Свята́го сла́внаго великому́ченика, и победоно́сца, и чудотво́рца Гео́ргия
Краткое наименование:04-23 Свята́го сла́внаго великому́ченика, и победоно́сца, и чудотво́рца Гео́ргия
Минея. Дата 2024-05-06 (23 апреля по ст. стилю)
Знак типикона: БденныйПраздник: святого
Чтения
На Утрени:
Апостол: Деян.12:1-11
Евангелие: Ин.15:17-16:2
Прокимен
Прокимен, глас 7: Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде, / и упова́ет на Него́.
Стих: Услы́ши, Бо́же, глас мой, внегда́ моли́ти ми ся к Тебе́.
Аллилуарий
Аллилуарий, глас 4: Пра́ведник я́ко фи́никс процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится.
Стих: Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т.
Причастен
В па́мять ве́чную бу́дет пра́ведник, от слу́ха зла не убои́тся.
Тропари
Глас 4:Я́ко пле́нных свободи́тель/ и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих врач,/ правосла́вных побо́рниче,/ победоно́сче, великому́чениче Гео́ргие,/ моли́ Христа́ Бо́га/ спасти́ся душа́м на́шим.
Глас 4:По́двигом до́брым подвиза́лся еси́,/ страстоте́рпче Христо́в,/ ве́рою и мучи́телей обличи́л еси́ нече́стие,/ же́ртва же благоприя́тна Бо́гу прине́слся еси́./ Те́мже и вене́ц прия́л еси́ побе́ды/ и моли́твами, свя́те, твои́ми всем подае́ши/ прегреше́ний проще́ние.
Кондаки
Глас 4:Возде́лан от Бо́га, показа́лся еси́ благоче́стия де́латель честне́йший,/ доброде́телей рукоя́ти собра́в себе́:/ се́яв бо в слеза́х, весе́лием жне́ши,/ страда́льчествовав же кро́вию, Христа́ прия́л еси́/ и моли́твами, свя́те, твои́ми всем подае́ши прегреше́ний проще́ние.
Икос: За мирски́й живо́т ду́шу свою́ положи́вшаго,/ Христа́ Царя́ жела́я, во́ин тщи́тся умре́ти за Него́,/ ре́вность же ве́лию Боже́ственную в се́рдцы име́я,/ себе́ самого́ приведе́./ Того́ у́бо и мы вси, Боже́ственнаго Гео́ргия,/ я́ко те́пла предста́теля воспои́м ве́рою,/ я́ко сла́внаго су́ща Христо́ва раба́, подо́бящася я́ве своему́ Влады́це/ и вся́кому моля́щуся приходя́ща:/ спеши́т бо при́сно и мо́лит Спа́са/ всем пода́ти согреше́ний проще́ние.
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 4:Я́ко до́бля в му́ченицех,/ страстоте́рпче Гео́ргие,/ соше́дшеся дне́сь, восхва́лим тя,/ я́ко тече́ние соверши́в,/ ве́ру соблю́л еси́/ и прия́т от Бо́га побе́ды твоея́ вене́ц./ Его́же моли́ от тли и бед изба́витися/ ве́рою соверша́ющим/ всечестну́ю па́мять твою́.
Тве́рдым мудрова́нием упова́в,/ самохо́тне дерзну́л еси́,/ я́коже лев, сла́вне, к страда́нию,/ презира́я у́бо те́ло,/ я́ко растле́тися хотя́щее,/ о нетле́нней же души́ му́дре прилежа́л еси́/ и мук многообра́зными ви́ды разже́глся еси́,/ я́ко зла́то очище́но/ седмери́цею, Гео́ргие.
За Спа́са пострада́л еси́/ и, сме́ртию сме́рти во́льне, сла́вне, подо́бяся,/ ца́рствуеши с Ним све́тло,/ порфи́рою от кро́ве оде́ян све́тлою,/ и ски́птром страда́ний твои́х укра́шен,/ и венце́м побе́ды ле́потствуя/ в непроходи́мыя ве́ки,/ великому́чениче Гео́ргие.
Ве́ры броня́ми,/ и щито́м благода́ти,/ и Креста́ копие́м вооружи́вся,/ сопроти́вным непобеди́м был еси́, Гео́ргие,/ и, я́ко Боже́ственный храбо́рник,/ де́монская ополче́ния победи́в,/ со А́нгелы лику́еши,/ ве́рныя же заступа́еши, и освяща́еши,/ и спаса́еши, призыва́емый.
Я́ко звезду́ многосве́тлую,/ я́коже со́лнце, сия́ющее/ на тве́рди Небе́сней, тя ве́мы,/ и я́ко би́сер многоце́нный,/ я́ко ка́мень блиста́ющий,/ я́ко сы́на тя дне,/ я́ко до́блественнаго в му́ченицех,/ я́ко побо́рника ве́рных в беда́х прославля́ем,/ соверша́юще твою́ па́мять, победоно́сче Гео́ргие.
