Православное Богослужение
Переводы Богослужебных книг

 

Главная \ Церковь \ Богослужения \ Переводы богослужебных книг \ Триодь цветная\Неделя Антипасхи. Святого Апостола Фомы

Малая вечерня • Великая вечерня • УтреняЛитургия


 

НЕДЕЛЯ АНТИПАСХИ
СВЯТОГО АПОСТОЛА ФОМЫ

 

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ,

 

повнегда благословити иерею, Христос воскресе: трижды. И абие поем предначинательный псалом: Благослови душе моя Господа: с пением, якоже есть обычай: И по исполнении сего, стихословим: Блажен муж: Кафисму 1-ю всю. Господи воззвах: поем во глас 1, поставим стихов, 10. И поем

 

НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

 

После начального возгласа поем Христос воскрес: (3). Затем предначинательный псалом: Благослови душа моя Господа: И по исполнении его, поем: Блажен муж: и всю первую кафизму. Господи воззвах: поем на первый глас, стихиры на 10.

Стихиры самогласны, Новыя Недели.
Глас 1. Иоанна монаха:

 

Стихиры воскресные,
Иоанна монаха, глас 1

Дверем заключенным, / учеником собранным, / вшел еси внезапу всесильне Иисусе Боже наш, / и став посреде их / мир дав, исполнил еси Святаго Духа: / ждати же повелел еси, / и никакоже разлучатися от Иерусалима, / дондеже облекутся еже с высоты силою. / Темже вопием Ти: / просвещение и Воскресение и мире наш, слава Тебе. [Дважды.]

 

При дверях заключенных к ученикам собравшимся / вошел Ты внезапно, всесильный Иисусе, Боже наш, / и, став посреди них и мир дав, / исполнил их Святого Духа; / и ожидать повелел и никуда не отлучаться из Иерусалима, / доколе не облекутся с высоты силою. / Потому мы взываем Тебе: / "Просвещение, и воскресение, и мир наш, слава Тебе!" (2)

По днех осмих востания Твоего Господи, / явился еси учеником Твоим / на месте, идеже бяху собрани, / и возгласив им: мир вам, / неверующему ученику руце показал еси, / и пречистое ребро. / Он же веровав вопияше Тебе: / Господь мой и Бог мой, слава Тебе. [Дважды.]

 

Анатолия: Чрез восемь дней по воскресении Твоем, Господи, / явился Ты ученикам Твоим / на месте, где они были собраны, / и, возгласив им: "Мир вам!" / неверующему ученику Ты руки показал и пречистое ребро. / Он же, уверовав, возглашал Тебе: / "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!" (2)

Фома, глаголемый Близнец, не бе с ними, / егда вшел еси, Христе, заключенным дверем: / темже и не вероваше реченным ему, / от неверия в веру извествуя. / Не несподобил же еси Блаже, / показати ему пречистое ребро Твое, / и руку и ногу язвы: / он же осязав и видев, / исповеда Тебе быти Бога не нага, / и Человека не проста, и вопияше: / Господь мой и Бог мой, слава Тебе. [Дважды.]

 

Иоанна монаха: Фома, называемый Близнец, / не был с ними, когда Ты, Христе, / вошел при заключенных дверях. / Оттого он и не верил сказанному ему, / когда от неверия его в вере утверждали. / Но Ты не отказал ему, Благой, / показать пречистое ребро Твое / и на руках и ногах язвы. / Он же, осязав и увидев, / Богом исповедал Тебя, но не бесплотным, / и человеком, но не простым, и возглашал: / "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!" (2)

Учеником сомнящимся, / во осмый день предста Спас, идеже бяху собрани, / и мир дав, Фоме возопи: / прииди апостоле, / осяжи длани, в нихже гвоздия вонзоша. / О доброе неверие Фомино, / верных сердца в познание приведе, / и со страхом возопи: Господь мой и Бог мой, слава Тебе. [Дважды.]

 

Когда ученики были в сомнениях, / в день восьмой предстал Спаситель, / там, где они были собраны, / и, мир дав, Фоме возгласил: / "Подойди, Апостол, прикоснись к рукам, / которые пронзены гвоздями". / О прекрасное неверие Фомы! / Верных сердца он к полноте знания привел, / и со страхом возгласил: / "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!" (2)

Глас 2: По востании Твоем Господи, / собранным учеником Твоим, и дверем заключенным, / посреде стал еси, мир подая им. / Веровав же и Фома зрением руку и ребр Твоих, / Господа и Бога Тя исповеда, / спасающаго уповающия на Тя Человеколюбче. [Единожды.]

 

Глас 2: По воскресении Твоем, Господи, / когда были собраны ученики Твои и двери заперты, / Ты стал посреди, мир подавая им. / Уверовал же и Фома и, увидев руки и ребра Твои, / исповедал Тебя Господом и Богом, / спасающим надеющихся на Тебя, Человеколюбец.

