Православное Богослужение
Переводы Богослужебных книг

 

Главная \ Церковь \ Богослужения \ Переводы богослужебных книг \ Триодь постная\ Оглавление\ Неделя шестая Великого поста

Малая вечерняВеликая вечерня • Утреня • Литургия


 

НЕДЕЛЯ ВАИЙ
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

 

НА УТРЕНИ

 

 

НА УТРЕНИ

 

на Бог Господь, тропаря оба:

 

 

На Бог Господь: оба тропаря праздника:

 

И тропари, глас 1:

 

Тропарь, глас 1

Общее воскресение / прежде Твоея Страсти уверяя, / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, / Тебе победителю смерти вопием: / осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне. (дважды.)

 

В общем воскресении / прежде Твоего страдания удостоверяя, / из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. / Потому и мы, как дети, держа символы победы, / Тебе – Победителю смерти воззовем: / "Осанна в вышних, / благословен Грядущий во имя Господне!" (2)

Слава, и ныне, и другий, глас 4: Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, / безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, / и воспевающе зовем: / осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне.

 

 

 

Слава, и ныне, глас 4: Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш, / мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим / и в песнях восклицаем: / "Осанна в вышних, / благословен Грядущий во имя Господне!" (1)

 

 

По 1-м стихословии седален, глас 4.
Подобен: Удивися Иосиф:

 

По 1 стихословии
седален, глас 4

С ветвьми умно очищени душами, / якоже дети Христа восхвалим верно, / велегласно зовуще Владыце: / благословен еси Спасе в мир пришедый, / спасти Адама от древния клятвы, / духовно быв Человеколюбче Новый Адам, якоже благоволил еси:/ вся Слове к полезному устроивый, слава Тебе.

 

Как дети с ветвями, чистыми душами / мысленно Христа с верою восхвалим, / громогласно взывая Владыке: / "Благословен Ты, Спаситель, в мир пришедший, / чтобы спасти Адама от древнего проклятия, / став новым, духовным Адамом, / по Своему благоволению, Человеколюбец. / Все к полезному устроивший, / Слово Божие, слава Тебе!"

Слава, и ныне, иный седален, глас 4.
Подобен: Явился еси:

 

Другой седален,
глас 4

Четверодневна Лазаря от гроба возставивый Господи, / вся научил еси вопити с ваием и ветвьми Тебе: / благословен еси Грядый.

 

Слава, и ныне: На четвертый день воскресив Лазаря из гроба, Господи, / Ты всех научил / с побегами пальм и ветвями взывать Тебе: / "Благословен Ты, грядущий!"

И чтение во Евангелии толковом Иоанна Златоустаго.

 

  

По 2-м стихословии седален, глас 4.
Подобен: Удивися:

 

По 2 стихословии
седален, глас 4

Над другом Твоим Христе слезы точиши тайно, / и воздвизаеши из мертвых Лазаря лежаща мертва, / в немже сострадание показал еси человеколюбно: / уведевше же Твое пришествие Иисусе, / множество младенец изыдоша днесь, в руках ваиа держаще, / осанна Тебе взывающе: / благословен еси, во еже мир спасти Пришедый.

 

Над другом Твоим, Христе, / Ты слезы проливаешь таинственно, / и воздвигаешь из мертвых Лазаря, лежавшего умершим, / тем самым сострадание Твое Ты человеколюбиво показал. / Узнав же о приходе Твоем, Спаситель, / в сей день вышло множество младенцев, / державших пальмовые ветви в руках, / "Осанна!" – Тебе взывая, – / "Благословен Ты, для спасения мира пришедший!"

Слава, и ныне, иный седален, глас 1.
Подобен: Камени запечатану:

 

Слава, и ныне, другой седален,
глас 1

Восхвалите согласно людие и языцы: / Царь бо ангельский взыде ныне на жребя, / и грядет хотяй на Кресте поразити враги, яко силен. / Сего ради и дети с ваием взывают песнь: / слава Тебе пришедшему Победителю: / слава Тебе Спасу Христу: / слава Тебе благословенному, / единому Богу нашему.

 

Хвалу воспойте согласно, народы и племена, – / ибо Царь Ангелов воссел ныне на осленка, / и идет, желая поразить на Кресте врагов, как сильный. / Потому и дети с пальмовыми ветвями возглашают песнь: / "Слава Тебе, пришедшему Победителю; / слава Тебе, Спасителю Христу; / слава Тебе, Благословенному, Единому Богу нашему!"

И чтение тогоже слова. Таже полиелей.

