Свята́го великому́ченика и цели́теля Пантелеи́мона
Краткое наименование:07-27 Свята́го великому́ченика и цели́теля Пантелеи́мона
Минея. Дата 2025-08-09 (27 июля по ст. стилю)
Знак типикона: БденныйПраздник: святого
Чтения
На Утрени: Лк.21:12-19
Апостол: 2Тим.2:1-10
Евангелие: Ин.15:17-16:2
Прокимен
Прокимен, глас 4: Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев.
Стих: В це́рквах благослови́те Бо́га, Го́спода от исто́чник Изра́илевых.
Аллилуарий
Аллилуарий, глас 4: Пра́ведник я́ко фи́никс процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится.
Стих: Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т.
Причастен
В па́мять ве́чную бу́дет пра́ведник, от слу́ха зла не убои́тся.
Тропари
Глас 3:Страстоте́рпче святы́й и целе́бниче Пантелеи́моне,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние/ пода́ст душа́м на́шим.
Кондаки
Глас 5:Подража́тель сый Ми́лостиваго/ и исцеле́ний благода́ть от Него́ прие́м,/ страстоте́рпче и му́чениче Христа́ Бо́га,/ моли́твами твои́ми душе́вныя на́ша неду́ги исцели́,/ отгоня́ при́сно борца́ собла́зны от вопию́щих ве́рно:/ спаси́ ны, Го́споди.
Икос: Безсре́бреника па́мять, до́бляго страда́льца, ве́рнаго целе́бника,/ благоче́стно воспое́м, христолю́бцы, да прии́мем ми́лость,/ па́че же оскве́рншии, я́коже и аз, своя́ хра́мы,/ душа́м бо и те́лом, возлю́бленнии, исцеле́ния подава́ет./ Потщи́мся у́бо, ве́рная бра́тия, в сердца́х на́ших име́ти его́ кре́пость,/ избавля́юща от ле́сти вопию́щия:/ спаси́ ны, Го́споди.
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 4:И́же по достоя́нию/ зван быв Пантелеи́мон,/ егда́ человеколю́бное всем просте́рл еси́ душ попече́ние,/ и теле́с исцеле́ние показу́я,/ тогда́ тезоиме́нным зва́нием обогати́лся еси́,/ доброде́тели воздая́ние/ и благоче́стия возме́здие, му́чениче, обре́т,/ венцено́сец и непобеди́м во́ин я́влься/ Христа́ Бо́га на́шего./ Его́же моли́ спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.
И́же от невеще́ственных исто́чник Спаси́теля/ Боже́ственных исцеле́ний при́сно благода́ть почерпа́я,/ и бога́тно излива́я,/ и подава́я приступа́ющим к тебе́, всеблаже́нне,/ всех сла́вное твое́ и всесвяще́нное/ и светоно́сное торжество́ ве́рно соверша́ющих,/ благода́тию Боже́ственною сих озари́./ Богоподо́бным пома́зан именова́нием,/ я́ве и бла́гостию,/ е́йже моли́ всем дарова́тися, пою́щим тя.
Му́ками мно́гими искуси́ся/ твоя́ ны́не огнепа́льная любо́вь/ ко е́же су́щему жела́нию,/ мо́рем и огне́м зави́стно бори́м./ Те́мже, злонача́льнаго испрове́рг,/ живоно́сное де́йство Уте́шителя/ я́ве прия́т богатода́тельное./ Е́юже и жи́ва пресла́вно уме́ршаго,/ Богому́дре, показа́л еси́,/ и разли́чная исцеле́ния соде́лал еси́, преблаже́нне.
Безме́здно благода́ть дае́ши челове́ком,/ Пантелеи́моне му́чениче сла́вне,/ и ду́хи отго́ниши призыва́нием Христо́вым,/ и слепы́м ви́дети да́руеши,/ я́ко Того́ уго́дник и́скренний;/ но моли́, врачу́ всеблаже́нне,/ дарова́ти ми́ру мир тверд/ и тя лю́бящим ве́лию ми́лость.