Дверем заключенным, / представ Иисус учеником, / безстрашие и мир даяше, / таже глаголет Фоме: / почто Мне не веруеши, яко воскресох из мертвых? / Принеси семо руку твою, / и вложи в ребра Моя, и виждь. / Тебе бо неверующу, / вси навыкоша страсти и Воскресение Мое звати с тобою: / Господь мой и Бог мой, слава Тебе. [Единожды.]

 

Анатолия: При запертых дверях представ ученикам, / Иисус бесстрашие и мир им даровал, / затем же говорит Фоме: / "Почему ты Мне не веруешь, что Я воскрес из мертвых? / Подай сюда руку твою и вложи в ребра Мои, и посмотри. / Впрочем, из-за твоего неверия все познают / страдания и воскресение Мое / и станут взывать с тобою: / Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"

Слава, и ныне: глас 6. Иоанна монаха:

 

Слава, и ныне, глас 6, Иоанна монаха

Дверем заключенным, / пришел еси Христе ко учеником, / тогда Фома смотрительно не обретеся с ними. / Глаголаше бо: не иму веры, / аще не увижду и аз Владыки. / Увижду ребро, отонудуже изыде кровь, вода, крещение. / Увижду язву, от неяже исцеле великий струп человеческий. / Увижду, како не бе, якоже дух, но плоть и кости. / Смерть поправый, и Фому уверивый, / Господи слава Тебе.

 

Когда двери были заперты, / пришел Ты, Христе, к Своим ученикам. / Тогда Фомы промыслительно не оказалось с ними. / Ибо стал он говорить: / Никак не поверю, если не увижу и я Владыки; / если не увижу ребра, откуда вышли кровь и вода крещения; / если не увижу рану, от которой исцелилось / великое поражение человека; / если не увижу, что не был Он подобен духу, / но плоть имел и кости!" / Смерть поправший и Фому удостоверивший, / Господи, слава Тебе!

Вход. Свете тихий: Прокимен дне: Господь воцарися:

 

 

 

Вход. Свет отрадный: Прокимен дня: Господь воцарился:

 

 

На литии стихиры. Глас 4:

 

На литии стихиры, глас 4

Господи, нестерпимым Твоего Божества блистанием, / дверем пришел еси заключенным сущим, / и став посреде учеников. / Ребро обнажил еси, / и язв Твоею руку и ногу струпы являя: / печаль же и скорбь разрешая, / яве возгласил еси: / имже образом во Мне видите, о друзи, плоти приятие, / не духа ношу естество. / Сомнящемуся же ученику, / повелевал еси осязати трепетно, рек: / испытав вся, гряди, прочее не сумнися. / Он же ощущая рукою Твое сугубое существо, / со страхом вопияше верно, верою влекомь: / Господь мой и Бог мой, слава Тебе.

 

Господи, в нестерпимом Божества Своего сиянии / Ты явился, когда двери были заперты, / и, став посреди учеников, ребра Свои обнажил; / и следы от ран на руках и на ногах Своих показывая, / а малодушное уныние утоляя, ясно возгласил: / "Поскольку, о друзья, вы видите Меня во плоти, Мною принятой, / Я ношу не одну природу духа!" / А колеблющегося ученика Ты побуждаешь / с трепетом осязать Себя, сказав: / "Все исследовав, впредь смотри, не сомневайся!" / Он же, рукою ощущая двойственность Твоего естества, / в страхе верно возглашал, верою влекомый: / "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"

Глас 8: Прикоснися Фомо ребру рукою, глаголет Христос, / и образы гвоздей прииди осяжи, / верою испытай, и буди Ми верен, / и не буди неверен. / Фома же перстом яко прикоснуся Владыце, вельми возопи: / Ты Бог мой и Господь, благоутробне слава Тебе.

 

Глас 8: "Коснись, Фома, ребра рукою", – говорит Христос, – / "и подойди, следы от гвоздей осяжи, / с верою исследуй и будь верен Мне, / и не будь неверным!" / Фома же, когда коснулся перстом Владыки, громко возгласил: / "Ты – мой Бог и Господь! / Милосердный, слава Тебе!"

Слава, и ныне: глас 8. Анатолиа:

 

Слава, и ныне, глас 8, Анатолия:

Дверем заключенным, / учеником собранным, / предста Спас, идеже бяху собрани, / и став посреде их, глаголет Фоме: / прииди осяжи, и виждь образы гвоздей, / простри руку твою, и коснися ребру Моему, / и не буди неверен, но верою проповеждь, / еже из мертвых Мое Воскресение.

 

 

 

При дверях заключенных к ученикам собравшимся / явился Ты, Спаситель, туда, где они были вместе, / и, став посреди них, говорит Фоме: / "Подойди, осяжи и посмотри на следы от гвоздей, / протяни свою руку и коснись ребра Моего, / и не будь неверующим, но с верою провозгласи / о воскресении Моем из мертвых!"

