05-29 Святи́теля Луки́, испове́дника, архиепи́скопа Симферо́польскаго и Кры́мскаго
Минея. Дата 2025-06-11 (29 мая по ст. стилю)
Знак типикона: ПолиелейныйЧтения
На Утрени:
Апостол:
Евангелие:
Прокимен
Прокимен, глас :
Стих:
Аллилуарий
Аллилуарий, глас :
Стих:
Причастен
Тропари
Глас 1:Возвести́телю пути́ спаси́тельнаго,/ испове́дниче непоколеби́мый,/ и́стинный храни́телю оте́ческих преда́ний,/ Правосла́вия наста́вниче,/ Кры́мския земли́ архипа́стырю,/ врачу́ богому́дрый, святи́телю Луко́,/ Христа́ Спа́са непреста́нно моли́,/ дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондаки
Глас 1:Я́ко звезда́ всесве́тлая,/ в нощи́ безбо́жия доброде́тельми просия́л еси́/ и, от гони́телей мно́го пострада́в,/ непоколеби́м ве́рою пребы́л еси́,/ враче́бною же му́дростию укра́шен,/ мно́гия лю́ди исцели́л еси́./ Сего́ ра́ди с любо́вию вопие́м ти:/ ра́дуйся, добропобе́дный испове́дниче,/ ра́дуйся, о́тче святи́телю Луко́,/ ра́дуйся, земли́ Ру́сския похвало́ и утвержде́ние.
Икос: Испове́данием тве́рдым Бо́га просла́вив,/ се́ятель духо́вных доброде́телей яви́лся еси́, Луко́ прехва́льне,/ и, я́ко архипа́стырь и учи́тель благоче́стия,/ нече́стия ре́вностный искорени́тель показа́лся еси́,/ жи́знь же в по́двизех и труде́х мно́гих соверши́в,/ вене́ц неувяда́емый от Го́спода прия́л еси́./ Сего́ ра́ди с любо́вию вопие́м ти:/ ра́дуйся, добропобе́дный испове́дниче,/ ра́дуйся, о́тче святи́телю Луко́,/ ра́дуйся, земли́ Ру́сския похвало́ и утвержде́ние.
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 4:Святи́телю Христо́в Луко́,/ же́ртва Бо́гу свяще́нная,/ испове́дников честно́е украше́ние,/ Це́ркве Правосла́вныя удобре́ние,/ Кры́мския земли́ похвало́,/ врачу́ благи́й и ми́лостивый,/ моли́ от боле́зней и бед изба́витися/ ве́рою и любо́вию творя́щим всечестну́ю па́мять твою́.
Испове́дник свяще́нен/ и архипа́стырь благоприя́тен,/ благоче́стия о́браз/ и исто́чник исцеле́ний,/ святи́телю Луко́, яви́лся еси́,/ ты бо, посреде́ гоне́ний служе́ние Це́ркви и по́двиг врачева́ния не оста́вив,/ до́бре лю́дем послужи́л еси́./ Те́мже, свяще́нное соверша́юще торжество́,/ пе́сньми духо́вными тя ублажа́ем.
Егда́ услы́шал еси́ боже́ственный глас, блаже́нне Луко́,/ тогда́, крест твой взем,/ Христу́ невозвра́тно после́довал еси́/ и, любо́вию к Нему́ распала́емь,/ посреде́ скорбе́й, боле́зней и бед/ испове́дание до́бре сохрани́л еси́./ Те́мже, свяще́нное соверша́юще торжество́,/ пе́сньми духо́вными тя ублажа́ем.
Па́мять твою́, святи́телю Луко́,/ с похвала́ми соверша́юще,/ ра́дости духо́вныя исполня́ются ча́да Це́ркве Правосла́вныя/ и прие́млют, я́ко от исто́чника неоску́днаго,/ боле́знем и неду́гом благода́тное исцеле́ние,/ его́же и нам подава́й, врачу́ богоблаже́нне,/ моли́твами твои́ми.
