07-22 Святы́я мироно́сицы и равноапо́стольныя Мари́и Магдали́ны

Святы́я мироно́сицы и равноапо́стольныя Мари́и Магдали́ны

Краткое наименование:

07-22 Святы́я мироно́сицы и равноапо́стольныя Мари́и Магдали́ны

Минея. Дата 2025-08-04 (22 июля по ст. стилю)

Знак типикона: Вседневный
Праздник: святого


Чтения

На Утрени:

Апостол: 1Кор.9:2-12

Евангелие: Лк.8:1-3


Прокимен

Прокимен, глас 4: Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев.
Стих: В це́рквах благослови́те Бо́га, Го́спода от исто́чник Изра́илевых.


Аллилуарий

Аллилуарий, глас 1: Терпя́ потерпе́х Го́спода, и внят ми, и услы́ша моли́тву мою́.
Стих:


Причастен

Ра́дуйтеся, пра́веднии, о Го́споде, пра́вым подоба́ет похвала́.


Тропари

Глас 1:

Христу́, нас ра́ди от Де́вы ро́ждшемуся,/ честна́я Магдали́но Мари́е, после́довала еси́,/ Того́ оправда́ния и зако́ны храня́щи./ Те́мже днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,/ грехо́в разреше́ни́е/ моли́твами твои́ми прие́млем.


Кондаки

Глас 3:

Предстоя́щи, пресла́вная, у Креста́ Спа́сова со ины́ми мно́гими,/ и Ма́тери Госпо́дни состра́ждущи, и сле́зы точа́щи,/ сие́ в похвалу́ приноша́ше, глаго́лющи:/ что́ сие́ есть стра́нное чу́до?/ Содержа́й всю тварь пострада́ти изво́ли./ Сла́ва держа́ве Твое́й.

Икос: Влады́ка Христо́с и Царь созда́ния, не оста́вль Небеса́, сни́де, я́коже изво́ли,/ и плоть тле́нную восприя́т во́лею./ Его́же ви́девши Ма́ти Непоро́чная, на Кресте́ пригвожда́ема,/ с де́вами честны́ми предстоя́щи и Магдали́на Мари́я, пла́чущи./ Той бо, та́мо су́щей и тепле́йшую ве́ру показу́ющей при́сно, после́доваше Христу́/ и гроб зря́ше, ожида́ющи и вопию́щи:/ пострада́ти изво́лил еси́, сла́ва держа́ве Твое́й.


Стихиры на "Господи, возвах"

Глас 8:

Ми́ро со слеза́ми нося́щи,/ Магдали́но Мари́е,/ Боже́ственнаго гро́ба дости́гши,/ и сла́вы А́нгела узре́ла еси́,/ возвеща́ющаго Животода́вца Боже́ственное воста́ние/ и всех избавле́ние./ Те́мже единона́десятим возвести́ти потща́лася еси́,/ ра́достно глаго́лющи:/ взыгра́йте, Христо́с воста́л есть.

Служа́щи, прехва́льная,/ нас ра́ди по нам бы́вшему Христу́ Бо́гу/ и непреста́нными сия́нии/ ду́шу и мы́сль разже́гши,/ свет была́ еси́./ Его́же ви́девши, на Кресте́ ви́сяща,/ стра́нное виде́ние, – глаго́лала еси́, слезя́щи, –/ ка́ко Жизнь смерть во́льную/ ны́не прие́млет?

Па́мять твою́ свяще́нную соверша́ем,/ учи́вшаяся у Христа́/ и Того́ повеле́ния/ пропове́давшая, всесла́вная,/ душа́м на избавле́ние,/ и моще́й твои́х ра́ку, Мари́е, ве́рою облобыза́ем,/ источа́ющую благода́ть неоску́дную и просвеще́ние/ любо́вию притека́ющим, Богоблаже́нная.

Пе́рвее ви́девши Боже́ственное воскресе́ние,/ Мари́е Магдали́но,/ Пе́рваго благи́х Вино́вника,/ на́ше благосе́рдно естество́ обожи́вшаго,/ пе́рвая и благове́стница яви́лася еси́,/ вопию́щи апо́столом:/ печа́ль отложи́вше,/ благоду́шие восприими́те/ и прииди́те, узри́те Христа́ воскре́сшаго/ и ми́ру подаю́щаго ве́лию ми́лость.

