Православное Богослужение
Переводы Богослужебных книг

 

Главная \ Церковь \ Богослужения \ Переводы богослужебных книг \ Триодь постная\ Оглавление\ Неделя пятая Великого поста

Великая вечерня • Утреня • Литургия


 

НЕДЕЛЯ ПЯТАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

 

НА УТРЕНИ

 

На Бог Господь тропарь воскресный, гласа по дважды.

 

 

НА УТРЕНИ

 

После шестопсалмия Бог Господь: на глас Октоиха, и поем тропарь воскресный.

Слава, тропарь преподобныя, глас 8:

 

 Слава, тропарь преподобной, глас 8

В тебе мати известно спасеся еже по образу: / приимши бо крест, последовала еси Христу / и деющи учила еси: презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

 

В тебе, матерь, точно сохранилось / то, что в нас по Божию образу: / ибо взяв свой крест ты последовала за Христом, / и делом учила пренебрегать плотью, как преходящей, / заботиться же о душе, творении бессмертном. / Потому и радуется с Ангелами, преподобная Мария, дух твой.

И ныне, Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы, / и распятие претерпев, Благий, / испровергий смертию смерть и воскресение явлей яко Бог, / не презри, яже создал еси рукою Твоею. / Яви человеколюбие Твое, Милостиве, / приими рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны, / и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

 

 

И ныне, Богородичен: Ради нас рожденный от Девы / и распятие претерпевший, / ниспровергший смертию смерть / и явивший воскресение как Бог, / не презри, Благой, созданных рукою Твоею; / яви человеколюбие Твое, Милостивый, / прими родившую Тебя Богородицу, ходатайствующую за нас, / и спаси, Спаситель наш, людей отчаявшихся.

 

  

Затем обычное стихословие Псалтири. Седальны Октоиха. После Непорочных тропари: Ангельский сонм: Ипакои. Степенны и прокимен гласа. Все, что дышит: Евангелие воскресное рядовое. Воскресение Христа: Псалом 50. Затем Слава, глас 8: Покаяния врата отверзи мне:

 

 

По всем обычнем последовании, каноны 3: воскресный с Богородичным на 6: настоящий Триоди на 4: и преподобныя на 4.

 

Канон первый – Воскресный на 4, Богородичен на 2, Триоди на 4 и преподобной на 4:

Канон на богатаго, и на Лазаря.
Глас 8. Песнь 1.

 

Канон на богатого и Лазаря,
глас 8. Песнь 1

Ирмос: Воду прошед яко сушу, / и египетскаго зла избежав, / израильтянин вопияше: / Избавителю и Богу нашему поим.

 

Ирмос: По воде пройдя, как по суше:

Оставил мя еси богатству сластей, / веселящемуся на всяк день в сладости богатому. / Темже Тя молю Спасе, / огня мя якоже Лазаря избави.

 

Предоставил Ты мне / предаться богатству наслаждений, / подобно веселившемуся на всякий день в роскоши богатому. / Потому молю Тебя, Спаситель, / от огня меня как Лазаря избавь.

Одеяхся Спасе сластьми, / якоже обложивый себе виссон и злато, и златую одежду, / но мя во огнь якоже онаго, да не послеши.

 

Одет я, Спаситель, услаждениями / как облачавшийся в виссон, и золото, / и златотканную одежду; / но не пошли меня в огонь, как его.

Веселяшеся богатством и сладостию богатый, / древле в житии тленнем: / темже на муки осудися, / нищий орошашеся Лазарь.

 

Веселился богатством и роскошью богатый / некогда в жизни тленной, / потому и был на муки осужден, / нищего же Лазаря роса освежала.

Богородичен: Чини Тя ангел и человек, безневестная Мати, / хвалят непрестанно: / Творца бо сих якоже Младенца / во объятиих Твоих носила еси.

 

 

Богородичен: Полки Ангелов и смертных / Тебя, Матерь, брака не познавшая, восхваляют непрестанно, / ибо Ты их Творца как младенца / во объятиях Твоих носила.

 

Другий канон преподобныя,
на 4. Глас 6.

 

Иной канон преподобной,
глас 6. Песнь 1

Ирмос: Волною морскою / Скрывшаго древле / гонителя мучителя – под землею скрыша / спасенных отроцы; / но мы, яко отроковицы, / Господеви поим, / славно бо прославися.

 

Ирмос: Волною морскою:

Любовию светоносную и божественную твою память празднующему, / свет низпосли ми, / предстоящая преподобная свету неприступному Христу, / искушений всяческих мя жития избавляющи.

 

С любовью светоносную и божественную твою память празднующему, / свет ниспошли мне, преподобная, / предстоящая Свету неприступному – Христу, / от всяческих искушений житейских меня избавляя.

К египтяном плотию отшедый, Неописанный и Превечный, / из Египта показует всесветлую тя звезду, / ведый Господь вся прежде бытия.

