03-12 Преподо́бнаго Симео́на, Но́ваго Богосло́ва

Краткое наименование:

03-12 Преподо́бнаго Симео́на, Но́ваго Богосло́ва

Минея. Дата 2025-03-25 (12 марта по ст. стилю)

Знак типикона: Полиелейный

Чтения

На Утрени:

Апостол:

Евангелие:


Прокимен

Прокимен, глас :
Стих:


Аллилуарий

Аллилуарий, глас :
Стих:


Причастен


Тропари

Глас 3:

Боже́ственное озаре́ние, Симео́не о́тче,/ восприя́в в души́ твое́й,/ свети́ло в ми́ре показа́лся еси́ светле́йшее,/ разгоня́я того́ мракобе́сие/ и всех уверя́я иска́ти, ю́же погуби́ша, благода́ть Ду́ха,/ Его́же приле́жно моли́/ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Глас 1:

Вне́шния му́дрости пребыва́я неприча́стен,/ Боже́ственныя же преиспо́лнен был еси́ последи́/ и Но́вый Богосло́в вои́стинну все́ми позна́ся, Симео́не./ Сего́ ра́ди твою́ па́мять, о́тче му́дре, почита́юще, тебе́ вопие́м:/ сла́ва тя просла́вльшему Христу́,/ Сла́ва тя ди́вна Показа́вшему,/ Сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.


Кондаки

Глас 3:

Све́том просвеще́н Трисо́лнечным, Богому́дре,/ Богосло́в яви́лся еси́ Пребоже́ственныя Тро́ицы./ Свы́ше прему́дростию слове́с обогати́вся,/ источи́л еси́ Богому́дрия Боже́ственныя струи́,/ от ни́хже пию́ще, вопие́м:/ ра́дуйся, треблаже́нне Симео́не Богонауче́нне.

Икос: Пресвяты́й Дух, И́же пре́жде ры́бари некни́жныя умудри́/ и ри́торы и Богосло́вы их показа́,/ Той и в после́дняя времена́, в чи́стей твое́й душе́ всели́вся, Симео́не святе́йший,/ ри́тора ри́торов и Богосло́ва тя прему́дра из некни́жнаго и нему́драго соде́ла,/ добропи́шуща и ди́вно излага́юща догма́ты пресу́щественнаго Богосло́вия/ и та́инства Боже́ственнаго Све́та/ и я́же в души́ та́йно быва́ющая разли́чная де́йства Боже́ственныя благода́ти Свята́го Ду́ха,/ и́хже и мы чте́ния наслажда́ющеся, тя ублажа́ем, достоблаже́ннейше о́тче,/ я́ко преесте́ственна и Небе́сна челове́ка,/ и, святы́й пра́здник твой любо́вию соверша́юще, согла́сно вопие́м:/ ра́дуйся, треблаже́нне Симео́не преподо́бне.


Стихиры на "Господи, возвах"

Глас 4:

Богосло́вов со́нме и преподо́бных собо́ре,/ соше́дшеся дне́сь, да восхва́лим Симео́на преподобнейшаго/ и но́ваго су́ща Богосло́ва вои́стинну./ Сей бо, восприи́м все сия́ние Святы́я Тро́ицы,/ возгреме́ ми́ру та́инственнаго богосло́вия/ я́же па́че ума́ догма́ты.

О́тчу псалти́рь, Сы́на кра́сный кимва́л,/ Свята́го Ду́ха Боже́ственный орга́н,/ Тро́ицы всея́ пропове́дника открове́ний,/ скрижа́ль честну́ю, тайнописанную благода́ти,/ пе́сньми восхва́лим Боже́ственными/ Симео́на Богоно́снаго, Богосло́вов похвалу́.

Ве́лие чу́до благода́ти и стра́нное/ на тебе́, Симео́не ди́вне, соверши́ся./ Ты бо сый неприча́стен прему́дрости вне́шния,/ показа́лся еси́ вои́стинну Богосло́в Богодухнове́н,/ и учи́тель позна́лся еси́ Богому́др ми́рови,/ и свети́льник вселе́нныя свяще́нными твои́ми списа́ньми.

