Песнь 9.

Ирмос: Ужасеся о сем Небо, / и земли удивишася концы, / яко Бог явися человеком плотски / и чрево Твое бысть пространнейшее Небес. / Тем Тя, Богородицу, / Ангелов и человек чиноначалия величают.

 

Песнь 9

Ирмос: Изумилось тому небо, / и ужаснулись пределы земли, / что явился людям Бог во плоти, / и чрево Твое стало пространнее небес. / Потому Тебя, Богородица, / сонмы Ангельские и человеческие величают.

Велий крепостию и советом вся содержай, / Непостижиме Едине Боже, / державнейше Всеначальниче, Всецарю, / Церковь утверди, в православии Твоем соблюдая, / отцев всеславных, изобличающих злославие, мольбами.

 

Великий мощью и в Своей воле всё держащий, / непостижимый единый Боже, / могущественнейший всего Начальник, самодержавный Царь! / Утверди Церковь, в православии Твоем ее храня, / мольбами отцов всеславных, зловерие посрамивших.

Великих честей сподобистеся на земли, / Небомудрении святии, / яко Христово изображение любезно почтосте. / И ныне сень отложивше, и покрывало плоти, / самолично Сего в Лице зрите, / и больших сподобляеми.

 

Великих почестей удостоились вы на земле, / небесный ум стяжавшие святые, / ибо Христово изображение почтили, как надлежит. / И ныне тень отложив и покрывало плоти, / самолично видите Его Лицо, / и большего сподобляетесь.

Да накажемся всевоинством варварскаго безсловесия, / еже попустил еси на ны; / тех стремление и дерзость Сам сокруши / и верным споборствуй, надеющимся на Тя, Вседетелю, / благодерзновенными молитвами святых отец, / ихже совершаем память.

 

Сокруши варварской конницы всевоинства, / чей натиск Ты Сам для нашего наказания возбудил, / и их дерзость против нас, и содействуй / в борьбе царю, Тебе вверяющемуся, все Творящий, / дерзновенными ходатайствами святых отцов, / чью память совершаем.

Богородичен: Разумети тайну страшнаго Твоего Рождества никакоже может ум человеческий, но ниже Ангельский высокоумный, / яко Бога Ты родила еси Воплощеннаго, паче естества. / Тем Тя, Богородицу, ведуще и со Онем написующе, величаем.

 

Богородичен: Уразуметь тайну повергающих в трепет Твоих родов / никак не может не только смертный ум, / но даже Ангельский, высокомысленный: / ибо Ты Бога Воплощенного сверхъестественно родила. / Потому мы, зная Тебя, как Богородицу, / с Ним изображая, величаем.

Катавасия: Всяк земнородный / да взыграется, Духом просвещаемь, / да торжествует же Безплотных умов естество, / почитающее священное торжество Богоматере, / и да вопиет: / радуйся, Всеблаженная, / Богородице Чистая Приснодево.

 

 

 

Катавасия: Всякий на земле рожденный / да ликует, Духом просвещаясь; / да торжествует и бесплотных Умов естество, / почитая священное торжество Богоматери, / и да взывает: / "Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!"

 

 

Светилен воскресен, Слава, отцев.
Подобен: Духом во святилищи:

 

Светилен воскресный.
Слава, св. отцов

Отцы Небомудреннии, на Седмом Соборе собравшиися, / молитву прилежну Троице принесите, / еже избавитися от всякия ереси и суда вечнаго, / Царствие же получити нам Небесное, / ваш Собор Божественный воспевающим.

 

Отцы, небесные умом, / на Седьмом Соборе собравшиеся! / Моление усердное Троице принесите, / да избавимся от всякой ереси и вечного осуждения / и достигнем Царства Небесного / мы, ваш Собор Божественный воспевающие.

И ныне, Богородичен: Мольбами, Преблагий Господи, Матере Твоея / и иже на Седми Соборех собравшихся отцев / Церковь утверди и веру укрепи, / и Царствия Небеснаго вся покажи причастники, / егда приидеши на землю судити всю тварь.

 

И ныне, Богородичен: По ходатайствам, преблагой Господи, Матери Твоей / и отцов, на семи Соборах собравшихся, / Церковь утверди и веру укрепи, / и яви всех общниками Царства Небесного, / когда придешь на землю судить все творение.

Воскреснаго же светильна Богородичен не глаголется, но отцев.