 

 

 

 

 

Величание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / осанна в вышних, / и мы Тебе вопием: / благословен Грядый во имя Господне.

 

 

Величание

Величаем Тебя, / Податель жизни Христе: / "Осанна в вышних!" / и взываем Тебе: / "Благословен Грядущий во имя Господне!"

 

Псалом избранный:

 

Псалом избранный

Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. / Яко взятся великолепие Твое превыше небес. / Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. / Врагов Твоих ради, разрушиши врага и местника. / Запретил eси языком, и погибе нечестивый. / Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла. / От Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших. / Господь в Сионе велик, и высок есть над всеми людьми. / Тамо сокруши крепости луков. / Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери Иудейския. / Возвестити в Сионе имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме. / Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии. / Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме. / Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам. / Составите праздник во учащающих до рог олтаревых. / Во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме. / Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род. / Хвала Его пребывает в век века.

 

Господи, Господь наш, как чудно имя Твоё по всей земле. / Ибо превознеслось великолепие Твоё превыше небес! / Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу. / Ради врагов Твоих, чтобы уничтожить врага и мстителя. / Ты наказал народы, – и погиб нечестивый. / Камень, который отвергли строители, он оказался во главе угла. / От Господа это было, и дивно в очах наших. / Господь на Сионе велик и высок над всеми народами. / Там сокрушил Он силы луков. / Услышал и возвеселился Сион, и дочери Иудеи возрадовались. / Да возвестят на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме. / Ибо Бог спасет Сион, и обстроятся города Иудейские. / Тебе подобает, Боже, песнь на Сионе, и Тебе воздадут обет в Иерусалиме. / Благословен Грядущий во имя Господне, Бог – Господь, и Он явился нам! / Устройте праздник среди толпящихся до рогов жертвенника! / Во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим. / Будет царствовать Господь вовек, Бог Твой, Сион, в род и род. / Хвала Ему пребывает во век века.

Слава, и ныне: Аллилуия (3).

 

 

Пс 8:2А; 8:2Б; 8:3А; 8:3Б; 9:6А; 117:22; 117:23; 98:2; 75:4А; 96:8А; 101:22; 68:36А; 64:2; 117:26А, 27А; 117:27Б; 115:10; 145:10; 110:10В

 

И по полиелеи седален, глас 8.
Подобен: Повеленное:

На престоле херувимсте, / и на жребяти возсед нас ради, / и к страсти вольней достиг, днесь слышит детей возглашающих, / осанна, народов вопиющих: / Сыне Давидов, ускори спасти, / ихже создал еси, благословенне Иисусе: / на сие бо пришел еси, / да разумеем славу Твою.

 

После полиелея седален,
глас 8

На престоле Херувимском Сидящий, / и на осленке Воссевший ради нас, / и приблизившийся к добровольному страданию, / в сей день слышит детей, возглашающих "Осанна!", / толпы взывающие: "Сын Давидов, / поспеши спасти Тобою созданных, благословенный Иисусе! / Ибо Ты для того пришел, / чтобы мы познали славу Твою!"

Слава, и ныне, паки тойже. И чтение творим о празднице, Слово кир Андреа Критскаго.

 

Слава, и ныне: повторяем то же.

Таже, степенна, первый антифон 4-го гласа.

 

 

 

Степенна, 1-й антифон 4-го гласа.

 

 

Прокимен, глас 4:

 

Прокимен, глас 4

Из уст младенец и ссущих / совершил еси хвалу. Стих: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.

 

Из уст младенцев и грудных детей / Ты устроил хвалу. Стих: Господи, Господь наш, как чудно имя Твоё по всей земле.   Пс 8:3А, 2А

Всякое дыхание:

 

  

Евангелие от Матфеа, зачало 83:

 

Евангелие от Матфея зачало 83А

Во время оно, егда приближися Иисус во Иерусалим, и приидоша в Виффагию к горе Елеонстей, тогда Иисус посла два ученика, глаголя има: идита в весь, яже прямо вама, и абие обрящета oсля привязано, и жребя с ним, отрешивша приведита Ми. И аще вама кто речет что, речета, яко Господь ею требует: абие же послет я. Сие же все бысть, да сбудется реченное пророком, глаголющим: Рцыте дщери Сионове, се Царь твой грядет тебе кроток, и всед на oсля и жребя, сына подъяремнича. Шедша же ученика и сотворша, якоже повеле има Иисус. Приведоста oсля и жребя, и возложиша верху ею ризы своя, и вседе верху их. Множайшии же народи постилаху ризы своя по пути, друзии же резаху ветви от древ, и постилаху по пути. Народи же предходящии (Ему) и вследствующии зваху, глаголюще: осанна Сыну Давидову, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних. И вшедшу Ему во Иерусалим, потрясеся весь град, глаголя: кто есть Сей? Народи же глаголаху: Сей есть Иисус Пророк, иже от Назарета Галилейска.

