И́же во святы́х отца́ на́шего Афана́сия Вели́каго, Патриа́рха Александри́йскаго
Краткое наименование:05-02 И́же во святы́х отца́ на́шего Афана́сия Вели́каго, Патриа́рха Александри́йскаго
Минея. Дата 2025-05-15 (02 мая по ст. стилю)
Знак типикона: ШестеричныйПраздник: святого
Чтения
На Утрени: Лк.21:12-19
Апостол: Евр.7:26-8:2
Евангелие: Мф.5:14-19
Прокимен
Прокимен, глас 7: Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́.
Стих: Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?
Аллилуарий
Аллилуарий, глас 2: Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются.
Стих:
Причастен
В па́мять ве́чную бу́дет пра́ведник, от слу́ха зла не убои́тся.
Тропари
Глас 3:Столп был еси́ правосла́вия,/ Боже́ственными догма́ты подтвержда́я Це́рковь,/ священнонача́льниче Афана́сие:/ Отцу́ бо Сы́на Единосу́щна пропове́дав,/ посрами́л еси́ А́рия./ Отче преподо́бне,/ Христа́ Бо́га мо́ли/ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Кондаки
Глас 2:Правосла́вия насади́в уче́ния,/ злосла́вия те́рния изсе́кл еси́,/ умно́жив се́мя ве́ры одожде́нием Ду́ха, преподо́бне,/ те́мже тя пое́м, Афана́сие.
Икос: Быстрины́ слове́с твои́х источи́в Боже́ственнаго уче́ния ми́рови,/ ду́ши ве́рных напои́л еси́, Афана́сие,/ и ерети́ческия предста́тели потопи́л еси́, я́ко други́я еги́птяны,/ зако́н нам богоначерта́нный дав правосла́вия,/ покланя́ние Тро́ицы во Еди́ном Божестве́ чти́ти,/ Е́юже нас соблюди́, от враг неви́димых избавля́я,/ те́мже тя пое́м, Афана́сие.
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 4:Иже безсме́ртныя жи́зни сподо́блен,/ егда́ Единосу́щнаго и Соприсносу́щнаго/ Отцу́ Безнача́льному Роди́телю/ Сы́на и Сло́ва, Животода́вца Христа́ пропове́дал еси́,/ тогда́ о́гненным твои́м язы́ком попали́л еси́ вещь ересе́й, сла́вне,/ отгна́в от це́ркве Христо́вы А́рия,/ и Боже́ственными словесы́ просвети́л еси́/ благочести́вых сердца́ му́дре,/ покланя́тися Тро́ице во Еди́ном Существе́.
Я́ко река́ Бо́жия, напо́лнена вод духо́вных,/ яви́лся еси́, пречу́дне,/ наводне́на Боже́ственными уче́нии,/ и напая́я церко́вное все исполне́ние,/ погружа́я же собо́р еретико́в/ пучи́ною Боже́ственных твои́х слове́с, о́тче,/ и во глубине́ твои́х разуме́ний./ Ты бо, прему́дре, Единосу́щнаго ро́ждшему Отцу́/ Влады́ку Христа́ пропове́дал еси́,/ Боже́ственный Афана́сие пребога́те.
Я́ко тайносказа́тель и Боже́ственный святи́тель/ беды́ претерпе́л еси́, и гоне́ния терпели́вно,/ и наве́ты, блаже́нне, и изгна́ния многовре́менна/ ве́ры ра́ди Христо́вы,/ я́сно Единосу́щнаго, и Соприсносу́щнаго,/ и Равноде́теля, и Собезнача́льна Христа́ пропове́дая/ Первонача́льному и Собезнача́льному Отцу́./ Те́мже тя Сам украси́ пресве́тлыми я́ве науче́нии/ и пресве́тла всей вселе́нней показа́.
Преподо́бне о́тче, Богоявле́ние Афана́сие,/ от младе́нства позна́лся еси́ Це́ркви свети́льник,/ сия́я виде́нии пресве́тлыми/ и вся́цем же о́бразом богате́яся доброде́телей,/ словесы́ огнедухнове́нными попаля́я е́реси,/ ве́рныя же вся наставля́я,/ Тро́ицы сия́нием пребоже́ственным,/ в Божестве́ Еди́ном разумева́емыя/ и соприсносу́щную сла́ву иму́щия./ Ту моли́ и Той моли́ся всегда́/ дарова́ти вселе́нней единомышле́ние,/ мир и ве́лию ми́лость.