 

С египтянами по плоти поселившийся Господь, / Беспредельный и Предвечный, / из Египта являет тебя, всесветлую звезду, / всех Знающий прежде рождения.

Божественных заповедей честная не ведущи, / божественный образ Божий окаляла еси: / Божественным же промыслом паки очистила еси всехвальная, / обожившися деяньми божественными преподобная твоими.

 

Божественных заповедей не зная, досточтимая, / прекрасный образ Божий ты запятнала, / но Божественным промыслом снова очистила его, всехвальная, / обожение стяжав деяниями божественными твоими, преподобная.

Богородичен: О Твоего Боже мой многаго благоутробия, / и неизреченнаго Твоего снизхождения! / Како первее блудницу, Матере Твоея мольбами, / яко чистую и непорочную, ангелом уподобил еси.

 

 

 

Богородичен: О великое Твое, Боже мой, милосердие / и неизреченное Твое снисхождение! / Как бывшую блудницу, Матери Твоей мольбами, / чистотою и непорочностью Ты Ангелам уподобил!

 

 

Песнь 3.

Ирмос: Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи, / Ты еси свет омраченных, / и поет Тя дух мой.

 

Песнь 3

Ирмос: Ты – утверждение:

Лазаря якоже спасл еси от пламене Христе, / тако мене от огня избави геенскаго, / недостойнаго раба Твоего.

 

Как Ты спас Лазаря от пламени, Христе, / так меня избавь от огня геенны, / недостойного раба Твоего.

Богатый страстьми, и сластьми есмь, Господи, / Лазарь же убогий лишением добродетелей, / но спаси мя.

 

Богат я страстями и наслаждениями, Господи, / но как Лазарь беден, ибо добродетелей лишен; / но спаси меня!

В червленицу и виссон облачашеся богатый, сластьми и грехами, / сего ради пламенствуется.

 

В багряницу и виссон богатый облачался, / наслаждениями и грехами, / и потому горит в пламени.

Богородичен: Даждь нам помощь, молитвами Твоими Всечистая, / прилоги отражающи лютых обстояний.

 

 

Богородичен: Дай нам помощь / мольбами Твоими, Всечистая, / отражая нападения страшных бедствий.

 

Иный. Ирмос: Тебе, на водах / повесившаго / всю землю неодержимо, / тварь, видевши / на лобнем висима, / ужасом многим содрогашеся, / несть свят, / разве Тебе, Господи, взывающи.

 

Канон преподобной.

Ирмос: Тебя, на водах:

Ко вратом погибели приближшуюся деяньми безместными, / врата прежде адова сокрушивый силою Божества, / врата покаяния тебе отверзает всечестная, / дверь сый Сам живота.

 

Тебе, к вратам погибели / приблизившейся делами непристойными, / Тот, Кто прежде врата ада сокрушил силою Божества, / покаяния врата отверзает, досточтимая, / Сам являясь дверью жизни.

Оружие греха Долготерпеливе прежде бывшую, / оружию Креста Божественнаго поклонением показал еси, / оружия бесов вся, и козни всяко побеждающую, Благоутробне.

 

Орудием греха прежде бывшую, Долготерпеливый, / после поклонения оружию божественного Креста / Ты явил всецело побеждающей / все орудия и козни бесов, Милосердный.

Цену за всех, Свою прежде излиявый кровь, / банею слез чистую тя соделовает, / проказою лютою болевшую злейшаго деяния, / всяко еже быти всем давый.

 

Прежде в выкуп за всех / кровь Свою изливший, / чистой слез купелью делает тебя, / болевшую проказой тяжкою порочнейшего деяния, / всем бытие всецело Даровавший.

Богородичен: Слова всякаго есть вышшее, еже на Тебе Дево: / Слово бо Отчее в Тебе боголепно вселися, / разрешение согрешений всем согрешающим, / словом единем подаваяй.

 

 

 

Богородичен: Слова всякого выше / на Тебе, Дева, совершившееся: / ибо в Тебя вселилось, как подобает Богу, Слово Отчее, / разрешение согрешений всем согрешающим / одним словом подающее.

 

 

Седален, глас 8. Подобен: Премудрость и слово:

 

Седален, глас 8

Взыграния вся плотская обуздавши труды постническими, / мужественное явила еси души твоея мудрование. / Крест бо Господень видети возжелавши, / самую себе всечестная мирови распяла еси: / отнюдуже и к желанию ангельскаго жительства / любезно управила еси себе всеблаженная. / Моли Христа Бога, оставление согрешений даровати, / чтущим любовию святую память твою.

 

Все восстания плоти обуздав подвижническими трудами, / ты явила мужественное расположение твоей души. / Ибо, Крест Господень увидеть благочестиво возжелав, / саму себя, славная, для мира ты распяла; / оттого и к ревности о жизни ангельской / усердно побудила себя, всеблаженная. / Потому мы с верою память твою, Мария, празднуем, / прося о щедром даровании нам / прощения согрешений ходатайствами твоими.

