Православное Богослужение
Переводы Богослужебных книг

 

Главная \ Церковь \ Богослужения \ Переводы богослужебных книг \ Праздничная минея\ Введение во храм Пресвятой Богородицы

Малая вечерняВеликая вечерня • Утреня • Литургия


 

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ
ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ
И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

 

НА УТРЕНИ

 

На Бог Господь: тропарь трижды:

 

НА УТРЕНИ

 

На Бог Господь: тропарь праздника, трижды.

Тропарь, глас 4:

Днесь благоволения Божия предображение / и человеков спасения проповедание / в храме Божии ясно Дева является / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

 

 

Тропарь, глас 4

В сей день – предзнаменование Божия благоволения / и спасения людей предвестие: / в храме Божием Дева открыто является / и Христа всем предвозвещает. / Ей и мы громогласно воззовем: / "Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!"

 

По 1 стихословии седален, глас 1.
Подобен: Лик Ангельский:

 

По 1 стихословии седален, глас 1
Подобен: Лик Ангельский:

Праведных плод, Иоакима и Анны, приносится Богу во святилище святое, / плотию младенствующи, Питательница Жизни нашея, / Юже благослови священный Захария: / Сию вси яко Матерь Божию верно да ублажим.

 

Плод праведных Иоакима и Анны / Богу приносится во святилище святое / – младенствующая плотию Питательница Жизни нашей, / Которую благословил священный Захария. / Её мы все как Матерь Божию / с верою прославим.

Слава, и ныне, тойже.

 

 

Слава, и ныне: повторяем то же.

 

По 2 стихословии седален, глас 4.
Подобен: Удивися Иосиф:

 

По 2 стихословии седален, глас 4
Подобен: Поражен был Иосиф:

Прежде зачатия, Чистая, освятилася еси Богу / и, рождшися на земли, дар принеслася еси ныне Ему, / исполняющи отеческое обещание: / в Божественнем же храме, яко сущо Божественный храм, / от младенства чисте, со свещами светлыми отдана бывши, / явилася еси Приятелище Неприступнаго и Божественнаго Света. / Велико воистинну предшествие Твое, / едина Богоневесто и Приснодево.

 

До зачатия, чистая, / была посвящена Ты Богу / и, на земле родившись, / принесена Ему ныне в дар / во исполнение отеческого обещания. / В храм же божественный отданная, / как поистине божественный храм, / с младенчества в чистоте со светлыми светильниками, / явилась Ты вместилищем неприступного и Божественного Света. / Поистине велико шествие Твое, / единственная Божия Невеста и Приснодева.

Слава, и ныне, тойже.

 

 

Слава, и ныне: повторяем то же.

 

Величание:

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим еже в храм Господень / вхождение Твое.

 

 

Величание

Величаем Тебя, / пресвятая Дева, / богоизбранная Отроковица, / и почитаем в храм Господень / вхождение Твоё.

 

Псалом избранный:

Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его. / Благокоренным радованием всея земли. / Преславное глаголашася о тебе, граде Божий. / Град Царя великаго. / Якоже слышахом, тако и видехом. / Во граде Господа сил, во граде Бога нашего. / Бог основа и в век. / Освятил есть селение Свое Вышний. / Святыня и великолепие во святиле Его. / Свят храм Твой, дивен в правде. / Сия врата Господня, праведнии внидут в ня. / Предста Царица одесную Тебе. / В ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. / Лицу Твоему помолятся богатии в людстии. / Дщери царей в чести Твоей. / Вся слава Дщере Царевы внутрь. / Рясны златыми одеяна и преиспещрена. / Приведутся Царю девы в след Ея. / Ближняя Ея приведутся Тебе. / Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев. / Слыши Дщи и виждь, и приклони ухо Твое. / И забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. / И возжелает Царь доброты Твоея. / Помяну имя Твое во всяком роде и роде. / Восприяхом, Боже, милость Твою, посреде людей Твоих. / Сего ради людие исповедятся Тебе в век, и в век века.

 

Псалом избранный

Велик Господь и достохвален весьма во граде Бога нашего, на святой горе Его. / Прекрасно утверждённой, радости всей земли! / Славное сказано о тебе, город Божий. / Город Царя великого. / Как мы слышали, так и увидели. / Во граде Господа сил, во граде Бога нашего. / Бог основал его навек. / Освятил обитель Свою Всевышний. / Святость и великолепие во святилище Его. / Свят храм Твой, дивен в правде. / Это – врата Господни, праведные войдут в них. / Предстала Царица справа от Тебя. / В одежду златотканную облачённая, изукрашенная. / Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. / Дочери царей в почёте у Тебя. / Вся слава Дочери Царя внутри. / Золотою бахромой Она одета, изукрашена. / Приведутся к Царю девы вслед за Ней. / Подруг Её приведут к Тебе. / Приведут в веселии и радости, введут во храм Царя. / Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. / И забудь народ Твой и дом отца Твоего. / Ибо возжелал Царь красоты Твоей. / Вспомнят имя Твоё во всяком роде и роде. / Мы приняли, Боже, милость Твою посреди народа Твоего. / Потому народы прославят Тебя вовек и во век века.

Слава, и ныне: Аллилуия (3).

 

 

Пс 47:2; 47:3А; 86:3; 47:3В; 47:9А; 47:9Б; 47:9В; 45:5Б; 95:6Б; 64:5Г; 117:20; 44:10Б; 44:10В; 44:13Б; 44:10А; 44:14А; 44:14Б; 44:15А; 44:15Б; 44:16; 44:11А; 44:11Б; 44:12А; 44:18А; 47:10; 44:18Б

 

По полиелеи седален, глас 8.
Подобен: Повеленное тайно:

 

После полиелея седален, глас 8
Подобен: Повеление таинственное:

Да радуется Давид песнописец, / и да ликовствует Иоаким со Анною, / яко плод святый из них произыде, / Мария светоносная, Божественная свеща, / и радуется, входящи в храм, / Юже и, зря, благослови Варахиин сын / и, радуяся, взываше: / радуйся, Чудо всемирное.

 

Да ликует песнописец Давид, / и Иоаким с Анною да торжествует, / ибо Дитя святое от них произошло – / Мария, светоносная божественная Свеча; / и ныне радуется Она, входя во храм; / и благословил, Её увидев, Варахиин сын / и радостно восклицал: / "Радуйся, чудо всемирное!"

Слава, и ныне, тойже.

Таже степенна, 1-й антифон 4-го гласа.

 

 

Слава, и ныне: повторяем то же.

Степенна, 1-й антифон 4-го гласа.

 

Прокимен, глас 4:

Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви.

 

 

Прокимен, глас 4

Услышь, Дочь, и посмотри, / и склони ухо Твоё. Стих: Излило сердце моё слово благое, я изрекаю дела мои Царю.   Пс 44:11А, 2А

 

Евангелие от Луки, зачало 4:

 

Евангелие от Луки, зачало 4

Во дни оны, воставши, Мариам, иде в горняя со тщанием, во град Иудов. И вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа Свята Елисавет. И возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. И блаженна Веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа. И рече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Яко призре на смирение Рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребысть же Мариамь с нею яко три месяцы, и возвратися в дом Свой.

 

 

В те дни Мариам, встав, пошла с поспешностью в горную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету. И было: когда услышала Елисавета приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и исполнилась Духа Святого Елисавета, и воскликнула громким голосом, и сказала: "Благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо вот, когда прозвучал глас приветствия Твоего в ушах моих, взыграл младенец от радости во чреве моем, и блаженна Уверовавшая, что совершится сказанное Ей от Господа". И сказала Мариам: "Величает душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды; что сотворил Мне великое Сильный, и свято имя Его". Пробыла же Мариам с нею около трех месяцев и возвратилась в дом Свой.   Лк 1:39–49, 56

 

По 50-м псалме, вместо Молитвами Богородицы:

 

После 50 псалма, вместо По молитвам Богородицы:

Слава, глас 2:

 

Стихира, глас 2

Днесь храм одушевленный и Великаго Царя / в храм входит / Тому уготоватися в Божественное жилище. / Людие, веселитеся.

 

Слава: В сей день одушевленный Храм великого Царя / во храм входит, / да приготовится Ему в божественное жилище. / Люди веселитесь!

И ныне, тойже.

Таже: Помилуй мя, Боже:

 

 

И ныне: повторяем то же.

