Православное Богослужение
Переводы Богослужебных книг

 

Главная \ Церковь \ Богослужения \ Переводы богослужебных книг \ Триодь цветная\ Пятидесятница

Малая вечерняВеликая вечерня • Утреня • ЛитургияВечерня коленопреклонения


 

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

 

НА УТРЕНИ,

 

 

НА УТРЕНИ

 

На Бог Господь: тропарь праздника, глас 8:

 

На Бог Господь: тропарь праздника, глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе. [Трижды.]

 

 

Благословен Ты, Христе Боже наш, / явивший премудрыми рыбаков, / ниспослав им Духа Святого / и через них уловивший вселенную. / Человеколюбец, слава Тебе! (3)

 

По 1-м стихословии седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф:

 

По 1 стихословии седален, глас 4

Попразднственный вернии, / и конечный праздник празднуим светло, / сей есть Пятдесятница, / обещания исполнение и предложения: / в сей бо огнь Утешителев сниде на землю, яко в виде язык, / и ученики просвети, и сия неботаинники показа. / Свет прииде Утешителя, и мир просвети. [Дважды.]

 

 

Отпразднуем, верные, радостно / последний и заключительный праздник; / это – Пятидесятница, исполнение обещания / и всего, предрешенного о нас; / ибо в сей день огонь Утешителя / внезапно сошел на землю как бы в виде языков, / и просветил учеников, / и явил их посвященными в тайны неба. / Свет Утешителя пришел и мир просветил!

И бывает чтение в толковании Иоанна, слово 8: В последний день: надвое.

 

 

Слава, и ныне: повторяем то же.

 

По 2-й кафисме седален, глас и подобен тойже:

 

По 2 стихословии седален, глас 4

Духа источник пришед на землю, / во огненныя реки разделяяся мысленно, / апостолы орошаше просвещая: / и бысть им облак орошаяй, / огнь просвещаяй тех, и одождяяй пламень, / имиже мы прияхом благодать, огнем же и водою. / Свет прииде Утешителя, и мир просвети. [Дважды.]

 

Пришедший на землю источник Духа, / на огненосные реки разделяясь мысленно, / Апостолов орошал, к свету их возводя. / И стал для них росистым облаком огонь, / просвещая их и дождем проливая пламя; / от них и мы получили благодать / через огонь и через воду. / Свет Утешителя пришел и мир просветил.

И чтение.

 

 

Слава, и ныне: повторяем то же.

 

Величание:

 

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтим Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца послал еси / Божественным учеником Твоим.

 

 

Величаем Тебя, / Податель жизни Христе, / и чтим всесвятого Духа Твоего, / Которого Ты от Отца послал / божественным ученикам Своим.

 

Псалом избранный:

 

Псалом избранный

1 лик Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. 2 Духом уст Его вся сила их. 1 С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия. 2 Огнь пред Ним предъидет, и окрест Его буря зельна. 1 Углие возгореся от Него, и приклони небеса и сниде. 2 От облистания пред Ним облацы проидоша. 1 Помянутся, и обратятся ко Господу все концы земли. 2 И поклонятся пред Ним вся отечествия язык. 1 Свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. 2 Земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина. 1 Дождь волен отлучиши Боже, достоянию Твоему. 2 Поставиши их князи по всей земли. 1 Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. 2 Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. 1 Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. 2 Сердце чисто созижди во мне Боже, и Дух прав обнови во утробе моей. 1 Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. 2 Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. 1 Господь даст глагол благовествующим силою многою. 2 Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром.

 

1 хор Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. 2 Духом уст Его – всё воинство их. 1 С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих. 2 Огонь перед Ним загорится, и вокруг Него – буря сильная. 1 Угли возгорелись от Него. И наклонил Он небеса, и сошёл. 2 От блистания пред Ним прошли облака, град и угли огненные. 1 Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли. 2 И поклонятся пред Ним все племена народов. 1 Свидетельство Господне верно, умудряющее младенцев. 2 Земля поколебалась и небеса растаяли от лица Бога Синая. 1 Дождь обильно прольешь Ты, Боже, на наследие Твое. 2 Ты поставишь их князьями по всей земле. 1 Во всю землю вышел голос их, и в концы вселенной речи их. 2 Пошлешь Духа Твоего – и будут созданы, и обновишь Ты лицо земли. 1 Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. 2 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. 1 Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. 2 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. 1 Господь даст благовествующим слово с силою многою. 2 Господь силу народу Своему даст, Господь благословит народ Свой миром.

Слава, и ныне: Аллилуиа, трижды.

