Православное Богослужение
Переводы Богослужебных книг

 

Главная \ Церковь \ Богослужения \ Переводы богослужебных книг \ Триодь цветная\ Неделя 6-я по Пасхе. О слепом

Малая вечерня • Великая вечерня • УтреняЛитургия


 

НЕДЕЛЯ 6-Я ПО ПАСХЕ
О СЛЕПОМ

 

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ,

 

 

НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

 

поставим стихов 10. И поем стихиры воскресны 3, восточны {Анатолиевы} 4, и два самогласна о слепце, повторяюще един.

 

На Господи воззвах: стихиры на 10. И поем стихиры воскресные три, восточные четыре и две о слепом, повторяя первую.

Стихиры воскресны, глас 5:

 

Стихиры воскресные, глас 5

Стих: Изведи из темницы душу мою, / исповедатися Имене Твоему.

 

Стих: Выведи из темницы душу мою, / чтобы мне прославить имя Твоё.   Пс 141:8А

Честным Твоим Крестом, Христе, / диавола посрамил еси, / и Воскресением Твоим жало греховное притупил еси, / и спасл еси ны от врат смертных: / славим Тя, Единородне.

 

Священным Своим Крестом, Христе, / Ты диавола посрамил, / и воскресением Своим жало греха притупил / и спас нас от врат смерти. / Прославляем Тебя, Единородный.

Стих: Мене ждут праведницы, / дондеже воздаси мне.

 

Стих: Меня будут ждать праведные, / доколе Ты не воздашь мне.   Пс 141:8Б

Воскресение даяй роду человеческому, / яко овча на заколение ведеся, / устрашишася сего князи адстии, / и взяшася врата плачевная. / Вниде бо Царь славы Христос, / глаголя сущим во узах, изыдите: / и сущим во тьме, открыйтеся.

 

Воскресение Дарующий роду человеческому / как овца на заклание был приведен. / Устрашились Его князья ада, / и отверзлись врата горестные; / ибо вошел Царь славы – Христос, / возглашая тем, кто во узах: "выходите", / и тем, кто во тьме: "откройтесь".

Стих: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, / Господи, услыши глас мой.

 

Стих: Из глубины я воззвал к Тебе, Господи, / Господи, услышь голос мой.   Пс 129:1

Велие чудо, / невидимых Содетель, за человеколюбие плотию пострадав, / воскресе Безсмертный. / Приидите отечествия язык, Тому поклонимся: / благоутробием бо Его от прелести избавльшеся, / в Триех Ипостасех Единаго Бога пети навыкохом.

 

Великое чудо! Создатель невидимого, / по человеколюбию плотию пострадав, / воскрес, как Бессмертный. / Придите, племена народов, поклонимся Ему; / ибо мы, Его милосердием от заблуждения избавившись, / воспевать единого в трех Ипостасях Бога научились.

Ины стихиры Анатолиевы, глас тойже.

 

Стихиры восточные

Стих: Да будут уши Твои / внемлюще гласу моления моего.

 

Стих: Да будут уши Твои / внимательны к голосу моления моего.   Пс 129:2

Вечернее поклонение / приносим Тебе, Невечернему Свету, / на конец веков, яко в зерцале плотию возсиявшему мiрови, / и даже до ада низшедшему, / и тамо сущую тьму разрушившему, / и свет Воскресения языком показавшему: / Светодавче Господи, слава Тебе.

 

Вечернее поклонение / приносим Тебе – немеркнущему свету, / в конце веков чрез плоть, как бы в зеркале, воссиявшему для мира, / и даже до ада нисшедшему, / и тамошнюю тьму рассеявшему, / и свет воскресения народам явившему. / Податель света Господи, слава Тебе!

Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит; / яко у Тебе очищение есть.