Стихира самогласна, глас 4:

 

Стихира после Евангелия самогласная, глас 4

Днесь Боговместимый храм, Богородица, / в храм Господень приводится, / и Захария Сию приемлет; / днесь святая святых радуются, / и лик Ангельский таинственно торжествует. / С нимиже и мы, празднующе днесь, / с Гавриилом возопиим: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / имеяй велию милость.

 

 

 

В сей день Бога вмещающий храм, Богородица, / в храм Господень приводится, и Захария Её принимает. / В сей день Святое Святых радуется / и хор Ангелов таинственно торжествует. / С ними и мы, сегодня празднуя, / с Гавриилом воззовем: / "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, / имеющий великую милость!"

 

 

Канона праздника два: первый, со ирмосом на 8. Ирмос по дважды, тропари на 6. Творение Георгиево. Егоже краегранесие: Ты благодать, Владычице слову даждь. Глас 4.

 

Каноны

Первый – Георгия, митрополита Никомидийского, глас 4, и второй – Василия Пагариота, архиепископа Кесарийского, глас 1; ирмосы обоих канонов исполняются дважды, тропари же каждого канона поем на 6.

Песнь 1.

Ирмос: Отверзу уста моя, / и наполнятся Духа, / и слово отрыгну Царице Матери, / и явлюся, светло торжествуя, / и воспою, радуяся, Тоя вхождение.

 

Песнь 1

Канон 1. Ирмос: Отверзу уста мои, / и они исполнятся Духа, / и слово изреку Царице Матери, / и явлюсь светло торжествующим, / и воспою радостно Ее вхождение.

Премудрости, Пречистая, Тя сокровище вемы и благодати, / точащую источник приснотекущий разума, / просим: Твоя капли одожди, Владычице, еже воспевати Тя присно.

 

Тебя мы знаем, Всенепорочная, / как мудрости сокровище / и как источающую благодати / источник неиссякаемый; / ороси же нас, просим Тебя, Владычица, / каплями знания, / чтобы воспевать Тебя всегда.

Превышши, Пречистая, Небес бывши, храм и палата, / в храм Божий возложилася еси / Тому уготоватися в Божественное жилище пришествия Его.

 

Высшим небес храмом / и дворцом нареченную / посвящают в храм Божий / Тебя, Всечистая, / да будешь приготовлена Ему / в жилище божественное / при Его пришествии.

Свет возсиявши Богородица благодати, / вся просвети и совокупи пресветлое Ея украсити торжество песньми: / приидите, к Ней стецемся.

 

Воссияв светом благодати, / Богородица всех озарила и созвала / песнями украсить / Её торжество пресветлое. / Придите, к Ней соберемся!

Дверь славная, помыслы непроходимая, / двери отверзши храма Божия, / ныне повелевает нам, совшедшим, / Божественных Ея чудес насладитися.

 

 

Славная Дверь, / мыслями непроходимая, / двери храма Божия открыв, / ныне нас приглашает, / с Ней войдя, насладиться / чудесами божественными Её.

 

Другий канон праздника, подобне со ирмосом на 8. Ирмос по дважды, тропари на 6. Творение Василиево, глас 1.

  

Песнь 1.

Ирмос: Песнь победную поим вси Богу, / сотворшему дивная чудеса мышцею высокою / и спасшему Израиля, яко прославися.

 

Канон второй

Ирмос: Песнь победную / все воспоем Богу, / сотворившему дивные чудеса / мышцею высокою / и спасшему Израиля: / ибо Он прославился.

Стецемся днесь, Богородицу почитающе песньми, / и торжествуим духовный праздник: / в храм бо Богу дар приносится.

 

Сойдемся в сей день / почтить Богородицу песнями / и торжественно будем праздновать / духовный праздник, / ибо в храм Богу / Она как дар приносится.

Песньми да воспоим Богородицы славное предшествие: / к храму бо днесь, яко храм Божий, / приносится пророчески дар многоценный.

 

Воспоем песнями / Богородицы славное шествие; / ибо в сей день Она, Сама храм Божий, / приносится в храм как многоценный дар / согласно пророчествам.

Анна непорочная радовашеся, / яко дар многоценен Богу приносящи в храм матерски, / Иоаким же с нею торжествует светло.

 

Анна непорочная / радовалась материнской радостью, / принося Богу в храме многоценный дар; / и Иоаким с нею светло торжествует.

Давид, праотец Твой, воспе Тя древле, Дево Богоневесто, / Дщерь глаголя Тя Царя Христа, / Егоже и, родивши, матерски Младенца доила еси.

 

Предок Твой Давид / в древности воспел Тебя, / Дева, Божия Невеста, / называя Тебя дочерью Царя Христа, / Которого и родив, / Ты грудью Его вскормила, как мать младенца.

Плотию трилетствующи, Богородица Господу приносится; / Захария же Сию, священник Божий, прием, / радуяся, в храм возложи.

 

Трехлетняя телом Богородица / к Господу приводится; / Захария же. священник Божий, / приняв Её радостно, / во храме поместил.

Девы, ликовствуйте, / свещеносицы, начните днесь, / и матери, воспойте Царице Матери, / приходящей в храм Царя Христа.

 

Ликуйте, девы носящие светильники, / предначните сегодня песнь, / и вы, матери, воспойте Царице Матери, / приходящей в храм Царя Христа.

Троичен: Троице Единосущная, / Отче, и Слове, и Душе Святый, / Тя верно славим, яко Творца всех, / и Тебе вопием благочестно: / спаси ны, Боже.

 

Троичен: Троица единосущная – / Отец, и Слово, и Дух Святой! / С верою Тебя славим, как Творца всего, / и благоговейно взываем Тебе: / "Спаси нас, Боже!"

Богородичен: От багра кровей Твоих, червленицею, Пречистая, одеявся, / прошед, обнови Царь и Бог род весь человеческий благоутробием Своим.

 

Богородичен: Одевшись в пурпур / цвета крови Твоей, Пречистая, / чрез Тебя прошедший Царь и Бог / обновил весь род человеческий / по милосердию Своему.

Катавасия: Христос раждается – славите, / Христос с Небес – срящите. / Христос на земли – возноситеся. / Пойте Господеви, вся земля, / и веселием воспойте, людие, / яко прославися.

 

Катавасия: Христос рождается – славьте! / Христос с небес – встречайте! / Христос на земле – воспряньте! / Пой Господу, вся земля / и с веселием воспойте, люди, / ибо Он прославился!

(От сего дне катавасия сия поется, до 1-го дне января).

 

 

 

С сегодняшнего дня эта катавасия поется до 1 января.

 

 

Песнь 3.

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, / живый и независтный Источниче, / лик себе совокупльшия, духовно утверди, / в честнем вхождении Твоем / венцев славы сподоби.

 

Песнь 3

Канон 1. Ирмос: Твоих песнопевцев, Богородица, / живой и обильный источник, / устроивших духовный праздник, утверди / и ради священного входа Твоего / удостой венцов славы.

Невестокраситель днесь явися красный Девы храм и чертог, / прием одушевленный чертог Божий, / Чистую, и Непорочную, и Светлейшую всея твари.

 

Храм явился в сей день / прекрасным украсителем невесты / и покоем брачным, / одушевленный чертог Божий приняв, / – Чистую, и Непорочную / и Светлейшую всего творения.

Давид, предначиная ликование, играет, и ликовствует с нами, / и Царицу зовет Тя украшену, Пречистая, / предстоящу, Всечистая, в храме Царю и Богу.

 

Давид, предначиная ликование, / торжествует и ликует с нами, / и провозглашает Тебя, Непорочная, / украшенной Царицей, / предстоящей в храме Царю / и Богу, Всечистая.

Из неяже преступление произыде древле роду человеческому, / из Тоя исправление и нетление процвете: / Богородица днесь приводима в дом Божий.

 

От которой появилось в древности / преступление в роде человеческом, / от той же исправление и нетление процвело: / это – Богородица, / приводимая сегодня в дом Божий.

Играют Ангельская воинства и всех человек множество, / и пред лицем, Пречистая, предтекут Твоим днесь свещеносицы, / зовуще величествия Твоя в дому Божии.

 

 

Торжествуют воинства Ангелов / и все множество людей, / и пред лицом Твоим, Всечистая, / в сей день со светильниками они спешат, / возглашая о величии Твоем / в доме Божием.

 

Ин. Ирмос: Да утвердится сердце мое в воли Твоей, Христе Боже, / Иже над водами Небо утверждей второе / и основавый на водах землю, Всесильне.