Слава, и ныне, Богородичен: Небесная врата и ковчег, всесвятую гору, / светозарный облак воспоим, неопалимую купину, / словесный рай, Евино воззвание, / вселенныя всея великое сокровище: / яко спасение в Ней содеяся мирови, / и оставление древних согрешений. / Тем и вопием Ей: / молися Сыну Твоему и Богу, / согрешений оставление даровати, / благочестно покланяющимся всесвятому Рождеству Твоему.

 

 

 

Слава, и ныне, Богородичен: Небесные врата и ковчег, всесвятую гору, / светозарное облако воспоем, / несгорающий терновый куст, духовный рай, / Евы ко спасению призвание, / всей вселенной великое сокровище, / ибо в Ней совершилось спасение мира и прощение древних согрешений. / Потому мы и взываем Ей: "Молись Сыну Твоему и Богу, о даровании отпущения согрешений / благоговейно поклоняющимся всесвятому рождению от Тебя Христа!"

 

 

Песнь 4.

Ирмос: Услышах, Господи, / смотрения Твоего таинство, / разумех дела Твоя / и прославих Твое Божество.

 

Песнь 4

Ирмос: Услышал я, Господи:

Наслаждашеся богатый брашном, и одеяньми веселяся: / Лазарь же насытитися желаше сего трапезы крупиц.

 

Роскошествовал богатый, / пищей и одеждами услаждаясь, / Лазарь же желал насытиться / крохами с его стола.

Пси убо облизоваху языком нищаго Лазаря струпы, / сострадательнейшее бывающе, / богатаго разума ко убогому.

 

Псы лизали языком / нищего Лазаря язвы, / оказываясь нравом сострадательнее к бедному, / чем богатый.

Пред враты валяшеся древле богатаго, Спасе, / Лазарь мучимь язвами убожества, / отонудуже ныне прославляется.

 

Пред вратами богатого некогда / был повержен Лазарь, / мучимый язвами нищеты, / потому, Спаситель, он ныне прославляется.

Богородичен: Егоже родила еси Пречистая, / моли спастися воспевающим Тя, от работы льстиваго, / яко едина еси нам Предстательница.

 

 

Богородичен: Кого во чреве носила Ты, Пречистая, / моли о спасении воспевающих Тебя / от рабства губителю, / ибо Ты одна наша Покровительница.

 

Иный. Ирмос: На Кресте Твое / Божественное истощание / провидя, Аввакум, / ужасся, вопияше: / Ты сильных пресекл еси / державу, Блаже, / приобщаяся сущим во аде, яко Всесилен.

 

Канон преподобной.

Ирмос: На Кресте Твое божественное умаление:

Яко Содетель человеческаго естества, / яко милости источник, и благоутробия богатство, / ущедрил еси Человеколюбче прибегницу Твою, / и исхитил еси сию губительнаго зверя.

 

Как Создатель человеческого естества, / как милости источник и благосердия богатство, / пожалел Ты, Человеколюбец, прибегшую к Тебе / и исторг ее от пагубного зверя.

Крест видети потщавшися, / крестным просвещением Марие озарилася еси, / Крестом беседовавшаго, / манием Божественным распеншися мирови досточудная.

 

Крест увидеть поспешив, / крестным просвещением озарилась ты, Мария, / мановением божественным Предавшего Себя на Крест / распявшись для мира, досточудная.

Злых вина первее, сласть лукавая, многим бывши, / аки солнце просиявши, / всем наставница преподобная явися согрешающим.

 

Прежде бывшая для многих виновницей зол / посредством порочного услаждения, / словно солнце просияв, ты явилась, преподобная, / наставницей всем согрешающим.

Богородичен: Ум превозшла еси и небесный, / мысленное небо всех Царя: / законов бо естества вне Чистая / Законодателя и Создателя всех родила еси.

 

 

 

Богородичен: Ум превзошла Ты и небесный, / мысленное Небо всех Царя: / ибо помимо естественных законов, Чистая, / Законодателя и Творца всего Ты зачала.

 

 

Песнь 5.

Ирмос: Вскую мя отринул еси / от лица Твоего, Свете Незаходимый, / и покрыла мя есть чуждая тьма, окаянного, / но обрати мя и к свету заповедей Твоих / пути моя направи, молюся.

 

Песнь 5

Ирмос: Для чего Ты отверг меня:

На Авраамлих недрех, Лазаря богатый егда узре, / во свете и славе веселящася, / отче, взываше, Аврааме, помилуй мя / во огни осужденнаго, и языком люте пламенуема.

 

Когда Лазаря на лоне Авраамовом / богатый увидел, во свете и славе веселящимся, / он взывал: "Отче Авраам, помилуй меня! / Во огонь я осужден, и язык мой горит ужасно!"

Насладился еси богатством жития веселяся, / Авраам глаголаше богатому, / отнюдуже мучишися зде вечно во огни сый, / нищий же в веселии нескончаемом радуется Лазарь.