 

Стих: Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? / Ибо у Тебя умилостивление.   Пс 129:3-4

Начальника спасения нашего, / Христа славословим: / Тому бо из мертвых воскресшу, / мiр от прелести спасен бысть. / Радуется лик Ангельский, / бегает демонов прелесть, / Адам падый воста, / диавол упразднися.

 

Начальника спасения нашего – Христа прославим; / ибо чрез воскресение Его из мертвых / мир от заблуждения был спасен; / радуется сонм Ангелов, / бежит обольщение демонов, / падший Адам восстал, / а диавол обессилен.

Стих: Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, / упова душа моя на Господа.

 

Стих: Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, уповала душа моя на слово Твоё, / положилась душа моя на Господа.   Пс 129:5-6А

Иже от кустодии научени бываху от беззаконник, / покрыйте Христово Востание, / и приимите сребреники, и рцыте / яко нам спящим, из гроба украден бысть Мертвый. / Кто виде, кто слыша, мертвеца украдена когда, / паче же помазана и нага, / оставльша и во гробе погребальная Своя? / Не прельщайтеся иудее, / навыкните речением пророческим, и уразумейте, / яко Той есть воистинну Избавитель мiра, и Всесильный.

 

Стражи были так научаемы беззаконниками: / "Скройте воскресение Христа: / возьмите деньги и скажите, / что, пока мы спали, из гроба украли мертвеца". / Кто видел, кто слышал, чтобы когда-нибудь крали мертвеца, / тем более – помазанного смирной и нагого, / оставившего во гробе / даже пелены погребальные свои? / Не заблуждайтесь, Иудеи; / поймите изречения пророков и познайте, / что Он поистине Избавитель мира и Всесильный.

Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния, / да уповает Израиль на Господа.

 

Стих: От стражи утренней до ночи, от стражи утренней / да уповает Израиль на Господа.   Пс 129:6Б

Господи, ад пленивый, / и смерть поправый, Спасе наш, / просветивый мiр Крестом честным, / помилуй нас.

 

Господи, ад пленивший / и смерть поправший, Спаситель наш, / мир просветивший священным Своим Крестом! / Помилуй нас.

Ины стихиры самогласны, о слепом. Глас 2:

 

Иные стихиры самогласны о слепом, глас 2

Стих: Яко у Господа милость, и многое у Него избавление, / и Той избавит Израиля от всех беззаконий его.

 

Стих: Ибо у Господа милость, и велико у Него избавление, / и Он избавит Израиль от всех беззаконий его.   Пс 129:7-8

Стих: Хвалите Господа вси языцы, / похвалите Его вси людие.

 

Стих: Хвалите Господа все народы, / восхвалите Его все племена.   Пс 116:1

Слепый родивыйся, в своем помысле глаголаше: / еда аз грех ради родительных родихся без очию, / еда аз за неверие языков родихся во обличение? / Не домышляюся вопрошати, / когда нощь, когда день? / Не терпита ми нозе каменнаго претыкания, / не видех бо солнца сияюща, / ниже во образе мене Создавшаго. / Но молю Ти ся Христе Боже, / призри на мя и помилуй мя. [Дважды.]

 

Слепым родившийся / в своем уме так рассуждал: / "Неужели я за грехи родителей родился без очей? / Не из-за неверия ли народов я родился им во обличение? / Не могу уже я спрашивать: когда ночь, когда день? / Не в силах уже мои ноги о камни претыкаться: / ведь не видел я ни солнца сияющего, / ни Создателя моего во образе человеческом. / Но молю Тебя, Христе Боже, / призри на меня и помилуй меня!" (2)

Стих: Яко утвердися милость Его на нас, / и истина Господня пребывает во век.

 

Стих: Ибо утвердилась милость Его на нас, / и истина Господня пребывает вовек.   Пс 116:2

Мимоходя Иисус от святилища, / обрете человека слепа от рождения, / и умилосердився положи брение на очию его, и рече к нему: / иди умыйся в Силоаме, / и умывся прозре, славу возсылая Богу. / Соседи же его глаголаху ему: / кто твои зеницы отверзе, / ихже никтоже от зрящих исцелити возможе? / Он же возопив, рече: / Человек Иисус глаголемый, / Он ми рече, умыйся в Силоаме, и прозрех. / Той есть воистинну, / Егоже рече Моисей в законе, Христа Мессию: / Той есть Спас душ наших.

