Православное Богослужение
Переводы Богослужебных книг

 

Главная \ Церковь \ Богослужения \ Переводы богослужебных книг \ Триодь постная\ Оглавление\ Страстная седмица

Великий ПонедельникВеликий ВторникВеликая Среда • Великий Четверг • Великая ПятницаВеликая Суббота


 

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

 

• Малое повечерие • Утреня1-й часВечерняМалое повечерие под Великую ПятницуУтреня Великой Пятницы

 

ВО СВЯТУЮ И ВЕЛИКУЮ СРЕДУ ВЕЧЕРА
ПОВЕЧЕРИЕ ГЛАГОЛЕМ МАЛОЕ,

 

 

ВО СВЯТУЮ И ВЕЛИКУЮ СРЕДУ
НА МАЛОМ ПОВЕЧЕРИИ

 

на немже поем трипеснец господина Андреа Великаго Четвертка. Глас 6.

 

Повечерие совершаем малое и на нем поем трипеснец Великаго Четверга господина Андрея Критского. Глас 6.

Песнь 4.

Ирмос: Услыша пророк / пришествие Твое, Господи, и убояся, / яко хощеши от Девы родитися / и человеком явитися, и глаголаше: / услышах слух Твой и убояхся, / слава силе Твоей, Господи.

 

Песнь 4

Ирмос: Услышал пророк / о пришествии Твоем, Господи, и убоялся, / что Ты хочешь от Девы родиться и людям явиться, и возглашал: / "Услышал я весть о Тебе, и убоялся". / Слава силе Твоей, Господи! (2)

Горница постланая, прият Тя Создателя и стаинники, / и тамо Пасху скончал еси, / и тамо соделал еси таинства: / тамо бо двема посланома ныне ученикома Твоима, / Пасха уготовася Тебе.

 

Горница устланая / приняла Тебя, Творца, / и в Твои тайны посвящаемых, / и там Ты Пасху совершил, / и там установил Свои Таинства; / ибо там двумя посланными ныне Твоими учениками / была Пасха приготовлена Тебе.

Идите ко онсице, / вся ведый предглаголет апостолом, / и блажен есть, иже может верно прияти Господа: / горницу убо сердце предуготовав, / и вечерю благочестие.

 

"Идите к такому-то", – / все Знающий предрекает апостолам, / – "и блажен, кто может с верою принять Господа: / как горницу сердце предуготовив, / и как вечерю – благочестие!"

Нрав сребролюбия, и образ твой безумия исполнь несмысленный Иудо: / вверен бо быв един токмо ковчежцу, / всяко не преклонился еси к милосердию, / но заключил еси жестокаго твоего сердца утробу, / предав единаго Благоутробнаго.

 

Ум твой полон сребролюбия, / и нрав твой – безрассудства, безумный Иуда: / ибо тебе одному был вверен денежный ящик, / но ты совсем не склонился к состраданию, / но затворил внутренность жестокого твоего сердца, / предав Единого Милосердного.

Нрав богоубийц проданию сребролюбца смесивыйся: / ов убо ко убиению вооружився, / ов же к сребреннком устремляшеся: / удавлением бо тогда предразсудив покаяние зле, / еже жити лишися.

 

Замысел богоубийц / с поведением сребролюбца сочетался: / те к убийству вооружались, / этот же к сребренникам устремлялся; / и вот, удавление тогда покаянию предпочтя, / он бедственно жизни лишился.

Лобызание исполнено льсти, / еже радуйся, со оружием, льстивый Иудо: / языком убо провещаваеши яже к соединению, / нравом же помаваеши к разстоянию: / предати бо беззаконником Благодетеля лестне поучился еси.

 

Поцелуй твой обмана полон; / как меч – твое "Радуйся", льстивый Иуда; / твой язык произносит слова о единстве, / ум же направляется к разделению: / ибо предать беззаконникам Благодетеля / ты замыслил коварно.

