Православное Богослужение
Переводы Богослужебных книг

 

Главная \ Церковь \ Богослужения \ Переводы богослужебных книг \ Праздничная минея\ Святых отцов шести Вселенских Соборов

• Великая вечерня • УтреняЛитургия


 

СВЯТЫХ ОТЦОВ
ШЕСТИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

 

Вестно буди, яко в сий 16-й день, аще случится неделя, служба поется святых отец в сию неделю; аще же в среду или вторник, поется служба их в мимошедшую неделю; аще же в четверток, поется служба их в приидущую неделю. Память совершаем святых Вселенских шести Соборов; прилучившагося же святаго поем на повечерии.

 

Совершаем память святых отцов шести Вселенских Соборов. Службу же рядового святого поем на повечерии.

В субботу на малой вечерни стихиры воскресны и Богородице, по обычаю.

 

 

В субботу на малой вечерне стихиры воскресные и Богородице по обычаю.

 

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ

 

НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

По обычном псалме поем: Блажен муж: кафизму всю. На Господи, воззвах: стихиры воскресны 4 и отцев 6, глас 6.

 

На Господи воззвах: поем стихиры на 10: воскресные 4 и отцам 6, глас 6.

Подобен: Отчаянная:

 

Стихиры св. отцам, глас 6

Из чрева родился еси прежде денницы, / от Отца безматерен прежде век; / аще и Арий тварь Тя, а не Бога славит, / дерзостию смешая Тя, Зиждителя, тварем безумно, / вещество огня вечнаго себе сокровищствуяй. / Но Собор, иже в Никеи, / Сына Божия Тя проповеда, Господи, / Отцу и Духу сопрестольна.

 

Из чрева Ты родился прежде утренней звезды: / от Отца без матери прежде всех веков. / Хотя Арий и считает Тебя тварью, а не Богом, / дерзая причислять Тебя, Творца к творениям безумно, / и вещество для огня вечного этим собирая себе. / Но собор, собравшийся в Никее, / Сыном Божиим Тебя провозгласил, Господи, / Отцу и Духу сопрестольным.

Раздранную Христову ризу / и растерзанную песиими челюстьми / мудре сшисте, честнии отцы, / зрети наготу Сего никакоже терпяще, / якоже Сим и Иафеф отеческую древле, / посрамисте несмысленнаго / и того единомысленники, / Ария, гневу тезоименитаго.

 

Ризу Христа, расторгнутую / и разорванную лающими псами / вы мудро сшили, досточтимые отцы, / видеть наготу Его никак не вынося, / как в древности наготу отца своего Сим и Иафет, / и посрамили отцеубийцу / и его единомышленников / – Ария, безумию соименного.

Македоняны, и несторианы, / и евтихианы, и диоскоряны, / аполлинарианы же, и савеллианы, и севиряны, / волки тяжкия, пришедшия в кожах овчиих, / далече от стада Спасова / якоже истиннии пастырие отгнасте, / наги от кож овчиих треокаянныя поставльше изрядне. / Темже вы ублажаем.

 

Македонян и несториан, / и учеников Евтиха и Диоскора, / Аполлинария, и савеллианина Севира, / – волков лютых, явившихся в овечьих шкурах, / вы далеко от стада Спасителя / как истинные пастыри отогнали, / нагими, без овчин, трижды злосчастных выставив прекрасно. / Потому вас блаженными именуем.

  

[В греческой Минее иные стихиры, глас 6, подобен: Все отложив:

Тебя, беспредельное и непостижимое Слово, / ставшее плотью ради нас, Человеколюбец, / провозгласило священное собрание мудрых отцов / совершенным Богом и человеком, / в двух естествах и действиях пребывающим / и двумя волями обладающим / – Одного и Того же по Ипостаси. / Потому признавая Тебя единым Богом со Отцом и Духом, / мы с верою поклоняемся Тебе, / их блаженными именуя.

