Преподо́бнаго Макси́ма Гре́ка
Краткое наименование:06-21 Преподо́бнаго Макси́ма Гре́ка
Минея. Дата 2025-07-04 (21 июня по ст. стилю)
Знак типикона: ПолиелейныйПраздник: святого
Чтения
На Утрени:
Апостол: Гал.5:22-6:2
Евангелие: Лк.6:17-23
Прокимен
Прокимен, глас :
Стих:
Аллилуарий
Аллилуарий, глас :
Стих:
Причастен
Тропари
Глас 8:Заре́ю Ду́ха облиста́емь,/ вити́йствующих богому́дренно сподо́бился еси́ разуме́ния,/ неве́дением омраче́нная сердца́ челове́ков све́том благоче́стия просвеща́я,/ пресве́тел яви́лся еси́ Правосла́вия свети́льник, Макси́ме преподо́бне,/ отону́дуже ре́вности ра́ди Всеви́дящаго/ оте́чества чужд и стра́нен, Росси́йския страны́ был еси́ пресе́льник,/ страда́ния темни́ц и заточе́ния от самодержа́внаго претерпе́в,/ десни́цею Вы́шняго венча́ешися и чудоде́йствуеши пресла́вная./ И о нас хода́тай буди́ непрело́жен,/ чту́щих любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Кондаки
Глас 8:Богодухнове́нным Писа́нием и Богосло́вия пропове́данием/ неве́рствующих суему́дрие обличи́л еси́, всебога́те,/ па́че же, в Правосла́вии исправля́я, на стезю́ и́стиннаго позна́ния наста́вил еси́,/ я́коже свире́ль Богогла́сная, услажда́я слы́шащих ра́зумы,/ непреста́нно веселиши, Макси́ме досточу́дне,/ сего́ ра́ди мо́лим Тя:/ моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние низпосла́ти/ ве́рою пою́щим всесвято́е твое́ успе́ние, Макси́ме, о́тче наш.
Икос: Ка́ко воспое́м велича́йшему тезоимени́таго, Макси́ма предо́бляго?/ преподо́бных кра́сна венца́, страда́льцев тве́рдаго пра́вила,/ еретико́в нело́жнаго посрамле́ния, Це́ркви столпа́ непоколеби́маго,/ де́вственник изве́стнаго наста́вника и супру́жества честна́го засту́пника,/ филосо́фов прему́дршаго мудреца́, и́стины исто́чника приснотеку́щаго,/ и́нок похвалу́ и всех люде́й вои́стинну украше́ние,/ сего́ ра́ди мо́лим тя, досточу́дне Макси́ме:/ моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние низпосла́ти/ ве́рою пою́щим всесвято́е твое́ успе́ние, Макси́ме, о́тче наш.
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 2:Егда́ вся мирска́я мудрова́ния/ отве́ргл еси́, о́тче Макси́ме,/ кресто́м ра́зум просвети́в,/ обре́л еси́ бесце́нный би́сер – Христа́,/ И́же тя прему́дра показа́,/ улови́в мре́жею ве́ры./ Сего́ ра́ди мо́лимся ти, о́тче Макси́ме:/ моли́ Христа́ Бо́га умудри́ти нас/ и спасти́ ду́ши на́ша.
Егда́ Христа́ ра́ди стра́нствия/ подъя́л еси́, прему́дре Макси́ме,/ кресто́м вся стре́лы лука́ваго разжже́нныя,угаси́в,/ стяжа́л еси́ благода́ть Свята́го Ду́ха,/ И́же тя чудото́чца просла́ви,/ явля́я исцеле́ния и цельбы́./ Сего́ ра́ди мо́лимся ти, о́тче Макси́ме:/ моли́ Христа́ Бо́га благода́ть пода́ти нам/ и спасти́ ду́ши на́ша.