 

 

Пс 18:2; 32:6; 32:13; 49:3Б; 17:9В–10А; 17:13; 21:28А; 21:28Б; 18:8Б; 67: 9А; 67:10А; 44:17Б; 18:5; 103:30; 142:10Б; 50:12; 50:13; 50:14; 67:12; 28:11.

 

По полиелеи седален, глас 8. Подобен: Повеленное тайно:

 

После полиелея седален, глас 8

По востании Христе, еже из гроба, / и еже к высоте небесной божественном вознесении, / боговидцем славу Твою низпослал еси Щедре, / Духа праваго обновивый учеником. / Темже яко гусль мусикийская, всем уяснися / божественным бряцалом тайно Спасе глашения, и смотрение Твое. [Дважды.]

 

По воскресении Твоем, Христе, из гроба / и к небесной высоте божественном вознесении, / боговидцам ниспослал Ты Свою славу, Милосердный, / Дух Правый обновив в учениках; / потому они, как лира музыкальная, / таинственно изъяснили всем / возглашения свои под воздействием божественным / и Твое, Спаситель, домостроительство.

И чтение в Богослове.

 

Слава, и ныне: повторяем то же.

Степенна, 1-й антифон 4-го гласа.

 

 

Степенна, 1-й антифон 4-го гласа.

 

Прокимен, глас 4:

Дух Твой Благий / наставит мя на землю праву. Стих: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое.

 

Прокимен, глас 4

Дух Твой благой / поведёт меня в землю правды. Стих: Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему.   Пс 142:10Б; 1А

Всякое дыхание:

 

  

Евангелие Иоанна, зачало 65. [Ин. 20, 19 – 23]:

 

Евангелие от Иоанна, зачало 65В

Сущу позде в день той, во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы Его собрани, страха ради иудейска, прииде Иисус и ста посреде, и глагола им: мир вам. И сие рек, показа им руце и нозе и ребра Своя. Возрадовашася же ученицы, видевше Господа. Рече же им Иисус паки: мир вам. Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся.

 

 

В тот первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.   Ин 20:19–23

 

Воскресение Христово, не глаголем, но абие псалом 50. Таже, Слава: Молитвами апостол: И ныне: Молитвами Богородицы: Таже стих: Помилуй мя, Боже:

 

 

Воскресение Христово: не поем, а сразу читаем псалом 50. Затем, как обычно: Слава: По молитвам Апостолов: и прочее.

 

Стихира, глас 6:

 

После 50 псалма стихира, глас 6

Царю Небесный, / Утешителю, Душе истины, / Иже везде сый / и вся исполняяй, / Сокровище благих / и жизни Подателю, / прииди и вселися в ны, / и очисти ны от всякия скверны, / и спаси, Блаже, души наша.

 

 

 

Царь Небесный, / Утешитель, Дух Истины, / везде пребывающий и всё наполняющий, / Сокровищница благ и жизни Податель, / приди и вселись в нас, / и очисти нас от всякой скверны, / и спаси, Благой, души наши.

 

 

Канона праздника два. Ирмосы обою канонов по дважды, а тропари на 12. Последи же един лик, первый ирмос: и другий лик, другий ирмос.

Канон, [егоже краестрочие: Пятдесятницу празднуим.] Творение Космы монаха. Глас 7.

 

Каноны

Первый – преп. Космы Маиумского, глас 7, и второй – господина Иоанна Арклийского (иные же: преп. Иоанна Дамаскина), глас 4; ирмосы обоих канонов исполняются дважды, тропари все поем на 12. Катавасия: первый хор первый ирмос, а второй хор другой ирмос.

Песнь 1.

Ирмос: Понтом покры / фараона с колесницами / сокрушаяй брани мышцею высокою, / поим Ему, яко прославися.

 

Песнь 1

Канон 1. Ирмос: Морем покрыл фараона с колесницами / Сокрушающий в битвах мышцею высокою; / воспоем Ему, ибо Он прославился.

Делом, якоже древле учеником обещал еси, / Утешителя Духа пославый Христе, / возсиял еси миру свет Человеколюбче.

 

На деле, как прежде обещал ученикам, / послав Утешителя Духа, Христе, / Ты озарил мир светом, Человеколюбец.

Законом древле проповеданное и пророки, исполнися: / Божественнаго бо Духа днесь всем верным благодать излияся.

 

Предвозвещенное в древности / Законом и пророками исполнилось, / ибо благодать Божественного Духа / в сей день всем верным излилась.

Иный канон, иамвический, творение кир Иоанна Арклийского. Глас 4. Песнь 1.

  

Ирмос: Божественным покровен / медленоязычный мраком, / извитийствова богописанный закон: / тину бо отряс очесе умнаго, / видит Сущаго, / и научается Духа разуму, / хваля Божественными песньми.

