08-18 Преподо́бнаго Иоа́нна, пустынножи́теля Ры́льскаго

Преподо́бнаго Иоа́нна, пустынножи́теля Ры́льскаго

Краткое наименование:

08-18 Преподо́бнаго Иоа́нна, пустынножи́теля Ры́льскаго

Минея. Дата 2024-08-31 (18 августа по ст. стилю)

Знак типикона: Полиелейный
Праздник: святого


Чтения

На Утрени:

Апостол:

Евангелие:


Прокимен

Прокимен, глас :
Стих:


Аллилуарий

Аллилуарий, глас :
Стих:


Причастен


Тропари

Глас 1:

Покая́ния основа́ние, прописа́ние умиле́ния,/ о́браз утеше́ния, духо́внаго соверше́ния/ равноа́нгельное житие́ твое́ бы́сть, преподо́бне./ В моли́твах у́бо и в поще́ниих и в слеза́х пребыва́вый,/ о́тче Иоа́нне,/ моли́ Христа́ Бо́га о душа́х на́ших.


Кондаки

Глас 2:

Моля́щим тя тепле́йший засту́пниче/ и прося́щим скоре́йший послу́шателю,/ преподо́бне о́тче Иоа́нне,/ приими́ моле́ние на́ше/ и Христа́ умоли́ поми́ловати нас,/ Еди́наго Преблага́го и Многоми́лостиваго.

Икос:


Стихиры на "Господи, возвах"

Глас 1:

В по́стницех возсия́вшаго прообразова́ние,/ пусты́нное воспита́ние, ры́льскаго свети́льника/ словесы́ и пе́сньми, вси ве́рнии, да восхва́лим,/ зову́ще и глаго́люще:/ ра́дуйся, вели́кая сла́во, я́же в на́ша дни яви́ся,/ Иоа́нне преблаже́нне.

Всю наде́жду возложи́в Творцу́ твоему́ и Бо́гу,/ сама́го себе́ приве́л еси́ Влады́це,/ И́же, не́дра отве́рз, млеко́м тя воспита́/ ду́шу пита́ющих писа́ний и Небе́снаго Ца́рствия насле́дника тя сотвори́,/ все́ми ве́рными почита́ема,/ Иоа́нне преблаже́нне.

Ра́дуешися, ви́дев соверше́ние трудо́в твои́х,/ и́хже бо о́ко не ви́де, ни у́хо слы́ша,/ добро́ты ра́йския восприя́л еси́,/ све́тлое воздая́ние по́двигов твои́х,/ и ра́ка твоя́ на земли́ благода́ть источа́ет,/ те́ло твое́ неруши́мо иму́щи,/ Иоа́нне преблаже́нне.

Прииди́те, правосла́вных собо́ри,/ духо́вне возра́дуимся дне́сь,/ иде́же Богому́дрый Иоа́нн,/ в па́мять свою́ собра́л ны е́сть, к нему́ вопию́щих:/ ра́дуйся, пусты́нная красото́ и а́нгелов совсе́льниче;/ ра́дуйся, Ры́льская похвало́ и болга́ром сограждани́не;/ не преста́й моля́ся Христу́ Бо́гу/ о и́же ве́рою и любо́вию почита́ющих/ присночестну́ю и всепра́зднственную па́мять твою́.


Стихиры на стиховне

Глас 5:

Ра́дуйся, богому́дре Иоа́нне,/ Крести́телю тезоиме́нный/ и в утро́бе ма́терней от А́нгела нарече́нный,/ и непло́дови благода́тию ложесна́ разве́рзый,/ посто́м же и моли́твою стра́сти плотски́я умертви́вый,/ и в пусты́ни Ры́льстей я́ко звезда́ незаходи́мая возсия́вый,/ мрак грехо́вный всю́ду прогоня́ющая/ и тьму́ ересе́й облича́ющая/ си́лою Христа́ Бо́га на́шего,/ Его́же моли́ дарова́ти душа́м на́шим/ мир и ве́лию ми́лость.

Стих: Честна́ пред Го́сподем/ сме́рть преподо́бных его́.

Ра́дуйся, богому́дре Иоа́нне,/ струя́ми сле́зными пусты́ню напои́вый/ и па́жить зла́чную удобри́вый,/ и ста́до мона́шествующих на ней воспита́вый,/ и, к Бо́гу бесе́дуя пресве́тлою чистото́ю души́ твое́й,/ я́ко столп пресве́тлый, све́том благоче́стия/ сих путеводи́вый во двор о́вчий Па́стыря До́браго,/ Ца́рствие Христа́ Бо́га на́шего,/ Его́же моли́ дарова́ти душа́м на́шим/ мир и ве́лию ми́лость.

