Преподо́бнаго отца́ на́шего Исаа́кия, оби́тели Далма́тския
Минея. Дата 2024-06-12 (30 мая по ст. стилю)
Знак типикона: ВседневныйЧтения
На Утрени:
Апостол:
Евангелие:
Прокимен
Прокимен, глас :
Стих:
Аллилуарий
Аллилуарий, глас :
Стих:
Причастен
Тропари
Глас 8:В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Исаа́кие, дух твой.
Кондаки
Глас 8:Я́ко уго́дник Бо́жий ве́рный,/ по Христо́ве Це́ркви ре́вностию разже́гся,/ бразды́ Ва́лентовы удержа́в,/ проро́чески тому́ о затворе́нии Це́ркве па́губную смерть предре́кл еси́, преподо́бне./ Те́мже при́сно моли́ о нас, чту́щих тя, Исаа́кие преподо́бне.
Икос:
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 1:Ра́йския добро́ты зря,/ и бога́тно насла́ждся нетле́нных цвете́ц,/ прозя́бл еси́ ми́рови ра́зум Бо́жий:/ ему́же прича́щшеся, преподо́бне,/ духо́вною любо́вию,/ ду́ши возрасти́м, Исаа́кие.
Воздержа́нием те́ло огра́ждь,/ страстна́я движе́ния умертви́л еси́, о́тче,/ моли́твами и бде́нии./ Те́мже я́же в тебе́/ духо́вная си́ла осени́вши,/ показа́ тя мы́сленна свети́льника и всеми́рна.
Мона́шеское житие́ ты уясни́л еси́,/ от пусты́ни, о́тче, возсия́в гра́ду,/ я́коже со́лнце./ Те́мже ве́рныя уче́нии твои́ми просвети́л еси́,/ благослови́ти Отца́, и Сы́на,/ и Ду́ха Единосу́щнаго.
Одержи́ми паде́нии ненаде́жными, Чи́стая,/ Тя Предста́тельницу еди́ну иму́ще, Де́во,/ вопие́м благода́рственно:/ очи́сти ны, Пресвята́я Богоневе́сто,/ Ты бо еси́ ми́ру прибе́жище/ и заступле́ние ро́ду на́шему.
Жезло́м Твоего́ предста́тельства, Богороди́тельнице Чи́стая,/ звери́ныя стра́сти окая́нныя души́ моея́ отжени́ вско́ре,/ ми́рно живо́т мой управля́ющи,/ и свято́му мя ста́ду избра́нных Твои́х ове́ц причти́.
Согреше́ний пучи́ною потопля́емь,/ к ти́хому приста́нищу Пречи́стыя Твоея́ моли́твы, Богороди́тельнице, прибе́г,/ взыва́ю Ти:/ спаси́ мя, держа́вную Твою́ пода́вши десни́цу/ рабу́ Твоему́, Пренепоро́чная.
Нра́вом гнилы́м попо́лзся, ниц лежу́/ и к Твое́й, Де́во, притека́ю тишине́:/ от бу́ри сопроти́вныя/ и искуше́ний многообра́зных мя изба́ви,/ да пою́ Твою́ благода́ть непреста́нно,/ Богоро́дице, Ма́ти Присноде́во.
Крестобогородичен,У Креста́ предстоя́щи Сы́на и Бо́га Твоего́/ и долготерпе́ние Того́ смотря́ющи,/ глаго́лаше, пла́чущи, Ма́ти Чи́стая:/ увы́ Мне, Ча́до сладча́йшее,/ что́ сия́ стра́ждеши непра́ведно, Сло́ве Бо́жий,/ да спасе́ши челове́чество?
Стихиры на стиховне
Стихиры на хвалитех
Седальны
Глас 4:Тучено́сный о́блак духо́вный яви́лся еси́, преблаже́нне, су́щим на земли́,/ напая́я, я́ко бразду́, ве́рных сердца́:/ обте́к же концы́ Боже́ственными словесы́ твои́ми,/ дождь уче́ний источи́л еси́, прему́дре,/ те́мже, я́ко пото́ки, всех сердца́ благово́ние Ду́ха/ богому́дренно израсти́л еси́, Богоно́се Исаа́кие,/ моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти/ чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Светильны
Каноны
Канон преподобного, глас 8 (основной)
Житие
Святой преподобный Исаакий, исповедник Далматский
Святой преподобный Исаакий, исповедник Далматский, жил в IV веке. После принятия монашеского пострига он совершал иноческие подвиги в пустыне. В годы царствования императора Валента (364–378), который был сторонником ереси арианства, начались преследования православных, закрывались и разрушались храмы. Когда весть о гонении дошла до преподобного Исаакия, то, как повествуется в кондаке святому, «яко угодник Божий верный, по Христове Церкви ревностию разжегся», святой Йсаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь для утешения и духовного укрепления православных.
В то время племена готов начали войну против Византии и, захватив Фракию, отправились на Константинополь. При выходе византийских войск из столицы, преподобный Исаакий обратился к императору Валенту с такими словами: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество, однако император не обращал внимания на слова монаха и самоуверенно продолжал путь. Более того, рассерженный Валент приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником; выйти из него было невозможно, так как на дне оврага было болото.
Однако преподобный помощью Божией остался жив. С трудом он выбрался из рва, догнал императора и снова сказал ему: «Ты хотел погубить меня, но святые ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и содержать в заточении до своего возвращения. Пророчество святого вскоре сбылось: в сражении готы стали одерживать победу я преследовали греческие войска, а укрывшийся в сарае с соломой император вместе с военачальникомарианином были сожжены наступавшими. Так преподобный Исаакий «явился воистину пророком славным». Вскоре после известия о гибели императора святой был освобожден и отныне почитался как пророк Божий.
Святой Феодосии Великий (379–395) после своего избрания на царский престол призвал к себе преподобного старца Исаакия по просьбе Сатурнина и Виктора и, встретив его с великой честью, просил его благословения и святых молитв.
По совету преподобного император созвал Второй Вселенский Собор в 381 году в Константинополе, на котором святой Исаакий был решительным противником ереси арианства. После окончания собора сторонники еретика Ария были изгнаны из Константинополя, а храмы были возвращены православным.
Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор просили святого не покидать города и ограждать его своими молитвами. Для этого они построили старцу жилище в предместье Константинополя. К святому Исаакию стали собираться иноки, и постепенно на месте их поселения возникла обитель, игуменом и духовным наставником которой был сам преподобный. Он духовно окормлял также и мирян, помогая бедным и страждущим.
Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (память 3 августа), по имени которого и стал называться монастырь. Кончина преподобного Исаакия последовала в 383 году (по другим источникам, между 390–400 гг.). Мощи его вначале были положены в храме святого Стефана, располагавшагося неподалеку от Далматского монастыря, а впоследствии перенесены в храм Всех святых.
Святая Церковь празднует память святого Исаакия 30 мая и 22 марта. Известно, что во имя преподобного Исаакия Далматского император Петр I построил известный Исаакиевский собор в Петербурге, так как Петр I родился 30 мая – в день памяти преподобного Исаакия.
Литература:
1. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Жития святых. Т. 9. М., 1908.
2. Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. Жития святых, чтимых Православной Церковью. Май. СПб., 1885.
3. Бахметева А. Н. Избранные жития святых. Т. 9. Май. М., 1859.
4. Дестунис С. Жития святых. Май. СПб., 1892.
5. Гурьев В., священник. Четьи-Минеи в поучениях на каждый день года. Март, апрель, май. М., 1896.
6. Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., изд. Московской Патриархии, 1979.