 

Канон 2. Ирмос: Косноязычный Моисей, / божественным сокрытый мраком, / ясно изложил Богом писанный закон, / ибо, сбросив нечистоту со взора умственного, / он видит Сущего и знанию Духа научается, / прославляя Его божественными песнями.

Рекоша чистая и честная уста: / разлучения вам не будет, о друзи! / Аз бо на Отчем вышнем престоле соседя, излию Духа, / возсияти желающим благодать независтную.

 

Сказали священные и досточтимые уста: / "У Меня с вами, друзья, не будет разлуки; / ибо, на высочайшем Отчем престоле восседая, / Я обильную благодать Духа изолью / желающим просиять.

Предел прешедшее истиннейшее Слово, / тихообразно совершает сердце: / дело бо скончав, возвесели други, / дыханием нужным и огненными языки, / подав Духа Христос, якоже обещася.

 

Пройдя предел, вернейшее Слово / тишиною исполняет сердце; / ибо дело окончив, возвеселил друзей Своих Христос, / в бурном дуновении и языках огня / даровав, как обещал, Духа.

Катавасия: Понтом покры: Божественным покровен:

 

 

 

Катавасия: Морем покрыл фараона: Косноязычный Моисей:

 

 

Песнь 3.

Ирмос: С высоты силою, / учеником Христе, дондеже облецетеся, рекл еси, / седите во Иерусалиме: / Аз же яко Мене, Утешителя иного, / Духа Моего же и Отча послю, / в Немже утвердитеся.

 

Песнь 3

Канон 1. Ирмос: "Сидите в Иерусалиме", / – сказал Ты ученикам, Христе, / – "пока не облечетесь свыше силою, / Я же иного, подобного Мне Утешителя, / Духа Моего и Отчего пошлю, / в Котором вы утвердитесь".

Божественнаго Духа нашедшая сила, / раздельшийся древле глас, зле согласившихся, / во едино приличие божественне совокупи, / ведением Троицы вразумляющи верныя, / в Нейже утвердихомся.

 

 

Нисшедшая сила Божественного Духа / разделенный в древности говор на зло согласившихся, / божественно соединила в одно созвучие, / вразумляя верных знанием Троицы, / в Которой мы утвердились.

 

Ин. Ирмос: Разверзе утробы нечадствовавшия узы, / досаду же неудоботерпиму благочадствующия, / едина молитва пророчицы древле Анны, / носящия дух сокрушен, / к сильному и Богу разумов.

 

Канон 2. Ирмос: Расторгла бездетного чрева узы / и прекратила наглость многодетной неудержимую / в древности одна молитва пророчицы Анны, / имевшей сокрушенный дух, / к Властителю и Богу ведения обращенная.

Непостижима есть Богоначальнейшая: / ветия бо изъяви безкнижныя, / рыбари премудрыя, заушающия словом, / и от глубокия нощи изымающия люди безчисленны, блистанием Духа.

 

Непостижима Троица Богоначальнейшая, / ибо неученых Она явила красноречивыми, / множеству мудрецов уста смыкающими словом / и из глубокой ночи извлекающими / людей бесчисленных молнией Духа.

Бяше исходен от нерожденна Света, / всесильный сияющий Свет, / Егоже Сыном Отеческия власти, / ныне являет срасленное озарение, / огненный глас в Сионе языком.

 

 

Был исходящий от нерожденного Света / всесильно-действенный неиссякающий Свет, / Чье Сияние от природы Отеческой, / сродное Ему, через Сына народам являет / ныне огненный шум на Сионе.

 

Таже, седален, глас 8. Подобен: Повеленное тайно:

 

Седален, глас 8

Спасовы рачитилие радости исполнишася, / и дерзновение прияша, прежде боящиеся: / яко Дух Святый днесь свыше сниде на дом ученический, / и ин иная глаголаше к людем. / Языцы бо разсеяшася, видими яко огнь: / и сих не опали, но паче ороси.

 

Любящие Спасителя радости исполнились / и недавно робкие получили смелость, / когда Дух Святой в сей день с высоты сошел на дом учеников, / и каждый из них говорил иное людям; / ибо рассеяны были языки, / имевшие вид как бы огня, / и не опалили их, но, напротив, оросили.

Слава, и ныне, тойже.

 

 

Слава, и ныне: повторяем то же.

 

Песнь 4.

Ирмос: Смотряяй пророк / в последняя Твое Христе пришествие, вопияше: / Твою услышах Господи силу, / яко вся спасти помазанныя Твоя пришел еси.