Егда́ мно́гия кни́ги от гре́ческаго на слове́нский язы́к/ преве́л еси́, преподо́бне Макси́ме,/ кресто́м ве́ру уясни́в,/ оклеве́тан был еси́ и в темни́цу осужде́н,/ иде́же Свято́му Ду́ху кано́н написа́л еси́,/ не иму́щу ти черни́л,угле́м по сте́нам./ Сего́ ра́ди мо́лимся ти, многострада́льне Макси́ме:/ моли́ Христа́ Бо́га укрепи́ти нас/ и спасти́ ду́ши на́ша.
Егда́ ле́стный мрак уны́ния/ просвети́л еси́, свя́те Макси́ме,/ кресто́м ду́шу утверди́в,/ позна́л еси́ Бо́га – И́стиннаго Отца́,/ И́же тя, я́ко сы́на, в Ца́рствие Небе́сное призва́,/ па́че сне́га убели́в./ Сего́ ра́ди мо́лимся ти, о́тче Макси́ме:/ моли́ Христа́ Бо́га умири́ти нас/ и спасти́ ду́ши на́ша.
В преставле́нии твое́м к Бо́гу, преподо́бне Макси́ме,/ жа́лостию сердца́ на́ша исполня́ются,/ и сле́знии исто́чницы излива́ются,/ и мона́хов мно́жество уми́льными словесы́/ тя, отца́,и учи́теля, и наста́вника венчава́ют,/ вся же страна́ Росси́йская безпреста́ни красу́ется/ сла́дкими словесы́ твои́ми.
Стихиры на стиховне
Глас 2:Дом Ду́ха Свята́го/ и Ца́рствия насле́дник/ ты еси́, Макси́ме,/ моли́ся о нас,/ чту́щих святу́ю па́мять твою́.
Стих: Честна́ пред Го́сподем/ смерть преподо́бных Его́.
Дом благода́ти/ яви́лся есть гроб твой,/ Макси́ме прему́дре,/ моли́ся о нас,/ притека́ющих к тебе́.
Стих: Блаже́н муж, боя́йся Го́спода,/ в за́поведех Его́ восхо́щет зело́.
Дом твой но́вый -/ свята́я Ла́вра,/ вку́пе и Афо́н/ пе́сненно да восхва́лят/ по́двиги и страда́ния твоя́.
До́ме Святы́я Тро́ицы,/ красу́йся и лику́й,/ име́я свети́льник,/ и́же под спу́дом/ сия́ет па́че со́лнечных луч.
Стихиры на хвалитех
Глас 8:Отре́клся еси́ себе́, преподо́бне Макси́ме,/ и стра́нна себе́ показа́ всего́ жития́ сего́ су́етнаго,/ ни пи́ще сла́дкой, ни сла́ве, ни име́нием ктому́ ра́дуяся,/ ниже́ дру́жбам си́льных./ Вся же вку́пе отри́нул еси́ нестяжа́тельным житие́м,/ и слеза́ми, и безмо́лвием, моли́твами, и бде́нии, и кни́жными прочита́нии,/ Боже́ственною добро́тою мы́сленно пита́яся, ра́дуешися,/ весе́лия при́сно наполня́емь.
Макси́м преподо́бный, я́коже и дре́вле отцы́,/ не ху́де боре́ния показа́,/ о́во еретики́ словесы́ свои́ми бия́,/ о́во же ве́рныя неподви́жимо ве́ре стоя́ния укрепля́я,/ не поколеба́ша бо сего́ отца́ лю́тыя бу́ри прира́жения,/ ни темни́ца, ни у́зы, те́ло держа́щии,/ а ду́шу просвеща́ющии.
Макси́м прему́дрый,/ вторы́й земны́й и многострада́льный херуви́м,/ Боже́ственную трапе́зу нам предлага́ет в па́мяти свое́й,/ усе́рдно теце́м, о празднолю́бцы,/ на пресла́дкий сей и изоби́льный исто́чник,/ распали́вшуюся жа́жду от ло́жных ерети́ческих уче́ний угаша́юще/ и ду́ши в Го́рния оби́тели возво́дяще.
