06-01 Преподобнаго отца нашего Дионисия, Глушицкаго чудотворца

Преподобнаго отца нашего Дионисия, Глушицкаго чудотворца

Краткое наименование:

06-01 Преподобнаго отца нашего Дионисия, Глушицкаго чудотворца

Минея. Дата 2024-06-14 (01 июня по ст. стилю)

Знак типикона: Полиелейный
Праздник: святого


Чтения

На Утрени:

Апостол:

Евангелие:


Прокимен

Прокимен, глас :
Стих:


Аллилуарий

Аллилуарий, глас :
Стих:


Причастен


Тропари

Глас 1:

Боже́ственною любо́вию от ю́ности распала́емь,/ Диони́сие преподо́бне,/ вся, я́же в ми́ре кра́сная, возненави́дев,/ Христа́ еди́наго возлюби́л еси́/ и Сего́ ра́ди во вну́треннюю пусты́ню всели́лся еси́,/ со зверьми́ живы́й, весь Христо́ви./ Отону́дуже и Всеви́дящее О́ко, твоя́ труды́ ви́дев,/ да́ром чуде́с и по преставле́нии обогати́л тя есть./ Те́мже вопие́м ти:/ моли́ непреста́нно о всех нас,/ честну́ю па́мять твою́ при́сно/ в пе́снех почита́ющих.


Кондаки

Глас 8:

Все твое́ у́мное жела́ние к Бо́гу впери́в,/ Тому́ невозвра́тно от души́ после́довал еси́, в пусты́ню всели́вся,/ и, та́мо а́нгельски пожи́в, мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию;/ сего́ ра́ди и Христо́с тебе́ просла́ви и да́ром чуде́с обогати́./ Те́мже вси вопие́м ти:/ ра́дуйся, Диони́сие преподо́бне, пусты́нный жи́телю.

Икос: Храм Бо́гу я́ко вои́стинну себе́ соде́лав, о́тче,/ и Вы́шнего Иерусали́ма яви́вся граждани́н,/ Боже́ственными доброде́тельми твои́ми безпло́тных че́сти сподо́бился еси́./ Те́мже и мы зря́ще чудеса́, похвале́нию досто́йная,/ я́же удивля́ют нас и науча́ют тебе́ зва́ти такова́я:/ ра́дуйся, благочести́ваго отца́ о́трасль и ма́тере благогове́йный ветвь./ Ра́дуйся, целому́дрия сто́лпе,/ и́мже бесо́вская шата́ния искорени́шася./ Ра́дуйся, свети́льниче многосве́тлый./ Ра́дуйся, я́ко увяди́л еси́ плотска́я мудрова́ния./ Ра́дуйся, пусты́ни до́брое прозябе́ние./ Ра́дуйся, пра́ведных Боже́ственное наслажде́ние./ Ра́дуйся, я́ко презре́л еси́ теку́щая и тле́нная./ Ра́дуйся, я́ко на Небесе́х со А́нгелы живе́ши./ Ра́дуйся, я́ко мона́шествующих изве́стное пра́вило./ Ра́дуйся, леня́щихся к Бо́гу дерзнове́ние./ Ра́дуйся, исто́чниче чуде́с богото́чный./ Ра́дуйся, честны́й Ду́ха сосу́де, наста́вниче на́шего спасе́ния./ Ра́дуйся, Диони́сие преподо́бне, пусты́нный жи́телю.

Глас :

Икос: Ин Прииди́́те, и́ночествующих мно́жество,/ ве́рою соше́дшеся днесь,/ я́ко и́стиннаго по́стника почита́ем Диони́сия,/ и честну́ю его́ и многоцеле́бную ра́ку обстоя́ще,/ любе́зно облобыза́ем, глаго́люще:/ о всеблаже́нне Диони́сие,/ преподо́бным сожи́телю и по́стником похвало́,/ в наро́читем пра́зднице преподо́бнаго па́мяти духо́вне весели́мся,/ Ева́нгельских исто́чник струя́ми напои́вшеся, ра́дующеся, реку́ще:/ ра́дуйся, Диони́сие, преподо́бне и всеблаже́нне,/ Небе́сный челове́че и земны́й А́нгеле/ и Ду́ха Пресвята́го обита́лище./ Ра́дуйся, я́ко мно́гих к спасе́нному пути́ наставля́ющий;/ ра́дуйся, оте́честву на́шему похвало́ и утвержде́ние./ Ра́дуйся, де́лателю вои́стинну разу́мный;/ ра́дуйся, преподо́бне, а́лчущим пита́телю и оби́димым посо́бниче./ Ра́дуйся, печа́льным утеше́ние и вдови́цам засту́пниче, Диони́сие преблаже́нне,/ хромы́х хожде́ние и кре́пость,/ мно́гим неду́гом цели́телю;/ ра́дуйся, скорбя́щим сла́дкое похвале́ние,/ вождю́ слепы́м и све́тлость/ и пла́вающим наста́вниче те́плый./ Ра́дуйся, чи́сте, Чисте́йшему Све́ту совокупи́ся;/ ра́дуйся, я́ко Тро́ице предстои́ши со А́нгелы./ Мо́лим тя: непреста́нно о нас моли́ся,/ дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.