Не́бо многозве́здное,/ разли́чными дарова́ньми пове́дающее сме́ртным всем/ благода́ти Боже́ственныя та́инства,/ и о́бразы просвеще́ния, и ме́ры непреле́стно,/ и глубины́ соверше́нства,/ Боже́ственными пе́сньми от всех досто́йно да восхва́лится/ Симео́н Богосло́в, Це́ркве удобре́ние.

О, пресла́внаго чудесе́,/ ка́ко тя Дух Бо́жий,/ Симео́не всеблаженнейше,/ предуве́дев издале́ча, от ми́ра отлучи́,/ я́ко да испо́лнит, я́же предуста́ви,/ и, бога́тыми Свои́ми дарова́ньми украси́в,/ тя ми́ра всего́ показа́ Богосветла свети́льника,/ сло́во жи́зни иму́ща, преподо́бне.

О, пресла́внаго чудесе́,/ ка́ко в после́дняя времена́ Сам Дух Святы́й,/ И́же дре́вле просвети́ апо́столы благода́тию/ и учи́тели ми́ра сотвори́,/ Той просвеща́ет и тя, треблаже́нне,/ и равноапостольна показу́ет конце́м земли́,/ и наста́вника мно́гих, и учи́теля Богомудрейша.

О́тче Симео́не блаже́нне,/ ты, кра́снаго Христа́ возлюби́в тепле́йше,/ поте́кл еси́ восле́д Боже́ственней благода́ти,/ до́ндеже всего́ Его́ ввел еси́ в ду́шу твою́ и се́рдце твое́./ О́ле любве́ твое́й!/ е́юже жил еси́ ты при́сно во Христе́/ и в тебе́ та́кожде при́сно живя́ше Той.

У́глем Боже́ственным, преподо́бне, устне́ прикосну́в,/ и ум измени́ся Ду́хом,/ и о́гнь ве́сь был еси́,/ и о́гненная разуме́в словеса́, Богому́дре,/ и пропове́дал еси́, и руко́ю твое́ю сия́ написа́л еси́,/ и́мже прие́млющий о́гнь и те быва́ют/ и та́йно в ду́шу прие́млют Боже́ственное измене́ние.

Возсия́ дне́сь Це́ркви,/ я́коже звезда́ у́тренняя,/ Богосло́ва Симео́на честно́е торжество́./ Прииди́те у́бо, слове́с его́ рачи́телие,/ воеди́но совоку́пльшеся,/ богосло́вными пе́сньми к нему́ рцем, глаго́люще:/ ра́дуйся, и́же по пе́рвом Богосло́ве Иоа́нне и второ́м Богосло́ве Григо́рии/ тре́тий яви́лся еси́ Богосло́в и напе́рсник;/ ра́дуйся, и́же но́ваго Изра́иля,/ я́ко столп о́гненный,/ веще́ственным 27 исполне́нием за́поведей/ в зе́млю безстра́стия наставля́яй изве́стнейше;/ ра́дуйся, и́же, я́ко столп о́блачный,/ духо́вным виде́нием/ к соверше́нству возмо́жному челове́ком возводя́й,/ моли́ о нас, любо́вию соверша́ющих па́мять твою́.


Стихиры на стиховне

Глас 5:

Ра́дуйся, Богосве́тлый уме́ Богосло́вия,/ пра́вило верне́йшее,/ Тро́ицы уразуме́вый до́бре степе́ни и ме́ры,/ втору́ю и пе́рвую Божества́:/ Оте́ц бо – вина́ Сы́на, но не пе́рвейший,/ Сын же – па́ки от Отца́, но не вторы́й,/ Единосу́щна бо Тро́ица и Сопресто́льна,/ Несказа́нна, Непостижи́ма, Собезнача́льна,/ Неразде́льна и Соприсносу́щна вся –/ Оте́ц, Сын и Дух Святы́й,/ Ю́же ны́не моли́ душа́м на́шим пода́ти ве́лию ми́лость.

Стих: Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость/ и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум.

