01-26 Преподо́бного отца́ на́шего Ксенофо́нта и дружи́ны его́
Минея. Дата 2025-02-08 (26 января по ст. стилю)
Знак типикона: без службыЧтения
На Утрени:
Апостол:
Евангелие:
Прокимен
Прокимен, глас :
Стих:
Аллилуарий
Аллилуарий, глас :
Стих:
Причастен
Тропари
Глас 4:Бо́же отце́в на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их/ в ми́ре упра́ви живо́т наш.
Кондаки
Глас 4:В за́поведех бо́дрствовал еси́ Влады́чних,/ ни́щим расточи́вый твое́ бога́тство, блаже́нне,/ ти́хо с сопру́жницею и ча́ды твои́ми,/ те́мже насле́дуете/ Боже́ственное наслажде́ние.
Икос:
Глас 4:Жите́йскаго мо́ря избе́гше, Ксенофо́нт пра́ведный/ с сопру́жницею честно́ю на Небесе́х свеселя́тся с ча́ды,/ Христа́ велича́юще.
Икос: Стра́нен путь боголе́пно, Ксенофо́нте, ше́ствовал еси́,/ и с сопру́жницею забы́сте естество́,/ я́коже безтеле́снии я́ве, на земли́ я́вльшеся;/ те́мже и две́ри Небе́сныя вам отверзо́шася,/ и со А́нгелы лику́ете, я́ко виногра́да бы́вше Госпо́дня Боже́ственнии де́лателе, и с ча́ды./ Моли́теся у́бо Христу́/ дарова́ти зарю́ просвеще́ния омраче́нным на́шим сердца́м,/ па́мять ва́шу творя́щим светоно́сную,/ Венцеда́теля Христа́ велича́юще.
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 2:Сия́я досто́инством души́,/ ми́лостынею и ве́рою тебе́ сама́го просвети́л еси́:/ ра́дуяся бо, расточи́л еси́ бога́тство ни́щим,/ во ве́ки же пребыва́ет твоя́ пра́вда,/ Свет тебе́ возсия́вший, о́тче, Невече́рний,/ иде́же преподо́бный твоя́ де́ти зри́ши/ и сия́ ро́ждшую, во гра́де Небе́снем живу́щия.
Сла́ву презре́вше тле́нную,/ сла́вы нетле́нныя и Боже́ственный удосто́истеся:/ всю бо попра́вше жития́ красоту́,/ и́стинно прекра́снаго Христа́, Богоно́снии, вельми́ возжела́сте,/ вас спа́сшаго от мирска́го треволне́ния и бу́ри/ и в ти́хое и светоно́сное житие́ напра́вльшаго, пребога́тии.
Стра́сти умертви́вше плотски́я,/ в безстра́стия ри́зы оде́ястеся,/ жития́ чистото́ю сия́ истка́вше,/ житие́ равноа́нгельное,/ в телеси́ су́ще еще́, крепкому́дреннии, показа́вше,/ сла́вы удосто́истеся вси А́нгельския в Вы́шних,/ Боже́ственныя наслажда́ющеся све́тлости.
Богородичен,Еди́на Невмести́маго Бо́га нетесновме́стно во чре́ве плодоноси́ла еси́,/ Челове́ка бы́вша за бла́гость,/ Всесвята́я Богоневе́сто./ Те́мже молю́ Тя:/ утесня́ющих мя страсте́й измени́,/ я́ко да те́сную и пра́вую стезю́ ше́ствовав,/ дости́гну, я́же к жи́зни, Де́во, водя́щую.
Крестобогородичен,Грозд всезре́лый, Чи́стая,/ Его́же невозде́ланно во утро́бе плодоноси́ла еси́,/ на Дре́ве я́ко узре́, Сего́ пове́шена,/ рыда́ющи, восклица́ла еси́ и взыва́ла еси́;/ Ча́до, сла́дость иска́пай,/ е́юже оты́мется пия́нство вся́кое страсте́й,/ Благоде́телю, Ме́не ра́ди, Тебе́ ро́ждшия,/ Свои́м благоутро́бием умоля́емь.
Стихиры на стиховне
Стихиры на хвалитех
Седальны
Глас 8:В за́поведех Влады́ки бдяй,/ подо́бными же нра́вы де́ти твоя́ наказу́я, блаже́нне Ксенофо́нте, и сопру́жницу,/ с ни́миже Вы́шнее насле́довал еси́ Ца́рствие,/ напа́стей вся́ческих оста́вив обурева́ние./ Те́мже восхваля́ем благоче́стно вас вси,/ и любо́вию почита́ем, и ве́рно взыва́ем:/ Богоно́снии всеблаже́ннии, моли́теся Христу́ Бо́гу грехо́в оставле́ние дарова́ти/ пра́зднующим любо́вию святу́ю па́мять ва́шу.
Светильны
Расточи́л еси́ бога́тство ни́щим богоуго́дно/ и вседомо́вне присво́ился еси́, о Ксенофо́нте, Го́споду,/ Его́же моли́, всеблаже́нне, от страсте́й нас изба́вити.
Богородичен: Во́инства А́нгелов и святы́х ли́ки превзыдо́ша и́стинно вели́чия Твоя́, Чи́стая./ Те́мже Христа́ умоли́ о лю́дех согре́шших.
Каноны
Кано́н святы́х, глас 2 (основной)
Житие
Преподобные Ксенофонт и Мария и сыновья их Иоанн и Аркадий (V-VI вв.)