Стихиры на "Господи, возвах"

Глас 4:

Пе́рвее пости́вся,/ пло́ти взыгра́ния/ воздержа́нием умертви́л еси́,/ второ́е побе́ду взял еси́ на враги́/ и низложи́л еси́ их кова́рства твои́ми по́двиги,/ Диони́сие Богоблаже́нне./ Те́мже тя венча́ сугу́быми венцы́/ Иису́с Человеколюбе́ц/ и Спас душ на́ших.

Струя́ми слез твои́х/ се́мя Боже́ственное напои́л еси́,/ я́ко земля́ благоплодови́та, Богодухнове́нне,/ стори́цею воздая́,/ преподо́бия плод прозя́бл еси́ вои́стинну/ и в жи́тницы собра́л еси́ мы́сленный,/ си́лою духо́вною/ тебе́ претво́ршаго премене́нием лу́чшим,/ Диони́сие пресла́вне.

Ве́рою и любо́вию,/ о празднолю́бцы, соше́дшеся днесь,/ псалмы́ и пе́сньми восхва́лим/ Небе́снаго челове́ка, земна́го А́нгела./ К нему́же возопие́м:/ о всеблаже́нне преподо́бие,/ пусты́нный жи́телю,/ по́стников похвало́,/ о нас моли́ся ко Го́споду, о́тче Диони́сие,/ спасти́ся душа́м на́шим.

Преподо́бие и Богоблаже́нне о́тче Диони́сие/ вои́стинну сподо́бился еси́ Боже́ственный жи́зни,/ посто́м и бде́нием изнуря́я те́ло твое́,/ о́браз быв мона́хом:/ а́ще бо и теле́сный язы́к умолче́,/ но чудеса́ свиде́тельствуют,/ пусты́ня, пропове́дающи, хва́лится,/ име́ющи в себе́ неотъе́млемое сокро́вище;/ лю́дие бо, зря́ще честну́ю ра́ку моще́й твои́х и чудеса́ быва́емая,/ прославляю́т просла́вльшаго тя Го́спода./ Ему́же моли́ся непреста́нно/ дарова́ти во́инству на́шему на враги́ побе́ды/ и вселе́нней мир и ве́лию ми́лость.


Стихиры на стиховне

Глас 2:

Яви́вся/ от ма́терних пеле́н,/ Богоно́се преподо́бне Диони́сие,/ сосу́д, о́тче, был еси́/ и дом Пресвята́го Ду́ха.

Стих: Честна́ пред Го́сподем/ смерть преподо́бных Его́.

Нося́ на ра́му твое́ю Госпо́день Крест,/ Диони́сие, о́тче преподо́бне,/ бесо́вское мечта́ние/ до конца́ потреби́л еси́/ и ве́рным исцеле́ние дарова́л еси́.

Стих: Блаже́н муж, боя́йся Го́спода,/ в за́поведех Его́ восхо́щет зело́.

Пре́лесть лука́вых бесо́в/ обличи́л еси́ кре́стною си́лою,/ бо́дренными моли́твами и сле́зными исто́чники,/ Це́ркви ве́рных обогати́л еси́,/ Богоблаже́нне Диони́сие.

Е́же по о́бразу соблю́д невреди́мо,/ ум влады́ку на стра́сти па́губныя по́стнически поста́вив,/ во е́же по подо́бию, я́ко мо́щно, возше́л еси́,/ му́жески бо естество́ пону́див,/ потща́лся еси́ ху́ждшее покори́ти лу́чшему/ и плоть порабо́тити ду́ху./ Те́мже мона́шествующих яви́лся еси́ верх,/ жи́тель пусты́нный,/ благотеку́щих обучи́тель,/ пра́вило доброде́тели изве́стнейшее./ И ны́не на Небесе́х зерца́лом разре́шшимся,/ о́тче наш Диони́сие,/ чи́сте зри́ши Святу́ю Тро́ицу,/ моля́ся несре́дственне/ о и́же ве́рою и любо́вию чту́щих тя.