Спаси́ нас Твое́ю благода́тию, Пресвята́я Тро́ице,/ Соде́телю всех и Содержа́телю,/ сохрани́ нас чи́сты, в настоя́щем убо жити́и благове́рно служа́щих Ти,/ в бу́дущем ве́це сподо́би соучини́тися нам/ Боже́ственному ли́ку избра́нных Твои́х,/ иде́же шум чист пра́зднующих и глас неизрече́ннаго весе́лия.
Седальны
Глас 8:Тве́рдыя и Боговеща́нныя глаго́лы со тща́нием изъясня́я и нечести́выя писа́нии облича́я/ ум свой впери́в в Го́рняя к Бо́гу,/ у́зы страда́льческий от наве́т проти́вных претерпе́л, Макси́ме преподо́бне,/ и сих ра́ди и́ноком яви́лся еси́ о́браз, па́че же и похвала́.
Глас 8:Все свое́ у́мное жела́ние к Бо́гу впери́л еси́,/ и Того́ зва́нию невозвра́тно от души́ после́довал еси́,/ во оби́тель преподо́бнаго Се́ргия коне́чно всели́вся,и,та́мо а́нгельски пожи́в,/ мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию,/ сего́ ра́ди и Госпо́дь тебе́ просла́ви, чудесы́ обогати́в,/ те́мже вси вопие́м ти:/ ра́дуйся оби́тели Тро́ицкия чудесото́чное похвало́, Макси́ме о́тче наш.
Глас 4:Я́ко звезда́ пресве́тлая, обте́кшая восто́чныя стра́ны и к се́веру прише́дшая,/ озаря́ет мглу, те́мность мра́ка просвеща́я вся́ческую,/ та́ко и ты, преподо́бне Макси́ме, уподо́бился еси́ сей,/ держа́внаго испроше́нием стра́нен яви́лся еси́ и пресе́льник от Афо́на в вели́цей Росси́и,/ в исправле́нии Боже́ственных Писа́ний преди́вен, изя́щен показа́ся,/ но наве́тующими льсти́ваго борца́ науще́нии пострада́л еси́,/ и за страда́ния своя́ и в темни́це заточе́ния от Бо́га свы́ше прия́т чудоде́йствия дар,/ и ны́не мо́лим тя:/ при́сно проси́ Христа́ мир вселе́нней дарова́ти/ и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Глас 4:Ум украси́в поуче́нии Богодохнове́нных Писа́ний,/ тре́звенною моли́твою и бде́нии Богоуго́дными,/ утверди́л еси́ се́рдце свое́ в Го́споде исполне́нием за́поведей спаси́тельных Его́,/ сего́ ра́ди прославля́ют тя вы́ну росси́йстии лю́дие и Афо́н,/ и оби́тель Ватопе́дская вку́пе с на́ми вопие́т:/ Макси́ме прему́дре, не оста́ви нас, моля́щихся тебе́.
Светильны
Свет возсия́л есть преподо́бному Макси́му Боже́ственных слове́с и повеле́ний,/ сего́ ра́ди я́ко свет вторы́й и ум крайне́йший нам яви́ся.
Богородичен: Ужасо́шася а́нгельский си́лы, зря́ще Де́ву,/ Свет от Све́та в рука́х держа́щу,/ чи́сте Ро́ждшей вопия́ше:/ Свет возсия́л есть нам от деви́ческих ложе́сн.
Каноны
Преподо́бному Макси́му Гре́ку кано́н, глас 1 (основной)
Житие
Преподобный Максим Грек
Был сыном богатого сановника в городе Арте (Албания). В юности он много путешествовал, изучая языки и науки во Франции и Италии. В Париже преподобный Максим обучался у известного своей ученостью грека Иоанна Ласкариса. Свое образование он довершил во Флоренции и Венеции. Иночество преподобный Максим Грек принял на Святой Горе Афон в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами Андроником Палеологом (1376 – 1379) и Иоанном Кантакузеном (1341 – 1355). В то время великий князь Московский Василий III Иоаннович (1505 – 1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился на Афон с просьбой прислать ученого монаха. Выбор афонских старцев пал на преподобного Максима. В 1517 году инок Максим отправился в Москву и дорогой изучил русский язык. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько богослужебных книг.