 

 

На стиховне стихиры самогласны, глас 4:

 

Стихиры на стиховне, глас 4

О преславнаго чудесе! / Неверие веру известную роди. / Рек бо Фома: аще не вижду, не иму веры. / Осязав же ребра, богословит воплотившагося, / Тогожде Сына Божия позна, / яко пострадавша плотию, / проповеда воскресшаго Бога, / и возопи светлым гласом: / Господь мой и Бог мой, слава Тебе.

 

О дивное чудо! / Неверие веру твердую родило. / Ибо сказал Фома: "Если не увижу, не поверю!" / Но осязав ребра, он богословствует о Воплотившемся, / о Самом Сыне Божием; / знал он Его, как пострадавшего плотию, / но провозгласил воскресшим Богом / и громким голосом воззвал: / "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"

Стих: Похвали Иерусалиме Господа хвали Бога твоего Сионе.

 

Стих: Восхваляй, Иерусалим, Господа, / хвали Бога Твоего, Сион.   Пс 147:1

О преславнаго чудесе! / Огню сено коснувшееся спасеся / вложив бо Фома во огненная ребра руку / Иисуса Христа Бога, / не опалися осязанием. / Души бо зловерство преложи на благоверие, / тепле возопи от глубины душевныя: / Владыка Ты еси и Бог мой, / из мертвых воскресый, слава Тебе.

 

О дивное чудо! / Сено, с Огнем соприкоснувшись, сохранилось: / ибо Фома, руку свою вложив / в огненные ребра Иисуса Христа, Бога, / не опален был этим осязанием. / И вот, недоверчивость души своей / он с горячностью на доверие переменил / и из глубины души воскликнул: / "Ты Владыка и Бог мой, из мертвых воскресший, слава Тебе!"

Стих: Яко укрепи вереи врат твоих, и благослови сыны твоя в тебе.

 

Стих: Ибо укрепил Он засовы ворот твоих, / благословил сынов твоих среди тебя.   Пс 147:2

О преславнаго чудесе! / Иоанн на перси Слова возлеже, / Фома же ребра осязати сподобися: / но ов убо отонуду страшно / богословия глубокое извлече смотрение: / ов же сподобися тайнонаучити нас. / Представляет бо показания ясно / востания Его, вопия: / Господь мой и Бог мой, слава Тебе.

 

О дивное чудо! / Иоанн к груди Слова припал, / Фома же осязать Его ребра удостоился. / И вот, один оттуда повергающим в трепет образом / глубину богословия извлек, / другой же ввести нас в таинство домостроительства удостоен, / ибо он представляет ясно / доказательства воскресения Его, возглашая: / "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"

Слава и ныне: глас 5:

 

Слава, и ныне, глас 5:

Человеколюбче, велие и безприкладное множество щедрот Твоих: / яко долготерпел еси, от иудей заушаемь, / от апостола осязаемь, / и от отметающихся Тебе многоиспытуемь, / како воплотился еси? / Како распялся еси безгрешне? / Но вразуми ны яко Фому вопити Тебе: / Господь мой и Бог мой, слава Тебе.

 

Велико и несравненно / множество милостей Твоих Человеколюбец; / ибо долготерпел Ты, иудеями заушаемый, Апостолом осязаемый, / и отвергающими Тебя исследуемый тщательно: / как Ты воплотился, как распят был, безгрешный? / Но вразуми нас, как Фому взывать Тебе: / "Господь мой и Бог мой, слава Тебе!"

Таже: Ныне отпущаеши: Трисвятое. И по Отче наш:

 

 

 

Тропарь, глас 7:

Запечатану гробу, / Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, / и дверем заключенным, / учеником предстал еси, / всех Воскресение, / дух правый теми обновляя нам, / по велицей Твоей милости. трижды.

 

 

Тропарь, глас 7

Хотя гроб был запечатан, / Ты, Жизнь, из гроба воссиял, Христе Боже; / и, когда двери были заперты, / Ты, всех Воскресение, / предстал ученикам, / через них Дух Правый обновляя в нас / по великой Твоей милости. (3)

 

И благословение хлебов. И чтение Деяний святых апостол. Чтутся же Деяния от начала: или беседы Златоустаго от начала.

[Аще несть бдения, по Ныне отпущаеши: и по Отче наш: Тропарь: Запечатану гробу: И отпуст. Во утрии же поем Полунощницу воскресную, на нейже поем канон Троичный, Октоиха 1-го гласа, певаемый по Полунощнице. По каноне же Достойно есть: Троичное. И прочее. Трисвятое. По Отче наш: Тропарь: Запечатану гробу: Господи помилуй. 40. Слава и ныне: Честнейшую херувим: Стих: Боже ущедри ны: И молитва: Всемогущая и животворящая: И отпуст.]

 

 

 



(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

 

 
Рейтинг@Mail.ru Система Orphus