 

Песнь 4

Канон 1. Ирмос: Созерцая Твое пришествие / в последние времена, Христе, пророк взывал: / "Услышал я о могуществе Твоем, Господи, / что Ты пришел всех помазанников Твоих спасти.

Во пророцех глаголавый, / и законом проповеданный первее несовершенным, / Бог Истинный Утешитель, / Слова служителем и свидетелем познавается днесь.

 

Прежде чрез пророков говоривший / и в Законе возвещенный несовершенным людям, / как Бог истинный, Утешитель открывается в сей день / служителям и свидетелям Слова.

Знамение Божества носяй, / апостолом во огни Дух разделися, / и странными языки являшеся, / яко Отеческая Божественная сила грядущая есть, самоповелительная.

 

 

Дух, носящий признак Божества, / в сей день разделился во огне Апостолам / и в необычных языках явился, / так как Он есть Божественная Сила, / от Отца исходящая, самовластная.

 

Ин. Ирмос: Царю царей, / яковый от яковаго един Слове произшедый / от Отца безвиновнаго, / равномощнаго Твоего Духа / апостолом истинно послал еси, / яко Благодетеля поющим: / слава державе Твоей Господи.

 

Канон 2. Ирмос: Царь царей, Единый от Единого, / Единственное Слово, происшедшее от безначального Отца, / равносильного Тебе Духа Ты, как благодетель, / действительно послал Апостолам, поющим: / "Слава могуществу Твоему, Господи!"

Баню Божественную пакибытия словом растворив, / ссложенное естество, дождоточиши ми струю / от нетленнопрободеннаго Твоего ребра, о Божий Слове, / запечатлея теплотою Духа.

 

Божественную купель возрождения словом растворив, / Ты, сложный по природе, / дождем проливаешь мне поток / из пронзенного Твоего нетленного ребра, о Слово Божие, / запечатлевая это кипением Духа.

Преклоняют вся Утешителю колена, / Сыну же Отчу, Отцу срасленному, / в Лицех бо видеша трегубых Существо истинное, / неприкосновенное, безлетное, единое: / возсия бо свет благодать Духа.

 

Все преклоняет колена пред Утешителем, / и Сыном Отчим, сродным во всем Отцу, / ибо все увидело в трех Лицах Существо / истинное, неприступное, вневременное, единое: / ведь засияла как свет благодать Духа.

Да исполнятся вси Богоначальнейшим, / елицы служителие Трисветлаго Существа: / паче естества бо совершает яко благодетель, / и огнесветит Христос во спасение, / всю дая благодать Духа.

 

 

 

Исполняйтесь Богоначальнейшим / все, сколько вас ни есть, служители / трисветлого Существа, / ибо сверхъестественно всех делает совершенными, как благодетель, / и огненно просвещает во спасение Христос, / давая всю благодать Духа.

 

 

Песнь 5.

Ирмос: Страха ради Твоего / зачатый Господи во чреве пророков, / и рожденный на земли Дух спасения, / апостольская сердца созидает чиста / и в верных правый обновляется: / свет бо и мир зане Твоя повеления.

 

Песнь 5

Канон 1. Ирмос: По страху Твоему, Господи, / зачатый во чреве пророков / и рожденный на земле Дух спасения, / Апостольские сердца чистыми творит / и, правый, в верных обновляется, / ибо свет и мир – повеления Твои.

Нашедшая сила днесь сия, Дух Благий, / Дух премудрости Божия, Дух от Отца исходяй, / и Сыном верным нам явлейся подавателен, / в нихже вселяется естеством святыни, в нейже зрится.

 

 

Нисшедшая в сей день сила / – это Дух благой, Дух Премудрости Божией, / Дух исходящий от Отца / и явившийся нам, верным, через Сына, / сообщающий тем, в кого вселяется по естеству, / святость, в которой созерцается.

Иный. Ирмос: Решительное очищение грехов, / огнедухновенную приимите Духа росу, / о чада светообразная церковная: / ныне от Сиона бо изыде закон, / языкоогнеобразная Духа благодать.

 

Канон 2. Ирмос: Искупительным очищением от грехов / примите огнедышащую росу Духа, / о чада Церкви световидные; / ибо ныне вышел от Сиона закон – / благодать Духа в виде огненных языков.

Якоже благоволи самовластно, / необладанный исходит Дух от Отца, / умудряя в языцех апостолы, / печатлея живоносное Слово, / Отчесильное, сообразное, Егоже Спас рече.

 

Как благоволил Он самовластно, / неподвластный Дух нисходит от Отца, / языками Апостолов умудряя, / с силою Отца, как сообразный Ему, / запечатлевая слово живоносное, / которое Спаситель изрекал.