 

 

 

Богородичен же воскресного светильна не читается.

 

 

На хвалитех стихиры воскресны 4, и отцев 4, глас 6:
Подобен: Все отложше:

 

На "Хвалите:" стихиры воскресные 4
и св. отцам 4, глас 6

Все собравше душевное художество, / и Божественным Духом разсмотривше, / Небесный и честный Символ веры / честнии отцы Богописанне начерташа; / в немже явственнейше / Рождшему Собезначальнаго Слова научают / и всеистинно Единосущнаго, / апостольским последующе проявленно учением, / благословнии и пребогатии истинно, / и Богомудрии.

 

Все совокупив душевное искусство, / и вместе с божественным Духом исследование проведя, / небесный и священный Символ веры / досточтимые отцы боговдохновенными письменами начертали. / В нем они учат яснейшим образом, / что Слово Родившему собезначально / и по всей истине единосущно, / открыто следуя апостольским учениям, / славные, и всеблаженные, и воистину богомудрые.

Стих: Благословен еси, Господи, Боже отец наших, / и хвально и прославлено Имя Твое во веки.

 

Стих: Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, / и хвально и прославлено имя Твоё вовеки.   Дан 3:26

Все приемше, умное сияние Святаго Духа, / преестественнейшее благословие / краткими глаголы и многим разумом / Богодохновенно провещаша, / яко Христовы проповедницы, / Евангельских предстателие учений, блаженнии, / и благочестивых преданий, / свыше приемше сих откровение яве / и просвещшеся, изложиша веру Богонаученную.

 

Все приняв невещественное сияние Святого Духа, / сверхъестественнейшее пророчество / краткими словами и многим разумом / боговдохновенно изрекли отцы блаженные, / как Христовы провозвестники, / защитники учений евангельских и преданий благочестивых, / явственно их откровение свыше получив / и, просветившись, определение веры, / наученные Богом, изложили.

Стих: Соберите Ему / преподобныя Его.

 

Стих: Соберите Ему / святых Его.   Пс 49:5А

Все собравше пастырское искусство / и ярость двигше ныне праведнейшую, / отмстительне тяжкия отгнаша и пагубныя волки, / пращею Духа извергше от церковнаго исполнения, / падшия яко к смерти / и яко неисцельно недуговавшия, / Божественнии пастырие, / яко раби истиннейшии Христовы, / и Божественнаго проповедания таинницы священнейшии.

 

Все собрав пастырское искусство / и гневом подвигшись ныне праведнейшим, / по всей справедливости отогнали / лютых и пагубных волков, / пращею Духа извергнув их из полноты церковной, / как падших к смерти и как недуговавших неисцелимо, / божественные пастыри, / как истиннейшие рабы Христовы / и таинств проповеди божественной / служители священнейшие.

Слава, глас 8. Георгия Никомидийскаго:

 

Слава, глас 8, Георгия Никомидийского:

Святых отцев лик, / от конец вселенныя стекшийся, / Отца, и Сына, и Духа Святаго, / Едино Существо научиша и Естество, / и тайну Богословия ясно предаша Церкви; / ихже, похваляюще верою, ублажим, глаголюще: / о Божественный полче, / Богоглаголивии оружницы ополчения Господня, / звезды многосветлыя мысленныя тверди, / таинственнаго Сиона необоримии столпи, / миродохновеннии цвети райстии, / всезлатая уста Слова, / Никейская похвало, вселенныя украшение, / прилежно молитеся о душах наших.

 

Святых отец сонм, / от концов вселенной собравшийся, / Отца, и Сына, и Духа Святого, / единую природу и естество как догмат провозгласили / и таинство богословия / ясно передали Церкви. / Их восхваляя, с верою прославим, возглашая: / "О божественный полк, / богословесные воины ополчения Господня, / звезды многосветлые тверди невещественной, / таинственного Сиона башни неприступные, / мvром благоухающие райские цветы, / уста Слова, все из золота, / Никеи похвала, вселенной украшение! / Ходатайствуйте усердно о душах наших!"

И ныне: Преблагословенна еси, Богородице Дево:

 

И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева:

Славословие великое, и отпуст. И обычное исхождение в притвор. Слава, и ныне, стихира Евангельская.

 

 

Славословие великое, тропарь воскресный, ектении и отпуст.

 



(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

 

 
Рейтинг@Mail.ru Система Orphus