 

Канон 2. Ирмос: Да утвердится сердце мое в воле Твоей, Христе Боже, / утвердивший над водами второе небо / и основавший на водах землю, Всесильный.

Торжествуим, празднолюбцы, и срадуемся духом / во святем празднице, учреждающеся днесь, Дщере Царевы / и Матере Бога нашего.

 

Восторжествуем, любящие праздновать, / и вместе возрадуемся духом, / угощаясь сегодня на празднике святом / Дочери Царской и Матери Бога нашего.

Иоакиме, радуйся днесь, / и веселися, Анно, духом, / рожденную из вас Господу приводяще трилетствующу, / яко Юницу Чисту Всенепорочную.

 

Иоаким, радуйся в сей день, / и Анна, веселись духом, / приводя Господу Трехлетнюю, рожденную от вас, / как телицу священную, всенепорочную.

Божие селение во храм святый приводится, Богородица Мариам, / плотию трилетствующая, / и Той свещесветят девы, предтекуще.

 

Во святой храм приводится / Божие жилище – / Богородица Мариам, трехлетняя плотию, / и спешат перед Нею девы со свечами.

Божия Агница неблазненная и голубица нескверная, / Боговместимая скиния, славы освящение, / в скинии святей обитати избра.

 

Непорочная Агница Божия, / незапятнанная Голубица, / Бога вмещающая Скиния, Святыня славы, / обитание в скинии святой / для себя избрала.

Трилетствующая телом и многолетствующая духом, / ширшая Небес и Горних сил превышшая, / да восхвалится песньми Богоневестная.

 

Трехлетняя телом / и многолетняя по духу, / небес пространнейшая и высшая горних Сил / да прославляется в песнях Божия Невеста.

Богородицы празднующе в невходимых предшествие, / свещеимуще умно с веселием, / днесь и мы с девами ко храму приближимся.

 

Празднуя вступление Богородицы / в недоступные места, / и мы в сей день с невещественными светильниками / в веселии приблизимся с девами ко храму.

Священницы Божии, / облецытеся в правду благодатию и срящите светло, / входы подающе Дщери Царя и Бога во святая.

 

Священники Божии, / облекитесь в правду благодатию / и встретьте радостно Дочь Царя и Бога, / открывая Ей вход во Святое.

Троичен: Свет Отец, Свет Сын Его, Свет Дух Утешительный: / яко от Солнца бо Единаго Троицы, сияюще, / Божественно озаряет и соблюдает души наша.

 

Троичен: Свет Отец, Свет Сын Его, / Свет и Дух утешительный: / ибо, как от Солнца единого блистая, / Троица божественно озаряет / и сохраняет души наши.

Богородичен: Тя пророцы проповедаша кивот, Чистая, святыни, / кадильницу златую, и свещник, и трапезу, / и мы, яко Боговместимую скинию, воспеваем Тя.

 

Богородичен: О Тебе, Священная, / пророки предвозвестили / как о ковчеге святыни, златой кадильнице, / и светильнике, и трапезе; / и мы воспеваем Тебя, / как Бога вместившую скинию.

Катавасия: Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну / и в последняя от Девы / воплощенному безсеменно, / Христу Богу возопиим: / вознесый рог наш, / свят еси, Господи.

 

 

Катавасия: Прежде веков от Отца рожденному / не по земным законам Сыну / и в последние времена от Девы / воплощенному без семени, / Христу Богу воззовем: / "Возвысивший наше достоинство, / свят Ты, Господи!"

 

Седален, глас 4.
Подобен: Удивися Иосиф:

 

Седален, глас 4
Подобен: Поражен был Иосиф:

Возопий, Давиде, / что сей настоящий праздник, / Юже воспел еси иногда в книзе псаломстей, / яко Дщерь Богоотроковицу и Деву. / Приведутся, рече, Царю таинственно девы во след Ея и ближния Ея. / И дивен соделай и всемирен праздник зовущим: / Богородица нам предста, спасения Ходатаица.

 

Возгласи, Давид, что ныне за праздник / в честь Той, Которую воспел ты некогда в Книге Псалмов, / как Дочь – Отроковицу Божию и Деву: / "Приведутся", сказав, "к Царю таинственно / девы вслед за Ней и подруги Её". / Сделай же дивным и всемирным праздник для восклицающих: / "Приблизилась к нам Богородица, / Подательница спасения!"

Слава, и ныне, глас и подобен тойже:

 

Слава, и ныне, глас и подобен тот же:

Непорочная Агница и нескверный чертог, / в дом Божий Богородица Мариам с веселием вводится преславно, / Юже Ангели Божии дориносят верно, / и вси вернии блажат присно / и благодарственно поют Ей непрестанно велиим гласом: / наша слава и спасение Ты еси, Всенепорочная.

 

 

Непорочная Агница и чуждый скверны чертог / Богородица Мариам необычайно вводится / с веселием в дом Божий. / Её преданно сопровождают / копьеносцы – Ангелы Божии, / и все верные постоянно прославляют / и в благодарности непрестанно поют Ей громогласно: / "Ты наша слава и спасение, Всенепорочная!"*

 

Песнь 4.

Ирмос: Неизследный Божий Совет, / еже от Девы воплощения / Тебе, Вышняго, / пророк Аввакум, усмотряя, зовяше: / слава силе Твоей, Господи.

 

Песнь 4

Канон 1. Ирмос: Созерцая неисследимый Божий совет / о Твоем, Всевышний, воплощении от Девы, / пророк Аввакум восклицал: / "Слава силе Твоей, Господи!"

Дверь непроходную Божий дом приемля днесь, / престати сотвори всякой службе законной, / яко истинно явися, зовый, / сущим на земли Истина.

 

Дом Божий, Дверь непроходимую сегодня принимая, / прекратил всякое служение подзаконное и тень, / ибо истинно явилась, возвещает он, / истина на земле живущим.

Гора присенная, юже провиде древле Аввакум, / предпроповеда внутрь вместившуюся в неходных храма, / добродетели процветши, и покрывает концы.

 

Гора тенистая, которую в древности Аввакум провидел, / предвозвестила Поместившуюся внутри / недоступных отделений храма: / как Она добродетелями процвела / и осеняет мира концы.

Видевши преславная вся земля странныя же и дивныя вещи, / како Дева, от Ангела пищу приемлющи, / образы строения носит.

 

Вся земля! Увидим невероятные, / странные и необычайные дела: / как Дева, принимая пищу от Ангела, / получает знамения Божия домостроительства.

Храм, и палата, и Небо одушевленное явльшися, Богоневесто Царева, / во храм законный приводима днесь, / Тому соблюдаема, Пречистая.

 

 

Явившись храмом, и дворцом, / и небом одушевленным, / Невеста Бога и Царя, / Ты в сей день в храм подзаконный посвящаешься / соблюдаться для Него, Всечистая.

 

Ин. Ирмос: Духом провидя, пророче Аввакуме, Словесе воплощение, / проповедал еси, вопия: / внегда приближитися летом, познаешися, внегда приити времени, покажешися. / Слава силе Твоей, Господи.

 

Канон 2. Ирмос: Духом провидя Слова воплощение, / ты, пророк Аввакум, проповедовал, взывая: / "Когда приблизятся годы, будешь познан; / когда наступит время, явишься". / Слава силе Твоей, Господи!

Пророче Исаие, прорцы нам, / Дева кто есть, имущая во чреве? / Яже из Иудина корене прозябши / и рождшися из Давида царя, / семене святаго плод благославный.

 

Пророк Исаия, прореки нам, / кто это Дева, имеющая во чреве? / – "Это выросшая из корня Иудина / и родившаяся от Давида царя, / славный плод святого семени".

Начинайте, девы, и воспойте песни, / руками держаще свещи, Чистыя Богородицы предшествие хваляще, / ныне грядущия во храм Божий, купно с нами празднующи.

 

Начните и воспойте песни, девы, / держа светильники в руках, / восхваляя и вместе с нами празднуя / шествие чистой Богородицы, / ныне идущей в храм Господень.

Иоакиме и Анно, веселитеся ныне, / во храм приводяще Господень Чистую Бога Матерь Христа Всецаря будущую, / от вас же рождшуюся, яко трилетствующую Юницу.

 

Иоаким и Анна, веселитесь ныне, / приводя во храм ко Господу / чистую будущую Матерь Христа Бога, всех Царя, / родившуюся же от вас, – / как трехлетнюю телицу.