Да исцелит убо смыслы от греха, / и се устрояше апостолов, Бог Слово всеначальное, пречистый дом, / в немже единомощнаго же и ссущественнаго ныне вселяется Духа свет.

 

 

 

Исцелял умы Апостолов от греха, / и устраивал из них Себе / всевластный Бог-Слово пречистый дом; / ныне же туда вселяется свет / равносильного Ему и единосущного Духа.

 

 

Песнь 6.

Ирмос: Плавающего в молве / житейских попечений / с кораблем потопляема грехи, / и душетленному зверю приметаема, / яко Иона Христе, вопию Ти: / из смертоносныя глубины возведи мя.

 

Песнь 6

Канон 1. Ирмос: Бедствующий среди волнения житейских попечений, / потопляемый сопутствующими мне грехами, / и к душегубительному зверю низвергаемый, / как Иона взываю Тебе, Христе: / "Из смертоносной глубины меня возведи!"

От Духа Твоего на плоть всякую, / якоже рекл еси, богатно излиял еси, / и исполнишася всяческая Твоего ведения Господи, / яко из Отца Сын нетленно родился еси, / и Дух Нераздельный изыде.

 

 

От Духа Твоего Ты излил обильно / на всякую плоть, как сказал, Господи, / и все исполнилось познания Тебя: / что Ты, Сын, от Отца не по законам земным родился, / и Дух нераздельно исходит от Него.

 

Иный. Ирмос: Очищение нам Христе / и спасение Владыко, / возсиял еси от Девы, / да яко пророка / от зверя морскаго персей Иону, / от тли исхитиши, всего Адама всеродна падшаго.

 

Канон 2. Ирмос: Умилостивлением и спасением для нас / воссиял Ты, Владыка Христе, от Девы, / чтобы как пророка Иону из груди морского зверя, / полностью исторгнуть из тления Адама, / падшего со всем своим родом.

Истинный нам правый во утробах вечно приимшим Дух, / да обновиши Отчеисходный, и всесовокупленно, / вещества ненавистнаго палительный скверн, / кала же смыслов чистительный, Вседержителю.

 

Вожделенный, правый Дух / обнови внутри нас, Вседержитель, / чтобы нам навек Его принять, / чрез исхождение от Отца всесовершенно с Ним соединенного, / жгучего для скверн враждебного вещества, / а для нечистоты умов очистительного.

Желательное достояние апостолом, / сионяном чающим Твоего пришествия, познание / Дух Отчерожденна Слова, / речь жестокую языческих ласкательств скоро показав, / огнедохновенно утверждаеши.

 

Как желанное достояние для Апостолов, / Сионских граждан, ожидавших пришествия Твоего, / Ты, Дух, огнедохновенно утверждаешь в них познание / от Отца рожденного Слова, / скоро изобличив жестокую речь / языческих обольщений.

 

Кондак, глас 8:

Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва, / и согласно славим Всесвятаго Духа.

 

Кондак, глас 8

Когда сошел Всевышний и языки смешал, / Он этим разделял народы; / когда же огненные языки раздал, / Он к единению всех призвал, / и мы согласно славим Всесвятого Духа.

Икос: Скорое и известное даждь утешение рабом Твоим Иисусе, / внегда унывати духом нашим, / не разлучайся от душ наших в скорбех, / не удаляйся от мыслей наших во обстояниих, / но присно нас предвари. / Приближися нам, приближися везде Сый, / якоже со апостолы Твоими всегда еси, / сице и Тебе желающим соедини Себе Щедре: / да совокуплени Тебе поем, / и славословим Всесвятаго Духа Твоего.

 

Икос: Скорое и надежное утешение / подавай рабам Твоим, Иисусе, / когда мы унываем духом нашим. / Не отлучайся от душ наших в скорбях, / не отдаляйся от мыслей наших в напастях, / но всегда приходи на помощь нам. / Приблизься к нам, приблизься, Вездесущий, / как и с Апостолами Твоими был всегда, / так и с любящими Тебя соединись, Милостивый, / дабы мы, с Тобою сочетавшись, / воспевали и славословили всесвятого Духа Твоего.

Синаксарий, в Неделю Святыя Пентикостии.

 

 

 

Песнь 7.

Ирмос: В пещь огненную / ввержени преподобнии отроцы, / огнь в росу преложиша, / воспеванием сице вопиюще: / благословен еси Господи Боже отец наших.

 

Песнь 7

Канон 1. Ирмос: В печь огненную вверженные / благочестивые отроки / огонь в росу песнопением претворили, так взывая: / "Благословен Ты, Господи, / Боже отцов наших!"

Ветующим Божественная величия апостолом, / Духа действо непщевашеся пиянство неверствующим, / имже Троица познавается, един Бог отец наших.

