02-16 Свята́го му́ченика Памфи́ла и и́же с ним

Краткое наименование:

02-16 Свята́го му́ченика Памфи́ла и и́же с ним

Минея. Дата 2025-03-01 (16 февраля по ст. стилю)

Знак типикона: без службы

Чтения

На Утрени:

Апостол:

Евангелие:


Прокимен

Прокимен, глас :
Стих:


Аллилуарий

Аллилуарий, глас :
Стих:


Причастен


Тропари

Глас 4:

Му́ченик Твой, Го́споди, Памфи́ле,/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.


Кондаки

Глас 4:

Муче́нием стра́шным предлежа́щим/ Госпо́дни страда́льцы до́блии/ в небоя́зненном ра́дующеся мудрова́нии,/ сим собесе́доваша, о пло́ти неради́вше,/ темже насле́дствоваша ве́чнующую сла́ву,/ о нас моля́щеся при́сно,/ восхваля́ющих их по́двиги.

Икос:


Стихиры на "Господи, возвах"

Глас 1:

Памфи́л, Селевки́й, вку́пе/ со Уа́лентом и с Па́влом ве́рою,/ Порфи́рий же и Феодул, с сйми Иулиан/ и пяточи́сленное собра́ние египтя́н/ да пое́тся пе́сненно,/ я́коже цевни́ца дванадеся́тна.

Светло́ в ве́ре Христове, Памфи́ле сла́вне,/ и Боже́ственною сла́вою возне́сся,/ Кесари́и яви́лся еси́ благоукраше́ние,/ святи́тель в ней прелюбе́зен тезоимени́тству быв,/ и страда́лец всече́стен,/ и му́ченик ве́рен.

Полк собра́л еси́, Памфи́ле держа́вне,/ страда́лец до́блих двана́десять число́м,/ Боже́ственно во́инство я́вльшеся,/ и́мже враги́ побе́ждше,/ взя́ти бы́сте пестрообра́зно ко Го́споду,/ муче́нием сконча́вшеся.

Богородичен,

Же́злом Твоего́ предста́тельства, Богороди́тельнице Чи́стая,/ звери́ныя стра́сти окая́нныя мое́й души́ отженй у́бо,/ ми́рно к жи́зни мя направля́ющи,/ и свято́му мя ста́ду и́збранных Твои́х ове́ц причти́.

Крестобогородичен,

Воздви́жена я́ко ви́де на Кресте́ А́гнца/ Непоро́чная Де́ва, пла́чущи, вопияше:/ сла́дкое Мое́ Ча́до,/ что но́вое и пресла́вное виде́ние?/ ка́ко, содержа́й вся́ческая го́рстию,/ на Дре́ве пригвожда́ешися пло́тию?


Стихиры на стиховне


Стихиры на хвалитех


Седальны

Глас 4:

Дванадеся́тный лик Боже́ственных му́ченик,/ вои́стинну проти́ву мучи́телей враго́в ополчи́вся тве́рдо,/ сих ору́жии ве́ры победи́/ и, венце́м от Бо́га оде́явся, А́нгельским же ли́ком причте́ся./ С ни́миже мо́лит всегда́/ изба́витися от напа́стей же, и скорбе́й, и ве́чных мук/ того́ блажа́щим.


Светильны


Каноны

Кано́н, его́же краегране́сие: Собо́р дванадесяточи́сленный страстоте́рпцев воспою́. Творе́ние Феофа́ново, глас 4 (основной)


Житие

Святые 12 мучеников – Панфил пресвитер, Валент (Уалент) диакон, Павел, Порфирий, Селевкий, Феодул, Иулиан, Самуил, Илия, Даниил, Иеремия, Исайя

Святые 12 мучеников – Панфил пресвитер, Валент (Уалент) диакон, Павел, Порфирий, Селевкий, Феодул, Иулиан, Самуил, Илия, Даниил, Иеремия, Исайя пострадали во время гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклетианом в 308–309 годах в Кесарии Палестинской. Святой мученик Памфил, уроженец города Берита (Бейрут), получил образование в Александрии, после чего был поставлен пресвитером в Кесарии. Он много потрудился над сличением и исправлением текстов Нового Заве та, поврежденных переписчиками. Исправленные тексты святой Памфил переписывал и рассылал христианам и желавшим их иметь язычникам. Таким образом многие из них были обращены ко Христу. Его трудами и заботами в Кесарии была собрана обширная библиотека духовных книг, служившая христианскому просвещению. Блаженный Иероним Стридонский (†420; память 15 мая) очень чтил святого Памфила и считал себя счастливым, что нашел и хранил у себя некоторые его рукописи. Святому Памфилу в благовестии веры Христовой деятельно помогали святой Валент, диакон Елийской церкви, человек преклонного возраста, прекрасно знавший Священное Писание, и святой Павел, горевший верою и любовью ко Христу Спасителю. Все трое были подвергнуты мучениям от префекта Кесарии Палестинской Урбана и заключены в темницу.

По прошествии двух лет Урбана сменил Фирмилиан. В его правление в Египте были осуждены 130 христиан и отправлены в Киликию (Малая Азия) на золотоносные рудники. Их провожали до места изгнания пять юношей-братьев. На обратном пути в Египет они были задержаны в Кесарии и за исповедание Христа брошены в темницу. Юношей привели на суд к Фирмилиану вместе с заключенными ранее святыми Памфилом, Валентом и Павлом. Когда у обвиняемых спросили их имена, они назвали себя именами ветхозаветных пророков – Илией, Иеремией, Исайей, Самуилом и Даниилом, ибо отреклись от своих прежних языческих имен. Когда их спросили об их отечестве, юноши отвечали, что они граждане Иерусалима, разумея под этим Небесный Иерусалим. Фирмилиан ничего не знал о городе с таким названием, так как на месте Иерусалима, разрушенного императором Титом в 70 году, был построен императором Адрианом (117–138) город, именуемый в то время Елий Адриан. Фирмилиан долго мучил юношей, пытаясь узнать месторасположение неведомого города и склонить юношей к вероотступничеству. Ничего не добившись, правитель предал их усечению мечом вместе со святыми Памфилом, Валентом и Павлом.

Еще раньше их пострадал слуга святого Памфила – 18-летний кроткий и смиренный юноша Порфирий. Услышав о вынесенном мученикам смертном приговоре, он просил дозволения погрести тела святых после казни, за что был умерщвлен и предан сожжению на костре. Благочестивый человек, именем Селевкий, видевший кончину святого Порфирия, пошел к святому Памфилу и рассказал ему о ней. Тогда воины схватили святого Селевкия и, получив на это приказание Фирмилиана, усекли его мечом вместе со святыми мучениками Памфилом, Валентом и Павлом.

Один из слуг префекта, Феодул, человек преклонного возраста и тайный христианин, поцеловал святых мучеников, которых вели на казнь, и просил помолиться о нем. Об этом донесли Фирмилиану, и он приказал распять Феодула на кресте.

Еще одним мучеником стал святой Иулиан, родом каппадокиец. Подходя к Кесарии, он увидел тела святых, брошенные без погребения на съедение зверям. Тогда Иулиан, преклонив колена, облобызал тела страдальцев. Стоявшие в стороне воины схватили его, повели к правителю, который осудил святого мученика Иулиана на сожжение. Тела всех 12-ти мучеников пребывали без погребения в течение четырех дней. Но ни звери, ни птицы не коснулись их. Смущенные этим обстоятельством, язычники позволили христианам забрать тела мучеников и предать погребению.