Лобызаеши и продаеши Иудо, / целуеши и не стыдишися, лестию притекий. / Кто ненавидя лобызает треокаянне? / Кто любя продает на цене? / Лобызание твоего безстуднаго злосоветия обличает произволение.

 

Целуешь – и продаешь, Иуда; / приветствуешь – и не падаешь, / приближаясь с коварством. / Кто, ненавидя, приветствует, трижды несчастный? / Кто, целуя, получает за это плату? / Поцелуй тот обличает твой выбор / – бесстыдную злонамеренность.

Слава: Нераздельное Существом, неслитное Лицы, / богословлю Тя, Троическое едино Божество, / яко единоцарственное и сопрестольное, / вопию Тебе песнь великую, / в вышних трегубо песнословимую.

 

Слава: Нераздельное по существу / и неслиянное в Лицах, / богословствую о Тебе, Троичное Единое Божество, / как о единоцарственном и сопрестольном. / Возглашаю Тебе песнь великую, / в мире горнем троекратно воспеваемую.

И ныне, Богородичен: Зачатие паче слова, / рождество Твое паче естества Богородительнице: / ово убо от Духа без семене, / ово же законов естества таящееся, яко нетленно, / и паче естества всякаго рождения: / Бог бо раждаемое.

 

И ныне, Богородичен: Зачатие Твое – выше слова; / рождение от Тебя Христа – / выше естества, Божия Родительница. / Ибо одно – от Духа, без семени; / другое же – законам естества неподвластное, / как нетленное и высшее естеством всякого рождения: / ведь Богом здесь является рождающееся.

 

 

Господи, помилуй (3), Слава, и ныне:

 

Седален, глас 4. Подобен: Явился еси днесь:

Ядый Владыко со ученики Твоими, / таинственно явил еси / всесвятое Твое заколение, / имже тли избавихомся, / честная Твоя почитающии страдания.

 

 

Седален, глас 4

Вкушая вместе с учениками Твоими, / явил Ты, Владыка, таинственно / святую Твою кончину, / благодаря которой от погибели избавились / мы, чтущие Твои священные страдания.

 

Песнь 8.

Ирмос: Егоже воинства Небесная славят, / и трепещут Херувими и Серафими, / всяко дыхание и тварь, / пойте, благословите / и превозносите во вся веки.

 

Песнь 8

Ирмос: Кого воинства небесные славят, / и пред Кем трепещут Херувимы и Серафимы, / все что дышит и сотворено, / пойте, благословляйте / и превозносите во все века! (2)

Законное скончав повеление, / скрижали законныя Написавый в Синаи, / снеде убо Пасху древнюю и сеновную: / бысть же Пасха тайная и живожертвенная.

 

Совершив предписанное Законом, / скрижали Закона Написавший на Синае / вкусил Пасху древнюю и тени подобную, / и Сам стал таинственной и живою / Пасхальною жертвой.

От века сокровенную Христе премудрость тайноводя, / показал еси купно всем апостолом Спасе на вечери, / юже Церквам предаша богоноснии.

 

Вводя в таинства премудрости, / от века сокровенной, / Ты, Христе, вместе явил ее всем апостолам на вечере, Спаситель, / они же ее Церквам передали, богоносные.

Един от вас лестию предаст Мя, / евреем продав в нощь сию, / сие Христос возопив смущаше други: / тогда един ко единому, недоумеваяся колебашеся.

 

"Один из вас обманом предаст Меня, / продав евреям в эту ночь", – / так возгласив, смутил друзей Своих Христос; / тогда один к другому среди них / в недоумении обращался.

Смирився нас ради богатый, от вечери востав, / лентий прием, сим препоясался еси, / и преклонь выю, омыл еси ноги учеников и предателя.

 

Смирившись ради нас, Богатый, / Ты, от вечери востав, / взяв полотенце, им опоясался, / и, преклонив главу, омыл / ноги учеников и предателя.