 

Когда Апостолы вещали / о великих делах Божиих, / неверующим представлялось опьянением / действие Духа, которым открывается Троица – / единый Бог отцов наших.

Нераздельное естество православно богословим / Бога Отца Безначальнаго, / тояжде власти Слова и Духа, / благословен еси, зовуще, Боже отец наших.

 

 

Православно богословствуем / о нераздельном естестве – / Боге Отце безначальном, / Слове и Духе с той же властью, взывая: / "Благословен Ты, Боже отцов наших!"

 

Ин. Ирмос: Согласная возшуме органская песнь, / почитати златосотворенный бездушный истукан: / Утешителева же светоносная благодать почествует, / еже вопити: / Троице Единая, Равносильная, Безначальная, благословена еси.

 

Канон 2. Ирмос: Стройный напев музыкальных орудий загремел, / призывая чтить литой из золота бездушный истукан; / светоносная же Утешителя благодать / побуждает нас в благоговении взывать: / "Троица единая, равносильная, безначальная, / благословенна Ты!"

Гласа пророковещательнаго не разумевше, / глаголаху безумнии виносотворенное пиянство, / речи яко странны слышаша апостолов: / благочестивии же Тебе вопием божественно: / Богодетелю всех, благословен еси.

 

Безумные, вещавшего чрез пророков гласа не уразумев, / когда необычайные речи Апостолов услышали, / говорили, что это опьянение, произведенное вином; / мы же, благочестивые, Тебе взываем боговдохновенно: / "Обновитель всего, благословен Ты!"

Божественное учение возгреме / видяй видения божественный Иоиль, / Богоначальнейшаго, имже излию, рек, якоже Слова, Духа Моего свозопиющим: / Естество Тривещанное Светлое, благословен еси.

 

Божественным гласом возгремел / боговдохновенный провидец Иоиль, / когда так чрез него сказало Слово: / "Те, кому Я изолью Богоначальнейшего / Моего Духа, вместе воззовут: / "Естество Трисиятельное, благословенно Ты!"

Троичную убо раздели зря благодать, / яко да явит три Ипостаси, почитати в простоте власти, / но во едином ныне дни Господьском, / Сын, Отец и Дух благословен.

 

 

 

В третий час, но в единый День Господственный / ныне нас Он благодатью оделил, / чтобы убедить почитать Три Ипостаси / в нераздельности Их власти; / Сын, Отец и Дух, благословен Ты!

 

 

Песнь 8.

Ирмос: Неопальная огню в / Синаи причащшаяся / купина, Бога яви / медленноязычному и гугнивому Моисеови, / и отроки ревность Божия / три непреоборимыя / во огни певцы показа: / вся дела Господня Господа пойте, / и превозносите Его во вся веки.

 

Песнь 8

Канон 1. Ирмос: Неопалимым для огня на Синае пребывший / куст терновый Бога явил / косноязычному и невнятно говорившему Моисею; / и трех отроков в огне ревность Божия / непоколебимыми песнопевцами показала: / "Все творения, Господа воспевайте / и превозносите во все века!"

Животну свыше бурну носиму гласовне, / Духа Всесвятаго дыханию рыбарем, / огненных видом язык величия Божия ветийствоваху: / вся дела Господа пойте, и превозносите во вся веки.

 

Когда живительное сильное дыхание / всесвятого Духа свыше / с шумом носилось над рыбаками / в виде огненных языков, / тогда они витийствовали о великих делах Божиих: / "Все творения, Господа воспевайте / и превозносите во все века!"

Яко на некасаемую превосходяще гору, / не боящеся огня страшаща, / приидите и станем на горе Сионской, во граде Живаго Бога, / духоносным учеником ныне сликующе: / вся дела Господа пойте, и превозносите во вся веки.

 

 

Как вступающие на гору, / которой нельзя коснуться, / не боясь устрашающего огня, / придите и станем на горе Сионской, / в городе живого Бога, / с духоносными учениками ныне торжествуя: / "Все творения, Господа воспевайте / и превозносите во все века!"

 

Ин. Ирмос: Разрешает узы и орошает пламень / трисветлый богоначалия образ, / поют отроцы, / благословит же Единаго Спаса и Вседетеля, / яко Благодетеля, / сотворенная всяческая тварь.

 

Канон 2. Ирмос: Расторгает узы и орошает пламя / Трисветлый образ Богоначалия; / отроки поют, а все созданное творение / единого Спасителя и Творца всего, / как благодетеля, благословляет.

Память Христос человекоспасительных словес, / яже от Отца слышав апостолом рече, / Дух устрояет языкоогненным видением, / посаждая благословенно усвоенную, / учуженная же поет Тя тварь.