Досто́йно и́мени пожи́л еси́,/ во́ине Гео́ргие:/ Крест бо Христо́в на ра́мо взем,/ от диа́вольския ле́сти олядене́вшую зе́млю до́бре де́лал еси́/ и, терно́вное служе́ние искорени́в и́дольское,/ правосла́вныя ве́ры ло́зу насади́л еси́./ Те́мже то́чиши исцеле́ния во всей вселе́нней ве́рным/ и Тро́ицы де́латель пра́веден показа́лся еси́./ Моли́, мо́лимся, о умире́нии ми́ра/ и спасе́нии душ на́ших.
Стихиры на стиховне
Глас 4:Восхваля́ют лю́дие псалмы́,/ вку́пе и пе́сньми/ твою́ сла́вную па́мять, Гео́ргие,/ я́ко благоле́пна бо возсия́ и светоно́сна,/ укра́шена сла́вою и благода́тию./ Те́мже игра́ют ны́не А́нгельстии чи́ни,/ хва́лят же му́ченицы со апо́столы/ твои́х по́двиг, му́чениче, страда́ния/ и воспева́ют просла́вльшаго тя/ Спа́са, Христа́ Бо́га на́шего./ Его́же моли́ спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.
Стих: Пра́ведник, я́ко фи́никс, процвете́т,/ я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится.
Облече́н во Христо́во всеору́жие,/ обре́лся еси́, Гео́ргие, не и́щущим тебе́,/ ты бо, за Христа́ огне́м распала́емь/ и руга́яся бого́в су́етных безбо́жному свере́пству,/ тогда́: во́инствую Царю́ моему́ Христу́, –/ беззако́нным взыва́л еси́, –/ ни зве́рие, ни коле́са же, ни и́на му́ка/ мене́ разлучи́ти возмо́гут когда́/ любве́ Христа́ моего́./ Его́же моли́/ спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.
Стих: Насажде́ни в дому́ Госпо́дни,/ во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т.
Небре́г о сосу́дех многообра́зных,/ и о разли́чных му́ках,/ и о ору́жиях стра́шных,/ венцено́сче Гео́ргие,/ благоче́стия му́ченически тече́ние сконча́л еси́./ Те́мже пресве́тлую па́мять твою́/ цве́ты пе́сненными венча́ем/ и честны́я твоя́ облобыза́ем ве́рою мо́щи./ Но, я́ко престо́лу предстоя́ Влады́ки,/ Христа́ Бо́га на́шего,/ моли́ти не преста́й/ спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.
Разу́мнаго адама́нта терпе́ние,/ бра́тие, духо́вно восхва́лим,/ Гео́ргия, сла́внаго му́ченика,/ его́же, за Христа́ разжига́ема,/ кова́ху беды́, и изостри́ша му́ки,/ и разли́чная муче́ния изнури́ша те́ло, естество́м тле́нно,/ побежда́ше бо жела́ние естество́,/ сме́ртию понужда́я рачи́теля/ прейти́ к жела́емому Христу́ Бо́гу/ и Спа́су душ на́ших.
Стихиры на хвалитех
Глас 2:Прииди́те, всепра́зднственное, све́тлое,/ сла́вное Воскресе́ние, вси торжествова́вшии,/ па́ки пра́зднуем све́тло торжество́ Гео́ргия му́ченика/ и венча́ем сего́ ве́сненными цве́ты,/ су́ща непобеди́ма;/ я́ко да того́ мольба́ми прии́мем/ скорбе́й ку́пно и прегреше́ний избавле́ние.
Всего́ прине́сл еси́ себе́,/ тебе́ Да́вшему, всеблаже́нне, жи́знь всеце́лую,/ я́ко всепло́дие жи́во и одушевле́нно/ и же́ртву благоприя́тну и пречи́сту./ Те́мже был еси́ моли́твенник тепле́йший,/ бу́ри изыма́я вся,/ ве́рою пою́щия тя, му́чениче,/ и призыва́ющия тя, Гео́ргие.
Се́мя возде́лав приле́жно,/ все́янное Сло́ва в чи́стей твое́й души́,/ сие́ умно́жил еси́ боле́зньми страда́ния/ и, прему́дре положе́н в Небе́сных жи́тницах,/ нетле́нное обре́л еси́ наслажде́ние./ Его́же ны́не насыща́яся, блаже́нне,/ твои́ми к Бо́гу моли́твами,/ ве́рою пою́щия тя спаса́й.
