0--57 Суббота мясопустная

Суббота мясопустная

Краткое наименование:

Вернуться назад

Триодь. Дата 2025-04-20, 57 дней до Пасхи

Знак типикона: без службы
Праздник: памятная дата


Чтения

На Утрени:

Апостол: 1Кор.10:23-28

Евангелие: Лк.21:8-9,25-27,33-36


Прокимен

Прокимен, глас 6: Ду́ши их / во благи́х водворя́тся.
Стих: К Тебе́, Го́споди, воздвиго́х ду́шу мою́, Бо́же мой.


Аллилуарий

Аллилуарий, глас 4: Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди.
Стих: И па́мять их в род и род.


Причастен

Блажени, яже избрал, и приял еси Господи. Аллилуиа, трижды.


Тропари

Глас 8:

Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся́ стро́яй, и поле́зное все́м подава́яй, Еди́не Соде́телю, упоко́й Го́споди ду́ши ра́б Твои́х: на Тя́ бо упова́ние возложи́ша, Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего.

Глас 8:

Тебе́ и Сте́ну и Приста́нище и́мамы, / и Моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу, / Его́же родила́ еси́, Богоро́дице безневе́стная, ве́рных спасе́ние.


Кондаки

Глас 8:

Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́ши раб Твои́х, иде́же не́сть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жи́знь безконе́чная.

Икос: Сам един еси безсмертный, / сотворивый и создавый человека: / земнии убо от земли создахомся, / и в землю туюжде пойдем, / якоже повелел еси, создавый мя и рекий ми: / яко земля еси, и в землю отыдеши, / аможе вси человецы пойдем, / надгробное рыдание, творяще песнь: / аллилуиа.


Стихиры на "Господи, возвах"

Глас 8:

От ве́ка ме́ртвых днесь / всех по и́мени, ве́рою пожи́вших благоче́стно, / па́мять сотворя́юще ве́рнии, / Спа́са и Го́спода воспои́м, прося́ще приле́жно / сим в час суда́ отве́т благи́й да́ти, / Тому́ Самому́ Бо́гу на́шему, / всей судя́щему земли́, / десна́го Его́ предстоя́ния получи́ти в ра́дости, / в ча́сти пра́ведных, и во святы́х жре́бии све́тлем, / и досто́йным бы́ти Небе́снаго Ца́рствия Его́.

Твое́ю кро́вию челове́ки Спа́се искупи́вый, / и сме́ртию Твое́ю от сме́рти го́рькия изба́вивый нас, / и жизнь ве́чную подая́й нам Воскресе́нием Твои́м, / вся упоко́й Го́споди, усо́пшия благоче́стно, / или́ в пусты́нях, или́ во граде́х, или́ в мо́ри, / или́ на земли́, или́ на вся́ком ме́сте: / цари́ же, свяще́нники, архиере́и, / мона́хи, и бельцы́ в во́зрасте вся́ком всеро́дном, / и сподо́би я́ Небе́снаго Ца́рствия Твоего́.

Из ме́ртвых воста́нием Твои́м Христе́, / не ктому́ смерть облада́ет уме́ршими благоче́стно. / Те́мже мо́лимся приле́жно: / рабы́ Твоя́ упоко́й во дво́рех Твои́х, / и в не́дрех Авраа́ма, от Ада́ма да́же до днесь, / послужи́вшия Тебе́ чи́сто, / отцы́ и бра́тию на́шу, / дру́ги вку́пе и сро́дники, / вся́каго челове́ка, в житии́ послужи́вша ве́рно, / и к Тебе́ преста́вльшася многови́дно и многообра́зно, Бо́же, / и сподо́би я́ Небе́снаго Ца́рствия Твоего́.

Пла́чу и рыда́ю, / егда́ помышля́ю смерть, / и ви́жду во гробе́х лежа́щую / по о́бразу Бо́жию созда́нную на́шу красоту́, / безобра́зну, и безсла́вну, / не иму́щу ви́да. / О́ле чудесе́! / Что е́же о нас сие́ бысть та́инство? / Ка́ко преда́хомся тле́нию? / Ка́ко припряго́хомся сме́рти? / Вои́стинну Бо́жиим повеле́нием, / я́коже есть пи́сано, / подаю́щаго преста́вльшимся поко́й.