Преподо́бне о́тче, Богоглаго́ливе Афана́сие,/ тезоимени́т вле́поту безсме́ртия нарече́н быв,/ сего́ хода́тайствующею ше́ствовал еси́ стезе́ю,/ жития́ све́тлостию обога́щся я́ве,/ ум чист, Богому́дре, стяжа́в,/ Сло́ву побо́рник обре́лся еси́ и по Ду́се дыха́я Пресвяте́м,/ И́мже просвеща́емь, побежда́л еси́ враги́ твоя́,/ И́мже огражда́емь, неутоли́м яви́лся еси́,/ И́мже и обожа́емь,/ Ему́же и прича́стник, свя́те,/ всем испроси́дарова́ти единомышле́ние,/ мир и ве́лию ми́лость.
Преподо́бне о́тче, Богопропове́дниче Афа́насие,/ беды́ претерпе́в и ча́стыя напа́сти,/ пи́щи ра́йския ны́не сподо́бился еси́,/ внутрь быв Боже́ственных оби́телей,/ к дре́ву прибли́жился еси́ жи́зни нетле́нныя,/ я́ко победи́тель, пра́ведным венце́м укра́шен, блаже́нне,/ и диади́мою Вы́шняго Ца́рствия испещре́н,/ и добро́тою сия́я./ Христо́ви помоли́ся, у Христа́, Богому́дре, проси́/ дарова́ти Це́ркви единомышле́ние,/ мир и ве́лию ми́лость.
Христо́ва святи́теля воспое́м еси́, Афана́сия,/ я́ко А́риева уче́ния вся упраздни́в,/ и Святы́я Тро́ицы держа́ву во всем ми́ре я́сно возвеща́ет,/ Еди́наго Бо́га, в Трех Ли́цех Неразде́льна,/ Его́же и мо́лит о нас,/ ве́рою соверша́ющих па́мять его́.
Стихиры на стиховне
Глас 3:Па́ки нам златоте́чный Нил/ и безсме́ртия тезоимени́т, ле́тною па́мятию прише́д,/ до́брыми восхожде́ньми наводня́ет/ златостру́йная безсме́ртия лия́ния/ и пи́щу нетле́ния плододая́ высо́ким благовеща́нием:/ Тро́ицы неразде́льней держа́ве учи́т покланя́тися/ и источа́ет Боже́ственная уче́ния,/ ве́рных напоя́ет помышле́ния/ и мо́лится о душа́х на́ших.
Стихиры на хвалитех
Глас 4:О́гненными твои́ми уче́нии/ ересе́й вся́ка хвра́стная вещь попаля́ется, пресла́вне,/ глубино́ю разуме́ний потопля́ется/ во́инство непокори́вых злочести́вое,/ Афана́сие преподо́бне,/ твои́ми же уче́нии удобря́ется, блаже́нне,/ на ки́йждо день ве́рных Це́рковь,/ велегла́сно почита́ющи тя.
От Христо́вы Це́ркве мы́сленныя во́лки отгна́л еси́, прему́дре,/ жезло́м уче́ний твои́х/ и сию́ о́крест огради́л еси́ слове́с утвержде́ньми/ и предста́вил еси́ Христу́ недви́жиму и непоколеби́му./ Его́же моли́ от тли и бед изба́витися/ ве́рою соверша́ющим всечестну́ю па́мять твою́.
Слове́с твои́х Боже́ственных светлостьми́, преподо́бне,/ Це́рковь вся украша́ется,/ и благоче́стно удобря́ется кра́сными добро́тами,/ и почита́ет достодо́лжно всепра́зднственную па́мять твою́, Афана́сие,/ свяще́нников сла́во,/ благоче́стия све́тлый и вели́кий пропове́дниче,/ Тро́ицы побо́рниче.
Вели́кая церко́вная и́стинная трубо́,/ многострада́льный Афана́сий/ к благохвале́нию днесь созыва́ет вселе́нную све́тло./ Ве́рнии вси, к торжеству́ предусря́щим до́браго па́стыря,/ пе́сньми почита́юще свяще́нныя его́ труды́,/ я́ко да моли́твами его́/ прии́мем от Христа́ Бо́га ве́лию ми́лость.
Седальны
Глас 8:Прему́дрости сло́ва навы́к,/ А́риеву лесть низложи́в, ми́рови пропове́дал еси́ правосла́вную ве́ру:/ Отца́ бо Сло́во, Христа́, жизнь на́шу,/ вои́стинну бы́ти уясни́л еси́ сопресто́льна./ Те́мже единому́дренно Це́рковь сла́вит Тро́ицу Единосу́щную,/ во Еди́нице Божества́, Богоно́се Афана́сие./ Моли́ Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние дарова́ти/ чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Светильны
Река́ златото́чная яви́лся еси́,/ уче́ний вода́ми напая́я,/ служи́тель Тро́ицы, святи́телей украше́ние,/ ты бо А́риево уче́ние, Афана́сие, разори́л еси́ уче́нии твои́ми.