 

"Жил ты в роскоши, о богатстве житейском радуясь", / Авраам богатому говорил, / "оттого здесь вечно терпишь наказание, находясь в огне, / нищий же Лазарь в радости / нескончаемой веселится".

Жития прелестию богатый бых, / якоже богатый житие все сластьми иждивый, Человеколюбче, / но молю Твоих щедрот, / еже свободити ми ся огня, якоже спасеся Лазарь.

 

Обольщением житейским я стал богат, / как тот богач, всю жизнь растратив в наслаждениях, Человеколюбец! / Но молю о милосердии Твоем, / да избавлен буду от огня, / как спасен был Лазарь.

Богородичен: Матернее дерзновение к Сыну стяжавши Всечистая, / сроднаго промышления о нас не презри, молимся: / яко Тя и едину, христиане ко Владыце, / умилостивление благоприятное предлагаем.

 

 

Богородичен: Материнское дерзновение имея к Сыну, Всечистая, / родственным попечением о нас не пренебреги, молим, / ибо мы, христиане, Тебя и одну Тебя / умилостивлением благоприятным к Владыке направляем.

 

Иный. Ирмос: Богоявления Твоего, Христе, / к нам милостивно бывшаго, / Исаия, Свет видев Невечерний, / из нощи утреневав, взываше: / воскреснут мертвии, / и востанут сущии во гробех, / и вси земнороднии возрадуются.

 

Канон преподобной.

Ирмос: Богоявления Твоего к нам, Христе:

Моисей прославися иногда на Синаи, / Божия задняя таинственно видев преславный, / подписуя странное таинство: / манноприемлющия же стамны ныне, / образу пречистому тепле припадши, / Мария ангельское житие носит.

 

Моисей на Синае некогда прославился, / Бога сзади таинственно увидев, славный, / и начертав необычайное это таинство; / ныне же Мария, как к сосуду с манной / к пречистой иконе горячо припав, / ангельскую жизнь проводит. 

Храм благолепия Твоего вожделевши псаломски видети, / умное же селение славы Твоея, Твой храм осквернившая: / умными молитвами Христе, Твоего храма неискусомужныя бывшия, / храм мя вседетельнаго сотвори Духа.

 

Благолепие храма Твоего / и невещественную славы Твоей скинию / возжелала, по псалму, увидеть / храм Твой осквернившая / и невидимыми ходатайствами мужа не познавшей / стала храмом Твоим, Христе. / Соделай же и меня / храмом вседейственного Духа.

Удою плоти, очесы многих уловившая, сластию краткою, / снедь же диаволу сих сотворшая, / уловлена бысть всеистинно / Божественною благодатию Креста честнаго / сладчайшая Христови снедь бывши.

 

Удою плоти глазами многих уловившая / и кратким услаждением / пищей диавола соделавшая их / уловлена была всеистинно / Креста священного божественною благодатию, / став сладчайшею снедью для Христа.

Богородичен: Научен лик пророческий таинству еже в Тебе, / таинственными богоглаголаньми Пречистая, / Тебе многообразно предглагола: / манноприемлющия же стамны ныне, / образу пречистому сия припадши, / Мария споручница грешных к Богу.

 

 

 

Богородичен: Хор пророков, посвященный в таинство, / совершившееся в Тебе, / таинственными божественными словами, Пречистая, / о Тебе разнообразно предвозвестил. / Сосуд же вместивший манну / есть то, к чему припала Мария ныне / пречистый образ Поручительницы / за грешных пред Богом.

 

 

Песнь 6.

Ирмос: Очисти мя, Спасе, / многа бо беззакония моя, / и из глубины зол возведи, молюся: / к Тебе бо возопих и услыши мя, / Боже спасения моего.

 

Песнь 6

Ирмос: Очисти меня, Спаситель:

Богатый себе пламеню огненному осуди сластным житием: / убогий же Лазарь нищету избрав в сем житии, / сподобися нескончаемыя радости.

 

Богатый самого себя в пламя огненное осудил / своею жизнью в наслаждениях. / Бедный же Лазарь, избрав в этой жизни нищету, / удостоился нескончаемой радости.

В недрех Авраамлих Лазарь сподобися, / вечнаго живота наслаждаяся: / огню же богатый душею и телом осудися мучася.

 

Лазарь на лоне Авраама удостоен пребывать, / вечной жизнью исполняясь, Христе. / Богатый же был осужден в огонь / терпеть и душой и телом наказание.

Осужден есть во огнь богатый Лазаря ради: / не осуди мене окаяннаго, молюся человеколюбче Господи, / но яко Лазаря, света мя Твоего сподоби.

 

Осужден в огонь богатый из-за Лазаря. / Не осуди же меня, несчастного, / Человеколюбивый Господи, молю, / но удостой меня как Лазаря Твоего света.

Богородичен: Да избавимся лютых прегрешений / молитвами Твоими Богомати Чистая, / и да получим Божественное просвещение, / из Тебе несказанно воплощшагося Сына Божия.

