02-05 Святыя мученицы Ага́фии

Краткое наименование:

Вернуться назад

Минея. Дата 2025-02-18 (05 февраля по ст. стилю)

Знак типикона: Вседневный
Праздник: святого


Чтения

На Утрени:

Апостол:

Евангелие:


Прокимен

Прокимен, глас :
Стих:


Аллилуарий

Аллилуарий, глас :
Стих:


Причастен


Тропари

Глас 4:

А́гница Твоя́, Иису́се, Ага́фия,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю,/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами, я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.


Кондаки

Глас 4:

Да украси́тся дне́сь Це́рковь порфи́рою сла́вною, омоче́ною от чи́стых крове́й Ага́фии му́ченицы, — ра́дуйся, — вопию́щи, — Ката́нская похвало́.

Икос:


Стихиры на "Господи, возвах"

Глас 4:

Нетле́нно соблюла́ еси́ те́ло/ Христу́, Жениху́ твоему́,/ де́вства добротами,/ Ага́фие Богоневе́сто, укра́шена/ и просвеще́на му́ченическими блиста́ньми,/ и в черто́г Боже́ственный вмести́лася еси́./ Те́мже твое́ всеми́рное соверша́ем торжество́,/ Спа́са сла́вяще,/ при́сно Тя сла́вящаго.

Сосце́в отре́зание,/ и огня́ опале́ние,/ и строга́ния телесе́ претерпе́ла еси́, сла́вная,/ ве́чнующая, очи́ма серде́чныма смотря́я воздая́ния,/ и отону́дное блаже́нство,/ и вене́ц неувяда́емый,/ е́же тебе́ Христо́с ны́не дарова́,/ за Него́же пострада́вши,/ страстоте́рпице многострада́льная.

Стремле́ние неуде́ржное/ огня́ свире́паго уста́вила́ еси́,/ моли́твами твои́ми, благоимени́тая,/ и град спасла́ еси́,/ честны́я твоя́, му́ченице, мо́щи чту́щий,/ от ни́хже объе́млет ре́ки исцеле́ний/ Боже́ственным Ду́хом./ В сем бо пострада́вши, врага́ смири́ла еси́/ и побе́ды вене́ц прия́ла еси́, всехва́льная.

Пресла́вно чу́до бысть во страда́нии всесла́вныя Ага́фии/ и му́ченицы Христа́ Бо́га,/ подо́бно Моисе́ови./ Он бо, лю́дем законополага́я,/ на горе́ напи́сана на скрижа́лех/ Богоначерта́нная пи́смена прия́т;/ зде же А́нгел с Небесе́/ на гроб скрижа́ль принесе́ напи́сану,/ ум преподо́бен самоизво́лен,/ честь от Бо́га и оте́честву избавле́ние.


Стихиры на стиховне


Стихиры на хвалитех


Седальны

Глас 3:

Сла́вою ве́ры и благоче́стием, преподо́бством, и де́вством, и усе́рдием укра́шена страда́ния, нарекла́ся еси́ у́м преподо́бен, самоизво́лен, вои́стинну че́сть к Бо́гу, оте́честву избавле́ние, Христу́ я́ко неве́ста моля́щися дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.


Светильны

Сосце́в твои́х отъя́тия претерпе́ла еси́, до́брая деви́це, и вся́ки ины́я му́ки Христа́ ра́ди, страстоте́рпице, те́м и в черто́г тя́ кра́сный всели́ тво́й Жени́х, сла́вная, лику́ющу со а́нгелы, де́во му́ченице Ага́фие.


Каноны

Канон святыя, глас 2 (основной)


Житие

Святая мученица Агафия пострадала в 251 году. Она происходила из благородной богатой христианской семьи г. Палермо (прежнее название Панорм) в Сицилии, правителем которого в то время был Кинтиан, поставленный злочестивым императором-гонителем Декием (249–251).

В то время император разослал по всем областям указание о преследовании христиан.

С горячей молитвой святая Агафия отправилась на суд. Когда она вышла из города, у нее развязалась сандалия. Поставив ногу на камень, чтобы завязать ее, святая оглянулась и увидела, что все провожающие покинули ее и вернулись домой.

