Великий Четверг
Краткое наименование:Вернуться назад
Триодь. Дата 2025-04-20, 3 дней до Пасхи
Знак типикона: ВседневныйПраздник: святого
Чтения
На Утрени:
Апостол:
Евангелие: Ин.13:1-11; Ин.13:12-17
Прокимен
Прокимен, глас :
Стих:
Аллилуарий
Аллилуарий, глас :
Стих:
Причастен
Тропари
Глас 8:Егда́ сла́внии ученицы́ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся, тогда́ Иу́да злочести́вый сребролю́бием неду́говав омрача́шеся, и беззако́нным судия́м Тебе́ пра́веднаго Судию́ предае́т. Виждь име́ний рачи́телю, сих ра́ди удавле́ние употреби́вша. Бежи́ несы́тыя души́, учи́телю та́ковая дерзнувшия: И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Егда́ сла́внии ученицы́ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся, тогда́ Иу́да злочести́вый сребролю́бием неду́говав омрача́шеся, и беззако́нным судия́м Тебе́ пра́веднаго Судию́ предае́т. Виждь, име́ний рачи́телю, сих ра́ди удавле́ние употреби́вша. Бежи́ несы́тыя души́, Учи́телю такова́я дерзну́вшия: И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Аминь.
Егда́ сла́внии ученицы́ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся, тогда́ Иу́да злочести́вый сребролю́бием неду́говав омрача́шеся, и беззако́нным судия́м Тебе́ пра́веднаго Судию́ предае́т. Виждь, име́ний рачи́телю, сих ра́ди удавле́ние употреби́вша. Бежи́ несы́тыя души́, Учи́телю такова́я дерзну́вшия: И́же о всех Благий, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Кондаки
Глас 2:Хлеб прие́м в ру́це преда́тель, сокрове́нно ты́я простира́ет, и прие́млет це́ну Создавшаго Свои́ма рука́ма челове́ка: и неиспра́влен пребы́сть Иу́да раб и льстец.
Икос: Тайной трапе́зе, в стра́се прибли́жившеся вси, чи́стыми душа́ми хлеб прии́мем спребыва́юще Влады́це, да ви́дим, ка́ко умыва́ет ноги ученико́в, и сотвори́м, я́коже ви́дим, друг дру́гу покаряю́щеся и друг другу но́зе умыва́юще. Христо́с бо та́ко повеле́ Свои́м ученико́м предре́к, та́ко твори́ти: но не услы́ша Иу́да раб и льстец.
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 1:Тебе́, Де́выя Сы́на, блудни́ца позна́вши Бо́га, глаго́лаше, в пла́чи моля́шися, я́ко слез досто́йная соде́лавшая; разреши́ долг, я́коже и аз власы́: возлюби́ лю́бящую, пра́ведно ненави́димую, и близ мытаре́й Тебе́ пропове́м, Благоде́телю Человеколю́бче.
Многоце́нное ми́ро блудни́ца смеси́ со слеза́ми, и излия́ на пречи́стеи но́зе Твои́, облобыза́ющи; о́ную а́бие оправда́л еси́, нам же проще́ние да́руй, пострада́вый о нас, и спаси́ нас.
Егда́ гре́шная приноша́ше ми́ро, тогда́ учени́к соглаша́шеся пребеззако́нным. Овая у́бо ра́довашеся, истоща́ющи ми́ро многоце́нное; сей же тща́щеся прода́ти Безце́ннаго. Сия́ Влады́ку позна́ваше, а сей от Влады́ки разлуча́шеся. Сия́ свобожда́шеся, а Иу́да раб быва́ше врагу́. Лю́то есть ле́ность, ве́лие покая́ние: е́же мне да́руй, Спа́се, пострада́вый о нас, и спаси́ нас.