Святая святых сущи, Чистая, / во храм святый возлюбила еси вселитися / и, со Ангелы, Дево, беседующи, пребываеши, / преславне с Небес хлеб приемлющи, Питательнице Жизни.

 

Будучи из святых святою, Досточтимая, / Ты возжелала во святом храме поселиться / и пребываешь, Дева, в беседе с Ангелами, / чудесно принимая с неба хлеб, / Питательница Жизни.

Рождше паче надежди Пречистую Деву, / благочестиво обещахуся Богу принести / и исполняют, дающе яко жертву, рожденную от них, / Иоаким днесь и Анна, в дом Божий.

 

Родив сверх надежды незапятнанную, чистую, / Иоаким и Анна благочестиво обещали / Богу Её принести / и сегодня это исполняют, / как жертву в дом Божий отдавая / рожденную от них.

Прозябе жезл иногда Ааронов, / прообразующий, Чистая, Божественное Рождество, / яко безсеменно зачнеши, и нетленна пребудеши, / и по рождестве девствующи явишися, / Младенца питающи всех Бога.

 

Дал ростки некогда Ааронов жезл, / прообразуя, Чистая, божественное рождение, – / что Ты зачнешь без семени, и непорочною пребудешь, / и явишься девственною после родов, / питая грудью Младенца – всех Бога.

Девы – Деву, и матери – Матерь / благочестно стецытеся почтити с нами рождшуюся / яко непорочную жертву и рожденную Богу плодоносимую, / вси убо светло празднуем.

 

Соберитесь с нами почтить благоговейно / девы – Деву, и матери – Матерь, / рожденную, как жертву непорочную, / и по рождении как плод Богу приносимую; / будем же все праздновать светло.

Троичен: Троицу Лицы, Единицу образом, / благочестно славим Бога Истинна, / Егоже поют Ангельская и Архангельская чиноначалия яко твари Владыку, / и человецы верно, покланяющеся присно.

 

Троичен: Троицу Лицами и Единицу образом / мы благоговейно славим: / Бога истинного, Которого, как всего творения Владыку, / воспевают Ангельских и Архангельских полков начальники, / все с верою поклоняясь Ей всегда.

Богородичен: Моли непрестанно, Пресвятая Чистая, / Егоже плотию родила еси, Сына Твоего и Бога, / от многообразных сетей диаволих и от всяких искушений находящих вся избавити рабы Твоя.

 

Богородичен: Умоляй непрестанно, Всенепорочная, Чистая, / Сына Твоего и Бога, / Которого Ты по плоти родила, / избавить всех рабов Твоих / от многообразных сетей диавола / и от всяких приключающихся искушений.

Катавасия: Жезл из корене Иессеева / и цвет от него, Христе, / от Девы прозябл еси, / из горы, Хвальный, приосененныя чащи, / пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, / Невещественный и Боже: / слава силе Твоей, Господи.

 

 

 

Катавасия: Отрасль от корня Иессеева / и цвет от него, / от Девы Ты произошел, Христе; / Ты пришел, достойный хвалы, / от горы, осененной чащей, / воплотившись от не знавшей мужа, / Невещественный и Бог. / Слава силе Твоей, Господи!

 

 

Песнь 5.

Ирмос: Ужасошася всяческая / в честнем вхождении Твоем: / Ты бо, Неискусобрачная Дево, / внутрь вошла еси в храм Божий, / якоже честнейший храм, / всем воспевающим Тя / мир подавающая.

 

Песнь 5

Канон 1. Ирмос: Изумился весь мир / при священном вхождении Твоем; / ибо Ты, брака не познавшая Дева, / вошла внутрь храма Божия, / как чистейший храм, / всем, воспевающим Тебя, / мир подавая.

Священие славное и священное возложение, / днесь Пречистая Дева, возложившися в храм Божий, / Всецарю нашему Богу Единому в жилище соблюдается, / яко весть Сам.

 

Святыня славная и священное приношение, / всечистая Дева, / в сей день как дар принесенная в храм Божий, / соблюдается в жилище всех Царю, / единому Богу нашему, / как Он знает Сам.

Доброту, Пречистая, души Твоея зря некогда, / верою Захария возопи: / Ты еси избавление, Ты еси всех радость, / Ты еси воззвание наше, / Еюже Невместный вмещен мне явится.

 

Созерцая некогда / красоту души Твоей, Пречистая, / Захария с верою восклицал: / "Ты искупление, Ты – радость всех, / Ты – к жизни наше призвание; / чрез Тебя Невместимый окажется / вместимым для меня!"

О, паче ума чудес Твоих, Всечистая! / Странное Твое рождество есть, / странен образ возращения Твоего, / странна и преславна Твоя, Богоневесто, вся / и человеки несказанна.

 

О, превосходящие мысль / чудеса Твои, Всечистая! / Необычайно Твое рождение, / необычаен образ возрастания Твоего; / необычайно, и непонятно, и для смертных необъяснимо / все в Тебе, Божия Невеста.

Свещник многосветлый сущи, Богоневесто, / днесь возсияла еси в дому Господни / и озаряеши ны честными даровании, Чистая, / чудес Твоих, Богородице всепетая.

 

 

Ты, светильник многосветлый, Божия Невеста, / в сей день воссияла в доме Господа / и нас озаряешь, Чистая, / священными дарами чудес Твоих, / Богородица всехвальная.

 

Ин. Ирмос: Светлый нам возсияй Свет Присносущный, / утренюющим о судьбах заповедей Твоих, / Владыко Человеколюбче, Христе Боже наш.

 

Канон 2. Ирмос: Ярким вечным светом осияй нас, / бодрствующих над судами заповедей Твоих, / Владыка Человеколюбец Христе, Боже наш.

Да светлоносим, православнии вси, стекающеся и славяще Богоматерь, / яко Господу днесь приводится / яко жертва благоприятна.

 

Облачимся в светлое, православные, / собираясь все и славя Богоматерь, / ибо Господу Она в сей день приводится, / как жертва приятная.

Да веселятся праотцы днесь, Владычице, / и да радуется рождшая Тя со отцем Твоим, / яко плод их Господу приносится.

 

Да веселятся сегодня праотцы, Владычица, / и да радуется родившая Тебя с отцом Твоим, / что плод их Господу приносится.

Многоименитую и славнейшую Непорочную Юницу, / яко плотию рождшую Божественнаго Тельца, / вси воспоим, верно празднующе.

 

Многоименную и славнейшую непорочную Телицу, / как родившую по плоти Божественного Тельца, / все воспоем, с верою празднуя.

Уневещения написуются Божественная знамения / паче ума рождества Твоего, Чистая Дево, / днесь Духом Святым в дому Божии.

 

О том что Ты – Невеста, Дева чистая, / в сей день записываются в доме Божием / божественные знамения превышающего ум / рождения от Тебя Духом Святым.

Да отверзутся преддверия славы Бога нашего / и да приемлют Неискусобрачную Божию Матерь, / якоже трилетствующую Нескверную Юницу.

 

Да откроются преддверия / славы Бога нашего / и да примут не познавшую брака Божию Матерь, / как чуждую скверны трехлетнюю телицу.

Многочестную и присенную гору воспоим – / Приснодеву, Божию Матерь бывшу: / Та бо облиста свет в концех.

 

Воспоем многочтимую и тенистую гору, / Приснодеву, ставшую Божией Матерью, / ибо Она озарила светом мира концы.

Троичен: Преначальное и Присносущное Едино Божество славословяще, поклонимся, / Треми Лицы естеством нераздельное / и славою равночестное.

 

Троичен: Прославляя высшее всякого начала / и вечное единое Божество, / поклонимся Ему в трех Лицах, нераздельных естеством / и равно чтимых по славе.

Богородичен: Пристанище благоутишное и необоримую стену стяжахом, / молитву Твою во обстояниих, Богородительнице, / всегда избавляеми бед и скорбей.

 

Богородичен: Как пристань тихую и стену нерушимую / мы в напастях приобрели Твое ходатайство, Божия Родительница, / всегда Тобою избавляемые от бед и скорбей.

Катавасия: Бог сый мира, Отец щедрот, / Великаго Совета Твоего Ангела, / мир подавающа, послал еси нам: / тем, Богоразумия к свету наставльшеся, / от нощи утренююще, / славословим Тя, Человеколюбче.