Богому́дре святи́телю,/ я́ко живописа́тель изря́ден и врачева́тель иску́сен,/ апо́столу Луке́ уподо́бился еси́,/ наипа́че же, душе́ю ми́лостивою/ и се́рдцем люботру́дным тому́ после́дуя,/ во мра́це безбо́жия ве́ру непоро́чную утвержда́л еси́./ Сего́ ра́ди мо́лим тя:/ исцели́ и просвети́ ду́ши на́ша моли́твами твои́ми.
Святи́телю Луко́ богоблаже́нне,/ в темни́цах и изгна́ниих/ на всяк день боле́знем и напа́стем приобща́яся,/ страда́ния Христа́ ра́ди возлюби́л еси́/ и, пре́лести зи́му теплото́ю боже́ственныя благода́ти растопи́в,/ ко Христу́, Незаходи́мому Сия́нию,/ со сла́вою всели́лся еси́./ Сего́ ра́ди мо́лим тя:/ исцели́ и просвети́ ду́ши на́ша моли́твами твои́ми.
Святи́телю о́тче Луко́ пречу́дне,/ служи́телю Та́ин Боже́ственных,/ де́лателю виногра́да Христо́ва,/ ве́ры утвержде́ние,/ Це́ркве Правосла́вныя сто́лпе непоколеби́мый,/ исто́чниче исцеле́ний оби́льный,/ Кры́мстей па́стве те́плый предста́телю,/ моли́ся Пресвяте́й Тро́ице/ спасти́ся душа́м на́шим.
Стихиры на стиховне
Глас 2:Егда́ беззако́ннии лю́дие,/ зло́бою неве́рия ослепле́ннии,/ гоне́ния лю́тая на Це́рковь Ру́сскую воздвиго́ша/ и мно́гия па́стыри в темни́цы всади́ша,/ тогда́, свя́те Луко́ пресла́вне,/ любо́вию ко Христу́ распала́емь,/ во земли́ Самарка́ндстей небоя́зненно святи́тельства сан прия́л еси́/ и, па́ству ти от Бо́га вруче́нную,/ до́бре упа́сл еси́.
Стих: Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду/ и преподо́бнии Твои́ возра́дуются.
Егда́ безбо́жнии мучи́телие,/ беззако́нное веле́ние исполня́юще,/ ру́ки своя́ на тя возложи́ша/ и, я́ко злоде́я, изгна́нию преда́ша,/ тогда́, свя́те испове́дниче Христо́в,/ ве́рою в Сы́на Бо́жия укрепля́емь,/ гра́ды и ве́си земли́ Сиби́рския обходи́л еси́/ и лю́ди ея́, апо́стольскими труды́ просвеща́я,/ от неду́гов душе́вных и теле́сных врачева́л еси́.
Стих: Блаже́н муж, боя́йся Го́спода,/ в за́поведех Его́ восхо́щет зело́.
Егда́ нечести́вии уби́йцы,/ лю́тою зло́бою ды́шуще,/ непра́ведно тя оболга́ша/ и темни́чному заключе́нию преда́ша,/ тогда́, священноиспове́дниче Луко́ пресла́вне,/ страда́ния тя́жкая претерпева́я,/ мучи́телей безбо́жных не убоя́лся еси́/ и, все упова́ние на Бо́га возлага́я,/ о́браз му́жества ве́рным лю́дем яви́л еси́.
Прииди́те, вси лю́дие,/ просла́вим ди́внаго святи́теля,/ в боже́ственней сла́ве пребыва́юща/ и моли́твами свои́ми ми́лость нам низпосыла́юща,/ на земли́ же мощьми́ свои́ми исцеле́ния ще́дро источа́юща;/ и велегла́сно Го́спода Бо́га на́шего возблагодари́м,/ я́ко дарова́ нам благода́тнаго врачева́теля/ и священноиспове́дника достохва́льнаго.
Стихиры на хвалитех
Глас 4:Красу́йся и лику́й, гра́де Симферо́полю,/ торжеству́йте, вси правосла́внии,/ зря́ще честны́я мо́щи врачева́теля безме́зднаго,/ источа́ющия исцеле́ния чу́дная/ всем, притека́ющим к ним с ве́рою/ и воспева́ющим Христа́ Жизнода́вца,/ подаю́щаго нам мир и ве́лию ми́лость.