Пирра, и Сергия, и Гонория с ними вместе, / Евтиха, Диоскора и хитрого Нестория / вы ниспровергли, славные, / от обеих стремнин сохранив Христово стадо, / единого по Ипостаси Христа ясно провозгласив / в двух естествах, одними действиями являемого. / Ему и поклоняясь как человеку / и совершенному Богу со Отцом и Духом, / мы ныне вас прославляем.

Несотворенными богоносные отцы согласно провозгласили / божественное действие и божественную волю Обнищавшего, / моей человеческой плоти приписав / тварность и действия, и воли, / избежав благоразумно смешения естеств / и разделения ипостасного, блаженные. / Их ежегодными празднествами почитая, / мы верные, согласно славим Христа, / их прославившего.

Троицу несотворенную богоносные отцы / единым Господом и Богом / единодушно в сей день провозгласили, / всем простоту единого естества / соответстующим образом показав / при общей воле и действии простом, / безначальным и бесконечным явив Его всем этим. / Потому мы воспеваем их, как подражателей апостолам / и их благовестию всех научивших.]

Слава, глас 6. Самогласен: Тайныя днесь Духа трубы, / Богоносныя отцы, восхвалим, / воспевшия посреде Церкве / песнь сличную Богословия, / Троицу Едину непременную, / Существо же и Божество, / низложители Ариевы / и православных поборники, / молящийся всегда Господеви / помиловатися душам нашим.

 

Слава, глас 6: Таинственные трубы Духа – / богоносных отцов в сей день восхвалим, воспевших посреди Церкви / песнь согласную богословия, / проповедавших Троицу единую, / неизменную Существом же и Божеством, / низложителей Ария и православных людей поборников, / всегда молящихся Господу / о помиловании душ наших.

И ныне, Богородичен первый, гласа. Вход. Прокимен дне. Чтения три.

 

 

И ныне, Богородичен догматик гласа. Вход. Прокимен дня. И чтения праздника:

 

Бытия чтение (глава 14):

 

1. Бытия чтение

Слышав Аврам, яко пленен бысть Лот, братанич его, сочте своих си домочадец триста и осмнадесять и погна во след их даже до Дана. И нападе на ня нощию сам и отроцы его с ним; и порази их, и гони их до Ховала, еже есть ошуюю Дамаска. И возврати всякаго коня Содомскаго, и Лота, братанича своего, возврати, и вся имения его, и жены, и люди. Изыде же царь Содомский в сретение ему, повнегда возвратитися ему от сеча ходоллогоморскаго и с царьми, иже с ним, во удоль Савину, сие же бяше поле царево. И Мелхиседек, царь Салимский, изнесе хлебы и вино, бяше же священник Бога Вышняго. И благослови Аврама, и рече: благословен Аврам Богу Вышнему, Иже созда Небо и землю, и благословен Бог Вышний, Иже предаде враги твоя под руки тебе.

 

 

Аврам, услышав, что взят в плен Лот, племянник его, пересчитал собственных домочадцев своих, – триста восемнадцать – и погнался вслед за ними до Дана. И напал на них ночью, сам и отроки его с ним, и поразил их, и преследовал их до Ховала, что налево от Дамаска; и возвратил всю конницу Содомскую и Лота, племянника своего, возвратил, и все имущество его, и женщин, и народ. Вышел же царь Содомский навстречу ему по возвращении его с разгрома Ходол-Логомора и царей, бывших с ним, в долину Сави, – это была равнина царей. И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлебы и вино, – а был он священником Бога Всевышнего. И благословил он его, и сказал: "Благословен Аврам Богом Всевышним, Который создал небо и землю; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои". Быт 14:14–20

 

Втораго закона чтение (глава 1):

 

