Православное Богослужение
Переводы Богослужебных книг

 

Главная \ Церковь \ Богослужения \ Переводы богослужебных книг \ Триодь цветная\ День Святого Духа

• Малое повечерие • УтреняЛитургия


 

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА

 

В ТУ ЖЕ НЕДЕЛЮ ПЯТДЕСЯТНИЦЫ,
НА ПОВЕЧЕРИИ.

 

 

НА ПОВЕЧЕРИИ

 

Поем канон Святому Духу. Глас 1. Творение Феофаново. Ирмос по дважды: тропари на 4. Егоже краестрочие: Духа пою создавшаго всю тварь.

 

Поем канон Святому Духу. Глас 1. Творение преподобного Феофана. Ирмосы дважды, тропари на 4.

Песнь 1.

Ирмос: Горькия работы избавлься Израиль, / непроходимое пройде яко сушу, / врага зря потопляема, / песнь яко Благодетелю поет Богу, / чудодеющему мышцею высокою, / яко прославися.

 

Песнь 1

Ирмос: От горького рабства избавленный Израиль / непроходимое море прошел как сушу; / врага видя потопляемым, / он песнь как Благодетелю поет Богу, / чудодействующему мышцею высокою, / ибо Он прославися.

Припев: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

 

Припев: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Божественный Душе Святый, / Иже всем разделяяй дарования, и вся творяй волею, / вдохни ми светоносное Твое дарование, / яко да славлю Тя, Отцу и Сыну совокупляема.

 

Божественный Дух Святой, / всем разделяющий дарования / и все творящий Своею волею! / Вдохни в меня светоносное Твое дарование, / чтобы я славил Тебя, / с Отцом и Сыном соединенного.

Иже небесным силам святостнаго дохновения Твоего / благодать даяй, Утешителю, / моего смысла, яко Благ, скверну исчистив, / святости Твоея покажи исполнена.

 

Небесным силам подающий благодать / освящающего дуновения Твоего, Утешитель, / моего разума скверну очистив, как Благой, / покажи меня святостью Твоею исполненнным.

Слава: Источниче жизни веруемый, / и струя естественныя благости, / Душе Божий Святый, / ум мой умерщвленный оживотворив, Твоим действом / возстави пети Твое Божество.

 

Слава: Источник жизни, верою познаваемый, / и струя благости по естеству, / Дух Божий Святой! / Ум мой умерщвленный оживотворив, / Твоим действием меня воздвигни / воспевать Твое Божество.

И ныне, Богородичен: Храм, Дево, бывши Божий, / нашествием Духа, содетельною си\лою Его, / силу дарующа рождественну, Благодатная, / еюже родила еси плотию Слово безначальное.

 

 

И ныне, Богородичен: Дева, ставшая Храмом Божиим наитием Духа, / Который Тебе родить способность даровал / Своею творческою силой, Благодатная! / Ее действием Ты по плоти родила / Слово безначальное.

 

Песнь 3.

Ирмос: Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, / и в последняя от Девы / воплощенному безсеменно, / Христу Богу возопиим: / вознесый рог наш, Свят еси Господи.

 

Песнь 3

Ирмос: Прежде веков от Отца рожденному / не по земным законам Сыну / и в последние времена от Девы / воплощенному без семени, / Христу Богу воззовем: / "Возвысивший наше достоинство, / свят Ты, Господи!"

Имея по естеству, хотения силу стечну, / небесныя премирныя, яко Бог, содетельствуя, / Дух Святый непрестанно учит вопити: / Свят еси, Господи.

 

Имеющий по естеству / желание все соединять и силу, / Дух Святой создав, как Бог, / небесные, превысшие мира, Воинства / непрестанно учит их взывать: / "Свят Ты, Господи!"

Песньми немолчными, облиставшую благодать Духа / богоглаголивых апостол, в дыхании бурне, / согласно славим, со безплотными вопиюще лики: / Свят еси, Господи.

 

Песнями неумолкающими / благодать Духа согласно славим, / богословесных апостолов озарившую в дыхании бурном, / с бесплотными хорами взывая: / "Свят Ты, Господи!"