Преподобный Ксенофонт был знатным сановником в Константинополе при дворе византийского императора. Обладая всеми мирскими благами, вел вместе со своей супругой Марией добродетельную жизнь. Супруги собирали в своем доме нищих и бездомных, выкупали пленных. Отличаясь смиренномудрием, они и сыновей своих Иоанна и Аркадия воспитали в страхе Божием и христианском благочестии. Когда Иоанн и Аркадий возмужали, родители отправили их завершать образование в финикийский город Бейрут, славившийся тогда своими школами.
В отсутствие сыновей преподобный Ксенофонт разболелся и был присмерти. Святая Мария вызвала сыновей для прощания с отцом. Когда сыновья прибыли к умирающему родителю, преподобный Ксенофонт преподал им поучение, завещая оставаться верными Христовой вере. По молитве святого Аркадия и Иоанна отец их выздоровел. Он благословил сыновей вновь отправиться в Бейрут, обещая устроить их брак по окончании учения и возвращении домой. Во время плавания разразилась страшная буря, и корабельщики ночью на лодках тайно бежали, оставив тонущий корабль. Юноши горячо молились Богу о спасении и призывали к молитве своих слуг, которые сопровождали их.
Корабль разбило штормом, но святые Аркадий с Иоанном и все, бывшие с ними, уцепившись за доски, спаслись. Они были отнесены волнами в разные стороны: слуги – в Тир (древняя столица Финикии), святой Иоанн – в Малмефетан (местность в Месопотамии), святой Аркадий – в Тетрапиргию (город в Месопотамии, близ реки Евфрата). Каждый считал другого погибшим и скорбел, не радуясь своему спасению. Оказавшись в пустыне, святой Иоанн долго шел, пока не увидел монастырь, в котором попросил убежище. Игумен осенил его крестным знамением и повелел остаться в обители. В скором времени юноша был пострижен и посвятил себя Богу. Но скорбь о святом Аркадии не оставляла его.
Святой Аркадий же, выйдя на сушу в Тетрапиргии, упал ниц и горько плакал о брате своем. Увидевший его человек дал ему ветхую одежду и немного хлеба. Святой Аркадий подкрепился и пошел к находившейся невдалеке церкви. Там он помолился о брате и уснул. В сонном видении он увидел святого Иоанна, который сказал, что он жив. Проснувшись, святой Аркадий уверовал в истинность виденного и возрадовался. Думая о том, что ему делать дальше, он принял решение стать иноком. Бог привел его повстречать по дороге прозорливого старца, который привел святого Аркадия в Сукийскую лавру во имя преподобного Харитона, постриг его в монашество и прожил с ним год, наставляя святого Аркадия в иноческой жизни, после чего старец удалился в пустыню, оставив святого Аркадия в своей келлии, обещая свидеться с ним по истечении трех лет.
Спустя два года, преподобные Ксенофонт и Мария, тревожась о своих детях и не имея от них вестей, послали своего слугу в Бейрут. Не найдя братьев ни в Бейруте, ни в Афинах, слуга отправился обратно в Константинополь. По пути ему встретился инок, в котором он узнал одного из людей, посланных господином его в Бейрут. Инок поведал ему о гибели корабля, с которого случайно спасся. Когда слуга вернулся в Константинополь и рассказал о кораблекрушении, преподобные Ксенофонт и Мария с кротостью и покорностью воле Божией приняли это известие. Всю ночь молились они о своих сыновьях и судьбе. Под утро, когда они уснули, им обоим было видение – сыновья их живы и удостоены предстояния пред престолом Божиим. Проснувшись и рассказав друг другу о видении, они с радостью поняли, что дети их живы.
Спустя некоторое время супруги решили идти в Иерусалим, к святым местам, надеясь встретить там сыновей своих. По дороге они встретили прозорливого старца, облекшего преподобного Аркадия в Иноческий образ. Старец по наитию свыше утешил супругов: «Не скорбите, дети ваши живы, продолжайте путь свой, поклонитесь Святыне и увидите их». После этих слов они разошлись.
Старец первым пришел в Святой Град, помолился в Храме Воскресения Христова и, выйдя, сел отдохнуть. К месту его отдыха вскоре один за другим подошли два инока и поклонились ему. Это были преподобные Иоанн и Аркадий, по Промыслу Божию пришедшие в Иерусалим, каждый из своей обители. Время и монашеские подвиги так изменили их облик, что братья не узнали друг друга. И только, когда старец повелел святому Иоанну рассказать о себе, иноки поняли, что они братья.
Спустя два дня в Иерусалим пришли и их родители. Помолившись у Святого Гроба Господня, они повстречали старца, который сказал им: «Идите в гостиницу и приготовьте нам трапезу. Я приду к вам с учениками своими...». С радостью исполнив его пожелание, преподобные Ксенофонт и Мария встретили старца с двумя молодыми иноками, в которых вначале не узнали своих сыновей. После трапезы, прошедшей в назидательной беседе, преподобный Ксенофонт сказал старцу: «О! Как хороши ученики твои! Если бы дети наши были такими!» Тогда старец повелел преподобному Аркадию рассказать свою историю. Прежде, чем он кончил ее, родители бросились к сыновьям, обнимая их со слезами радости, после чего все, встав, прославили и возблагодарили Бога.
Преподобные Ксенофонт и Мария вскоре приняли иноческий постриг от прозорливого старца, раздали свое имение бедным и удалились в разные монастыри. А дети их ушли со старцем в пустыню. Все они прославили Господа своей святой жизнью, получили от Него благодатные дары прозорливости и чудотворения и в мире окончили дни свои.
За свою святую жизнь преподобные Ксенофонт и Мария и дети их, Иоанн и Аркадий, причислены к лику святых. Существует мнение, что преподобный Иоанн, сын Ксенофонта и Марии, позже стал известен под именем Иоанна Лествичника (VI; память 30 марта.)