Ма́тере благочести́выя возжела́л еси́ ве́ру,/ о́тчее испра́вил еси́ нече́стие:/ Ермола́я бо утве́рждься уче́нии,/ сим и Креще́ние соверши́л еси́,/ Пантелеи́моне му́чениче сла́вне./ Ми́лостиваго Бо́га,/ неду́гующих врачу́ и страсте́й отгони́телю,/ моли́ изба́витися от напа́стей/ ве́рою творя́щим пречестну́ю па́мять твою́.
Отри́нул еси́ пре́лесть отца́, всесла́вне,/ и словеса́ ма́терня смы́сленно прие́мь,/ па́че зла́та плод прине́сл еси́ по Госпо́дню гла́су/ и врач изря́ден яви́лся еси́,/ Пантелеи́моне, му́чениче сла́вне,/ ше́ствуя же благода́ти путе́м,/ обре́л еси́ лежа́ща ни́зу младе́нца, ехи́дною угрызе́на,/ и к Бо́гу моли́тву сотвори́в, и приле́жно помоли́вся,/ а́бие о́трока воскреси́л еси́/ и зве́ря растерза́л еси́./ Те́мже помина́й нас, ве́рою творя́щих твою́ па́мять,/ я́ко да обря́щем ми́лость в День Су́дный.
Возсия́ днесь честна́я па́мять безсре́бреника,/ ве́рныя созыва́ющи на трапе́зу та́йную,/ и к торжеству́ пра́зднственному водя́щи празднолю́бных составле́ния,/ наста́ бо ны́не нам чудоде́йственный врач,/ неду́ги всем исцеля́яй,/ Пантелеи́мон, тве́рдый страда́лец,/ и мо́лится приле́жно Го́сподеви/ спасти́ся душа́м на́шим.
Богородичен,Кто Тебе́ не ублажи́т, Пресвята́я Де́во; / кто ли не воспое́т Твоего́ Пречи́стаго Рождества́; / безле́тно бо от Отца́ возсия́вый Сын Единоро́дный, / То́йже от Тебе́, Чи́стыя, про́йде, / неизрече́нно вопло́щься, / естество́м Бог Сый, / и естество́м быв Челове́к нас ра́ди; / не во двою́ лицу́ разделя́емый, / но во двою́ естеству́ / несли́тно познава́емый. / Того́ моли́, Чи́стая Всеблаже́нная, / поми́ловатися душа́м на́шим.
Стихиры на стиховне
Глас 1:До́бляго страда́льца Пантелеи́мона/ по благоче́стии подвиза́вшася,/ прииди́те, лю́дие, воспои́м, глаго́люще:/ ра́дуйся, тве́рдый ве́ры побо́рниче по проро́цех и апо́столех;/ ра́дуйся, Христа́ в себе́ име́вый, подо́бяся де́лы Па́влу;/ ра́дуйся, пла́вающим небу́рное приста́нище;/ ра́дуйся, на́ша похвало́ и Це́ркве ве́рных ра́дование.
Стих: Пра́ведник, я́ко фи́никс, процвете́т/ и, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится.
От младе́нчества до́брую стезю́ обре́т,/ ми́лостию Христо́вою пома́зав се́рдце,/ боле́зни цели́ши прося́щим усе́рдно,/ отню́дуже и уме́ршаго воздви́гл еси́ моли́твами твои́ми/ и восприя́л еси́ Небе́сное Ца́рствие,/ Пантелеи́моне всеблаже́нне.
Стих: Насажде́ни в дому́ Госпо́дни/ во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т.
Страстоте́рпца Христо́ва похва́лим,/ му́драго Пантелеи́мона,/ и́же зми́я уби́ си́лою кре́стною,/ и моли́твами Ермола́евыми о́трока воскреси́,/ и несвяще́нныя посрами́ му́дрости словеса́,/ и́же и мо́лится непреста́нно/ всем пода́ти согреше́ний проще́ние.