Стихиры на хвалитех

Глас 2:

Диони́сие, мона́хов удобре́ние,/ прозябе́ние кра́сное пусты́ни,/ преподо́бных похвало́,/ ве́рных утвержде́ние,/ любо́вию творя́щих твою́ всечестну́ю па́мять/ и к ра́це моще́й твои́х приступа́ющих,/ изба́ви обстоя́ния вся́каго/ и о́гненнаго осужде́ния.

Тро́ице храм сам себе́ соде́лал еси́,/ о́тче Богоблаже́нне,/ в пусты́ни непрохо́дныя заше́д,/ я́ко Моисе́й, в Сина́йскую го́ру всели́лся еси́,/ иде́же прии́м Боже́ственный зако́н,/ мона́хов мно́жество вои́стинну/ научи́л еси́ изря́дному житию́,/ и ны́не прикаса́ющимся к ра́це моще́й твои́х/ подае́ши всем исцеле́ние.

Име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,/ моли́ся о ста́де твое́м, преподо́бне,/ сохрани́тися от искуше́ний вра́жиих и язы́ческих нахожде́ний,/ огня́ и меча́, и вся́каго прило́га,/ и наве́та лука́ваго:/ тебе́ бо град и покро́в иму́ще,/ на тя наде́жду с Бо́гом стяжа́хом, блаже́нне.

На Не́бо теку́щую возше́д колесни́цу, чу́дне,/ доброде́телей дости́гл еси́ кра́йнее/ жития́ воздержа́нием,/ из пусты́ни смотря́я Вы́шнего Иерусали́ма красоты́/ и боле́зненных подвиго́в досто́йно по́чести восприи́м,/ с Небе́сными ра́дуешися чинонача́лии, преблаже́нне,/ ве́чных благ насле́дник яви́лся еси́,/ Небе́снаго Ца́рствия жи́тель быв./ Моли́ся, Богоно́се Диони́сие, Спа́су всех/ умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.


Седальны

Глас 3:

Сою́зом любве́ привяза́вся Христу́, земна́я же и мимотеку́щая возненави́дев,/ пусты́нное озлобле́ние усе́рдно подъя́л еси́,/ бесо́вская же ополче́ния и их многоко́зненную си́лу до конца́ посрами́л еси́,/ и Подвигополо́жник Христо́с дарова́нием чуде́с обогати́ тя./ Те́мже тя почита́ем, Диони́сие Богому́дре.

Глас 1:

Житие́ благоче́стно на земли́ стяжа́в, прия́телище чи́сто Ду́ху ты яви́лся еси́,/ просвеща́я ве́рою к тебе́ притека́ющия, блаже́нне./ Те́мже моли́ твоего́ Влады́ку просвети́ти ду́ши нас, воспева́ющих тя,/ Диони́сие, преподо́бне о́тче наш.

Глас 8:

Окормля́емь си́лою вседе́тельною и ве́трилом кре́стным обложе́н,/ легко́ преплы́л еси́ жития́ мо́ре/ и к Боже́ственным вои́стинну приста́нищем дости́гл еси́,/ доброде́телей ку́плю мно́гу стяжа́в, ю́же всех Влады́це прине́сл еси́,/ и́же, благи́й ра́бе, слы́шал еси́./ Неду́гующих исцели́л еси́, ско́рчившихся ру́це испра́вил еси́,/ слепы́я просвеща́я, немы́м повеле́л еси́ вопи́ти./ Диони́сие преподо́бне, моли́ Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние дарова́ти/ чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Глас 8:

Красоты́ мирски́я от млады́х ногте́й, преподо́бне, возненави́дев,/ еди́наго Христа́ от се́рдца возлюби́л еси́ и, Тому́ все́ю душе́ю прилепи́вся,/ я́ко безпло́тен, на земли́ пожи́л еси́ с пло́тию,/ сла́ву же мимотеку́щую и бога́тство нивочто́же вмени́в,/ Небе́сное бога́тство восприя́л еси́ и сла́ву ве́чную./ Те́мже и ублажа́ем свято́е твое́ успе́ние/ и, в нем торжеству́юще, вопие́м ти:/ Богоблаже́нне о́тче наш Диони́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние дарова́ти/ чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.