 

 

 

Катавасия: Ты, Бог мира и Отец милосердия, / послал нам Вестника великого Твоего замысла, / дарующего мир. / Потому, приведенные к свету Богопознания, / после ночи рассвет встречая, / славословим Тебя, Человеколюбец.

 

 

Песнь 6.

Ирмос: Божественное сие и всечестное / совершающе празднество, / Богомудрии, Богоматере, / приидите, руками восплещим, / от Нея рождшагося Бога славим.

 

Песнь 6

Канон 1. Ирмос: Божественный сей и всеми чтимый / совершая праздник Богоматери, / придите, богомудрые, / начнем рукоплескать, / от Нее рожденного Бога славя.

Всяческая Носяй глаголом, / молитву праведных услыша. / Темже неплодныя разрешил еси недуг, яко Благоутробен, / радости Виновную сим дарова.

 

Все Носящий словом / услышал молитву праведных; / потому прекратив болезнь бесплодия, как милосердный, / Он Виновницу радости им даровал.

Сказати хотя Господь языком Свое спасение, / Неискусобрачную ныне от человек прият, / примирения знамение и обновления.

 

Господь, желая показать народам Свое спасение, / принял ныне от людей брака не познавшую / в знак примирения и обновления.

Яко дом сущи благодати, / в немже сокровища лежат неизреченнаго Божия строения, Всечистая, / в храме причастилася еси нетленныя сладости.

 

Являясь как бы домом благодати, / в котором положены сокровища / неизреченного Божия домостроительства, / Ты, Всечистая приобщилась в храме / к нетленному наслаждению.

Диадиму Тя царскую прием, / храм, Богоневесто, просвещашеся / и подступаше лучшим, / предреченных зря на Тебе сбытие.

 

 

Храм, приняв Тебя, Божия Невеста, / как диадему царскую, / озарялся и продвигался к лучшему, / видя на Тебе исполнение предсказанного.

Ин. Ирмос: Пророка Иону подражая, вопию: / живот мой, Блаже, свободи из тли / и спаси мя, Спасе мира, зовуща: слава Тебе.

 

Канон 2. Ирмос: Пророку Ионе подражая, я взываю: / "Жизнь мою, Благой, от гибели избавь / и спаси меня, Спаситель мира, / взывающего: Слава Тебе!"

Празднуим, вернии, праздник духовный Матере Божия, / воспевающе благочестно: / есть бо святейша Небесных умов.

 

Будем праздновать, верные, духовный праздник, / Матерь Божию воспевая благоговейно, / ибо Она – святее Небесных Умов.

Песньми духовными восхвалим, вернии, Матерь Света, / яко днесь нам явися, / предходящи в храм Божий.

 

В песнях духовных восхвалим, верные, Матерь Света, / ибо Она в сей день явилась нам / шествующей в дом Божий.

Нескверная Агница и Чистая Голубица / преведеся обитати в дом Божий, / яко Непорочная, пронареченная быти Мати Божия.

 

Чуждая скверны Агница и чистая Голубица, / приведена для обитания в доме Божием, / предназначенная, как непорочная, / стать Матерью Божией.

В храм законный входы совершает Храм Божий, Небесная скиния, / из Неяже нам, сущим во тьме, Свет возсия.

 

В храм подзаконный совершает вход / Храм Божий, небесная Скиния, / из которой нам, находящимся во мраке, / свет воссиял.

Младенствующи плотию и совершена душею, / Святый Кивот в дом Божий входит / воспитатися Божественною благодатию.

 

Младенчествующая плотью и совершенная душою, / святой Ковчег в дом Божий входит – / насладиться Божественною благодатью.

От всяких искушений и бед душевных свободи ны, / притекающия к Тебе, Всепетая, / Твоими мольбами, Мати Христа Бога.

 

От всяких искушений и опасностей душевных / освободи нас, прибегающих к Тебе, / Твоими ходатайствами, всехвальная / Матерь Христа Бога.

Троичен: Отец, и Сын, и Дух правый, / Триипостасная Единице и Неразделимая Троице, / помилуй покланяющияся Божественней Державе Твоей.

 

Троичен: Отец, и Сын, и Дух правый, / Единство в трех Лицах и нераздельная Троица, / помилуй поклоняющихся / Божественной власти Твоей.

Богородичен: Во чреве Твоем вмещен Невместимый всеми, Богомати, быв, / из Тебе произыде, Пречистая, / сугуб естеством Бог и Человек.

 

Богородичен: Невмещаемый всем миром, / став вместимым для Твоего чрева, Богоматерь, / произошел из Тебя, Всенепорочная, / двойственным по природе – Богом и Человеком.

Катавасия: Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, / якова прият, / в Деву же всельшееся Слово / и плоть приемшее пройде сохраншее нетленну. / Егоже бо не пострада истления, / Рождшую сохрани неврежденну.

 

 

Катавасия: Из утробы Иону, как младенца, изверг морской зверь, / таким, каким и принял, / а Слово, вселившись в Деву и плоть приняв, / прошло через Нее, сохранив Её неповрежденной; / ведь Само не подвергшись плотскому зачатию / и Родившую уберегло от страданий.

 

Кондак, глас 4.
Подобен: Вознесыйся:

 

Кондак, глас 4
Подобен: Вознесенный на Крест:

Пречистый храм Спасов, / многоценный чертог и Дева, / священное сокровище славы Божия, / днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, / Яже в Дусе Божественном, / Юже воспевают Ангели Божии: / Сия есть селение Небесное.

 

Чистейший храм Спасителя, / многоценный чертог и Дева, / священное сокровище славы Божией, / в сей день вводится в дом Господень, / вводя благодать с Собою, / ту, что в Духе Божественном. / Её воспевает Ангелы Божии; / Она – скиния Небесная.

Икос: Неизреченных Божиих и Божественных таин / зря в Деве благодать являемую и исполняемую явственно, / радуюся и образ разумети недоумеюся, странный и неизреченный: / како избранная, Чистая, Едина явися паче всея твари видимыя и разумеваемыя? / Темже восхвалити хотя Сию, ужасаюся зело умом же и словом, / обаче дерзая, проповедаю и величаю: / Сия есть селение Небесное.

 

 

Икос: Видя благодать неизреченных и священных Божиих таинств, / являемую и явно исполняемую в Деве, / радуюсь и недоумеваю, / стремясь понять странный и невыразимый образ, / каким Избранная и единственно Чистая / оказалась выше всего творения / видимого и постигаемого умом. / Потому, восхвалить Её желая, / весьма смущаюсь за свой ум и слово. / Но все же, дерзая, величаю Её и провозглашаю: / "Она – скиния небесная!"

 

Песнь 7.

Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии, / паче Создавшаго, / но, огненное прещение мужески поправше, / радовахуся, поюще: / препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

 

Песнь 7

Канон 1. Ирмос: Не почтили богомудрые / творения больше Творца, / но угрожавший им огонь мужественно поправ, / радостно воспевали: / "Прехвальный Господь и Бог отцов, / благословен Ты!"

Се днесь возсия концем весна радостная, / просвещающи нашу душу, и помышление и ум благодатию, / торжеством Богородицы днесь таинственно да учредимся.

 

Вот, сегодня засияла / концам вселенной радостная весна, / просвещающая нашу душу, помышление и ум / благодатию – торжеством Богородицы. / Попируем же в сей день таинственно.

Да дароносят днесь всяческая Царице, Матери Божии, / Небо и земля, и Ангелов чини, и человеков множество / и да вопиют: / во храм вводится Радость и Избавление.

 

Все сегодня да воздает честь Царице Матери: / небо и земля, Ангелов полки / и смертных множество, – и да взывают: / "В храм вводится радость и избавление!"

Писание мимотече и оскуде закон, якоже сень, / и благодати лучи возсияша в храм Божий вшедшей Тебе, Дево Мати Чистая, / в нем благословенная.

 

Писанный закон прошел, исчез как тень, / и лучи благодати засияли в храме Божием, / с вступлением Твоим в него, / Дева-Матерь Чистая, вовеки благословенная.

Повинуся Рождеству Твоему, Всечистая, / яко Творцу и Богу Небо, и земля, и преисподняя, / и всяк язык земных исповедает, / яко Господь явися, Спас душ наших.

 

 

Рожденному от Тебя, Всечистая, / подчинились как Творцу и Богу, / небо, земля и преисподняя, / и всякий язык смертных исповедает, / что явился Господь, Спаситель душ наших.