Ра́дуйся, свяще́нный кни́жниче/ высо́каго Богосло́вия Ду́ха,/ сокро́вищнице виде́ний та́инственных Бо́га,/ язы́че Це́ркве сладкоглаго́ливый,/ уве́девый та́инства хище́ния несказа́нность,/ долгото́ и широто́, глубино́ и высото́ ве́дения,/ свя́тости печа́ть неудобоподража́емая,/ извая́ние благода́ти,/ о́бразе Христо́в одушевле́нный,/ Пе́рваго Све́та сия́ние,/ се́мене гро́ма порожде́ние,/ Христа́ моли́ пода́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Стих: Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость/ и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум.

Ра́дуйся, свяще́нный кни́жниче/ высо́каго Богосло́вия Ду́ха,/ сокро́вищнице виде́ний та́инственных Бо́га,/ язы́че Це́ркве сладкоглаго́ливый,/ уве́девый та́инства хище́ния несказа́нность,/ долгото́ и широто́, глубино́ и высото́ ве́дения,/ свя́тости печа́ть неудобоподража́емая,/ извая́ние благода́ти,/ о́бразе Христо́в одушевле́нный,/ Пе́рваго Све́та сия́ние,/ се́мене гро́ма порожде́ние,/ Христа́ моли́ пода́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Стих: Уста́ пра́веднаго ка́плют прему́дрость,/ устне́ же муже́й пра́ведных источа́ют благода́ти.

Ра́дуйся, по́стников добро́то,/ иере́ев пресла́вная похвало́,/ благода́тей Боже́ственных до́ме,/ доброде́телей сокро́вище,/ сугу́быя любве́ жили́ще,/ кро́тости селе́ние,/ моли́твы де́ятелище, виде́ния и дея́ния хра́ме,/ смире́ния кра́сное приста́нище,/ свети́льниче разсужде́ния,/ звездо́ прозре́ния и предви́дения ве́лия,/ со́лнце, озаря́ющее концы́ земли́./ Христа́ моли́ душа́м на́шим пода́ти ве́лию ми́лость.

Прииди́те, вся мно́жества ве́рных,/ в па́мять Богосло́ва Симео́на соше́дшеся,/ благода́рственное хвале́ние и сла́ву Бо́гу принесе́м, глаго́люще:/ сла́ва е́же о нас человеколю́бию Твоему́, душелю́бче Го́споди,/ я́ко Симео́на, раба́ Твоего́, бога́тыми дарова́ньми украси́в,/ и Боже́ственным Твои́м Све́том озари́в,/ и Но́ваго Богосло́ва поста́вив,/ дарова́л еси́ нам я́ко свети́льника в просвеще́ние помраче́нных,/ и наста́вника заблу́ждших,/ и пе́стуна мона́шествующих, и жа́ло неради́вых,/ и́мже науча́емся иска́ти при́сно у́мным обраще́нием себе́,/ разу́мно стяжа́ти благода́ть Свята́го Ду́ха/ и обруче́ние отту́ду приити́/ соверше́ннаго на Небесе́х наслажде́ния,/ его́же и нас сподо́би, Бо́же,/ вели́кия ра́ди Твоея́ ми́лости.


Стихиры на хвалитех

Глас 1:

Прииди́те, ве́рных ли́цы,/ торжеству́им Но́ваго Симео́на Богосло́ва па́мять/ и сего́ о́бразу свяще́нному благоче́стно поклони́мся,/ первоо́бразу воздаю́ще чрез него́ че́сть и поклоне́ние.

Блаже́нных наро́ди ны́не свеселя́тся/ ду́ху твоему́, о́тче, невеще́ственному на Небеси́,/ мы же, твои́ раби́,/ свяще́нная твоя́ списа́ния иму́ще и пользуя их,/ душе́вно на земли́ весели́мся.

Тро́ичность души́ твое́й очи́стив, преподо́бне,/ от скве́рны вся́кий доброде́телей тро́ицею –/ поще́нием, и любо́вию, и моли́твою –/ Тро́ицы был еси́ Пребоже́ственныя храм свяще́нный,/ Симео́не, о́тче приснопа́мятне.

Светонача́льныя Тро́ицы ны́не облиста́емь бога́тными луча́ми,/ Симео́не Богосло́ве,/ моли́ся непреста́нно о нас,/ ве́рою чту́щих тя/ и святу́ю твою́ па́мять ра́достно соверша́ющих, всехва́льне.