Паче ума, и неизреченна разума высоте Твоей Иисусе, кто не удивится! / Яко брению предстал еси, Содетелю всяческих, / омывая убо ноги, отирая же и лентием.

 

Высшей ума и неизреченной высоте / ведения Твоего, Иисусе, кто не поразится! / Ибо глине Ты предстал, Творец всего, / омывая ноги и отирая их полотенцем.

Ученик, егоже любляше Господь, / на перси возлег, рече к Нему: / кто есть предаяй Тя? / Христос же ко оному: / сей вложивый в солило ныне руку.

 

Ученик, которого любил Господь, / к груди Его припав, спросил Его: / "Кто предающий Тебя?" / Христос же к нему: / "Этот, опустивший в блюдо ныне руку!"

Ученик хлеб приемый, / по хлебе отлучается, проданию поучаяйся, / течет ко иудеем, глаголет беззаконным: / что мне хощете дати, и аз Его вам предам.

 

Ученик, приняв кусок, / против Хлеба поднимается, / продажу замышляя, спешит к Иудеям, / говорит беззаконникам: / "Что вы мне можете дать, / и я Его вам предам?"

Благословим Отца и Сына, и Святаго Духа, Господа.

 

Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа.

Единаго Бога по Существу чту, / три Ипостаси пою определительне, / иныя, но не инаковыя: / понеже Божество едино, в триех Лицех, / ибо Отец, и Сын, и Божественный Дух.

 

Бога, единого по естеству почитаю, / воспеваю три Ипостаси, различая Их: / разные, но не различные, / поскольку едино в трех Лицах Божество: / Отец, Сын и Божественный Дух.

И ныне, Богородичен: Избави нас Иисусе Спасе наш / от лести лукаваго, и напасти. / Приими Богородицу молящуюся непрестанно: / Мати бо есть, и может Тя умолити.

 

И ныне, Богородичен: Избавь нас, Иисусе, / Спаситель наш, от заблуждения, / и искушения, и от лукавого; / прими Богородицу, ходатайствующую непрестанно: / ибо Она – Матерь Твоя / и может Тебя умолить.

Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще, и превозносяще во вся веки.

 

Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века.

И паки ирмос: Егоже воинства небесная: И поклон.

 

 

И паки ирмос: Кого воинства небесные: И поклон.

 

Песнь 9.

Ирмос: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное, / Матере безмужныя нетленен Плод, / Божие бо рождение обновляет естества. / Темже Тя вси роди, / яко Богоневестную Матерь, / православно величаем.

 

Песнь 9

Ирмос: От зачатия без семени рождение неизъяснимо, / у Матери, не знавшей мужа, непорочен Плод: / ибо обновляет Божие рождение законы естества. / Потому Тебя мы, все роды, / как Бога нашего Матерь / православно величаем. (2)

Великое таинство Твоего вочеловечения, / на вечери совозлежащу Тебе учеником Твоим Человеколюбче, / открыв рекл еси: / ядите Хлеб животный верою, / пийте и Кровь излиянную от Богоребреннаго заколения.

 

Когда на вечери Ты возлежал / с посвящаемыми в Твои тайны, Человеколюбец, / открыв великое таинство Твоего вочеловечения, Ты возгласил: / "Вкусите Хлеб животворный с верою, / пейте Кровь, излившуюся / из раны Божественного ребра!"

Сень небесная явися горница, / идеже Пасху Христос соверши. / Вечеря безкровная, и словесная служба, / трапеза же тамо совершенных Таин, мысленный жертвенник.

 

Скинией небесной явилась горница, / где Христос Пасху совершил, / вечерю бескровную и разумное служение; / трапеза же там совершенных Таинств / – мысленный жертвенник.

Пасха Христос есть великая и всечестная, / снеден быв яко хлеб, заклан же яко овча: / Той бо вознесеся о нас Жертва. / Того Тела благочестно, и Того Крове / вси тайно причащаемся.