Светильны

Пристра́стия мирска́го, я́ко от скве́рны, уклони́лся еси́,/ разу́мнаго Со́лнца светоза́рная луча́возсия́,/ свети́льник многосве́тлый, пусты́нное воспита́ние и чистоты́ оби́телище,/ Христо́вы добро́ты я́сно зря,/ Его́же сия́нием ум твой озари́л еси́/ и сла́вою обогати́лся еси́ Небе́сною, Диони́сие сла́вне./ Мо́лим тя, в ми́ре сохране́ным бы́ти па́мять твою́ почита́ющим.

Богородичен: Я́ко иму́щи милосе́рдие и ми́лость ве́лию,/ при́зри, Препе́тая Богоро́дице Де́во, на мое́ смире́ние,/ и страсте́й молву́, и собла́зн жития́ разори́, Отрокови́це,/ и огня́ гее́нскаго изба́ви мя моли́твами Твои́ми.


Каноны

Канон преподобного, глас 8 (основной)


Житие

Преподобный Дионисий Глушицкий

Преподобный Дионисий Глушицкий родился в окрестностях Вологды в первых числах декабря 1362 года. Во Святом Крещении он был назван Димитрием. С юных лет у Димитрия проявилось стремление к иноческой жизни. Оставив родительский дом, он отправился на расположенное неподалеку от Вологды Кубенское озеро. Здесь, на скалистом берегу («на камне»), находился Спасо-Каменный монастырь, историю которого написал впоследствии, в XV веке старец Паисий Ярославов. Игуменом обители был в то время, период ее духовного расцвета, грек Дионисий, по прозванию Святогорец, покинувший Афон из-за смуты вокруг паламитских споров. Известный своим благочестием и широкой образованностью, Дионисий Святогорец сразу увидел в пришедшем юноше духовно одаренную личность.

Приняв монашеский постриг с именем Дионисия, таким же, как и у игумена (это произошло около 1386–1387 гг.), молодой инок полностью отказался от своей воли и всецело предал себя руководству мудрого духовного наставника. В монастыре действовал строгий общежительный устав, запрещавший насельникам иметь какую-либо собственность. Инок Дионисий, изнуряя плоть постом, а дух укрепляя молитвой, старался выполнять самые тяжелые монастырские работы.

В подвигах труда, поста и молит вы, непрестанно совершенствуясь, он провел девять лет. Благодаря подвижнической жизни, кротости и трудолюбию преподобный Дионисий приобрел среди иноков обители высокий духовный авторитет.

Оказываемые ему почет и уважение стали теготить смиренного инока: у него созрело желание посвятить себя пустынножительству. Вместе со своим единомышленником и собратом Пахомием преподобный Дионисий после долгих размышлений и коленопреклоненных молитв решил обратиться за благословением к игумену. После беседы с иноками проницательный духовный руководитель понял их будущее предназначение и, преподав отеческие наставления, отпустил преподобных Дионисия и Пахомия из монастыря.

Направляясь вдоль восточной сто роны Кубенского озера, иноки достиг ли излучины реки Сухоны, где рядом с селением Святая Лука ими был обнаружен заброшенный, полуразру шившийся монастырь. Путники сочли это место подходящим для отшельничества. Построив для жилья кел лию, они принялись за сооружение деревянного храма, который, благодаря обилию леса, вскоре был завершен. Иконы для храма написал сам преподобный Дионисий, у которого еще в монастыре обнаружился незаурядный талант иконописца. Для совершения богослужений нужен был священник. С этой целью преподобный Дионисий отправился в Ростов Великий.

Архиепископ Ростовский Григорий с любовью принял инока Дионисия – выходца из того же Спасо Каменного монастыря, где и сам он был пострижен и некоторое время игуменствовал. Узнав о просьбе пустынников, архипастырь рукоположил преподобного Дионисия во иеромонаха (около 1396 года).

Вернувшись в пустыньку, преподобный Дионисий освятил храм во имя святителя Николая Чудотворца. По свидетельству жизнеописателя, преподобный Дионисий «хлеба причащался единою днем и воду по оскуду пия», дни и ночи проводил в горячей молитве и богомыслии. Известность о святом отшельнике распространилась по окрестным селениям. К Святой Луке стал стекаться народ для духовных бесед и наставлений. Пахомия радовало новое место под вигов, но преподобного Дионисия, которого и прежде смущала слава, не оставляла мысль о безмолвии. К тому времени к ним присоединился еще один инок. Преподобный Дионисий, видя, что его собратьям тяжел столь суровый и строгий образ жизни, который он вел, решил оставить Святую Луку. Однажды после совместной молитвы иноки с миром расстались.

