Святы́х апо́стол Варфоломе́я и Варна́вы
Краткое наименование:06-11 Святы́х апо́стол Варфоломе́я и Варна́вы
Минея. Дата 2025-06-24 (11 июня по ст. стилю)
Знак типикона: ПолиелейныйПраздник: святого
Чтения
На Утрени:
Апостол: Тит.1:1-4,2:15-3:3,12-13,15
Евангелие: Мф.5:14-19
Прокимен
Прокимен, глас 8: Во всю зе́млю изы́де веща́ние их, / и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их.
Стих: Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь.
Аллилуарий
Аллилуарий, глас 1: Испове́дят небеса́ чудеса́ Твоя́, Го́споди, и́бо и́стину Твою́ в Це́ркви святы́х.
Стих: Бог прославля́ем в сове́те святы́х.
Причастен
Во всю зе́млю изы́де веща́ние их, и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их.
Тропари
Глас 3:Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние/ пода́ст душа́м на́шим.
Глас 3:Язы́к огнедохнове́н в си́ле Ду́ха прие́мше,/ во пло́ти прише́дшее Сло́во пропове́дасте всю́ду,/ Его́же ра́ди ов во главу́ усе́чен,/ ов же ка́мением побие́н,/ и есте́ апо́стольскому ли́ку украше́ние,/ Варфоломе́е и Варна́во,/ те́мже па́мять ва́шу почита́ем и про́сим:/ моли́те Христа́ Бо́га пода́ти нам грехо́в оставле́ние.
Кондаки
Глас 3:Госпо́день был еси́ всеи́стинный служи́тель,/ апо́столов же яви́лся еси́ седми́десятих пе́рвый,/ озари́л еси́ и с Па́влом про́поведь твою́,/ всем возвеща́яй Христа́ Спа́са,/ сего́ ра́ди песнопе́нии Боже́ственную па́мять твою́, Варна́во, соверша́ем.
Икос: Сын Бо́жий, соприсносу́щный Ду́ху, благоволе́нием на земли́ пло́ть прие́мь, я́ко Челове́к,/ и стра́стию честно́ю безстра́стие дав, тя полага́ет, блаже́нне, апо́стола/ и вити́я ве́ры, му́дра в сло́ве и досточу́дна, пропове́дника че́стна,/ язы́ков учи́теля, Варна́во блаже́нне, и Тро́ицы и́стинна покло́нника./ Те́мже возсия́ ве́рным честна́я денни́ца све́тлая,/ озаря́ющая твоя́ Боже́ственная па́мять, ю́же досто́йно соверша́ем.
Глас 4:Яви́лся еси́ вели́кое со́лнце вселе́нней/ уче́ний сия́ньми и чуде́с стра́шных, световодя́ почита́ющия тя,/ Варфоломе́е, Госпо́день апо́столе.
Икос: Я́ко не́бо, сла́ву Бо́жию веща́я, ви́ден был еси́ Ду́хом Святы́м, апо́столе Богови́дче,/ и, я́ко со́лнце све́тло, яви́лся еси́ ми́ру,/ преле́стное помраче́ние разгоня́я Боже́ственною благода́тию./ Тем молю́ ти ся и мил ся де́ю:/ Боже́ственными твои́ми луча́ми души́ моея́ ослепле́ние, всебога́те, просвети́ зе́ницы/ и сло́во тя пе́ти да́ждь во отверзе́ние усто́м мои́м в твое́й дне́сь па́мяти,/ в то́же всяк ве́рный, веселя́ся, хва́лит тя,/ Варфоломе́е, Госпо́день апо́столе.
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 4:Мре́жею слове́с твои́х,/ Богоглаго́ливе апо́столе,/ из глубины́ возве́л еси́ су́етства/ и лю́таго безбо́жия/ мирски́я концы́/ и приве́л еси́ Христу́ Бо́гу ве́рою,/ такову́ю тебе́ благода́ть пода́вшему,/ я́ко Боже́ственну ученику́ и тайноглаго́льнику,/ Варфоломе́е апо́столе.
Прия́л еси́, апо́столе,/ на де́моны непобеди́мую вла́сть и си́лу,/ о и́мени Христо́ве,/ нача́ла тьмы́ отгоня́ти,/ проше́л еси́ зе́млю,/ просвеща́я, я́коже со́лнце,/ и, в Рим сла́вный прише́д,/ пе́рвее, сла́вне, Христо́во пропове́дал еси́/ спаси́тельное прише́ствие.
Пе́рвей бла́гости/ и есте́ственному и пребоже́ственному/ житию́ подо́бяся,/ муж был еси́ благ,/ Варна́во, по существу́/ и утеше́ния сын подо́бием имену́емь,/ нра́вов твои́х бла́гостию/ и ума́ чистото́ю/ Христо́в показа́лся еси́ учени́к и́скренний.