 

Ин. Ирмос: Пещь, Спасе, орошашеся, / отроцы же, ликующе, пояху: / отцев Боже, благословен еси.

 

Канон 2. Ирмос: Печь была орошаема, Спаситель, / отроки же ликуя пели: / "Боже отцов благословен Ты!"

Ликовствуим, празднолюбцы, днесь, / воспоим Чистую Владычицу, / Иоакима и Анну достойно чтуще.

 

Возликуем в сей день, любящие праздновать, / воспоем всечистую Владычицу, / Иоакима и Анну достойно почитая.

Пророчествуй, Давиде, глаголя Духом: / приведутся девы вслед Тебе, / приведутся Тебе во храм Царице Матери.

 

Пророчествуй, говорящий Духом: / "Поведутся девы за Тобою вслед, / приведутся в храм Тебе, Царице – Матери".

Радовахуся Ангелов чини, / веселяхуся праведных дуси, / яко Божия Матерь во святая приводится.

 

Радовались Ангелов полки, / веселились духи праведных, / что Матерь Божия во Святилище приводится.

Приемлющи пищу Небесную, / преспеваше мудростию и благодатию, / бывши Мати по плоти Христа Бога.

 

Принимая пищу небесную, / преуспевала мудростию и благодатию / Та, Кто сделалась Матерью по плоти / Спасителя Христа.

И телом и духом радовашеся, / пребывающи Мария Непорочная во храме Божии, / якоже сосуд священнейший.

 

И телом и духом радовалась Мария непорочная, / проводя время в храме Божием, / как сосуд священнейший.

Введоша Тя во внутреннейшее храма целомудреннии родителие Твои, Пречистая, / воспитатися странно в жилище Христа Бога.

 

Целомудренные родители Твои, Пречистая, / ввели Тебя во внутреннейшее место храма – / для воспитания необычайного в жилище Христа Бога.

Троичен: Прославим Троицу Нераздельную, / воспоим Едино Божество / со Отцем Слово и Духа Всесвятаго.

 

Троичен: Прославим Троицу нераздельную, / воспоем единое Божество: / со Отцом Слово и Духа всесвятого.

Богородичен: Моли, Егоже родила еси, Господа, / яко благоутробна естеством суща, Богородительнице, / спаси души воспевающих Тя.

 

Богородичен: Умоляй, Божия Родительница, Господа, / Которого Ты родила, как по природе милосердного, / спасти души воспевающих Тебя.

Катавасия: Отроцы, благочестию совоспитани, / злочестиваго веления небрегше, / огненнаго прещения не убояшася, / но, посреде пламени стояще, пояху: / отцев Боже, благословен еси.

 

 

 

Катавасия: Отроки, воспитанные в благочестии, / повелением нечестивым пренебрегши, / угрожавшего огня не устрашились, / но, стоя посреди пламени, пели: / "Боже Отцов, благословен Ты!"

 

 

Песнь 8.

Ирмос: Слыши, Отроковице, Дево Чистая, / да речет убо Гавриил / Совет Вышняго, древний, истинный: / буди к приятию готова Божию, / Тобою бо Невместимый с человеки поживе. / Тем и радуяся, вопию: / благословите, вся дела Господня, Господа.

 

Песнь 8

Канон 1. Ирмос: Внимай, Отроковица Дева Чистая, – / пусть же скажет Гавриил / изначальный истинный замысел Всевышнего: / "Будь готова к приятию Бога; / ибо чрез Тебя Невместимый будет со смертными жить; / потому я радостно и восклицаю: / Благословляйте, все творения Господни, Господа!"

Пречистый храм в дом Божий приводящи Анна иногда, / вопиющи, с верою рече священнику: / чадо, от Бога данное мне, приим ныне, / введи во храм Зиждителя твоего / и, радуяся, пой Ему: / благословите, вся дела Господня, Господа.

 

Приведя некогда Пречистый Храм в дом Божий, / Анна, взывая с верою, сказала священнику: / "Приняв ныне Дитя, / данное и мне от Бога, / введи во храм Создателя твоего / и радостно пой Ему: / "Благословляйте, все творения Господни, Господа!"

Рече, видев, Анне иногда Духом Захария: / Жизни Матерь вводиши истинную, / Юже светло пророцы Божии Богородицу проповедаша, / и како храм вместит Ю? / Тем чудяся, вопию: / благословите, вся дела Господня, Господа.

 

Сказал некогда Анне / Захария, созерцая в Духе: / "Ты вводишь истинную Матерь Жизни, / Которую ясно провозгласили Богородицей пророки Божии; / как же храм вместит Её? / Потому я с удивлением взываю: / Благословляйте, все творения Господни, Господа!"

Раба Божия бых аз, – отвеща Анна ему, – / призывающи Сего верою и молитвою, прияти моея болезни плод, / по приятии же рожденную привести Давшему Ю. / Тем, зовя, вопию: / благословите, вся дела Господня Господа.

 

"Стала я просить у Бога", – / ему отвечала Анна, – / "призывая Его с верою и молитвою о том, / чтобы получить плод моего страдания / и по рождении привести Рожденную Давшему Её. / Потому я в ликовании взываю: / Благословляйте, все творения Господни, Господа!"

Законное воистинну дело есть, – священник рече ей, – странну же весьма вещь поразумеваю, / зря Приводимую в дом Божий, / преславно превосходящую святая благодатию. / Тем и радуяся, вопию: / благословите, вся дела Господня, Господа.

 

"Поистине это дело законное", – / священник ей сказал, – / "но мне весьма странной вещью представляется, / когда вижу, что Приводимая в дом Божий / необычайно превосходит благодатию Святилище; / потому я в радости и взываю: / Благословляйте, все творения Господни, Господа!".

Возмогаю, – рече Анна ему, – знающи, яже глаголеши, / разумееши бо сия Духом Божиим, / ясно яже Девы проповедал еси; / приими убо Пречистую в храм Создателя твоего / и, радуяся, пой Ему: / благословите, вся дела Господня, Господа.

 

"Я ободряюсь", – сказала ему Анна, – / "вникая в то, что ты говоришь, / ибо уразумел ты Духом Божиим / то, что ясно провозгласил о Деве; / прими же Пречистую в храм Создателя твоего / и радостно пой Ему: / Благословляйте, все творения Господни, Господа!"

Светоносна нам возжжеся свеща, – возопи священник, – / радость величайшую светящи в храме; / души пророческия да срадуются мне, / яко преславная зряще, совершаемая в дому Божии, / и да вопиют присно: / благословите, вся дела Господня, Господа.

 

 

"Светоносный светильник", – возгласил священник, – / "зажег для нас радость величайшую, блистающую в храме; / души пророков со мной да веселятся, / созерцая, сколь необычайные дела / совершаются в доме Божием, / и да воскликнут ныне: / Благословляйте, все творения Господни, Господа!"

 

Ин. Ирмос: Егоже ужасаются Ангели и вся воинства, / яко Творца и Господа, / пойте, священницы, прославите, отроцы, / благословите, людие, / и превозносите во вся веки.

 

Канон 2. Ирмос: Кого ужасаются Ангелы и все воинства, / как Творца и Господа, / воспойте священники, прославьте отроки, / благословляйте люди / и превозносите во все века.

Веселится днесь светло Иоаким, / и Анна непорочная Господу Богу приносит жертву, / данную ей от обещания Святую Дщерь.

 

Веселится сегодня светло Иоаким, / и Анна непорочная Господу Богу приносит в жертву / данную ей согласно обещанию святую Дочь.

Хвалятся святии Давид и Иессей, / и Иуда чтится, / из корене бо их израсте плод – Дева Чистая, / из Неяже родися Бог Превечный.

 

Хвалятся святые Давид и Иессей, / и Иуда превозносится, / ибо от их корня вырос плод – Дева чистая, / от Которой родился Бог предвечный.

Мария Пречистая и одушевленная скиния / приводится днесь в дом Божий, / и приемлет Сию Захария руками, / яко освященное сокровище Господне.

 

Мария, пречистая и одушевленная скиния, / приводится в сей день в дом Божий, / и Захария принимает Её руками, / как освященное сокровище Господне.

Яко дверь спасительную и гору мысленную, / яко лествицу одушевленную, почтим, вернии, воистинну Деву и Матерь Божию, / благословенную руками иереев.