 

 

Богородичен: Да избавимся от тяжких согрешений / мольбами Твоими, Божия Родительница чистая, / и да получим, Всенепорочная, божественное озарение / от Тебя несказанно воплотившегося Сына Божия.

 

Иный. Ирмос: Бездна последняя грехов обыде мя, / и, волнения не ктому терпя, / яко Иона, Владыце, вопию Ти: /от тли мя возведи.

 

Канон преподобной.

Ирмос: Крайняя бездна грехов окружила меня:

Радуются, Марие, ангельская воинства, / равное преподобная житие сим в тебе зряще, / и славу Господеви зовут.

 

Радуются, Мария, ангельские воинства, / равное им житие в тебе видя, преподобная, / и славу Господу возглашают.

Ужасаются бесов мрачных состояния, / терпеливаго твоея крепости, / яко жена преславно, и нагая, / и единая сим возмогла еси.

 

Трепещут бесов мрачных сонмища / от силы твоего терпения, / ибо ты, жена одинокая и нагая, / посрамила их предивно.

Просияла еси аки солнце Марие всехвальная, / и пустыню чудесы всю просветила еси. / Темже и мене светом уясни.

 

Просияла ты словно солнце, Мария всехвальная, / и светочами всю пустыню озарила. / Потому и меня твоим светом просвети.

Богородичен: Ангели, просветившеся славою Рождества Твоего, / на земли мир всем нам, / и благоволение человеком, Дево, возопиша.

 

 

 

Богородичен: Ангелы, озаренные славою / рождения от Тебя Христа, / на земле мир всем нам / и благоволение людям, Дева, громко возвестили.

 

 

Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь:

 

Кондак, глас 3

Блудами первее преисполнена всяческими, / Христова невеста днесь покаянием явися, / ангельское жительство подражающи, / демоны Креста оружием погубляет. / Сего ради Царствия невеста явилася еси Марие преславная.

 

Прежде различными блудодеяниями исполненная, / ныне через покаяние ты наречена невестою Христовой, / ангельского образа жизни возжелавшая, / демонов оружием Креста поправшая. / Потому явилась ты Царства невестой, / Мария досточтимая!

Икос: Агницу Христову и дщерь песньми восхвалим ныне, / Марию приснопамятную, явльшуюся Египетское овча: / и прелести сих всея избеже, / и едина принесеся Церкви совершенное возращение, / воздержанием и молитвою подвизающися паче меры человеческаго естества. / Темже и возвыси ея и житие и деяние, един Вседержитель, / Марии преславныя.

 

 

 

Икос: Агницу Христову и дочь / ныне песнями восхвалим, Марию достославную, / по происхождению – отпрыск египтян, / но всего их заблуждения избежавшую, / и прекрасно принесенную Церкви, как отрасль драгоценная, / в воздержании и молитве подвизавшаяся / выше меры человеческого естества. / Потому и возвысилась ты во Христе жизнью и деянием, / явившись Царства Небесного невестой, / Мария досточтимая!

 

  

Синаксарь в неделю пятую Великого поста.

Стихи:

Дух отошёл, плоть же давно удалилась;
Мертвые кости Марии ныне, земля, сокрывай.

  

Cия, будучи двенадцати лет, оставила своих родителей и, удалившись в Александрию, жила блудной жизнью семнадцать лет. Затем, движимая любопытством, отправилась со многими другими паломниками в Иерусалим, чтобы попасть на праздник Воздвижения Честного Креста.

Там она предалась всякому виду бесчинства и непристойностям и многих увлекла в глубину погибели. Но, желая войти в церковь в день, когда воздвигали Крест, ощутила три и четыре раза некую невидимую силу, возбранявшую ей войти, тогда как бывшее с ней множество народа беспрепятственно входило. Пораженная от этого сердцем, она обещала, что изменит жизнь и умилостивит Бога покаянием. И так, направившись снова в церковь, беспрепятственно вошла в неё. Поклонившись же Честному Древу, в тот же день удалилась из Иерусалима, перешла Иордан, вошла в самую глубину пустыни и прожила в ней сорок семь лет жизнью самой суровой и превышающей возможности человека, наедине молясь Единому Богу. И уже к концу жизни, встретившись с неким отшельником, по имени Зосима, и рассказав ему свою жизнь от начала, попросила его, чтобы он принес ей Пречистые Тайны для причащения, – что тот и сделал на следующий год, в Великий Четверг. Годом же позже, придя снова, Зосима нашел её мертвой, простертой на земле и надпись близ неё, гласящую следующее: "Авва Зосима! Погреби здесь тело убогой Марии. Она умерла в тот день, в который причастилась Пречистых Таин. Молись за меня". Относится же смерть её к 308 году.

Память этой преподобной совершается 1 апреля, но установлена она и сегодня, так как приближается уже конец Великой Четыредесятницы, чтобы побудить к покаянию легкомысленных и грешных, примером для которых является празднуемая святая.

 

Песнь 7.