Стихиры на стиховне

Глас 6:

Нача́ток ми и соста́в зижди́тельное Твое́ бысть повеле́ние: / восхоте́в бо от неви́димаго и ви́димаго естества́ жи́ва мя соста́вити, / от земли́ у́бо те́ло созда́в, дал же ми еси́ду́шу, / Боже́ственным Твои́м и животворя́щим вдохнове́нием. / Те́мже Спа́се, рабы́ Твоя́ во стране́ живы́х, / и в кро́вех пра́ведных упоко́й.

Богородичен,

Моли́твами Ро́ждшия Тя Христе́, / му́ченик Твои́х и апо́стол, и проро́к, и святи́телей, / преподо́бных, и пра́ведных, и всех святы́х, / усо́пшия рабы́ Твоя́ упоко́й.


Стихиры на хвалитех

Глас 8:

Прииди́те пре́жде конца́ вси бра́тие, / персть на́шу ви́дяще, и естества́ на́шего немощно́е, / и ху́дость на́шу и коне́ц у́зрим, / и орга́ны сосу́да пло́тнаго, / и я́ко прах челове́к, снедь че́рвием и тле́ние, / я́ко сухи́я ко́сти на́ша вся́ко не иму́щия дыха́ния. / Во гро́бы вни́кнем, где сла́ва? / Где добро́та зра́ка? Где благоглаго́ливый язы́к? / Где бро́ви? Или́ где о́ко? / Вся прах и сень, / те́мже пощади́, Спа́се, всех нас.

Что прельща́ется челове́к хваля́ся? / Что всу́е смуща́ется? / Бре́ние и сам вма́ле? / Что не помышля́ет персть, / я́ко прах, смеше́ние, и гно́я и тле́ния отложе́ние? / А́ще у́бо бре́ние есмы́ челове́цы, / что прилепи́хомся земли́? / И а́ще Христу́ есмы́ сро́дни, / что не притека́ем к Нему́? / И вси отве́ргше привре́менную и теку́щую жизнь, / жи́зни нетле́нней после́дующе, я́же есть Христо́с, / просвеще́ние душ на́ших.

Руко́ю Твое́ю созда́вый Ада́ма, / и поста́вивый преде́л нетле́ния и ме́ртвости, Спа́се, / и жи́зни во благода́ти, / тле́ния же премени́вый, к пе́рвой преложи́в жи́зни, / Сам рабы́ Твоя́, Влады́ко, я́же прия́л еси́ от нас, / с пра́ведными упоко́й, и в ли́це избра́нных, / и сих имена́ написа́в в кни́зе живо́тней, / и воскреси́в во гла́се арха́нгелове, и трубы́ шу́ме, / сподо́би я́ Небе́снаго Ца́рствия Твоего́.

Христо́с воскре́се, разреши́в у́зы Ада́ма первозда́ннаго, / и а́дову разруши́в кре́пость. / Дерза́йте вси ме́ртвии: умертви́ся смерть, / плене́н бысть и ад с не́ю, / и Христо́с воцари́ся, распны́йся и воскресы́й. / Той нам дарова́ нетле́ние пло́ти, / Той воздвиза́ет нас, и да́рует воскресе́ние нам, / и сла́вы о́ныя с весе́лием вся сподобля́ет, / в ве́ре непрекло́нней ве́ровавшия те́пле в Него́.

Я́ко цвет увяда́ет, и я́ко сень ми́мо гряде́т, / и разруша́ется вся́кий челове́к. / Па́ки же глася́щей трубе́ , / ме́ртвии вси я́ко в тру́се воста́нут к Твоему́ сре́тению, Христе́ Бо́же, / тогда́ Влады́ко, я́же преста́вил еси́ от нас, / во святы́х Твои́х учини́ селе́ниих ду́хи, Влады́ко, / Твои́х рабо́в при́сно.