Слава: Едину власть, и Божество едино, и силу, / едино начало и Царство Святыя Троицы, / мудрствующе поем, в трисвятом гласе вопиюще: / Свят еси, Господи.

 

Слава: Единую власть / и Божество единое, и силу, / единое начало и Царство Святой Троицы / умом постигая, воспеваем, / с трисвятым возглашением взывая: / "Свят Ты, Господи!"

И ныне, Богородичен: Колеснице светоносная, и светлое пребывалище, Всечистая, / херувим вышши сущи, Бога бо на руку носившая. / Темже Ти вси вопием, Чистая: / радуйся, Всеблаженная.

 

 

И ныне, Богородичен: Колесница светоносная и сияющая обитель / – Ты, Всечистая, Херувимов высшая: / ибо Бога Ты на руках носила! / Потому мы все Тебе взываем, Чистая: / "Радуйся, Всеблаженная!"

 

Песнь 4.

Ирмос: Жезл из корене Иессеова, / и цвет от него Христе / от Девы прозябл еси, из горы хвальный, / приосененныя чащи, / пришел еси воплощся / от Неискусомужныя невещественный и Боже, / слава силе Твоей Господи.

 

Песнь 4

Ирмос: Отрасль от корня Иессеева / и Цвет от него, / от Девы Ты произошел, Христе; / Ты пришел, достойный хвалы, / от горы, осененной чащей, / воплотившись от не знавшей мужа, / Невещественный и Бог. / Слава силе Твоей, Господи!

Великая даруяй нам Дух Всесвятый, / на апостолы найде, яко Божествен, яко Благ, / яко исполняя всяческая, яко боготворя, яко освящая, / яко всех творителен, владыческий, и самовластен.

 

Великое дарующий нам Дух Всесвятой / на апостолов сошел, как Божественный, / как Благой, как исполняющий все, / как обоживающий, как освящающий, / как все творящий, владычественный и самовластный.

На престоле, Христе, Отеческом сед, / низпослал еси учеником Твоим Утешителя, / якоже обещался еси, Спасе, яко Бога грядуща: / посылая же несопротивна, / яко всех Содетеля, из Отца исходяща.

 

На престоле Отеческом воссев, Христе Спаситель, / Ты ниспослал по обещанию Своему / ученикам Твоим Утешителя, как Бога пришедшего; / посылаешь же Его, не противящегося Тебе, / как всех Создателя, от Отца исходящего.

Слава: Глаголати языки пророк будущая / научи Дух древле Всесвятый: / языки же премудрых апостол вещает / величия Божия во гласе дыхания бурнейша, / ныне существенне спребываяй.

 

Слава: Возвещать языками будущее / научил пророков в древности Дух Всесвятой; / языками же премудрых апостолов / говорит Он о великих делах Божиих / ныне в шуме дуновения бурного / Существом Своим пребывая.

И ныне, Богородичен: Врата умнаго света именуем Тебе, Богомати, / имиже вниде к нам Христос, / красен явися блистаньми Божества, / в плотстем одеянии покровен, невидимь яко Бог: / ныне же по нам видимь.

 

 

И ныне, Богородичен: Вратами Невещественного Света / мы именуем Тебя, Богоматерь: / ими к нам вошел Христос, / прекрасным в блеске Божества явившись, / в одеяние плоти облеченный – невидимый по Божеству, / но ныне в нашем естестве видимый.

 

Песнь 5.

Ирмос: Бог сый мира, Отец щедрот, / великаго совета Твоего Ангела, / мир подавающа послал еси нам. / Тем богоразумия к свету наставльшеся, / от нощи утренююще, / славословим Тя, Человеколюбче.

 

Песнь 5

Ирмос: Ты, Бог мира и Отец милосердия, / послал нам Вестника великого Твоего замысла, / дарующего мир. / Потому, приведенные к свету Богопознания, / после ночи рассвет встречая, / славословим Тебя, Человеколюбец.