2. Второзакония чтение

Во днех онех рече Моисей к сыном Израилевым: видите, предах пред лицем вашим землю, вшедше, наследуйте ю, юже клятся Господь отцем вашим, Аврааму, и Исааку, и Иакову, дати им и семени их по них. И рекох к вам во время оно, глаголя: не возмогу един водити вас. Господь Бог ваш умножил вы есть, и се есте днесь, яко звезды небесныя, множеством. Господь Бог отец наших да приложит вам, яко да будете тысящами сугубо, и да благословит вас, якоже глагола вам. И взях от вас мужи мудры, и сведомы, и смысленны, и поставих их владети над вами, тысященачальники, и стоначальники, и пятьдесятоначальники, и десятоначальники, и письмоводители судиям вашим. И заповедах судиям вашим во время оно, глаголя: разслушайте посреде братий ваших и судите праведно посреде мужа, и посреде брата его, и посреде пришельца его. Да не познаете лица в суде, малому и великому судиши и не устыдишися лица человеческа, яко суд Божий есть.

 

 

В те дни сказал Моисей сынам Израилевым: Смотрите, я предал пред вами землю: войдите, возьмите в наследие землю, о которой Господь поклялся отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать ее им и потомству их после них". И сказал я вам в то время, говоря: не смогу один водить вас: Господь, Бог ваш, умножил вас, и вот, вы сегодня – как звезды небесные множеством. Господь, Бог отцов ваших, да прибавит вам тысячекратно к тому, сколько вас есть, и да благословит вас, как Он изрек вам. И взял я из вас мужей мудрых, сведущих и разумных, и назначил их начальствовать над вами: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и письмоводителями судьям вашим. И приказал я судьям вашим в то время, говоря: "Выслушивайте тяжбы между братьями вашими и судите справедливо, между человеком и братом его, и между пришельцем, который у него. Не уважь лица на суде: малого, великого ли будешь судить. Не устрашись лица человеческого, ибо это – суд Божий". Втор 1:8–11; 15–17

 

Втораго закона чтение (глава 10):

 

3. Второзакония чтение

Во днех онех рече Моисей к сыном Израилевым: се Господа Бога твоего небо и небо небесе, земля и вся, елика суть на ней. Обаче отцы ваша произволи Господь любити их и избра семя их по них, вас, паче всех язык, в день сей. И обрежите жестокосердие ваше, и выя ваша не ожесточите ктому. Ибо Господь Бог ваш, Сей Бог богов и Господь господей, Бог великий, и крепкий, и страшный, Иже не дивится лицу, ниже вземлет дар. Творяй суд пришельцу, и сиру, и вдовице и любит пришельца, дати ему хлеб и ризу. И возлюбите пришельца, пришельцы бо бесте в земли Египетстей. Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и Именем Его кленешися. Той хвала твоя, и Той Бог твой, иже сотворил ти есть великая и славная сия, яже видесте очи твои.

 

 

В те дни сказал Моисей сынам Израилевым: "Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и всё, что на ней. Однако отцов твоих предпочел Господь, возлюбив их, и избрал вас, семя их, после них из всех народов, по сей день. И вы обрежьте жестокое сердце ваше и шеи вашей не ожесточайте более; ибо Господь, Бог ваш – он Бог богов и Господь господствующих, Бог великий, и сильный и страшный, Который не почитает лица и не возьмет дара, совершая суд пришельцу, и сироте, и вдове; и любит пришельца, давая ему хлеб и одежду. И вы любите пришельца, ибо были пришельцами в земле Египетской. Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и именем Его клянись: Он – хвала твоя, и Он – Бог твой, Который сделал с тобою те великие и славные дела, какие видели глаза твои. Втор 10:14–18, 20–21

 

На литии стихира храма.

 

На литии стихиры храма

Слава, глас 3: Апостольских преданий / известнии хранителие бысте, святии отцы, / Святыя бо Троицы единосущное православно проповедавше, / Ариево хуление соборне низложисте, / с нимже и Македония духоборца обличивше, / осудисте Нестория, / Евтихия и Диоскора, / Савеллия же и Севира безглавнаго. / Ихже прелести испросите избавитися нам / и нескверну нашему житию / в вере сохранитися, молимся.