 

Христос есть Пасха, великая и священная, / съеденный как хлеб и заколотый как овца; / Ибо Он Сам был вознесен за нас как Жертва. / Его Тела благоговейно и Его Крови / мы все таинственно причащаемся.

Хлеб благословив, Хлеб сый небесный, / благодарив Отцу Родителю, / приемый, и чашу учеником давал еси: / приимите, ядите, вопия, / сие есть Тело Мое, и Кровь нетленныя жизни.

 

Хлеб благословив, Ты, Хлеб Небесный, / благодарение воздав Отцу, Твоему Родителю, / взяв и чашу, ученикам давал, взывая: / "Возьмите, вкусите, это – Тело Мое / и Кровь нетленной жизни!"

Аминь глаголя, рече рождиям Лоза, / апостолом Христос истина: / отселе не имам пити от лозы питие, / дондеже пию е новое, во славе Отца Моего, / с вами наследники Моими.

 

Сказала ветвям виноградная Лоза – / апостолам – Христос-истина, / возглашая: "Истинно, отныне Мне пития из винограда не испить, / доколе не выпью его новым / во славе Отца Моего с вами, / наследниками Моими.

Продаеши на тридесятих сребреницех Господа, / и не помышляеши Иудо беззаконный / Вечери таинство, или честное умовение. / О како поползся падением / в конец света пришел еси, удавление облобызав!

 

Продаешь ты за тридцать сребренников Бесценного / и не помышляешь, Иуда беззаконный, / о Вечере, вводящей в таинства, / или о священном омовении. / О как ты, поскользнувшись, пал, / пришел к тому, что лишился света, / удавление избрав в удел!

Руце простерл еси, / имиже хлеб приял еси нетления, / прияти сребреники, / уста к целованию принося льстивно, / имиже Тело Христово и Кровь приял еси, / но горе тебе, якоже рече Христос.

 

Руки ты простер, / в которые принял хлеб нетления, / чтобы сребреники получить; / приближая для поцелуя коварно / уста, которыми принял Тело Христово и Кровь; / но горе тебе, как сказал Христос.

Христос учреди мир, / небесный и Божественный хлеб: / приидите убо христолюбцы, / бренными устнами, чистыми же сердцы, / приимем верно жремую Пасху, / в нас священнодействуемую.

 

Христос устроил для мiра пиршество, / Он Хлеб небесный и Божественный. / Придите же, христолюбцы, бренными устами, / но сердцами чистыми примем с верою / жертву Пасхи, в нас священнодействуемую.

Слава: Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся, / Троице нераздельней, единице по Существу: / яко Свету и Светом, Животу и Животом, / животворящему и просвещающему концы.

 

Слава: Отца прославим, Сына превознесем, / Божественному Духу с верой поклонимся / – Троице нераздельной, Единице по существу, / как Свету и Светам, и Жизни и Жизням, / животворящему и просвещающему мира концы.

И ныне, Богородичен: Чертог небесный, и Невеста Приснодева, / едина явилася еси, Бога носивши, / рождши же непреложно, из Тебе воплощенна. / Темже Тя вси роди яко Богоневестную Матерь, / православно величаем.

 

 

И ныне, Богородичен: Чертогом небесным и Невестой-Приснодевой / Ты одна явилась, Бога носив во чреве / и родив неизменно из Тебя воплотившегося. / Потому Тебя мы, все роды, / как Бога нашего Матерь / православно величаем.

 

И паки ирмос: Безсеменнаго зачатия:

 

И снова ирмос: От зачатия без семени:

И прочее Повечерия малаго по обычаю, и отпуст, и творим поклоны 3, вси равно косно. И бывшей молитве, от предстоятеля, отходим в келлии своя. Ведомо же буди, яко от сего святаго дне, Полунощница не поется в церкви, до седмицы Фомины.

 

 

И прочее последование малого Повечерия. Полунощница же с этого дня не поется в церкви до недели апостола Фомы.

 



(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

 

 
Рейтинг@Mail.ru Система Orphus