 

В то время, когда приближался Иисус к Иерусалиму и пришли в Виффагию на горе Масличной, тогда Иисус послал двух учеников и сказал им: идите в селение, которое напротив вас; и тотчас найдете ослицу привязанную и осленка с ней; отвяжите и приведите Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, вы ответите, что они нужны Господу, и тотчас пошлет их. А произошло это, чтобы исполнилось сказанное чрез пророка: Скажите дочери Сиона: вот, Царь твой грядет к тебе, кроткий и воссевший на ослицу и на осленка, сына подъяремной. Ученики, отправившись и сделав, как повелел им Иисус, привели ослицу и осленка и положили на них одежды, и Он сел поверх их. И очень многие в толпе разостлали свои одежды по дороге, другие же резали ветви с деревьев и расстилали по дороге; а народ, шедший впереди Его и следовавший за Ним, восклицал: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение, и говорили: кто это? Народ же говорил: это пророк Иисус из Назарета Галилейского.

Видевше же архиерее и книжницы чудеса, яже сотвори, и oтроки зовуща в церкви, и глаголюща: осанна Сыну Давидову, негодоваша. И реша Ему: слышиши ли, что сии глаголют? Иисус же рече им: ей. Несте ли чли николиже, яко изоуст младенец и ссущих совершил еси хвалу? И оставль их, изыде вон из града в Вифанию, и водворися ту.

 

 

 

А первосвященники и книжники, увидев дивные дела, которые Он совершил, и детей, восклицающих в храме: Осанна Сыну Давидову! - вознегодовали и сказали Ему: слышишь Ты, что они говорят? Иисус же ответил им: да! Разве вы никогда не читали: "Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил Себе хвалу"? И оставив их, вышел из города в Вифанию и провел там ночь.   Мф 21:1–11; 15–17

 

 

Воскресение Христово: не глаголем. Но абие псалом 50. Таже иерей взем кадило, кадит крестообразно, глаголя молитву на благословение ваиа.

 

Воскресение Христово: не поем, а сразу же читаем 50 псалом. Затем предстоятель, покадив крестообразно предложенные пальмовые или иные ветви, произносит молитву на их благословение.

Диакон: Господу помолимся.

Мы же: Господи помилуй.

 

Диакон: Господу помолимся.

Мы же: Господи, помилуй.

Господи Боже наш, седяй на херувимех, возставивый силу Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом, и погребением, и воскресением Своим. Егоже и ныне пришедша во Иерусалим на вольную страсть, людие седящии во тьме, и сени смертней, приемше воскресения знамения, ветви древес, и ваиа финик, воскресение знаменующе сретоша. Сам Владыко и нас по подражанию онех, в предпразднственный сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани. Да якоже онии народи и дети осанна Тебе приношаху, и мы такожде в песнех и пениих духовных, животворящаго и тридневнаго Воскресения достигнем, в томже Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

 

Предстоятель: Господи Боже наш, восседающий на Херувимах, воздвигший силу Твою и пославший единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет Он мир Крестом, погребением и Воскресением Своим. Его, пришедшего в Иерусалим на добровольное страдание, люди, пребывавшие во тьме и тени смертной, встретили, взяв символы победы – ветви деревьев и побеги пальм, и воскресение тем предсказали. Сам, Владыка, и нас, в этот предпраздничный день пальмовые и древесные ветви в подражание им в руках держащих и как те толпы и дети возгласы "Осанна" Тебе приносящих, соблюди и сохрани. Чтобы нам с гимнами и песнями духовными удостоиться достигнуть животворящего и тридневного Воскресения, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, со Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Егда же целуют братия Евангелие, раздавает игумен ваиа.

 

Когда же братья целуют Евангелие, предстоятель раздает ветви.

Слава, глас 2: Днесь Христос входит / во град Вифанию, на жребяти седяй, / безсловесие разрешая язык злейшее, / древле свирепеющее.

 

Слава, глас 2: В сей день Христос входит во Град Святой, / восседая на молодом осле / и прекращая злейшее неразумие язычников, / издревле бесплодное.

И ныне, паки тойже.

 

И ныне: повторяем то же.

