Преподо́бнаго отца́ на́шего Пахо́мия Вели́каго
Краткое наименование:05-15 Преподо́бнаго отца́ на́шего Пахо́мия Вели́каго
Минея. Дата 2024-05-28 (15 мая по ст. стилю)
Знак типикона: ШестеричныйПраздник: святого
Чтения
На Утрени:
Апостол: 2Кор.4:6-15
Евангелие: Лк.14:25-35
Прокимен
Прокимен, глас 7: Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́.
Стих: Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?
Аллилуарий
Аллилуарий, глас 6: Блаже́н муж боя́йся Го́спода, в за́поведех Его́ восхо́щет зело́.
Стих: Си́льно на земли́ бу́дет се́мя его́.
Причастен
В па́мять ве́чную бу́дет пра́ведник, от слу́ха зла не убои́тся.
Тропари
Глас 8:Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней,/ сия́я чудесы́, Пахо́мие о́тче наш,/ моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондаки
Глас 2:Свети́льник све́тел показа́лся еси́ в конце́х,/ пусты́ню же гра́ды сотвори́л еси́ мно́жествы мона́шескими,/ сам себе́ распе́н, крест твой на ра́мо взем,/ и воздержа́нием те́ло изнури́л еси́,/ моля́ непреста́нно о всех нас.
Икос: Пресве́тлая блаже́ннаго па́мять други́й яви́ся день спасе́ния нам,/ све́тлостию воздержа́ния нощь глубоку́ страсте́й отгоня́щи/ и вседоброде́тельным дея́нием све́тло облиста́ющи,/ в не́йже ясна́ звезда́ и светла́ яви́ся./ Ве́рно пе́сни с весе́лием Пахо́мию Боже́ственному принесе́м:/ с высоты́ бо зря, просвеща́ет нас и дае́т мир неоску́ден,/ моля́ непреста́нно о всех нас.
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 6:Все твое́ жела́ние к Бо́гу просте́р,/ мирску́ю красоту́ я́ко непребыва́ющую оста́вил еси́,/ и Христу́, всему́дре, себе́ возложи́л еси́,/ всеобра́зне воздержа́нием очища́яся/ и терпели́вое показу́я противле́ние, Пахо́мие,/ ко страстны́м разгоре́нием,/ и со́вести муче́ние, Богому́дре, подъе́мый,/ и я́ко победоно́сец прия́л еси́ вене́ц неувяда́емый.
Тебе́ ны́не прибы́сть от де́ятельнаго виде́ния,/ отложе́нием те́ла, дебе́лаго покрыва́ла,/ и пристра́стие плотско́е отве́ргшу,/ Бо́гу сраствори́тися,/ отону́дными облиста́ем заря́ми и благода́тьми,/ и богоде́тельными сия́нии,/ и манове́нием обожа́емь,/ и и́же к лу́чшему восхожде́нии./ И ны́не, Богоно́се, блаже́н быв,/ Христа́ со дерзнове́нием моли́ о душа́х на́ших.
Все чу́вство превозше́д,/ Влады́це чи́сто бесе́довал еси́,/ пло́ти быв вне, всече́стне,/ по́мыслом лу́чшим стра́сти удержа́в,/ и, де́монская шата́ния разори́в,/ попра́л еси́, Пахо́мие./ И ны́не живы́й в Небе́сных се́лех,/ вся, чту́щия па́мять твою́, помина́й,/ Христу́ со дерзнове́нием моля́ся о душа́х на́ших.
Е́же по о́бразу соблю́д невреди́мо,/ ум влады́ку на стра́сти па́губныя по́стнически поста́вив,/ во е́же по подо́бию, я́ко мо́щно, возше́л еси́,/ му́жески бо естество́ пону́див,/ потща́лся еси́ ху́ждшее покори́ти лу́чшему/ и плоть порабо́тити ду́ху./ Те́мже мона́шествующих яви́лся еси́ верх,/ жи́тель пусты́нный,/ благотеку́щих обучи́тель,/ пра́вило доброде́тели изве́стнейшее./ И ны́не на Небесе́х зерца́лом разре́шшимся,/ о́тче наш Пахо́мие,/ чи́сте зри́ши Святу́ю Тро́ицу,/ моля́ся несре́дственне о ве́рою и любо́вию чту́щих тя.
Стихиры на стиховне
Глас 6:Преподо́бне о́тче,/ во всю зе́млю изы́де веща́ние исправле́ний твои́х,/ тем на Небесе́х обре́л еси́ мзду трудо́в твои́х,/ де́монския погуби́л еси́ полки́/ и А́нгельския дости́гл еси́ чи́ны,/ и́хже житию́ без поро́ка поревнова́л еси́./ Дерзнове́ние име́я ко Христу́ Бо́гу,/ мир испроси́ душа́м на́шим.