Богородичен,

Ра́дуйся Мари́е Богоро́дице, / хра́ме неразори́мый, па́че же святы́й, / я́коже вопие́т проро́к, / святы́й храм Твой, ди́вный в пра́вду.


Седальны

Глас 5:

Нас ра́ди претерпе́вый Крест и смерть, / и умертви́вый ад, и совоскреси́вый ме́ртвыя, / преста́вльшияся от нас, Спа́се, упоко́й, я́ко Человеколю́бец Бог, / и в тре́петное и стра́шное прише́ствие Твое́ Жизнода́вче, / я́ко име́яй мно́жество ми́лости, / Ца́рствия Твоего́ сподо́би.

Глас 5:

Поко́й Спа́се наш, / с пра́ведными рабы́ Твоя́, / и сия́ всели́ во дворы́ Твоя́, / я́коже есть пи́сано: / презира́я я́ко благ прегреше́ния их / во́льная и нево́льная, / и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Человеколю́бче.


Светильны

Живы́ми и ме́ртвыми облада́яй я́ко Бог, / упоко́й Твоя́ рабы́ в селе́ниих избра́нных, / а́ще бо и согреши́ша, Спа́се, но не отступи́ша от Тебе́.

Слава6

Упоко́й рабы́ Твоя́ во стране́ живы́х, Го́споди, / отону́дуже отбеже́ боле́знь, печа́ль вку́пе и воздыха́ние, / очи́сти я́ко Человеколю́бец, я́же в житии́ согреши́ша, / еди́н бо безгре́шный еси́ и ми́лостивый, / ме́ртвых и живы́х Влады́ка.

Богородичен: Мари́е Богоневе́сто, Христа́ непреста́нно моли́ о нас рабе́х Твои́х, / с богоглаго́ливыми проро́ки, и му́ченик собо́ры, / иера́рхи же и преподо́бными, и все́ми пра́ведными, / снасле́дники бы́ти Небе́снаго Ца́рствия.


Каноны

Канон в субботу мясопустную, глас 8 (основной)


Житие

Стихи:
Не вспомяни прегрешений умершим, о Слово!
Милость благую Свою чуждою смерти яви.

В этот день божественные отцы установили память всех от века во благочестии скончавшихся людей по таковой причине.

Поскольку многие безвременную кончину нередко на чужбине принимали, а также на море, в непроходимых горах, на кручах и в пропастях, от моровых поветрий, войн, пожаров, стужи и всякую иную претерпевали смерть, или, будучи нищими и недостаточными, равным образом не получали по исходе установленного псалмопения и поминовения – то божественные отцы, движимые человеколюбием, назначили Вселенской Церкви всех их память совершать, приняв по преемству от апостолов, чтобы всякий, кто из-за некоего обстоятельства не получил положенного по отдельности, был бы с тех пор в общее сие поминовение включен. Еще указывали они, что все, ради таковых совершаемое, самим ходатаям доставляет великую пользу. Так совершает Церковь Божия поминовение отшедших душ по единому образу.

Далее, поскольку отцы намеревались предложить назавтра Второе Христово пришествие, вполне уместно было души усопших накануне поминать, как бы умоляя Страшного и Нелицеприятного Судию, чтобы Он поступил с ними по обычному Своему милосердию и обещанного наслаждения удостоил.

С другой стороны, желая следующее воскресенье Адамову изгнанию посвятить, святые представляют наступающее ныне смертное упокоение концом всех наших дел, чтобы отсюда начать как бы сначала (ибо последним из дел, до нас относящихся, будет испытание неподкупным Судией всего совершенного нами за прожитую жизнь) и чтобы человеков, устрашенных напоминанием о нем, сделать более расположенными к подвигам поста.

А в субботу поминовение душ всегда совершаем мы потому, что «суббота» по-еврейски и означает «упокоение». Итак, поскольку умершие упокоились от житейских и всех прочих дел, то мы творим молитву о них хотя бы в день упокоения от повседневного, и это утвердилось за всякой субботой. В нынешнюю же субботу поминаем их в совокупности, молясь за всякого благочестивого.