Таже, Помилуй мя Боже:

 

 

 

Стихира, глас 6:

 

После 50 псалма стихира, глас 6

Днесь благодать Святаго Духа нас собра, / и вси вземше крест Твой глаголем, / благословен Грядый во имя Господне, / осанна в вышних.

 

В сей день благодать Святого Духа нас собрала; / и все мы, взяв Крест Твой, возглашаем: / "Благословен Грядущий во имя Господне! / Осанна в вышних!"

Посем молитва: Спаси Боже люди: Господи помилуй, 12.

 

 

 

 

 

И по возгласе, канон: ирмосы по дважды, тропари на 12. катавасия, ирмос, оба лика: Творение господина Космы, егоже краегранесие: Осанна Христос евлогименос Феос. Глас 4.

 

Канон св. Космы Маиумского, глас 4; ирмосы канона исполняются дважды, тропари все поем на 12, катавасия: оба хора исполняют ирмос.

 

Песнь 1.

{Ω} Ирмос: Явишася источницы бездны, / влаги непричастны, / и открышася моря волнующася основания бурею, / манием бо запретил еси ему, / изрядныя же люди спасл еси, / поющия победную песнь Тебе, Господи.

 

Песнь 1

Ирмос: Явились источники бездны / не имеющими влаги / и открылось дно моря волнуемого, / ибо буре его Ты мановением запретил / и спас народ особенный, / песнь победную поющий Тебе, Господи.

{Σ} Из уст младенец незлобивых, и ссущих, / хвалу Твоих раб совершил еси, / разрушити супостата, / и отмстити страстию Креста, падение древняго Адама, / древом же воскресити сего, / поюща победную песнь Тебе Господи.

 

Из уст младенцев беззлобных / и грудных детей / хвалебный хор Твоих служителей Ты устроил, / чтобы уничтожить противника / и страданием на Кресте воздать / за падение древнего Адама, / через Древо же и воскресить его, / песнь победную поющего Тебе, Господи.

{Α} Хваление Церковь преподобных, / живущему в Сионе, Тебе Христе приносит: / о Тебе же Израиль, Творце своем радуется, / и горы языцы противообразнии каменосердечнии, от лица Твоего возвеселишася, / поюще победную песнь Тебе Господи.

 

Церковь святых приносит / хвалу Тебе, Христе, / обитающему на Сионе, / Израиль же радуется о Тебе, своем Создателе, / и горы – образ жестокосердных язычников, – / возвеселились пред лицом Твоим, / песнь победную воспевая Тебе, Господи.

Катавасия: Явишася источницы:

 

 

Катавасия: Явились источники бездны:

 

Песнь 3.

{Ν} Ирмос: Точащий, краесекомый повелением Твоим, / твердый ссаша Камень израильтестии людие. / Камень же Ты еси Христе, и Жизнь, / на Немже утвердися Церковь, зовущая: / осанна, благословен еси, Грядый.

 

Песнь 3

Ирмос: От скалы, потекшей по велению Твоему, / – твердой, обрывистой, – пил народ Израильский; / но скала эта и жизнь – Ты, Христе, / на Котором утверждена Церковь, взывающая: / "Осанна, благословен Ты, Грядущий!"

{Ν} Мертвеца четверодневна повелением Твоим, / из мертвых с трепетом ад испусти Лазаря. / Воскресение бо Ты Христе и жизнь, / в Немже утвердися Церковь зовущи: / осанна, благословен еси Грядый.

 

Мертвеца четверодневного Лазаря отпустил / трепещущий ад из мертвых по Твоему велению; / ибо воскресение и жизнь Ты, Христе, / на Котором утверждена Церковь, взывающая: / "Осанна, благословен Ты, Грядущий!"

{Α} Воспойте людие боголепно в Сионе, / и молитву воздадите Христу во Иерусалиме, / Сам грядет во славе со областию: / в Немже утвердися Церковь зовущи: / осанна благословен еси Грядый.

 

 

Воспойте, люди, достойно Бога на Сионе / и воздайте обет Христу в Иерусалиме: / Он идет во славе со властью, – / Тот, на Ком утверждена Церковь, взывающая: / "Осанна, благословен Ты, Грядущий!"

 

Ипакои, глас 6:

С ветвьми воспевше прежде, / с древесы последи яша Христа Бога, неблагодарнии иудее. / Мы же верою непреложною присно почитающе / яко благодетеля, выну вопием Ему: / благословен еси, грядый Адама воззвати.