Стих: Блаже́н муж, боя́йся Го́спода,/ в за́поведех его́ восхо́щет зело́.

Ра́дуйся, богому́дре Иоа́нне,/ а́нгельских лико́в собесе́дниче/ и Вы́шняго Ца́рствия соприча́стниче,/ житие́ на земли́ пра́ведное вои́стинну/ доброде́тельне пожи́вый/ и пречи́стое зерца́ло яви́выйся,/ светозаре́ния лучи́ блиста́ющее;/ Ду́ха же Свята́го пребога́тне в себе́ всели́в,/ озаре́нием бу́дущая зрел еси́/ и вся предглаго́лал еси́/ светоявле́нием Христа́ Бо́га на́шего,/ Его́же моли́ дарова́ти душа́м на́шим/ мир и ве́лию ми́лость.

Пусты́нное возлюби́в житие́/ и а́нгельское восприи́м служе́ние,/ ми́ра возненави́дел еси́ ле́сть вре́менную/ и яви́лся еси́ Це́ркви свети́ло пресве́тлое,/ А́нгелом соприча́стник и пусты́нным боже́ственное украше́ние,/ скорбя́щим ра́дость, немощны́м исцеле́ние/ и всем ве́рным спасе́ние./ Но моли́ся Христу́ Бо́гу, всеблаже́нне Иоа́нне,/ мир вселе́нней дарова́ти/ и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.


Стихиры на хвалитех

Глас 6:

Десни́цею укрепля́емь Вседержи́теля,/ все отве́рг страсте́й безслове́сие,/ пло́ть ду́ху покори́л еси́/ и доброде́телей был еси́ пра́вило,/ мона́хов утвержде́ние,/ по́стников прописа́ние,/ преподо́бных удобре́ние./ И ны́не, неизрече́нную добро́ту зря Неразде́льныя Тро́ицы,/ Иоа́нне прему́дре,/ со дерзнове́нием моли́ся о душа́х на́ших.

Илии́ подо́бяся и Предте́чи Иоа́нну,/ возлюби́л еси́ безмо́лвие/ пусты́ни непрохо́дныя/ и, преспева́я в доброде́телех,/ дости́гл еси́ жела́ния кра́йняго,/ Иоа́нне прему́дре,/ те́мже, ра́дуяся, предстои́ши Трисия́нному Све́ту Святы́я Тро́ицы,/ от него́же нехода́тайственне/ Боже́ственный прие́мля зари́,/ со дерзнове́нием моли́ся о душа́х на́ших.

Любве́ ра́ди Христо́вы вся оста́вил еси́/ и в пусты́ню всели́лся еси́,/ ника́коже устраша́лся боре́ний врага́ неви́димаго,/ мно́гажды на тя мечта́нии находя́щаго/ и привиде́ния показу́ющаго,/ па́че же моли́твами твои́ми/ того́, я́ко прах, без ве́сти сотворя́я./ О, непоро́чныя души́ и кре́пкаго терпе́ния!/ Христу́ со дерзнове́нием моли́ся/ о душа́х на́ших.

Ра́дуется дне́сь страна́ Болга́рская,/ гора́ же Ры́льская весели́тся,/ торжеству́ющи во успе́нии твое́м, преподо́бне о́тче./ Ве́рных мно́жества земли́ Бо́лгарския,/ востру́бим трубо́ю пе́сней,/ благода́ть бо Ду́ха вся́кия трубы́/ благоле́пнейше нас созыва́ет к пе́нию Богоно́снаго отца́,/ в доброде́телех све́тлаго, в ве́ре богоразу́мнаго,/ в виде́нии высо́каго, во уче́нии неистощи́маго,/ наста́вника заблу́ждшим, изба́вителя плене́нным,/ исцеле́ние боля́щим, оте́честву всему́ вели́кое украше́ние./ Те́мже, того́ восхваля́юще, си́це к нему́ возопии́м:/ преподо́бне о́тче Иоа́нне,/ предста́ни рабо́м твои́м/ и спаса́й ста́до твое́ всегда́ моли́твами твои́ми.


