01-03 Свята́го проро́ка Малахи́и
Минея. Дата 2025-01-16 (03 января по ст. стилю)
Знак типикона: без службыЧтения
На Утрени:
Апостол: 2Тим.2:1-10
Евангелие: Мф.10:16-22
Прокимен
Прокимен, глас 7: Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде, / и упова́ет на Него́.
Стих: Услы́ши, Бо́же, глас мой, внегда́ моли́ти ми ся к Тебе́.
Аллилуарий
Аллилуарий, глас 4: Пра́ведник я́ко фи́никс процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится.
Стих: Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т.
Причастен
В па́мять ве́чную бу́дет пра́ведник, от слу́ха зла не убои́тся.
Тропари
Глас 2:Проро́ка Твоего́ Малахии па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.
Кондаки
Глас 4:Проро́чества дарова́нием богате́я, проро́че,/ Христо́во предвозвести́л еси́ прише́ствие я́ве и ми́рови спасе́ние,/ Его́же сия́нием мир просвети́ся.
Икос:
Глас 8:Яко А́нгел послужи́л еси́, всеблаже́нне,/ и сподо́бися пре́ди бу́дущая веща́ти,/ Госпо́дне бо вочелове́чение всем уясни́л еси́,/ те́мже вопие́м ти:/ ра́дуйся, проро́че Бо́жий Малахи́е, приснопа́мятне.
Икос:
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 8:Глаго́лы Богодви́жимаго твоего́ язы́ка сбыва́емы зря,/ тя ны́не ублажа́ю, проро́че, и́стинне удивля́емь:/ ты бо гла́сом све́тлым мир облиста́л еси́,/ Госпо́дне провозглаша́я прише́ствие спаси́тельное.
А́нгел ангелоподо́бным твои́м житие́м на земли́ был еси́/ и прозва́нием А́нгела всеподо́бно обогати́лся еси́,/ добро́ту душе́вную добро́те теле́сней сугу́бо сочета́в,/ Малахи́е всеблаже́нне.
Го́споди, к Тебе́ Твоего́ проро́ка,/ моле́бника и моли́твенника предлага́ю,/ его́же мольба́ми, Ще́дре, и моли́твами, я́ко Благоутро́бен,/ отча́янныя души́ согреше́ния разреши́,/ су́щественную име́я и есте́ственную благосты́ню.
Стихиры на стиховне
Стихиры на хвалитех
Седальны
Глас 8:Проро́чествия благода́тию обога́щся,/ бу́дущих зна́нию боголе́пно научи́лся еси́ ду́хом, Малахи́е Богодохнове́нне,/ и предглаго́леши всем Христо́во прише́ствие/ и язы́ков, пребога́те, Боже́ственное призва́ние./ Те́мже честну́ю твою́ пра́зднуем па́мять,/ и любо́вию пое́м тя, и ве́рно ублажа́ем, взыва́юще тебе́, сла́вне:/ моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти/ чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Светильны
Вифлее́м оста́вивше, пресла́вное чу́до, ко Иорда́ну теце́м душе́ю те́плою/ и та́мо у́зрим стра́шное та́инство:/ боголе́пно бо предста́, обнажи́вся, Христо́с мой,/ одева́я мя во о́дежду Небе́снаго Ца́рствия.
Каноны
Кано́н проро́ка, глас 8 (основной)
Житие
Святой пророк Малахия
Последний из известных нам ветхозаветных пророков, почему святые отцы называют его «печатью пророков». «Некоторые утверждали, – говорит святитель Кирилл Александрийский (†444; память 18 января и 9 июня), – что Малахия по естеству был Ангел, но по воле Божией облекся в тело и отправлял в израильском народе должность пророка; но сего вымсла не надо принимать. Ангелом Малахия назван глазным образом, по значению своего имени (Малахия – посланник Божий, евр.), а частию, вероятно, и потому, что возвещал израильтянам Божественные глаголы. По сей последней причине сам пророк Малахия называет Ангелом всякого вообще священника (Мал. 2,7).
По свидетельству преподобного Ефрема Сирина (†373–379; память 28 января) и святителя Епифании Кипрского (†403; память 12 мая). Святой Малахия происходил из колена Завулонова. Он родился в селении Суфа, в земле Завулоновой.
Большинство толкователей согласно говорят, что святой пророк Малахия жил по возврещении иудеев из плена Вавилонского, спустя некоторое время после святых пророков Аггея (500 до РХ.; память 16 декабря) и Захарии (520 до Р.Х.; память 8 февраля). В то время был вновь построен Иерусалимский храм (ок. 486 г.), в нем совершалось Богослужение и приносились священниками.
Свое пророческое служение святой Малахия называет бременем, т. е. печальным пророчеством, потому что оно предвозвещает наказание нечестивым (Мал. 2:1–12, 3:5–9, 4:1). Пророк пламенно обличает иудейский народ и священников па за то, что они не имеют должного благоговения к Богу, приносят Ему «худые жертвы», не соблюдают Его заповедей, своим лицемерием и нечестием уклонились от правого пути.
Пророк Малахия угрожает иудейскому народу Судом Божиим и за разные другие пороки – прелюбодеяния и чародейства, ложные клятвы, притеснение вдов и сирот, отвержение пришельцев, удерживание платы у наемником, неисполнение закона о церковной десятине: «И прииду к вам для суда, и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев, и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, – говорит Господь Саваоф» (Мал. 3,5).
Видя неравное раздаяние между людьми земных благ, видя, что нечестивые благоденствуют, а благочестивые страдают, иудеи осмелились сетовать, что Бог благоволит к порочным, что тот хорош в очах Его, кто делает зло, а потому нет промышления Божьего о людях, нет правосудия Божьего на земле (Мал. 2,17). Таковым святой пророк Малахия возвещает, что Божий Промысел воздает каждому должное, что есть Бог Правосудный, Который видит и знает все дела людей, и что Он скоро явится на земле. А чтобы уготовать в их сердцах и душах путь Ему Господь пошлет Своего вестника, который возвестит пришествие Мессии в мир и наступление благодатного Царства Божия на земле: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришел не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5–6).
В Новом Завете книга святого пророка Малахии цитируется неоднократно, как книга пророческая и Богодухновенная, всем известная и признанная за каноническую (Мф.11, 10; Мк. 1, 2; Лк. 2, 17; Рим. 9, 13).
Из святоотеческих толкований на книгу святого пророка Малахии известны толкования преподобного Ефрема Сирина. блаженного Иеронима, святителя Кирилла Александрийского, блаженного Феодорита (имеются переводы на русский язык).
Святой пророк Малахия скончался в молодых летах и, по преданию, был погребен со своими предками в отечественном селении Суфа.