Крестобогородичен,

А́гнца Своего́ А́гница Нескве́рная дре́вле и Непоро́чная Влады́чица/ на Дре́ве Кре́стнем я́ко узре́,/ ма́терски восклица́ше и, дивя́щися, вопия́ше:/ Ча́до сладча́йшее,/ что́ зре́ние сие́ но́вое и пресла́вное?/ Ка́ко сонм безблагода́тный суди́щу Пила́тову предаде́ Тя/ и осужда́ет на смерть Живота́ вся́ческих?/ Но воспева́ю Твое́ неизрече́нное, Сло́ве, снизхожде́ние.


Стихиры на стиховне

Глас 8:

Во́лею обнища́вшему нището́ю мое́ю/ премно́гим благоутро́бием Христу́ Бо́гу,/ Магдали́не Мари́я, я́ко учени́ца ве́рно послужи́вши,/ на Дре́ве просте́рта и во гро́бе затворе́на ви́девши,/ вопия́ше, сле́зы точа́щи:/ что́ стра́нное виде́ние?/ И́же ме́ртвыя Животворя́й, ка́ко мертв вменя́ется?/ Ки́я ми́ры принесу́ Измени́вшему мя смра́да де́монскаго?/ Ки́я сле́зы пролию́ от слез Измени́вшему мою́ прама́терь?/ Но, о вся́ческих Царю́!/ Я́коже вертогра́да храни́тель яви́лся еси́,/ росо́ю Твои́х глаго́л вар отъе́м, рек к ней:/ к Мои́м бра́тиям ше́дши,/ благове́щения ра́дость возопи́й,/ восхожду́ бо ко Отцу́ и Бо́гу Моему́ и Бо́гу ва́шему,/ я́ко да пода́м ми́ру ве́лию ми́лость.

Крестобогородичен,

Тя ви́дящи, пригвожда́ема на Кресте́, Иису́се,/ и стра́сти прие́млюща во́лею,/ Де́ва и Ма́ти Твоя́, Влады́ко,/ увы́ Мне, – вопия́ше, – Ча́до Сла́дкое!/ Ра́ны непра́ведно ка́ко терпи́ши,/ Врачу́, исцели́вый челове́ческое неможе́ние/ и от тли всех изба́вивый милосе́рдием Твои́м?


Стихиры на хвалитех


Седальны

Глас 8:

Обнища́вшему Сло́ву премно́гим милосе́рдием,/ Мари́е Магдали́но, я́ве я́ко учени́ца и́стинно послужи́ла еси́,/ зри́щи же Сего́, на Кресте́ вознесе́на и во гро́бе положе́на, рыда́ла еси́, слезя́щи./ Те́мже тя почита́ем и твое́ соверша́ем ве́рою торжество́, мироно́сице сла́вная,/ моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти/ чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.


Светильны

Со́лнце незаходи́мое, отрокови́це, е́же от Отца́ пре́жде век возсия́вшее,/ во гро́бе евре́йский сонм запеча́та,/ но воскре́сшаго ви́дела еси́ пе́рвее, Мари́е,/ и ученико́м возвести́ла еси́.

Богородичен: Дании́л преднапису́ет Тя несеко́мую го́ру,/ из нея́же честны́й ка́мень отсече́ся и истни́ идольския хра́мы,/ Богороди́тельнице Мари́е.


Каноны

Кано́н святы́я, глас 8 (основной)


Житие

Святая равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась она в местечке Магдалы в Галилее. Жители Галилеи отличались непосредственностью, пылкостью нрава и самоотверженностью. Эти качества были присущи и святой Марии Магдалине. С юности она страдала тяжким недугом – беснованием (Лк. 8, 2). Перед Пришествием в мир Христа Спасителя бесноватых было особенно много: враг рода человеческого, предвидя свое близкое посрамление, восставал на людей со свирепой силой. Через болезнь Марии Магдалины явилась слава Божия, сама же она обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и ничем неколеблемую преданность Господу Иисусу Христу. Когда Господь изгнал из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.

Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами, исцеленными Господом, проявляя трогательную заботу о Нем. Она не оставила Господа после взятия Его иудеями, когда начала колебаться вера в Него ближайших учеников. Страх, побудивший к отречению апостола Петра, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном, переживая страдания Божественного Учителя и приобщаясь великому горю Богоматери. Святая Мария Магдалина сопровождала Пречистое Тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была при Его погребении (Мф.27:61Мк.15:47). Служа Господу во время Его земной жизни, она желала послужить Ему и после смерти, воздав последние почести Его Телу, умастив его, по обычаю евреев, миром и ароматами (Лк.23:56).

Ранним утром на третий день после Распятия святая Мария Магдалина, опередив других жен-мироносиц, явилась ко гробу с ароматами и увидела, что камень, закрывавший вход в гробовую пещеру, отвален (Ин.20:1Мк.16:4). Тогда она в смятении возвратилась в Иерусалим и позвала апостолов Петра и Иоанна: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его» (Ин.20:2). Апостолы Петр и Иоанн поспешили ко гробу и убедились, что он пуст: Тело Христово исчезло, пелены же, которыми оно было обвито, лежали отдельно от плата, покрывавшего Его главу. Пребывая в душевной растерянности, Петр и Иоанн вернулись в Иерусалим. Мария Магдалина осталась у гроба в безутешном горе, она не рассуждала о происшедшем, но мысли ее и сердце были со Христом. И когда она вновь заглянула во гроб, то увидела там двух Ангелов в белом одеянии, которые спросили ее: «Жена, что ты плачешь?» Страдание святой Марии было так велико, что она, не задумываясь, сказала о своей беде Ангелам то же, что сказала бы людям. Внезапно вид Ангелов стал особенно благоговейным; святая Мария Магдалина невольно обернулась назад и увидела Иисуса, но не узнала Его (Ин.20:14). Господь не сразу открыл Себя ей, дабы она привыкла к Его облику. После сострадательного обращения к ней Спасителя – «Жена, что плачешь? Кого ищешь?» – святая Мария, приняв Его за садовника, почувствовала надежду. Она обратилась с доверчивой просьбой к Явившемуся: «Господин, если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» (Ин. 20, 15). И этого было достаточно, чтобы Христос дал ей узнать Себя. Он назвал ее по имени, и она бросилась к Его ногам, воскликнув: «Учитель!». Господь кротко отстранился от нее, дабы просветлить ее помышления и помочь ей уразуметь, что Он воскрес в преображенной плоти: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин.20:17). Христос послал святую Марию с вестью от Него к ученикам, и блаженная жена, ликуя, возвестила Апостолам о виденном – «Христос воскрес!» Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной. В этом благовестии главное событие ее жизни, начало ее апостольского служения.

Апостолы вначале не поверили свидетельству Марии Магдалины. После унижения Господа на Кресте они не могли удержаться на высоте веры в Иисуса как Мессию: они воспринимали Его теперь лишь как пророка (Лк.24:19). Только после свидетельства святого апостола Петра, которому явился Воскресший Господь, апостолы утвердились в вере в Воскресшего Христа-Спасителя. Святая же Мария Магдалина неустанно проповедовала Воскресение Господне.

По преданию, она благовествовала не только в Иерусалиме. Святая Мария Магдалина отправилась в Рим и видела императора Тиверия (14–37). Известный своим жестокосердием император выслушал святую Марию, которая рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Затем она поднесла ему красное яйцо со словами «Христос воскрес!». С этим поступком святой Марии Магдалины связывают пасхальный обычай дарить друг другу красные яйца (яйцо, символ таинственной жизни, выражает веру в грядущее общее Воскресение). Предание утверждает, что Тиверий был тронут проповедью святой Марии. Он предложил римскому сенату включить Христа в сонм римских богов, но сенат отверг это предложение.

Затем святая Мария отправилась в Ефес (Малая Азия). Здесь она помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена. В IX веке при императоре Льве VI Философе (886–912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Ефеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были увезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Папа Римский Гонорий III (1216–1227) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже близ Марселя, где также воздвигнут храм, посвященный святой Марии Магдалине. Части святых мощей равноапостольной Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

Литература:

1. Житие святой мироносицы, равноапостольной Марии Магдалины. СПб., 1867.

2. Славин А. Жизнь святой мироносицы и равноапостольной Марии Магдалины. СПб., 1867.

3. Жизнеописание святой мироносицы, равноапостольной Марии Магдалины. СПб., 1891.

4Воронцов Е. Н. Житие святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины. М., 1883.