Ирмос: От Иудеи дошедше отроцы / в Вавилоне иногда, / верою троическою пламень пещный попраша, поюще: / отцев Боже, благословен еси.

 

Песнь 7

Ирмос: Из Иудеи пришедшие юноши:

Иов якоже древле во гноищи червей и кале лежаше, / такоже и пред враты богатаго Лазарь седяше, вопия: / отец Боже благословен еси.

 

Как в древности Иов в гнили, червями полной / и на куче навоза пребывал, / так же и Лазарь пред вратами богатого сидел, взывая: / "Боже отцов, благословен Ты!"

Валяяся пред враты немилосердаго богатаго древле Лазарь, / крупиц желаше его трапезы, но никтоже даяше ему: / и вместо сих обрете Авраамля недра.

 

Брошенный пред вратами богача немилосердного, / Лазарь некогда желал крошек с его стола, / и никто не давал ему; но вот, / вместо них обрел он недра Авраама.

Немилосердаго богатаго части, Христе мой избави мя, молюся, / и убогому Лазарю счинив мя, вопити Тебе благодарно сподоби: / отец наших Боже благословен еси.

 

От участи немилосердного богатого / избавь меня, Христе мой, молю, / и к нищему Лазарю присоединив меня, / удостой благодарно взывать Тебе: / "Отцов наших Боже, благословен Ты!"

Богородичен: Из утробы девственныя Воплотивыйся, явился еси на спасение наше. / Темже Твою Матерь ведуще Богородицу, благодарно зовем: / отец наших Боже благословен еси.

 

 

Богородичен: Из чрева девственного воплотившись, / Ты явился для спасения нашего. / Потому, зная Матерь Твою, как Богородицу, / мы благодарно восклицаем: / "Отцов наших Боже, благословен Ты!"

 

Иный. Ирмос: Отроцы в Вавилоне / пещнаго пламене не убояшася, / но, посреде пламене ввержени, / орошаемы пояху: / благословен еси Господи / Боже отец наших.

 

Канон преподобной.

Ирмос: Отроки в Вавилоне:

Превеликий во отцех, обхожда пустыню, Зосима мудрый, / преподобную видети сподобися: / благословен еси, зовет же, Боже отец наших.

 

Величайший среди отцов, Зосима мудрый, / по пустыне странствуя, удостоился / преподобную увидеть и взывает: / "Благословен Ты, Боже отцов наших!"

Что отче, странное всякия добродетели детельныя, / видети пришел еси женище? / преподобная вопияше старцу: / благословен еси, зовет же, Боже отец наших.

 

"Что ты, отче, пришел увидеть немощную жену, / чуждую всякой действенной добродетели?" / преподобная возглашала старцу; но он взывал: / "Благословен Ты, Боже отцов наших!"

Умертвивши блаженная страстей твоих взыграния, / к безстрастия ныне устремилася еси пристанищу, зовущи: / благословен еси Господи Боже отец наших.

 

Умертвив, блаженная, восстания твоих страстей, / к пристани бесстрастия ты ныне причалила, взывая: / "Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших!"

Богородичен: Зачала еси неизреченно, Дева пребывши Пречистая, / и родила еси мирови спасение, Христа Бога нашего: / темже Тя вси песньми вернии величаем.

 

 

 

Богородичен: Зачала Ты неизреченно, / оставшись Девою, Пречистая, / и во чреве носила миру спасение Христа Бога нашего; / потому все мы, верные, / Тебя песнопениями величаем.

 

 

Песнь 8.

Ирмос: Седмерицею пещь / халдейский мучитель / Богочестивым неистовно разжже, / силою же лучшею спасены, сия видев, / Творцу и Избавителю вопияше: / отроцы, благословите, / священницы, воспойте, / людие, превозносите во вся веки.

 

Песнь 8

Ирмос: Семикратно печь:

Во одежду багряную и виссон, и порфиру / богатый древле облачашеся светло окаянный: / убогий же Лазарь во вратех сего люте лежаше, / крупиц падающих трапезы хотя насытитися, / и никтоже подаяше ему: / темже в славе Христу сцарствует.

 

В одежду багряную и виссон с порфирой / богач жалкий некогда пышно облачался; / нищий же Лазарь во вратах его / тяжко бедствуя лежал, / крупицами, падающими со стола насытиться желая, / и никто ему не подавал. / Потому он во славе со Христом царствует.

Во вратех лежаше богатаго Лазарь, согнив телом ранами, / и хотяше насыщатися снеди, и никтоже даяше ему, / но и пси сострадательно языком облизоваху гной и струпы его. / Темже в раи сладости сподобися.

 

Во вратах богатого лежал Лазарь, / телом от ран согнивший, / и пищею желал насытиться, / и никто не давал ему; / и только псы сострадательно облизывали языком / язвы его и струпья. / Потому наслаждения в раю он удостоился.

В сластех обогатех, якоже древле богатый, / облачаяся на всяк день в багряницу: и аз Многомилостиве, / в сладости жития сего себе осуждаю, сластьми и прелестьми. / Темже молюся Тебе, / от огня избавитися Христе вечнаго, во вся веки.