Седальны

Глас 4:

Зва́нию Го́спода твоего́ после́довал еси́,/ мир оста́вил еси́ и вся ми́ра прекра́сная, преблаже́нне о́тче Иоа́нне,/ претерпе́л же еси́ усе́рдно озлобле́ние пусты́нное/ и му́жески отрази́л еси́ полки́ бесо́вския./ Те́мже при́сно твою́ па́мять пе́сньми восхваля́ем ве́рно.

Глас 5:

Пресе́льник быв от земли́ оте́чества твоего́/ и любо́вь всю земну́ю оста́вив,/ на го́ру возше́л еси́ и до Небе́с возвы́сился еси́ я́ко столп,/ челове́ки наставля́яй на пу́ть спасе́ния./ Те́мже и всели́лся еси́ в зе́млю кро́тких, Иоа́нне преподо́бне, о́тче наш.

Глас 8:

Виде́ние и дея́ние восприи́м, чу́вствия украша́я,/ житие́ упра́вил еси́ к Боже́ственным повеле́нием,/ и́ноком же яви́лся еси́ свети́льник пресве́тлый, наставля́яй к позна́нию./ Те́мже тя восхваля́юще, воспева́ем успе́ние твое́, богоно́се Иоа́нне, и любо́вию взыва́ем:/ моли́ Христа́ Бо́га согреше́ний проще́ние дарова́ти/ чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Глас 6:

По́стническия по́двиги поне́сл еси́ и страда́льческим венце́м увяза́лся еси́,/ с безпло́тными бо враги́ в телеси́ боря́ся и во́инства их низлага́я,/ удиви́л еси́ терпе́нием твои́м А́нгелы,/ и́хже житию́ во пло́ти поревнова́л еси́./ Но моли́ся Христу́ Бо́гу, о́тче Иоа́нне, спасти́ся нам.


Светильны

Пустынножи́теля вси Иоа́нна ве́рно восхва́лим,/ А́нгела земна́го и челове́ка Небе́снаго,/ чуде́с мно́жество неиждива́емо нам точа́щаго.


Каноны

Канон преподобного, глас 1 (основной)


Житие

Преподобный Иоанн Рыльский жил в конце IX – первой половине X века в царствование болгарских царей Бориса I (852–889), Владимира (889–893), Симеона (893–927) и Петра (927–969). Он родился около 876 года в семье благочестивых поселян в с. Скрино на правом берегу реки Струмы, на одном из склонов горного хребта Руен. Рано лишившись родителей, святой Иоанн в детстве был пастухом у чужих людей. Однажды хозяин стада избил мальчика за то, что тот потерял корову с теленком. Святой обратился за помощью к Богу, и Господь не только услышал его, но и явил чудо, из которого было видно, что отрок Иоанн – избранник Божий. Святой отрок нашел корову с теленком за Струмой, но пока он их искал, воды в реке прибавилось, и теленок не мог перейти через реку. Святой Иоанн помолился Богу, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял теленка и прошел с ним, как посуху, на другой берег. Хозяин, видевший это чудо, ощутил страх Божий и, щедро наградив отрока, отпустил его из своего дома.

Раздав имущество бедным, святой Иоанн поступил послушником в один из близлежащих монастырей (по всей вероятности, в монастырь во имя святого Димитрия, расположенный на вершине Руена). Там святой Иоанн научился читать и писать, стал изучать Священное Писание, Богослужебные книги, творения святых отцов. Через некоторое время он принял иноческий постриг и уединился в окрестном лесу, где поселился в сплетенной из хвороста хижине. Из-за нападения разбойников преподобный Иоанн вынужден был переселиться в пустынную местность в верхнем течении Струмы, где жил в пещере. Двенадцать лет подвизался он там, в подвиге поста и молитвы, а затем перешел на Рыльские горы. Не оставаясь долго на одном месте, святой Иоанн переходил по склонам вершин Бричебора, Царев верх и Еленин верх, пока не поселился в месте, называемом Голец. Долгое время преподобный Иоанн жил в дупле дерева, и звери не причиняли ему вреда. Все время святой плакал о своих грехах и молился.

По Промыслу Божию место подвигов преподобного Иоанна обнаружили пастухи. Молва о его святой жизни разнеслась по всей округе, и к отшельнику стали приходить страждущие. Видя страдания людей, преподобный стал молиться о болящих, которые по милости Божией исцелялись. Через некоторое время, желая безмолвствовать, преподобный Иоанн переселился в просторную пещеру на высокой скале. Здесь подвизался он более семи лет, претерпев много искушений от бесов. Подвижник носил длинную кожаную одежду, которая со временем превратилась в лохмотья, питался травами. Но и это место подвигов преподобного Иоанна было открыто.