Каноны
Канон святителя, глас 8 (основной)
Житие
Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский
Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, родился около 297 года в Александрии в христианской семье. По всей вероятности, образование он получил в знаменитом Огласительном училище в Александрии, в числе препода вателей которого был святитель Александрийский Петр († 311; память 25 ноября). Святой Афанасий хорошо знал право, философию, литературу, физику, астрономию и другие светские науки. По свидетельству святителя Григория Богослова († 389; память 25 января и 30 января), основное внимание он уделял изучению Священного Писания. Духовное воспитание и образование святой Афанасий завершил в обществе великих подвижников, одним из которых был и преподобный Антоний Великий († 356; память 17 января), возможно, некоторое время был его наставником. Впоследствии святой Афанасий написал житие преподобного Антония, которое святитель Иоанн Златоуст († 407; память 27 января, 30 января и 13 ноября) советовал читать для духовного назидания. Известно, что преподобный Антоний глубоко почитал святого Афанасия и перед своей кончиной он завещал ему одну из своих одежд. Еще в отроческие годы святого Афанасия Господь открыл в нем великого служителя Церкви Христовой. Однажды будущий святитель со сверстниками играл на берегу моря. Во время игры дети-христиане решили крестить своих товарищей язычников. Так как святой Афанасий, особенно любивший посещать храм Божий, лучше других знал церковное Богослужение, то его избрали «епископом». Совершая крещение товарищей, святой Афанасий произносил слова в полном соответствии с церковным уставом.
Затем он сказал «новокрещенным» поучение. Все это с большим удивлением наблюдал находившийся поблизости епископ Александрийский Александр (312–326). Побеседовав с отроками, он признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием. Через некоторое время родители святого Афанасия, по благословению епископа Александра, привели сына в храм и посвятили его Богу. С того времени святой Афанасий стал жить в доме епископа «как сын с отцом», был его помощником и секретарем. Таким образом, под благотворным влиянием известного защитника Православия, каким был Александрийский архипастырь, он с юных лет приобщился к служению Церкви, раздираемой в то время еретическими лжеучениями.
Проницательный ум святого Афанасия, дар рассуждения, основательное знание истин христианского вероучения, святая ревность о Господеуже тогда выделяли его в окружении епископа Александра. В 319 году епископ Александр рукоположил святого Афанасия в сан диакона. К тому времени относятся первые творения святого Афанасия –«Против язычников» и «О воплощении Бога Слова». В первом он объясняет возникновение язычества грехопадением человека и показывает нелепость и безнравственность мифологических преданий и суеверий языческого мира, а также указывает пути к познанию истинного Бога. Во втором сочинении святой Афанасий излагает учение об искуплении рода человеческого Господом Иисусом Христом и защищает это учение от нападок иудеев и язычников.
Когда в Александрии возникла так называемая арианская ересь, заключавшаяся в отрицании Божественной сущности Господа Иисуса Христа, святой Афанасий принял деятельное участие в борьбе епископа Александра против еретиков и тем самым возбудил к себе ненависть ариан. В 325 году святой Афанасий сопровождал епископа Александра в Никею на Первый Вселенский Собор, осудивший ересь Ария. На Соборе святой Афанасии произнес обличительную речь против ариан, которая была поддержана отцами Собора. С тех пор и до конца его жизни ариане подвергали святого Афанасия гонениям, клеветали на него императору и даже покушались на его жизнь.
Через пять месяцев после Никейского Собора, в 326 году, епископ Александр скончался. Александрийские клирики и паства единодушно избрали архипастырем святого Афанасия. Знакомясь с состоянием духовной жизни в Александрийской Церкви, он посетил мареотскую область, а также отдаленные пределы своей архиепископии по реке Нилу. Возобновившиеся смуты ариан побудили святителя Афанасия возвратиться в Александрию. Вернувшийся из ссылки лжеучитель Арий и другие еретики не были приняты им в церковное общение. В течение нескольких лет ариане всеми способами старались сместить святителя Афанасия с Александрийской кафедры. Они измышляли одну ложь за другой, всячески пороча святого архипастыря перед императором и епископами других Церквей. Наконец, в 335 году император Константин Великий († 337; память 21 мая) собрал Церковный Собор в Тире для расследования обвинений против святителя Афанасия. Еретики преобладали на Соборе, святому Афанасию не дали возможности защищаться до конца и он, хотя и доказал ложность возводимых на него обвинений, был незаконно осужден и изгнан в Галлию, в г. Трир. Правителем Галлии в то время был старший сын Константина Великого тезоименитый ему Константин (впоследствии император Константин II, 337–340), который вместе с епископом Трирским Максимом принял святого изгнанника с большим почетом. В 338 году Константин II возвратил святителя Афанасия на Александрийскую кафедру. Однако после смерти Константина II ариане возбудили против святого Афанасия императора Констанция (337–361), правителя восточной части Византийской империи. Святитель Афанасий, спасаясь от разъяренных ариан, покушавшихся на его жизнь, скрывался в глубоком безводном колодце, куда ему приносил пищу некий боголюбивый христианин. Там он написал «Окружное послание» (341) к епископам всех Церквей, в котором призвал их оказать помощь Александрийской Церкви в борьбе с еретиками.