 

Ипакои, глас 6

Прежде воспев Его с ветвями, / после с кольями захватили / безрассудные Иудеи Христа Бога. / Мы же с верою непреложною / всегда почитая Его, как Благодетеля, / непрестанно взываем Ему: / "Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!"

И чтение праздника.

 

 

 

Песнь 4.

{Χ} Ирмос: Христос грядый – явственно Бог наш, / приидет и не закоснит, / от горы приосененныя чащи, / Отроковицы раждающия Неискусомужныя, / пророк древле глаголет. / Тем вси вопием: / слава силе Твоей, Господи.

 

Песнь 4

Ирмос: "Христос, открыто Грядущий Бог наш, / придет и не замедлит / от горы, осененной чащей, – / Девы, рождающей не зная мужа", – / говорит древний пророк; / потому все мы будем восклицать: / "Слава силе Твоей, Господи!"

{Ρ} Да точат веселие крепкое мастительное, горы, и вси холми, / и древа дубравная да взыграют: / Христа хвалите языцы, / и Тому вси людие радующеся возопийте: / слава силе Твоей Господи.

 

Да источат елеем бурное веселие / горы и все холмы, / и деревья дубравные да рукоплещут; / хвалите Христа, язычники, / и все люди в радости восклицайте Ему: / "Слава силе Твоей, Господи!"

{Ι} Крепостию царствуяй веки Господь, облечен приидет, / Сего красоты же и славы, несравненно есть благолепие в Сионе. / Темже вси вопием: / слава силе Твоей Господи.

 

Царствующий над веками Господь / придет, облеченной силою; / благолепие красоты и славы Его / несравненно на Сионе; / потому все мы будем восклицать: / "Слава силе Твоей, Господи!"

{Σ} Пядию измеривый небо, дланию же землю, / Господь прииде, Сион бо избра, / в немже жити и царствовати изволи, / и возлюби люди верно вопиющия: / слава силе Твоей Господи.

 

 

Пядью измеривший небо / и землю дланью, / Господь пришел, ибо избрал Он Сион, / в котором жить и царствовать благоволил, / и возлюбил народ, с верою восклицающий: / "Слава силе Твоей, Господи!"

 

Песнь 5.

{Τ} Ирмос: На гору Сион взыди, благовествуяй, / и Иерусалиму проповедуяй, / в крепости вознести глас: / преславная глаголашася о Тебе, Граде Божий. / Мир на Израиля, и спасение языком.

 

Песнь 5

Ирмос: Взойди на гору, Сиону благовествующий, / и с силой голос возвысь, / Иерусалиму провозглашающий: / "Славное сказано о тебе, город Божий, – / мир Израилю и спасение язычникам!"

{Ο} В вышних седяй на херувимех Бог, / и призираяй на смиренныя, / Той грядет во славе со областию, / и исполнятся всяческая Божественныя хвалы Его. / Мир на Израиля, и спасение языком.

 

В высотах восседающий на Херувимах Бог, / и на дольнее взирающий, / Сам приходит во славе со властью, / и все исполнится божественной хвалою Ему, / – мир Израилю и спасение язычникам!

{Σ} Сионе Божий, горо святая, и Иерусалиме, / окрест очи твои возведи, и виждь / собранная чада твоя в тебе: / се бо приидоша издалеча, поклонитися Царю твоему. / Мир на Израиля, и спасение языком.

 

 

Сион Божий, гора святая, / и Иерусалим, возведи очи свои вокруг / и взгляни на собравшихся в тебе чад твоих: / ибо вот, они пришли издалека / поклониться Царю твоему, – / мир Израилю и спасение язычникам!

 

Песнь 6.

{Ε} Ирмос: Возопиша с веселием праведных дуси: / ныне миру Завет Новый завещается, / и кроплением да обновятся людие, Божия крове.

 

Песнь 6

Ирмос: В радости воскликнули духи праведных: / "Ныне Новый Завет с миром заключается, / и да обновятся люди окроплением / Божественною Кровию!"

{Υ} Приими Израилю Божие царство, / и пребываяй во тьме, свет да узрит великий, / и кроплением да обновятся людие, / Божественныя крове.

 

Прими, Израиль, Царство Божие, / и блуждающий во тьме да узрит свет великий, / и да обновятся люди окроплением / Божественною Кровию!

{Λ} Разрешены своя юзники Сионе испусти, / и от рова неведения безводна изведи, / и кроплением да обновятся людие, / Божественныя крове.

 

 

Отпусти своих узников освобожденными, Сион, / и из безводного рва неведения их возведи, / и да обновятся люди окроплением / Божественною Кровию!