Поселившись в Чудовом монастыре в Кремле, преподобный Максим старался исполнить все поручения, с усердием устраняя обнаруженные им неточности в богослужебных книгах.
Митрополит Московский Варлаам (1511 – 1521) высоко ценил труды преподобного Максима. При митрополите Данииле (1522 – 1539) положение изменилось.
Митрополит Даниил потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык «Церковную историю» Феодорита. Преподобный Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария». С присущей ему прямотой преподобный Максим обличал установившийся в то время обычай иноков владеть недвижимым имуществом. Эти обстоятельства вызвали недовольство у митрополита Даниила. Несмотря на возникшие трудности, преподобный Максим продолжал трудиться на ниве духовного просвещения. Он перевел толкования святителя Иоанна Злотоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также писал собственные полемические сочинения против магометан и язычников.
Когда великий князь Василий Иоаннович расторгнул брак с добродетельной супругой Соломонией Сабуровой (в иночестве преподобная София Суздальская, †1542, память 16 декабря), чтобы жениться на Елене Глинской, преподобный Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», обличая незаконный поступок князя. За это преподобный Максим в 1525 году был заключен в темницу Симонова монастыря. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину как умышленная порча книг. После неправедного суда его заточили в Иосифо-Волоколамский монастырь, где содержали в тяжелых условиях. Мужественно перенося страдания, преподобный стяжал и великую милость Божию. Ему явился Ангел Господень, укрепивший его словами: «Терпи, старец! Этими муками избавишься от вечных мук». Преподобный Максим написал тогда углем на стенах темницы канон Святому Духу Утешителю, употребляемый и поныне Церковью.
Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь в Отрочь монастырь. Там он жил под надзором епископа Тверского и Кашинского Акакия (1522 – 1567), который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал здесь автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Лишь через 20 лет пребывания в Твери, после смерти великого князя Василия и митрополита Даниила, с преподобного сняли церковное запрещение. По благословению митрополита Иоасафа (1539 – 1542) преподобный Максим мог ходить в церковь и приобщаться Святых Тайн, с него сняли обвинение в ереси. В 1545 году Восточные Патриархи просили царя Иоанна IV Грозного (1533 – 1584) отпустить преподобного Максима на Афон, но безуспешно. Митрополит Московский Макарий, к которому преподобный Максим обратился с этой же просьбой, отвечал ему: «Узы твои целуем, как одного из святых, а помочь ничем не можем.» С 1551 года до конца своих дней преподобный Максим Грек жил в Троице-Сергиевом монастыре. Гонения и невзгоды отразились на здоровье преподобного, но он продолжал свои ученые труды. Вместе с келейником – учеником Нилом, преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. При слабом телесном здоровье он был полон духовной силы и продолжал бесстрашно говорить правду сильным мира сего. Когда царь Иоанн Грозный в 1553 году приехал на богомолье в Троице-Сергиеву обитель, преподобный Максим сказал, что ему лучше позаботиться о помощи вдовам и сиротам русских воинов, погибших под Казанью, чем ездить по обителям. «Не почтишь кровь убитых, – предрек он царю, – сын твой умрет». Царь не послушал праведного совета, и предсказание сбылось.
После пятидесятилетних трудов и страданий преподобный Максим Грек преставился ко Господу 21 января 1556 года. Умирая, он трижды осенил себя крестным знамением. Честное тело преподобного было погребено у северо-западной стены церкви в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в ТроицеСергиевом монастыре.
В 1591 году по указу Патриарха Иова были освидетельствованы мощи преподобного Максима Грека: «И открыта, и пойде от мощей его благоухание, и цело и невредимо тело его, и ризы бяша и мантия и вся на нем покрывало не истле, и на персях руце его, и десная рука согбенна крестом». В тот день у гроба преподобного исцелилось 16 человек. В том же году Патриарх Иов благословил составить службу преподобному Максиму, написать его икону и праздновать память 21 января. Память преподобного Максима празднуется также с Собором Радонежских святых 6 июля.