О, Иу́дина окая́нства! зря́ше блудни́цу целу́ющую стопы́, и умышля́ше ле́стию, преда́ния целова́ние. О́ная власы́ разреши́, а сей я́ростию вяза́шеся, нося́ вме́сто ми́ра злосмра́дную зло́бу: за́висть бо не весть предпочита́ти поле́зное. О, Иу́дина окая́нства! от него́же изба́ви, Бо́же, ду́шы на́ша.
Гре́шная тече́ к ми́ру, купи́ти многоце́нное ми́ро, е́же пома́зати Благоде́теля, и миропрода́телю вопия́ше; даждь ми ми́ро, да пома́жу и аз Очи́стившаго вся моя́ грехи́.
Погруже́ная грехо́м, обре́те Тя приста́нище Спа́сения, виждь и ми́ра со слеза́ми растворя́ющую. Тебе́ вопия́ше; виждь согреша́ющих покая́ния ожида́яй: но, Влады́ко, спаси́ мя от волны́ грехо́вныя, вели́кия ра́ди Твоея́ ми́лости.
Днесь Христо́с прихо́дит в дом фарисе́ов, и жена́ гре́шница приступи́вши к нога́м, валя́шеся вопию́щи: виждь погруже́ную грехо́м, отча́яную дея́ний ра́ди, негнуша́емую от Твоея́ благости, и даждь ми, Го́споди, оставле́ние злых, и спаси́ мя.
Простре́ блудни́ца власы́ Тебе́, Влады́це, простре́ Иу́да ру́це беззако́нным: о́ва у́бо прия́ти оставле́ние, ов же взя́ти сре́бреники. Те́мже Тебе́ вопие́м про́даному, и свобо́ждшему нас: Го́споди, сла́ва Тебе́.
Приступи́ жена́ злосмра́дная и оскверне́ная, сле́зы пролива́ющи, лю́бящи, Спа́се, страсть испове́дающи: ка́ко воззрю́ к Тебе́, Влады́це? Сам бо прише́л еси́ спасти́ блудни́цу. Из гро́ба уме́ршую мя воскреси́, И́же Ла́заря воздви́гнувый из гро́ба четверодне́вна: приими́ мя окая́нную, Го́споди, и спаси́ мя.
Отчаяная жития́ ра́ди, и уве́домая нра́ва ра́ди, ми́ра нося́щая приступи́ Тебе́ вопию́щи: да не отве́ржеши мене́ блудную, Роди́выйся от Де́вы, да не пре́зриши моя́ сле́зы, Ра́досте А́нгелов. Но приими́ мя ка́ющуюся, юже не отри́нул еси́ согреша́ющую, Го́споди, вели́кия ра́ди Твоея́ ми́лости.
Богородичен,Го́споди, я́же во мно́гия грехи́ впа́дшая жена́, Твое́ ощути́вшая Бо́жество́, мироно́сицы взе́мши чин, рыда́ющи ми́ро Тебе́ пре́жде погребе́ния прино́сит, увы мне́, глаго́лющи, я́ко нощь мне есть разжже́ние блуда́ невозде́ржанна, мра́чное же и безлу́нное раче́ние греха́. Приими́ моя́ исто́чники слез, И́же облака́ми производя́й мо́ря во́ду. Приклони́ся к мои́м воздыха́нием серде́чным, Приклони́вый Небеса́, неизрече́нным Тво́им истоща́нием, да облобыжу́ пречи́стеи Твои́ но́зе, и отру́ сия́ па́ки главы́ мое́я́ власы́, и́хже в раи́ Е́ва, по полу́дни, шу́мом у́ши огласи́вши, стра́хом скры́ся. Грехо́в мои́х мно́жества, и суде́б Твои́х бе́здны кто́ изсле́ди́т? Душеспа́сче Спа́се мой, да мя, Твою́ рабу, не пре́зриши, И́же безме́рную име́яй ми́лость.
Стихиры на стиховне
Стихиры на хвалитех
Глас 2:Стека́ется про́чее собо́рище иуде́йское, да Соде́теля и Зижди́теля вся́ческих Пила́ту преда́ст. О беззако́нных! О неве́рных! Я́ко Гряду́щаго суди́ти живы́м и ме́ртвым, на суд гото́вят; Исцеля́ющаго стра́сти ко страсте́м уготовля́ют? Го́споди долготерпели́ве, ве́лия Твоя́ ми́лость, сла́ва Тебе́.