 

Кондак, самогласен, глас 6:

 

Кондак, глас 6

На престоле на Небеси, / на жребяти на земли носимый, Христе Боже, / Ангелов хваление / и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: / благословен еси, Грядый Адама воззвати.

 

На престоле восседая на небесах, / шествуя по земле на осленке, Христе Боже, / принял Ты хвалу от Ангелов / и прославление от детей, восклицавших Тебе: / "Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!"

Икос: Понеже ада связал еси Безсмертне, / и смерть умертвил еси, / и мир воскресил еси, / с ваиами младенцы восхваляху Тя Христе, яко победителя, / зовуще Ти днесь: осанна Сыну Давидову. / Не ктому бо, рече, заклани будут младенцы, за Младенца Мариина, / но за вся младенцы и старцы, Един распинаешися. / Не ктому на нас вместится меч: / Твоя бо ребра прободутся копием. / Темже радующеся глаголем: / благословен грядый Адама воззвати.

 

Икос: Так как Ты, Бессмертный, ад связал, / и смерть умертвил, и мир воскресил, / дети с ветвями пальм / восхваляли Тебя, Христе, как победителя, / взывая в сей день Тебе: "Осанна Сыну Давидову! / Ведь более не будут, говорят они, / избиты младенцы за Младенца, Сына Мариам, / но за всех, – детей и старцев, / Ты Один принимаешь распятие. / Не будет больше угрожать нам меч: / ибо Твои ребра пронзит копье. / Потому мы, радуясь, возглашаем: / Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!".

Синаксарий.

 

 

 

Песнь 7.

{Ο} Ирмос: Спасый во огни Авраамския Твоя отроки, / и халдеи убив, / яже Правда праведно уловляше, / препетый Господи, / Боже отец наших, благословен еси.

 

Песнь 7

Ирмос: Спасший в огне чад Авраама, Твоих отроков, / и Халдеев истребивший тем, / чем они неправедно / уловить праведных пытались, / прехвальный Господи, Боже отцов, / благословен Ты!

{Γ} Покланяющеся людие, / и со ученики радующеся, с ваием, / осанна Сыну Давидову зовяху: / препетый Господи Боже отец, благословен еси.

 

Преклоняя колена и с учениками радуясь, / люди с ветвями пальм взывали: / "Осанна Сыну Давидову! / Прехвальный Господи, Боже отцов, / благословен Ты!"

{Η} Неискусозлобное множество, еще младенствующее естество, / Боголепно Тя Царю Израильтеский и Ангельский воспет: / препетый Господи Боже отец, благословен еси.

 

Множество во зле неискушенных, / еще младенцев возрастом, / Тебя, Царь Израиля и Ангелов, / воспело, как подобает славить Бога: / "Прехвальный Господи, Боже отцов, / благословен Ты!"

{Μ} С ваием Тя Христе, ветвьми похваляху множества, / благословен пришедый Царь веков. / Вопияху же: препетый Господи Боже отец, благословен еси.

 

 

Народ с побегами пальм / рукоплескал Тебе, Христе, ветвями: / "Благословен пришедший Царь веков!" / И восклицали они: "Прехвальный Господи, / Боже отцов, благословен Ты!"

 

Песнь 8.

{Ε} Ирмос: Веселися, Иерусалиме, торжествуйте любящии Сиона: / Царствуяй бо во веки Господь Сил прииде. / Да благоговеет вся земля от лица Его, / и да вопиет: / благословите вся дела Господня, Господа.

 

Песнь 8

Ирмос: Возвеселись Иерусалим, / восторжествуйте любящие Сион! / Ибо Господь Сил пришел, / Царствующий вовеки; / да благоговеет вся земля пред лицом Его / и да взывает: / "Все творения, воспевайте Господа!"

{Ν} На жребя младо всед Царь твой Сионе, / предста Христос: безсловесную бо идольскую прелесть разрушити, / и неудержанное стремление уставити всех язык прииде, во еже пети: / вся дела пойте Господа.

 

На молодого осленка воссев, / Христос, Царь твой, Сион явился, / ибо пришел Он истребить / безумное заблуждение идолопоклонства / и прибыл, чтобы остановить / неудержимый натиск всех язычников, / дабы они пели: / "Все творения, воспевайте Господа!"

{Ο} Бог твой, радуйся Сионе зело, / воцарися во веки Христос. / Сей, якоже писано есть, кроткий и спасаяй, / праведный Избавитель наш, прииде на жребяти, / конское свирепство убити врагов, не вопиющих: / благословите вся дела Господня Господа.

