01-29 Пренесе́ние моще́й свята́го священному́ченика Игна́тия Богоно́сца
Минея. Дата 2025-02-11 (29 января по ст. стилю)
Знак типикона: ШестеричныйЧтения
На Утрени:
Апостол: Евр.4:14-5:6
Евангелие: Мк.9:33-41
Прокимен
Прокимен, глас :
Стих:
Аллилуарий
Аллилуарий, глас :
Стих:
Причастен
Тропари
Глас 4:И нра́вом прича́стник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ние обре́л еси́, Богодохнове́нне,/ в виде́ния восхо́д,/ сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Игна́тие./ Моли́ Христа́ Бо́га/ спасти́ся душа́м на́шим.
Кондаки
Глас 4:От восто́ка днесь возсия́вый/ и тварь всю просвети́вый уче́ньми,/ му́ченичеством украси́ся Богоно́сный и Боже́ственный Игна́тий.
Икос: Иереми́ю Бог из утро́бы освяти́в,/ и пре́жде, е́же роди́тися, ве́дый, я́ко Прове́дец,/ прия́телище бы́ти того́ Ду́ха Свята́го,/ наполня́ет сего́ а́бие от ю́ностна жития́ и проро́ка же сего́ и пропове́дника/ всем предвозвеща́ти посыла́ет свято́е на зе́млю Свое́ прише́ствие:/ ро́ждся у́бо и Сам Бог от Де́вы, к про́поведи прише́д,/ обре́те от младе́нства досто́йна Своея́ благода́ти ученика́,/ Богоно́снаго и Боже́ственнаго Игна́тия.
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 4:Богосло́вов кра́йний быв прее́мник,/ о́ных стопа́м после́довал еси́,/ от восто́ка устреми́вся,/ и на за́паде явля́яся,/ и просвеща́я мо́лниями Боже́ственнаго пропове́дания:/ иде́же, всему́дре, от ми́ра у́бо заше́д,/ к Бо́гу же возсия́л еси́,/ сия́нием венча́емь благода́ти.
Свяще́нне отда́шася твоя́ гра́ду твоему́ мо́щи,/ Богоно́се всему́дре,/ страда́ния ра́ди освяще́ны светле́е/ и благода́тию сия́ющия,/ возвраще́нием нам торжества́ хода́тая соде́лавша,/ весе́лия наполня́юще Богодохнове́ннаго/ и обоня́нием насыща́юще/ благоче́стно тя почита́ющия.
От восто́ка у́бо пе́рвее денни́ца, Игна́тие,/ на за́падех просия́л еси́ светле́йше,/ ны́не же Боже́ственных моще́й твои́х возвраще́нием/ зари́ на земли́ от ве́чера просте́рл еси́/ и мо́ли́шися Христу́ от тли и бед изба́вити/ ве́рою соверша́ющих всечестну́ю па́мять твою́.
Богоно́се Игна́тие,/ твоего́ жела́емаго Христа́ вперси́в,/ мзду восприя́л еси́ священноде́йства Ева́нгелия Христо́ва,/ е́же сконча́тися кро́вию./ Тем, пшени́ца быв безсме́ртнаго Де́лателя,/ зубы́ звере́й сомле́лся еси́/ и хлеб сла́док Тому́ показа́лся еси́./ Моли́ о нас, страда́льче блаже́нне.
Крестобогородичен,Что́ зри́мое виде́ние,/ е́же Мои́ми очесы́ ви́дится, о Влады́ко!/ Содержа́й всю тварь на Дре́во воздви́жен быв,/ и умира́еши, всем Дая́й жизнь, -/ Богоро́дица, пла́чущи, глаго́лаше,/ егда́ узре́ на Кресте́ возноси́ма/ из Не́я неизрече́нно возсия́вшаго Бо́га и Челове́ка.
Стихиры на стиховне
Глас 1:О, тве́рдыя и адама́нтския твоея́ души́,/ достоблаже́нне Игна́тие!/ Ты бо, к су́щему твоему́ Рачи́телю/ неосла́бно име́я жела́ние, глаго́лал еси́:/ несть во мне огнь любовеще́ствен,/ вода́ же па́че жива́я и глаго́лющая во мне,/ внутрь ми глаго́лющи:/ гряди́ ко Отцу́./ Те́мже, Боже́ственным Ду́хом распаля́емь,/ зве́ри изво́лил еси́ ми́ра тя скоре́е разлучи́ти/ и к жела́емому препосла́ти Христу́,/ Его́же моли́ спасти́ ду́ши на́ша.