Преподобный Дионисий направился вдоль восточной стороны Кубенского озера. Пройдя 15 верст, он вдруг услышал как бы отдаленный колокольный звон. Преподобный Дионисий устремился на звук и вскоре вышел к крутому берегу реки Глушицы – месту безлюдному, окруженно му лесной чащей. Поняв, что таким чудесным образом ему было указано, где он должен продолжить свой духовный подвиг, преподобный Дионисий водрузил крест, который он нес из Святой Луки. После благодарственной молитвы он принялся за сооружение келлии, выбрав для нее место под цветущим черемуховым кустом (После кончины преподобного егоды этого дерева давали исцеление страждущим.)

И на новом месте подвигов преподобный Дионисий продолжал строгий образ монашеской жизни. Однажды в Глушицкую пустыньку зашел старец монах. Он с радостью согласился на предложение святого Дионисия раз делить с ним пустынножительство. Через некоторое время к ним присоединились еще несколько собратий. Постепенно вокруг преподобного Дионисия собралось такое количество иноков, что возникла мысль об устроении монастыря. Владевший землей вдоль Кубенского озера удельный князь Димитрий Васильевич Заозерский с радостью откликнулся на благочестивую просьбу старца помочь в устроении обители. Им были присланы работники, вырубившие и расчистившие лесную чащу. Чтобы получить необходимое архипастырское благословение, преподобный Дионисий в 1402 году вновь направился в Ростов Великий.

Архиепископ Ростовский Григорий благословил подвижника на стро ительство храма и устроение обители, советовал также ввести в ней обще жительный устав, «чтобы никому ничего не называть своим, а все иметь общим, как жили при апосто лах». По возвращении преподобный Дионисий и братия с помощью княжеских плотников принялись за сооружение небольшого деревянного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которое было закончено в 1403 году.

Постепенно Глушицкая обитель, руководимая опытным и мудрым подвижником благочестия, стала привлекать к себе большое количество богомольцев, странников, нищих. С радостью принимал их игумен. Посетители монастыря в благодарность за молитвы и духовную помощь нередко делали крупные вклады на дальнейшее благоустройство обители.

Строгий (Афонский) монастырский устав возбранял инокам иметь собственность. Насколько неукоснительно соблюдалось игуменом это правило, свидетельствует следующий случай. Однажды, после смерти одно го из монахов в его келлии были найдены утаенные монеты. Руководствуясь примером древних пустынножителей, считавших ослушание страшным грехом для монаха, преподобный Дионисий велел выбросить деньги за монастырскую ограду, а тело ослушника во спасение его души и в назидание братии долго не разрешал предавать земле, пока иноки не вымолили для него прощения. Как-то раз кое-кто из братии, думая показать преподобному, что он излишне щедр с нищими, ежедневно заполнявшими монастырский двор, подослали к нему юношу, переодетого убогой странницей. Со слезами внимая, нищенка просила помочь ей, и игумен щедро ее одарил. Вечером братия раскрыли свой обман и вернули старцу деньги. Но преподобный Дионисий снова от дал их смущенному юноше, а ученикам своим сказал: «Господь велит делать добро, сколько есть сил; так перестаньте же искушать меня, побуждая к немилосердию».

Во время случившегося в Вологодском крае голода народ толпами устремлялся к обители, где Глупшц кий игумен раздавал хлеб. Вскоре огромные монастырские запасы ста ли истощаться. Однако по вере и молитве преподобного монастырская житница не оскудела. Богоугодные дела преподобного Дионисия были непереносимы для врага человече ского спасения – диавола, но самые изощренные искушения лукавого не смогли одолеть святого старца.

Число насельников Глушипкой обители постоянно увеличивалось, и в 1412 году был построен новый, более просторный храм, так же, как и прежний, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы. По свидетельству летописца, преподобный Дионисий ничего не предпринимал по своей воле, а ждал после горячих молитв тайного или явного указания Промысла. Строительству нового храма предшествовало явление ему во сне ангела в виде прекрасного юноши, препоручившего святого старца заступничеству Пречистой Богородицы «отныне и до века».