Кто возглаго́лет широту́ любве́,/ ю́же к бли́жнему име́л еси́, Симео́не святе́йший?/ Ты бо, не то́кмо живы́й,/ словесы́ и де́лы ко двору́ Небе́сному наставля́л еси́ ста́до Христо́во,/ но и по сме́рти, я́коже оте́ц любе́зный,/ в сосцы́ возрасти́тельныя и в кре́пкую пи́щу/ Богому́друю твою́ кни́гу нам пре́дал еси́,/ е́юже пита́вши в му́жа соверше́нна/ и в ме́ру во́зраста Христо́ва возво́димся./ Вои́стинну удобри́шися пе́сненно се́рдце и уста́ твоя́/ от вина́ ди́внаго обоже́ния,/ его́же и нас улучи́ти сподо́би/ ко Го́споду моли́твами твои́ми.


Седальны

Глас 1:

Па́мять твоя́, му́дре Симео́не,/ соверша́ема до́бре от нас, лю́бящих тя чад твои́х,/ ум наш озари́, и се́рдце к вя́щшей любви́ Богодухнове́нных слове́с твои́х воздви́гла е́сть,/ и согре́ к соверше́нству, ему́же науча́еши те́ми я́сно.

Глас 4:

Удивля́ет всяк ум бы́вшее в тебе́, Богосло́ве Симео́не, чу́до,/ ты бо ви́ден был еси́ над земле́ю, внегда́ моли́тися, о́тче,/ четы́рех локтей стоя́, му́дре,/ я́коже не́кий безпло́тный, взе́мшийся иногда́, я́коже а́нгел Бо́жий,/ нося́й еще́ земно́е и до́лу тяготе́ющее те́ло./ О, каковы́я сла́вы сподо́бился еси́, всеблаже́нне.

Глас 8:

Доброде́телей луг обше́д, Симео́не, и ища́ Писа́ний Ду́ха цве́ты добре́йшия,/ от ни́хже собра́л еси́ пра́вду пче́лы му́дрыя же и трудолю́бныя, о́тче,/ и, я́коже сот, дея́ние стяжа́л еси́ разу́мно,/ я́коже некта́рным и сладча́йшим ме́дом, всеблаже́нне,/ обогати́лся еси́ зре́нием де́ятельным, Боговиде́ния вино́вным./ Моли́ся Христу́ Бо́гу прегреше́ний оставле́ние дарова́ти нам,/ любо́вию чту́щим святу́ю па́мять твою́.

Глас 4:

Мона́шествующих пра́вило и украси́тель,/ по́стников наста́вник и общежи́тельных детоводи́тель/ и всех наслажде́ние показа́лся еси́, свяще́ннейше Симео́не Богосло́ве,/ те́мже и ны́не моли́ся со дерзнове́нием Зижди́телю о нас,/ ве́рою и любо́вию чту́щих па́мять твою́, преподо́бне.


Светильны

Богосло́ва вси Симео́на благопохва́лим,/ мона́шествующих удобре́ние и свяще́нников сла́ву,/ Богосло́вов похвалу́ и ве́рных украше́ние,/ благода́ти трубу́ и Це́ркве Христо́вы живоно́сное свети́ло.

Богородичен: По Бо́зе, Пренепоро́чная, Ты Бог показа́лася еси́,/ Втори́чная иму́щи Святы́я Тро́ицы,/ ве́ры нача́ло пе́рвое и наде́жды основа́ние,/ утвержде́ние дея́ния и олта́рь Богозре́ния,/ краестро́чие проро́ков всех и Писа́ний скрижа́ль,/ небесе́ и земли́ зна́мение и стихи́я ми́ра.


Каноны

Кано́н пе́рвый, глас 4 (основной)

Ин кано́н, глас 8 (Ин)


Житие

Преподо́бный Симео́н, Но́вый Богосло́в

Преподобный Симеон, Новый Богосло́в родился в 949 году в местечке Галате в Пафлагонии (Малая Азия) от богатых и знатных родителей Василия и Феофании. Большая часть жизни преподобного Симеона совпала с одним из лучших периодов византийской истории, когда царствовал император Василий II (976–1025). Одиннадцатилетним подростком, сочетавшим в себе большие способности и кроткий, благоговейный нрав, преподобный Симеон был отправлен в Константинополь для обучения в столице. Закончив так называемые грамматические курсы, юноша был лично представлен императору, который включил его в число царедворцев. Перед молодым человеком открывалась блистательная карьера на государственном поприще, к которой его усердно склонял занимавший важное место при дворе родной дядя.

Но к иному были направлены желания и помыслы благочестивого юноши, не прельщенного суетностью столичной жизни. Под влиянием духовных книг молодой человек стремился вступить на путь иночества. Господь послал ему в духовные руководители престарелого монаха Студийского монастыря Симеона Благоговейного. Богомудрый старец отговорил его от поспешных решений, советуя вооружиться терпением в ожидании того момента, когда благие устремления юной натуры превратят-ся в глубоко осознанную внутреннюю потребность и жизненную необходимость.

Внимательно наблюдая за развитием своего послушника, пребывавшего в миру, старец Симеон наставлял его в чтении духовной литературы, помогал душеполезными назиданиями и советами. Один из таких советов стал для преподобного Симеона руководящим правилом всей его жизни: внимать и слушаться совести, которая является гласом Божиим в душе человека, внушает ему лишь то, что приближает к Богу.

Вступив на путь суровой аскезы, преподобный Симеон ограничил себя хлебом и водой, все более и более углублялся в молитву во время продолжительных ночных бдений. «Слезы текли из его глаз, он умножал коленопреклонения, как если бы Господь присутствовал Сам, и молитвенно призывал Матерь Божию» – так, повествуя словно о некоем вымышленном юноше, преподобный Симеон рассказывает о своих молитвенных подвигах. Он сподобился благодатного просветления, во время которого ощутил себя окруженным неземным светом, «перестал ощущать и себя, и все окружающее».

Такого рода подвижничество редко обходится без искушений. Не избежал их и преподобный Симеон. По прошествии шести лет жизни в Константинополе и постоянного общения со своим духовным отцом ему пришлось уехать к себе на родину, где он переменил образ жизни, поддавшись многим соблазнам. «Я был в таком состоянии, как если бы никогда не понимал или не слыхал святых слов Христовых, – писал впоследствии преподобный Симеон. – Но любовь и вера ко святому старцу осталась в моем несчастном сердце. И из-за нее, я думаю, Человеколюбивый Бог после прошествия стольких лет помиловал меня по его молитвам».

Восприняв свое избавление от пут зла как великую милость благодатного Промысла, преподобный Симеон принял твердое решение вступить на иноческий путь. С благословения старца Симеона он стал послушником Студийского монастыря в возрасте двадцати семи лет. Здесь он следовал наставлениям своего духовного отца столь усердно, что вызвал неудовольствие со стороны игумена монастыря, который изгнал его из обители. Перейдя в соседнюю небольшую обитель во имя святого Маманта, именуемую Ксирокеркской, молодой послушник принял монашество. Предаваясь уединению, чтению и богомыслию, он целыми неделями соблюдал строгий пост, вкушал одни овощи и семена, лишь по воскресеньям присутствуя за братской трапезой. Малое время, отведенное для сна, он проводил на полу, подстилая овчину поверх рогожи. Никогда не произносил праздных слов, хранил трезвенное самоуглубление и старался не выходить из своей келлии. Принимая священнический сан в таком благорасположении, преподобный Симеон вторично сподобился великой благодати Божией: во время рукоположения он ощутил себя озаренным и проникнутым неземным духовным светом. Эта милость была воспринята им как знак особой ответственности, лежащей на совести пастыря стада Божьего, который «должен быть чист и телом, и тем паче душою, не запятнан никаким грехом, смиренен по внешнему нраву и сокрушен сердцем по внутреннему настроению». По свидетельству сподвижников преподобного Симеона, во время принесения Бескровной Жертвы лицо его становилось ангелоподобным и излучало такой яркий свет, что на него трудно было смотреть.

В 980 году, когда преподобному Симеону исполнился 31 год, монахи обители святого Маманта избрали его своим игуменом. По свидетельству Никиты Стифата, автора Жития преподобного Симеона Нового Богослова, монастырь святого Маманта был в то время «не столько прибежищем и стадом монахов, сколько местом жительства мирских людей», что же до монахов из немногочисленной братии, то они «страдали от духовного голода». В своем первом Огласительном слове «О любви», адресованном братии монастыря, преподобный Симеон призвал монахов положить начало новой жизни в совершенной любви к Господу и людям.

Приступив со страхом и благоговением к исполнению своих игуменских обязанностей, преподобный Симеон сделал предметом своих постоянных забот не только духовную, но и хозяйственную жизнь обители. Монастырь святого Маманта нуждался в то время в серьезных восстановительных работах, ибо большая часть монастырских зданий пришла в негодность. В конце концов обитель была обновлена, монастырская церковь отремонтирована, в ней был постлан мраморный пол, стены украшены иконами, а для богослужебных нужд была приобретена вся необходимая утварь. Улучшена была и монастырская трапеза.

Со временем преподобному Симеону удалось превратить монастырь святого Маманта в цветущую обитель с многократно увеличенным числом насельников. Имя преподобного Симеона приобрело известность среди жителей Константинополя. За духовным руководством к нему обращались многие высокопоставленные лица.

Однако нововведения преподобного Симеона, требовавшего неукоснительного соблюдения строгого монашеского устава, оказались не по силам для некоторой части насельников святой обители. Дело дошло до открытого выступления тридцати монахов, дерзнувших подать жалобу на своего игумена Патриарху Константинопольскому Сисинию II (996–999). Внимательно во всем разобравшись, Патриарх распорядился наказать жалобщиков изгнанием из монастыря и полностью поддержал преподобного Симеона, который, однако, по великой доброте своей простил своих недругов и сумел уговорить Патриарха вернуть заблудшее стадо в лоно родной обители.

Через несколько лет, в 1005 году, преподобный Симеон передал игуменство своему ученику монаху Арсению, а сам поселился в одинокой келлии при монастыре для неотлучного пребывания с Богом в молитве и богомыслии.

С этого времени начался новый этап в жизни святого подвижника. Дар учительства, который прежде выражался в частных и церковных поучениях, раскрылся теперь во всей своей полноте в многочисленных писаниях, дошедших до нас под общим названием «Слова преподобного Симеона, Нового Богослова». В это же время он приступает к написанию своих замечательных «Гимнов», законченных уже позже, в период своего изгнания.

Изгнание преподобного Симеона из возрожденной им обители святого Маманта явилось результатом двухлетних преследований со стороны митрополита Никомидийского Стефана, человека хотя и образованного, но завистливого, весьма ревниво относившегося к славе богомудрого затворника. После тщетных попыток обнаружить что-либо предосудительное в писаниях и жизни преподобного Симеона митрополит Стефан придрался к установленному преподобным обычаю праздновать память своего духовного наставника Симеона Благоговейного. Сочтя этот обычай чрезмерно торжественным и необоснованным, митрополит Стефан, заручившись поддержкой отдельных архиереев, поднял кампанию против преподобного с такой шумихой, что в дело пришлось вмешаться самому Патриарху. Последний не усмотрел ничего зазорного в почитании преподобным Симеоном своего учителя, но, желая положить конец смуте, предложил ему найти себе место для жизни подальше от Константинополя.

Так преподобный Симеон оказался в пустынной местности, принадлежавшей одному из его почитателей Христофору Фагуре, который предоставил ему возможность жить при небольшом храме во имя святой Марины. Он же выделил необходимые средства для основания обители, в которой преподобный Симеон собрал новое братство, установил в нем строгий устав и вновь удалился в молитвенное уединение.