Ма́тернее возлюби́в благоче́стие,/ о́тчим же безбо́жием возгнуша́вся,/ Врачу́ душ во́ин быв,/ враче́бне себе́ наказа́л еси́99 / и, Боже́ственною благода́тию во обои́х благоиску́сен,/ страсте́й всегуби́тель и душ врач показа́лся еси́,/ но, я́коже во страда́ниих тве́рдое/ и в моли́твах приснопребыва́тельное стяжа́в,/ Пантелеи́моне, му́чениче Христо́в,/ приле́жно моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Богородичен,Безневе́стная Де́во, / я́же Бо́га неизрече́нно заче́нши пло́тию, / Ма́ти Бо́га Вы́шняго, / Твои́х рабо́в мольбы́ приими́, Всенепоро́чная, / всем подаю́щи очище́ние прегреше́ний, / ны́не на́ша моле́ния прие́млющи, / моли́ спасти́ся всем нам.
Стихиры на хвалитех
Глас 8:Де́ло промы́шле́ния Вы́шняго,/ е́же на тебе́ бы́вшее,/ све́тло показа́ся,/ теле́сныя бо стра́сти цели́ти я́вственно,/ Пантелеи́моне, науча́емь,/ душ обре́лся еси́ врач изря́ден,/ сло́вом благода́ти уврачу́я вся/ и мра́чныя ле́сти избавля́я к тебе́ притека́ющия.
Ми́лости Бо́жии подо́бяся,/ Пантелеи́мон я́ве именова́ся,/ сугу́бо прие́м и́мя и подо́бное ве́щи./ Я́ко сострада́телен бо, ми́луеши всех,/ сугу́бо подая́ сим исцеле́ние,/ пита́я и целя́,/ и к ра́зуму, сла́вне, наставля́я Боже́ственному/ и пресве́тлому Христо́ву, пребога́те.
Добро́тою, Богому́дре, теле́сною/ душе́вную добро́ту благоду́шно премени́л еси́/ и у́мное благоле́пие плотско́ю красото́ю/ и зря́щия, му́чениче, удиви́л еси́,/ зна́меньми сия́я и чудесы́,/ цве́том ю́ности,/ состаре́вшихся ра́зум прие́м,/ ве́рою же и благода́тию просвеща́емь.
Всесве́тлая му́ченика па́мять сия́ет, я́ко со́лнце, конце́м/ и непреста́нно подава́ет ве́рным исцеле́ния,/ неду́ги отгоня́ющи и стра́сти исцеля́ющи,/ мо́лится бо при́сно Пантелеи́мон Христу́/ дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Днесь просия́ страстоно́сца па́мять,/ прииди́те, ве́рнии, духо́вно возвесели́мся/ и пе́сньми сего́ венча́ем,/ и́бо неви́димаго врага́ си́лою кре́стною му́жески победи́л есть,/ и, мучи́телей безме́рных мук не убоя́вся,/ зако́нно по́честь прия́т Вы́шняго зва́ния,/ и ны́не со А́нгелы ве́чно почива́ет./ Но, о му́чениче Христо́в Пантелеи́моне,/ врачу́ неду́гующих и приста́нище обурева́емых,/ не преста́й моля́ся Ми́лостивому Бо́гу/ спасти́ся душа́м на́шим.
Богородичен,Богоро́дицу пе́сньми немо́лчными благоче́стно пое́м, вопию́ще:/ ра́дуйся, горо́ свята́я,/ ра́дуйся, престо́ле огнено́сный всех Царя́,/ ра́дуйся, похвало́ А́нгелов и святы́х сла́во.
Седальны
Глас 1:Ма́тернее благоче́стие соблю́л еси́, блаже́нне,/ о́тчее же нече́стие благоче́стно испра́вил еси́,/ сего́ ра́ди и благода́ть прия́л еси́ от Бо́га Вседержи́теля,/ врачева́ти немощству́ющих боле́зни, му́чениче сла́вне Пантелеи́моне,/ всех с ве́рою и любо́вию к тебе́ прибега́ющих.
Глас 4:Я́ко во́ина Христо́ва непобеди́маго и борца́ му́жественнейшаго,/ тя вси, ве́рнии, восхваля́ем, му́чеников добро́то,/ ве́рою пра́зднующе святу́ю па́мять твою́, му́чениче всехва́льне./ Честны́я же по́двиги согла́сно славосло́вим, му́дре,/ и Спаси́теля Христа́ велича́ем.
Глас 4:Торжеству́ют днесь собо́ри ве́рных/ честны́я по́двиги твоя́, Пантелеи́моне страстоте́рпче,/ прославля́юще Животода́вца, яви́вшаго тебе́ кре́пкаго нам предста́теля.