Во хра́ме Святы́я Тро́ицы,/ иде́же лежа́т ны́не мо́щи твоя́,/ преблаже́нне Луко́ святи́телю,/ исцеле́ния подаю́тся всем челове́ком,/ ве́рою притека́ющим к ра́це твое́й./ Те́мже и мы усе́рдно мо́лим тя:/ моли́ Триипоста́снаго Бо́га/ дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость.
Весели́ся и торжеству́й земле́ Ру́сская,/ иму́щи пред Бо́гом моли́твенника те́пла,/ и́же, я́ко и́стинный па́стырь Христо́в,/ по́двиг страда́ния и испове́дничества в преде́лех твои́х соверши́./ Ны́не же в Небе́сней сла́ве Христу́ предстои́т/ и, взира́я на неизрече́нную Его́ добро́ту,/ прося́щим подае́т теле́сное здра́вие/ и мо́лит дарова́ти душа́м на́шим/ мир и ве́лию ми́лость.
Святи́телю о́тче Луко́,/ ты, ева́нгельски Христа́ возлюби́в,/ Его́ Боже́ственное и́го и крест испове́дничества на ра́мена подъя́л еси́/ и, я́ко ле́гкое бре́мя, поне́сл еси́,/ архипа́стырский же по́двиг до́бре соверши́в,/ Ца́рствия Небе́снаго дости́гл еси́./ Те́мже Го́спода сла́вы моли́,/ дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость.
Седальны
Глас 3:Но́вый свети́льник Це́ркве Ру́сския/ и моли́твенник те́плый за мир яви́лся еси́, святи́телю Луко́./ Те́мже и мы, припа́дающе к тебе́, взыва́ем:/ изба́ви нас от вся́кия беды́ и напа́сти/ и ко спасе́нию наста́ви моли́твами твои́ми.
Глас 6:Я́ко ма́слина плодови́та и лампа́да, еле́я благово́ннаго испо́лнена,/ пред Бо́гом яви́лся еси́, святи́телю о́тче Луко́./ Сего́ ра́ди мо́лим тя:/ благоуха́нием святы́ни твоея́ отжени́ от нас смрад грехо́вный/ и еле́ем моли́тв твои́х исцели́ стру́пы душ и теле́с на́ших.
Глас 4:Всечестна́я и светоно́сная па́мять твоя́, святи́телю Луко́,/ испо́лни всех ра́дости и весе́лия духо́внаго./ Те́мже и мы, восхваля́юще во святи́тельстве труды́ твоя́/ и терпе́ние в испове́дничестве,/ сла́вим просла́вльшаго тя Го́спода./ Его́же моли́ спасти́ся нам, любо́вию тя почита́ющим.
Глас 8:О́чи серде́чнеи ко Го́споду вы́ну име́я,/ испове́дник дерзнове́нный ве́ры Христо́вы яви́лся еси́, о́тче Луко́,/ и, си́лою слове́с боже́ственных полки́ безбо́жных отгоня́я,/ Кры́мскую па́ству му́дре упа́сл еси́./ Те́мже по кончи́не в Небе́сныя оби́тели со сла́вою водвори́лся еси́, святи́телю блаже́нне./ Моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти/ чту́щим всечестну́ю па́мять твою́.
Светильны
Свети́льник ве́ры и испове́дник тве́рдый яви́лся еси́, Луко́ пресла́вне./ Пло́тию, а́ще и почи́л еси́,/ но ду́хом в Ца́рствии невече́рнем со Христо́м пребыва́еши/ и при́сно мо́лишися Ему́ о всех,/ ве́рою и любо́вию тя почита́ющих.
Богородичен: Вы́шних чинонача́лий Превы́шшая су́щи,/ нас, ни́жних, не оста́ви, Пречи́стая Влады́чице,/ но при́сно с на́ми бу́ди/ и от вся́ких наве́тов вра́жиих свободи́.