Ибо и божественные отцы, зная, что памяти за усопших, то есть милостыни и богослужения, приносят им великую пользу и облегчение, повелевают Церкви совершать это и особо за каждого, и за всех вообще, приняв такое повеление от апостолов, как уже было сказано и как говорит также Дионисий Ареопагит.

А что молитвы за души умерших приносят им пользу, известно и из другого многого, в том числе и из повествования о святом Макарии. Сей муж, найдя на пути голый череп нечестивого язычника, спросил, ощущают ли пребывающие в аду когда-нибудь облегчение. И череп отвечал: «Многое облегчение имеют они, когда ты, отче, за усопших молишься». Ибо Макарий Великий творил сие и Богу молился, ища узнать, бывает ли отсюда какая польза усопшим. Также Григорий Двоеслов7 спас молитвой царя Траяна, хоть и услышал от Бога повеление в другой раз не молиться о нечестивом. Вот и богоненавистника Феофила царица Феодора2 , как повествуется9 молитвами святых мужей и исповедников от мучений избавила и спасла. Как на благие, указывает на молитвы об усопших и Григорий Богослов в надгробном слове к брату его Кесарию.

Великий же Златоуст в толковании на Послание к Филиппийцам говорит: «Помыслим и о пользе для отшедших ко Господу, подадим соответственное вспоможение (я разумею – милостыню и приношения10), ибо дело это приносит им многую выгоду, несомненную прибыль и помощь. Ибо это не без цели, не случайно законоположено и Церкви Божией предано от премудрых учеников Его, чтобы иерей за страшными Тайнами совершал память усопших в вере». И еще: «В твоем завещании наряду с детьми и сонаследниками из родных пусть содержит запись твоя имя Судии, и да не будет лишена она памятования о нищих, а я поручитель их».

И Афанасий Великий говорит: «Даже если на воздух распался скончавшийся в благочестии, не отказывайся, призвав Бога, доставить к месту погребения елей и свечи, ибо это приятно Богу и великое приносит воздаяние: если умерший был грешник – к разрешению его прегрешений, если праведник – к увеличению награды; если же кто, бездомным будучи, а равно и бездетным, не имеет никого, могущего о деле сем позаботиться, тогда Бог, праведный и человеколюбивый, воздаст такому за его скудость, как знает, соразмерной милостью». Но и совершающий приношение за таковых приобщается воздаянию как явивший любовь ради спасения ближнего, подобно тому, как помазующий другого миром прежде сам обоняет его аромат. А потому не исполняющие поведенного и завещанного об этом непременно понесут осуждение. Пока же не настало Второе Христово пришествие, все ради усопших совершаемое, как говорят божественные отцы, доставляет пользу, особенно тем из них, кто, состоя в числе живых, хоть малое какое добро сотворили. И хотя Божественное Писание для вразумления многих и подразумевает за ними нечто наподобие долга, но большей частью побеждает человеколюбие Божие. Если равным окажется вес доброго и постыдного, то превозмогает человеколюбие, если же чаша весов некоей малостью злого преклонена, верх берет, опять-таки, превосходящая благость.

Надлежит знать, что там все друг друга узнают – и знакомые между собою, и никогда друг друга не видевшие (как говорит божественный Златоуст, выводя это из притчи о богатом и Лазаре). Узнают однако, не телесным образом – ибо все будут одного возраста и врожденные признаки свои утратят – но прозорливым оком души, как говорит Григорий Богослов в надгробном слове к Кесарию: «Тогда Кесария узрю светлым и прославленным, каким ты, из братьев наилюбимейший, многократно являлся мне во сне». А великий и многочтимый Афанасий Великий, если и не утверждает это в обращении к градоначальнику Антиоху, то в «Слове об усопших» говорит, что святым даже до общего воскресения дано друг друга узнавать и вместе радоваться, грешники же и того лишены. И святым мученикам дано обозревать и наблюдать наши дела.

Прочие же тогда узнают друг друга, когда у каждого сокровенное его обнаружится.