О Душе премудрости и страха Божия, / истины, совета и разума, / мир подаваяй, вселися в ны, / яко да освятившеся Твоим вселением, / из нощи утренююще, славословим Тя, Человеколюбче.

 

О Дух премудрости и страха Божия, / истины, совета и разума! / Мир подающий, вселись в нас, / чтобы мы, освятившись Твоим вселением, / после ночи рассвет встречая, / славословили Тебя, Человеколюбец.

Иже вся содержай, и всех сый Господь, / Иже тварь соблюдаяй непадаему, / подаждь святьбу нам и просвещение, / яко да насытившеся Твоего светодательства, / из нощи утренююще, славословим Тя, Человеколюбче.

 

Все удерживающий и истинный всех Господь, / сохраняющий творение от распада! / Подай нам освящение и просвещение, / чтобы мы, насытившись подаваемым Тобою светом, / после ночи рассвет встречая, / славословили Тебя, Человеколюбец.

Слава: Иже древле закон начертавый Моисею, / новаго завета веления, / и закон благодати излагает ясно, / во апостольских сердцах написав, / Божественный Утешитель нашед, яко Человеколюбец.

 

Слава: В древности Закон начертавший Моисею / Нового Завета веления / и Закон Благодати излагает ясно, / в сердцах апостолов их написав, / пришедший Божественный Утешитель, как Человеколюбец.

И ныне, Богородичен: Клятву Евину всех матере, / Твоим Рождеством, Дево, упразднила еси, / миру благословение возсиявши Христа. / Темже радующеся, усты и разумом / Богородицу воистинну Тя исповедающе, блажим.

 

 

И ныне, Богородичен: Проклятие Евы, всех матери, / Ты родами Своими упразднила, Дева, / явив миру благословение – Христа. / Потому мы радостно устами и разумом / исповедуя Тебя истинной Богородицей, / блаженной именуем.

 

Песнь 6.

Ирмос: Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, / якова прият: / в Деву же всельшееся Слово, / и плоть приемшее пройде сохраншее нетленну. / Егоже бо не пострада истления, / рождшую сохрани неврежденну.

 

Песнь 6

Ирмос: Из утробы Иону, как младенца, изверг морской зверь / таким же, как и принял; / а Слово, вселившись в Деву и плоть приняв, / прошло через Нее, сохранив Её нетленной; / ведь как Сам Он не подвергся обычному зачатию, / так и Родившую соблюл невредимой.

Твоим учеником исполняя обещание, / Духа, Христе, сим послал еси, / действо великих чудес дарующа, / и языки огнезрачныя дарствующа, / да Твоего познания язык стада исполнят.

 

Исполняя обещанное Своим ученикам, / Ты, Христе, послал им Духа, / действие великих чудес дарующего, / и языками огневидными оделяющего, / чтобы они познанием Тебя / стада язычников исполнили.

Прииди к нам, Душе Святый, / причастники Твоея содевая святости, / и света невечерняго, и Божественныя жизни, и благоуханнейшаго раздаяния: / Ты бо река Божества, / из Отца Сыном происходящий.

 

Приди к нам, Дух Святой, / делая нас Твоей святости причастниками, / и света немеркнущего, и Божественной жизни, / и благоуханнейшего раздаяния: / ибо Ты – река Божества, / от Отца через Сына происходящий!

Слава: Спаси, Утешителю, верно поющих боголепное пришествие Твое, / и очисти от всякия скверны, яко благоутробен, / и покажи достойны Твоего осияния, / и светом Твоим боговиднейшим сотвори я нескверненна зерцала.

 

Слава: Спаси, Утешитель, с верою воспевающих / достойное Бога пришествие Твое, / и очисти их от всякой скверны, как милосердный, / и покажи достойными Твоего озарения, / и светом Твоим боговиднейшим соделай / чуждыми нечистоты зеркалами.

И ныне, Богородичен: Весь лик пророческий от Бога тайнонаучимь, предглагола таинство / неизреченнаго и Божественнаго воплощения Бога Слова, / из Тебе, Дево Мати: / Ты бо истиннейший и древний совет явила еси.