Глас 4:До́бляго страда́льца благоче́стия Христо́ва восхва́лим све́тло Пантелеи́мона, ве́рнии,/ псалмы́, и пе́нии, и пе́сньми духо́вными,/ и́мже мучи́тельство неви́димаго врага́ си́лою Боже́ственною попра́ся/ и неду́гов исцеле́ние бога́тно от Го́спода дарова́ся/ творя́щим ве́рно Боже́ственный и честны́й пра́здник его́.
Светильны
Ми́лостивную твою́ ду́шу прови́де Бог, Пантелеи́мона тя пропове́да,/ безсре́брено бо тре́бующим исцеле́ние источа́еши, свя́те,/ мучи́телей свире́пство терпе́нием твои́м победи́вый.
Богородичен: Пантелеи́моне всему́дре, честны́х безсре́бреников свяще́нная красото́/ и Боже́ственных му́чеников великопобе́дная сла́во,/ свы́ше побе́ды испроси́ правосла́вным, и ми́ру мир,/ и ве́рно сла́вящим тя, свя́те, спасе́ние,/ с Богоро́дицею о всех моля́ся.
Каноны
Ка́нон свята́го, глас 2 (основной)
Житие
Святой великомученик и целитель Пантелеимон родился в Вифинии (Малая Азия) в городе Никомидия в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном (что значит «по всему лев»), так как родители желали видеть его мужественным и бесстрашным юношей. Мать святая Еввула (память 30 марта) воспитывала мальчика в христианской вере, но рано окончила свою земную жизнь. Тогда отец отдал Пантолеона в языческую грамматическую школу, а затем обучал его медицинскому искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Отличаясь красноречием, хорошим поведением и необыкновенной красотой, юный Пантолеон был представлен императору Максимиану (284–305), который захотел оставить его при своем дворе и сделать впоследствии придворным врачом.
В это время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 тысяч христиан (память 28 декабря) в Никомидийской церкви в 303 году и страданий священномученика Анфима (память 3 сентября). Из окна уединенного домика святой Ермолай неоднократно видел благообразного юношу и прозорливо провидел в нем избранный сосуд благодати Божией. Однажды пресвитер позвал Пантолеона в свое убежище и, расспросив его о родителях, о вере и всей его жизни, начал с ним беседу, во время которой изложил ему основные истины христианской веры. «Верь мне, о добрый юноша! – говорил он, – Истинный и Всемогущий Бог есть един – Иисус Христос, в Которого если ты будешь веровать, то будешь исцелять всякие болезни одним призыванием Его пречистого имени». С этих пор Пантолеон стал ежедневно заходить к священномученику Ермолаю и с наслаждением слушал то, что открывал ему Божий служитель о Сладчайшем Иисусе Христе.
Однажды, возвращаясь от учителя, юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая извивалась тут же рядом. Исполнившись сострадания и жалости, Пантолеон стал просить Господа о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет христианином и примет святое Крещение. «Господи Иисусе Христе, – молился он, – хотя я и недостоин призывать Тебя, но, если Ты хочешь, чтобы я сделался рабом Твоим, яви силу Твою и сделай так, чтобы во имя Твое отрок этот ожил, а ехидна издохла!» И по действию Божественной благодати ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах удивленного Пантолеона.
После этого чуда святой Ермолай крестил юношу во имя Отца и Сына и Святаго Духа, совершил Божественную литургию и «во Христа одеявся банею Крещения» Пантолеон причастился Его Божественных и Животворящих Таин Тела и Крови. Семь дней провел новокрещенный у своего духоносного учителя, впитывая в свое сердце богооткровенные истины святого Евангелия.
Став христианином, Пантолеон часто беседовал со своим отцом, раскрывая ему лживость язычества и постепенно подготавливая к принятию христианства. В это время Пантолеон уже был известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, которого никто другой не мог исцелить. «Свет глазам твоим возвратит Отец света, Бог истинный, – сказал ему святой, – во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!» Слепец тотчас же прозрел, а вместе с ним духовно прозрел и отец святого – Евсторгий, и оба с радостью приняли святое Крещение.