Иу́да беззако́нный. Го́споди, омочи́вый на ве́чери руку́ в соли́ле с Тобо́ю, простре́ к беззако́нным ру́це прия́ти сре́бреники: и ми́ра умы́сливый це́ну, Тебе́ безце́ннаго не убоя́ся прода́ти: но́зе простры́й во еже умы́ти. Влады́ку облобыза́ льсти́вно, во е́же преда́ти беззако́нным: ли́ка же апо́стольскаго отве́ргся, и три́десять пове́рг сре́бреники, Твоего́ тридне́внаго воскресе́ния не ве́де, и́мже поми́луй нас.
Иу́да преда́тель льстив сый, льсти́вным лобза́нием предаде́ Спаса Го́спода, и Влады́ку всех, я́ко раба́ продаде́ иуде́ом: я́ко овча́ на заколе́ние, Та́ко после́доваше, А́гнец Бо́жий, Сын Отчий, Еди́н Многоми́лостивый.
Иу́да раб и льстец, учени́к и наве́тник, друг и диа́вол, от дел яви́ся: после́доваше бо Учи́телю, и на Него́ поуча́шеся преда́нию, глаго́лаше в себе́: преда́м Того́, приобря́щу собра́нная име́ния: иска́ше же и ми́ру про́дану бы́ти, и Иису́са ле́стию я́ти. Отдаде́ целова́ние, предаде́ Хри́ста. И я́ко овча́ на заколе́ние, си́це после́доваше Един Благоутро́бный и Человеколю́бец.
Богородичен,Его́же пропове́да А́гнца Иса́ия, гряде́т на заколе́ние во́льное, и плещи́ дае́т на раны, лани́ты на зауше́ния, лица же не отврати́ от срамоты́ заплева́ний, сме́ртию же безобра́зною осужда́ется. Вся Безгре́шный во́лею прие́млет, да всем да́рует из ме́ртвых воскресе́ние.
Седальны
Глас 1:Езе́ра и исто́чники и моря́ сотвори́вый, смире́нию нас наказу́я изря́дному, ле́нтием опоя́сався, ученико́в но́ги умы́, смиря́лся, премно́жеством благоутро́бия, и возвыша́я нас от про́пастей зло́бы, еди́н Человеколю́бец.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху:
Глас 3:
Смиря́лся за благоутро́бие, но́ги умы́л еси́ ученико́в Твои́х, и к тече́нию Боже́ственному сия́ напра́вил еси́: не повину́яся же Петр умы́тися, а́бие Боже́ственному повину́ется повеле́нию, омыва́емь, и Тебе́ приле́жно моля́ся, дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Светильны
Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду в онь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду вонь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя.
Богородичен: Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду вонь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя.
Каноны
Канон господина Космы, глас 6 (основной)
Житие
Синаксарь во Святый Великий Четверг. Воспоминание тайной вечери:
Стихи на священное умовение:
Бог ввечеру умывает апостолов ноги
Тот, Чья нога в полдень касалась81 райской земли Стихи на Тайную Вечерю:
Вечеря ныне двойная с пасхой закона
Новую Пасху несет Тело Владычне и Кровь. Стихи на молитву о Чаше:
Страшна молитва сия в кровавом поту наш Спаситель
Богу молился Отцу, смерть и врага обманув
Стихи на предательство:
Люди обмана! К чему вам мечи и дреколья
Против Того, Кто готов ныне за мир умереть?
Святые отцы, всё премудро устроившие, преемственно от божественных апостолов и Священных и Божественных Евангелий заповедали нам в святой и Великий Четверг вспоминать четыре (события): 1) Божественное умовение (ног); 2) Тайную Вечерю и установление Святых Таин; 3) необычайную молитву и, наконец, 4) предательство.