Каноны
Кано́н святи́телю, глас 8 (основной)
Житие
Житие святителя Луки, исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского
27 апреля 1877 года в Керчи в многодетной семье провизора Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого родился сын, мальчика назвали Валентином.
В конце восьмидесятых годов семья переехала в Киев. Феликс Станиславович, был католиком, но его супруга, Мария Дмитриевна, родилась в православной семье, поэтому и детей воспитывала в православных традициях. Глубокая вера пришла к Валентину после осмысленного прочтения Нового Завета, подаренного ему директором гимназии при получении аттестата зрелости.
У Валентина с детских лет была склонность к рисованию, он даже собирался поступать в Петербургскую Академию художеств, но вместе с этим ему хотелось стать сельским учителем или фельдшером, чтобы облегчить трудную жизнь простого народа в Российской глубинке. С такими мыслями пришёл юноша к директору народных училищ Киевского учебного округа. Директор, оценив “народнические стремления” Валентина, убедил его поступать на медицинский факультет.
В 1898 году Валентин поступил на медицинский факультет Киевского университета, в 1903 году успешно окончил его.
Началась русско-японская война. 30 марта 1904 года Валентин в составе отряда Красного Креста выехал на Дальний Восток. В Чите началась практика молодого хирурга. Валентин безупречно выполнял сложнейшие операции.
В 1904 году Валентин женился на сестре милосердия Анне Васильевне Ланской. Вскоре молодые переехали в уездный городок Ардатов, затем перебрались в село Верхний Лубаж. Из соседних губерний приезжали больные к молодому хирургу. Однажды после удачной операции, выполненной Валентином, прозрел молодой нищий. В скором времени исцелённый юноша собрал слепцов со всей округи, многим из них молодой хирург вернул зрение.
В земских больницах Валентину приходилось сталкиваться с тяжёлыми осложнениями после применения общего наркоза. Появление обезболивающих препаратов для местной анестезии наводят хирурга на мысль о необходимости разработки вопросов регионарного обезболивания, и с 1907 по 1916 год он набирает материал для докторской диссертации. Валентин приезжает в Москву, устраивается на работу в клинике крупного учёного П.И. Дьяконова.
В 1915 году в Петрограде вышла первая книга В.Ф. Войно-Ясенецкого “Региональная анестезия”, которая принесла молодому врачу известность в научных кругах. В 1916 году, успешно защитив свою монографию “Региональная анестезия”, как диссертацию, он получает степень доктора медицины. В Переславле-Залесском Валентин выполняет сложнейшие операции, в том числе на сердце и мозге. Не смотря на занятость, Валентин в воскресные и праздничные дни посещает церковь. Однажды, составляя план будущей книги “Очерки гнойной хирургии”, Валентин вдруг подумал, что “когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя Епископа”.
По промыслу Божиему жизнь Валентина сложилась таким образом, что в феврале 1922 года, после смерти жены, по благословению епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия он принял сан диакона, а через неделю уже был рукоположен в сан священника.
Из воспоминаний Владыки: “Аня умерла тридцати восьми лет. Две ночи я сам читал над гробом Псалтырь... Часа в три второй ночи я читал 112 псалом... И последние слова псалма поразили меня, ибо я с совершенной явью и несомненностью воспринял их как слова Самого Бога, обращенные ко мне: “И неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях”. Господу Богу было ведомо, какой тяжёлый и тернистый путь ждёт меня, и тотчас после смерти матери моих детей Он Сам позаботился о них... Я принял потрясшие меня слова, как указание Божие на мою операционную сестру Софию Сергеевну Велецкую..., она недавно похоронила мужа и была неплодной, т.е. бездетной...
Она с радостью согласилась исполнить Божье повеление о ней”.
В 1923 году ссыльный епископ Уфимский Андрей тайно постриг отца Валентина в монашество, дав ему, новое имя – Лука, в честь евангелиста и апостола Луки, который по преданию был иконописцем и врачом. На съезде туркестанское духовенство, зная высокую духовную жизнь Войно-Ясенецкого, избрало его на Ташкентскую Архиерейскую кафедру.