 

Наслаждениями я обогатился, / как в древности богач, / облачавшийся ежедневно в багряницу. / И я, Многомилостивый, в роскоши жизни сей / самого себя осуждаю / удовольствиями и развлечениями. / Потому молю Тебя, Христе, об избавлении / от огня вечного на все века.

Троичен: Трисветлое Божество, единственную сияющую зарю, / от единаго триипостаснаго Естества, / Родителя безначальна, / единоестественна же Слова Отцу, / и сцарствующа единосущна Духа, / дети благословите, священницы воспойте, / людие превозносите во вся веки.

 

 

Троичен: Трисветлое Божество, единое Сияние, / блистающее от одного Естества в трех Ипостасях: / Родителя безначального, / и единое с Ним естеством Слово Отчее, / и вместе с Ними царствующего единосущного Духа, / отроки, благословляйте, священники, воспевайте, / люди, превозносите во все века.

 

Иный. Ирмос: Ужаснися, бояйся, Небо, / и да подвижатся / основания земли: / се бо в мертвецех вменяется / в Вышних Живый / и во Гроб мал / странноприемлется. / Егоже, отроцы, благословите, / священницы, воспойте, / людие, превозносите во вся веки.

 

Канон преподобной.

Ирмос: Изумись в трепете небо:

Глубины сердца испытуяй, / прежде бытия предведый вся наша, / нужнаго жития исхитил еси прибегшую к Тебе Спасе, / нуждно Твоему человеколюбию вопиющую немолчно: / священницы благословите, / людие превозносите во вся веки.

 

Испытывающий глубины сердца, / прежде бытия Знающий все наши дела / от бурной жизни Ты похитил прибегшую к Тебе, Спаситель, / твердо Твоему человеколюбию взывавшую не умолкая: / "Священники, благословляйте, / люди превозносите во все века!"

О изменения честнаго, к лучшему преложения твоего честная! / О любве Божественныя, возненавидевшия плотския сласти! / О веры горящия и Божественныя, всехвальная Марие! / Юже верно хвалим, и превозносим во веки.

 

О изменение священное, / переход твой к лучшему, досточтимая! / О любовь божественная, возненавидевшая плотские наслаждения! / О вера, горящая и божественная Марии всехвальной, / которую мы с верою восхваляем / и превозносим во все века.

Обрела еси болезней возмездие, / и трудов твоих воздаяние честная Марие, / имиже низложила еси убийцу врага: / и ныне со ангелы зовеши, песнь немолчно вопиющи, / и превозносящи Христа во веки.

 

Обрела ты за труды награду, / и за муки твои воздаяние, досточтимая Мария: / ими низложила ты убийцу-врага / и ныне с Ангелами возглашаешь песнь, взывая не умолкая / и превознося Христа вовеки.

Богородичен: Всего обнови мя благости ради, во утробе Твоей Чистая, / не растлив обоего естества свойств, / яко всех веков Владыка: / отнюдуже Тя, яко вину нашего спасения, / песньми поем во вся веки.

 

 

 

Богородичен: Всего меня обновил во чреве Твоем, Чистая, / по Своей благости Владыка всех веков, / не нарушив свойств каждого из естеств. / Потому Тебя, как виновницу нашего спасения, / мы славим песнопениями во все века.

 

 

Песнь 9.

Ирмос: Тя Неискусобрачную Матерь Бога Вышняго: / Тя паче ума рождшую словом воистинну Бога, / вышшую пречистых сил, / немолчными славословлении величаем.

 

Песнь 9

Ирмос: Истинно Богородицей Тебя исповедуем:

Убогаго мя Лазаря Христе, молюся, соделай, / сластей возжеления моя потребляя, яко естеством Бог: / добродетельми же мя богата сотвори, / да верою в песнопениих величаю Тя.

 

Бедного Лазаря сотвори из меня, Христе, прошу, / стремления к наслаждениям во мне истребляя, / как Бог естеством: / добродетелями же богатым меня соделай, / чтобы я с верою в песнопениях величал Тебя.

Богатый и немилосердый, ум мой презрех, / верою Твоих заповедей Человеколюбче, / пред враты повержен люте, / но яко сострадателен и любощедр возстави, / якоже древле четверодневнаго друга Лазаря.

 

Богатый и немилосердный, я ум свой презрел, / не веруя заповедям Твоим, Человеколюбец, / и пред вратами повержен бедственно; / но как сострадательный и любящий милосердие, меня воздвигни / как некогда воскресил из сострадания на четвертый день / друга Своего Лазаря.

Вси извыкохом притче Владычней, / вси убо вернии возненавидим богатаго немилосердное, да муки избегнем, / и в недрех Авраамлих присно ликуим.

 

Все мы поняли Владыки притчу. / Итак, возненавидим, все верные, немилосердие богатого, / чтобы вечного наказания избегнуть / и на лоне Авраама непрестанно ликовать.