 

Как спасительную дверь и гору мысленную, / как одушевленную лестницу почтим / мы, верные, поистине Деву и Матерь Божию, / благословенную руками священников.

Пророцы, апостоли и мученицы Христовы, / Ангелов чини, и вси земнороднии, почтим песньми Деву Чистую, / яко благословенную Матерь Высочайшаго.

 

Пророки, Апостолы и мученики Христовы, / Ангелов полки и все, на земле рожденные, / почтим песнями Деву чистую, / как благословенную Матерь Всевышнего.

В храм Тя принесоша, Всенепорочная Чистая, / Божественне рождшии Тя, яко жертву чисту, / и странно водворяешися в неходимых Богу / предуготоватися в жилище Слову.

 

В храм принесли Тебя, Всенепорочная, Чистая, / божественно родившие Тебя, как жертву чистую, / и необычайно водворяешься Ты в недоступных местах у Бога – / предуготовиться для обитания Слова.

Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа Господа.

 

Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа Господа.

Троичен: Да поется Трисвятый Отец, и Сын, и Дух Святый, / Нераздельная Единица, Едино Божество, / держащее дланию всю тварь во вся веки.

 

Троичен: Да воспевается Трисвятой: / Отец, Сын и Дух Святой, / нераздельное Единство, единое Божество, / держащее дланью все творение во все века.

Богородичен: Безначальное начинается Слово плотию, / родився, яко благоволи, / Бог же и Человек из Отроковицы Девы, / возсозидая ны, прежде падшия, / ради крайняго благоутробия.

 

Богородичен: Безначальное Слово по плоти начинается, / родившись, как Сам благоволил / Богом и вместе человеком от Девы-Отроковицы, / воссоздавая нас, прежде павших, / по крайнему милосердию.

Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки.

 

Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века.

Катавасия: Чуда преестественнаго / росодательная изобрази пещь образ: / не бо, яже прият, палит юныя, / яко ниже огнь Божества Девы, / в Нюже вниде утробу. / Тем воспевающе, воспоем: / да благословит тварь вся Господа / и превозносит во вся веки.

 

 

Катавасия: Окропляющая росою печь / представила образ сверхъестественного чуда: / ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, / как и огонь Божества утробы Девы, / в которую нисшел. / Поэтому воспоем песнь: / "Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!"

 

На 9-й песни Честнейшую: не поем, но поем припевы праздника: Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, / како Дева вниде во святая святых.

 

На 9-ой песни Честью высшую Херувимов: не поем, даже в воскресенье, но поем припев праздника: Ангелы, вхождение Всечистой видя, поражались тому, / как Дева вошла во Святое Святых.

И посем ирмос: Яко одушевленному Божию кивоту: Таже вторый лик поет тойже припев праздника и ирмос. И на кийждо тропарь поют припевы праздника, на оба лика.

 

 

И ирмос: Пусть одушевленного Божия ковчега: Затем второй хор поет тот же припев и ирмос. И на каждый тропарь поем припевы праздника, на оба лика.

 

Песнь 9.

Ирмос: Яко одушевленному Божию кивоту / да никакоже коснется рука скверных, / устне же верных Богородице немолчно, / глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: / истинно вышши всех еси, Дево Чистая. (2)

 

Песнь 9

Канон 1. Ирмос: Пусть одушевленного Божия Ковчега / отнюдь не касается рука непосвященных, / но уста верных не умолкая, / воспевая возглас Ангела, / в радости Богородице да взывают: / "Истинно выше всех Ты, Дева чистая!"

Ангели, вхождение Всечистыя зряще, удивишася: / како со славою вниде во святая святых?

 

Ангелы, видя вхождение Всечистой, поражались тому, / как Она со славою вошла во Святое Святых.

Яко пресветлую, Богородице Чистая, душевныя чистоты имущи доброту, / благодатию же Божиею исполняема с Небесе, / Светом Присносущным просвещаеши всегда с веселием вопиющия: / истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

 

Как имеющая пресветлую / красоту душевной чистоты / и исполняемая благодатию Божией с небес, / Богородица чистая, Ты непрестанно озаряешь / светом вечным в радости взывающих: / "Истинно выше всех Ты, Дева чистая!"

Ангели, вхождение Девы зряще, удивишася: / како преславно вниде во святая святых?

 

Ангелы, видя вхождение Девы, поражались тому, / как Она чудесно вошла во Святое Святых.

Прелетает, Богородице, Чистая, чудо Твое силу словес: / тело бо в Тебе поразумеваю паче слова, / течения греховнаго неприятно. / Темже благодарственно вопию Ти: / истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

 

Чудо Твое, Богородица чистая, / над силою слов взлетает; / ибо признаю в Тебе превыше разума / тело для потока греховного недоступным, / потому благодарственно взываю Тебе: / "Истинно выше всех Ты, Дева чистая!"

Ангели и человецы, Девы вхождение почтим, / яко со славою вниде во святая святых.

 

Ангелы и люди! Вхождение Девы почтим, / ибо Она со славою вошла во Святое Святых.

Преславно прообразоваше, Чистая, закон Тя скинию и Божественную стамну, / странен кивот, и катапетасму, и жезл, / храм неразрушимый и дверь Божию. / Темже научают Тебе звати: / истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

 

Закон необычайно прообразовал / Тебя, Чистая, как скинию, / и манны божественный сосуд, / дивный ковчег, и завесу, и жезл, / храм неразрушимый и дверь Божию; / этим он научает восклицать Тебе: / "Истинно выше всех Ты, Дева чистая!"

Ангели вхождение Девы зряще, удивишася: / како Богоугодне вниде во святая святых?

 

Ангелы, видя вхождение Девы, поражались тому, / как вошла Она богоугодно во Святое Святых.

Песнопоя Тебе, / провозглашаше Давид, глаголя Тя Дщерь Цареву, / красотою добродетелей, одесную предстоящую Бога, видев Тя упещрену. / Темже, пророчествуя, вопияше: / истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

 

Давид, воспевая, задолго возглашал Тебе, / называя Тебя дочерью Царя, / когда узрел Тебя по красоте добродетелей / предстоящей по правую руку Бога, изукрашенной; / потому он пророчески взывал: / "Истинно выше всех Ты, Дева чистая!"

Ангели, взыграйте со святыми, девы, сликовствуйте: / Богоотроковица бо вниде во святая святых.

 

Ангелы, торжествуйте со святыми; девы вместе возликуйте: / ибо Божия Отроковица вошла во Святое Святых.

Богоприятну предзря, Соломон, проповеда Тя одр Царев, / живый источник запечатствован, / из негоже немутная нам произыде вода, верою вопиющим: / истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

 

Соломон, провидя, что Ты примешь в Себя Бога, / уподобил Тебя, Богородица, ложу Царя, / и живому запечатанному источнику, / из которого вышла незамутненная вода / для нас, с верою взывающих: / "Истинно выше всех Ты, Дева чистая!"

Ангели и человецы, Деву песньми да возвеличим: / Боголепно бо вниде во святая святых.

 

Ангелы и люди, в песнях Деву возвеличим; / ибо Она богоприлично вошла во Святое Святых.

Подаеши дарований Твою тишину, Богородице, души моей, / точащи жизнь Тебе чтущим по долгу, / Сама защищающи, и покрывающи, и соблюдающи, вопити Тебе: / истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

 

Удели в числе даров / тишину Твою душе моей, Богородица, / источая жизнь чтущим Тебя по справедливости, / Сама о них заботясь, и покрывая, и храня, / чтобы им восклицать Тебе: / "Истинно выше всех Ты, Дева чистая!"

Таже 1-й лик поет втораго канона припев праздника: Величай, душе моя, / приведенную во храм Господень и благословенную руками иереевыми.

 

Затем первый хор поет праздничный припев второго канона: Величай, душа моя, / приведенную в храм Господень и благословленную руками священников.

И посем ирмос: Светоносный облак: И вторый лик поет тойже припев праздника и ирмос, и на тропарех поем тойже припев праздника.

 

 

И ирмос: Светоносное облако: Затем второй хор поет тот же припев и ирмос. И на каждый тропарь поем тот же припев праздника.

 

Ин. Ирмос: Светоносный облак, в оньже всех Владыка, / яко дождь с небесе на руно, сниде / и воплотися нас ради, / быв Человек, Безначальный. / Величаем вси яко Матерь Бога нашего Чистую. (2)

 

Канон 2. Ирмос: Светоносное облако, в котором всего Владыка / как дождь на руно с небес сошел / и, Безначальный, воплотился, / став человеком ради нас, / все мы величаем, / как чистую Матерь Бога нашего.

