Святы́х седми́ о́троков, и́же во Ефе́се
Краткое наименование:08-04 Святы́х седми́ о́троков, и́же во Ефе́се
Минея. Дата 2025-08-17 (04 августа по ст. стилю)
Знак типикона: ВседневныйПраздник: святого
Чтения
На Утрени:
Апостол:
Евангелие:
Прокимен
Прокимен, глас :
Стих:
Аллилуарий
Аллилуарий, глас :
Стих:
Причастен
Тропари
Глас 4:Ве́лия ве́ры чудесе́,/ в пеще́ре, я́ко в черто́зе ца́рском,/ святи́и седмь о́троцы пребы́ша,/ и умро́ша без тли,/ и по мно́зех вре́менех воста́ша, я́ко от сна,/ во увере́ние воскресе́ния всех челове́ков./ Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас.
Глас 8:Благоче́стия пропове́дники и Воскресе́ния умё́рших изобрази́тели,/ Це́ркви столпы́ седмочи́сленныя,/ о́троки всеблаже́нныя пе́сньми восхва́лим:/ ти́и бо по мно́гих ле́тех нетле́ния, а́ки от сна воста́вше,/ всем возвести́ша я́ве ме́ртвых воста́ние.
Кондаки
Глас 4:Ми́ра су́щая тле́нная презре́вше/ и нетле́нныя да́ры прие́мше,/ уме́рше, кроме́ тле́ния пребы́ша./ Те́мже востаю́т по мно́гих ле́тех,/ все погре́бше лю́тых неве́рие,/ я́же во хвале́нии днесь, ве́рнии, восхваля́юще, Христа́ воспои́м.
Икос:
Глас 4:Просла́вивый на земли́ святы́я Твоя́/ пре́жде втора́го и стра́шнаго прише́ствия Твоего́, Христе́,/ пресла́вным воста́нием о́троков/ показа́л еси́ Воскресе́ние неве́дящим е́,/ нетле́нна одея́ния и телеса́ яви́в,/ и царя́ уве́рил еси́ вопи́ти:/ вои́стинну есть ме́ртвых воста́ние.
Икос:
Стихиры на "Господи, возвах"
Глас 1:Седмокру́жный све́щник,/ озари́вший седмоче́стных о́трок,/ прииди́те, при́сно воспое́м па́мять, вопию́ще Христу́,/ ты́я венча́вшему:/ моли́твами их, Го́споди Изба́вителю,/ живо́т наш умири́.
И́же по естеству́ уме́ршии па́че естества́ вои́стинну,/ я́коже от сна, а́бие воста́ша,/ вку́пе седмь о́троцы Боже́ственнии./ Чу́до ужа́сное:/ три́ста бо лет и се́дмьдесять и два,/ я́коже ме́ртвии, в пеще́ре спа́ша.
Со Иамвли́хом Боже́ственным и Максимилиа́ном/ Мартиниа́на и Иоа́нна,/ Анто́ния же вкупе с Диони́сием почти́м ны́не,/ я́ко моля́щияся о нас,/ восхваля́юще с си́ми/ и му́драго благоче́стно Ексакустодиа́на.
Препросла́вленна еси́ в ро́ды родо́в,/ Де́во Ма́ти Отрокови́це, Богоро́дице Мари́е,/ ми́ра Предста́тельнице,/ ро́ждшая пло́тию Сы́на Безнача́льнаго Отца́,/ соприсносу́щна же .Ду́ху вои́стинну,/ его́же моли́ спасти́ нас.
Одержи́ми прегреше́ньми ненаде́жными, Чи́стая,/ Тя Предста́тельницу еди́ну иму́ще, Де́во,/ вопие́м благода́рно:/ очи́сти ны, Пресвята́я Богоневе́сто,/ Ты бо еси́ ми́ру прибе́жище/ и заступле́ние ро́ду на́шему.
Согреше́ний пучи́ною обурева́емь,/ в ти́хое приста́нище/ чи́стыя моли́твы Твоея́, Богороди́тельнице, прибе́г,/ взыва́ю Ти: спаси́ мя,/ держа́вную Твою́ просте́рши десни́цу,/ рабу́ Твоему́, Пренепоро́чная.
Богородичен,Жезло́м Твое́й моли́твы,/ Богороди́тельнице Чи́стая,/ звери́ныя стра́сти окая́нныя души́ мое́й отжени́ вско́ре,/ ми́рно жизнь мою́ управля́ющи,/ и свято́му мя ста́ду избра́нных Твои́х ове́ц причти́.
Крестобогородичен,У Креста́ предстоия́щи Сы́на и Бо́га Твоего́/ и долготерпе́ние того́ смотря́ющи,/ глаго́лаше, пла́чущи, Ма́ти Чи́стая:/ увы́ Мне, Ча́до сладча́йшее,/ что сий стра́ждеши непра́ведно, Сло́ве Божий,/ да спасе́ши челове́чество?
Стихиры на стиховне
Стихиры на хвалитех
Седальны
Глас 4:Я́ко столпи́ су́ще Це́ркве Христо́вы,/ стены разверго́сте неве́рия тве́рдо, седмобра́тнии му́ченицы./ Те́мже пре́жде сме́рти е́ллинский гнев,/ и па́ки по сме́рти ерети́ческую бу́рю отгна́вше, и воскресе́ния ве́ру удержа́вше,/ моли́теся ве́рою утверди́тися нам.
Светильны
Ору́жием Честна́го Твоего́ Креста́ воору́жшеся, страстоте́рпцы Твои́, Сло́ве,/ сопроти́вныя си́лы тве́рдо победи́ша/ и с Тобо́ю, Христе́ мой, всех Царю́, Ца́рствуют вку́пе.
Богородичен: Вои́стинну Богоро́дицу, Тя испове́дуем, Влады́чице, Тебе́ ра́ди спа́сшиися,/ и́бо Бо́га неизрече́нно роди́ла еси́, разо́ршаго Кресто́м смерть,/ к себе́ же привле́кша собо́ры,/ с ни́миже Тя восхваля́ем.
Каноны
Кано́н святы́х, глас 2 (основной)
Житие
Святые семь отроков Ефесских (ок. 250; 408–450). В III веке в Ефесе жили семь юношей, сыновья знатных граждан: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин. Все они состояли на военной службе и были христианами. Нечестивый император Декий (249 –251) воздвиг жестокое гонение на христиан. Всюду на площадях города устанавливали идолов и жертвенники. Тех, кто не желал поклоняться языческим кумирам, жестоко преследовали. В это страшное время многие отпали от Христа, семь же юношей были тверды в своем исповедании истинной веры. Схваченные по доносу и закованные в цепи, они предстали перед императором. В ответ на его вопросы юноши исповедали свою веру в воплотившегося Господа Иисуса Христа, объяснили императору, что жертва в их понимании – это молитва и духовные подвиги, идолопоклонничество же и заклание животных мерзки и недопустимы. После этих ответов император Декий лишил исповедников знаков их воинского отличия (с них были сняты пояса) и пригрозил смертью, если они не одумаются. Император верил, что они еще возвратятся в язычество, и на время юноши были отпущены на свободу.
Воспользовавшись этим, святые взяли в своих домах золото и серебро и раздали нищим, оставив себе лишь необходимое для пропитания. Затем они удалились за город к горе Охлон, в которой была пещера, где они и раньше молились. Благочестивые юноши стали готовиться к смерти, укрепляя свои души молитвой. Лишь изредка младший из них, святой Иамвлих, ходил в город за хлебом. Однажды он сообщил товарищам, что на следующий день назначено жертвоприношение и что их ищут. Святой Максимилиан воодушевил юношей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Готовясь к мученической кончине, юноши поручили себя Богу и стали на молитву. Затем они подкрепили себя хлебом и стали ободрять друг друга. По воле Божией они во время разговора как бы погрузились в сон: смерть объяла юношей, но тление не коснулось их тел.
На следующий день император Декий приказал разыскать юношей. Были вызваны их родители, открывшие в страхе место пребывания своих сыновей. Когда слуги императора пришли к пещере, они завалили вход в нее камнями, чтобы узники, проснувшись, погибли от голода и жажды. Двое тайных христиан из стражи написали на оловянных дощечках имена святых отроков и изобразили их страдания. Дощечки были оставлены при входе в пещеру, чтобы не погибла память о подвиге святых мучеников.
Прошло около двух веков; гонения на христиан кончились. Но Церковь была потрясена еретическими лжеучениями. Одно из еретических движений пришлось на правление императора Феодосия (408 –450). Подобно саддукеям, еретики, в числе которых были и духовные лица, отрицали воскресение мертвых. Исполнились времена, и Бог для вразумления еретиков сотворил великое чудо, подобное воскрешению Христом праведного Лазаря, описанному в Евангелии (Ин.11:38 –44).
Владелец горы Охлон, желая построить ограду для овец, стал брать камни для нее из тех, которыми была завалена пещера блаженных отроков. Так из нее образовался выход. И в это время, повинуясь Божественному велению, отроки воскресли. Им казалось, что они проспали только одну ночь, что настал день их казни. Их облик и внутреннее состояние не изменились. Придя в город за хлебом, Иамвлих почувствовал недоумение: облик города стал другим, повсюду находились изображения Креста. В хлебной лавке Иамвлих дал продавцу серебряную монету. Продавец был изумлен, поскольку монета оказалась старинной. Юноша был задержан, собрался народ. Для выяснения недоразумения Иамвлиха привели к градоначальнику и епископу. Иамвлих все им чистосердечно рассказал и для уверения предложил пойти к пещере. Он испытывал огромную радость, находясь среди христиан и видя торжество христианской веры.
Правители поняли, что совершилось чудо Божие. При стечении народа они отправились к пещере и убедились в правдивости слов святого Иамвлиха. Тогда же были найдены дощечки с именами юношей и все присутствовавшие пришли в изумление и прославили Бога, открывшего чрез пробуждение отроков от долгого сна тайну воскресения мертвых.
Вскоре в Ефес прибыл император Феодосий, извещенный о чудесном событии. Он долго беседовал с отроками и убедился в подлинности совершившегося: Бог воскресил святых отроков, чтобы явно возвестить о грядущем общем Воскресении в славный день Своего Второго Пришествия. Во время беседы святые отроки на глазах у всех склонили головы и вновь почили на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел совершить погребение в гробах из золота и серебра, но святые, явившись ему во сне, повелели не трогать их тел. Память семи святых отроков Ефесских особенно почитается Святой Церковью. В XII веке русский паломник по святым местам игумен Даниил видел в пещере святые мощи семи Ефесских отроков.
Память их совершается также 22 октября (согласно русскому Прологу): по церковному преданию, отроки вторично уснули в этот день. В греческой Минее 1870 года сказано, что они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые Ефесские отроки упоминаются и в службе церковного новолетия – 1 сентября.
Литература:
1. Акафист святым седми отроком, иже во Ефесе. М., 1906.
2. Канон святым семи отрокам во Ефесе. М., 1906.
3. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Жития святых, чтимых Православною Церковью. Август. СПб., 1885.