Празднование обретения мощей преподобного Максима Грека (1996)
4 июля Православная Церковь празднует день обре́тения мощей преподобного Максима Грека, выдающегося церковного писателя и переводчика. Последние годы жизни святой провел в Троице-Сергиевом монастыре. Здесь он преставился в середине XVI века в день памяти своего небесного покровителя преподобного Максима Исповедника и был погребен у северо-западной стены церкви Сошествия Святого Духа.
Местное прославление Максима Грека совершилось при первом Всероссийском Патриархе Иове в 1591 году, когда по благословению Патриарха были освидетельствованы мощи преподобного: «И открыша, и пойде от мощей его благоухание, и цело и невредимо тело его, и ризы бяше и мантия, и вся на нем покрывало не истле, и на персех руце его, и десная рука согбена крестом». Вскоре составили тропарь и кондак, а также службу преподобному, немного позже появились его иконописные изображения.
Над местом погребения Максима Грека была воздвигнута пристроенная к Духовскому храму часовня – так называемая Максимова палатка. Она неоднократно перестраивалась и расширялась (например, при митр. Платоне (Левшине), затем в 1847 году). А в 1938–1940 годах была уничтожена.
В 1988 году во время празднования 1000-летия Крещения Руси на Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, в число новопрославленных русских святых был включен и преподобный Максим Грек. Оставался открытым вопрос о местонахождении его святых мощей. К моменту общецерковного прославления над могилой не оставалось никаких видимых следов. Поэтому возникла необходимость в археологических раскопках. Работами руководил археолог С. А. Беляев.
24 июня 1996 года духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) совершил молебен преподобному Максиму в Духовской церкви Лавры. За богослужением молились братия, воспитанники Московских Духовных школ и участники раскопок.
Сначала с поверхности земли удалили вымостку из каменных плиток, по которой ходили люди. Во избежание ошибок раскапывалась большая площадь – примерно 10 на 6 метров. Наконец у северо-западного угла Свято-Духовской церкви обнаружились фундаменты первой или одной из первых «палаток», сооруженных над могилой преподобного Максима Грека; поиск сосредоточился в основном внутри них. Работы усложнял грунт – сырая тяжелая материковая глина.
Около полуночи 30 июня археологи почувствовали благоухание (которое ощущалось еще несколько дней после), и через некоторое время показалась честная глава преподобного Максима. Работа продолжалась почти до двух часов ночи. Во вторник 1 июля о результатах проведенных работ и об обнаружении честны́х останков преподобного Максима Грека был сделан подробный доклад Святейшему Патриарху.
Его Святейшество дал благословение на антропологическое освидетельствование, которое ведущие специалисты Российской Академии наук произвели 2 июля. При сопоставлении честной главы с древними изображениями преподобного Максима были обнаружены черты сходства. На основании заключения антропологов 3 июля 1996 года Святейший Патриарх благословил поднять честны́е останки.
Мощи преподобного Максима были переложены во временную раку, приспособленную для переноса, и покрыты монашеской мантией.
Святейший Патриарх в сопровождении епископа Орехово-Зуевского Алексия, наместника Лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископа Каширского) и других священнослужителей, в том числе настоятеля подворья Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаха Феоктиста, возглавил молебен преподобному Максиму Греку. При пении величания участники раскопок подняли и поднесли к краю раскопа раку с честными останками святого, затем ее приняла братия Лавры и насельники московского подворья Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря. Раку внесли в Свято-Духовскую церковь и установили на специально приготовленном месте посредине храма. (Подробно о событиях тех дней рассказано в статье С. Беляева «Обретение святых мощей преподобного Максима Грека» // Журнал Московской Патриархии, 1996. – № 9.)
Сегодня поклониться святым мощам преподобного Максима Грека и попросить его помощи и заступления можно в Сергиевском Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры. (https://stsl.ru/news/all/obretenie-moshchey-prepodobnogo-maksima-greka)