 

Слава, глас 3: Апостольских преданий строгими хранителями / явились вы, святые отцы: / ибо Святой Троицы единосущие православно определив, / Ария хулу соборно вы отвергли; / с ним и Македония-духоборца обличив, / осудили Нестория, Евтиха и Диоскора, / Савеллия и Севира-акефала. / Нам же, от обмана их избавившимся, / непорочной жизнь нашу в вере сохранять / испросите, молимся.

И ныне, Богородичен: Без семене от Божественнаго Духа / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матере прежде век суща, / нас же ради, из Тебе без отца бывша, плотию родила еси / и Младенца млеком питала еси. / Темже не престай молити / избавитися от бед душам нашим.

 

 

И ныне, Богородичен: Без семени от Божественного Духа / и по воле Отчей зачала Ты Сына Божия. / От Отца без матери прежде веков Имеющего начало, / но ради нас от Тебя без отца Происшедшего / Ты по плоти во чреве носила / и как младенца молоком питала. / Потому не переставай ходатайствовать / о избавлении от бед душ наших.

 

На стиховне Октоиха.

 

На стиховне стихиры воскресные

Слава, глас 4: Молебную память днесь Богоносных отцев, / от всея вселенныя собравшихся / во светлем граде Никейстем, / православных собрания, / благочествующе верно, празднуем. / Сии бо лютаго Ария безбожное веление благочестномудренне низложиша, / и от Соборныя Церкве соборне того изгнаша, / и ясно Сына Божия Единосущна и Соприсносущна, / прежде век Суща, / всех научиша исповедати во изображении веры, / известно и благочестно сие изложивше. / Темже и мы, Божественным их повелением последствующе, / известно верующе, служим / со Отцем Сыну и Духу Всесвятому во Едином Божестве, / Троице Единосущней.

 

Слава, св. отцам, глас 4: Ежегодную память богоносных отцов, / со всей вселенной собравшихся / в славном граде Никее, / мы, православных собрания, благоговейно с верою празднуем. / Ибо они Ария коварного безбожное учение / благочестивым разумом низложили, / и из кафолической Церкви соборно его изгнали, / и ясно Сына Божия единосущным и столь же вечным, / существующим прежде всех веков / всех научили исповедовать в Символе веры, / точно и благочестиво его изложив. / Потому и мы их Божественным учениям следуя, / твердо веруя, служим / со Отцом Сыну и Духу всесвятому во едином Божестве, / Троице единосущной.

И ныне, Богородичен: Призри на моления Твоих раб, Всенепорочная, / утоляющи лютая на ны востания, / всякия скорби нас изменяющи. / Тя бо, Едину, твердое и известное Утверждение имамы, / и Твое предстательство стяжахом. / Да не постыдимся, Владычице, Тя призывающии, / потщися на умоление, Тебе верно вопиющих: / радуйся, Владычице, всех Помоще, / Радосте и Покрове, и Спасение душ наших.

 

 

И ныне, Богородичен: Приклонись к мольбам рабов Твоих, Всенепорочная, / прекращая беды, на нас восстающие, / от всякой скорби нас избавляя: / ибо Тебя одну как твердую и надежную опору мы имеем, / и в Тебе защиту обрели. / Да не постыдимся, Владычица, Тебя призывая! / Поспеши исполнить моление Тебе с верою взывающих: / "Радуйся, Владычица, всем помощь, / радость и покров и спасение душ наших!"

 

На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево: дважды.

 

 

Если совершается бдение поем: Богородица Дева, радуйся: (2)

 

И отцев, глас 8:

 

Тропарь св. отцам, глас 8

Препрославлен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истинней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе. (Единожды).

 

 

Препрославлен Ты, Христе Боже наш, / как светила на земле отцов наших утвердивший, / и ими на путь истинной веры всех нас направивший, / Многомилостивый, слава Тебе! (1)

 



(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.
( Православное богослужние 191 голос: 4.7 из 5 )

 

 
Рейтинг@Mail.ru Система Orphus