Через некоторое время святитель Афанасий отправился в Рим, где был принят святителем Юлием, Папой Римским (337–352). Через некоторое время святитель Афанасий вернулся в Александрию, однако ариане вновь пытались убить его, и он вынужден был возвратиться в Рим, где пробыл еще три года. Своей подвижнической жизнью святитель Афанасий снискал глубокое уважение правителя западной части Византийской империи Константа (337–350), который в письме к своему брату императору Констанцию потребовал пересмотреть дело святителя. Опасаясь разрыва с братом, Констанций в 347 году созвал так называемый Сардикийский Собор. Последствием этого было возвращение святителя на Александрийскую кафедру в 348 году. Как и прежде, святитель Афанасий всеми силами утверждал свою паству в истине. Устно и письменно он учил, что Сын Божий единосущен Отцу. После смерти Константа ариане вновь склонили на свою сторону Констанция, который изгнал святителя. Он удалился в Египетскую пустыню, населенную отшельниками. Там святитель Афанасий вел подвижническую жизнь и писал богословские труды, а также утешительные и назидательные послания к бедствовавшей и гонимой еретиками александрийской пастве.
Когда императором стал Юлиан, прозванный впоследствии Отступником (361–363), он вернул на свои кафедры всех изгнанных епископов, как православных, так и еретиков. Однако вскоре, публично отрекшись от Христа, Юлиан приказал «гнать Афанасия везде, где только можно». В царствование Иовиана (363–364) святитель Афанасий мирно управлял Александрийской Церковью, но это время было недолгим. В 364 году императором стал ариаяин Валент (364–378), который изгнал со своих кафедр православных епископов. Однако волнения в обширной империи и особенно в Александрии, готовой поднять мятеж против нового императора, заставили Валента вернуть святителя Афанасия на его кафедру.
В последние годы жизни святитель Афанасий продолжал ревностно бороться с разными еретическими заблуждениями, искажавшими православное учение о воплощении Сына Божия. Опровержению подобных учений святитель посвятил первую и вторую книги против Аполлинария, который исповедовал Никейский Символ веры, но неверно учил о человеческом естестве Иисуса Христа. Догматические определения святителя Афанасия о Божестве Святого Духа и о человеческом естестве в Иисусе Христе, объясняющие и дополняющие сказанное в Никейском Символе веры, настолько важны для Церкви, что святитель Григорий Богослов писал о них в «Похвальном слове Афанасию»: «Это полезнее продолжительных трудов и речей, предпочтительнее многих бдений; это равняется достославным изгнаниям и неоднократному бегству самого Афанасия»; «... Его жизнь и нравы – правило для епископов; его догматы? законы для Православия». В своих творениях святитель оставил Церкви духовное оружие и против тех ересей, которые возникли в следующем столетии.
Велики заслуги святителя Афанасия и в деле умиротворения Церкви. Важнейшим миротворческим деланием святителя была забота о восстановлении мира между Церквами Сирии и Малой Азии и Церковью Римской, а также об умиротворении Церкви Антиохийской. Письма святителя Василия Великого († 379; память 1 января) к святителю Афанасию показывают, какие надежды восточные епископы возлагали на него как посредника между ними и Западной Церковью.
Следуя в своей жизни правилам, которые усвоил еще в юности от подвижников благочестия, святитель Афанасий заботился о том, чтобы пример иноческой жизни назидал не только удалившихся от мира, но и всех православных христиан. Именно поэтому он призывал на служение Церкви и поставлял в пресвитеры и епископы достойных иноков, возвысившихся своими добродетелями. Примеру Александрийского архипастыря следовали и Предстоятели других Церквей.
Святитель Афанасий, прозванный за свои исключительные заслуги перед Церковью Христовой Великим, мирно отошел ко Господу 2 мая 373 года, после сорокасемилетнего управления Александрийской Церковью. За пять дней до кончины он посвятил в сан епископа Александрийского одного из своих сподвижников? пресвитера Петра (управлял Александрийской Церковью с 373 по 380 год). Впоследствии мощи святителя Афанасия были перенесены в Константинополь.
Литература:
Горский Александр, протоиерей. Жизнь святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. – В кн.: Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, Архиепископа Александрийского. Ч. I, 2-е изд. исправл. и дополн. СвятоТроице-Сергиева Лавра, 1902.