Крестобогородичен,У Креста́ предстоя́щи Сы́на и Бо́га Твоего́/ и долготерпе́ние Того́ смотря́ющи,/ глаго́лала еси́, пла́чущи, Ма́ти Чи́стая:/ увы́ Мне, Ча́до сладча́йшее,/ что́ сия́ стра́ждеши непра́ведно, Сло́ве Бо́жий,/ да спасе́ши челове́чество?
Стихиры на хвалитех
Седальны
Глас 3:Боже́ственным Ду́хом просвеще́н,/ свере́пство мучи́телей дерзнове́нием па́стырским велему́дренно посрами́л еси́/ и, преве́зся пре́лести пучи́ну,/ ко приста́нищу Боже́ственному дости́гл еси́,/ о́тче преподо́бне, Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Светильны
И́мать све́тлый пра́здник твой Христо́ва Це́рковь,/ я́ко неотъе́млемое бога́тство, твоя́ прие́мши Боже́ственныя мо́щи,/ иде́же и ми́ро источа́ют всем, Игна́тие Богоно́се.
Богородичен: Свет, возсия́вый безле́тне от Отца́ пре́жде век,/ в ле́та ны́не напосле́док из Тебе́, Де́во, изы́де на спасе́ние ми́ра,/ к Нему́же не преста́й о лю́дех Твои́х моли́ти.
Каноны
Кано́н свята́го, глас 4 (основной)
Житие
Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца (†107), Патриарха Антиохийского
Священномученик Игнатий Богоносец, грек по происхождению, родился в Антиохии. По преданию, будучи еще отроком, он вместе со своими родителями находился в числе тех, кто внимал Божественным словам Спасителя. Отвечая на вопрос учеников, кто больше в Царствии Небесном, Господь Иисус Христос, призвав к себе мальчика Игнатия и взяв его на руки, сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18,1–3). Любя Бога чистейшей и возвышенной любовью, святой Игнатий постоянно предстоял Ему, получив, как дар, именование «Богоносец», которое стало неотделимым от его имени. Сам же святой Игнатий называл «богоносцем» всякого человека, «имеющего Христа в сердце своем».
Церковный историк Евсевий Памфил пишет, что будущий святитель вместе со святым Поликарпом Смирнским (†167) и Папием Иерапольским (†130) был учеником святого апостола Иоанна Богослова (†нач. II века, память 26 сентября и 8 мая).
Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что священномученик Игнатий Богоносец «воспитывался под руководством святых апостолов, неразлучно находясь при них, и был их соучеником во всем, почерпнув из недр их обильные струи» («Похвальное слово священномученику Игнатию Богоносцу»).
Это духовное апостольское водительство воспитало в святом Игнатии то мужество и ту ревность о Христовой Истине, которыми он прославился в сане епископа, став вторым преемником первоверховного апостола Петра (†ок. 67, память 29 июня) на Антиохийской кафедре. Хиротония святого Игнатия была совершена самим Апостолом одновременно с хиротонией святого Евода (Еводия), апостола от 70-ти (†66, память 7 сентября); первый был поставлен над обращенными иудеями, второй – над бывшими язычниками. После смерти святителя Еводия святитель Игнатий вступил в полное управление Антиохийской Патриархией.
Целомудрие, кроткий и тихий нрав, поистине «апостольская ревность» о Церкви еще при жизни прославили имя святого Игнатия. Все Восточные Патриархи питали к нему огромное уважение и любовь, слово его было защитой против еретических соблазнов.
Святитель Игнатий, согласно преданию, сподобился видеть поющие ангельские лики и, воодушевленный этим откровением, ввел в Антиохийской Церкви антифонное пение, украсив, таким образом, Божественную службу.
В 81 году, во время гонений императора Домициана (81–96), святитель показал себя деятельным и твердым вождем стада Христова, укрепляя в пастве веру и мужество, ободряя и молясь за малодушных. Когда Богу было угодно дать Церкви мир, святитель Игнатий радовался за свою паству, но скорбел, что гонения не коснулись его самого. Исполненный любви к Спасителю и желания пострадать за Христа, святой Игнатий усилил свои труды во славу Церкви.
Видя добрый пример в лице своего архипастыря, христиане укреплялись в вере и благочестии, многие язычники принимали святое Крещение, а еретики возвращались в лоно Церкви.