Из праведных произыде Иоакима и Анны / обещания плод – Богоотроковица Мария / и, яко кадило приятное, плотию младенствующи, / приводится во святилище святое / яко Святая во святых обитати.

 

От праведных Иоакима и Анны / произошел обещания плод / – Мария Божия Отроковица; / и, как приятный фимиам, / она, еще младенец плотию, / приводится во святой храм, / чтобы, как святая, обитать во святилище.

Младенствующую естеством и паче естества явльшуюся Матерь Божию восхвалим песньми: / в храм бо законный Господу днесь приводится в воню благовония, / праведных яко плод духовный.

 

Младенчествующую по естеству / и сверхъестественно Матерью Божией явившуюся / восхвалим песнями, ибо Она в сей день / в храм подзаконный Господу приводится / как благоухание приятное, / как плод духовный праведных.

Со Ангелом, еже радуйся, Богородице приличне возопиим, вернии: / радуйся, вседобрая Невесто; / радуйся, облаче светлый, из негоже нам возсия Господь, во тьме неведения седящим; / радуйся, всех Надеждо.

 

С Ангелом "Радуйся" воскликнем, верные, / Богородице, как подобает: / "Радуйся, прекрасная Невеста; / радуйся, Облако светлое, / из которого воссиял Господь / нам, пребывающим во тьме неведения; / радуйся, Надежда всех!"

Святых святая и Богомати Марие, / молитвами Твоими, Чистая, свободи ны от сетей вражиих / и всякия ереси и скорби, / верно покланяющияся образу святаго Твоего зрака.

 

Святая из святых и Богоматерь Мария, / мольбами Твоими, Чистая, освободи нас от сетей врага, / и всякой ереси, и скорби, / с верою поклоняющихся / изображению Твоего святого лика.

Песнь достойную Богородице вся тварь со Ангелом Гавриилом взывает, вопиюще: / радуйся, Мати Божия Всенепорочная, / Еюже избавихомся первыя клятвы, / бывше нетления общницы.

 

Достойнейшую песнь / возглашает Богородице все творение / с Ангелом Гавриилом, взывая: / "Радуйся, Матерь Божия всенепорочная, / благодаря Которой мы избавились от древнего проклятия, / сделавшись причастниками нетления!"

Херувим пребольши, и Серафим вышши, / и ширши Небес явилася еси, Дево, / яко Невместнаго всеми во утробе вместивши, Бога нашего, / и рождши несказанно: / Егоже моли прилежно о нас

 

Превосходящей Херувимов, Серафимов высшей / и пространнейшей небес Ты явилась, Дева, / как совершенно невместимого Бога нашего / во чреве вместившая и родившая неизреченно: / моли Его усердно о нас.

Припев: Величай, душе моя, / Триипостаснаго и Нераздельнаго Божества Державу.

 

Величай, душа моя, / власть нераздельного в трех Лицах Божества.

Троичен: Триипостасное естество, и Нераздельную славу, / и в Божестве Едином поемую непрестанно на Небеси и на земли / Троицу Неразлучную прославим, / с Сыном Отцу и Духу покланяющеся благочестно.

 

Троичен: Естество в трех Лицах и нераздельную славу, / непрестанно воспеваемую в единстве Божества / на небе и на земле – Троицу неразлучную: / с Сыном Отца и Духа, / прославим, поклоняясь благоговейно.

Припев: Величай, душе моя, / Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу.

 

Величай, душа моя, / честью и славой высшую Небесных воинств / (Деву Пречистую Богородицу.)

Богородичен: Под Твое благоутробие прибегающия верно / и покланяющияся благочестно Сыну Твоему, Дево Богородительнице, / яко Богу и Господу мира, / молися от тли и бед избавити и всяческих искушений.

 

Богородичен: Моли, Дева Божия Родительница, / об избавлении от гибели, и бед, / и всяческих искушений / к Твоему милосердию с верою прибегающих / и благоговейно поклоняющихся Сыну Твоему, / как Богу всего мiра и Господу.

Таже оба лика, вкупе сошедшеся, поют припев 1-го канона: Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, / како Дева вниде во святая святых. И посем:

 

Затем оба лика сойдясь вместе поют припев первого канона: Ангелы, вхождение Всечистой видя, поражались тому, / как Дева вошла во Святое Святых.

Катавасия: Таинство странное вижу и преславное: / Небо – вертеп, Престол Херувимский – Деву, / ясли – вместилище, / в нихже возлеже Невместимый – Христос Бог, / Егоже, воспевающе, величаем.

 

 

 

Катавасия: Таинство вижу / необычайное и чудное: / пещера – небо, престол Херувимский – Дева, / ясли – вместилище, / где возлег невместимый Христос Бог, / Которого мы в песнях величаем.

 

 

Светилен.
Подобен: Жены, услышите:

 

Светилен
Подобен: Жены, услышьте:

Юже древле предвозвести пророческое сословие, / стамну, и жезл, и скрижаль, и несекомую гору, / Марию Богоотроковицу верно да восхвалим: / днесь бо вводится во святая святых воспитатися Господу. (3)

 

 

Восхвалим с верою Марию, Божию Отроковицу, / Которую в древности сонм пророков предвозвестил / как сосуд с манной, и жезл, / и скрижаль, и нерассекаемую гору: / ибо в сей день Она вводится во Святое Святых – / для воспитания Господу. (3)

 

На хвалитех стихиры, на 4, глас 1.
Подобен: Небесных чинов:

 

На "хвалите" стихиры на 4, глас 1
Подобен: Небесных полков:

Свещеносицы девы, / Приснодеву светло провождающе, / пророчествуют истинно Духом будущее: / храм бо Божий Богородица сущи, / в храм со славою девственною, / младенствующи, вводится.

 

Девы со светильниками, / светло путь пролагая Приснодеве, / воистину пророчествуют в Духе о грядущем, / ибо Богородица, являясь храмом Божиим, / во храм со славою девы / с младенчества вводится.

Обещания святаго и плод благославный / Богородица воистинну явися миру, / яко всех превышшая: / Яже благочестно приводима в храм Божий, / молитву рождших исполняет, / соблюдаема Божественным Духом.

 

Плодом, притом славнейшим, / святого обещания / Богородица явилась миру, / как поистине всех высочайшая; / благоговейно приводимая в дом Божий / Она молитвенный обет Её родивших исполняет, / сохраняемая Божественным Духом.

Небесным воспитана, Дево, хлебом / верно в храме Господни, / родила eси миру Жизни Хлеб, Слово, / Eмуже, яко храм избранный и всенепорочный, / предобручилася eси Духом таинственно, / обручена Богу и Oтцу.

 

Дева, поистине вскормленная / небесным хлебом в храме Господнем, / Ты, родила миру хлеб жизни – Слово, / Которому, как храм избранный и всенепорочный, / предназначена таинственно Духом, / обрученная Богу и Отцу.

Да отверзется дверь Богоприятнаго храма: / храм бо всех Царя и Престол, / днесь со славою внутрь прием, / Иоаким возлагает, освятив Господу / от Него избранную в Матерь Себе.

 

Да откроется дверь принявшего Бога храма, / ибо в сей день, взяв Храм и Престол всех Царя, / Иоаким со славою помещает / его внутри как дар, посвятив Господу / Избранную Им в матерь Себе.

Слава, и ныне, глас 2. Леонта маистора:

 

Слава, и ныне, глас 2, Льва магистра

Днесь в храм приводится Всенепорочная Дева, / во обителище Всецаря Бога / и всея жизни нашея Питателя; / днесь Чистейшая Святыня, / яко трилетствующая Юница, / во святая святых вводится; / Той возопиим, яко Ангел: / радуйся, Eдина в женах Благословенная.

 

В сей день во храм приводится всенепорочная Дева / для обитания Царя всех Бога / и всей жизни нашей Питателя; / в сей день чистейшая святыня, как трехлетняя Телица, / во Святое Святых вводится. / Воскликнем Ей, как Ангел: / "Радуйся, единственная между женами благословенная!"

Славословие великое.

 

 

Славословие великое.

 

Отпуст

Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

 

 

Отпуст

Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святых и праведных Богоотцов Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец.

 



(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

 

 
Рейтинг@Mail.ru Система Orphus