Варна́во прехва́льне,/ блиста́ющий сосу́де Свята́го Ду́ха,/ я́ко сын утеше́ния,/ и́же пре́жде Па́вла,/ седми́десятим ученико́м быв верх/ и с Па́влом па́ки пропове́дав Ева́нгелие конце́м./ Те́мже и благода́ти сло́во де́лы испо́лнив,/ себе́ прине́сл еси́ всепло́дие чи́сто/ Учи́телю твоему́ Христу́./ Моли́ всегда́, апо́столе сла́вне,/ в ми́ре спасти́ся душа́м на́шим, мо́лимся.
Стихиры на стиховне
Глас 1:Во всю зе́млю изы́де/ ва́ше спаси́тельное веща́ние,/ Богови́дцы апо́столи,/ и просвети́ ду́ши заблу́ждшия,/ и Христу́ приведе́ челове́ки,/ просвеще́нныя благода́тию./ Те́мже моли́те/ дарова́ти душа́м на́шим/ мир и ве́лию ми́лость.
Стих: Во всю зе́млю изы́де веща́ние их/ и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их.
Свети́льницы пресве́тлии Христо́вы,/ сосу́ди чисте́йший,/ зарю́ Ду́ха, прему́дрии, ве́рою вмести́вшии,/ церко́внии столпи́,/ Небеса́ пресла́вная,/ Бо́жию сла́ву возвеща́ющая,/ Того́ моли́те/ дарова́ти душа́м на́шим/ мир и ве́лию ми́лость.
Стих: Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию,/ творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет тве́рдь.
Язы́ки приведо́сте/ Христу́ Бо́гу, блаже́ннии,/ изба́вленныя кро́вию/ на земли́ роди́тися благоволи́вшаго/ и Крест и сме́рть/ во́лею претерпе́вшаго, сла́внии,/ Его́же ны́не моли́те/ дарова́ти душа́м на́шим/ мир и ве́лию ми́лость.
Апо́столе Спа́сов, Варна́во прехва́льне,/ прия́телище ве́ры, сы́не утеше́ния,/ тишино́ обурева́емых,/ непреста́нно в па́мяти твое́й дерзнове́ние име́я,/ моли́ в ми́ре сохрани́тися душа́м на́шим.
Стихиры на хвалитех
Глас 4:Пра́вды тя Со́лнце,/ Иису́с, Бог наш,/ во вся мирска́я исполне́ния,/ я́коже многосве́тлую лучу́,/ Богому́дре апо́столе, положи́л е́сть,/ зло́бы мглу отгоня́ща/ и просвеща́юща омраче́нная сердца́ неразу́мием/ и страсте́й обдержа́нием,/ Варфоломе́е пребога́те.
Чи́стое прия́телище/ Тро́ицы был еси́,/ доброде́телей светлостьми́ облиста́емь/ и в се́рдцы прие́мь, Варна́во,/ от Нея́ сия́ние,/ и просвеще́ние, со́лнца светле́йшее,/ в конце́х све́тло препосыла́я/ и просвеща́я во тьме́ седя́щия неразу́мия,/ Богоприя́тне.
Я́коже о́блацы, блаже́ннии,/ во вся концы́ до́ждь иска́паете Небе́сный/ и ду́ши ве́рных напоя́ете/ Боже́ственною благода́тию,/ потопи́вше лю́таго безбо́жия пле́велы/ и соверши́вше ду́ши плодоно́сны челове́ческия,/ сего́ ра́ди во хвале́нии вас почита́ем,/ Госпо́дни апо́столи.
Прему́дрость Бо́жия,/ соприсносу́щное Сло́во О́тчее,/ я́коже во Ева́нгелиих предрече́:/ вы есте́ изоби́льныя ло́зы, прехва́льнии апо́столи,/ и́же грозд зре́лый и красе́н во ве́твиях ва́ших нося́ще,/ Его́же, ве́рнии, яду́ще, услажда́ем вкус к весе́лию./ Варфоломе́е Богоприя́тне/ и Варна́во, сы́не утеше́ния,/ приле́жно моли́теся о душа́х на́ших.
Седальны
Глас 1:Лик духо́вный апо́стольский ми́ру посла́ся та́йно от Бо́га Вы́шняго,/ и нево́лею стра́ждущим вра́чеве яви́шася,/ Триипоста́снаго еди́нственне призыва́юще,/ Боже́ственное воплоще́ние Емману́ила Го́спода му́дре написа́ша.
Глас 4:Светолу́чными сия́нии, я́ко зве́зды, земны́я концы́ просвеща́ете,/ Богоуче́нии свята́го пропове́дания,/ Небе́снии таи́нницы Госпо́дни апо́столи.
