0-28 Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Краткое наименование:

0-28 Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Триодь. Дата 2025-04-20, 28 дней после Пасхи

Знак типикона: Вседневный
Праздник: святого


Чтения

На Утрени:

Апостол:

Евангелие:


Прокимен

Прокимен, глас :
Стих:


Аллилуарий

Аллилуарий, глас :
Стих:


Причастен


Тропари

Глас 4:

Све́тлую воскресе́ния про́поведь, от А́нгела уве́девше Госпо́дни учени́цы, и пра́деднее осужде́ние отве́ргша, апо́столом хва́лящеся глаго́лаху: испрове́ржеся сме́рть, воскре́се Христо́с Бо́г, да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.


Кондаки

Глас 8:

Ве́рою прише́дшая на кла́дязь самаряны́ня, ви́де тя́ прему́дрости во́ду, е́юже напои́вшися оби́льно, Ца́рствие вы́шнее насле́дова ве́чно, я́ко присносла́вная.

Икос: Чи́стая та́инства услы́шим, Иоа́нну на́с уча́щу, в Самари́и бы́вшая: ка́ко жене́ бесе́доваше Госпо́дь, во́ду проси́в, и́же во́ды в со́нмища и́х собра́вый, и́же Отцу́ и Ду́ху сопресто́льный: прии́де бо ищя́й о́браз сво́й, ве́чно я́ко присносла́вный.


Стихиры на "Господи, возвах"

Глас 1:

На исто́чник прише́л еси́, Исто́чниче чуде́с, в шесты́й ча́с, Е́вин улови́ти пло́д: Е́ва бо в то́й изы́де из рая́, пре́лестию зми́евою. Прибли́жи бо ся самаряны́ня почерпсти́ во́ду, ю́же ви́дев рече́ Спа́с: да́ждь ми́ во́ду пи́ти, и а́з воды́ теку́щия насы́щу тя́. И во гра́д те́кши целому́дренная, наро́дом возвести́ а́бие: прииди́те ви́дите Христа́ Го́спода, Спа́са ду́ш на́ших.

На студене́ц я́ко прии́де Госпо́дь, самаряны́ня моля́ше Благоутро́бнаго: пода́ждь ми́ во́ду ве́ры, и прииму́ купе́льныя во́ды, ра́дование и избавле́ние. Животода́вче Го́споди, сла́ва Тебе́.

Собезнача́льный и соприсносу́щный Сы́н и Сло́во О́тчее, на исто́чник прии́де, исто́чник исцеле́ний, и жена́ от самари́и прии́де почерпсти́ во́ду, ю́же ви́дев рече́ Спа́с: да́ждь ми́ во́ду пи́ти, и ше́дши пригласи́ твоего́ му́жа. Она́ же я́ко челове́ку глаго́лющи, а не Бо́гу, утаи́ти тща́шеся, глаго́лаше: не и́мам му́жа. И Учи́тель к не́й: и́стину рекла́ еси́, не и́мам му́жа: пя́ть бо име́ла еси́, и ны́не его́же и́маши, не́сть тво́й му́ж. Она́ же о глаго́ле удиви́вшися, и во гра́д те́кши, наро́дом вопия́ше, глаго́лющи: прииди́те ви́дите Христа́, и́же да́рует ми́рови ве́лию ми́лость.

При студенце́ Иа́ковли обре́т Иису́с самаряны́ню, про́сит во́ду от нея́, облака́ми покрыва́яй зе́млю. О чудесе́! И́же Херуви́мы носи́мый, блудни́це жене́ бесе́доваше, воды́ прося́, и́же на вода́х зе́млю пове́сивый, воды́ иски́й, и́же исто́чники и езе́ра во́д излива́яй, хотя́ привлещи́ сию́ вои́стинну, уловля́ему от сопоста́та врага́, и напои́ти ю́ водо́ю живо́ю, пали́мую в безме́стиих лю́те, я́ко Еди́н Благоутро́бный и Человеколю́бец.

Богородичен,

И́же Тебе́ ра́ди, богооте́ц проро́к Дави́д, пе́сненно о Тебе́ провозгласи́, вели́чия Тебе́ сотво́ршему: предста́ Цари́ца одесну́ю Тебе́. Тя́ бо Ма́терь хода́таицу живота́ показа́, без отца́ из тебе́ вочелове́читися благоволи́вый Бо́г: да сво́й па́ки обнови́т о́браз, истле́вший страстьми́, и заблу́ждшее горохи́щное обре́т овча́, на ра́мо восприи́м, ко Отцу́ принесе́т, и Своему́ хоте́нию, с Небе́сными совоку́пит си́лами, и спасе́т Богоро́дице ми́р, Христо́с име́яй ве́лию и бога́тую ми́лость.