 

Безмерно радуйся, Сион: / Бог твой, Христос, навеки воцарился! / Он, как написано, кроткий и спасающий, / праведный Искупитель наш, пришел на осленке, / чтобы истребить конскую дерзость врагов, / не восклицающих: / "Все творения, воспевайте Господа!"

{Σ} Оскудевает Божественных ограждений, / законопреступное сонмище непокоривых, / понеже дом молитвы Божия, вертеп сотвориша разбойническ, / от сердца Избавителя отринувше, Емуже вопием: / благословите вся дела Господня Господа.

 

Из божественной ограды изгоняется / законопреступное сборище непокорных, / потому что Божий дом молитвы / они сделали притоном разбойников, / отвергнув сердцем Искупителя, / Которому мы восклицаем: / "Все творения, воспевайте Господа!"

Честнейшую: не поем.

 

 

На 9-ой песни Честью высшую Херувимов: не поем.

 

Песнь 9.

{Θ} Ирмос: Бог Господь, и явися нам. / Составите праздник, / и веселящеся приидите, возвеличим Христа, / с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: / благословен Грядый во имя Господа, Спаса нашего.

 

Песнь 9

Ирмос: Бог – Господь, и Он явился нам! / Устройте праздник / и давайте ликуя возвеличим Христа, / с побегами пальм и ветвями в песнях восклицая: / "Благословен Грядущий во имя Господа, / Спасителя нашего!"

{Ε} Языцы вскую шатаетеся? / Писменницы, и священницы, почто тщетным поучистеся? / Кто Сей, рекше, / Емуже дети с ваием и ветвьми, песньми зовут: / благословен грядый во Имя Господа Спаса нашего.

 

Язычники, для чего вы разъярились? / Книжники и священники, что вы замыслили тщетное? / "Кто Этот", – говоря, – "Кому дети / с побегами пальм и ветвями в песнях восклицают: / Благословен Грядущий во имя Господа, / Спасителя нашего?"

{Ο} Сей Бог наш, Емуже никтоже подобен, / праведный всяк путь изобрет, даде возлюбленному Израилю. / По сих же с человеки поживе явлься: / благословен грядый во Имя Господа Спаса нашего.

 

Сей Бог наш, с Кем не сравняться никому, / отыскав всякий праведный путь, / дал его возлюбленному Израилю, / а после этого, явившись, общался с людьми, – / благословен Грядущий во имя Господа, / Спасителя нашего!

{Σ} Соблазны стези, что близ вас положисте непокоривии?/ Ноги ваша скоры кровь излияти Владычню, / но воскреснет всяко спасти зовущия: / благословен грядый во Имя Господа Спаса нашего.

 

Что вы соблазны при пути / нам кладете, непокорные? / Ноги ваши скоры / на пролитие крови Владыки; / но несомненно Он воскреснет / для спасения восклицающих: / "Благословен Грядущий во имя Господа, / Спасителя нашего!"

Светильна же не глаголем, но абие: Свят Господь Бог наш. Трижды, на глас 4.

 

 

 

Светильна нет, но возглашаем: Свят Господь Бог наш: трижды, на 4 глас.

 

 

На хвалитех поставим стихов 6, и поем стихиры самогласны 4, повторяюще два. Глас 4:

 

На "хвалите" стихиры на 6, глас 4, преподобного Космы Маиумского

Множество народа Господи, / постилаху по пути ризы своя: / друзии же резаху ветви от древес, и ношаху. / Предыдущии же и последующии, зовяху глаголюще: / осанна Сыну Давидову, / благословен еси пришедый, / и паки грядый во имя Господне. [Дважды.]

 

Великое множество народа, Господи, / расстилало по дороге одежды свои; / а иные резали ветви с деревьев и держали их в руках; / впереди же идущие и за Тобою следовавшие / восклицали, говоря: / "Осанна Сыну Давидову! / Благословен Ты, Пришедший / и вновь Грядущий во имя Господне!" (2)

Хотящу Тебе внити во святый град Господи, / ветви садов людие ношаху, / Тебе поюще всех Владыку: / и зряще Тя на жребяти седяща, / якоже на херувимех зряху. / Сего ради сице вопияху: / осанна в вышних, / благословен еси пришедый, / и паки грядый во имя Господне. [Дважды.]