Известие о нем достигло царского двора. Царь Петр отправил девять человек разыскать святого, чтобы взять у него благословение. С большим трудом посланцы царя нашли святого. Провидя, что путники пять дней ничего не ели, преподобный Иоанн предложил им небольшой хлеб, которым все они чудесным образом насытились, да еще половина хлеба осталась. Вернувшись, они рассказали о чуде царю, который сам пожелал увидеть святого. Но на пути встретились непроходимые места, и царь отправил послов с просьбой прийти к нему. В дар святому он послал золото и плоды. Смиренный отшельник отказался выходить из уединения и не принял золота. Царю он написал послание с поучением.

Через некоторое время поблизости от преподобного Иоанна стали селиться братия, искавшие уединения. Тогда преподобный основал у подножия скалы, недалеко от реки Рыло, монастырь. Сначала иноки жили в хижинах, затем на месте подвигов преподобного Иоанна возвели храм и соорудили келлии. Монастырь был общежительным; по преданию, вначале в нем подвизались шестьдесят шесть иноков.

Много лет преподобный Иоанн был игуменом основанной им обители, наставляя братий примером святой жизни и душеполезными назиданиями. Достигнув преклонного возраста, преподобный Иоанн оставил своим ученикам «Завет», в котором преподал правила иноческой жизни и духовные наставления. «Завет» преподобного Иоанна свидетельствует о высокой культуре и глубокой богословской мудрости автора. Преподобный Иоанн рекомендует в «Завете» читать «больше отеческих книг». При этом сам он цитирует «Паранесис» святого Ефрема Сирина (IV в.), наиболее ранний староболгарский перевод которого (два глаголических листа) был найден в Рыльском монастыре в 1845 году. Это обстоятельство, очевидно, указывает на тот факт, что именно в Рыльской обители был сделан первый перевод «Паранесиса» и, возможно, самим преподобным Иоанном Рыльским. То, что он в совершенстве знал греческий язык и читал святых отцов в подлиннике, не вызывает сомнения: в его «Завете», например, использованы творения преподобного Феодора Студита (759–826), которые в то время еще не были переведены на староболгарский язык.

В 941 году преподобный Иоанн избрал своим преемником любимого ученика Григория, сам же ушел в пещеру в затвор. Последние пять лет земной жизни преподобный Иоанн провел в безмолвии и молитве. Он мирно преставился ко Господу 18 августа 946 года, семидесяти лет от роду, и был погребен в притворе монастырского храма в каменной гробнице, которая сохранилась до нашего времени. Приблизительно тогда же была составлена первая служба преподобному, известная под названием «Рыльской». Отдельные фрагменты ее вошли в тексты позднейших служб.

Примерно через 30 лет преподобный Иоанн явился игумену Рыльского монастыря и повелел перенести его мощи в г. Средец (Софию). 18 октября святые мощи были открыты и обретены нетленными. Их перенесли в Средец и положили сначала в кафедральном соборе во имя святого апостола и евангелиста Луки и наконец в XII веке в новом храме во имя преподобного Иоанна Рыльского. При храме его имени был основан монастырь. Ко времени обретения мощей относится канонизация преподобного Иоанна.

В 1183 году венгерский король Бела ІII (1172–1196) захватил Средец и перенес святые мощи в свою столицу – город Гран (слав. Остригом, ныне г. Остергом). Однако через четыре года король по некоторым знамениям у гробницы святого понял, что преподобному не угодно пребывание в Остригоме, и возвратил святые мощи в Средец, богато украсив гроб золотом и серебром.

19 октября 1195 года, после освобождения Болгарии от византийской зависимости Асеном I (1187–1196), царь перенес святые мощи в новую столицу – Тырново. На холме Трапезица воздвигнули храм, в котором и были положены мощи преподобного Иоанна. В Тырново честные мощи находились и после взятия его турками в 1393 году, и лишь в 1469 году, по просьбе братии Рыльского монастыря и благодаря помощи вдовы султана Мурада II Марии (дочери сербского деспота Георгия Бранковича), были возвращены в обитель преподобного Иоанна, где и почивают доныне.