Глас 8:Мре́жею сло́ва возве́д из глубины́ неразу́мия,/ боголе́пно язы́ки приве́л еси́ ве́рою/ и, я́ко исто́чник сый вод духо́вных,/ вселе́нную всю напои́л еси́ благода́тию./ Те́мже и спа́сшиися тобо́ю, Богогла́се,/ я́ко дру́га тя бли́жняго Христо́ва ублажа́ем, Варфоломе́е, вопию́ще ти:/ моли́ Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние дарова́ти/ чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Глас 8:Мре́жею сло́ва возве́д из глубины́ неразу́мия,/ боголе́пно язы́ки приве́л еси́ ве́рою/ и, я́ко исто́чник сый вод духо́вных,/ вселе́нную всю напои́л еси́ благода́тию./ Те́мже и спа́сшиися тобо́ю, Богогла́се,/ я́ко дру́га тя бли́жняго Христо́ва ублажа́ем, Варфоломе́е, вопию́ще ти:/ моли́ Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние дарова́ти/ чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Светильны
Апо́столы Христо́вы прииди́те, лю́дие, воспои́м,/ Боже́ственнаго Варфоломе́я и Варна́ву му́драго, пропове́дники ве́ры,/ я́ко моля́щияся Христу́ о душа́х на́ших.
Богородичен: Чи́стая Влады́чице Свята́я и еди́на Муженеиску́сная, спасе́ние и упова́ние Ты,/ моли́ из Тебе́ рожде́ннаго Изба́вителя на́шего/ спасти́ мир от ле́сти, бед и скорбе́й.
Каноны
Кано́н апостолов, глас 2 (основной)
Житие
Свято́й апо́стол Варфоломе́й
Святой апостол Варфоломей родом из Каны Галилейской, из числа 12-ти апостолов Христовых. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу (память 14 ноября) выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники поклонялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.
В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать ее. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.
Благовествуя слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась (память ее 17 февраля). Апостол Варфоломей отправился в Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению (область между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их, сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение. Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил апостола в городе Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по приказу Астиага, содрали с апостола кожу и отсекли главу. Верующие положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в 574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи апостола и удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в X веке часть их перенесена в Рим.
О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии преподобного Иосифа песнописца († 883, память 4 апреля). Получив от одного человека часть мощей апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ Константинополя и построил во имя апостола церковь, в которой положил часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал преподобного Иосифа, взял с престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: «Да благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную». С того времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не только праздник апостола, но и дни памяти многих других святых, составив около 300 канонов. Святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом (Ин. 1:45–51, 21:2).
Святой апостол Варнава
Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя – Варнава, что по-еврейски значит «сын утешения». После Вознесения Господа на Небо он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам Апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4:36, 37).
Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Святой Варнава пришел вместе с ним к Апостолам и рассказал, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск (Деян. 9:26–28).
По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохиго для утверждения уверовавших: «Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем» (Деян. 11:23). Затем апостол Варнава пошел в Таре, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года они учили в храме народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами. По случаю наступившего голода, взяв щедрую милостыню, апостолы возвратились в Иерусалим. Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра, святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком. По внушению Духа Святого бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Савла и отпустили на дело, к которому призывал их Господь (Деян. 13:2–3). Побыв в Селевкии, они отплыли на Кипр и в городе Саламине в иудейских синогогах проповедовали слово Божие. В Пафе они нашли волхва, лжепророка по имени Вариисус, который находился при проконсуле Сергии. Желая услышать слово Божие, проконсул пригласил святых Апостолов к себе. Волхв старался отвратить проконсула от веры, но апостол Павел обличил волхва и, по его слову, тот внезапно ослеп. Проконсул уверовал во Христа (Деян. 13:6–12). Из Пафа Апостолы прибыли в Пергию Памфилийскую, а затем проповедовали иудеям и язычникам в Антиохии Писидийской и по всей той стране. Иудеи произвели возмущение и изгнали святых Павла и Варнаву. Апостолы пришли в Иконию, но, узнав о том, что иудеи хотят побить их камнями, удалились в Листру и Дервию. Там апостол Павел исцелил человека, от рождения не владевшего ногами. Народ принял их за богов Зевса и Гермеса и хотел принести им жертву. Апостолы едва убедили не делать этого (Деян. 14:8–18).
Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Там их с любовью приняли Апостолы и пресвитеры. Проповедники рассказали, «что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам» (Деян. 14:27). По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме необходимого – воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины и блуда и не делать другим того, чего не желают себе (Деян. 15:29–20). Послание было отправлено с апостолами Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а спустя некоторое время решили посетить города, где ранее проповедовали. Апостол Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и Апостолы разлучились. Апостол Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а апостол Варнава с Марком – на Кипр (Деян. 15:36–41).
Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.
Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе Спасителе. Тогда ожесточенные иудеи возбудили язычников против Апостола, вывели его из города, побили камнями и разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, святой Марк взял оставшееся невредимым тело Апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию Апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.
Скончался апостол Варнава около 62 года, на 76 году жизни. С течением времени место погребения Апостола в пещере было забыто. Но многочисленные знамения были явлены на этом месте. В 448 году при императоре Зеноне апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело Апостола и лежавшее на его груди святое Евангелие. С тех пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника Четвертого Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.
На русском языке издано: Послание. Пер. Ив. Чупровского – «Христианское чтение», 1830, XXXVII, с. 3. То же. С введением и примеч. свящ. П. А. Преображенского. – В кн.: Писания мужей апостольских. М., 1860 (Памятники древней христианской письменности Т. 2, прил. к ж. «Православное обозрение»).