Поскольку пасха евреев должна была совершаться в пятницу и подобало, чтобы за прообразом воспоследовала сама истина – иными словами, чтобы и за нас был, как пасха, принесен Христос, – то Господь наш, по утверждению божественных отцов, заранее совершает ее с учениками в вечер четверга. Ведь вечер этот и вся последующая ночь принимаются у евреев за один день, ибо так измеряют они сей промежуток времени, называя его сутками. Поэтому, как говорят некоторые и среди них божественный Златоуст, Он с учениками тогда ее и совершил согласно закону, то есть стоя, препоясавшись, обувшись в сандалии, опираясь на посох и все иное исполнив, что повелевает закон, дабы не показаться законопреступником. А приготовил все это Зеведей: он-то и нес кувшин воды, как утверждает Афанасий Великий, хотя другие на сей счет высказывались иначе. Затем, уже с наступлением ночи, являя ученикам самое совершенное, преподает им в горнице таинство Пасхи, бывшее ради нас. Когда же настал вечер, – говорит Евангелист – Он возлег с двенадцатью учениками (Мф.26:20). Заметь, однако, что это не была пасха иудейского закона, ибо здесь и вечеря, и возлежание, и хлеб, и вода, а там все должно было быть испеченным на огне и бесквасным. И перед началом той вечери (поскольку так говорит божественный Златоуст) Христос встает, полагает на землю верхнюю одежду и вливает воду в умывальницу, все исполняя Сам, и Иуду одновременно усовещивая, и другим ученикам напоминая, чтобы не домогались первенства. Также и по умовении увещевает их, говоря: Кто из вас больше, будь как меньший (Лк.22:26), и Себя Самого поставляя в пример. Похоже, что Христос прежде всех омыл Иуду, предерзостно воссевшего на первое место, а в последнюю очередь подходит к Петру. А тот, будучи из всех самым горячим, препятствует Учителю, но тем охотнее повинуется после. Итак, умыв ноги ученикам и показав необычайное возвышение чрез смирение, снова надев Свою одежду и возлегши, Он наказывает им любить друг друга и к старшинству не стремиться. Когда же те едят, сообщает им вкратце и о предательстве. А когда ученики смутились от Его слов, Иисус тихо молвил одному Иоанну: Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам (Ин.13:26), он и есть предающий Меня. Ибо если бы Петр слышал сказанное, то, как самый горячий из всех, наложил бы руки на Иуду. И еще сказал Господь: Опустивший со Мною руку в блюдо(Мф.26:23), как в обоих случаях и произошло. Затем, немного спустя, взяв хлеб, говорит: Приимите, ядите, и подобным же образом чашу: Пейте из нее все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета (Мф.26:26-28), Сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19). И Сам, то же делая, с ними вместе ел и пил. Заметь, что Телом Своим называет Он хлеб, а не опреснок, а потому да будут посрамлены совершающие приношение на опресноках. После поданного Иисусом куска вошел в Иуду сатана, который прежде лишь искушал его, а теперь окончательно вселился. И выйдя, Иуда назначил условие первосвященникам, чтобы предать им Господа за тридцать сребренников.
Ученики же после вечери отправились на гору Елеонскую, в некое селение, называемое Гефсимания. И по продолжительном времени говорит им Иисус: Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь. А Петр: Если и все соблазнятся, но не я (Мф.26:31, Мк.14:29). А время было позднее, то есть глубокая ночь. Иисус же сказал: Прежде, нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня(Мк.14:30), ибо петух обычно не раз, но дважды и трижды голос подает. Что и произошло, когда Петр объят был безмерным страхом, ибо Бог показал ему немощь человеческого естества. И притом, однако, вселенную ему вручил, дабы он, узнав по себе податливость человеческой природы, был к согрешающим снисходителен. А троекратное отречение Петра изображает грех всех людей пред Богом. Первое [отречение его изображает] заповедь, которую преступил Адам, второе – нарушение писаного закона и третье – [то отпадение, которым вызвано было] воплощение Слова. Этот грех Петра Спаситель уврачевал впоследствии троекратным раскаянием ученика, трижды произнеся: «Петр, любишь ли Меня?» (ср.: Ин.21:15).