Стихиры на стиховне

Глас 8:

Егда́ яви́лся еси́ во пло́ти Христе́ Бо́же, за неизрече́нное смотре́ние, слы́шавши самаряны́ня сло́во Тебе́ Человеколю́бца, оста́ви почерпа́ло у студенца́, и тече́ глаго́лющи су́щым во гра́де: прииди́те ви́дите Сердцеве́дца, еда́ се́й е́сть ча́емый Христо́с, име́яй ве́лию ми́лость?


Стихиры на хвалитех

Глас 4:

Кре́ст претерпе́вый и сме́рть, и воскресы́й из ме́ртвых всеси́льне Го́споди, сла́вим Твое́ воскресе́ние.

Кресто́м твои́м Христе́, дре́вния кля́твы свободи́л еси́ на́с, и сме́ртию Твое́ю, естество́ на́ше му́чащаго диа́вола упраздни́л еси́: воста́нием же Твои́м ра́дости вся́ испо́лнил еси́. Те́мже вопие́м Ти́: воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди сла́ва Тебе́.

Твои́м кресто́м Христе́ Спа́се, наста́ви на́с на и́стину твою́, и изба́ви на́с от сете́й вра́жиих, воскресы́й из ме́ртвых, возста́ви ны́ па́дшыя грехо́м, просте́р ру́ку твою́ человеколю́бче Го́споди, моли́твами святы́х твои́х.

Оте́ческих твои́х не́др не разлучи́вся, Единоро́дне Сло́ве Бо́жий, прише́л еси́ на зе́млю за человеколю́бие, Челове́к бы́в непрело́жен, и Кре́ст и сме́рть претерпе́л еси́ пло́тию безстра́стный Божество́м, воскре́с же из ме́ртвых, безсме́ртие пода́л еси́ ро́ду челове́ческому, я́ко Еди́н всеси́лен.

Сме́рть прия́л еси́ пло́тию, на́м безсме́ртие хода́тайствуя Спа́се, и во гро́б всели́лся еси́, да на́с от а́да свободи́ши, воскреси́в с Собо́ю: пострада́в у́бо я́ко Челове́к, но воскре́се я́ко Бо́г. Сего́ ра́ди вопие́м: сла́ва Тебе́ Жизнода́вче Го́споди, Еди́не Человеколю́бче.

Ка́мение распаде́ся Спа́се, егда́ на ло́бнем кре́ст тво́й водрузи́ся, устраши́шася а́довы вра́тарие, егда́ во гро́бе я́ко ме́ртв положе́н бы́л еси́. И́бо сме́рти упраздни́вый кре́пость, ме́ртвым все́м безсме́ртие по́дал еси́, воскресе́нием твои́м Спа́се жизнода́вче, Го́споди сла́ва Тебе́.

Да ра́дуется дне́сь све́тло не́бо и земля́, я́ко Христо́с яви́ся воплоща́емь я́ко Челове́к, да Ада́ма изме́т от кля́твы всеро́дна, и удивля́ется чудесы́ в Самари́ю прише́д: жене́ же бесе́доваше воды́ прося́, и́же о́блаки вода́ми одева́яй. Те́мже вси́ ве́рнии поклони́мся, на́с ра́ди во́лею обнища́вшему, благоутро́бным сове́том.

Та́ко глаго́лет Госпо́дь самаряны́ни: а́ще бы еси́ ве́дала да́р Бо́жий, и кто́ е́сть глаго́ляй Тебе́, да́ждь ми́ воды́ пи́ти, ты́ бы проси́ла у Него́, и да́л бы ти́ пи́ти, да не вжа́ждешися во ве́ки, глаго́лет Госпо́дь.

Исто́чник живонача́лия Иису́с Спа́с на́ш, ко исто́чнику прише́д патриа́рха Иа́кова, пи́ти проша́ше воды́ от жены́ самаряны́ни. Се́й же неприобщи́тельное иуде́ом прире́кшей, му́дрый зижди́тель приво́дит ю́, сла́дкими глаго́лы, па́че к проше́нию присносу́щныя воды́, ю́же и прии́мши все́м пропове́да реку́щи: прииди́те, ви́дите сокрове́нных Ви́дца и Бо́га, прише́дшаго пло́тию, за е́же спасти́ челове́ка.