 

Когда предстояло Тебе войти / во святой город, Господи, / ветви растений держали люди, / воспевая Тебя, Владыку всего; / видя Тебя сидящим на молодом осле, / как Восседающего на Херувимах созерцали / и потому взывали так: / "Осанна в вышних! / Благословен Ты, Пришедший / и вновь грядущий во имя Господне!" (2)

Изыдите языцы, изыдите и людие, / и видите днесь Царя Небеснаго, / яко на престоле высоце, / на жребяти худе во Иерусалим входяща. / Роде иудейский неверный и прелюбодейный, прииди и виждь, / Егоже виде Исаиа во плоти нас ради приити имуща, / како уневещает Себе, яко целомудренный новый Сион, / и отлагает осужденную сонмицу: / яко в нетленном же браце и нескверном, / несквернии стекошася благохваляще, неискусозлобнии дети. / С нимиже и мы поюще возопием песнь ангельскую: / осанна в вышних, / Имущему велию милость.

 

Выходите племена, выходите и народы, / и посмотрите в сей день на Царя Небесного, / как на престоле высоком / на простом осленке в Иерусалим входящего. / Род Иудейский неверный и прелюбодейный, / приди и узри Того, / Кого видел Исаия, во плоти нас ради явившимся, / как Он берет Себе в невесту / целомудренный новый Сион / и отвергает осужденную синагогу. / И как при чистом и непорочном браке, / сбежались с радостными хвалами / чистые невинные дети. / С ними воспевая, песнь Ангельскую возгласим: / "Осанна в вышних / Имеющему великую милость!"

Общее воскресение, / прежде вольныя страсти Твоея, / во уверение всех предпоказавый Христе Боже, / Лазаря убо в Вифании, державною силою Твоею, / четверодневна мертва воскресил еси: / слепцем же еже видети яко Светодавец даровал еси Спасе, / и во святый град со ученики Твоими вшел еси, / седя на жребяти осли, / пророческая исполняяй проповедания, / якоже на херувимех носимый, / и дети еврейстии с ветвьми и ваиами предсретаху Тя. / Темже и мы ветви масличныя носяще и ваиа, / благодарственно Тебе вопием: / осанна в вышних, / благословен грядый во Имя Господне.

 

Андрея Иерусалимского: Общее воскресение / прежде добровольного Твоего страдания / показав в удостоверение всем, Христе Боже, / Лазаря в Вифании, мертвого уже четыре дня / могущественной силою Твоею Ты воскресил; / а слепым Ты зрение даровал, Спаситель, как Податель света; / и во град святой с учениками Твоими вошел, / чтобы исполнить проповедь пророков, / сидя на молодом осле, как бы на Херувимах носимый; / и дети еврейские с ветвями и побегами пальм / выходили Тебе навстречу. / Потому и мы, ветви масличные и побеги пальм держа, / благодарственно Тебе взываем: / "Осанна в вышних, / благословен Грядущий во имя Господне!"

Слава, и ныне, глас 6: Прежде шести дней Пасхи, прииде Иисус в Вифанию, / и приступиша к Нему ученицы Его, глаголюще Ему: / Господи, где хощеши уготоваем Ти ясти Пасху? / Он же посла их, / идите в преднюю весь, / и обрящете человека скудель воды носяща, / следуйте ему, и дому владыце рцыте: / Учитель глаголет, / у тебе сотворю Пасху со ученики Моими.

 

Слава, и ныне, глас 6, Андрея Пирра: За шесть дней до Пасхи / пришел Иисус в Вифанию. / И подошли к Нему ученики Его, говоря Ему: / "Господи, где угодно Тебе, / чтобы мы приготовили Тебе вкусить Пасху?" / Он же послал их: / "Пойдите в ту часть города, которая перед вами, / и встретите человека, несущего кувшин с водою; / идите за ним и хозяину дома скажите: / "Учитель говорит: / у тебя Я совершу Пасху с учениками Моими".

Славословие великое.

 

 

Славословие великое.

 

И тропарь, глас 1:

 

Тропарь, глас 1

Общее воскресение / прежде Твоея Страсти уверяя, / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, / Тебе победителю смерти вопием: / осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне. (единожды.)

 

В общем воскресении / прежде Твоего страдания удостоверяя, / из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. / Потому и мы, как дети, держа символы победы, / Тебе – Победителю смерти воззовем: / "Осанна в вышних, / благословен Грядущий во имя Господне!" (1)

Таже ектении, и час первый, и оглашение, и обычный отпуст, и лития вне монастыря.

 

 

Ектении и отпуст.

 

Отпуст

Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

 

 

Отпуст

На молодом осле воссесть благоволивший нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов и всех святых, помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец.

 



(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

 

 
Рейтинг@Mail.ru Система Orphus