Богородичен: Тя невидимаго Бога носившую объятии, / на небесех певаемаго от всякия твари, / и Тобою нам дарующаго всегда спасение, / в вере величаем.

 

 

Богородичен: Тебя, носившую во объятиях невидимого Бога, / на небесах воспеваемого всем творением, / и через Тебя нам дарующего спасение всегда, / мы с верою величаем.

 

Иный. Ирмос: Не рыдай Мене, Мати, / зрящи во Гробе, / Егоже во чреве без семене зачала еси, Сына: / востану бо, / и прославлюся, / и вознесу со славою / непрестанно яко Бог / верою и любовию Тя величающия.

 

Канон преподобной.

Ирмос: Не рыдай надо Мною, Матерь:

Удобь претерпела еси, мати, пустынный труд, / укрепляема державною силою Христовою: / скверная бо помышления находящая, / струями божественных слез угасила еси чистая, / постников высото, преподобных похвало.

 

Легко перенесла ты, матерь, труд в пустыне, / наставляемая могущественною силою Христа: / ибо находящие скверные помышления / струями божественных слез угасила ты, священная, / подвижников совершенство, преподобных похвала.

Пресветлейшими лучами, / просвещает тя едина свет рождшая Христа, Дева и Чистая: / страшную врагом тя поставляет честная: / явственную же всем Марие являет тя, / страдалец красото, преподобных утверждение.

 

Светлейшими лучами просвещает тебя Дева и чистая, / одна родившая Свет Христа /. делая тебя страшной для врагов, священная, / и известной всем, Мария, тебя являет, / подвижников красота, преподобных утверждение.

Оставивши мудренно земная вся, / жилище честное Духа явилася еси: / мирских убо лютых свободитися, / моли единаго Христа свободителя, / верно совершающим Божественную память твою.

 

Оставив благоразумно все земное, / священным жилищем Духа явилась ты; / итак, моли Христа, единого Освободителя, / от страшных бед мирских освободить / с верою совершающих божественную память твою.

Богородичен: Законов естества Дево, паче естества утаившися, / новое Отроча на земли родила еси Чистая, / Законодавца суща и Ветха деньми, / мысленное небо всех Творца: / тем верою и любовию Тя ублажаем.

 

 

 

Богородичен: От законов естества, Отроковица, / утаившись сверхъестственно, / Дитя юное Ты, Чистая, носила во чреве на земле, / Законодателя истинного и Древнего Днями. / Потому Тебя, Мысленное Небо всех Творца, / мы с верою и любовию восхваляем.

 

 

Светилен воскресный.
Таже преподобныя. Подобен: Небо звездами:

 

Ексапостиларий воскресный и затем
из Триоди преподобной:

Образ покаяния тебе имуще всепреподобная Марие, Христа моли, / во времени Поста, сему нам дароватися, / яко да в вере и любви, тя песньми восхвалим.

 

Слава: Примером покаяния имеем мы тебя, / преподобнейшая Мария! / Моли Христа во время поста и нам его даровать, / чтобы мы с верою и любвью / тебя в песнях восхваляли.

Богородичен: Сладосте ангелов, скорбящих радосте, христиан предстательнице, / Дево Мати Господня, / заступи нас, и избави вечных мук.

 

 

 

И ныне, Богородичен: Услада Ангелов, скорбящих радость, / христиан Заступница, Дева Матерь Господня, / защити нас и избавь от вечных мук.

 

 

На хвалитех стихиры
воскресны, Осмогласника 4, и Анатолиевы 4.

 

На "хвалите" стихиры
воскресные Октоиха 4, восточные 4 и Триоди 1:

Таже глаголем стих: Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца.

 

Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца.   Пс 9:33

И поем самогласен, глас 1: Несть Царство Божие пища и питие, / но правда и воздержание со святостию. / Темже не богатии внидут в не, / но елицы сокровища своя в руки нищих влагают. / Сия и Давид пророк учит глаголя: / праведен муж милуяй весь день, / наслаждаяйся Господеви, / и во свете ходяй не поткнется. / Сия же вся к наказанию нашему писашася, / яко да постящеся благостыню творим, / и даст нам Господь вместо земных небесная.

 

Глас 1: Царство Божие не пища и питие / но праведность и воздержание с освящением. / Потому не богатые войдут в него, / но те, кто в руки бедных отдают свои сокровища. / Этому и Давид пророк учит, говоря: / "Праведен муж, милующий весь день, / наслаждающийся Господом / и во свете ходящий, который не преткнется". / Все же это к вразумлению нашему написано, / чтобы мы, постясь, творили добрые дела, / и даст нам Господь вместо благ земных небесные.

Слава, паки тойже.

 

Слава: повторяем то же.

И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. И отпуст. Слава, и ныне, стихира евангельская, и час 1-й.

 

 

И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева: Славословие великое и отпуст.

 



(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

 

 
Рейтинг@Mail.ru Система Orphus