Стихиры на хвалитех
Седальны
Глас 8:Слез ту́чами твою́ ду́шу напои́в бога́тно, о́тче му́дре,/ многопло́дный доброде́телей твои́х пожа́л еси́ клас/ и, па́стырь овца́м преподо́бным быв,/ на зла́це сия́ воздержа́ния воспита́л еси́./ Те́мже разре́шся от жития́ сла́вно,/ оте́ческим, Пахо́мие, лико́м сочета́лся еси́./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:/ моли́ Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние пода́ти/ чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Светильны
А́нгельскаго жития́ жела́я, удали́л еси́ себе́ в пусты́нях/ и стра́сти покори́л еси́ плотски́я,/ равноа́нгелен показа́вся, Пахо́мие Богоно́се.
Каноны
Канон преподобного, глас 2 (основной)
Житие
Преподобный Пахомий Великий
Преподобный Пахомий Великий наряду с Антонием Великим (память 17 января), Макарием Великим (память 19 января) и Евфимием Великим (память 20 января) является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился преподобный Пахомий в III веке в Фиваиде (Верхний Египет) от родителей язычников и получил хорошее светское образование. С юности он имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (по-видимому, в 315 году). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание сделаться христианином. Вернувшись из войска после победы, Пахомий принял святое Крещение, поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к Фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника.
Однажды, после 10 лет пустынной жизни, преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавеннисси и услышал Голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавеннисси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к преподобному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним.
Преподобный Пахомий терпел много искушений и нападений от врага рода человеческого, но все искушения Пахомий доблестно отражал молитвой к Богу и терпением, Постепенно к святому Пахомию стали собираться ученики. Всех их поражало трудолюбие наставника, который успевал исполнять все монастырские работы: возделывал сад, беседовал с посетителями, просившими наставления, и служил больным. Преподобный Пахомий ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать чтонибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.
Однажды к преподобному Пахомию пришла его сестра Мария, которая давно желала увидеть брата. Но строгий подвижник отказал ей в свидании и через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария заплакала, но поступила согласно указанию брата. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали собираться инокини, и вскоре создалась женская обитель со строгим уставом, который был передан преподобным Пахомием.
Число иноков монастыря быстро возрастало, что вызвало необходимость постройки еще семи монастырей поблизости. Количество иноков доходило до 7000, и все они находились под руководством преподобного Пахомия, который посещал все монастыри и управлял ими. В то же время преподобный Пахомий оставался глубоко смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата.
Суровый и строгий к себе, преподобный Пахомий имел великое милосердие и снисхождение к недостаточно зрелым духовно инокам. Один из иноков стремился к подвигу мученичества, но преподобный отвращал его от этих стремлений и наставлял безмолвно исполнять монашеское послушание, укрощая в себе гордость и приучаясь к смирению. Однако инок не послушал наставника и ушел из обители, после чего подвергся нападению разбойников, которые под страхом смерти принудили его принести жертву языческим богам. В полном отчаянии инок вернулся в обитель. Преподобный велел ему усиленно молиться днем и ночью, соблюдать строгий пост и жить в полном молчании. Инок последовал наставлению преподобного, и это спасло его душу от отчаяния.
Преподобный учил всячески опасаться осуждения других и сам боялся даже в мыслях осудить кого-либо.
С особой любовью относился преподобный Пахомий к больным инокам. Он посещал их, ободрял унывающих, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю. Больным он ослаблял пост, если это было необходимо для их выздоровления. Однажды, в отсутствие преподобного, повар не готовил монахам вареной пищи, ссылаясь на то, что братия любят поститься. Вместо своего послушания он сплел 500 рогож, но преподобный не одобрил его поступка и в наказание за непослушание велел сжечь все изготовленные поваром рогожи.
Преподобный Пахомий всегда поучал иноков иметь надежду только на помощь и милость Божию. В обители как-то случился недостаток пшеницы. Целую ночь святой провел в молитве, а утром привезли от начальника города большое количество хлеба для монастыря, не взяв ничего в уплату. Господь сподобил преподобного Пахомия дара чудотворения и исцеления болезней.
Ему были открыты Господом последующие судьбы монашества: что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые, будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей. Простершись на земле, преподобный Пахомий горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним. В ответ он услышал Голос: «Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни».
Под конец своей жизни преподобный Пахомий тяжко заболел от бывшей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший и любимый ученик – преподобный Феодор (память 16 мая). Скончался преподобный Пахомий около 348 года в возрасте 53-х лет и был погребен у горы возле обители.
Литература:
Палладий, архимандрит. Святой Пахомий Великий и первое иноческое общежитие. Казань, 1899.