После своей победы над скифами император Траян (98–117) повелел повсюду воздавать благодарения языческим идолам. В 106 году, отправляясь в поход против персов, Траян остановился в Антиохии, где ему сразу же донесли, что святитель Игнатий не только не приносит жертв идолам, но открыто почитает Господом Иисуса Христа и утверждает веру в Него.
Призвав к себе святого Игнатия, Траян пытался то лестью, то угрозами склонить святителя подчиниться царскому указу и принести жертвы языческим божествам. Открыто исповедуя свою непоколебимую веру в Распятого, архипастырь заявил Траяну, что лучше быть съеденным зверями, распятым на кресте, преданным огню или мечу, чем отдать душу бесам: «Не временных ищу благ, но единых и вечных, чтобы прийти ко Христу, Богу моему, принявшему за меня смерть».
Святитель Игнатий пытался убедить Траяна, что идолопоклонство приводит людей ко злу, делает их нечестивыми и вдохновляет на пагубные дела. Траян приказал заточить святителя в темницу и наутро объявил приговор: бросить святого Игнатия на растерзание львам, причем не в Антиохии, а в Риме, чтобы не давать местным христианам мученического примера. Император рассчитывал, что долгий путь к месту казни и смерть на арене римского цирка помогут изгладить имя святителя из памяти христиан.
Возблагодарив Бога за Его великие милости и вручив Ему свою паству, святитель Игнатий, сопровождаемый воинами и несколькими особенно преданными ему христианами, отправился в путь. Замысел Траяна не оправдался. Шествие святого Игнатия в железных оковах через Малую Азию и Македонию к месту казни показало образец истинной веры и готовности принять муки за нее; святитель пользовался малейшей возможностью, чтобы проповедовать христианам, стекавшимся из близлежащих городов к местам остановки узника. Так, после долгого и утомительного плавания морем, сойдя на берег в Смирне, он провел несколько дней со своим другом епископом Поликарпом Смирнским, давая наставления верующим и священнослужителям и увещевая их не бояться смерти и не скорбеть о нем. В Смирне святой Игнатий написал четыре из семи дошедших до нас посланий: к ефесянам, римлянам, магнезийцам и траллийцам. Из Троады, где его ждало радостное известие о прекращении гонений на христиан в Антиохии, он писал к филадельфийцам, смирнянам и к епископу Поликарпу, учитывая при этом положение и нужды каждой из Церквей.
В своих посланиях святитель Игнатий изложил православное учение о Лице Иисуса Христа, как Богочеловека и Искупителя, о единстве Вселенской Церкви, о Святом Духе и о Таинствах. Все послания его одушевлены призывом хранить единство веры, прекратить расколы, соблюдать церковную иерархию и повиноваться епископам.
В Риме святитель Игнатий был встречен плачущими христианами, предлагавшими освободить его. Святитель, исполненный веры и желания пострадать за Христа, просил не искать путей к его освобождению и лишь усердно молиться о внешнем и внутреннем мире Церкви.
20 декабря 107 года, в день языческого праздника, святого Игнатия вывели на казнь. Увидев множество народа, собравшегося в цирке, он громко воскликнул: «Мужи римские, зрители моего подвига! Знайте, что я осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы соделаться Ему чистым хлебом».
Дошедшее до нас предание повествует, что, идя на смерть, святой Игнатий непрерывно повторял Имя Иисуса Христа. На вопрос стражника, почему он это делает, святитель ответил, что носит это Имя в сердце своем, «а Кто запечатлен в моем сердце, Того я устами исповедую». После казни, среди обглоданных львами костей, было найдено нетронутым сердце святого Игнатия. Разрезав сердце, язычники с изумлением увидели, что в нем было начертано золотыми буквами «Иисус Христос».
В ночь после своей кончины святитель явился многим христианам в видениях, утешая скорбящих и молясь о Церкви. Честные останки священномученика были собраны римскими, а также сопровождавшими святителя антиохийскими христианами и с пением псалмов положены во гроб, который с большими почестями хранился в окрестностях Рима. Император Траян, узнав о мужественной кончине святого, раскаялся в содеянном и прекратил гонение.
В 108 году мощи священномученика Игнатия были перенесены и положены в предместье Антиохии, за Дафийскими воротами. Второе перенесение, которое празднуется Православной Церковью 29 января, было совершено в 438 году. Император Феодосии II (408–450), посвятив древнейший языческий храм Фортуны во имя святого Игнатия, приказал перенести его святые мощи в Антиохию. После взятия города персами мощи святого Игнатия были возвращены в Рим и положены в храме в честь священномученика Папы Климента в 540 году (по другим источникам, в 637 году).