 

Память о спасительных для людей речах, / которые, от Отца услышав, / Апостолам изрек Христос, / Дух созидает, опускаясь в виде языков огня; / а творение, прежде отчужденное, / ныне же приближенное к Тебе, / Тебя, благословенного, воспевает.

Спасительно самовладычний Един, Свет самосиятельный, / и подательный света сый, пришел еси исполняя апостолы, / честный яко верх Твоим рабом, / насытительный же Дух подаваеши.

 

Спасительно, самовластно приходящий, / являясь Светом самосияющим и подающим просвещение, / Ты, Дух, пришел, Апостолов исполняя, / как дуновение драгоценное. / Пребывай же от служителей Твоих неотступным!

Пояху пророк духонасыщенная уста, / Твое телесное, о Царю, пришествие, / и Дух от недр Отчих произшедший, / несозданный, зданнодетелен, сопрестолен Тебе, / единаго вочеловечения верным честь.

 

 

Воспели преисполненные Духом уста пророков / Твое телесное, о Царь, пришествие / и Духа, исшедшего из недр Отца, / несотворенного, сотворческого и сопрестольного / Тебе, посылающему Его верным, / да благоговеют они / пред Твоим вочеловечением.

 

Честнейшую: не поем, но поем припев: Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, / како в виде огненных язык явися Дух Святый.

 

 

На 9-ой песни "Честью высшую Херувимов" не поем, но поем припев: Апостолы, сошествие Утешителя видя, удивились, / как в виде огненных языков сошел Дух Святой.

 

Песнь 9.

Ирмос: Не тления искушением рождшая, / и Всехитрецу Слову плоть взаимодавшая, / Мати Неискусомужная Дево Богородице, / приятелище Нестерпимаго, / село Невместимаго Зиждителя Твоего, / Тя величаем.

 

Песнь 9

Канон 1. Ирмос: Не нарушив девства во чреве носившая / и всеискусному Слову плоть давшая, / Матерь, не знавшая мужа, Дева Богородица, / вместилище Невместимого, / обитель Беспредельного Создателя Твоего, / Тебя мы величаем.

На палящей древле огненной колеснице, / ревнитель и огнедохновенный радуяся носим, / еже ныне возсиявшее дохновение свыше апостолом являше: / от негоже освятившеся, Троицу всем сказаша.

 

На пылающей огненной колеснице / в древности радостно носимый / ревнитель и огнедохновенный Илия / являл дуновение свыше, Апостолов ныне осиявшее, / озаренные которым, / они Троицу всем открыли.

Закона естеств кроме, странное слышашеся учеников: / единому бо гласу гласящу Духа благодатию, / различне оглашахуся людие, племена и языки божественная величия, / Троицы ведению научающе.

 

 

Вопреки законам естества / слышалось необычайное: / ибо когда раздавался один голос учеников, / по благодати Духа различно оглашались / народы, племена и языки о великих делах Божиих, / в познание Троицы посвящаемые.

 

Ин. Ирмос: Радуйся, Царице, / матеродевственная славо, / всяка бо удобообращательная / благоглаголивая уста витийствовати не могут, / Тебе пети достойно, / изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. / Темже Тя согласно славим.

 

Канон 2. Ирмос: Радуйся, Царица, матерям и девам слава! / Ибо никакие подвижные красноречивые уста, / ораторствуя, не могут / Тебя воспевать достойно; / изнемогает и всякий ум, / стремясь постигнуть рождение от Тебя Христа; / потому мы Тебя согласно славим.

Пети подобаше естественножизненную Отроковицу: / едина бо во чреве скры Слово, / таящееся недугующаго человеческаго естества. / Иже в десных странах ныне седяй Отчих, / посла благодать Духа.

 

Петь подобает полную жизни Отроковицу, / ибо Она одна сокрыла в пучинах Слово, / врачующее болящую природу смертных, / Которое, ныне воссев на седалище по правую руку Отца, / послало нам благодать Духа./

Елицем дхну боготочная благодать, / светящеся, блистающе, / изменяеми странным изменением благолепнейшим, / равносильствующую несекомую уведевше премудрость, / Трисветлое существо славим.

 

Все мы, на кого дохнула благодать Богоизлиянная, / светясь, блистая, изменяясь / необычайным благолепнейшим изменением, / познав равносильное, нераздельное, премудрое, / трисветлое Существо, Его прославляем.

Таже катавасия, оба ирмосы вкупе.

 

 

  

Ексапостиларий. Подобен: Небо звездами:

 

Ексапостиларий

Всесвятый Душе, исходяй из Отца, / и Сыном пришедый к безкнижным учеником, / Тебе Бога познавших спаси и помилуй всех. [Дважды.]