Да будет же известно, что души праведных ныне пребывают в неких особых местах, отдельно от душ грешных: первые – радуются в надежде (блаженства), другие – скорбят в ожидании вечных мук. Ибо святые еще не получили обещанного (блаженства), как говорит божественный апостол, ибо Бог предопределил нечто лучшее для нас, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр.11:39-40).

Надлежит знать, что души святых пребывают ныне в светлых неких местах, души же грешников – особо от них11, и первые радуются в уповании будущих благ, вторые печалятся в ожидании страшного. Ибо святые не получили еще всех обещанных благ, поскольку, как говорит божественный апостол,Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр.11:40). Но должно иметь в виду, что не все падающие с горных круч, истребляемые огнем, морем и другими ранее названными смертными бедами, а также холодом и голодом – претерпевают это по Божию велению. Ибо определения Божий таковы, что из них одни бывают по благоволению, другие – по попущению, третьи – и ради испытания, и ради устрашения, и ради вразумления. И Бог прозревающим Своим разумом все видит и познает, и все по воле Его бывает, как и о воробьях говорит Он в Святом Евангелии (Мф.10:29). И, кроме некоторых случаев, не так определяет Он, чтобы одному при конце его удавиться досталось, другому – своей смертью умереть, и этому стариком, а тому – младенцем, но единожды установил всечеловеческое время жизни и столь многие виды смерти. Однако разные виды смерти в столь же разные времена Богом наводятся. Ведь Он не от начала устанавливает предел [всякому отдельному бытию], хоть и знает его наперед, но замысел Божий время и образ смерти каждому соответственно образу жизни его намечает.

Если же Василий Великий упомянул о предопределении жизни, то сделал это, имея в виду речение: Земля ecu, и в землю отыдеши (Быт.3:19). Апостол же, пиша к коринфянам, говорит: поскольку вы недостойно причащаетесь, то оттого многие из вас немощны и больны и немало спящих (1Кор.11:30), то есть многие умирают. Вот и Давид восклицает: Не возведи мене в преполовение дней моих (Пс.101:25), а также: Се пяди положил ecu дни моя (Пс.38:6). И Соломон: «Сын, почитай отца твоего и мать, дабы были дни твои многи» (ср.: Притч.4:10), а еще: «да не умрешь не своею смертью» (Еккл.7:17). И в книге Иова Бог говорит Елифазу: «Истребил бы Я вас, когда бы не Иов, служитель Мой» (ср.: Иов.42:8). Тем самым указывается, что нет предела жизни, а если кто о таковом говорит, то разумей предел Божий – волю Его, ибо Он кому хочет прибавляет, у иного же убавляет, все устрояя к полезному. И когда захочет Бог, тогда устрояет и образ, и время кончины. Итак, «предел жизни для каждого, – говорит Афанасий Великий, – воля и замысел Божий, и таковым определением и глубиною Твоих судов Ты исцелишь, Христе!» И по слову Василия Великого, смерть тогда наводится, когда пределы жизни исполнились, а под пределами жизни разумеем волю Божию. Ибо если есть предел жизни сам по себе, то отчего в Боге и врачах имеем нужду, и за детей молимся?

Надлежит знать и то, что младенцы крещеные вкушают по смерти наслаждение, а не просвещенные крещением и язычников дети ни наслаждения, ни геенны не достигнут.

Надлежит знать и то, что младенцы крещеные вкушают по смерти наслаждение, а не просвещенные крещением и язычников дети ни наслаждения, ни геенны не достигнут.

Исходящая из тела душа никакого попечения о здешнем не имеет, но всегда печется о тамошнем.

А третины совершаем потому, что в третий день человек изменяется по виду; девятины – потому что на девятый день распадается все телесное здание и сохраняется лишь сердце; сороковины же – потому что и само сердце тогда погибает. Ведь так и рождение происходит: на третий день сердце образуется, на девятый – сгущается зародыш в плоть, на сороковой – в окончательном своем виде как человек запечатлевается.

Учини, Владыко Христе, души прежде усопших в обители праведников и помилуй нас, ибо Ты Один бессмертный. Аминь.