Седальны

Глас 4:

Воззре́вше на гро́бный вхо́д, и пла́мене А́нгельскаго не терпя́ще мироно́сицы, с тре́петом дивля́хуся глаго́люще: еда́ укра́деся, отве́рзый разбо́йнику ра́й? Еда́ ли воста́, и́же и пре́жде стра́сти пропове́давый воста́ние? Вои́стинну воскре́се Христо́с, су́щым во а́де подая́ живо́т и воскресе́ние.

Глас 4:

С го́рних высо́т сше́д Гаврии́л, и к ка́меню присту́пль, иде́же Ка́мень жи́зни, белонося́й взыва́ше к пла́чущым: преста́ните вы́ от рыда́ния во́пля, име́ющыя и ны́не ми́лостивное: Его́же бо и́щете пла́чуще, дерза́йте, я́ко вои́стинну воста́л е́сть. Те́мже возопи́йте апо́столом, я́ко воскре́се Госпо́дь.

Глас :
Глас 4:

Да ра́дуется не́бо, да ликовству́ют земна́я, я́ко Христо́с от Де́вы яви́вся я́ко челове́к, изба́ви из истле́ния все́ челове́чество Свое́ю сме́ртию: чудесы́ же возсия́вый жене́ самаряны́не воды́ прося́щей, подае́т исто́чник исцеле́ний, я́ко еди́н безсме́ртен.


Светильны

В Самари́ю прише́л еси́ Спа́се мо́й всеси́льне, и жене́ бесе́довав проси́л еси́ воды́ пи́ти, евре́ем во́ды источи́вый из ка́мене несеко́маго, ю́же к ве́ре совосприя́л еси́ и ны́не жи́зни наслажда́ется на небесе́х ве́чно.

Богородичен: В Самари́ю прише́л еси́ Спа́се мо́й всеси́льне, и жене́ бесе́довав проси́л еси́ воды́ пи́ти, евре́ем во́ды источи́вый из ка́мене несеко́маго, ю́же к ве́ре совосприя́л еси́ и ны́не жи́зни наслажда́ется на небесе́х ве́чно.


Каноны

Канон самаряныни, глас 4 (основной)


Житие

Стихи:
Ты, к колодцу придя за тленной водою,
Черпаешь воду живую, ей омываешь грехи.

В этот день, в неделю пятую по Пасхе, совершаем празднование Самарянке: поскольку Христос в настоящий день со всей ясностью объявил Себя Мессией, что означает Христос, или «Помазанник» (ибо меса по-еврейски значит «елей»), то нынешний праздник оттого, полагаю я, и назначен на воскресенье, ближайшее к Преполовению Пятидесятницы. И как в воскресенье перед этим Господь совершает чудо в купальне, так в этот день – при колодце Иакова, который сам Иаков выкопал и даровал сыну своему Иосифу (см.: Быт.48:22). Ибо то было особое место, где многие города населяли самаряне и притом расположенное близ горы Сомор.

Христос приходит в Сихарь, где некогда, в дни пребывания там Иакова с дочерью его Диной и прочими детьми, сын Еммора Сихем-хореянин, возжелав и взяв Дину силой, стал сожительствовать с нею. По этой причине и братья ее, распаленные ревностью, внезапно вошли в город и всех до одного перебили, в том числе самого Сихема и отца его Еммора.

Итак, Иаков обитал там и вырыл упомянутый колодец. Прежде же гору эту населяли не самаряне, а израильтяне, которые в царствование Факея оскорбили Бога и, приняв участие в первом и втором столкновении с ассирийцами, сделались их данниками. Но через некоторое время, в царствование Озии, вступили они в сношения с эфиопами. Узнав про то, царь ассирийский переселил их в Вавилон (см.: 4Цар.17:3-6), а на прежнем месте приказал поселить другие народы, но Бог навел на иноплеменников львов. Когда это стало известно ассирийскому царю, он послал к ним священника из иудеев (ибо там еще были пленные евреи), чтобы и их приобщить закону Божию (см.: 4Цар.17:24-28). И те немедленно оставили идолов, но приняли лишь Моисеевы книги, отвергая пророков и остальное Писание (см.: 4Цар.17:29-41). Это-то самаряне, названные так по горе Сомор, были ненавистны возвратившимся впоследствии из плена евреям за то, что лишь наполовину держались иудейства, и они не ели вместе с самарянами, почитая их оскверненными. Почему и Христа не раз называли самарянином за то, что Он, как и те, нечто из Закона будто бы упразднил.

