01-05 Святы́х му́ченик Феопе́мпта и Фео́ны
Минея. Дата 2025-01-18 (05 января по ст. стилю)
Знак типикона: без службыЧтения
На Утрени:
Апостол:
Евангелие:
Прокимен
Прокимен, глас :
Стих:
Аллилуарий
Аллилуарий, глас :
Стих:
Причастен
Тропари
Глас 4:Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во стра́даниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Кондаки
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 4:Фео́ну и Феопе́мпта му́дрыя воспои́м:/ Христо́вым бо догма́том повину́ющеся,/ служе́ние вся́ко нечести́вое све́тло упраздни́вше,/ свя́те, и че́стне, и благонаде́жне послужи́ша,/ Еди́наго Бо́га и Го́спода пред лице́м мучи́телей благодерзнове́нно испове́дающе,/ и венча́еми свы́ше.
Жития́, до́лу влеку́щая, и пи́щи наслажде́ние,/ и цвету́щую сла́ву, всехва́льнии, оста́вивше я́ко привре́менну,/ Христу́ прилепи́стеся,/ Того́ добро́тою кра́сною распала́еми,/ и принесо́стеся, я́ко сладково́ннии шипцы́,/ и венце́м нетле́ннаго Ца́рствия Боголе́пно венча́стеся.
И́же мир возненави́девше,/ преми́рни яви́стеся,/ в Це́ркви перворо́дных совокупи́стеся/ и со А́нгелы поете́ песнь нетле́нную,/ пред Бо́гом предстоя́ще вку́пе,/ скве́рную и́дольскую лесть отри́нувше,/ мучи́телей безу́мие му́ченически посрами́сте.
Стихиры на стиховне
Стихиры на хвалитех
Седальны
Глас 1:Феопе́мпт, яви́вся святи́тель су́щих до́ле,/ с Фео́ною ку́пно тве́рдым и сострада́льцем,/ му́чителем противле́ния не терпя́щим, ураня́ется:/ Тя, – ра́дуяся, вопия́, – чту Еди́наго,/ погре́бшаго во Иорда́нских струя́х земны́х прегреше́ния.
Светильны
Я́ко ви́де Тя обнаже́на Иорда́н,/ с тре́петом к су́щему от непло́дове рече́:/ оста́ви, о Иоа́нне, крести́тися Го́спода,/ огне́м и Ду́хом очища́ющаго всю тварь,/ на сие́ бо прии́де, освяти́ти земны́я и во́дное естество́.
Каноны
Кано́н му́чеников, глас 7 (основной)
Житие
Священномученик Феопемпт, епископ Никомидийский, и мученик Феона-волхв
Пострадали в Никомидии в 303 году, во время гонений на христиан, воздвигнутых императором Диоклетианом. Вторым и третьим указами Диоклетиана, принятыми в 303 году, предписывалось пытать и казнить христиан, отказавшихся принести жертвы перед статуями языческих богов. В Никомидии, где была резиденция Диоклетиана, император принимал непосредственное участие в жестоких казнях. Когда епископа Никомидийского Феопемпта поставили перед статуей Аполлона и сам император приказал ему поклониться идолу, святитель бесстрашно отверг идолопоклонство, твердо исповедуя веру Христову. По приказу Диоклетиана епископа бросили в раскаленную печь, но он, помощью Божией, остался жив. Смущенный силой, как он полагал, христианского волшебства, Диоклетиан приказал бросить святителя Феопемпта в темницу и держать его без пищи и питья. Господу было угодно, чтобы мученик остался жив, несмотря на 22 дня сурового заточения. Тогда по зову Диоклетиана пришел известный волхв Феона, чтобы разрушить одно «волшебство» другим.
Феона показал силу своего чародейства: от его слова распался на две части свирепый вол.
Восхищенный император приказал привести из темницы святого Феопемпта и просил Феону приступить к делу. Феона объявил, что он использует два безотказных способа умертвить Феопемпта; если же тот уцелеет, то Феона готов уверовать в Бога христианского.
Святитель Феопемпт призвал на помощь силу Божию и спокойно съел предложенный ему чародеем отравленный хлеб, а затем выпил отравленную воду. К удивлению присутствовавших он остался невредим. Потрясенный Феона пал к ногам епископа и исповедал веру во Христа. Диоклетиан велел ввергнуть в темницу и святого Феопемпта, и Феону. Ночью в темнице святитель Феопемпт крестил Феону и нарек ему имя Синесий (т.е. исполненный разума), так как он познал веру в Истинного Бога.
На следующий день император пытался уговорить святого Феопемпта принять языческое лжеверие, обещая ему почести главного волхва. Убедившись в непреклонности святого мученика, император приказал его обезглавить. Казнь святого Феопемпта не устрашила Феону, он также отверг угрозы и посулы Диоклетиана. Феона был живым закопан в глубокий ров, приняв мученический венец. Это произошло в Никомидии в 303 году.