31 мая 1923 года под Самаркандом два ссыльных Архиерея совершают над ним архиерейскую хиротонию. Патриарх Тихон утвердил и признал законной хиротонию. Вскоре последовали арест и ссылка в город Енисейск. В ссылке Владыка активно занимается врачебной деятельностью. Позже Владыка Лука вспоминал, что, находясь в ссылке в Енисейске в просторном доме, в котором совершались богослужения, он неожиданно встретил незнакомого старика- монаха, который, увидев его “точно остолбенел”.
Владыка Лука спросил: “Почему ты так остолбенел, увидев меня?”
– Как же не остолбенеть?! Десять лет тому назад я видел сон... Мне снилось, что я в Божьем храме и неведомый архиерей рукополагает меня в иеромонаха. Сейчас, когда вы вошли, я увидел этого архиерея, – ответил монах.
“Монах сделал мне земной поклон, и за Литургией я рукоположил его во иеромонаха. Десять лет тому назад, когда он видел меня, я был земским хирургом в Переславле-Залесском. А у Бога в то время я уже был епископом... Так неисповедимы пути Господни”, – вспоминал Владыка Лука.
В 1926 году Владыка Лука вновь возвращается в Ташкент. После первых же удачно проведённых операций, весть о талантливом хирурге молниеносно пронеслась по всей округе. На врача, читающего молитвы перед каждой операцией, говорящего, что Бог его руками исцеляет больных, стали писать доносы. В награду за бескорыстное служение народу, власти отправили Владыку ещё севернее: в Туруханск, затем Красноярск, позже в заполярный поселок Плахино. 1926 год тяжело больной Владыка возвращается из ссылки и приступает к работе. Однако в 1930 году последовал новый арест. Тяжелый год, проведенный в тюрьме, спровоцировал новые болезни (склероз аорты, кардиосклероз, расширение сердца, сердечная декомпенсация, отеки). После тюрьмы последовала ссылка в Котлас, а затем в Архангельск. В 1933 году, после освобождения, Владыке пришлось работать в Андижане, здесь он заболел тропической лихорадкой, осложнившейся отслойкой сетчатки левого глаза. После двух неудачных операции последовала полная потеря зрения на левый глаз.
В 1934 г. вышла книга “Очерки гнойной хирургии”, которая принесла Епископу-хирургу известность. С 1935 года Владыка возглавляет главную операционную в Институте неотложной помощи в Ташкенте. Однако в 1937 году шестидесятилетнего профессора вновь арестовывают по обвинение в шпионаже в пользу иностранной разведки. Круглосуточные допросы, перемежающиеся с издевательствами и пытками, не сломили Владыку Луку. Вскоре он был приговорён к трём годам ссылки по этапу: Ташкент, Алма-Ата, Новосибирск, Красноярск, Большая Мурта, Томск.
С 1941 года ссыльный профессор консультировал все госпитали Красноярского края.
Когда в 1942 году срок ссылки закончился, Владыка Лука получил назначение возглавить Красноярскую епархию с возведением в сан Архиепископа. Напряженную работу хирурга Владыка Лука совмещает с борьбой за Православие – добивается открытия новых храмов. В 1944 году госпиталь из Красноярска переезжает в Тамбов, и Архиепископ Лука получает назначение на Тамбовскую кафедру. За огромный вклад в медицинскую науку и практическую хирургию в Тамбове Владыка Лука был награжден медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–45 гг.”. С 1945 по 1947 год Архиепископ Лука пишет книгу “Дух, душа, тело”, в которой доказывает, что ничто не препятствует гармоничному сочетанию веры и науки.
1945 год – Луку ссылают в Симферополь. В этом же году Патриарх Московский наградил Владыку Луку бриллиантовым крестом на клобук, а в 1946 году Владыку назначают Архиепископом Крымским и Симферопольским. Владыка продолжает врачебную деятельность, читает лекции по медицине. Однажды на заседании хирургического общества военный хирург задал вопрос Владыке:
– Как вы, такой специалист, хирург, можете верить в Того, Кого никто никогда не видел, в Бога?
