04-05 Святы́х му́ченик Феоду́ла и Агафопо́да и и́же с ни́ми

Краткое наименование:

Вернуться назад

Минея. Дата 2024-04-18 (05 апреля по ст. стилю)

Знак типикона: Вседневный
Праздник: святого


Чтения

На Утрени:

Апостол:

Евангелие:


Прокимен

Прокимен, глас :
Стих:


Аллилуарий

Аллилуарий, глас :
Стих:


Причастен


Тропари

Глас 4:

Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во стра́даниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.


Кондаки


Стихиры на "Господи, возвах"

Глас 1:

Боже́ственнаго супру́га/ страда́ния и труды́, совоку́пльшеся ве́рою,/ к подо́бней ре́вности впери́м ра́зумы,/ Христа́ приле́жно моля́ще и глаго́люще:/ И́же святы́х прославле́й, я́ко Благ,/ и нас утверди́ стра́хом Твои́м.

Я́ко тезоимени́тна зва́ния/ прие́мше, му́дрии,/ и Боже́ственная дея́ния испра́вльше,/ вельми́ подо́бно, страстоте́рпцы,/ в стезя́х пра́вых Бо́гу рабо́таете/ и муче́ния ча́шу вои́стинну испи́сте спаси́тельную.

Безбо́жие я́коже и́но пресе́кше мо́ре,/ в зе́млю безстра́стия,/ в Небе́сное Ца́рство внидо́сте досто́йно,/ иде́же пи́щи пото́к истека́ет/ и Свет непрело́жный, му́ченицы Христо́вы,/ сия́ет присносу́щный.

Богородичен,

Всегуби́тельных страсте́й мои́х/ огнепа́льная стремле́ния/ ороше́нием Боже́ственнаго во́льнаго дождя́ Твоего́/ погаси́, Де́во:/ да и аз, я́ко о́троцы,/ Бо́гу, су́щему от Тебе́, благодарю́,/ сла́вя и благословя́ бла́гость Твою́, Влады́чице.

Крестобогородичен,

Воздви́жена я́ко ви́де на Кресте́ А́гнца,/ Непоро́чная Де́ва, пла́чущи, вопия́ше:/ сла́дкое Мое́ Ча́до,/ что но́вое и пресла́вное виде́ние?/ Ка́ко содержа́й вся́ческая го́рстию,/ на Дре́ве пригвожда́ешися пло́тию?


Стихиры на стиховне


Стихиры на хвалитех


Седальны

Глас 8:

Бра́тия по благода́ти Ду́ха,/ единонра́внии ве́рою благочести́вою,/ су́ще святи́и, вои́стинну великоимени́тии,/ в моли́твах и поще́ниих житие́ проходя́ще,/ лю́ди привлеко́сте к Боже́ственному позна́нию./ Те́мже, до́блии во́ини, пре́лесть му́жески пленя́ете/ и, зако́нно пострада́вше, венцы́ получи́сте./ Моли́те Христа́ Бо́га прегреше́ний оставле́ние дарова́ти/ пра́зднующим любо́вию святу́ю па́мять ва́шу.


Светильны


Каноны

Канон мучеников, глас 4 (основной)


Житие

Святы́е му́ченики Агафопо́д и Феоду́л

Святые мученики Агафопод и Феодул чтец жили в Фессалониках в царствование императоров Диоклитиана (284–305) и Максимиана (284–305) и состояли в церковном причте: святой диакон Агафопод был глубоким старцем, а святой Феодул, чтец, был юн. Оба отличались праведной жизнью и благочестием. Однажды святой Феодул в сонном видении увидел, как неизвестный человек в светлой одежде вложил ему в руку какой-то предмет. Когда он проснулся, то увидел в руке прекрасный перстень с изображением Креста и решил, что это знак его будущего мученичества. Силою изображенного на перстне Креста святой исцелил многих больных и обращал язычников к вере во Христа Спасителя. Когда император Диоклитиан издал указ (303) о гонении на христиан, многие пытались укрыться от преследований, но святые Агафопод и Феодул безбоязненно продолжали вести Евангельскую проповедь. Правитель Фессалоник Фаустин, узнав об этом, приказал привести их к себе на суд. Увидев юность и красоту святого Феодула, Фаустин пытался лестью убедить его отказаться от христианства и вернуться к узаконенным жертвоприношениям. На это мученик Феодул ответил, что он давно уже отрекся от заблуждений и жалеет Фаустина, который своей преданностью язычеству осуждает себя на вечную смерть. Правитель предложил мученику выбор: благополучную жизнь или немедленную смерть. Святой ответил, что выбирает, конечно, жизнь, но жизнь печную, и временной смерти не боится. Когда Фаустин потерял надежду убедить мученика Феодула, он стал уговаривать святого Агафопода. Правитель пытался обмануть его и сказал, что святой Феодул уже согласился принести жертву богам. Но мученик Агафопод не поверил этому. Он был уверен, что святой Феодул готов принести жизнь свою Истинному Богу, Господу Иисусу Христу. Не добившись успеха, Фаустин приказал отправить мучеников в темницу. В темнице святые мученики горячо молились и смело проповедовали узникам Слово Божие, так что многих обратили в христианство. Начальник тюрьмы Евтиний донес об этом правителю. Фаустин вновь призвал их на суд и стал снова убеждать отречься от Христа. Перед глазами святого Феодула заставили приносить жертвы идолам тех, кто ранее были христианами, но изменили вере. «Немощных вы победили, а крепких воинов Христовых ни в каком случае не сможете победить, если даже изобретете и еще большие мучения! – сказал святой Феодул. Правитель приказал мученику принести христианские книги. «Вот, мое тело отдается для мучений, – отвечал мученик,– делай с ним, что хочешь; замучь меня самым жестоким способом, но все же я не отдам Святых Книг для поругания нечестивым!» Фаустин приказал привести святого Феодула на место казни, где палач приготовил меч, чтобы отсечь ему голову. Мученик мужественно и с радостью воскликнул: «Слава Тебе, Боже, Отче Господа моего, Иисуса Христа, изволившего пострадать за нас. Вот по благодати Его и я иду к Тебе, с радостью умираю за Тебя!» Тогда Фаустин отменил казнь и снова заключил мучеников в темницу. Там святые мученики горячо молились и оба увидели одинаковый сон. Они плыли на корабле, который во время бури потерпел крушение. Волны выбросили их на берег в белых, сияющих одеждах. Святые рассказали друг другу видение и возблагодарили Бога за предвещенную им мученическую кончину. Наутро, когда мучеников снова привели к Фаустину, они объявили ему: «Мы – христиане и за Христово Имя готовы претерпеть любые страдания». Фаустин приказал бросить их в море. Воины привязали святому Агафоподу камни, а он громко возгласил: «Это будет нам вторым Крещением, которым омоются наши прегрешения, и мы чистыми придем ко Христу». Вслед за ним был брошен в море и святой Феодул († 303). Море выбросило на берег тела мучеников в светлых одеждах, без камней и без веревок. Христиане взяли их святые тела и предали честному погребению.