30 июня 1469 года, при игумене Давиде, святые мощи были торжественно положены в новой гробнице в храме Рыльской обители. Празднование возвращения мощей было установлено 1 июля.

После кончины преподобного Иоанна Рыльская обитель претерпела немало испытаний. В XI веке она перешла к Византии, а к концу XII века вновь вошла в пределы Болгарского царства. В XIII веке сведения о монастыре обрываются почти на столетие, вплоть до его возобновления протосевастом (одно из высших придворных званий в Сербии и Болгарии) Хрелем в 40-х годах ХIV столетия. В 1335 году Хрель построил в обители крепостную башню во имя преподобного Иоанна Рыльского и Пресвятой Богородицы. В верхней части башни был устроен храм в честь Преображения Господня.

В XV веке серб Владислав Грамматик написал «Повесть о перенесении мощей святого Ивана из Тырнова в Рыльский монастырь». В то же время грек Димитрий Кантакузин составил Житие с похвалой и службу святому. Оба автора были очевидцами перенесения святых мощей в 1469 году в Рыльский монастырь. Димитрий Кантакузин в самый день празднования, 1 июля, для множества собравшегося народа произнес похвальное слово в честь преподобного Иоанна.

Еще до перенесения честных мощей преподобного Иоанна в Средец произошло так называемое отделение десницы святого Иоанна. По мнению некоторых историков, святые мощи были перенесены в 980 году. Десницу святого рыльские монахи оставили в обители. Но вскоре им пришлось покинуть монастырь. Это было связано с переселением болгар во множестве на Русь из-за притеснения греков, захвативших к тому времени Восточную Болгарию и запрещавших болгарам совершать Богослужения на родном языке. Возможно, когда греки начали постепенно завоевывать Западную Болгарию, рыльские монахи также ушли на Русь, взяв с собой святыню обители – правую руку преподобного Иоанна. Известно, что в начале XI века на северо-западе Киевской Руси был построен город-крепость Рыльск. Первый храм, который построили жители города, был освящен во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом во имя святых мучеников Флора и Лавра, в день памяти которых преставился святой. Очевидно, там поселились бежавшие с Рыльских гор болгары. Возможно в этом храме хранилась и десница преподобного Иоанна.

Таким образом, преподобный Иоанн – первый южнославянский святой, которому на Русской земле был воздвигнут храм, и который стал одним из Небесных покровителей Русского народа. В 1240 году, по словам летописца, «только Рыльск сохранился от Батыева погрома». Во время осады жители города призвали на помощь своего покровителя. Преподобный Иоанн явился на городской стене, махнул платком, ослепил татар и таким образом спас Рыльск.

Начало всероссийского почитания преподобного Иоанна Рыльского условно относится к ХIV веку, так как его имя впервые обнаружено вписанным полууставом ХIV века в рукопись XII века – Галицкое Евангелие. Дальнейшие сведения о почитании преподобного Иоанна на Руси относятся к первой четверти XV века (Пролог 1429 года в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры). С XVI века имя преподобного Иоанна Рыльского упоминается во многих богослужебных книгах. Служба святому в обиходе Русской Церкви утвердилась с появлением печатных Миней, не ранее конца ХVII – начала XVIII века.

В 1645 году на Руси впервые была издана служба святому, а в 1671 году в типографии Киево-Печерской Лавры была напечатана «Служба с житием преподобного отца нашего Иоанна Рыльского», являющаяся также первым печатным изданием Жития святого, составленного болгарским Патриархом Евфимием в XIV веке.

Великий праведник и подвижник Русской Церкви протоиерей Иоанн Сергиев (родился в с. Суры Архангельской области 19 октября 1829 года, в день памяти преподобного Иоанна Рыльского) в память своего небесного тезоименного покровителя святого Иоанна основал в начале XX века в Петербурге женский монастырь. В этом монастыре впоследствии отец

Иоанн был погребен (†20 декабря 1908).

Литература:

1. Воскресенский Н., священник. Преподобный Иоанн Рыльский, чудотворец Болгарский. М., 1898

2. Дылевский Н. М. Рыльский монастырь и Россия в XVI-XVII веках. София, 1974.

3. Жития Святых (на болг. яз.). София, 1974, с. 320–321, 527–529.

4. Нестор, архимандрит. Преподобный Иоанн Рыльский. – ЖМП, 1976, № 8, с. 38–42.

5. Посвящается святой памяти отца Иоанна Кронштадского. – Русский паломник, 1909, № 4, с. 49–66.