Профессор ответил: “Вы верите в любовь?”
– Да.
– Вы верите в разум, а вы видели ум?
– Нет.
– Вот и я не видел Бога, но верю, что Он есть.
В 1959 году отвечая в письме на вопросы студентов мединститута, интересующихся как можно совмещать научную деятельность с глубокой верой в Бога, Владыка писал, что нельзя судить о религии по антирелигиозной пропаганде:
– Глубоко религиозным я был с детства, и вера моя не только не уменьшилась по мере приближения старости..., а всё более углубилась.
За 38 лет священства и архиерейского служения я произнёс около 1250-ти проповедей... Свои “Очерки гнойной хирургии” я написал, уже, будучи епископом.
Лишённой возможности трудиться в больнице, учёный продолжает принимать больных у себя дома, на его двери было вывешено объявление, в котором сообщалось, что профессор медицины ведет бесплатный приём больных. Самые безнадёжные больные, исцелялись после посещения Владыки Луки. Успешное лечение было связано не только с профессиональным умением профессора медицины, но и с глубокой верой Владыки. Он учил и больных просить выздоровления у Бога. По свидетельству очевидцев в последние годы жизни, теряя зрение, Владыка продолжал помогать страждущим, консультировал, вымаливал безнадёжно больных людей.
Однажды к Владыке привели двенадцатилетнего мальчика. На шее у больного образовалась опухоль, свисающая на грудь. Владыка попросил мать больного мальчика не слушать врачей настаивающих на операции, а зайти к нему через три дня. Через три дня благодарная мать привела под благословение архиерею полностью выздоровевшего сына.
Когда священник Леонид Дунаев рассказал Владыке о тяжело больной жене, то услышал ответ: “Не смейте давать ей лекарство”. На третий день он посетил прикованную к постели матушку Капитолину, широким крестом благословил больную и сказал:
– Вот вам лекарство: во имя Отца и Сына и святого Духа!
Когда Владыка Лука уехал, исцелённая по молитвам праведника матушка Капитолина, сразу поднялась с постели.
Узнав о том, что у жены священника Иоанна Милославова “случился приступ”, а врачи скорой помощи не найдя ничего серьёзного отказали больной в госпитализации, Владыка серьёзно обеспокоился. Он рекомендовал срочно сделать операцию. Когда по настоянию профессора врачи вскрыли брюшную полость, то обнаружили нарыв, который “вот-вот был готов разорваться”. Врачи были поражены точной диагностикой архиепископа Луки. Матушка Надежда была спасена.
В 1956 году Владыка полностью ослеп. Но больные, верующие в силу молитв старца всё так же обращались к нему за помощью.
Однажды к Владыке Луке обратилась за помощью мать больной Галины, с диагнозом: саркома головного мозга.
– Я буду молиться, – пообещал Владыка Лука.
Господь услышал молитвы праведника, Галина выздоровела, впоследствии она закончила мединститут, защитила кандидатскую диссертацию...
По его молитвам была исцелена молодая женщина, долгое время страдающая от болей в горле (врачи не смогли ей помочь). Владыка перекрестил больную, помолился и сказал: “Теперь ты будешь здорова”. Через несколько дней исцелённая женщина уехала к мужу на Дальний Восток.
Семен Каменский был безнадежно болен и попросил Архиепископа Луку присутствовать на операции. Святитель спросил: “Веришь ли ты в Бога?” – “Верю, Владыка, но в церковь не хожу”. – “Молись! Благословляю тебя и отстраняю от операции. Пятнадцать лет ты не будешь иметь никакой болезни”. Так и случилось, по слову Святителя.
Многие люди были благодарны Владыке Луке, в своих письмах они писали ему, что он оживил их и духовно. Владыка и сам считал, что как бы высоко не ценилась людьми его медицинская деятельность, но архиерейская деятельность была неизмеримо важнее.
Преставился Святитель Лука 11 июня 1961 года. В этот день Церковь праздновала память всех святых, в земле Российской просиявших. Вскоре на могиле Святителя Луки стали происходить чудеса исцелений.
Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых.