08-12 Святы́х му́ченик Фо́тия и Аники́ты

Святы́х му́ченик Фо́тия и Аники́ты

Краткое наименование:

08-12 Святы́х му́ченик Фо́тия и Аники́ты

Минея. Дата 2024-08-25 (12 августа по ст. стилю)

Знак типикона: Вседневный
Праздник: святого


Чтения

На Утрени:

Апостол:

Евангелие:


Прокимен

Прокимен, глас :
Стих:


Аллилуарий

Аллилуарий, глас :
Стих:


Причастен


Тропари

Глас 4:

Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами/ спаси́ души на́ша.


Кондаки

Глас 2:

Боже́ственныя, ве́рнии, и храбрыя/ ублажи́м супру́ги Христо́вы сла́вныя,/ и похва́лим, я́ко тве́рдыя пропове́дники благоче́стию/ и су́ща рачи́тели, Фо́тия и Аники́ту,/ и пе́сньми и хвала́ми венча́ем.

Икос:


Стихиры на "Господи, возвах"

Глас 4:

Огня не у́боя́стеся,/ ни секу́щаго орудия,/ ни я́рости свире́пыя без ума́ претя́щаго,/ ни стремле́ния львов,/ ни вре́ния коно́бнаго,/ ни удо́в отсече́ния,/ ни сме́рти го́рькия отве́та,/ вас безсме́ртствующаго,/ к Бо́гу безсме́ртному сла́вно отсыла́юща,/ страда́льцы до́блии.

Блаже́нную и всечестну́ю/ и досто́йно жела́емую кончи́ну восприя́сте/ и ве́чныя, до́блии, наде́жды,/ излива́ете нам то́ки чуде́с,/ опале́ние отъе́млюще/ страсте́й душ и теле́с/ благоче́стно моле́бный пра́здник ваш/ всегда́ соверша́ющих, прехва́льнии.

Фо́тий сла́вный/ и Богому́дрый Аники́т,/ дво́ица вседо́бляя,/ Тро́ичною све́тлостию укра́шаема/ и преиспещре́нна ран добро́тами,/ со А́нгелы при́сно ра́дуется,/ и и́же ве́рою сла́вное/ и свяще́нное их страда́ние пра́зднующим/ подаю́т просвеще́ние и ми́лость.


Стихиры на стиховне


Стихиры на хвалитех


Седальны

Глас 4:

Низло́жше вра́жия возноше́ния терпе́нием лю́тых мук, страстоте́рпцы,/ на Небесе́х живете́ ны́не, ра́дующеся, Фо́тие сла́вный и Аники́то блаже́нне./ Те́мже ублажа́етеся во ве́ки веко́в, о нас моля́щеся Христу́,/ творя́щих ва́шу па́мять.


Светильны

Све́те неизме́нный, Сло́ве, Све́та Отца́ нерожде́нна, в явле́ннем све́те твое́м,/ днесь на Фаво́ре Свет ви́дехом Отца́, Свет и Ду́ха,/ Све́том наставля́ющаго всю тварь.


Каноны

Кано́н му́чеников, глас 4 (основной)


Житие

Святые мученики́ Аникита и Фотий (его племянник) были родом из Никомидии. Святой Аникита был комитом (военным сановником). Когда император Диоклитиан (284–305) установил на площади в Никомидии мечи, сечки, рожны, железные когти, сковороды, колеса, котлы и другие орудия мучений для устрашения христиан, святой Аникита, исполнившись веры и ревности по Боге, явился к правителю, безбоязненно исповедал Господа Иисуса Христа истинным Сыном Божиим и сказал: «Твои мучения, царь, нисколько нас не устрашают: для нас муки – ничто, и мы, христиане, никогда не поклонимся бездушным идолам».

Император, исполненный ярости, приказал тотчас же обрезать святому язык, но он и после этого продолжал говорить ясно, славя Христа. Тогда мученика подвергли жестокому избиению воловьими жилами. Его били так долго, что обнажились кости. Он же не переставал проповедовать собравшемуся народу, что Христос есть единый Истинный Бог. После этого правитель повелел выпустить на святого Аникиту огромного льва, который с грозным ревом устремился на мученика. Приблизившись же к святому, он стал ласкаться к нему, а затем лапой, как губкой, вытер пот, выступивший от мучений на челе и щеках мученика. Святой Аникита велегласно прославил Господа Иисуса Христа, просил его помощи, чтобы победить ярость мучителя. После этой молитвы мученика началось сильное землетрясение, от которого упало капище Геркулеса и часть городской стены. Под их развалинами погибло много язычников. Император приказал отсечь мечем голову святого, но палач, занесший меч, упал без чувств. Тогда святого Аникиту стали колесовать и палить огнем, но колесо остановилось, а огонь угас. Мученика бросили в котел с кипящим оловом, но олово остыло, как только святой прикоснулся к котлу. Так Господь хранил Своего раба для утверждения многих. Племянник мученика – святой Фотий приветствовал страдальца на глазах всего народа, а затем, обратившись к императору, сказал: «Постыдись, идолопоклонник, боги твои – ничто!»

Меч, занесенный над новым исповедником, поразил самого палача. Мучеников посадили в темницу. Через три дня Диоклитиан стал уговаривать их: «Поклонитесь Богам нашим, и я прославлю вас и обогащу». Мученики отвечали: «Честь твоя и богатство твое пусть останутся с тобою на твою́ погибель». После этого святых подвергали еще многим мучениям: строгали железными когтями, поливали раны уксусом, смешанным с солью, и опаляли огнем, привязывали за ноги к диким коням, три года томили в темнице, держали в раскаленной бане, но страдальцы Христовы оставались невредимыми. Наконец, Диоклитиан велел разжечь огромную печь, чтобы сжечь в ней не только двух святых мучеников, но и всех обнаруженных христиан. Христиане же, воодушевленные подвигами святых Фотия и Аникиты, не ожидая, когда язычники начнут ввергать их в печь, сами, вместе с женами и детьми, направились к ней, восклицая: «Мы христиане и почитаем единого Бога!» Все они скончались с молитвою на устах. Несмотря на кончину, тела святых Аникиты и Фотия не пострадали от огня, и даже волосы их остались не опаленными. Видя это, многие из язычников уверовали во Христа. Событие это произошло в 305 году. Святая Церковь чтит мучеников Аникиту и Фотия и как целителей.