Му́чениче страстоно́сче Христо́в,/ су́щия в напа́стех ну́ждных спаси́,/ мольба́ми твои́ми от вся́каго обстоя́ния избавля́я/ и отгоня́ душегу́бную лю́тую печа́ль,/ благода́ти же и ми́лости нам проси́,/ я́ко да моли́твами твои́ми спа́сшеся,/ ра́дующеся, почита́ем вси/ честны́я по́двиги твоя́, Гео́ргие.
Да помава́ют пра́ведная, рече́ Соломо́н,/ челове́ком ве́жди:/ поми́луется бо от Христа́ Бо́га/ ви́дяй пра́вая, предглаго́лаше./ Удо́бь же сия́ внуши́в,/ о многотерпели́ве Гео́ргие,/ Влады́чним уче́нием после́довал еси́/ и, беззако́нным отда́в себе́, претерпе́л еси́,/ пре́лести тре́бы оплева́л еси́, я́ко ме́рзски:/ те́ло бо твое́ дав за любо́вь Созда́теля,/ все на у́ды ссещи́./ И велиа́р па́че ве́сь, постыде́вся, уязвля́шеся,/ венцено́сца тя зря соверше́нна./ Те́мже во дво́рех живы́й Го́спода твоего́ с Вы́шними си́лами,/ моли́, страстоте́рпче Христо́в,/ спасти́ся душа́м на́шим.
Седальны
Глас 1:Се возсия́ благода́ти весна́, облиста́ Христо́во Воскресе́ние всем,/ и с ним совозсиява́ет ны́не Гео́ргия му́ченика всепра́зднственный и светоно́сный де́нь,/ прииди́те вси, свещи́ нося́ще боже́ственне, све́тло пра́зднуем.
Глас 3:Любо́вию горя́щею Влады́чнею разжиза́емь,/ мужему́дренне пре́лести сокро́вища низложи́л еси́/ и, на суди́щи Христа́ испове́дав,/ победоно́сче всеблаже́нне Гео́ргие, му́чениче пресла́вне,/ Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Глас 8:Благоче́стия о́бразы му́жески хра́брствуя,/ нече́стия пре́лесть низложи́в, му́чениче, попра́л еси́ врага́ шата́ния/ и, Боже́ственным жела́нием при́сно разгара́емь,/ мучи́телей угаси́л еси́ безбо́жное свере́пство./ Те́мже досто́йно возме́здие мук прия́л еси́ вене́ц/ и подае́ши исцеле́ния ве́рою притека́ющим./ Страстоте́рпче Гео́ргие, моли́ Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние дарова́ти/ пра́зднующим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Светильны
Весна́ нам возсия́, све́тлое Влады́чнее и Боже́ственное Воскресе́ние,/ к Небе́сней па́сце от земли́ нас пресыла́я,/ с не́юже просиява́ет всесла́внаго му́ченика Гео́ргия па́мять светоза́рная,/ ю́же све́тло соверши́м,/ да Боже́ственныя сподо́бимся благода́ти от Христа́ Спа́са.
Каноны
Канон великомученика, глас 2 (основной)
Другий канон великомученика, глас 4 (основной)
Житие
Свято́й великому́ченик Гео́ргий Победоно́сец
Святой великомученик Георгий Победоносец родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом (284–305) и принят в его стражу со званием комита – одного из старших военачальников. Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.
Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» – повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», – отвечал святой. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда, по приказу разгневанного императора, оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем, На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою».
Тогда Диоклитиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» – как святой Георгий восстал исцеленным.
Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора, усекли мечом. Познала истину и царица Александра, супруга Диоклитиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но ее удержал один из слуг императора и увел во дворец. Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашеной известью.
Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным. Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы, или отравил его. Волхв преподнес святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое – умертвить. Но и зелья не действовали – святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога. На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: «Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию, – я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос» (Ин. 14:12). Диоклитиан спросил, каковы же дела Христовы. – «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим – слух, изгонять бесов, воскрешать умерших». Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это святой сказал: «Ты искушаешь меня, но ради спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение».
И когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее. Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешенного человека, а святого Георгия опять заточил в темницу. Люди, обремененные недугами, разными способами стали проникать в темницу и там получали от святого исцеление и помощь. Обратился к нему в скорби и некий земледелец Гликерий, у которого пал вол. Святой с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен. Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклитиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона.
В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною». Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание – предлагал ему стать своим соправителем Святой мученик с мнимой готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?» – спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились. Поднялось всеобщее смятение.
На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни. На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им. Диоклитиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась. Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, что бы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было 23 апреля 303 года. В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях бесславно кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет – и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклитиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши». Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух. По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей, и, когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город.
Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия. Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30-ти лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец.
С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси. Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий († 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Иларионом, митрополитом Киевским, вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий». Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий († 1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил ве ликий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович († 1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым вели ким князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович († 1325) – сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец – всадник, поражающий змия – стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов России с единоверной Иверией (Грузией – страной Георгия).