 

Всесвятой Дух, от Отца исходящий / и чрез Сына пришедший к некнижным ученикам, / познавших Тебя, как Бога, / спаси, освяти всех. (2)

Слава, и ныне, другий подобен: Свет Отец, Свет Слово, Свет и Святый Дух, / Иже во языцех огненных апостолом послася, / и Тем весь мир просвещается Троицу почитати Святую.

 

 

Слава, и ныне: Свет Отец, свет Слово, свет и Дух Святой, / Тот, Кто в языках огненных Апостолам был послан; / Им и весь мир просвещается / для почитания Святой Троицы.

 

На хвалитех, Всякое дыхание: поставим стихов 6, и поем настоящия самогласны, глас 4, повторяюще я:

 

На "Хвалите" стихиры на 6, глас 4

Преславная днесь / видеша вси языцы во граде Давидове, / егда Дух сниде Святый во огненных языцех, / якоже богоглаголивый Лука повествует, / глаголет бо: / собранным учеником Христовым, / бысть шум, якоже носиму дыханию бурну, / и исполни дом, идеже бяху седяще: / и вси начаша глаголати странными глаголы, / странными учении, / странными повелении Святыя Троицы. [Дважды.]

 

Невероятное в сей день / увидели все народы в городе Давидовом, / когда Дух Святой сошел в огненных языках, / как возвестил Лука богословесный; / ибо повествует он: / "Когда были собраны ученики Христовы, / шум произошел, как от несущегося ветра сильного, / и наполнил дом, где они находились, / и все начали изрекать необычайные слова, / необычайные учения, / необычайные наставления Святой Троицы. (2)

Дух Святый бе убо присно, и есть, и будет: / ниже начинаемь, ниже престаяй, / но присно Отцу и Сыну счинен и счисляемь: / Живот, и животворяй, / Свет, и света податель, / самоблагий и источник благостыни: / Имже Отец познавается, и Сын прославляется, / и от всех познавается, / едина сила, едино счетание, / едино поклонение Святыя Троицы. [Дважды.]

 

Дух Святой был всегда, и есть, и будет, / не начавшись, не будет иметь и конца, / но всегда поставляем вместе со Отцом и Сыном и причисляем к Ним: / Жизнь и Животворящий, / Свет и Податель света, / Сам благой и Источник благости. / Чрез Него Отец познается и Сын прославляется, / и всеми постигается / одна сила, одно сочетание, / одно поклонение Святой Троице. (2)

Дух Святый Свет и Живот, / и живый источник умный, / Дух премудрости, Дух разума, / благий, правый, умный: обладаяй, / очищаяй прегрешения: / Бог и боготворяй, / Огнь и от Огня происходяй: / глаголяй, деяй, разделяяй дарования, / Имже пророцы вси, / и божественнии апостоли с мученики венчашася, / странное слышание, / странное видение, / огнь разделяяйся в подаяние дарований. [Дважды.]

 

Дух Святой – свет и жизнь, / и живой разумный источник. / Дух премудрости, Дух разума, / благой, правый, мыслящий, владычествующий, / очищающий согрешения; / Бог и боготворящий; / Огонь от Огня исходящий; / говорящий, действующий, распределяющий дарования. / Чрез Него увенчались все пророки / и Божии Апостолы с мучениками. / Это – нечто, необычайное для слуха, / необычайное для созерцания: / Огонь, разделяющийся для сообщения дарований! (2)

Слава, и ныне, глас 6: Царю Небесный, / Утешителю, Душе истины, / Иже везде сый / и вся исполняяй, / Сокровище благих / и жизни Подателю, / прииди и вселися в ны, / и очисти ны от всякия скверны, / и спаси, Блаже, души наша.

 

Слава, и ныне, глас 6: Царь Небесный, / Утешитель, Дух Истины, / везде пребывающий / и всё наполняющий, / Сокровищница благ / и жизни Податель, / приди и вселись в нас, / и очисти нас от всякой скверны, / и спаси, Благой, души наши.

Славословие великое. Отпустительный тропарь праздника. Таже, ектении.

 

 

Славословие великое.

 

И творит священник отпуст сице:

 

Отпуст

Иже в видении огненных язык, с небесе низпославый Пресвятаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благий и Человеколюбец.

 

Ниспославший с неба в виде огненных языков пресвятого Духа на святых Своих учеников и Апостолов, Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов и всех святых помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец.

И час 1. На 1-м часе тропарь праздника. По Трисвятом кондак праздника. И конечный отпуст.

 

 

 



(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

 

 
Рейтинг@Mail.ru Система Orphus