 

Иисус, проходя от святилища, / обрел человека, слепого от рождения, / и, сжалившись, положил смесь из глины на очи его / и сказал ему: "Иди, умойся в Силоаме". / И, умывшись, он прозрел, славу воссылая Богу. / Ближние же его говорили ему: / "Кто отверз глаза твои, / которых никто из видящих не смог бы исцелить?" / Он же возгласил, говоря: / "Человек, называемый Иисус, Он мне сказал: / "Умойся в Силоаме", – и я прозрел. / Он – воистину Тот, / о Ком говорил Моисей в законе, как о Христе-Мессии; / Он – Спаситель душ наших!"

Слава, глас 5: Господи, мимоходя путем, / обрел еси человека слепа от рождения, / и удивлени бывше ученицы, вопрошаху Тя глаголюще: / Учителю, кто согреши: сей ли, / или родители его, да слеп родися? / Ты же Спасе мой возопил еси к ним: / ни сей согреши, ни родители его, / но да явятся дела Божия на нем. / Мне подобает делати дела Пославшаго Мя, / яже никтоже может делати. / И сия рек, плюнув долу, и брение сотворь, / помазал еси очи его, рек к нему: / иди, умыйся в Силоамстей купели. / Он же умывся здрав бысть, и вопияше к Тебе: / верую Господи, и поклонися Тебе. / Темже вопием и мы, помилуй нас.

 

Слава, глас 5: Господи, проходя по дороге, / обрел Ты человека, слепого от рождения; / и, придя в изумление, / ученики вопрошали Тебя, говоря: / "Учитель, кто согрешил: / он или родители его, что слепым родился?" / Ты же, Спаситель мой, возгласил к ним: / "Ни он не согрешил, ни родители его, / но это для того, чтобы явились дела Божии на нем. / Мне подобает делать дела Пославшего Меня, / которых никто не может делать". / И, сказав это, плюнув на землю, / и смесь из слюны соделав, / Ты помазал очи его, сказав ему: / "Иди, умойся в силоамской купальне". / Он, же умывшись, стал здоров и возглашал к Тебе: / "Верую, Господи!" – и поклонился Тебе. / Потому и мы взываем: "Помилуй нас!"

И ныне, Богородичен: В Чермнем мори, / Неискусобрачныя Невесты образ написася иногда. / Тамо Моисей, разделитель воды: / зде же Гавриил, служитель чудесе. / Тогда глубину шествова немокренно Израиль; / ныне же Христа роди безсеменно Дева. / Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно; / Непорочная по Рождестве Эммануилеве пребысть Нетленна. / Сый, и прежде Сый, / явлейся, яко Человек, / Боже помилуй нас.

Вход. Прокимен дне.

 

 

И ныне, Богородичен: В Красном море / образ Невесты, брака не познавшей, / был начертан некогда. / Там – Моисей, разделитель воды, / здесь же – Гавриил, служитель чуда. / Тогда морскую глубину, не омочив ног, прошел Израиль, / ныне же Христа без семени родила Дева. / Море после прохода Израиля осталось непроходимым, / Непорочная по рождении Эммануила осталась неповрежденной. / Боже Сущий, – / и предсуществовавший, и явившийся как человек, / помилуй нас!

 

На литии стихира храма.

Слава, глас 4: Все житие слепый нощь помышляя, / возопи к Тебе: / Господи, отверзи ми зеницы, / Сыне Давидов Спасе наш, / да со всеми и аз воспою Твою силу.