Здесь в тишине затвора, изредка нарушаемой приходящими за духовным наставлением, преподобный Симеон всецело предался богословскому и поэтическому творчеству. Молитвенные гимны, воплощенные им в стихотворной форме, охватывают широкий круг богословских тем, таких, как Святая Евхаристия и другие Таинства, монашество и мир, сознательный мистический опыт просветления и обожения, тайна спасения, учение о Пресвятой Троице и многие другие. Основной пафос и главная отличительная особенность богословского учения преподобного Симеона, Нового Богослова, заключаются в утверждении возможности ощутить и воспринять Бога еще в этой жизни – обожения, достигаемого посредством покаяния и причащения Телу и Крови Христовой. «Не говорите, – пишет он, – что невозможно принять Божественный Дух, не говорите, что без Него возможно спастись, не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная, не говорите, что Бог невидим людям, не говорите, что люди не видят Божественного света или что это невозможно в настоящие времена! Это никогда не бывает невозможным, друзья! Но очень даже возможно желающим» (Гимн 27-й).

С особенной силой преподобный Симеон призывал своих братьев следовать за Христом, Который есть «путь, истина и жизнь» (Ин. 14, 6).

Но это невозможно без созидания в себе сокрушенного и смиренного сердца. Смирение является «главной чертой христианина», мерой его близости к Богу, точно так же, как гордость есть мера удаленности от Бога. «Пусть некто возьмет все свое имущество, – пишет Симеон Новый Богослов, – и раздаст бедным, пусть постится, совершает бдения, спит на голой земле, творит молитвы день и ночь, а не взыщет от Бога стяжать себе сердце сокрушенное и смиренное, такой не получит никакой пользы от трудов своих» (Слово 31-е).

Вся жизнь преподобного Симеона, Нового Богослова, явила яркий пример стяжания смиренного и сокрушенного сердца.

Последние тринадцать лет жизни в изгнании были отмечены исполнением многочисленных предсказаний и исцелениями по молитвам преподобного, советовавшего помазывать болящих елеем из лампады, теплившейся перед образом святой Марины.

12 марта 1022 года в возрасте семидесяти трех лет преподобный Симеон преставился ко Господу. Автор его жизнеописания Никита Стифат свидетельствует, что день кончины преподобного был заранее им предсказан.

Тридцать лет спустя были обретены святые мощи преподобного Симеона. Память его совершается 12 марта, в день преставления, а также 12 октября, т. к. день преставления приходится на период Великого поста.

Служба преподобному Симеону, Новому Богослову, написана преподобным Никодимом Святогорцем. Перевод на церковнославянский язык выполнен профессором Московской Духовной Академии Б. А. Нелюбовым (использован также перевод епископа Левкийского Парфения).

Источники и литература:

1. Словеса зело полезныя. Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1852.

2. Двенадцать слов в рус. пер. с эллино-греч. Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1869.

3. Слова. В пер. на рус. яз. с новогреч. епископа Феофана (Говорова). Вып. 1. Житие преподобного Симеона, составленное Никитою Стифатом. Слова 1–52. М., 1879. Вып. 2. Слова 53–92. Деятельные и Богословские главы. Подвижническое слово. М., 1882. Тоже. Изд. 2-е Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Вып. 1. М., 1890. Вып. 2. М., 1892.

4. Деятельные и Богословские главы, 152. Слово о вере. – Слово о трех образах молитвы. – Добротолюбие, кн. 1, ч. 1. Изд. 2-е. М., 1822. То же: «Христианское чтение», 1823, XII, с. 3 слл.; 1821,1, с. 142 слл.

5. Отдельные изречения. – В кн.: Сборник отеческих изречений и извлечений из писаний некоторых церковных учителей и новейших православных богословов. Сост. иеромонахом Далматом. Вып. 1. Сергиев Посад, 1897. Вып. 2. М., 1899.

6. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Перевод с греческого с изображением святого отца, вступительной статьей, предисловием к гимнам ученика преподобного Симеона Никиты Стифата. Перевел иеромонах Пантелеймон. С рисунками М. В. Боскина. а) XXXIII с. †280 с. †IX с. Сергиев Посад. 1917; б) XXXII с. †280 с. †ХХХII с. †68 с. †IХ с. (с дополнительными указателями). Сергиев Посад. 1917.

7. Константин Нечаев (ныне архиепископ Волоколамский Питирим). Значение христианской любви в аскетических воззрениях преподобного Симеона Нового Богослова. Ркп. Загорск, МДА, 1951.

8. Архиепископ Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). 1980.