Заплакав, она обратилась к Богу: «Всемогущий Господи, ради моих соотечественников, не поверивших рабе Твоей, что хочет пострадать за Твое Святое Имя, покажи чудо на этом месте». И тотчас на том месте выросла дивная, но бесплодная маслина, которая своим бесплодием говорила о неверии палермцев.

По приказанию Кинтиана, прослышавшего о красоте и богатстве святой Агафии, она не была сразу предана суду. Ее поместили у одной богатой женщины-язычницы Афродисии, надеясь, что в обществе пяти ее дочерей, развлекаясь удовольствиями, нарядами и угощениями, святая Агафия откажется от Христа и принесет жертвы идолам, а Кинтиан склонит ее к своему преступному желанию и завладеет оставшимся после кончины ее родителей большим ее богатством. Однако эти надежды не оправдались. Тогда ее посадили в смрадную темницу. Наутро, не добившись отречения святой Агафии от Христа, разгневанный мучитель велел повесить ее нагою на дереве и бить. Ее грудь рвали железными клещами, а затем отрезали сосцы.

Во время этой страшной пытки святая обратилась к мучителю со словами: «Безбожный и бесчеловечный мучитель, как можешь ты отрезать у женщины сосцы, ведь ты сам питался молоком своей матери, терзая мое тело, ты не можешь коснуться моей души, которая от юности посвящена Богу».

Святую Агафию бросили в темницу. В полночь ей явился святой апостол Петр, в виде старца, который нес в руках врачевания для нее. Впереди старца шел прекрасный юноша с горящей свечой. Святая подумала, что это врач. Апостол сказал, что пришел исцелить ее от ран, и предрек, что Кинтиан умрет страшной смертью и будет вечно мучиться.

Святая Агафия, не подозревая, что видит пред собой апостола Петра, преданная Жениху-Христу, отказалась обнажить свое тело перед врачом-мужчиной. Она сказала ему, что врачевание от рук человеческих никогда не касалось ее тела и, если угодно Господу, то Он ее исцелит Сам. Обрадованный твердой верой святой Агафии, апостол назвал свое имя и с улыбкой сказал, что он послан от Бога исцелить ее, и стал невидим.

Всю ту ночь необычайный Свет наполнял темницу, где находилась совершенно исцеленная мученица.

На пятый день святую Агафию снова привели к мучителю, и она по-прежнему оставалась непреклонной и не соглашалась принести жертвы идолам. Чудо исцеления мученицы не вразумило правителя, и по его приказанию она была подвергнута вновь страшным пыткам: ее положили на острые раскаленные черепицы, посыпанные горячими углями. В то время во всем городе началось землетрясение; разверзнувшаяся земля поглотила друзей Кинтиана, производивших пытку. По настоятельному требованию испуганных горожан Кинтиан приказал прекратить мучения святой Агафии и отвести ее в темницу, где она возблагодарила Господа за дарованное ей терпение в страданиях и просила принять ее душу с миром. Молитва святой Агафии тотчас была услышана, и мученица предала дух свой Богу.

Во время погребения святой мученицы явился прекрасный незнакомый юноша в сопровождении ста отроков. Он вложил в ее гроб каменную дощечку с надписью «Непорочный ум, добровольная жертва Богу и отечеству избавление», и стал невидим – все поняли, что это был Ангел.

Мучитель Кинтиан вскоре получил возмездие. После кончины святой Агафии он дерзнул поехать в г. Панорм с целью овладеть ее богатством. Во время переправы через реку на пароме один из внезапно взбесившихся коней изгрыз зубами его лицо, а другой столкнул в воду, убив ногами. После этого ни один из царских правителей не дерзал причинять обиды родственникам святой Агафии. Над ее мощами была построена церковь. Написанные, во время погребения святой Агафии, Ангелом на дощечке слова – «...отечеству избавление» – подтвердились, когда через год после кончины мученицы по молитвам к ней христиан и язычников прекратилось страшное извержение вулкана на горе Этна, близ города Катаны, где почивают мощи этой святой. Это чудо произошло в пятый день февраля.