 

На литии стихиры храма

Слава, глас 4: Всю жизнь свою считая ночью, / слепой воззвал к Тебе, Господи: / "Отверзи мне очи, Сын Давидов, Спаситель наш, / чтобы и я со всеми воспел Твою силу!"

И ныне, Богородичен, глас тойже: Призри на моления Твоих раб, Всенепорочная, / утоляющи лютая на ны востания, / всякия скорби нас изменяющи: / Тя бо едину, твердое и известное утверждение имамы, / и Твое предстательство стяжахом. / Да не постыдимся, Владычице, Тя призывающии. / Потщися на умоление, Тебе верно вопиющих: / радуйся, Владычице, всех помоще, / радосте и покрове, / и спасение душ наших.

 

 

 

И ныне, Богородичен, глас тот же: Приклонись к мольбам рабов Твоих, Всенепорочная, / прекращая беды, на нас восстающие, / от всякой скорби нас избавляя, / ибо Тебя одну как твердую и надежную опору мы имеем, / и в Тебе защиту обрели. / Да не постыдимся, Владычица, Тебя призывая! / Поспеши исполнить моление Тебе с верою взывающих: / "Радуйся, Владычица, всем помощь, / радость и покров и спасение душ наших!"

 

 

На стиховне стихира воскресна, глас 5:

 

На стиховне стихира воскресная, глас 5

Тебе, Воплощеннаго Спаса Христа, / и Небес неразлучившася, / во гласех пений величаем, / яко Крест и смерть приял еси за род наш, / яко Человеколюбец Господь, / испровергий адова врата, / тридневно воскресл еси, / спасая души наша.

 

Тебя, воплотившегося Спасителя Христа, / и небес не оставившего, / мы голосами песнопений величаем; / ибо Крест и смерть Ты принял за род наш, / как человеколюбивый Господь; / разрушив врата ада, Ты в третий день воскрес, / спасая души наши.

Таже стихиры Пасхи с припевы их. Глас 5:

 

Затем стихиры Пасхи, глас 5

Стих: Да воскреснет Бог, / и расточатся врази Его.

 

Стих: Да восстанет Бог / и рассеются враги Его.   Пс 67:2А

Пасха / священная нам днесь показася; / Пасха нова святая; / Пасха таинственная; / Пасха всечестная. / Пасха Христос Избавитель; / Пасха непорочная; / Пасха великая; / Пасха верных. / Пасха двери райския нам отверзающая. / Пасха всех освящающая верных.

 

Пасха священная в сей день нам явилась, / – Пасха новая, святая, / Пасха таинственная, Пасха всеми чтимая. / Пасха – Христос Избавитель; / Пасха непорочная, / Пасха великая, / Пасха верных, / Пасха двери рая нам открывшая, / Пасха, освящающая всех верных.

Стих: Яко исчезает дым, / да исчезнут.

 

Стих: Как исчезает дым, / да исчезнут.   Пс 67:3А

Приидите / от видения жены благовестницы, / и Сиону рцыте: / приими / от нас радости благовещения, Воскресения Христова: / красуйся, ликуй / и радуйся, Иерусалиме, / Царя Христа узрев из гроба, / яко жениха происходяща.

 

Идите после видения, жены-благовестницы, / и Сиону возгласите: / "Прими от нас радость благовестия о воскресении Христовом!" / Веселись, ликуй и радуйся, Иерусалим, / Царя-Христа узрев, как жениха, / из гроба выходящим.

Стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, / а праведницы да возвеселятся.

 

Стих: Так да погибнут грешники от лица Божия, / а праведники да возвеселятся.   Пс 67:3В-4А

Мироносицы жены, / утру глубоку, / представша гробу Живодавца, / обретоша Ангела / на камени седяща, / и той провещав им, / сице глаголаше: / что ищете Живаго с мертвыми; / что плачете Нетленнаго во тли? / Шедше, проповедите учеником Его.