Далее Господь говорит ученикам, выказывая Свое человеческое естество, ибо всем человекам страшна смерть: Душа Моя скорбит смертельно (Мф.26:38; Мк.14:34). И отойдя от них на бросок камня, помолился в третий со словами: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф.26:39), и еще: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя (Мф.26:42), говоря это и как человек, и как искусно нападающий на диавола, чтобы тот ввиду сей робости почел бы и Его за обычного человека и таинству крестной смерти не воспрепятствовал. Возвратившись и найдя учеников объятыми сном, обращается к Петру со словами: «Так ли не могли вы один час бодрствовать и бдеть со Мною?» (ср.: Мф.26:40), как бы подразумевая: «Ты, обещавший подвизаться до смерти, попросту спишь наравне с прочими?»
Перейдя на другой берег ручья Кедрон, где был сад, Христос с учениками расположился там. А поскольку он имел обычай часто туда приходить, то знал это место и Иуда. И вот, взяв некоторое число воинов из когорты и сопровождаемый народом, тот приблизился к Иисусу и подал им условный знак лобзанием. Знак этот он назвал им загодя, ибо часто бывало, что Господь, схваченный врагами, невидимо проходил среди них. А потому и здесь Сам Христос первый выходит к ним со словами: Кого ищете? (Ин.18:4), но те все еще не узнавали Его. Ночь помехи для них не составляла, ведь были, говорит евангелист, и факелы, и светильники зажженные, а между тем они, попадав от страха, отступили. И снова приходят, и Он отвечает им. Когда же Иуда подал условный знак, Христос говорит: Друг, для чего ты пришел? (Мф.26:50), что означало: «Своевременно то, для чего ты пришел, Иуда». И еще сказал: Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня (Мф.26:55). А в ночную пору явились они с тем, чтобы не произошло волнения в народе. Тогда Петр, как самый пылкий, вынув меч, (ибо ученики после вечери были приготовлены к такому обороту дела) ударил раба первосвященника, по имени Малх, и отсек ему правое ухо. (Рассказ об этом намекает, что первосвященник худо слушал закон и худо учил.) Но Христос пристыжает Петра, ибо нехорошо служителю духовного мужа употреблять меч, а Малхово ухо исцеляет. И вот, взявшие Иисуса ведут Его, связанного, на двор к первосвященнику Анне, который доводился тестем Каиафе, ибо там собрались фарисеи и книжники – все, кто были настроены против Христа. Здесь же произошло то, что связано с Петром и служанкой, и само отречение Петрово. А поскольку ночь наполовину миновала, трижды пропел петух, и Петр, вспомнив предостережение Христа, горько заплакал. И когда время подошло к утру, ведут Христа от Анны к первосвященнику Каиафе, где Он и оплевания принял, и куда лжесвидетели были вызваны. На рассвете отсылает Его Каиафа к Пилату. Приведшие Иисуса, говорит евангелист, не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху (Ин.18:28). Отсюда следует, что первосвященники и фарисеи совершили тогда беззаконие, перенеся пасху, о чем говорит и божественный Златоуст82, ибо им надлежало вкусить ее той ночью, но ради убиения Христа была она отложена. А что именно тогда подобало ее есть, ясно показывает Христос, Который вкусил пасху до вечери, ночью, и затем научил учеников совершеннейшему. Ведь надлежало, как сказано, чтобы на смену законному прообразованию83 явилась истина. Ибо Иоанн утверждает, что все это произошло прежде праздника Пасхи – в четверг и в ночь его.
Оттого и мы празднуем это сегодня, со страхом совершая воспоминание о дивных и несказанных делах и событиях.
По неизреченному же милосердию Твоему, Христе Боже наш, помилуй нас.