 

 

И ныне, Богородичен: Весь хор пророческий, / Богом таинственно научаемый, / предсказал таинство неизреченного и Божественного / воплощения Бога Слова от Тебя, Дева Матерь: / ибо Ты истиннейший и древний / замысел Божий явила.

 

Седален, глас 8. Подобен: Премудрости Слова:

 

Седален, глас 8

Всесвятый Дух ныне сошед на апостолы, видом огненным, / ужасом исполни языков собрания: / языки бо глаголющих огненными, Человеколюбче, / свою кийждо беседу слышаше. / Темже и чудо неверным, яко пиянство, / верным же спасительное воистинну познавашеся. / Сего ради славим державу Твою, Христе Боже, / прегрешений оставления просяще низпослати богатно рабом Твоим.

 

 

Всесвятой Дух, ныне сойдя / на Апостолов в виде огня, / ужасом исполнил народов собрания: / ибо от говорящих языками огненными, / каждый слышал собственное наречие, Человеколюбец. / Оттого это чудо и представлялось / неверующим – как опьянение, / верным же – как воистину спасительное. / Потому мы славим могущество Твое, Христе Боже, / прося отпущение согрешений / ниспослать обильно рабам Твоим.

 

Песнь 7.

Ирмос: Отроцы благочестию совоспитани, / злочестиваго веления небрегше, / огненнаго прещения не убояшася, / но посреди пламене стояще, пояху: / отцев Боже, / благословен еси.

 

Песнь 7

Ирмос: Отроки, воспитанные в благочестии, / повелением нечестивым пренебрегши, / угрожавшего огня не устрашились, / но, стоя посреди пламени, пели: / "Боже Отцов, благословен Ты!"

Ныне обетования предложение Христова исполняется: / разделения бо языков Духа пришествие показа учеником, / облиставшее от Троицы единаго Пребожественнаго.

 

Ныне срок обещания Христова исполняется: / ибо разделение языков явило ученикам / осиявшее их пришествие одного из Троицы / – Духа Пребожественного.

Древле убо разделися согласие языков безсловесное: / ныне же ко единому сличеству яве собрашася, / самодействующу Честному и Божественному Духу, / от Троицы Пребожественныя единому.

 

В древности распалось согласие народов безрассудное; / а ныне они явно к одному общему ликованию собрались, / под действием Самого Священного и Божественного Духа, / одного из Троицы Пребожественной.

Слава: Свыше носиму дохновению Святаго Духа, / величия Божия преславно вещаху апостоли Христовы, согласно поюще: / отцев Боже благословен еси.

 

Слава: Когда доносилось свыше / дуновение Святого Духа, / преславно вещали о великих делах Божиих / апостолы Христовы, согласно воспевая: / "Отцов Боже, благословен Ты!"

И ныне, Богородичен: Образ Твоего Рождества трие отроцы в пещи показаша: / яко бо пребыша огнем невредими, / сохранилася еси чиста, / приемши во чреве огнь нестерпимый, / отцев Бога Благословеннаго.

 

 

И ныне, Богородичен: Образ рождения Тобой Христа / три отрока в печи показали: / ибо как те в огне пребыли невредимы, / так Ты сохранила чистоту, / приняв во чрево Огонь нестерпимый / – Бога отцов Благословенного.

 

Песнь 8.

Ирмос: Чуда преестественнаго / росодательная изобрази пещь образ: / не бо яже прият палит юныя, / яко ниже огнь Божества Девы, / в нюже вниде утробу. / Тем воспевающе, воспоем: / да благословит тварь вся Господа, / и превозносит во вся веки.

 

Песнь 8

Ирмос: Окропляющая росою печь / представила образ сверхъестественного чуда: / ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, / как и огонь Божества утробы Девы, / в которую нисшел. / Поэтому воспоем песнь: / "Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!"

Святый Душе происходяй от Бога, / святость всем подаждь в Тя верующим: / Свят бо, и подателен человеком святости, Ты еси. / Тем воспевающе воспоем: / да благословит тварь всякая Господа, / и превозносит во вся веки.