Итак, пришел Он в Сихарь и, утомленный дорогой, уселся около шестого часа дня91 отдохнуть. Когда ученики отлучились купить пищи, приходит из города некая женщин почерпнуть воды, вот и Иисус у нее воды просит. Та замечает в ответ, что не должно им общаться, ибо и по выговору, и по одежде признала Его иудеем. Он же наводит ее на размышление о высоком, заговорив о духовной воде, которую представляет неиссякающей и очистительной, ибо и в иных случаях постоянно уподобляет Дух Божий воде и огню. Но женщина, упорно держась своего, возражает, что нет у Него такой воды, поскольку Он и черпака с собою не имеет, а колодец глубок. После переводит беседу на праотца Иакова, ибо тот выкопал колодец и сам из него пил… и скот его (Ин.4:12), и этим указывает на обилие, а также полезность и прохладу источника. Христос не говорит, конечно, что Он больше Иакова, дабы не привести женщину в ужас, но вновь беседует о воде, доказывая превосходство той, что у Него, ибо пьющий ее не будет жаждать никогда. Женщина просит у Него такой воды, но Иисус велит ей позвать своего мужа, как бы для пущего уразумения преподанных слов. Та же отказывается: нет, мол, у меня мужа. И Всеведец говорит: «Хорошо ты сказала, ибо пятерых имела, как повелевает закон, а кого имеешь шестым, как беззаконно с ним сожительствующая, тот и не муж тебе» (ср.: Ин.4:17-18).

Некоторые толкователи под пятью мужьями разумеют Пятикнижие Моисеево, которое признавали самаряне, а под шестым – учение Христа, которое еще не было для них учением того Пятикнижия, ибо и благодать еще не излилась. Другие разумеют здесь пять законоустановлений от Бога: первое в раю, второе после изгнания оттуда, третье при Ное, четвертое при Аврааме, пятое при Моисее, а шестое – Евангелие, которого жившие тогда еще не имели. Есть и такие, что говорят о пяти чувствах.

Женщина в ответ называет Его пророком и затем спрашивает, на какой горе надлежит поклоняться Богу – в Соморе или в Иерусалиме? Ибо самаряне, как несовершенные в вере, думали, что Бог не повсюду, но лишь там, где Ему поклоняются, то есть на горе Гаризим, потому что там преподаны были от Него благословения, или потому, что Авраам впервые установил там жертвенник Богу. А так как иудеи, напротив, говорили, что поклоняться надлежит в Иерусалиме, то и собирались туда отовсюду в праздники. Христос же хоть и отвечает: «От иудеев спасение миру» (ср.: Ин.4:22), но говорит, что Бог невеществен, и удостоившиеся поклонения Ему скоро будут поклоняться не в жертвах, но в Духе и истине. Или так: будут познавать Бога, но не одинокого, а в Духе Святом и Сыне, ибо Он есть истина. А женщина снова: Мы слышали из Писаний, что придет Мессия, Который есть Христос(Ин.4:25). Иисус же, познав ее рассудительность, сказал: Это Я (Ин.4:26); ведь и самаряне знали о Мессии из Моисеевых книг, особенно из слов:Пророка… воздвигнет тебе Господь Бог твой (Втор.18:15), и из иных многих. Когда беседа окончилась, приходят ученики, и дивятся крайней Его снисходительности: как это говорит Он с женщиной? Но между тем приглашают Его поесть – и потому что утомился, и потому что час был полуденный. Он же беседует с ними о вечной пище, то есть о человеческом спасении и о том, что надлежит им труды пророков пожать. А когда женщина достигла города и возвестила происшедшее с нею, все поднимаются и приходят к Христу, убежденные, что та не обличила бы себя, если б не узнала нечто великое. И обращаясь к Нему с мольбой, упрашивают пробыть у них дня два. И оставшись, Он совершил множество чудес, которые по многочисленности их не записаны евангелистами.

Женщина эта – та самая самарянка, которую Христос нарек впоследствии Фотинией и которая украсилась при Нероне мученическим венцом вместе с семью ее сыновьями после многих истязаний – строгания железом, отсечения сосцов, сокрушения рук, забивания щепок под ногти, напоения расплавленным оловом и испытания иными бесчисленными муками и наконец, по расторжении надвое тела, привязанного к двум пальмам.

Надлежит знать, что устье того колодца царь Иустиниан, с честью оттуда перенеся, возложил на колодец в великом святилище Слова Божия (разумею храм Святой Софии), как и камень, сидя на котором Христос беседовал с самарянкой. Посему и доныне то и другое пребывает там на восточной стороне перед нарфиксом (для входящих – слева) исцеляя множество недугов всякого рода, в особенности же целебны они для тех, кому от горячки страдать случается, как и от опаляющего холода [т.е. от лихорадки].

По молитвам Твоей мученицы Фотинии, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.