Православное Богослужение
Переводы Богослужебных книг

 

Главная \ Церковь \ Богослужения \ Переводы богослужебных книг \ Триодь цветная\ Неделя 5-я по Пасхе. О самарянке

Малая вечерня • Великая вечерня • УтреняЛитургия


 

НЕДЕЛЯ 5-Я ПО ПАСХЕ. О САМАРЯНКЕ

 

В СУББОТУ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ,

 

Поставим стихов 10. И поем стихиры воскресны 3, и восточну 1. И преполовению подобны 3. И самаряныни самогласны 3.

 

В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

 

Господи воззвах: стихиры на 10. И поем стихиры воскресные 3, восточную одну, преполовению подобны три и самарянке самогласны три.

Стихиры воскресны, глас 4:

 

Стихиры воскресные, глас 4

Животворящему Твоему Кресту, / непрестанно кланяющеся, Христе Боже, / тридневное Воскресение Твое славим: / тем бо обновил еси истлевшее человеческое естество, Всесильне, / и иже на Небеса восход обновил еси нам, / яко Един Благ и Человеколюбец.

 

Животворящему Твоему Кресту / непрестанно поклоняясь, Христе Боже, / воскресение Твое на третий день мы славим; / ибо им Ты обновил погибшее человеческое естество, Всесильный, / и путь восхождения на небеса указал нам, / как единый Благой и Человеколюбец.

Древа преслушания запрещение / разрешил еси, Спасе, / на древе крестнем волею пригвоздився, / и во ад сошед, Сильне, / смертныя узы, яко Бог, растерзал еси. / Темже кланяемся еже из мертвых Твоему Воскресению, / радостию вопиюще: / Всесильне Господи, слава Тебе.

 

Наказание за древо ослушания / Ты отменил, Спаситель древом Креста, / добровольно к нему пригвожденный; / и, сойдя во ад, Всесильный, / Ты как Бог оковы смерти расторг. / Потому мы поклоняемся Твоему воскресению из мертвых, / в радости взывая: / "Всесильный Господи, слава Тебе!"

Врата адова сокрушил еси, Господи, / и Твоею смертию смертное царство разрушил еси: / род же человеческий от истления свободил еси, / живот и нетление мiру даровав, / и велию милость.

 

Врата ада сокрушил Ты, Господи, / и Своею смертию царство смерти разорил, / род же человеческий от тления освободил, / жизнь и бессмертие миру даровав, / и великую милость.

Иная стихира восточна {Анатолиева}:

 

Стихира восточная, глас 4

Приидите, воспоим людие, / Спасово тридневное востание, / имже избавихомся адовых нерешимых уз; / и нетление и жизнь вси восприяхом зовуще: / Распныйся, и Погребыйся, и Воскресый, / спаси ны Воскресением Твоим, / Едине Человеколюбче.

 

Придите, люди, воспоем / воскресение в третий день Спасителя, / через которое мы избавились / от несокрушимых адских оков / и все получили нетление и жизнь, и восклицаем: / "Распятый, и Погребенный, и Воскресший! / Спаси нас воскресением Твоим, / единый Человеколюбец!"

И стихиры Преполовению, 3, глас тойже.
Подобен: Господи, возшед на Крест:

 

Стихиры Преполовения, глас 4

Наста преполовение дней, / от спасительнаго начинаемых востания, / Пятдесятницею же Божественною печатаемое, / и светится светлости обоюду имущее, и соединяющее обоя, / и приити славе предъявляющее, / Владычняго Вознесения предпочитает.

 

Настала середина дней, / начинающихся от спасительного воскресения, / Пятидесятницею же божественною / как печатью завершающихся; / и блистают эти дни, / с двух сторон сиянием озаренные, / и соединяющие два великих праздника, / и превозносятся, / как предвещающие наступление / славного дня вознесения Владыки.

Слыша и возвеселися Сион, / благовестившуся Христову Воскресению: / вернии же его сынове возрадовашася Сего видевше, / и омывающа Духом скверну христоубийства: / готовится торжествующи, / обоих веселое преполовение.

 

Услышал и возвеселился Сион / благовестию о Христовом воскресении, / верные же чада его возрадовались, увидев его; / и скверну христоубийства Духом омыть готовятся, / празднуя радостные дни – / этих двух событий середину.