После смерти отца святой Пантолеон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, посещал в темницах узников и при этом исцелял страждущих не столько медицинскими средствами, сколько призыванием Господа Иисуса Христа. «Всецелебная сила моя и слава Христос есть – Истинный Бог», – говорил он. Слава о милостивом и бескорыстном враче распространилась по всему городу, и жители, оставив всех других врачей, стали обращаться только к святому Пантолеону. Это вызвало зависть, и врачи донесли императору, что святой Пантолеон христианин и лечит христианских узников.
Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но избранный страстотерпец Христов и благодатный врач исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного: «Во имя Господа Иисуса Христа, встань и будь здоров», – произнес святой Пантолеон, и больной тотчас выздоровел. Ожесточенный Максимиан приказал казнить исцеленного, а святого Пантолеона предал жесточайшим мукам. «Господи Иисусе Христе! Предстани мне в эту минуту, дай мне терпение, чтобы я до конца мог вынести мучение!» – молился святой и услышал голос: «Не бойся, Я с тобой». Господь явился ему «во образе пресвитера Ермолая» и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантолеона повесили на дереве и рвали тело железными крюками, обжигали свечами, растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Однако во всех истязаниях мужественный Пантолеон оставался невредимым и с дерзновением обличал императора. Господь неоднократно являлся святому и укреплял его. В это же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Они мужественно исповедали Сладчайшего Господа Иисуса и были обезглавлены (память 26 июля).
По повелению императора святого великомученика Пантолеона привели в цирк и бросили его на растерзание диким зверям. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Видя это, зрители поднялись с мест и стали кричать: «Велик Бог христианский! Да будет отпущен неповинный и праведный юноша!» Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Господа Иисуса, и даже рубить зверей, не тронувших святого мученика. Видя это, святой Пантолеон воскликнул: «Слава Тебе, Христе Боже, что не только люди, но и звери умирают за Тебя!»
Наконец, обезумевший от ярости Максимиан приказал отрубить великомученику Пантолеону голову. Воины привели святого на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик начал молиться Господу, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск и не нанес никакой раны. Пораженные чудом, воины закричали: «Велик Бог христианский!» В это время Господь еще раз открылся святому, назвав его Пантелеимоном (что значит многомилостивый) вместо прежнего имени Пантолеон, за его великое милосердие и сострадательность. Услышав Голос с Неба, воины упали на колени перед мучеником и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора. «Если вы не исполните порученного вам, – сказал он, – не получите милости от Христа моего!» Тогда воины со слезами простились с великомучеником, целуя его руку. Когда мученику отсекли голову, то из раны вместе с кровью истекло и молоко, а маслина, к которой был привязан святой, в этот момент процвела и исполнилась целительных плодов. Видя это, много людей уверовало во Христа Иисуса. Тело святого Пантелеимона, брошенное в костер, осталось неповрежденным и тогда Никомидийский страстотерпец был погребен христианами на близлежащей земле схоласта Адамантия.
Лаврентий, Вассой и Провиан, слуги великомученика, видели его страдания и слышали Голос с Неба. Они написали повествование о жизни, страданиях и кончине великомученика. Память святого Пантелеимона издревле чтится Православным Востоком. Уже в IV веке были воздвигнуты храмы во имя святого в Севастии Армянской и Константинополе. Кровь и молоко, истекшие при усечении святого, хранились до X века и подавали верующим исцеления.
Честные мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру. Особенно много их на Святой Горе Афон в таких известных и прославленных монастырях, как Ватопед, Ивер, Ксеноф, Хилендарь, Филофей, Дохиар, Зограф, Есфигмен, Пантократор, Кутлумуш, Святого Павла, Григориат, Симоно-Петр, Ксиропотам, в Ильинском, Андреевском скитах и других обителях. Честная и многоцелебная глава святого великомученика Пантелеимона «яко превеликое сокровище» хранится ныне в Русском Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре, в соборном храме обители, посвященном его имени. «Прославляющих Мя прославлю» (1 Царств 2, 30) – сказал и исполнил дивный во святых Своих Господь.
В Никомидии накануне 27 июля – дня памяти святого великомученика совершается торжественный крестный ход с чудотворной иконой святого. Тысячи людей – православных христиан и инославных – армян, католиков и даже магометане съезжаются сюда и привозят сотни больных, которые получают исцеление по молитвам святого. В церковной книге «кондак», хранящейся в Никомидийской митрополии, зафиксировано две тысячи автографов греков, турок, итальянцев и армян, получивших исцеление по молитвам великомученика Пантелеимона. Вот несколько из них. В 1842 году армянин-католик приехал из Константинополя в местный монастырь Святого Пантелеимона с одержимой беснованием супругой. После того, как православный священник Григорий отслужил молебен великомученику и окропил больную святой водой, она совершенно исцелилась. В 1844 году у местного турка загорелся дом и пламя быстро охватило его. Испуганный хозяин выскочил во двор и закричал: «Пантели, ятишь! (Пантелеимон, поспеши!) В это время над крышей увидели двух голубей и пламя мгновенно погасло. Благодарный турок принес несколько пиастров в церковь и отдал их на церковное масло. В 1851 году в окрестностях Никомидии саранча опустошила поля, сады и огороды. После усердной молитвы святому Пантелеимону жители окропили саранчу святой водой из чудотворного колодца, и саранча вся вымерла.
Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с ХII века. Великий князь Изяслав, в святом Крещении Пантелеимон, имел изображение великомученика на своем боевом шлеме и его заступничеством остался жив в сражении 1151 года. Под командованием Петра I русские войска одержали в день памяти великомученика Пантелеимона две морских победы над шведами: в 1714 году при Гангаузе (Финляндия) и в 1720 году при Гренгаме (небольшая гавань на Аландских островах). Когда в 1862 году иеромонах Арсений привез частицу святых мощей великомученика Пантелеимона в Россию, было проявлено много чудес. Так, некто Франц Иосиф Корф был католик, но всю жизнь глубоко почитал святого Пантелеимона. Друзья часто уговаривали его принять Православие, но Франц упорно отказывался. Перед смертью он сильно заболел и впал в глубокий сон, а через четверть часа проснулся и требовал принести мощи великомученика. Затем целые сутки, держа в руках образок святого Пантелеимона, просил дать ему света Божия. Тогда ему предложили принять Святое Православие и помазаться святым миром. Франц согласился, и православный священник, совершив чин присоединения к Православной Церкви, причастил его Святых Таин, пособоровал и прочел отходную. Через 9 часов Франц мирно отошел ко Господу.
Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и молитве о немощном. Память святого Пантелеимона особенно торжественно совершается в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Русская обитель расположена среди цветущей природы на низменной скале побережья Святогорского залива. Своими громадными корпусами, храмами, колокольней и хорошей гаванью монастырь напоминает маленький портовый город. На берегу были построены больница, иконописная мастерская, братские келлии и большие фондарики (гостиницы) для паломников. Собор во имя великомученика Пантелеимона построен в 1826 году по типу древних афонских храмов. В алтаре, в драгоценном ковчеге, хранится главная святыня обители – глава святого великомученика Пантелеимона. За 8 дней до праздника начинается предпразднство. В эти дни после вечерни поются молебные каноны на 8 гласов, примечательно, что для каждого дня имеется особый канон. В день праздника совершается торжественное всенощное бдение и тысячи гостей и паломников участвуют в Богослужении. Второй день праздника – ктиторский день. В самый день праздника после вечерни совершается панихида по почившим строителям и благодетелям обители, освящается и раздается коливо (кутия). В Журнале Московской Патриархии, 1975, № 3, с. 45–47 по рукописной афонской службе напечатаны припевы на 9-й песне канона великомученику. По древней традиции паломники Русской Православной Церкви ежегодно совершают поездки в Грецию и на Святую Гору Афон к дню памяти святого великомученика Пантелеимона.
Литература:
1. Акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону. М., 1892.
2. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых. Вып. 11, июль, Тверь, 1901.
3. Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афона. Нижний Новгород, 1907.
4. Святой великомученик и целитель Пантелеимон. М., 1914.
5. Чернояров И. Собрание чудес святого великомученика и целителя Пантелеимона. Ч. 1–2. [Б. м. и г.].
6. Житие, страдания и чудеса святого великомученика и целителя Пантелеимона. Ч. 1–2. М., 1903.