 

Святой Дух, от Бога происходящий! / Подай святость всем, верующим в Тебя: / ибо Свят Ты, и податель людям святости. / Поэтому воспоем песнь: / "Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!"

Даеши подательне, яко Благодетель, дар благости, / Тебе поющим, Утешителю: / благих бо подателен еси, и благости пучина. / Тем воспевающе, воспоем: / да благословит тварь всякая Господа, / и превозносит во вся веки.

 

Даешь Ты щедро, как Благодетель, дар благости / Тебя, Утешитель, воспевающим: / ибо Ты податель благ и благости пучина. / Поэтому воспоем песнь: / "Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!"

Слава: Господь животворящь есть Дух, / самодвижимь, самовластен, / разделяя якоже хощет даров раздаяния, / самовладычен, самоповелителен, безначален. / Тем воспевающе, воспоим: / да благословит тварь всякая Господа, / и превозносит во вся веки.

 

Слава: Дух есть Господь животворящий, / самодействующий, самовластный, / распределяющий, как хочет, раздаваемые дары, / Сам владычествующий, повелевающий, безначальный. / Поэтому воспоем песнь: / "Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!"

И ныне, Богородичен: Кто Твоему премножеству благоутробия не дивится, Безначальне Слове? / Нас бо ради обнищал еси богат сый, / и во чреве Девы святыя вселился еси. / Тем воспевающе, воспоим: / да благословит тварь всякая Господа, / и превозносит во вся веки.

 

 

И ныне, Богородичен: Кто великому множеству милосердия Твоего / не дивится, Безначальное Слово? / Ибо ради нас обнищал Ты, будучи богат, / и во чрево Девы святой вселился. / Поэтому воспоем песнь: / "Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!"

 

Песнь 9.

Ирмос: Радуйся девственная похвало, / радуйся Мати Пречистая, / Юже вся тварь / божественными песньми величаем.

 

Песнь 9

Ирмос: Радуйся девства похвала, / радуйся Матерь Пречистая, / Которую мы и все творение / божественными песнопениями величаем.

Се к нам Утешителя иного низпослал еси, / единосущна Тебе, Слове, / и Отцу Твоему сопрестольна.

 

Вот, Ты к нам иного Утешителя ниспослал, / единосущного Тебе, Слово, / и Отцу Твоему сопрестольного.

Спаси от искушения, Утешителю, Бога мудрствующия Тя, / и славословящия Твое превечное бытие.

 

Спаси от искушения, Утешитель, / Богом признающих Тебя, / и славословящих Твое предевечное бытие.

Слава: Прииди к нам, Утешителю, Твоего утешения исполняяй, / славою Твоею неизреченною богословящия.

 

Слава: Приди к нам, Утешитель, / Твоим утешением исполняя / о славе Твоей неизреченной богословствующих.

И ныне, Богородичен: Невесто Божия Всенепорочная, / славословящия Тя и чтущия достойно, / избави от искушений молитвами Твоими.

 

И ныне, Богородичен: Невеста Божия Всенепорочная! / Славословящих Тебя и чтущих достойно / избавь от искушений молитвами Твоими.

Вместо Достойно: поем ирмос тойже.

 

 

Вместо "Достойно" поем тот же ирмос.

 

По Трисвятом кондак праздника, глас 8:

 

После Трисвятого кондак праздника, глас 8

Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва, / и согласно славим Всесвятаго Духа.

 

 

Когда сошел Всевышний и языки смешал, / Он этим разделял народы; / когда же огненные языки раздал, / Он к единению всех призвал, / и мы согласно славим Всесвятого Духа.

 

В ПОНЕДЕЛЬНИК СВЯТАГО ДУХА
НА ПОЛУНОЩНИЦЕ

 

По 1-м Трисвятом глаголем тропарь праздника. По 2-м трисвятом глаголем кондак праздника. Господи помилуй, 12. И отпуст. Молитвы же за упокой не глаголем.

 

 

 



(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

 

 
Рейтинг@Mail.ru Система Orphus