Приближися Божественнаго изобильное излитие на всех, / якоже написася, Духа: предузаконение проповедует преполовившееся, / по Христове смерти и погребении и Воскресении, / от Него данну сущу учеником, неложному обещанию, / Утешителево показующу явление.

 

"Приблизилось изобильное излияние на всех, / как написано, божественного Духа", / – так провозглашает дошедший до середины / срок исполнения после смерти, и погребения, и воскресения Христа / данного Им ученикам обещания неложного, / открывающего Утешителя явление.

И самаряныни самогласны 3, глас 1:

 

Стихиры самарянке самогласны, глас 1

На источник пришел еси, / источниче чудес, в шестый час, / Евин уловити плод: / Ева бо в той изыде из рая, прелестию змиевою. / Приближи бо ся самаряныня почерпсти воду, / юже видев рече Спас: / даждь Ми воду пити, / и Аз воды текущия насыщу тя. / И во град текши целомудренная, / народом возвести абие: / приидите видите Христа Господа, / Спаса душ наших.

 

К источнику пришел Ты, Источник чудес, / в час шестой, чтобы уловить Евы плод: / ибо Ева в тот час вышла из рая, обманутая змием. / И вот, приблизилась самарянка, чтобы зачерпнуть воды, / и, ее увидев, сказал Спаситель: / "Дай Мне попить воды, / и Я водою ключевой насыщу тебя!" / И, побежав в город, целомудренная / тотчас возвестила множеству людей: / "Придите, посмотрите на Христа Господа, / Спасителя душ наших!"

Глас 2: На студенец яко прииде Господь, / самаряныня моляше Благоутробнаго: / подаждь ми воду веры, / и прииму купельныя воды, / радование и избавление. / Животодавче Господи, слава Тебе.

 

Глас 2: Когда к колодцу пришел Господь, / самарянка просила Милосердного: / "Дай мне воду веры, / и получу я купели струи, радость и избавление!" / Податель жизни, Господи, слава Тебе!

Собезначальный и соприсносущный Сын и Слово Отчее, / на источник прииде, источник исцелений, / и жена от Самарии прииде почерпсти воду. / Юже видев рече Спас: / даждь Ми воду пити, / и шедши пригласи твоего мужа. / Она же яко Человеку глаголющи, а не Богу, / утаити тщашеся, / глаголаше: не имам мужа. / И Учитель к ней: / истину рекла еси, не имам мужа: / пять бо имела еси, и ныне егоже имаши, несть твой муж. / Она же о глаголе удивившися, / и во град текши, народом вопияше, глаголющи: / приидите видите Христа, / Иже дарует мирови велию милость.

 

Собезначальный и совечный / Сын и Слово Отца, / к источнику пришел, Источник исцелений, / и женщина из Самарии появилась, чтобы начерпать воды. / Ее увидев, сказал Спаситель: / "Дай Мне попить воды, / и пойди, пригласи твоего мужа". / Она же, беседуя как с человеком, а не с Богом, / стараясь утаиться, говорила: / "У меня нет мужа!" / И Учитель к ней: / "Истинно сказала ты: "У меня нет мужа!" / ибо ты имела пятерых, / и тот, кого ты имеешь ныне, не твой муж. / Она же, этому слову поразившись, / и, побежав в город, / множеству людей возглашала, говоря: / "Придите, посмотрите на Христа, / Того, Кто дарует миру великую милость!"

Слава, глас 6: При студенце Иаковли / обрет Иисус самаряныню, / просит воду от нея, / облаками покрываяй землю. / О чудесе! Иже херувимы носимый, / блуднице жене беседоваше, / воду прося, Иже на водах землю повесивый. / Воды иский, Иже источники и езера вод изливаяй, / хотя привлещи сию воистинну, / уловляему от сопостата врага, / и напоити ю водою живою, / палимую в безместиих люте, / яко един Благоутробный и Человеколюбец.

 

Слава, глас 6: При колодце Иакова найдя самарянку, / Иисус просит у нее воды, / облаками Покрывающий землю. / О чудо! Херувимами носимый, / с женщиной-блудницей беседовал; / воды просил на водах землю Повесивший; / воды искал / источники и озера вод Изливающий, / поистине желая привлечь ее, уловляемую неприятелем-врагом, / и напоить водой живою ее, / делами недолжными тяжко опаляемую, / как единый Милосердный и Человеколюбец.

И ныне, Богородичен, глас 4: Иже Тебе ради, богоотец пророк Давид, / песненно о Тебе провозгласи, / величия Тебе сотворшему: / предста Царица одесную Тебе. / Тя бо Матерь, ходатаицу живота показа, / без Отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог: / да Свой паки обновит образ, истлевший страстьми, / и заблуждшее горохищное обрет овча, / на рамо восприим, ко Отцу принесет, / и Своему хотению, с небесными совокупит силами, / и спасет Богородице мир, / Христос имеяй велию и богатую милость.

 

И ныне, Богородичен, глас 4: Через Тебя, Богородица, / ставший предком Божиим пророк Давид / благозвучно о Тебе провозгласил / пред сотворившем Тебе величие: / "Предстала Царица справа от Тебя". / Ибо Тебя Матерью, носительницей жизни сделал Бог, / без отца благоволивший воплотиться от Тебя, / чтобы обновить в нас Свой образ, погубленный страстями, / и, найдя заблудившуюся в горах овцу, / взяв на плечи ко Отцу принести, / и по Своей воле соединить с небесными Силами и спасти мир – / Христос, имеющий великую и богатую милость.

Вход. Прокимен дне.

 

 

 

Вход. Свет отрадный: Прокимен дня: Господь воцарился:

 

 

На литии стихира храма.

 

На литии стихиры храма

Слава, и ныне: глас 3: Да радуется днесь светло небо и земля, / зане Христос явися воплощаемь яко Человек, / да Адама измет от клятвы всеродныя, / и удивляется чудесы Самарию пришед: / жене же предста воды прося, / облаки водами одеваяй. / Темже вси вернии покланяемся / нас ради волею обнищавшему, / благоутробным советом.

 

 

Слава, и ныне, глас 3: Да возликует в сей день радостно небо и земля, / ибо Христос явился во плоти, как человек, / чтобы избавить от проклятия Адама со всем родом его. / И дивно прославляется Он чудесами, в Самарию придя; / женщине же предстал, прося у нее воды, / Он, водами наполняющий облака. / Потому все мы, верные, поклонимся / ради нас добровольно обнищавшему / по Своему милосердному изволению.

 

На стиховне стихира воскресна, глас 4:

 

На стиховне стихира воскресная, глас 4

Господи, восшед на Крест, / прадеднюю нашу клятву потребил еси, / и сошед во ад, / вечныя узники свободил еси, / нетление даруя человеческому роду, / сего ради поюще славим / Животворящее и Спасительное Твое Востание.

 

Ты, Господи, взойдя на Крест, / от прародителей идущее проклятие наше отменил; / и сойдя во ад, бывших в нем от века узников освободил, / нетление даруя человеческому роду. / Потому мы, воспевая, славим / животворящее и спасительное Твое воскресение.

Таже стихиры Пасхи с припевы их. Глас 5:

 

И стихиры Пасхи, глас 5

Стих: Да воскреснет Бог, / и расточатся врази Его.

 

Стих: Да восстанет Бог / и рассеются враги Его.   Пс 67:2А

Пасха / священная нам днесь показася; / Пасха нова святая; / Пасха таинственная; / Пасха всечестная. / Пасха Христос Избавитель; / Пасха непорочная; / Пасха великая; / Пасха верных. / Пасха двери райския нам отверзающая. / Пасха всех освящающая верных.

 

Пасха священная в сей день нам явилась, / – Пасха новая, святая, / Пасха таинственная, Пасха всеми чтимая. / Пасха – Христос Избавитель; / Пасха непорочная, / Пасха великая, / Пасха верных, / Пасха двери рая нам открывшая, / Пасха, освящающая всех верных.

Стих: Яко исчезает дым, / да исчезнут.

 

Стих: Как исчезает дым, / да исчезнут.   Пс 67:3А

Приидите / от видения жены благовестницы, / и Сиону рцыте: / приими / от нас радости благовещения, Воскресения Христова: / красуйся, ликуй / и радуйся, Иерусалиме, / Царя Христа узрев из гроба, / яко жениха происходяща.

 

Идите после видения, жены-благовестницы, / и Сиону возгласите: / "Прими от нас радость благовестия о воскресении Христовом!" / Веселись, ликуй и радуйся, Иерусалим, / Царя-Христа узрев, как жениха, / из гроба выходящим.

Стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, / а праведницы да возвеселятся.

 

Стих: Так да погибнут грешники от лица Божия, / а праведники да возвеселятся.   Пс 67:3В-4А

Мироносицы жены, / утру глубоку, / представша гробу Живодавца, / обретоша Ангела / на камени седяща, / и той провещав им, / сице глаголаше: / что ищете Живаго с мертвыми; / что плачете Нетленнаго во тли? / Шедше, проповедите учеником Его.

 

Жены-мироносицы / глубоким утром, / гробнице жизни Подателя представ, / нашли Ангела, на камне восседавшего, / и он, обратившись к ним, так возглашал: / "Что вы ищете Живого между мертвыми? / Что оплакиваете Нетленного как подвергшегося тлению? / Возвратившись, возвестите ученикам Его!"

Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, / возрадуемся и возвеселимся в онь.

 

Стих: Это день, который сотворил Господь, / возрадуемся и возвеселимся в оный!   Пс 117:24

Пасха красная, / Пасха, Господня Пасха! / Пасха всечестная / нам возсия. Пасха, / радостию друг друга обымем. / О Пасха! / Избавление скорби, / ибо из гроба днесь, / яко от чертога / возсияв Христос, / жены радости исполни, глаголя: / проповедите апостолом.

 

Пасха радостная, / Пасха, Господня Пасха, / Пасха всесвященная нам взошла. / Пасха! Радостно друг друга обнимем. / О, Пасха – избавление от скорби! / Ибо из гроба в сей день, / как из брачного чертога просияв, Христос / жен исполнил радости словами: / "Возвестите Апостолам!"

Слава, глас 8: Егда явился еси во плоти, Христе Боже, / за неизреченное смотрение, / слышавши самаряныня слово Тебе, Человеколюбца, / остави почерпало у студенца, / и тече глаголющи сущим во граде: / приидите видите Сердцеведца, / еда Сей есть чаемый Христос, / имеяй велию милость?

 

Слава, глас 8: Когда явился Ты на земле, Христе Боже, / по неизреченному Своему промыслу, / самарянка, услышав слово Твое, Человеколюбец, / оставила у колодца сосуд для воды, / и побежала, возглашая бывшим в городе: / "Придите, посмотрите на Сердцеведца, / не Он ли – ожидаемый Христос, / имеющий великую милость?"

И ныне, глас 5: Воскресения день, / и просветимся торжеством, / и друг друга обымем. / Рцем братие, / и ненавидящим нас, / простим вся Воскресением, / и тако возопиим: / Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ, / и сущим во гробех живот даровав.

 

И ныне, глас 5: Воскресения день! / И засияем торжеством / и друг друга обнимем; / скажем: "Братья!" / и ненавидящим нас, / – всё простим ради воскресения / и так возгласим: / "Христос воскрес из мертвых, / смертию смерть поправ, / и тем, кто в гробницах, жизнь даровав!"

И прочая вся, яко предписася в прочиих Неделях.

 

 

И затем: Ныне отпускаешь:

 

Отпустительный тропарь, глас 4:

 

Тропарь воскресный, глас 4

Светлую Воскресения проповедь / от Ангела уведевша Господни ученицы / и прадеднее осуждение отвергша, / апостолом хвалящася глаголаху: / испровержеся смерть, / воскресе Христос Бог, / даруяй мiрови велию милость.

 

Радостную весть о воскресении узнав от Ангела, / и избавившись от прародительского осуждения, / Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: / "Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, / дарующий миру великую милость!"

Слава и ныне: праздника, глас 8:

 

Слава, и ныне: преполовению, глас 8

Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / яко всем, Спасе, возопил еси: / жаждай да грядет ко Мне и да пиет. / Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

 

 

На середине праздника / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: / "Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет". / Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе!

 

Аще несть бдения, на Полунощнице канон Святей и Живоначальней Троице, во Октоихе, гласа 4-го. Таже: Достойно есть: и прочая.

 

 

 



(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

 

 
Рейтинг@Mail.ru Система Orphus