01-03 Свята́го проро́ка Малахи́и

Краткое наименование:

01-03 Свята́го проро́ка Малахи́и

Минея. Дата 2025-01-16 (03 января по ст. стилю)

Знак типикона: без службы

Чтения

На Утрени:

Апостол: 2Тим.2:1-10

Евангелие: Мф.10:16-22


Прокимен

Прокимен, глас 7: Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде, / и упова́ет на Него́.
Стих: Услы́ши, Бо́же, глас мой, внегда́ моли́ти ми ся к Тебе́.


Аллилуарий

Аллилуарий, глас 4: Пра́ведник я́ко фи́никс процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится.
Стих: Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т.


Причастен

В па́мять ве́чную бу́дет пра́ведник, от слу́ха зла не убои́тся.


Тропари

Глас 2:

Проро́ка Твоего́ Малахии па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.


Кондаки

Глас 4:

Проро́чества дарова́нием богате́я, проро́че,/ Христо́во предвозвести́л еси́ прише́ствие я́ве и ми́рови спасе́ние,/ Его́же сия́нием мир просвети́ся.

Икос:

Глас 8:

Яко А́нгел послужи́л еси́, всеблаже́нне,/ и сподо́бися пре́ди бу́дущая веща́ти,/ Госпо́дне бо вочелове́чение всем уясни́л еси́,/ те́мже вопие́м ти:/ ра́дуйся, проро́че Бо́жий Малахи́е, приснопа́мятне.

Икос:


Стихиры на "Господи, возвах"

Глас 8:

Глаго́лы Богодви́жимаго твоего́ язы́ка сбыва́емы зря,/ тя ны́не ублажа́ю, проро́че, и́стинне удивля́емь:/ ты бо гла́сом све́тлым мир облиста́л еси́,/ Госпо́дне провозглаша́я прише́ствие спаси́тельное.

А́нгел ангелоподо́бным твои́м житие́м на земли́ был еси́/ и прозва́нием А́нгела всеподо́бно обогати́лся еси́,/ добро́ту душе́вную добро́те теле́сней сугу́бо сочета́в,/ Малахи́е всеблаже́нне.

Го́споди, к Тебе́ Твоего́ проро́ка,/ моле́бника и моли́твенника предлага́ю,/ его́же мольба́ми, Ще́дре, и моли́твами, я́ко Благоутро́бен,/ отча́янныя души́ согреше́ния разреши́,/ су́щественную име́я и есте́ственную благосты́ню.


Стихиры на стиховне


Стихиры на хвалитех


Седальны

Глас 8:

Проро́чествия благода́тию обога́щся,/ бу́дущих зна́нию боголе́пно научи́лся еси́ ду́хом, Малахи́е Богодохнове́нне,/ и предглаго́леши всем Христо́во прише́ствие/ и язы́ков, пребога́те, Боже́ственное призва́ние./ Те́мже честну́ю твою́ пра́зднуем па́мять,/ и любо́вию пое́м тя, и ве́рно ублажа́ем, взыва́юще тебе́, сла́вне:/ моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти/ чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.


Светильны

Вифлее́м оста́вивше, пресла́вное чу́до, ко Иорда́ну теце́м душе́ю те́плою/ и та́мо у́зрим стра́шное та́инство:/ боголе́пно бо предста́, обнажи́вся, Христо́с мой,/ одева́я мя во о́дежду Небе́снаго Ца́рствия.


Каноны

Кано́н проро́ка, глас 8 (основной)


Житие

Святой пророк Малахия

Последний из известных нам ветхозаветных пророков, почему святые отцы называют его «печатью пророков». «Некоторые утверждали, – говорит святитель Кирилл Александрийский (†444; память 18 января и 9 июня), – что Малахия по естеству был Ангел, но по воле Божией облекся в тело и отправлял в израильском народе должность пророка; но сего вымсла не надо принимать. Ангелом Малахия назван глазным образом, по значению своего имени (Малахия – посланник Божий, евр.), а частию, вероятно, и потому, что возвещал израильтянам Божественные глаголы. По сей последней причине сам пророк Малахия называет Ангелом всякого вообще священника (Мал. 2,7).

По свидетельству преподобного Ефрема Сирина (†373–379; память 28 января) и святителя Епифании Кипрского (†403; память 12 мая). Святой Малахия происходил из колена Завулонова. Он родился в селении Суфа, в земле Завулоновой.

Большинство толкователей согласно говорят, что святой пророк Малахия жил по возврещении иудеев из плена Вавилонского, спустя некоторое время после святых пророков Аггея (500 до РХ.; память 16 декабря) и Захарии (520 до Р.Х.; память 8 февраля). В то время был вновь построен Иерусалимский храм (ок. 486 г.), в нем совершалось Богослужение и приносились священниками.

Свое пророческое служение святой Малахия называет бременем, т. е. печальным пророчеством, потому что оно предвозвещает наказание нечестивым (Мал. 2:1–12, 3:5–9, 4:1). Пророк пламенно обличает иудейский народ и священников па за то, что они не имеют должного благоговения к Богу, приносят Ему «худые жертвы», не соблюдают Его заповедей, своим лицемерием и нечестием уклонились от правого пути.

Пророк Малахия угрожает иудейскому народу Судом Божиим и за разные другие пороки – прелюбодеяния и чародейства, ложные клятвы, притеснение вдов и сирот, отвержение пришельцев, удерживание платы у наемником, неисполнение закона о церковной десятине: «И прииду к вам для суда, и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев, и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, – говорит Господь Саваоф» (Мал. 3,5).

Видя неравное раздаяние между людьми земных благ, видя, что нечестивые благоденствуют, а благочестивые страдают, иудеи осмелились сетовать, что Бог благоволит к порочным, что тот хорош в очах Его, кто делает зло, а потому нет промышления Божьего о людях, нет правосудия Божьего на земле (Мал. 2,17). Таковым святой пророк Малахия возвещает, что Божий Промысел воздает каждому должное, что есть Бог Правосудный, Который видит и знает все дела людей, и что Он скоро явится на земле. А чтобы уготовать в их сердцах и душах путь Ему Господь пошлет Своего вестника, который возвестит пришествие Мессии в мир и наступление благодатного Царства Божия на земле: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришел не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5–6).

В Новом Завете книга святого пророка Малахии цитируется неоднократно, как книга пророческая и Богодухновенная, всем известная и признанная за каноническую (Мф.11, 10Мк. 1, 2Лк. 2, 17Рим. 9, 13).

Из святоотеческих толкований на книгу святого пророка Малахии известны толкования преподобного Ефрема Сирина. блаженного Иеронима, святителя Кирилла Александрийскогоблаженного Феодорита (имеются переводы на русский язык).

Святой пророк Малахия скончался в молодых летах и, по преданию, был погребен со своими предками в отечественном селении Суфа.