Игуменские труды преподобного Дионисия требовали от него не только заботы о духовном воспитании своих учеников, но и постоянного внимания к хозяйственным делам обители. Через некоторое время любовь к безмолвию вновь побудила его тайно покинуть обитель. Пройдя 4 версты вдоль реки Глушицы, преподобный Дионисий вышел на возвышенное и сухое место, впоследствии получившее на звание Сосковец из-за огромной сосны, росшей там. В этой пустыньке он стал подвизаться в совершенном одиночестве, суровом посте и постоянной молитве.

Иногда святой навещал Покровский монастырь, стараясь уходить из него так, чтобы место его отшельничества не было открыто.

Братия не переставали умолять своего игумена вернуться в монастырь. Тронутый их слезами, чадолюбивый наставник не мог им отказать. Но он не оставлял мысль о Сосновце и предполагал устроить там небольшую обитель для нескольких иноков, же лавших более суровых условий жизни.

В 1419 году старец в третий раз отправился в Ростов Великий, архи епископскую кафедру которого к тому времени занимал бывший игумен Спасо-Каменного монастыря Дионисий Святогорец. Преосвященный Дионисий благословил своего любимого ученика на устройство новой обители иконой Божией Матери.

Построенный в Сосновые храм был освящен во имя святого пророка Иоанна Предтечи в 1420 году. Боль шую помощь в сооружении монастыря оказал удельный князь Юрий Богтюжский, и детям своим завещавший благодетельствовать этой обители. Оставаясь игуменом Глушицкого монастыря, преподобный, которому к тому времени исполнилось 60 лет, перешел с несколькими учениками в Сосновец, где ввел строгий общежительный устав. Таким образом, он принял на себя заботы о двух монастырях.

Стремление получать благочестивые наставления старца постоянно привлекало в Сосновец народ, в том числе и женщин, чье присутствие нарушало строгий монастырский устав. Чтобы не лишать их духовного руководства, преподобный построил в двух верстах от Покровского монастыря храм во имя святителя Леонтия, епископа Ростовского, и при нем женскую иноческую обитель, которая была четвертым из основанных им монастырей.

Заботами преподобного были по строены еще два храма: на реке Сухоне, освященный в честь Воскресения Христова, и на реке Двинице – во имя Святителя Николая Чудотворца. Все устроенные игуменом Диони сием монастыри и храмы имели написанные им самим иконы. Кроме того, преподобный Дионисий занимался искусной резьбой по дереву, был известен как книгописец, ковач и изготовитель одежды.

Последние годы жизни святой старец почти всегда проводил в Сосновце, не забывая при этом и Покровской обители. Предчувствуя свою кончину, он не ослабевал в подвижнических подвигах. От продолжительных молитвенных стояний и бдений ноги его отекли и «бяху яко столпие», а воздержание было таково, что «точию на самый день светлого Воскресения Христова вкушаше млека и сыра и то пооскуду». За семь лет до своей блаженной кончины он часто в богомыслии простаивал на морозе целую ночь перед вырытой им для себя могилой.

Чем более смирялся и скрывал свои подвиги преподобный, тем шире распространялась слава о его духовной мудрости. Стремление поучиться у старца Дионисия привело в Сосновец ростовского архимандрита Григория, впоследствии подвижника и чудотворца Пельшемского († 1442). Из Великого Устюга пришел искать руководства в духовном делании благочестивый инок Амфилохий, первый преемник святого Дионисия в игуменстве, впоследствии прославившийся как угодник Божий. Ученики святого игумена Дионисия – преподобные Макарий, Тарасий, Феодосии – продолжили впоследствии славу Глушипкой обители.

Перед смертью преподобному Ди онисию было открыто, что через три дня он отойдет ко Господу. Собрав братию, он преподал последние отеческие наставления своим духовным детям и, приобщившись Святых Христовых Тайн, преставился к Богу 1 июня 1437 года. По свидетельству блаженного Амфилохия, над головой только что почившего старца сиял венец, а по всей келлии распространялось благоухание. Согласно завещанию преподобного, он был погребен в приготовленной им для себя могиле в четырех шагах от стены Предтеченского храма в Сосновце, над которой впоследствии была устроена гробница, украшенная золоченой резьбой.

В 1547 году Московский Собор, почитая подвиги преподобного Дионисия и чудесные исцеления, которые он являл после своей кончины, причислил его к лику святых. Служба преподобному составлена в 1548 году. Жизнеописание святого Дионисия составлено глушицким иноком Ири нархом.

По сообщению иконописного подлинника, преподобный Дионисий был «роста небольшого и очень сухой, голова не малая, брови полукруглые, лицо длинное, щеки впалые, взор тихий, борода густая по грудь, волосы светлорусые и полуседые».