 

Жены-мироносицы / глубоким утром, / гробнице жизни Подателя представ, / нашли Ангела, на камне восседавшего, / и он, обратившись к ним, так возглашал: / "Что вы ищете Живого между мертвыми? / Что оплакиваете Нетленного как подвергшегося тлению? / Возвратившись, возвестите ученикам Его!"

Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, / возрадуемся и возвеселимся в онь.

 

Стих: Это день, который сотворил Господь, / возрадуемся и возвеселимся в оный!   Пс 117:24

Пасха красная, / Пасха, Господня Пасха! / Пасха всечестная / нам возсия. Пасха, / радостию друг друга обымем. / О Пасха! / Избавление скорби, / ибо из гроба днесь, / яко от чертога / возсияв Христос, / жены радости исполни, глаголя: / проповедите апостолом.

 

Пасха радостная, / Пасха, Господня Пасха, / Пасха всесвященная нам взошла. / Пасха! Радостно друг друга обнимем. / О, Пасха – избавление от скорби! / Ибо из гроба в сей день, / как из брачного чертога просияв, Христос / жен исполнил радости словами: / "Возвестите Апостолам!"

Слава, глас 8: Правды солнце мысленное, Христе Боже, / из утробы света лишеннаго, / Твоим пречистым прикосновением просветившее обоюду, / и наши очи душевныя озарившее, / сыны дне покажи, / да верою вопием Ти: / многое Твое и неизреченное, еже на нас благоутробие, / Человеколюбче, слава Тебе.

 

Слава, глас 8: Невещественное Солнце правды, Христе Боже, / от чрева матери света лишенного, / Твоим пречистым прикосновением двояким образом просветившее! / И наши очи душевные озарив, / сынами дня нас яви, / чтобы нам с верою взывать к Тебе: / "Велико и неизреченно милосердие Твое к нам; / Человеколюбец, слава Тебе!"

И ныне: Воскресения день, / и просветимся торжеством, / и друг друга обымем. / Рцем братие, / и ненавидящим нас, / простим вся Воскресением, / и тако возопиим: / Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ, / и сущим во гробех живот даровав.

 

И ныне, глас 5: Воскресения день! / И засияем торжеством / и друг друга обнимем; / скажем: "Братья!" / и ненавидящим нас, / – всё простим ради воскресения / и так возгласим: / "Христос воскрес из мертвых, / смертию смерть поправ, / и тем, кто в гробницах, жизнь даровав!"

И прочее, якоже предписася в мимошедшия Недели.

 

 

И затем: Ныне отпускаешь:

 

Таже отпустительный тропарь, глас 5:

 

Тропарь воскресный, глас 5

Собезначальное Слово Отцу и Духови, / от Девы рождшееся на Спасение наше, / воспоим, вернии, и поклонимся; / яко благоволи Плотию взыти на Крест, / и смерть претерпети, / и воскресити умершия / славным воскресением Своим.

 

Слово, безначальное подобно Отцу и Духу, / от Девы родившееся для спасения нашего, / воспоем, верные, и поклонимся Ему, / ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, / и смерть претерпеть, и воскресить умерших / славным воскресением Своим.

Богородичен: Радуйся, Двере Господня непроходимая; / радуйся, стено и покрове притекающим к Тебе. / Радуйся, необуреваемое пристанище и неискусобрачная, / рождшая плотию Творца Твоего и Бога. / Молящи не оскудевай о воспевающих / и кланяющихся рождеству Твоему.

 

Слава, и ныне, Богородичен: Радуйся, дверь Господня непроходимая! / Радуйся, стена и покров прибегающим к Тебе! / Радуйся, тихая пристань и Дева брака не познавшая, / родившая по плоти Творца Твоего и Бога! / Не переставай ходатайствовать о воспевающих / и почитающих Рожденного от Тебя.

В Неделю на Полунощнице поем канон Троичен во Октоихе гласа. Таже, Достойно есть: и прочее, яко обычай, и отпуст.

 

 

 



(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

 

 
Рейтинг@Mail.ru Система Orphus